Научная статья на тему 'Улучшение инвестиционного климата и повышение инвестиционной привлекательности региона'

Улучшение инвестиционного климата и повышение инвестиционной привлекательности региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4411
352
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫМ ПРОЦЕССОМ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / УПРАВЛЯЕМЫЕ И НЕУПРАВЛЯЕМЫЕ ФАКТОРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Печенкина В. В., Комаревцева О. О.

В статье проанализированы и обоснованы подходы к развитию понятий «инвестиционный климат» и «инвестиционная привлекательность», представлена структурная модель и модельная программа ключевых мер по улучшению инвестиционного климата в Орловской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Печенкина В. В., Комаревцева О. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Улучшение инвестиционного климата и повышение инвестиционной привлекательности региона»

УДК [330.322:332.1](470.319)

Печенкина В.В.,

профессор кафедры теории хозяйства и управления человеческими ресурсами Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, канд. экономических наук, старший научный сотрудник (Российская Федерация, г. Орёл)

Комаревцева О.О.,

студентка 4-го курса факультета «Экономика и менеджмент» Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Российская Федерация, г. Орёл)

улучшение инвестиционного климата и повышение инвестиционной

привлекательности региона

В статье проанализированы и обоснованы подходы, к развитию понятий «инвестиционный климат.» и «инвестиционная привлекательность», представлена структурная модель и. модельная программа ключевых мер по улучшению инвестиционного климата в Орловской области.

Ключевые слова: инвестиционный климат, инвестиционная, привлекательность, управление инвестиционным, процессом, инвестиционная, активность, управляемые и. неуправляемые факторы..

Стремление к обеспечению привлекательности инвестиционного климата, демонстрируемое в последнее время на федеральном, региональном и даже муниципальном уровнях, делает необходимым уточнение его содержания, определение структуры и ключевых мер по его улучшению. Не менее важно и выяснение того, как та или иная составляющая инвестиционного климата с точки зрения направленности и тесноты связи влияет на его общее состояние, на каком уровне и каким образом может быть оказано воздействие, ведущее к положительным изменениям.

Несмотря на многочисленность определений понятия «инвестиционный климат», подавляющее их большинство в целом сходно. Инвестиционный климат — это обобщенная характеристика совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических, социокультурных условий, оказывающих влияние на приток инвестиций в хозяйственную систему [1]. То есть, исходя из данного определения, можно по-

дойти к понятию инвестиционного климата как к интегральной характеристике предпосылок инвестирования в конкретные объекты.

Кроме того, понятие «инвестиционный климат» некоторыми специалистами по сути рассматривается как синоним понятия «инвестиционная привлекательность» [2]. Однако это не совсем правомерно. Инвестиционная привлекательность — это совокупность признаков, определяющих и оценивающих приток капитала. Тем самым она рассматривается наряду с инвестиционной активностью как одна из составных частей инвестиционного климата.

Одним из наиболее популярных в процессе оценки инвестиционного климата региона является факторный подход. Он предполагает, что уровень инвестиционного климата региона определяется совокупностью обобщающих оценок по основным направлениям, которые, в свою очередь, складываются из оценок по конечному числу частных показателей и параметров в рамках каждого из направлений. В наиболее простом вари-

анте такой подход предполагает использование двух факторных групп. К ним относятся экономические и политические факторы. Другие авторы в своих работах исходят из значительно более широкого с точки зрения содержания перечня факторов формирования инвестиционного климата региона, включающего экономический потенциал, условия хозяйствования, рыночную среду, политические, социальные и социально-культурные, а также организационно-правовые и финансовые факторы.

Исходя из многофакторности понятия инвестиционного климата, представим структурную модель улучшения инвестиционного климата региона на примере Орловской области (рис. 1).

На наш взгляд, данная модель включает в себя три основные составляющие: инвестиционная привлекательность, управление инвестиционным процессом, инвестиционная активность. Каждый из представленных элементов имеет свой алгоритм по улучшению инвестиционного климата региона.

