Научная статья на тему 'Улучшение человека как молодежная проблема'

Улучшение человека как молодежная проблема Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
322
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Epistemology & Philosophy of Science
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ПЕРСПЕКТИВЫ "УЛУЧШЕНИЯ" ЧЕЛОВЕКА / ИННОВАЦИ ОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / YOUTH / PROSPECTS FOR "HUMAN ENHANCEMENT" / HUMAN POTENTIAL FOR INNOVATION / YOUTH POLICY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Луков В. А.

Перспективы «улучшения» человека рассмотрены как молодежная пробле ма, т.е. социально значимая проблема, содержание которой раскрывается в процессе преемственности и смены поколений и выражается в ожиданиях людей в отношении своего будущего. «Улучшения» могут себя проявить только со временем, а значит приобретают смысл в контексте отношений молодежи и общества, выражением которых является молодежная политика, проводимая в той или иной стране государством и структурами гражданского общества. Особенность молодежного аспекта проблемы вытекает из парадокса социальной субъектности того свойства, приобретение которого характеризует мо лодежь как социальную группу. Та доля социальной субъектности, которой уже овладела молодежь, позволяет ей в автономном режиме формировать свои ожидания от будущего (включая и «улучшение» человека) и предпринимать определенные действия в режиме эксперимента над собой, а также социаль ной и культурной средой. Индивидуальные эксперименты, затрагивающие природу человека как биосоциального существа, открывают дорогу к измене ниям человеческих общностей и новым направлениям социального конструирования реальности, особенно тесно связанным с инновационным потенциа лом молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Луков В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Human "Enhancement" as a Youth Problem

The impact of “human enhancement” can manifest itself only over time. And this is why, the author argues, “human enhancement” is an issue for the youth -orient ed policies. As such, the problem of “human enhancement” is a social problem. The author stresses the influence of individual experiments that young people run on themselves and that have to do with human enhancement. He argues that these experiments have the potential of opening new directions for a social construction of reality. He relates this potential to the innovative impulse that young people have.

Текст научной работы на тему «Улучшение человека как молодежная проблема»

EPISTEMOLOGY & PHILOSOPHY OF SCIENCE • 2016 • T. XLVIII• № 2

«У

ЛУЧШЕНИЕ» ЧЕЛОВЕКА КАК МОЛОДЕЖНАЯ

ПРОБЛЕМА1

Валерий Андреевич Луков — доктор философских наук, профессор, директор Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета. E-mail: [email protected]

H

Перспективы «улучшения» человека рассмотрены как молодежная проблема, т.е. социально значимая проблема, содержание которой раскрывается в процессе преемственности и смены поколений и выражается в ожиданиях людей в отношении своего будущего. «Улучшения» могутсебя проявить только со временем, а значит — приобретают смысл в контексте отношений молодежи и общества, выражением которых является молодежная политика, проводимая в той или иной стране государством и структурами гражданского общества. Особенность молодежного аспекта проблемы вытекает из парадокса социальной субъектности — того свойства, приобретение которого характеризует молодежь как социальную группу. Та доля социальной субъектности, которой уже овладела молодежь, позволяет ей в автономном режиме формировать свои ожидания от будущего (включая и «улучшение» человека) и предпринимать определенные действия в режиме эксперимента над собой, а также социальной и культурной средой. Индивидуальные эксперименты, затрагивающие природу человека как биосоциального существа, открывают дорогу к изменениям человеческих общностей и новым направлениям социального конструирования реальности, особенно тесно связанным с инновационным потенциалом молодежи.

Ключевые слова: молодежь, перспективы «улучшения» человека, инновационный потенциал, молодежная политика.

UMAN «ENHANCEMENT» AS A YOUTH PROBLEM

Valery A. Lukov —

Doctor of Philosophy, Professor, Director, Institute of Fundamental and Applied Studies, Moscow University for the Humanities.

The impact of "human enhancement" can manifest itself only overtime. And this is why, the author argues, "human enhancement" is an issue for the youth-oriented policies. As such, the problem of "human enhancement" is a social problem. The author stresses the influence of individual experiments that young people run on themselves and that have to do with human enhancement. He argues that these experiments have the potential of opening new directions for a social construction of reality. He relates this potential to the innovative impulse that young people have .

