Научная статья на тему 'Улучшение инвестиционного климата как главный вызов регионального развития'

Улучшение инвестиционного климата как главный вызов регионального развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
56
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / INVESTMENT ATTRACTIVENESS / РЕГИОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION / БРЕНД РЕГИОНА / REGION BRAND / КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / PERSONNEL POLICY / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / INVESTMENT PROJECT / ИНВЕСТОР / INVESTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чаркина Елена Сергеевна, Мирошников Сергей Николаевич

Улучшение инвестиционного климата регионов России является приоритетным направлением сотрудничества власти и бизнеса в целях социально-экономического развития территорий. Достижение стратегических целей, направленных на повышение благосостояния и уровня жизни граждан, содействие развитию бизнеса невозможно без привлечения инвестиций для реализации крупных, амбициозных проектов. Цель. Выделить и обосновать необходимость реализации инвестиционной политики на базе обоснованной стратегии, улучшения региональной кадровой политики, развития муниципальных образований и межтерриториальной кооперации, обязательность использования механизма проектного управления и брендирования регионов. Задачи. Проанализировать основные условия, на которые обращают внимание инвесторы при выборе места реализации своего проекта, - уровень экономического развития региона, профессиональную подготовленность населения, наличие и развитость инфраструктуры, условия спроса, политическую конъюнктуру и открытость/доступность органов власти, применяемые органами управления инструменты обеспечения благоприятного инвестиционного климата. Материалы. Эмпирической базой исследовании послужил справочный материал статистических сборников Росстата, статистические данные субъектов Российской Федерации, в том числе данные региональных докладов о социально-экономическом развитии, материалы научно-практических конференций и семинаров. Результаты. Показана зависимость инвестиционной привлекательности территорий от наличия институциональных условий, стимулирующих деловую активность и необходимость поддержки региональными и муниципальными органами власти инвестиционных проектов, особенно на начальном этапе разработки проектной документации, включая софинансирование и помощь в получении заключений и согласований, в ускоренном выделении земельных участков. Не менее важной является развитие кадровой политики и узнаваемости территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investment Climate Improvement as the Main Challenge of Regional Development

Improving the investment climate in the Russian regions is a priority area of cooperation between the authorities and businesses and aims to boost the territories' socio-economic development. It is impossible to achieve the strategic goals of improving the well-being and life quality of citizens and facilitating business development without attracting investment for the implementation of major, ambitious projects. Aim. This study aims to pinpoint and substantiate the necessity of implementing an investment policy based on the substantiated strategy of improvement of regional personnel policy, development of municipalities and interterritorial cooperation, and indispensable use of project management mechanisms and regional branding. Tasks. This study analyzes the main conditions considered by investors when selecting a location for project implementation: (1) regional level economic development, (2) professional qualifications of the population, sophistication of infrastructure, (3) demand conditions, (4) political environment and transparency/accessibility of the authorities, and (5) methods utilized by local authorities to ensure a favorable investment climate. Materials. This study uses reference materials provided by the Federal State Statistics Service, statistical data on Russian Federation subjects, including data on regional socio-economic development, and materials from scientific workshops and seminars, which serve as the empirical basis for the study. Results. This study demonstrates the correlation between the a territory's investment attractiveness and existence of institutional conditions stimulating business activity. This highlights the need regional and municipal authorities to support investment projects, particularly at the initial stage of project documentation drafting, including co-funding and assistance in obtaining certificates and ratifications as well as in accelerated allocation of land. The development of a personnel policy and promotion of territory recognition is equally important.

Текст научной работы на тему «Улучшение инвестиционного климата как главный вызов регионального развития»

Улучшение инвестиционного климата как главный вызов регионального развития

Investment Climate Improvement as the Main Challenge of Regional Development

УДК 332.14

Мирошников Сергей Николаевич

заместитель директора экспертно-аналитического центра региональных исследований института «Высшая школа государственного управления» Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Москва), кандидат физико-математических наук, доцент 119571, Москва, пр. Вернадского, д. 84, корп. 3

Sergey N. Miroshnikov

Expert and Analytical Center of Regional Researches (Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration)

Vernadskogo Ave 84/3, Moscow, Russian Federation, 119571

Улучшение инвестиционного климата регионов России является приоритетным направлением сотрудничества власти и бизнеса в целях социально-экономического развития территорий. Достижение стратегических целей, направленных на повышение благосостояния и уровня жизни граждан, содействие развитию бизнеса невозможно без привлечения инвестиций для реализации крупных, амбициозных проектов.

