Научная статья на тему 'Улучшение динамики синхронно-синфазного электропривода в переходных режимах синхронизации и фазирования'

Улучшение динамики синхронно-синфазного электропривода в переходных режимах синхронизации и фазирования Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
83
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНХРОННО-СИНФАЗНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД / ИМПУЛЬСНЫЙ ЧАСТОТНО-ФАЗОВЫЙ ДИСКРИМИНАТОР / ЛОГИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО СРАВНЕНИЯ / ДИСКРИМИНАТОР / ЛИНЕЙНАЯ ЗОНА / SYNCHRONOUSLY-INPHASE ELECTRIC DRIVE / PULSE FREQUENCY-PHASE DISCRIMINATOR / LOGICAL COMPARISON DEVICE / DISCRIMINATOR / LINEAR ZONE

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Бубнов Алексей Владимирович, Никонов Александр Васильевич, Четверик Алина Наилевна, Крейдунова Юлия Васильевна

Синхронно-синфазный электропривод, построенный на основе электропривода с фазовой синхронизацией, широко используются в тепловизионных и лазерных сканирующих системах благодаря высоким точностным и динамическим характеристикам в широком диапазоне регулирования угловой скорости. Целью статьи является разработка способов регулирования синхронно-синфазного электропривода в режимах синхронизации и фазирования, позволяющих улучшить динамические показатели электропривода. Усовершенствован способ фазирования электропривода, квазиоптимальный по быстродействию. Сформулированы рекомендации по организации переходных процессов при скачкообразном изменении сигнала задания. Предложены схемные реализации импульсного частотно-фазового дискриминатора с расширенной линейной зоной в режиме фазового сравнения, позволяющие улучшить динамику электропривода в режиме синхронизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Бубнов Алексей Владимирович, Никонов Александр Васильевич, Четверик Алина Наилевна, Крейдунова Юлия Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving dynamics of synchronously-inphase electric drive in transient synchronization and phasing modes

The synchronously-inphase electric drive built on the basis of electric drive with phase synchronization is widely used in thermal imaging and laser scanning systems due to the high accuracy and dynamic characteristics in a wide range of adjustment of the angular velocity. The purpose of the article is to develop ways to control a synchronous-in-phase electric drive in synchronization and phasing modes, which allow to improve the dynamic performance of the electric drive. The method of quasi-optimal speed phasing of electric drive is improved. Recommendations on the organization of transient processes with an abrupt change in the reference signal are formulated. The authors propose circuit implementations of a pulse frequency-phase discriminator with an extended linear zone in the phase comparison mode, which allow to improve the dynamics of the electric drive in the synchronization mode.

Текст научной работы на тему «Улучшение динамики синхронно-синфазного электропривода в переходных режимах синхронизации и фазирования»

ЭЛЕКТРОТЕХНИКА. ЭНЕРГЕТИКА

УДК 62-83

DOI: 10.25206/1813-8225-2018-162-25-30

А. В. БУБноВ1 А. В. ниКоноВ1 А. н. ЧЕтВЕриК1

ю. в. крейдунова2

1Омский государственный технический университет, г. Омск

2НИПИ «Нефтегазпроект», г. Тюмень

улучшение динамики синхронно-синфАзного электропривода в переходных режимах синхронизации и фазирования

Синхронно-синфазный электропривод, построенный на основе электропривода с фазовой синхронизацией, широко используются в тепловизионных и лазерных сканирующих системах благодаря высоким точностным и динамическим характеристикам в широком диапазоне регулирования угловой скорости. Целью статьи является разработка способов регулирования синхронно-синфазного электропривода в режимах синхронизации и фазирования, позволяющих улучшить динамические показатели электропривода. Усовершенствован способ фазирования электропривода, квазиоптимальный по быстродействию. Сформулированы рекомендации по организации переходных процессов при скачкообразном изменении сигнала задания. Предложены схемные реализации импульсного частотно-фазового дискриминатора с расширенной линейной зоной в режиме фазового сравнения, позволяющие улучшить динамику электропривода в режиме синхронизации.

