Юнусов С. А.
Улучшение инвестиционного климата - необходимое условие повышения конкурентоспособности экономики Республики Дагестан
Республика Дагестан является самым южным приграничным регионом России и имеет прямой выход к международным морским путям. Республика граничит по суше и морю с пятью государствами - Азербайджаном, Грузией, Казахстаном, Туркменистаном и Ираном. Общая протяженность территории с юга на север составляет около 400 км, с запада на восток - 200 км. По размерам территории (50,3 тыс.кв. км) и численности населения (2,6 млн.чел.) Дагестан самая крупная республика на Северном Кавказе.
Через ее территорию проходят важнейшие железнодорожные, автомобильные, воздушные, морские и трубопроводные маршруты федерального значения.
Каспийское море является важнейшим рыбохозяйственным бассейном страны, биоресурсы которого включают мировые запасы редких и ценных осетровых ( 70% мирового запаса ) и частиковых пород. Протяженность береговой линии Каспия по территории РД составляет 540 км.
Республика богата минерально-сырьевыми ресурсами - нефтью, газом, бурым углем и горючими сланцами, твердым минеральным сырьем ( рудами черных и цветных металлов, нерудным минеральным сырьем и т.д.) из которых важнейшим являются нефть и газ. Потенциальные запасы составляют: нефти с газовым конденсатом - 509,3 млн.тонн, из них на суше - 169,3 млн.тонн; естественного газа - 877,2 млрд.куб.м, из них на суше 337,2 млрд.куб.м. Важным резервом для наращивания запасов и добычи углеводородов является шельф Каспийского моря.
В Южном Дагестане находится крупное месторождение меди. Эксплуатационные запасы оцениваются более чем в 60 млн.тонн медно-колчеданных руд и 3,5 млн. тонн цинко-колчеданных руд.
В Дагестане выявлено 255 источников и 15 месторождений минеральных лечебных вод: углекислых, сульфидных, бромных, йодо-бромных, кремнистых, железистых, мышьяковистых и слаборадоновых.
Гидроэнергетический потенциал республики составляет 55,2 млрд. кВт/ч, или почти 40% потенциала рек Северного Кавказа. Экономически высокоэффективная часть их сконцентрирована в наиболее крупных водотоках и достигает 16 млрд. кВт/ч.
В сравнении с другими регионами Южного федерального округа экономика Республики Дагестан в 2005 году по многим социально-экономическим показателям развивалась превышающими темпами. По данным 2005 года рост темпов большинства показателей экономического развития республики (промышленного производства, продукции сельского хозяйства, инвестиций, строительства, оборота розничной торговли и платных услуг населению) был заметно выше среднего роста в целом по Южному федеральному округу.
В прошедшем году наблюдалось увеличение внутреннего потребительского спроса, чему способствовали динамично растущие реальные располагаемые доходы населения, рост которых по предварительным данным составил 28,3 %. В тоже время увеличение объемов оборота розничной торговли и платных услуг происходило в условиях высоких цен на товары и услуги. Темпы инфляции (средний индекс потребительских цен) за прошедший 2005 год превысили уровень 2004 года на 1,4 % и составили 110,5 % к декабрю предыдущего года, а индекс цен производителей промышленных товаров был больше уровня 2004 года на 0,2 процентных пункта, составив 110,3 %.
Доходы консолидированного бюджета РД составили за январь-декабрь 2005 года по оперативным данным 22474,0 млн. руб., или 117,9 % к соответствующему периоду 2004 года. Поступление налоговых и неналоговых доходов составило 4624,5 млн. руб., или 108,2 % к уровню 2004 года. Средства из федерального бюджета получены в объеме 17849,5 млн. руб. (120,8 % к 2004 году). Доля налоговых и неналоговых доходов в общем объеме доходов бюджета составила 20,6 % (в 2004 году - 22,4 %), безвозмездных перечислений (трансферты и помощь из федерального бюджета) - 79,4 % (за 2004 год - 77,6 %). Увеличение уровня дотационности в прошедшем году по сравнению с предыдущим 2004 годом на 1,8 % объясняется невыполнением установленных годовых заданий по налоговым и неналоговым доходам и перевыполнением плановых назначений по поступлениям финансовой помощи из федерального бюджета. Недопоступление налоговых неналоговых доходов в прошедшем году наблюдалось практически по всем основным видам налогов и объясняется, как объективными, так и субъективными причинами.