Цель. Выделить и обосновать необходимость реализации инвестиционной политики на базе обоснованной стратегии, улучшения региональной кадровой политики, развития муниципальных образований и межтерриториальной кооперации, обязательность использования механизма проектного управления и брендирования регионов.

Задачи. Проанализировать основные условия, на которые обращают внимание инвесторы при выборе места реализации своего проекта, — уровень экономического развития региона, профессиональную подготовленность населения, наличие и развитость инфраструктуры, условия спроса, политическую конъюнктуру и открытость/доступность органов власти, применяемые органами управления инструменты обеспечения благоприятного инвестиционного климата.

Материалы. Эмпирической базой исследовании послужил справочный материал статистических сборников Росстата, статистические данные субъектов Российской Федерации, в том числе данные региональных докладов о социально-экономическом развитии, материалы научно-практических конференций и семинаров.

Результаты. Показана зависимость инвестиционной привлекательности территорий от наличия институциональных условий, стимулирующих деловую активность и необходимость поддержки региональными и муниципальными органами власти инвестиционных проектов, особенно на начальном этапе разработки проектной документации, включая софинансирование и помощь в получении заключений и согласований, в ускоренном выделении земельных участков. Не менее важной является развитие кадровой политики и узнаваемости территории.

Ключевые слова: инвестиционная привлекательность, регионы Российской Федерации, бренд региона, кадровая политика, инвестиционный проект, инвестор

Чаркина Елена Сергеевна

старший научный сотрудник Центра инновационной экономики и промышленной политики Института экономики РАН (Москва), кандидат экономических наук 117218, Москва, Нахимовский пр., д. 32

Elena S. Charkina

Institute of Economy of the Russian Academy of Science

Nakhimovskiy Ave 32, Moscow, Russian Federation, 117218

Improving the investment climate in the Russian regions is a priority area of cooperation between the authorities and businesses and aims to boost the territories' socio-economic development. It is impossible to achieve the strategic goals of improving the well-being and life quality of citizens and facilitating business development without attracting investment for the implementation of major, ambitious projects.

Aim. This study aims to pinpoint and substantiate the necessity of implementing an investment policy based on the substantiated strategy of improvement of regional personnel policy, development of municipalities and interterritorial cooperation, and indispensable use of project management mechanisms and regional branding. Tasks. This study analyzes the main conditions considered by investors when selecting a location for project implementation: (1) regional level economic development, (2) professional qualifications of the population, sophistication of infrastructure, (3) demand conditions, (4) political environment and transparency/accessibility of the authorities, and (5) methods utilized by local authorities to ensure a favorable investment climate. Materials. This study uses reference materials provided by the Federal State Statistics Service, statistical data on Russian Federation subjects, including data on regional socio-economic development, and materials from scientific workshops and seminars, which serve as the empirical basis for the study.

Results. This study demonstrates the correlation between the a territory's investment attractiveness and existence of institutional conditions stimulating business activity. This highlights the need regional and municipal authorities to support investment projects, particularly at the initial stage of project documentation drafting, including co-funding and assistance in obtaining certificates and ratifications as well as in accelerated allocation of land. The development of a personnel policy and promotion of territory recognition is equally important.

Keywords: investment attractiveness, regions of the Russian Federation, region brand, personnel policy, investment project, investor

Социально-экономическое развитие российских регионов осуществляется на основе стратегий, которые служат базой текущих и среднесрочных программ экономической политики, а также предопределяют будущее развитие территорий. При этом наиболее сложной задачей является выбор способов и механизмов реализации выбранной стратегии. Приори-

m

0

1 О

ш о.

0

1

О ^

0

о;

s ^

с со s

1 0. ш

о

^ тетными направлениями сотрудничества власти и

1 бизнеса в целях социально-экономического развития х российских регионов являются привлечение инве-ш стиций, развитие взаимовыгодного сотрудничества, ^ направленного на реализацию крупных, амбициозных х проектов и внедрение в систему управления эффек-

2 тивных механизмов.