Keywords: youth, prospects for "human enhancement", human potential for innovation, youth policy.

Статья Б.Г. Юдина «Технонаука и "улучшение" человека» выявляет суть проблемы перспектив человека, каковой она стала в начале XXI в. на фоне принципиальных изменений в возможностях воздействия на человеческую природу проектируемыми и в соответствии с проектами осуществляемыми средствами, которыми обладают технонаука и — в опоре на нее — биотехнологии. Требует социально-философского осмысления то, что мы стоим на по-

1 Статья подготовлена при поддержке РНФ, проект № 15-18-30057.

Panel Discussion 45

В.А. ЛУКОВ

роге массовых действии, которые можно назвать «перезагрузкой проекта человека», т.е. практической попыткой «преодоления всех человеческих когнитивных, эмоциональных и физических ограничений с использованием современных технологий», что признается ответственно мыслящими учеными, например Джанет А. Курани, на позицию которой ссылается также Б.Г. Юдин, «наиболее фундаментальными социальными и политическими вопросами, стоящими перед миром в XXI веке» [Коигапу, 2014: 981].

Особый интерес приобретает то положение статьи Б.Г. Юдина, которое выявляет ориентированность разработки и применения новейших технологий для «улучшения» человека и в целом технонауки на отдельного индивида. В известном отношении это новое явление для науки как социального института, которое стало возможным в силу решительной трансформации коммуникационной среды под воздействием новых информационных технологий и средств межличностной коммуникации. Новизна этого обстоятельства состоит в том, что некое действие по «улучшению» человека, производимое в отношении отдельного индивида, без заметных временных интервалов и пространственных препятствий становится общеизвестным и, можно сказать, общеожидаемым, т.е. не только индивидуально, но и социально значимым. Мы имеем дело с формированием в конкретном выражении социологии ожиданий, т.е. не только некоторого импульса к экспериментам над человеческой природой, но и действий, имеющих последствия для общества и ведущих к существенным изменениям человеческого потенциала.

В связи с этим мы и говорим о проектах «улучшения» человека в аспекте молодежной проблемы. Здесь есть несколько ее срезов. Самый общий состоит в том, что такие «улучшения» могут себя проявить только со временем, а значит, приобретают смысл в контексте общесоциального процесса преемственности и смены поколений. Этот процесс в конечном счете и определяет характер молодежной политики, проводимой в той или иной стране государством и структурами гражданского общества [Ильинский, Луков, 2008: 5-14]. Есть срез повседневности, где обозначились микросоциальные проекты родителей, желающих при помощи биотехнологий сделать своих де-

О тей более умными, сильными, успешными и т.п. Обозначение «дизай-(А нерские дети», появившееся в литературе [Beyond Therapy, 2003], здесь очень подходит. Есть и эксперименты над собой самой молодежи, которые вытекают из ее открытости к изменениям, задач накопления жизненного опыта, повышения социального статуса и т.д.

«Улучшение» человека в наше время все более приобретает черты молодежной проблемы и в смысле воспитательного воздействия на новые поколения, которое уже не может осуществляться по социально-педагогическим технологиям прошлых столетий, и в смысле

О

«тотального перепроектирования» человека, которое может дать эффекты уже в ближайшие десятилетия. Между тем в концептуальных документах последнего времени, принятых в России на федеральном уровне и касающихся стратегии воспитания и основ государственной молодежной политики2, значение этого нового обстоятельства совершенно не учитывается, оно попросту не замечается. Точно так же не осознается его связь с образовательными программами начальной, средней, высшей школы. Здесь не находится места для постановки вопроса о возможном применении или, наоборот, запрещении применения биотехнологий улучшения моральных и интеллектуальных качеств человека и в их числе памяти, скорости осуществления мыслительных операций, эмпатии, склонности к альтруистическому поведению, о способах перехода эстетического нормирования, заложенного в практиках конструирования человека, в этическое нормирование. Стратегические планы государства, обозначаемые на 15-20 лет, при достигнутой в мире скорости социальных и культурных перемен не могут не учитывать хотя бы в самом общем виде влияние фактора «улучшения» человека.

