Научная статья на тему 'УЛУЧШЕНИЕ ЭРГОНОМИКИ РАБОЧЕГО ПРОСТРАНСТВА В ОРГАНИЗАЦИЯХ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ: НА ПРИМЕРЕ СФЕРЫ ТУРИЗМА'

УЛУЧШЕНИЕ ЭРГОНОМИКИ РАБОЧЕГО ПРОСТРАНСТВА В ОРГАНИЗАЦИЯХ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ: НА ПРИМЕРЕ СФЕРЫ ТУРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
164
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА / ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА / ЭРГОНОМИКА / ТУРИЗМ / ПАНДЕМИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семенова Эльмира Хусеевна, Мхеидзе Лия Ревазовна, Селим Мохамед Салах Эль Дин, Урусов Сафар Борисович

В статье рассмотрены особенности научной организации рабочего пространства с точки зрения эргономичности рабочего места на примере туристической индустрии, обозначены основные проблемы, связанные с отсутствием у сотрудников должного понимания эргономики рабочего места в условиях пандемии, которые были выявлены в ходе проведенного исследования текущего состояния и будущей эволюции рабочего пространства. Ситуация, инициированная COVID-19, изменила способ работы многих компаний и требует постоянного переосмысления подходов к улучшению условий труда, чем обусловлена необходимость обучения персонала нормам эргономики рабочего места с использованием технологий и соблюдением мер безопасности, которые являются ключевыми моментами в процессе его трансформации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Семенова Эльмира Хусеевна, Мхеидзе Лия Ревазовна, Селим Мохамед Салах Эль Дин, Урусов Сафар Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE ERGONOMICS OF THE WORKSPACE IN ORGANIZATIONS IN A PANDEMIC: THE EXAMPLE OF THE TOURISM SECTOR

The article consider the features of the scientific workspace organization from the point of ergonomics view (on example of the tourism industry), identifies the main problems connecting with the lack of employees’ proper knowledge of the ergonomical workplace in a pandemic, which have identified during the study of the current situation and future evolution of the workspace. The situation triggered by COVID-19 has changed the way many companies working and will continue to have a major impact on organization work, requiring constant rethinking of approaches to improving working conditions by educating staff on workplace ergonomics using technology and safety measures, which are main keys in the process of workplace transformation.

Текст научной работы на тему «УЛУЧШЕНИЕ ЭРГОНОМИКИ РАБОЧЕГО ПРОСТРАНСТВА В ОРГАНИЗАЦИЯХ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ: НА ПРИМЕРЕ СФЕРЫ ТУРИЗМА»

Улучшение эргономики рабочего пространства в организациях в условиях пандемии: на примере сферы туризма

Семенова Эльмира Хусеевна,

соискатель ученой степени кандидата социологических наук, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин СевероКавказской государственной академии E-mail: el.pacino@mail.ru

Мхеидзе Лия Ревазовна,

кандидат социологических наук, доцент кафедры креативно-инновационного управления и права Пятигорского государственного университета E-mail: lika87m@rambler.ru

Селим Мохамед Салах Эль Дин,

соискатель ученой степени кандидата экономических наук кафедры международных экономических отношений Российского университета дружбы народов E-mail: moxasilim@gmail.com

Урусов Сафар Борисович,

студент Северо-Кавказской государственной академии

E-mail: safarrr30@gmail.com

В статье рассмотрены особенности научной организации рабочего пространства с точки зрения эргономичности рабочего места на примере туристической индустрии, обозначены основные проблемы, связанные с отсутствием у сотрудников должного понимания эргономики рабочего места в условиях пандемии, которые были выявлены в ходе проведенного исследования текущего состояния и будущей эволюции рабочего пространства. Ситуация, инициированная COVID-19, изменила способ работы многих компаний и требует постоянного переосмысления подходов к улучшению условий труда, чем обусловлена необходимость обучения персонала нормам эргономики рабочего места с использованием технологий и соблюдением мер безопасности, которые являются ключевыми моментами в процессе его трансформации.

Ключевые слова: научная организация рабочего места, обучение персонала, эргономика, туризм, пандемия.