Рис. 1 ласти

Структурная модель улучшения инвестиционного климата Орловской об-

Отдельно в представленной структурной модели улучшения инвестиционного климата Орловской области следует выделить блок критических факторов формирования инвестиционного климата региона. Под ними мы пониманием такие факторы, которые в сколько-нибудь значительной степени не могут формироваться органами управления государства, региона, муниципалитета, хозяйствующих субъектов (или их групп) как субъектами управления инвестиционными процессами на данной территории. К ним прежде всего относится природно-ре-сурсный потенциал территории, который является базой для выделения отраслей специализации ее экономической системы в межрегиональном и международном разделении труда. Выделение таких отраслей не зависит от чьих-либо пожеланий, моды, политической конъюнктуры и т.п., а представляет собой объективный процесс оценки имеющегося природного потенциала и выбора наиболее рациональных путей его устойчивого использования с учетом прогноза изменений внешней рыночной среды.

Другими критическими факторами, определяющими уже не инвестиционную привлекательность Орловской об-

ласти, а результативность и эффективность управления инвестиционными процессами, являются процесс и результат принятия решения инвестором. В отличие от первого критического фактора для него характерны, во-первых, отсутствие исчерпывающей (и даже достаточной) информации относительно методик оценки ситуации и алгоритмов принятия инвестиционных решений и, во-вторых, их высокий субъективизм, подверженность влиянию со стороны средств массовой информации, принятых стереотипов, моды и т.д. Фактически данная составляющая процесса формирования инвестиционного климата региона и задает его объективную неопределенность, т.к. в отличие от других не может быть «просчитана» со сколько-нибудь высокой вероятностью.

Анализ составляющих рассматриваемой структурной модели указывает на необходимость разработки программы ключевых мер по улучшению инвестиционного климата в Орловской области как составной части инвестиционного процесса.

Предлагаемая модельная программа объединяет в себе основные цели оптимизации инвестиционного процесса и его субъекты (рис. 2).

Рис. 2 — Модельная программа ключевых мер улучшения инвестиционного климата региона

Используя успешный международный опыт и опыт других регионов по привлечению инвесторов, выявляя лучшую и худшую практику создания инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, можно сформулировать и объединить в рамках модельной программы ключевые меры улучшения инвестиционного климата применительно к Орловской области:

— создание благоприятной административной среды;

— налоговое стимулирование инвестиций;

— формирование привлекательных тарифных условий;

— создание региональной системы подготовки и переподготовки кадров.

1. Создание благоприятной для инвестиций административной среды требует в первую очередь активной, компетентной работы губернатора по улучшению инвестиционной привлекательности региона. Губернатор — ключевое лицо в улучшении инвестиционной привлекательности региона, т.к. именно он обеспечивает проведение целенаправленной политики и компетентность органов власти конкретного региона, формирует диалог с бизнесом и инвесторами. Основными мерами создания благоприятной административной среды являются:

— учреждение специализированного агентства по привлечению инвестиций и работе с инвесторами, концентрирующего необходимый административный ресурс и его компетенцию;

— организация оперативной связи и эффективного взаимодействия инвесторов с руководством региона и решение в режиме «он-лайн» возникающих в процессе инвестиционной деятельности проблем и вопросов;

— принятие публичного регламента по работе с инвесторами, обеспечивающего практическую реализацию принципа «одного окна» и выполнение, по желанию инвестора, всех разрешительных и согласовательных процедур силами специализированного агентства;

— создание подготовленной для инвестиций инфраструктуры (концентрация усилий власти на реальных нуждах и потребностях инвесторов);

— формирование финансовых механизмов привлечения и поддержки инвестиций.

Действенность этих мер потребует от Правительства региона прежде всего перехода от логики «бюджетных расходов» к логике «бюджетных инвестиций в расширение налоговой базы региона».

Такая логика предполагает оценку по каждому конкретному инвестиционному проекту его бюджетной эффективности и определения на этой основе экономически оправданного объема и мер его возможной финансовой поддержки со стороны региона.