Невыполнение задания по налогу на прибыль было связано со снижением налогооблагаемой базы по крупным налогоплательщикам ОАО НК «Роснефть-Дагнефть» и ООО «Каспийгазпром».
Кроме роста реальных денежных доходов на протяжении всего прошедшего года сохранялись положительные тенденции в динамике и других показателей, характеризующих уровень жизни населения республики. По предварительным данным в 2005 году по сравнению с предыдущим годом увеличилась среднемесячная номинальная заработная плата одного работника на 27,4 % (реальная -на 13,7 %).
Уровень зарегистрированной безработицы в процентах от экономически активного населения составил в конце прошлого года по оценке 5,0 % и снизился по сравнению с аналогичным уровнем 2004 года (5,4 %).
Общая численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ, оценивается за 2005 год в 179,0 тыс. человек, или 17,7 % от экономически активного населения республики, что незначительно меньше уровня 2004 года (17,9 %).
Но уровень общей безработицы и официально зарегистрированной оставался еще значительным по сравнению со средним значением по России и превышал его по оценке за 2005 год в 2,2 и 1,9 раза соответственно.
Численность экономически активного населения на конец 2005 года оценивается в 1011,2 тыс. человек, или 38,3 % от общей численности населения республики. В течение прошлого года численность занятых в экономике постепенно возрастала и увеличилась в среднегодовом исчислении по сравнению с 2004 годом на 5,7 тыс. человек (на 0,7 %).
Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в январе-ноябре 2005 года составил по предварительным данным 16832,7 млн. руб. и увеличился к соответствующему периоду предыдущего года на 39,0 % против 13,0 % в январе-ноябре 2004 года. Рост инвестиций в текущем году происходил на фоне сохранения благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и расширения внутреннего инвестиционного спроса, чему способствовали увеличение объемов промышленного производства и сферы услуг, реальных денежных доходов населения.
В последнее время в республике проводится определенная работа для повышения инвестиционной привлекательности Дагестана.
С этой целью в республике 26 мая 2005 года был проведен Экономический форум «Дагестан: новые региональные возможности», который прошел на достаточно высоком организационном уровне. В его работе приняли участие представители политической и бизнес-элиты России и зарубежных стран, всего свыше 500 участников и приглашенных, из них 89 - представители и ответственные руководители федеральных органов государственной власти и субъектов Российской Федерации, 114 - российских компаний и банковских структур, а также представители 28 иностранных компаний из Азербайджана, Украины, Болгарии, Казахстана, Франции, Италии, Германии, Турции, Англии, Китая, Словакии и других стран. По своему масштабу форум стал первым мероприятием такого рода и дал экономике республике не только новый импульс развития, но и продемонстрировал инвестиционные возможности, резервы и перспективы развития экономики РД, главной задачей которого было привлечение российских и иностранных инвестиций в экономику республики и работа которого должна способствовать налаживанию новых деловых контактов, углублению интеграции республики в российскую и мировую экономику. В рамках форума выработаны рекомендации, осуществлено подписание договоров и соглашений по реализации инвестиционных проектов. Наибольшее количество договоров и соглашений заключено в сфере топливно-энергетического комплекса, виноградарства и виноделия, транспортной системы, туризма и рекреации. На двух выставках «Инвестиционный потенциал Республики Дагестан» и «Российская нива» состоялась презентация инвестиционных проектов предприятий и организаций республики.
В области развития экономического сотрудничества республики с регионами России, странами ближнего и дальнего зарубежья проводится работа по улучшению условий и обустройству существующих пунктов пропуска на государственной границе с Республикой Азербайджан.