Знания и навыки в области эргономики рабочего пространства в организациях позволяют проектировать и располагать вещи, которыми пользуются сотрудники, таким образом, чтобы люди и предметы взаимодействовали наиболее эффективным образом и оставались в безопасности как работник, так и оборудование. Эргономика рабочего места направлена на повышение эффективности труда, продуктивности и комфортного взаимодействия человека и окружающей среды, с целью минимизации рисков травм или повреждений. В свою очередь, рабочее место можно упрощенно понимать как здание или место, где люди выполняют свою работу [1], однако концепция данного понятия имеет широкий спектр определений в аспекте повышения производительности труда, где существующая литература продолжает расширяться по дополнительным измерениям, таким как социальные отношения, сборы, творчество, обучение, мотивация персонала, вовлеченность в работу, самореализация, среди прочего (Endrissat et al., 2015; Fisher, 2010; Gill, 2019; Goffee & Jones, 2013).

Необходимо четкое понимание руководством организации важности правильной научной организации пространства, и так как производительность человеческого труда понижается, если человек выполняет рабочие поручения и его тело подвергается стрессу по причине неудобной позы, экстремально высокой температуры или из-за повторяющихся движений, то в результате все это оказывает негативное влияние на опорно-двигательную систему, что приводит к повышению утомляемости. Внедрение в систему труда эргономичных решений поможет сделать сотрудников более работоспособными и повысить уровень их производительности.

302

В первую очередь, необходимо обучить персонал основам эргономики, а также проинформировать сотрудников всех подразделений организации касательно преимуществ и недостатков отсутствия правильной осанки на рабочем месте, так как есть непосредственное влияние осанки на все тело, неправильность которой может привести к различным недугам и если правильно организовать данный вид обучения, то можно достичь снижения физического стресса и предотвращения травм опорно-двигательного аппарата на работе или во время регулярных физических нагрузок, которые также являются частью должностной инструкции некоторых сотрудников.

Можно отметить несколько основных принципов эргономики:

1. Правильная осанка во время выполнения работы

2. Работать необходимо на нужном уровне от земной поверхности и на правильном уровне глаз.

3. Движения во время выполнения работы должны быть гибкими и комфортными для тела

4. Обеспечить правильное взаимодействие с предметами таким образом, чтобы повороты были легкими, комфортными, человек имел возможность дотянуться до необходимых предметов.

В «DY Patil University» в г. Мумбай, на базе школы гостиничного дела и туризма, в мае 2020 года был проведен онлайн-семинар, посвященный корректной осанке и правилам эргономики для специалистов в сфере туризма. На данном мероприятии доктор Сне-ха посредством графических презентаций продемонстрировал, как, с точки зрения научной организации труда, можно снизить физическое напряжение на рабочем месте за счет правильной настройки рабочего места, обращения с оборудованием и инструментами, планирования перерывов между рабочим графиком и то, какие упражнения можно выполнять, чтобы расслабить тело во время выполнения работы. Доктор рассказала слушателям о травмах

нижней части спины и других деформациях осанки, вызванных неправильной ходьбой, стоянием или наклоном. Другие советы, данные доктором Снехой, затронули регулярную растяжку и прогулку; рекомендации не вести сидячий образ жизни, не игнорировать боль, воздерживаться от поднятия слишком тяжелых предметов. Она также посоветовала выбирать инструменты, которые эргономично спроектированы для обеспечения комфорта, чтобы ноги оставались плоскими или опирались либо на пол, либо на подставку для ног, избегая перекрещивания коленей или лодыжек, сохраняя небольшой зазор между задней частью коленей и стулом, колени должны быть на одной высоте или немного ниже бедер, лодыжки должны быть расположены перед коленями, а плечи расслаблены. Она также дала полезные советы по осанке во время сна, использованию качественного матраса и подушки, поддерживающей хорошую осанку.