Ключевые слова: синхронно-синфазный электропривод, импульсный частотно-фазовый дискриминатор, логическое устройство сравнения, дискриминатор, линейная зона.

Работа выполнена в рамках гранта Российского фонда фундаментальных исследований. Проект № 16-08-00325а «Разработка и исследование способов управления синхронно-синфазным электроприводом, реализованных на основе комплексного подхода к обеспечению высоких показателей качества регулирования в широком диапазоне угловых скоростей в режимах стабилизации и слежения».

Введение. В тепловизионных и лазерных сканирующих системах при построении узла оптико-механической развертки используется синхронно-синфазный электропривод (ССЭ), к которому предъявляются высокие требования к показателям качества регулирования. Функциональная схема ССЭ приведена на рис. 1, где БЗЧ — блок зада-

ния частоты вращения, БОФР — блок определения фазового рассогласования импульсов частот угловой привязки Р и обратной связи Р , БР —

^ 1 оп 1 ос'

блок регулирования, ЛУС — логическое устройство сравнения, реализуемое на основе импульсного частотно-фазового дискриминатора (ИЧФД), КУ — корректирующее устройство, СП — силовой преоб-

Рис. 1. Функциональная схема ССЭ

Рис. 2. Функциональная схема ССЭ с квазиоптимальным по быстродействию фазированием после синхронизации ЭПФС

разователь, ЭД — электродвигатель, ФАПЧВ — фазовая автоподстройка частоты (ФАПЧ) вращения, ЭПФС — электропривод с фазовой синхронизацией, ИДЧ — импульсный датчик частоты вращения, ДП — датчик положения, БИД — блок импульсных датчиков.

Внутренний контур регулирования ССЭ реализуется в виде ЭПФС, реализованного на основе принципа ФАПЧ [1], который позволяет обеспечить высокие точностные и динамические показатели электропривода в широком диапазоне регулирования угловой скорости [2—11]. В ЭПФС в качестве сигнала задания угловой скорости используется частотный сигнал /, формируемый с помощью прецизионного генератора в БЗЧ; в качестве сигнала обратной связи — частотный сигнал /, формируемый на выходе ИДЧ; а в качестве сравнивающего элемента — ЛУС.

Внешний контур регулирования ССЭ представляет собой фазирующий регулятор (ФР), включающий в себя ДП, БОФР и БР. В БОФР определяется угловое рассогласование ССЭ в виде пропорционального ему фазового рассогласования импульсов угловой привязки Роп, формируемых в БЗЧ, и импульсов углового положения вала электродвигателя Рос, формируемых на выходе ДП. В БР реализуется требуемый закон управления ССЭ в режиме фазирования.

Постановка задачи. Целью статьи является разработка способов регулирования ССЭ в режимах синхронизации и фазирования, позволяющих улучшить динамические показатели электропривода.

Теория. В известных системах управления ЭПФС и ССЭ при перестройке задающей частоты присходит рассинхронизация контура ФАПЧ, и ЭПФС переходит в режим разгона или тормо-

жения. В результате при выходе электропривода на новую заданную частоту вращения требуется повторная синхронизация и фазирование [1], что значительно снижает быстродействие ССЭ. В этом случае сокращение времени переходного процесса может быть достигнуто путем организации переходных режимов без размыкания контура ФАПЧ [12].

Управление ССЭ без размыкания системы автоматического управления (САУ) в переходных режимах работы первоначально было организовано при реализации способа квазиоптимального по быстродействию фазирования [12]. Фазирование при реализации данного способа происходит без размыкания контура ФАПЧ благодаря использованию дополнительного контура ФАПЧ, формирующего в режиме фазирования линейно нарастающий или убывающий сигнал задания для ЭПФС, обеспечивающий в электроприводе режим разгона или торможения с ускорением, несколько меньшим максимального ускорения еш. Отработка данного сигнала задания может происходить без размыкания САУ, что позволяет завершить переходный процесс без дополнительных режимов синхронизации и фазирования.