^ Реализация инвестиционных проектов должна быть ^ направлена на достижение целей регионального сок циально-экономического развития, на улучшение жизни граждан и содействовать развитию бизнеса. ^ На основе стратегии для каждого отдельного секто-^ ра экономики должны быть определены приоритеты ^ развития, механизмы достижения целей, объемы не-^ обходимых ресурсов и потребность в привлечении

3 частных инвестиций.

Улучшение инвестиционного климата способствует активизации инвестиционной деятельности, обеспечивает региональный экономический рост, влияет на эффективность производства и предпринимательства, содействует устранению недостатка товаров и услуг, а также создает условия для повышения уровня и качества жизни в регионе. Объем инвестиций, привлеченных в экономику, является одним из основных факторов, влияющих на социально-экономическое развитие любого региона, так как капиталовложения обеспечивают рабочие места населению и налоговые поступления государству. Механизмы и факторы, стимулирующие инвесторов вкладывать средства в регион, напрямую характеризуют его конкурентоспособность.

В настоящее время в Российской Федерации в целом и в ее регионах формируется целостная и единая система управления инвестиционной деятельностью. При этом вертикальная федеральная подчиненность сочетается с определенной самостоятельностью субъектов Федерации и их органов управления. Ключевыми целями на пути улучшения инвестиционного климата, роста объемов капиталовложений и количества реализуемых проектов являются создание благоприятной для инвестиций административной среды, обеспечение режима максимальной информационной открытости для потенциальных инвесторов, содействие инвесторам и максимальная информированность о ходе реализации проектов на территории.

Достижение указанных целей требует решения следующих задач:

• расширения инструментов государственной поддержки для привлечения инвестиций (в том числе из федерального бюджета), оказания всестороннего содействия инвесторам в реализации проектов, снижения административных барьеров и сроков разрешительных процедур для инвесторов;

• региональной поддержки муниципальных образований;

• совершенствования законодательства в сфере государственно-частного партнерства;

• реализации инфраструктурных проектов на территории региона;

• реализации мероприятий по развитию узкоспециализированных и монопрофильных территорий;

• организации работы по дальнейшему расширению межрегиональной и внутрирегиональной бизнес-кооперации между промышленными предприятиями и увеличению общего объема товарооборота;

• разработки и реализации государственных и муниципальных программ поддержки бизнеса;

• совершенствования механизмов государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

• обеспечения развития торговли и потребительской кооперации на селе, внедрения новых форматов продажи, продвижения продукции под товарной маркой «региональный продукт» и других региональных брендов;

• совершенствования и расширения направлений работы инфраструктуры поддержки предпринимательства.

Привлечение инвестиций — одна из важнейших задач для любого региона. Следует подчеркнуть, что возможный объем инвестиций всегда ограничен и не может удовлетворить потребности всех территорий. Данное ограничение является особенно значимым в существующих на сегодняшний день финансово-экономических условиях, когда инвесторы, учитывая риски кризисной ситуации, более тщательно оценивают возможности территорий и предлагаемые направления капиталовложений.

В условиях жесткой конкуренции между территориями за инвестиции, когда региональные органы власти и органы местного самоуправления вынуждены применять максимальное количество всевозможных инструментов обеспечения благоприятного инвестиционного климата, включая инструменты маркетинга, существует огромное многообразие условий, на которые обращают внимание инвесторы при выборе места реализации своего проекта — от экономического развития региона до социально-культурного уровня населения, логистики и географического положения, условий спроса, развитости сервисных и смежных отраслей, политической конъюнктуры и открытости/ доступности органов власти.

В числе факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность региона, принято учитывать эффективность использования природных ресурсов, которыми располагает территория, развитость инфраструктуры, совершенство законодательной и судебной власти, наличие кадрового потенциала и устойчивость политического и финансового состояния. В современных условиях на эти факторы существенно влияют макроэкономические процессы. Перед региональной властью, наряду с созданием благоприятных условий для развития экономики, остро встает задача наполнения доходной части бюджетов. В связи с этим приходится искать новые форматы работы с представителями бизнеса и населением.