Спикер посоветовала студентам использовать подходящую обувь на рабочем месте и придерживаться правильной осанки постоянно. Доктор отметил важность проведения обучения персонала правилам эргономики на рабочем месте, согласно правилам научной организации рабочего пространства в сфере туристической деятельности, в особенности в период распространения коронавирусной инфекции.[5] Это обусловлено тем, что компании ведут бизнес для того, чтобы вывести продукт или услугу на рынок труда и все, что затрудняет выполнение сотрудниками их работы, может повлиять на несколько миллиардов долларов в данной крупной отрасли, а правильная организация труда поможет избежать негативной оценки со стороны клиентов и посетителей. В индустрии гостеприимства в целом не всегда легко справиться с интенсивным использованием или износом оборудования, большинство ресторанов и отелей испытывают трудности в течение первого года запуска бизнеса и требуется около 18 месяцев, чтобы получить прибыль, так как дан-

303

ная отрасль переживает пики и спады, в особенности в период пандемии, так как туристическая деятельность потерпела огромные убытки по причине закрытия границ между странами.

Несмотря на то, что раньше устойчивость в сфере туризма давала явные преимущества, теперь профессионалам в данной отрасли все же необходимо преодолевать трудности, чтобы разрабатывать устойчивые стратегии развития. Эргономика включает в себя ряд дисциплин, направленных на совершенствование психологического и физического здоровья сотрудников организации. Например, целью гигиены труда является предотвращение профессиональных заболеваний и травм путем: поощрения безопасных методов работы и изучение того, каким образом вы работаете и как вы могли бы работать лучше. Главным образом, изучение эргономики рабочего пространства направлено на снижение вероятности травм и несчастных случаев в созданных безопасных условиях, что поможет снизить вероятность несчастных случаев или травм. Для персонального удобства исходя из потребностей персонала, некоторые офисы объединяют столы для сидения и для работы стоя в одной рабочей зоне, чтобы сотрудники могли выбирать для себя предпочтительный стиль работы. С точки зрения эргономики рабочего пространства, говоря о правильном освещении помещения, следует отметить, что резкое освещение, чрезмерный окружающий шум и громкие разноцветные стены могут снизить производительность труда сотрудников.

Smart Meetings обновляет данные о тенденциях в индустрии гостеприимства, начиная с июля 2015 года, проводя исследования в данном направлении на протяжении многих лет, чтобы была возможность следить за тенденциями на протяжении многих лет за развитием гостиничного сервиса в сфере туризма. [4]

Также студенты международной школы гостиничного менеджмента с кампусами в Швейцарии и Великобритании «Glion Insitute of Higher Education»

каждый семестр проводят и представляют технико-экономические обоснования для партнеров индустрии гостеприимства и туризма, проводящих корпоративное обучение персонала в сфере туризма. [3]

Эргономическое вмешательство стало необходимо в различных отраслях промышленности, в том числе в индустрии туризма. Важно помнить, что безопасность -это состояние защищенности от вреда или других нежелательных последствий. Однако реконструировать рабочее пространство с точки зрения эргономики просто, если этому обучить каждого сотрудника, что в итоге приведет к успеху как компании в сфере туризма, так и в любой другой сфере деятельности. Сотрудников необходимо обучить пониманию эргономики, почему это важно и чего от них ждут новые условия в сложный для сферы туризма период. В начале 2020 года пандемия новой коронави-русной инфекции Covid 19 радикально изменила бизнес-процессы: предпринимателям пришлось искать способы трансформации своего дела под постоянно меняющиеся запросы внешней среды, меняющийся рынок с его беспрецедентным уровнем безработицы и глобальным экономическим спадом. Как показало исследование Inc. Russia и агентства Omnibus, в котором участвовали свыше 320 владельцев малого и среднего бизнеса из 32 российских регионов, 66% опрошенных считают, что смогли бы пережить вторую волну пандемии [6] (рис. 1).

Inc.

ПЕРЕЖИВЕТ ЛИ ВАШ БИЗНЕС ВТОРУЮ ВОЛНУ ПЕНДЕМИИ?

Да

• Скорее да

• Скорее нет

• Нет

Рис. 1. Переживет ли бизнес вторую волну пандемии?

13% опрошенных Inc. Russia предпринимателей уверены, что их бизнес вторую волну пандемии не переживёт,

еще 21% ответили, что скорее не переживёт. В то же время большая часть участников исследования выразили уверенности в стойкости своего бизнеса: 25% считают, что их предприятие определённо переживёт вторую волну, а 41% считают это наиболее вероятным^].