Техническая реализация данного способа была усовершенствована путем организации дополнительного управления контуром ФАПЧ [13] в различных режимах работы электропривода (рис. 2, где ДЧ — делитель частоты, БК — блок коррекции, И — интегратор, УГ — управляемый генератор, УК — управляемый ключ, БУФ — блок управления фазированием).

В данной схеме сигнал Ф (индикация режима фазирования) дополнительно используется для управления коэффициентом усиления в БК, что позволяет реализовать различные темпы измене-

ния частоты 1'оп в режимах разгона (торможения) и фазирования. В результате в режиме фазирования ССЭ темп изменения выходной частоты контура ФАПЧ меньше еш, а в режимах разгона и торможения электропривода превышает еш. Благодаря данной реализации к моменту начала режима фазирования выходная частота контура ФАПЧ с опережением становится равной частоте задания 1оп, что позволяет исключить потери времени на подготовку электропривода к режиму фазирования и в результате повысить быстродействие ССЭ.

Данный принцип регулирования с использованием дополнительного контура ФАПЧ может быть использован для организации управления ЭПФС при отработке скачкообразного изменения сигнала задания [12]. В этом случае линейно изменяющийся выходной сигнал контура ФАПЧ используется в качестве опорного сигнала для ЭПФС, что позволяет осуществить переход электропривода с одной заданной частоты вращения на другую при меньшем значении ускорения, но без размыкания САУ. В результате исключается необходимость в повторных режимах синхронизации и фазирования, что повышает быстродействие ССЭ в переходных режимах работы и снижает потери информации в сканирующей системе.

Предлагается повысить быстродействие рассмотренных способов регулирования ССЭ путем использования ИЧФД с расширенной линейной зоной в режиме фазового сравнения входных импульсных последовательностей 1 и 1 . Расширение линейной

оп ос 1

зоны дискриминатора в режиме работы замкнутой САУ позволит повысить величину темпа изменения выходного сигнала контура ФАПЧ и, соответственно, сократить время переходных процессов в ССЭ.

Передаточная характеристика ИЧФД представляется в виде многозначной статической нелинейности (рис. 3), отражающей возможность синхронизации ЭПФС на любом из г-участков, соответствующих угловому расстоянию между г метками ИДЧ. Многозначность нелинейности проявляется в том, что на любом из этих участков ИЧФД может находиться в любом из трех состояний:

— насыщение при разгоне ЭПФС (у = Ф0/2);

— режим фазового сравнения (у = Дф);

— насыщение при торможении ЭПФС

(У = -фо/2).

Функциональная схема ИЧФД на основе фазового дискриминатора (ФД) [14], реализующего представленную передаточную характеристику дискриминатора, приведена на рис. 4, где ОВ — од-новибратор, ЭЗ — элемент задержки, СЛБ — схема логической блокировки).

Схема ИЧФД реализует дополнительные функциональные возможности [15]:

— формирование сигнала фазовой ошибки ДФ в режимах насыщения дискриминатора;

— формирование сигналов индикации режимов работы электропривода (Р — разгон, Т — торможение, П — пропорциональный или режим замкнутого управления);

— формирование сигналов индикации моментов времени изменения режима работы ЭПФС (0/2 — ситуация отсутствия импульсов частоты 1с между двумя соседними импульсами частоты 1оп, 2/2 — ситуация прохождения двух или более импульсов частоты 1 между двумя соседними импульсами частоты 1 ).

оп

Реализованные в ИЧФД функциональные возможности были использованы для построения дис-

Рис. 3. Передаточная характеристика ИЧФД

Рис. 4. Функциональная схема ИЧФД с дополнительными функциональными возможностями

Рис. 5. Передаточная характеристика ИЧФД с расширенной линейной зоной

криминатора с расширенной линейной зоной в режиме фазового сравнения, реализующего передаточную характеристику, представленную на рис. 5. В данной характеристике отражено расширение линейной зоны ИЧФД до ±3ф0/2 на участке синхронизации ЭПФС.