В рамках формирования благоприятного инвестиционного климата следует учитывать, что наиболее ответственным этапом при разработке новых проектов является процесс принятия решений о целесообразности инвестирования на уровне собственников предприятий, финансово-кредитных организаций и органов государственной власти. Именно на этом этапе возникает вопрос о формировании понятной и эффективной системы оценки конкурентоспособности будущих производств, рентабельности и окупаемости проектов.

Ключевыми направлениями развития инвестиционной активности в регионах являются импортозаме-щение и экспортоориентированность. Это стимулы для технологического обновления промышленности и создания новых рабочих мест, позволяющие более точно нацелить производителей и инвесторов на стратегическое обеспечение полноценной рыночной конкурентоспособности своих компаний и производимых ими товаров и услуг без опоры на долговременную государственную административную поддержку, на запуск высокотехнологичных проектов, продукция

которых будет востребована в регионе, в стране и за рубежом.

Государственная поддержка оказывает существенное влияние на уровень привлечения инвестиций и успешность реализации инвестиционных проектов и должна быть не только категорийной (снижение налогов, предоставление льгот), но и специализированной, узконаправленной, предусматривающей, например, компенсации инвесторам затрат на инфраструктуру за счет будущих налоговых поступлений от проекта и иных финансовых механизмов, стимулирующих реализацию приоритетных инвестиционных проектов, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства [1]. При этом опыт многих государств и передовых регионов России подтверждает, что ключевую роль в решении проблемы не только импортозамещения, но и построения ориентированной на экспорт экономики может сыграть малый и средний бизнес.

В целях повышения инвестиционной привлекательности территорий необходимо проводить работу по разработке планов развития инфраструктуры, индустриализации и технологий. Они должны быть увязаны с процессом бюджетного планирования и финансовыми планами крупных игроков. План индустриализации должен включать в себя все проекты модернизации действующих и создания новых промышленных производств с расстановкой их по субъектам Российской Федерации и с определением конкретных мер поддержки, направленных на быстрейшее достижение результата со стороны органов федеральной, региональной, муниципальной власти, ресурсоснабжающих организаций и самого инвестора. Это же позволит сконцентрировать финансовые ресурсы и льготы, которые имеются в распоряжении всех уровней власти на таких проектах, а также выстроить под них инвестиционные программы компаний других отраслей.

Ключевой принцип, которым руководствуется инвестор в суждениях о целесообразности проекта, — принцип получения достаточной прибыли в долгосрочном аспекте, особенно в условиях дисбаланса процентной ставки и рентабельности в выбранных отраслях. Другими словами, важнейшей составляющей благоприятного инвестиционного климата является существование прозрачных и изученных рынков сбыта будущей продукции и осознание инвестором стратегических преимуществ участия в создании и развитии промышленного производства по сравнению с ведением деятельности на финансовом рынке.

В этой связи перед государственными и муниципальными органами управления стоит конкретный вызов по совершенствованию существующей системы управления инвестициями [2]. Необходим запуск механизма по оказанию субъектам инвестиционной деятельности поддержки по проведению анализа внутренних и внешних рынков, выявлению тенденций, проблем и новых явлений в отраслях.

В частности, для принятия взвешенного решения о вложении средств инвестору, реализующему перспективный экспортоориентированный проект, необходимо получить знания и навыки по основам внешнеэкономической деятельности, отраслевой структуре и особенностям рынков зарубежных стран, учитывать географический и другие факторы. Источниками информации в этом случае выступают федеральные (Минэкономразвития, Минпромторг), региональные органы власти, государственные институты развития (Российский экспортный центр,

Группа «Внешэкономбанка»). Только в условиях обе- ^ спечения доступа инвестора к исчерпывающей ин- =п формации о параметрах внутреннего и внешнего х рынка возможно формирование благоприятной среды ш для капитальных вложений, повышение степени при- х влекательности инвестирования в реальный сектор ^ экономики.