Кроме того, важным является формирование в структуре региональной администрации компетентной команды финансистов, способной обеспечить использование возможностей международных и российских институтов развития, инвестиционных и банковских структур, налаживание с ними регулярного взаимодействия и ведение профессионального диалога, а также создание в регионе филиалов и представительств инвестиционных и банковских структур, специализированных фондов; стимулирование спроса на продукцию создаваемых инвесторами производств, потенциал которого на региональном уровне концентрируется прежде всего в государственных закупках и закупках госкомпаний, импортозамещении, развитии экспорта и кластерном развитии. Основными мерами стимулирования спроса являются:

— разработка долгосрочного плана госзакупок и закупок госкомпаний, при реализации которого закупались бы качественные товары по обоснованным ценам;

— разработка регионального плана создания конкурентоспособных импортозамещающих производств;

— субсидирование затрат предприятий по продвижению своей продукции;

— создание в регионах центров кластерного развития.

2. Налоговое стимулирование является неотъемлемым элементом процесса привлечения инвестиций. Его совершенствованию могла бы послужить более тонкая настройка налогового стимулирования на основе определения по каждому кон-

кретному инвестиционному проекту интегрального эффекта для экономики региона предоставления налоговых льгот.

3. Формирование привлекательных тарифных условий для инвестиций состоит в первую очередь в устранении непрозрачности и непредсказуемости тарифов на услуги компаний — естественных монополий. Изменение ситуации возможно прежде всего при обеспечении детальной информации о составе и величине текущих расходов и инвестиций компаний — естественных монополий. Информация должна стать доступной в том числе путем ее размещения на специализированном Интернет-портале об инвестиционной деятельности в регионе.

4. Создание региональной системы подготовки и переподготовки кадров и обеспечение ими создаваемых в результате инвестиций производств обусловливает:

— создание в регионе центра формирования и развития технологических компетенций;

— обучение сотрудников Правительства региона ведению инвестиционной деятельности, привлечению прямых инвестиций и работе с инвесторами, регулярное повышение их квалификации в ведущих университетах и бизнес-школах, включая зарубежные;

— ориентацию образовательной системы региона на реальные нужды и потребности инвесторов;

— создание современных центров подготовки рабочих специальностей.

Тем самым практическая реализация данных мероприятий должна исходить из понимания инвестиционного климата как комплекса мер, эффективных в соответствии с четко определенным алгоритмом запланированных действий.

Таким образом, исходя из лучших практик создания инвестиционного климата, необходимо выстраивать принципиально новую культуру отношения власти к инвесторам. В центре этой культуры должно быть осознание того реального факта, что инвестора нужно не обременять, а создавать для него благоприятные условия и помогать достичь долгосрочной успешности реализуемого проекта. Тогда цели власти по решению проблем социально-экономического развития региона на основе повышения его конкурентоспособности будут успешно решены.

Библиографический список

1. Кузенкова А.Г. Инвестиционный климат в региональном измерении (на примере г. Санкт-Петербурга) // А.Г. Кузенкова. - Власть. 2012. № 1. - С. 25.

2. Яковлева Л. Инвестиционная привлекательность производственного потенциала региона // Л. Яковлева. Государственная служба. 2008. № 4. - С. 157.

3. Гусев В.В. Инвестиционный климат и деятельность органов власти по привлечению реальных инвестиций: социальный аспект (на примере Саратовской обл.) // В.В. Гусев. Власть. 2011. № 11. - С. 62.

Pechenkina V.V., e-mail: peshenkinaw@rambler.ru

Professor of the department of "Economic theory and human resource management" of the Russian Academy of National Economy and Civil Service under the President of the Russian Federation, Candidate of Economic Sciences, Senior Researcher (Russian Federation, Orel). Komarevtseva o.o., e-mail: peshenkinaw@rambler.ru

4th year student of the faculty of "Economics and Management" of the Russian Academy of National Economy and Civil Service under the President of the Russian Federation (Russian Federation, Orel).

investment climate improvement and the increase of investment

attractiveness of the region

The approaches to the development of the concepts "investment climate" and "investment attractiveness" are analyzed and grounded in the article; a structural model and the model program of key actions to improve the investment climate in the Orel region are presented.

Key words: investment climate, investment attractiveness, investment management, investment activity, managed and unmanaged factors.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.