Предлагается функциональная схема ИЧФД с расширенной линейной зоной в режиме фазового сравнения [16] (рис. 6).

При превышении частоты опорного сигнала 1оп над сигналом обратной связи 1 обязательно возникает состояние, при котором в промежутке между поступлением на вход двух импульсов частоты 1ос на вход приходят два импульса опорной частоты 1оп. По первому импульсу происходит установка инверсного выхода фазового ЯБ-триггера в состояние логической «1», при приходе второго импульса второй Б-триггер устанавливается в состояние логической «1». На выходе второго одновибратора фор-

Рис. 6. Функциональная схема ИЧФД с расширенной линейной зоной

мируется импульс 0/2 при поступлении на его вход импульса с выхода второго Б-триггера.

Импульс 0/2 с выхода второго одновибрато-ра одновременно поступает на Я-вход второго Б-триггера, устанавливая его в состояние логического «0», на первый вход второго логического элемента И и с задержкой т, равной времени срабатывания логических элементов И, через логический элемент ИЛИ и элемент задержки ЭЗ — на син-хровходы блокирующих Б-триггеров.

Если первый блокирующий триггер установлен в состояние логического «0», то при приходе импульса на установочный вход второго блокирующего триггера на его информационном входе присут-свует сигнал логической «1».

В результате второй блокирующий Б-триггер перейдет в состояние логической «1», формируя сигнал (Р=1, />/) о превышении опорной частоты над контролируемой. Инверсный выход второго блокирующего Б-триггера блокирует работу второго логического элемента И-НЕ и на выходе у ИЧФД устанавливается состояние логической «1».

Если в предшествующий момент времени первый блокирующий Б-триггер был включен (Т= 1), то в момент прихода импульса на синхровход второго блокирующего Б-триггера его Б-вход будет находиться в состоянии логического «0», т.к. импульс со второго одновибратора не пройдет через заблокированный инверсным выходом первого блокирующего Б-триггера второй логический элемент И. В результате на прямом выходе второго блокирующего Б-триггера установится сигнал логического «0» (Р = 0), а инверсный выход устанавливается в состояние логической «1» и тем самым разблокирует работу второго логического элемента И-НЕ. Первый блокирующий триггер устанавливается в состояние логического «0». Дискриминатор переходит от режима сравнения частот к режиму сравнения фаз. Поскольку при этом на логические элементы И-НЕ с инверсных выходов блокирующих Б-триггеров поданы «разрешающие» сигналы логической «1», то на выход дискриминатора проходит сигнал, пропорциональный фазовой ошибке у = Дф, с инверсного выхода фазового ЯБ-триггера, длительность выходных импульсов которого пропорциональна фазовому сдвигу импульсов сравниваемых частот. С помощью третьего логического элемента И формируется сигнал П, соответствующий режиму фазового сравнения дискриминатора.

При превышении частоты контролируемого сигнала над опорным формирование выходного сигнала дискриминатора у осуществляется аналогично (вследствие симметрии схемы компаратора), начиная с установки прямого выхода фазового ЯБ-триггера в состояние логической «1».