Следует признать, что массированное увеличение инвестиций в реальном секторе экономики в крат- ^ косрочном периоде представляет собой трудную за- к дачу. Однако в длительном процессе оживления ин- =Ц вестиционной деятельности осознание государством < приоритетной роли маркетинговых и коммерческих ^ факторов способно повлиять на разворот финансо- ^ вых потоков в промышленный сектор, стать одним из ^ этапов создания новой, более совершенной инвести- 2 ционной модели.

Главная задача, которую решает для себя инвестор, заключается в выборе наиболее перспективных и выгодных условий капитальных вложений. На сегодняшний день конкуренция среди регионов за привлечение инвесторов достигла максимального уровня. В каждом регионе созданы институты развития, разрабатываются инвестиционные площадки, инвестиционные парки и совершенствуется региональное законодательство, предусматривающее различные меры государственной поддержки для повышения инвестиционной привлекательности. В то же время практически в каждом из регионов присутствуют такие существенные проблемы, как недостаток инженерной инфраструктуры, дефицит энергетических мощностей, которые не могут быть решены государством в оперативном порядке, но должны быть нивелированы путем предоставления мер государственной поддержки.

За лучшими региональными практиками создания инвестиционного климата стоит не только система финансовых мер государственной поддержки. Сегодня практически каждый субъект Федерации предлагает инвесторам субсидии, налоговые льготы и государственные гарантии. Лучшие практики содержат новую культуру отношения власти к инвесторам. Безусловно, финансовые меры поддержки важны, но очень часто инвестор идет в тот регион, где ему предоставят наилучший сервис, под которым в большей степени имеются в виду нефинансовые меры поддержки и заинтересованность в решении проблем инвестора.

В ряде регионов разрабатываются инвестиционные стандарты, одним из пунктов в которых является умение слушать и слышать бизнес. Поэтому важным аспектом в улучшении инвестиционного климата является слаженная работа региональных управленческих команд и внедрение проектного подхода при работе органов власти с инвестором, инвестиционными проектами. Отказ от управления процессами, в первую очередь, позволяет увеличить результативность деятельности органов власти и удовлетворенность населения за счет успешной реализации проектов, повысить эффективность использования имеющихся бюджетных средств.

Проектное управление, ориентированное на достижение конкретного результата, в конкретные сроки, с конкретным качеством, с использованием конкретных ресурсов в виде людей, времени и денег, — это своего рода «революция» в государственном управлении. На данный момент почва для нее уже создана: регионы привыкли работать в формате «дорожных карт», повсеместно создаются «проектные офисы»,

^ утверждены методические рекомендации Минэко-

1 номразвития России и Агентства стратегических ини-х циатив. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что ш прямое применение лучших практик и копирование ^ применяемых в успешных регионах и муниципальных х образованиях технологий не является целесообраз-

2 ным. Предлагаемые инструменты должны корректи-^ роваться через призму существующей региональной ^ и муниципальной специфики.

к Полагаем, что полный переход от процессно-ори-ентированной системы управления, при которой цели ^ достигаются в рамках текущей деятельности, к про-^ ектно-ориентированной системе в государственном ^ управлении произойдет в ближайшие годы. В связи ^ с этим необходимо уделять особое внимание управ-

3 лению мотивацией участников проектов, в том числе своевременной и качественной реализации проектных мероприятий, принятию своевременных кадровых решений о проведении дополнительного обучения работников, созданию системы поощрений и наказаний как материальных, так и моральных, обеспечению открытости и тесной информационной связи всех участников проекта.

Внедрение проектного управления в инвестиционной сфере должно, прежде всего, создать заинтересованность в достижении конкретного результата, к примеру, в завершении реализации конкретного инвестиционного проекта сотрудников всех региональных органов власти, а не только профильных ведомств, отвечающих за инвестиционный климат. Кроме того, внедрение проектного управления должно значительно сократить сроки реализации инвестиционных проектов за счет повышения эффективности межведомственных взаимодействий.

Применение проектной схемы регионального управления дает гарантию четкого понимания поставленных задач проектными командами, в результате чего будут получены планировавшиеся результаты. Проектный подход к управлению позволит региональным органам власти унифицировать реализацию проектов в различных сферах экономики, применять единые принципы планирования сроков и бюджетов проектов с учетом рисков, типовых для проектов операций и этапов.