Рассматривается возможность открытия воздушного сообщения на регулярной основе между Российской Федерацией (Республика Дагестан) и приграничными государствами Азербайджан, Казахстан, Туркменистан, а также развитие транзитных перелетов через Махачкалинский аэропорт «Уйташ».
В республиканском бюджете Республики Дагестан на 2005 год для возмещения разницы процентных ставок по привлекаемым коммерческим кредитам на реализацию высокоэффективных и социально значимых инвестиционных проектов были предусмотрены ассигнования в сумме 200,0 млн. рублей. В целях привлечения инвестиций в республику, в прошедшем году между Правительством Республики Дагестан и крупнейшими банками страны - Сбербанком, Россельхозбанком и Внешторгбанком подписаны соглашения о сотрудничестве в сфере кредитования реального сектора экономики. За 2005 год 20 предприятий, получивших кредиты в банках, представили документы в Министерства экономики РД для участия в конкурсе на получение субсидий из республиканского бюджета. Из общего количества представленных инвестиционных проектов 15 были внесены Экспертным Советом Минэкономики на рассмотрение Республиканской Комиссии по проведению конкурсов на предоставление субсидий, 1 инвестиционный проект - отклонен, 3 - не прошли экспертизу в связи с некомплектностью документов, 1 - находится на экспертизе. В рамках реализации проектов предполагается создание более 2,4 тыс. рабочих мест и поступление налоговых платежей в бюджеты всех уровней 1582 млн. рублей.
Правительством Республики Дагестан в прошедшем году на основании решений Республиканской комиссии были приняты решения о выделении субсидий на общую сумму 92215,5 тыс. рублей. Фактически за 2005 год выделено субсидий на сумму 2285,4 тыс. рублей.
В целях развития промышленного производства республики, в соответствии с Законом Республики Дагестан от 3 декабря 2004 года № 35 «Об утверждении программы экономического и социального развития Республики Дагестан на период до 2010 года», Постановлением Правительства РД от 11 августа 2005 года № 132 утверждена Республиканская целевая программа развития промышленности Республики Дагестан на период до 2010 года. Основной целью Программы является организация производства конкурентоспособной продукции, увеличение объемов производства промышленной продукции, создание дополнительных рабочих мест. Так, в Программу включены мероприятия по реализации перспективных инвестиционных и инновационных проектов, направленных на техническое и технологическое совершенствование действующих производств, освоение выпуска импортозамещающей и экспортноориентированной продукции, развитию связей науки с производством и внедрению научно-технических разработок на предприятиях республики, использованию в полном объеме местных сырьевых и энергетических ресурсов. Задачами на ближайшую перспективу являются: вывод на полную мощность второго агрегата и строительство третьего энергоблока Ирганайской ГЭС, дальнейшая
реализация Программы строительства малых ГЭС, строительство и реконструкция электросетей, проведение поисково-разведочных работ, бурение новых скважин на Дагестанском секторе шельфа Каспийского моря и других перспективных участках в соответствии с Программой освоения шельфа, а также Дмитровском газовом месторождении, дальнейшее увеличение государственного оборонного заказа, приоритетное размещение заказов на закупки и поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд на предприятиях республики.
Стимулированию инвестиционного процесса в республике должно способствовать принятие законодательных и нормативных правовых актов по формированию Бюджета развития РД - Закона РД «О бюджете развития Республики Дагестан», постановлений Правительства РД «Об утверждении Порядка предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств Бюджета развития Республики Дагестан», «Об утверждении Положения о инвестиционных конкурсах в Республике Дагестан», «О предоставлении бюджетных кредитов для реализации высокоэффективных контрактов на производство и поставку продукции, в том числе на экспорт», «О порядке предоставлении субсидий из республиканского бюджета РД на выплату процентов по кредитам, выданным коммерческими банками предприятиям и организациям на реализацию высокоэффективных и социально значимых инвестиционных проектов».