При переходе дискриминатора в режим фазового сравнения на выходе третьего логического элемента И появляется сигнал П= 1, по которому происходит установка ЯБ-триггера в состояние логической «1» и формирование выходного сигнала Пр дискриминатора, являющегося индикатором режима фазового сравнения с расширенной в 3 раза линейной зоной пропускания сигнала фазовой ошибки. При появлении сигнала Пр= 1 открываются цифровые ключи, выполненные на четвертом и пятом логических элементах И, разрешая прохождения сигналов Р и Т соответственно на входы суммирующий и вычитающий сумматора-вычитателя, на выходе которого появляется сигнал фазовой ошибки Дфр с расширенной в 3 раза линейной зоной пропускания. Прибавление сигнала Р=1 к сигналу Дф позволяет расширить линейную зону определения фазовой ошибки до 3п, а вычитание сигнала Т=1 — расширить линейную зону определения фазовой ошибки до минус 3п. Трехкратное расширение линейной зоны определения фазовой ошибки позволяет исключить в режиме синхронизации контура фазовой автоподстройки частоты ситуации повторного выхода дискриминатора в режимы насыщения, которые могут происходить при больших начальных условиях по ошибке по частоте при входе в режим синхронизации и в результате повысить быстродействие контура фазовой автоподстройки частоты в переходных режимах работы.

Сброс ЯБ-триггера в состояние логического «0» (Пр = 0) и, соответственно, сужение линейной зоны в 3 раза до исходного состояния происходит в случае повторного формирования сигналов 0/2 или 2/2, что соответствует скачкообразному изменению задающей (опорной) частоты / . Определение ситуации повторного прохождения импульсов 2/2 осуществляется с помощью третьего Б-триггера, на информационный Б-вход которого подается сигнал Т (соответствующий первому появлению импульса 2/2), а на тактовый С-вход — сигнал 2/2. Определение ситуации повторного прохождения импульсов 0/2 осуществляется с помощью чет-

Рис. 7. Функциональная схема ЭПФС на основе ИЧФД с расширенной линейной зоной

вертого Б-триггера, на информационный Б-вход которого подается сигнал Р (соответствующий первому появлению импульса 0/2), а на тактовый С-вход — сигнал 0/2. Сброс третьего и четвертого Б-триггеров осуществляется по сигналу П, соответствующему работе дискриминатора в режиме фазового сравнения. При появлении сигнала логической «1» на выходе третьего или четвертого Б-триггеров на Я-вход ЯБ-триггера через второй логический элемент ИЛИ проходит сигнал логической «1», сбрасывая ЯБ-триггер в состояние логического «0», что соответствует окончанию режима работы дискриминатора в расширенной линейной зоне (Пр = 0).

Рассмотренная функциональная схема ИЧФД с расширенной линейной зоной в режиме фазового сравнения может быть использована в ЭПФС (рис. 7), являющегося основой для построения ССЭ с организацией переходных процессов синхронизации и фазирования без размыкания САУ.

В данной схеме сигнал Пр, формируемый на третьем выходе ИЧФД, используется для управления мультиплексором, при этом выходной сигнал мультиплексора ур = у при отсутствии сигнала Пр, и Ур = Дфр при Пр =1.

Выводы и заключение. В статье предложены алгоритм работы и схемная реализация ИЧФД с расширенной линейной зоной в режиме фазового сравнения входных импульсных последовательностей, на основе которой реализуется ЭПФС с расширенной областью работы в режиме замкнутого управления при синхронизации электропривода. Разработанная схема ЭПФС может служить основой для построения ССЭ, функционирующего в переходных режимах синхронизации и фазирования без размыкания САУ, что позволит улучшить динамические характеристики электропривода, в первую очередь быстродействие, и уменьшить потери информации в сканирующей системе.

6. Zhang J., Zhao H., Ma K. Phase-Locked Loop in Constant Speed Control for the Flywheel Motor // Recent Advances in Computer Science and Information Engineering. 2012. Vol. 6. P. 323-330. DOI: 10.1007/978-3-642-25778-0_45.

7. Lanza P. T., Shtessel Y. B., Stensby J. L. Improved acquisition in a phase-locked loop using sliding mode control techniques // Journal of the Franklin Institute. 2015. Vol. 352, Issue 10. P. 4188-4204. DOI: 10.1016/j.jfranklin.2015.06.001.

8. Nondahl T., Liu J., Schmidt P. [et al.]. Transition scheme for position sensorless control of AC motor drives. US patent 9374028B2; filed December 10th, 2014; published February 25th, 2016.