В целях решения вопросов поддержки инвестиционных проектов недостаточно формирования специализированного агентства или иного «назначенного лица», которое лишь сопровождает сотрудников инвестора, не всегда обладая специальными знаниями и необходимыми полномочиями. В ряде случаев, и такая практика отмечается в успешных регионах, более эффективным является создание отдельной рабочей группы для каждого направления, например строительства новых индустриальных парков или для группы проектов в одном кластере.

В рамках каждой проектной команды или проектного офиса должны быть сформированы вертикально организованные команды из сотрудников, принимающих или готовящих принципиально важные для реализации инвестиционных проектов решения. Данные работники должны быть морально и материально мотивированы к достижению результата — решению конкретного вопроса по компетенции, необходимого для запуска инвестиционного проекта. В этой ситуации административные барьеры становятся препятствием не только и не столько для инвесторов, сколько для самих работников органов власти и местного самоуправления. Их устранение позволит оптимизировать и ускорить принятие решений.

Построение модели эффективной работы в данном направлении должно быть основано на принципах меж- и мультидисциплинарности, а также взаимосвязи и взаимозависимости технологий управления в государственных и негосударственных структурах. Эффективная региональная команда — главный секрет создания благоприятного инвестиционного климата. Как уже отмечалось, административная привлекательность территорий практически сравнялась, поэтому инвесторы обращают внимание на другие составляющие — наличие кадров, качество жизни и социальной среды.

Особое значение приобретает вопрос подготовки квалифицированного персонала, способного эффективно справляться со сложными задачами. Наличие подходящих кадров и инфраструктуры снижает издержки инвесторов, поэтому они предполагают значительные, устойчивые инвестиции для региона [3].

Воспроизводство кадрового потенциала предполагает формирование нескольких пластов научно-образовательной системы, тесно вплетенных в производственную региональную цепочку, внедрение и реализацию кластерной политики совместно с крупными предприятиями, учебными заведениями и научными организациями, в том числе применение системы дуального образования. Необходимо способствовать развитию отраслевых кластеров вокруг существующих научно-производственных территориальных комплексов.

Одними из существенных ресурсов территории, определяющих ее экономическую, политическую, социальную перспективу, становятся в настоящее время имидж и бренд региона [4; 5]. Во многих субъектах Федерации на одно из первых мест среди приоритетов деятельности органов государственной власти выдвигается формирование позитивного имиджа региона. Формирование узнаваемого бренда способствует привлечению внимания к данной территории, дает возможность органам власти более эффективно лоббировать интересы региона, улучшать инвестиционный климат, получать дополнительные ресурсы для развития региональной экономики. Позитивный имидж региона является весомым фактором улучшения инвестиционного климата и развития территории в условиях конкурентной среды [4].

Наличие узнаваемого бренда региона обеспечивает идентификацию субъекта Федерации внутри страны и за ее пределами и его представление в выгодном для территории свете. Бренд региона должен отражать наиболее характерные особенности природного характера, а также традиций населения территории, выполнять объединительную функцию, направляя всех жителей территории на выполнение общих задач. Бренд региона, по сути своей, объединяет его миссию и стратегию развития.

Улучшение инвестиционного климата в регионе требует уделять внимание развитию муниципальных образований, повышению их инвестиционной привлекательности, технологиям создания и продвижения инвестпроектов, программам развития предпринимательства. Можно уверенно сказать, что в основе инвестиционной привлекательности стран и регионов, их успехов в экономике лежит реальная ситуация в муниципалитетах, поскольку именно они составляют любой регион, а в конечном итоге государство в целом.

Работа по развитию муниципальных образований, если брать укрупненно, может состоять из нескольких этапов. В их число входит и создание системы ком-

муникаций, когда любой инвестор взаимодействует не только с подразделениями федеральных органов власти, региональным правительством и институтами развития, но и с муниципальными администрациями, а также ресурсоснабжающими организациями. Кроме того, для всех муниципалитетов должны быть определены показатели роста экономики, к которым им необходимо стремиться.