Основу нормативной базы по привлечению дополнительных инвестиций в экономику РД составляют: Закон РД «Об инвестициях и гарантиях инвесторам в Республике Дагестан», Закон РД «О порядке отбора инвестиционных программ и проектов муниципальных образований, которым предоставляются субсидии для их долевого финансирования из фонда муниципального развития». В 2005 году был принят Закон Республики Дагестан «О государственной поддержке юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, реализующих инвестиционные проекты в Республике Дагестан с привлечением денежных средств кредитных организаций». Также внесен на рассмотрение проект Закона РД «О внесении изменений в Закон РД «О налоге на имущество организаций». Он предусматривает освобождение от налога на имущество вновь вводимых производственных мощностей на срок их освоения - на 3 года.
До недавнего времени инвестиционный процесс в республике имел весьма специфические черты. Главной особенностью, характеризующих всю совокупность финансово-экономических отношений в Дагестане, являлась парадоксальная, противоположная объективно присущей рыночной экономике направленность денежных потоков: отток капитала из производственного сектора в финансовый. Это, с одной стороны, усугубляло инвестиционный кризис в производственном секторе, а с другой - предопределило неустойчивость финансово-банковской системы, лишающей стабильной воспроизводственной основы.
Существующая институциональная среда для инвестиций является малоблагоприятной. Об этом свидетельствуют результаты, проведенного Междуна-
родным маркетинговым центром «Дагестан-Москва» мониторинга ситуации в секторе малого и среднего бизнеса в Республике Дагестан. Анкетирование проводилось с целью выявления проблем, волнующих предпринимательское сообщество республике.
В качестве основных респондентами были названы:
- высокая налоговая нагрузка - 19,9%;
- ограниченность финансовых средств - 14,7%;
- сложности с регистрацией - 7,2%;
- нестабильность законодательства - 8,3%;
- проверки контрольно-надзорных органов - 11.5%;
- высокие ставки арендной платы - 6,6%;
- проблемы сертификации - 5,2%;
- лицензирование - 5,7%;
- трудности с получением кредита - 7,5%;
- коррупция в органах власти - 5,5%;
- низкая квалификация персонала - 1,6%;
- криминальная обстановка - 2%;
- доступ к информации государственных и муниципальных органов - 1,5%;
- другое - 2,8%.
Как видно из результатов, криминальная обстановка меньше всего волнует предпринимателей и потенциальных инвесторов. Главное препятствие для них - налоговое бремя и чиновники государственных организаций.
При отборе инвестиционных проектов нужно иметь ввиду, что кроме положительного они могут нести и отрицательный эффект.
Негативные последствия от непродуманных инвестиционных проектов могут не только ухудшить экологическую, социально-экономическую ситуации, но и быть факторами политической нестабильности в Республике Дагестан.
К примеру, Программой экономического и социального развития РД до 2010 года предусматривается увеличить количество принимаемых гостей республики до 600 тысяч человек в год. Потенциальных инвесторов туризм в Дагестане может привлекать по следующим причинам: небольшие стартовые инвестиции; растущий спрос, в том числе и внутри республики, на туристические услуги; высокий уровень рентабельности небольшой срок окупаемости затрат. Однако нужно иметь ввиду, что при неправильной организации и при непрофессиональном менеджменте туризму в Дагестане могут сопутствовать следующие негативные явления:
- возможность роста цен на товары и услуги;
- колебания занятости из-за сезонного характера туризма;
- чрезмерная урбанизация и вытеснение традиционных видов деятельности;
- рост коммерциализации человеческих отношений, когда туристы рассматриваются только как источник наживы ( наблюдается во всех туристических странах );
- пренебрежение местными обычаями, что может привести к конфликтам с местным населениям (не учитывается менталитет).
Другими такими причинами может быть перераспределение сельскохозяйственных земель в пользу эффективных собственников. К примеру, руководители наиболее крупных производственных предприятий республики ( ОАО «Каспийгазпром», ГУП «Кизлярский коньячный завод», ФГУП «Махачкалинский международный морской торговый порт» и др.) согласны вкладывать большие суммы собственных средств в развитие виноградарческой отрасли республики только на условиях закрепления за ними массивов земель, гарантирующих возврат средств. Однако такое распределение сельскохозяйственных земель в условиях их нехватки в республике, может вызвать социальную напряженность в соответствующих районах республики, даже несмотря на возможный положительный экономический эффект от такого вложения.