9. Xue F., Yang J., Wu J. [et al.]. Passivity-based control for phase-locked loop induction motor drive // ISIE 2001. IEEE Int. Symp. on Ind. Electron. Proc., June 12-16, 2001. Pusan, Korea, 2001. P. 1130-1134. DOI: 10.1109/ISIE.2001.931636.

10. Yu W., Luo Y., Chen Y.-Q. [et al.]. Frequency domain modelling and control of fractional-order system for permanent magnet synchronous motor velocity servo system // IET Control Theory & Applications. 2016. Vol. 10, Issue 2. P. 136-143. DOI: 10.1049/iet-cta.2014.1296.

11. Аристов А. В., Аристова Л. И. Предельные характеристики оптико-механических систем со сканированием // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Энергетика». 2015. Т. 15, № 1. С. 41-46. DOI: 10.14529/ power150105.

12. Бубнов А. В., Бубнова Т. А., Федоров В. Л. Современное состояние и перспективы развития теории синхронно-синфазного электропривода: моногр. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2010. 101 с. ISBN 978-5-8149-0988-6.

13. Пат. 178108 Российская Федерация, МПК H 02 Р 5/52. Устройство для согласования углового положения синхронно вращающихся валов электродвигателей постоянного тока / Бубнов А. В., Четверик А. Н., Чудинов А. Н. № 2017139810; за-явл. 15.11.17; опубл. 23.03.18, Бюл. № 9.

14. Bubnov A. V., Gokova M. V., Chetverik A. N. Features of Constructing a Logical Device for Comparing Systems with a Frequency Phase-Locked Loop // Measurement Techniques. 2016. Vol. 59, Issue 9. P. 985-989.

15. Бубнов А. В., Бирюков С. В., Четверик А. Н. Особенности построения синхронно-синфазного электропривода на основе многофункционального логического устройства сравнения с косвенным определением ошибки по угловой скорости // Омский научный вестник. 2017. № 4 (154). С. 31-36.

16. Пат. 2647678 Российская Федерация, МПК H 03 К 19/00, Н 02 P 7/00. Частотно-фазовый компаратор / Бубнов А. В., Четверик А. Н. № 2017120667; заявл. 13.06.17; опубл. 16.03.18, Бюл. № 8.

Библиографический список

1. Трахтенберг Р. М. Импульсные астатические системы электропривода с дискретным управлением. М.: Энергоиздат, 1982. 168 с.

2. Hsieh G. C., Hung J. C. Phase-locked loop techniques. A survey // IEEE Transactions on Industrial Electronics. 1996. Vol. 43, Issue 6. P. 609-615. DOI: 10.1109/41.544547.

3. Best R. E. Phase-Locked Loop: Design, Simulation and Applications. 6th ed. Taiwan: McGraw-Hill Education, 2003. P. 109-114. ISBN 9780071493758.

4. Wu Y., Zhao H., Zhao N. PLL control system based on FPGA for brushless DC motor // Proc. of the 33rd Chinese Control Conf., July 28-30, 2014. Nanjing, China, 2014. P. 7897-7902. DOI: 10.1109/ChiCC.2014.6896319.

5. Pan C.-T., Fang E. A Phase-Locked-Loop-Assisted Internal Model Adjustable-Speed Controller for BLDC Motors // IEEE Transactions on Industrial Electronics. 2008. Vol. 55, Issue 9. P. 3415-3425. DOI: 10.1109/TIE.2008.922600.