Полученная цифра выглядит закономерной: уроки, вынесенные из предыдущего опыта, как и приоритетные навыки, будут способствовать успеху бизнеса в долгосрочной перспективе.

В кризисные времена именно компетенции персонала становятся одним из главных ресурсов выживания бизнеса. Развитие персонала - один из важных факторов, влияющих на успех компании. Меняются подходы к обучению и образовательная среда, однако само обучение остается.

Согласно данным исследования, проведенным в пристанском университете, почти половина компаний-респондентов (48%) в пандемию сохранила бюджет, выделяемый на обучение сотрудников, неизменным [7]. Это говорит о том, что администрация этих компаний считает обучение значимым бизнес-фактором.

Однако более трети, 36% предприятий, отметили сокращение или полное обнуление бюджета на обучение в ответ на кризисную ситуацию. Важно отметить, что подобное решение имеет обратную сторону. Ответы 60% респондентов свидетельствуют о том, что сотрудники ожидают от работодателей большего вклада в свое развитие. Экономия на обучении может обернуться снижением лояльности и продуктивности работы персонала.

Кроме финансовой составляющей, респондентов спрашивали про изменение самого подхода к обучению. Лишь у 19% организаций подход остался прежним, а 38% перешли на дистанционное обучение.

Внезапный и стремительный переход на дистанционный формат обучения привел к необходимости перестройки как архитектуры бизнес-образования,

так и самой системы подготовки и внутрифирменного обучения персонала.

Как видно из результатов исследования пристанского университета, одни организации приняли решение сократить именно эту статью расходов, другие же увидели для себя новые перспективы в увеличении инвестиций в развитие персонала. Определенные изменения произошли и в выборе приоритетных направлений развития персонала. Увеличился спрос на программы по развитию гибких навыков, связанных с умением работать с учетом действия фактора неопределенности, адаптироваться к изменениям, работать и принимать решения в условиях форс-мажора. Это неудивительно: согласно многочисленным исследованиям, эффективность работы сотрудников на 85% зависит именно от владения soft skills.

Однако заметен и очевидный сдвиг в сторону стремительно развивающихся цифровых навыков. Умение работать с программами и сервисами, знания и умения в области науки о данных и искусственного интеллекта становятся основой всех современных профессий. Но для достижения результата необходим системный подход к развитию цифровых компетенций. Если раньше достаточным для грамотного специалиста считалось наличие профессиональных навыков, то теперь на передний план выходит личная эффективность, на которую имеет непосредственное влияние правильно спланированная организация рабочего пространства.

Революция, инициированная

COVID-19, изменила способ работы компаний и сотрудников и будет продолжать вносить свои изменения во все сферы жизни людей, что приводит к постоянного переосмыслению того, какие изменения необходимо вносить на рабочем месте. Следовательно рабочее место в условиях COVID-19 можно понимать как ситуацию, сформированную новыми обстоятельствами, когда COVID-19 вызвал глобальную трансформацию, в частности, затронувшую рабочее место работников. Первона-

305

чально компании не были готовы к столкновению с ситуацией, когда сотрудники вынуждены были покинуть свое рабочее место и выполнять свои задачи удаленно из других мест или из своих домов. Появилась необходимость выявления в научной организации труда таких стратегических категорий, которые важны для достижения эффективной работы организации в целом, таким образом, чтобы можно было установить определенные шаблоны наблюдений относительно того, каким должно быть рабочее место в будущем, полностью отличное от того, что есть сейчас. В ходе исследования и анализа документов, публикаций и опросов, проведенных авторитетными источниками, такими как Forbes, Gartner, McKinsey, Gallup, ВОЗ, Boston Consulting Group, KPMG, PwC, EY, Deloitte и другие, можно сделать вывод, что сейчас более чем когда-либо необходимо понимать факторы и процессы, которые позволяют превратить рабочее пространство в хорошее место, которое может придать смысл работе людей и изменить общество (Michaelson et al., 2014) и, как часть политики компаний, улучшить методы управления талантами (Younas & Bari, 2020).