Перечислим основные факторы, осложняющие инвестиционный процесс в республике:
1. Нерыночный статус экономики республики выражающейся в следующим:
- все базовые для экономики республики отрасли представлены предпри-ятиями-монополистами или олигополистами, которые не только монополизировали рынок , но и наращивают свой потенциал за счет профильных активов;
- наличие значительной доли теневого сектора в экономике республике, и как следствие ее криминализированность .
2. Наличие ограниченного круга лиц, разделивших в годы преобразований 90-х годов сферы экономического и политического влияния в республике и монополизировавших доступ к ресурсам.
3. Террористические вылазки бандподполья, которое, несмотря на свою малочисленность, создает в СМИ негативный образ республики как возможной инвестиционной площадки, а также, в ряде случаев может быть использовано другими силами в целях дестабилизации обстановки, например в канун принятия каких- либо важных инвестиционных программ и проектов.
4. Возможные конфликты военного характера в Каспийском регионе и как следствие возрастающие риски ( изменение сроков реализации проектов, возможный ущерб от боевых действий и т.п.).
5. Все еще низкая покупательная способность населения.
6. Слабая адаптированность менеджмента предприятий к новым реалиям работы в условиях конкуренции и опоры на собственные силы, иждивенческие подходы в отношениях с государством.
7. Отсутствие эффективного механизма капитализации сбережений населения и трансформации их в инвестиции.
8. Недостаток собственных средств на инвестиционные цели у многих предприятий и организаций республики и при этом ограниченные возможности получения и использования кредитных ресурсов из-за сохранения относительно высокой цены коммерческого кредитования.
9. Медленное внедрение ипотечного кредитования.
10. Отсутствие в республике единой государственной службы, которая обеспечивала бы контроль за деятельностью в инвестиционной сфере.
11. Неопределенность перспектив в связи со сменой руководства республики.
При таких условиях трудно рассчитывать на приток крупного частного капитала. В сложившихся объемах инвестиций в РД определяющую роль играют средства федерального и республиканского бюджетов, а также средства компаний контролируемых государством.
В связи с низкой инвестиционной привлекательностью региона часты ссылки на нестабильность связанную с контртеррористической операцией в Чеченской Республике и экономическую блокаду. Однако, в настоящее время эти факторы значительно ослабли. В то же время другие факторы (предпринимательские навыки дагестанского населения и т.п.), могли бы явиться хорошими предпосылками для улучшения инвестиционного климата республики.
Для улучшения инвестиционного климата республики в краткосрочной перспективе необходимо следующее:
1. Создать в республике сводный «инвестиционный портфель», где должен быть дан подробный перечень наиболее привлекательных инвестиционных проектов, реализации которых будут способствовать органы государственной власти.
2. Необходимо наметить так называемые «точки прорыва», реальные сектора экономики, по которым должна быть развернута широкая рекламная кампания с целью привлечения потенциальных инвесторов.
3. Необходимо подготовить для потенциальных инвесторов стартовые площадки. Недостаточно просто выделить землю, в задачи инвестора не входит проектирование и строительство инженерных и транспортных коммуникаций. Свой вклад в экономику, в том числе и в инфраструктуру, инвестор сделает в виде налоговых отчислений.
4. Совершенствовать механизм капитализации денежных сбережений населения для трансформации их в инвестиции, развивать фондовый рынок.
5. Нейтрализовать деятельность бандподполий на территории республики и сопредельных территориях, создающих негативный имидж для республики как возможной инвестиционной площадки.
6. Увеличить собираемость налогов, способствовать выводу экономики из теневого сектора.
Однако нужно иметь ввиду, что улучшения инвестиционного климата Республики Дагестан может произойти только при согласии и содействии всех слоев общества и в немалой степени политической и бизнес - элит, в том числе и нерегиональных.
Литература:
1. Социально-экономическое положение Республики Дагестан.- // Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по РД. -2005г.