бубнов Алексей Владимирович, доктор технических наук, профессор (Россия), заведующий кафедрой «Электрическая техника». SPIN-код: 5358-0661 AuthorID (РИНЦ): 250020 ORCID: 0000-0002-0604-3795 AuthorID (SCOPUS): 7004195241 ResearcherID: A-6669-2015 Адрес для переписки: bubnov-av@bk.ru нИконоВ Александр Васильевич, доктор технических наук, профессор (Россия), заведующий кафедрой «Автоматизированные системы обработки информации и управления». SPIN-код: 9722-8373 AuthorID (РИНЦ): 124080 ORCID: 0000-0002-9079-7038 AuthorID (SCOPUS): 7101714232

Яе8еагсЬег1Б: В-3078-2016

ЧЕТВЕРИК Алина Наилевна, старший преподаватель кафедры «Электрическая техника». БРНЧ-код: 2930-8935 АиШогГО (РИНЦ): 688459 0ЯС1Б: 0000-0001-8470-9823 Яе8еагсЬег1Б: 0-4913-2017 Адрес для переписки: alina.an@mail.ra КРЕйДУНОВА Юлия Васильевна, инженер НИПИ «Нефтегазпроект», г. Тюмень. Адрес для переписки: kreydunovay@gmail.com

Для цитирования

Бубнов А. В., Никонов А. В., Четверик А. Н., Крейдуно-ва Ю. В. Улучшение динамики синхронно-синфазного электропривода в переходных режимах синхронизации и фазирования // Омский научный вестник. 2018. № 6 (162). С. 25 — 30. Б01: 10.25206/1813-8225-2018-162-25-30.

Статья поступила в редакцию 30.10.2018 г. © А. В. Бубнов, А. В. Никонов, А. Н. Четверик, Ю. В. Крейдунова

УДК 621.311

РО!: 10.25206/1813-8225-2018-162-30-35

В. н. ГОРЮНОВ А. В. ДЕД Е. П. ЖИЛЕНКО Ю. П. ЛАВРИКОВ П. С. СМИРНОВ

Омский государственный технический университет, г. Омск

АНАЛИЗ СВЕДЕНИЙ О ПОТЕРЯХ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ

в филиалах пао «мрск сибири»

ЗА ПЕРИОД С 2010 ПО 2017 ГОД

В статье представлены результаты анализа данных об отпуске электрической энергии в сеть и отпуске электрической энергии из сети основных филиалов сетевой компании ПАО «МРСК Сибири» по всем уровням напряжений. Определены средние значения показателей фактических потерь и сделана оценка уровня потерь электроэнергии основных филиалов ПАО «МРСК Сибири» на соответствие целевых показателей энергетической стратегии развития России до 2030 года.

Ключевые слова: потери электрической энергии, контроль качества электрической энергии, стратегия развития, отпуск электроэнергии.

В настоящее время состояние электрических сетей в России, по мнению значительного числа экспертов, приближается к критической степени износа. По результатам анализа состояния энергетического оборудования на объектах энергетики специалистами отмечается, что работоспособность и прочность энергосистем практически исчерпали свой запас, а электросетевой комплекс на 60 — 70 % основных фондов выработал свой срок службы [1]. Значительное изменение общего объёма энергопотребления, а также появление в общей структуре нагрузок новых, мощных, с переменным графиком работы потребителей может приводить, при определенных условиях, к соответствующим техническим последствиям и, следовательно, убыткам для энергетических компаний. В связи с этим вопросы экономичности работы электрических сетей являются актуальными [2 — 9].

Уровень потерь электроэнергии в электрических сетях является одним из важнейших показа-

телей деятельности электросетевых компаний [10]. Рост данного показателя в перспективе может оказать непосредственное влияние на развитие экономики России, стран участников Таможенного союза и СНГ и других стран, где осуществлён переход методов управления экономик от централизованных к рыночным [11].

Энергетической стратегией России на период до 2030 года в сфере развития электросетевого комплекса ставится задача на повышение эффективности транспортировки электрической энергии путем снижения потерь электроэнергии в электрических сетях до уровня 8 % отпуска в сеть [12]:

- 2010-2015 гг. — не более 12 %;

- 2016-2020 гг. — не более 10 %;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— 2021-2030 гг. — не более 8 %.

В рамках выполнения необходимого и обязательного не реже одного раза в пять лет обновления действующей энергетической стратегии Правительством Российской Федерации было при-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.