Правда в том, что COVID-19 застал всех врасплох, и с марта 2020 года ситуация в мире радикально изменилась, что привело к серьезной смене представлений о рабочем месте в настоящее время, и каким оно будет во время и после COVID-19 (Всемирный экономический форум, 2020b, 2020a). Конечно, кажется, что ничто не останется прежним, и в данной статье авторы постарались рассказать о предпосылках, которые ведут к формированию более безопасного рабочего пространства, которое человечеству было бы сложно представить несколько месяцев назад (McKinsey, 2020b).

Будущее рабочее место отличается от того, что мы видим сегодня, поскольку оно считается переходным периодом, и не то, что могло бы быть в предыдущих условиях, не связанных с COVID-19. Однако неизбежно оно бу-

дет более инклюзивным, более зрелым и новым, учитывая потребности сотрудников и бизнеса, создавая между ними хороший баланс.

Литература

1. Cambridge Dictionary. (2021). Workplace I meaning in the Cambridge English Dictionary. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// dictionary.cambridge.org/dictionary/ english/workplace

2. Creating the Best Workplace on Earth [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://hbr.org/2013/05/ creating-the-best-workplace-on-earth

3. Hospitality Management School I Glion Institute of Higher Education [Электронный ресурс]. - Режим доступа: [https://www.glion.edu/]

4. Smart meeting [Электронный ресурс]. - Режим доступа:: https://www.smartmeetings.com/ destinations/103302/airports-super-fun-ways

5. Webinar on Posture & Ergonomics for Hospitality Professionals I Hospitality & Tourism [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.dypatil. edu/schools/hospitality-and-tourism/ webinar-on-posture-ergonomics-for-hospitality-professionals/ мумбай

6. Исследование Inc. Russia: треть предпринимателей считают, что их бизнес не переживёт вторую волну пандемии [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://incrussia.ru/ news/inc-research-2-volna/

7. Как изменилось корпоративное обучение в период пандемии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.lanit.ru/press/smi/kak-izmenilos-korporativnoe-obuchenie-v-period-pandemii-

IMPROVING THE ERGONOMICS OF THE WORKSPACE IN ORGANIZATIONS IN A PANDEMIC: THE EXAMPLE OF THE TOURISM SECTOR

Semenova E. Kh., Mkheidze L.R., Selim M.S., Urusov S.B.

North Caucasus State Academy; Pyatigorsk State University; Peoples' Friendship University of Russia

The article consider the features of the scientific workspace organization from the point of ergonomics view (on example of the tourism industry), identifies the main problems connecting with the lack of employees' proper knowledge of the ergonomical workplace in a pandemic, which have identified during the study of the current situation and future evolution of the workspace. The situation triggered by COVID-19 has changed the way many companies working and will continue to have a major impact on organization work, requiring constant rethinking of approaches to improving working conditions by educating staff on workplace ergonomics using technology and safety measures, which are main keys in the process of workplace transformation.

Keywords: scientific workplace organization, personnel training, ergonomics, tourism, pandemic.

References

1. Cambridge Dictionary. (2021). Workplace I meaning in the Cambridge English Dictionary. [Electronic resource]. - Access mode: https://dictionary.cambridge.org/dictionary/ english/workplace

2. Creating the Best Workplace on Earth [Electronic resource]. - Access mode: https://hbr. org/2013/05/creating-the-best-workplace-on-earth

3. Hospitality Management School I Glion Institute of Higher Education [Electronic resource]. - Access mode: [https://www.gNon. edu/]

4. Smart meeting [Electronic resource]. - Access mode:: https://www.smartmeetings. com/destinations/103302/airports-super-fun-ways

5. Webinar on Posture & Ergonomics for Hospitality Professionals | Hospitality & Tourism [Electronic resource]. - Access Mode: http://www.dypatil.edu/schools/hos-pitality-and-tourism/webinar-on-posture-ergonomics-for-hospitality-professionals/ mumbai

6. Research Inc. Russia: a third of entrepreneurs believe that their business will not survive the second wave of the pandemic [Electronic resource]. - Access mode: https://incrussia.ru/news/inc-research-2-vol-na/

7. How corporate training has changed during a pandemic [Electronic resource]. - Access mode: https://www.lanit.ru/press/smi/ kak-izmenilos-korporativnoe-obuchenie-v-period-pandemii-

307

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.