Использование органами управления муниципалитетов лучших практик других регионов и муниципальных образований в виде готового к внедрению муниципального стандарта также способствует развитию, как и регулярная учеба и повышение квалификации высших должностных лиц, депутатов и специалистов органов местного самоуправления. Еще одним этапом развития может быть введение системы рейтинго-вания и мониторинга муниципальных образований и их органов власти. По итогам года формируется свод показателей статистики, реестр инвестиционных проектов, где указано, сколько и каких проектов приходится на каждую конкретную территорию и мнение экспертов, представляющих бизнес, которые ложатся в основу указанного рейтинга. Если в регионе создана система стимулов и антистимулов по итогам рейтинга, то успешные муниципальные образования получают реальные дополнительные средства в свои бюджеты развития.

В любом субъекте Федерации из всех муниципальных образований лишь некоторые имеют достаточные собственные доходы для исполнения своих полномочий и бюджетных обязательств в полном объеме. В большинстве же отмечается недостаточность доходов местных бюджетов, вследствие чего не все органы местного самоуправления способны выполнять свои обязанности на уровне, определенном законодательством. Следует отметить, что такие же различия наблюдаются и в региональном развитии. Поэтому представляется целесообразным строить территориальное развитие на основе межмуниципальной и межрегиональной кооперации, межтерриториального сотрудничества, которое обусловлено выгодностью осуществления совместных инфраструктурных проектов, объединением ресурсных потенциалов для укрепления общих конкурентных позиций.

Реализация совместных межрегиональных проектов позволит эффективнее реализовать имеющийся потенциал и преимущества территорий: • использовать выгоды совместного экономико-географического положения и транзитных возможностей территорий. Совместная модернизация транспортной инфраструктуры обеспечит возможности для развития различных видов инвестиций, увели-

чения пассажиро- и грузопотоков, расширения воз- g

можностей экономического развития территорий, =п

увеличения притока финансовых ресурсов. В миро- х

вой практике накоплен достаточный опыт создания ш

транспортных узлов агломерационного значения, х

что свидетельствует о высокой эффективности ре- ^

ализации таких проектов в целях экономического ^ развития территорий;

• наличие более широкой и развернутой системы ^ подготовки профессиональных и научных кадров к позволит повысить эффективность использования =Ц трудовых ресурсов; <

• совместное использование органов управления ^ позволит добиться снижения административных ^ расходов на каждой территории и повышения эф- g фективности реализации проектов. s

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Короткин К. Р. Необходимость и особенности формирования имиджа региона // Дневник алтайской школы политических исследований. 2008. № 24. С. 32-35.

2. Миронов М. С. Брендинг региона: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rusnauka.com/22_PNR_2009/ Economics/50129.doc.htm.

3. Орешин В. П. Система государственного и муниципального управления: Учеб. пособие для вузов по специальности «Государственное и муниципальное управление». М.: Инфра-М, 2010. 320 с.

4. Региональная экономика и управление: Учебник / Под общ. ред. А Л. Гапоненко, Ю. С. Дульщикова. М.: Изд-во РАГС, 2006. 616 с.

5. Чаркина Е. С. К вопросу об опережающем социально-экономическом развитии отдельных территорий регионов России // Управленческое консультирование. 2015. № 9 (81). С. 105-111.

References

1. Korotkin K. R. Neobkhodimost' i osobennosti formirovaniya imidzha regiona [The need and features of the formation of the region's image]. Dnevnik altayskoy shkoly politicheskikh issledovaniy, 2008, no. 24, pp. 32-35.

2. Mironov M. S. Branding the region. Available at: http://www. rusnauka.com/22_PNR_2009/Economics/50129.doc.htm. (in Russ.).

3. Oreshin V. P. Sistema gosudarstvennogo imunitsipal'nogo up-ravleniya [Sate and municipal management system]. Moscow, INFRA-M Publ., 2010. 320 p.

4. Regional'naya ekonomika i upravlenie [Regional economics and management]. Moscow, Russian Academy of State Service Publ., 2006. 616 p.

5. Charkina E. S. K voprosu ob operezhayushchem sotsial'no-ekonomicheskom razvitii otdel'nykh territoriy regionov Rossii [On the issue of advance socio-economic development of certain areas of Russian regions]. Upravlencheskoe kon-sul'tirovanie, 2015, no. 9 (81), pp. 105-111.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.