Представляется актуальным философское осмысление существа проблемы «улучшения» человека как проблемы по преимуществу молодежной. Особенность молодежного аспекта проблемы вытекает из парадокса социальной субъектности — того свойства, приобретение которого характеризует молодежь как социальную группу. Субъектная составляющая в трактовке всего того, что может быть охарактеризовано «улучшением» человека, стоит на первом плане и может на уровне знания выступать в самой приблизительной и неявной форме, но этим не будет снижена активность субъекта в части проб таких «улучшений» — в молодежной среде, среди прочего, из любопытства, жажды изменений или исходя из наличных действительных либо мнимых обстоятельств и замышленных частных или вселенских проектов. Именно в этом ключе для гуманитарного анализа становится важным подход, определяемый нами как тезаурусный и представленный как субъектная организация гуманитарного знания [Луков, Луков, 2008].

Та доля социальной субъектности, которой уже овладела молодежь, позволяет ей в автономном режиме формировать свои ожидания от будущего (включая и «улучшение» человека) и предпринимать

2 Мы имеем в виду документы, принятые распоряжениями Правительства РФ в 2014-2015 гг., а именно: Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р (электронный ресурс). URL: http://www.rg.ru/2015/06/08/ vospitanie-dok.html (дата обращения 25.03.2016); Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (электронный ресурс). URL: http://government.ru/media/files/ceFXleNUqOU.pdf (дата обращения 25.03.2016).

ю

(А 3 О

В.А. ЛУКОВ

определенные действия в режиме эксперимента — над собой, но и не только.

При нынешних возможностях глобальных коммуникаций возрастает разрыв между тем, информация о каких мировых достижениях доступна для молодежи и производит на нее впечатление прорыва в будущее, и тем, что ее окружает в повседневной жизни. Многое, что воспринимается как фантастика, доступно для нынешнего человека в той или иной части света. Все более доступны и те изменения в самом человеке, которые обозначат путь к новому состоянию общества в ближайшие десятилетия.

Индивидуальные эксперименты, затрагивающие природу человека как биосоциального существа, открывают дорогу к изменениям человеческих общностей и новым направлениям социального конструирования реальности, включающего ментальную деятельность и социокультурное проектирование (своего рода опредмеченную мысль), особенно тесно связанные с инновационным потенциалом молодежи.

Не менее значимы в социальном плане становящиеся фрагменты информационного общества, в которых молодежь активно трансформирует коммуникативные практики, получая автономию в социальных сетях и известную свободу от традиционных форм социального контроля. Но неизбежны и риски: открывая широкую дорогу «дикости» и «инновационности» молодежи, черпая из этих свойств молодых поколений ресурс своего развития, информационное общество оказывается незащищенным от новых болезней, которые по части есть модификация болезней старых, не раз приводивших процветающие цивилизации к упадку и полному исчезновению. Из этого следует, в частности, то, что биосоциологический взгляд на новые ресурсы развития молодежи не может не соединяться с биоэтическим пониманием границ вмешательства человека в свою природу и природу общества.

Небезынтересные результаты может дать планируемое исследование имеющихся среди молодежи социальных ожиданий и опасений развития технологий «улучшения» человека. В нем предполагается выявить уровень предрасположенности различных групп молодежи к фактическому осуществлению различных сценариев «улучшения»

О человека и соответствующим изменениям в социальной стратифика-(А ции и межкультурной коммуникации. Будут решаться две задачи: ¡5 первая связана с выявлением понимания и отношения к проектам Л «улучшения» человека в среде молодых ученых и специалистов, в той 2 или иной мере имеющих касательство к возможному осуществлению _ таких проектов; вторая — с установлением готовности молодежи к осуществлению такого рода проектов как в целом, так и в отноше-Я нии себя. В этой второй задаче уже не имеется в виду профессиональная подготовка опрашиваемых, существенно то, каковой в новых по-

колениях определяется граница экспериментов над природой человека, которую недопустимо переходить, или такая граница и вовсе не признается существенной.

Новые напряжения, вытекающие из ожидаемого изменения статуса-роли молодежи в обществе, необходимо осмыслить, а также спрогнозировать с применением гуманитарной экспертизы. Этот подход уже намечен в литературе [Юдин, 2006; Гуманитарные..., 2014]. Однако ситуация меняется стремительно, и конкретизация задач гуманитарной экспертизы, а также понимание того, что в ней заметную роль должна играть и молодежь, неизбежны.

Библиографический список

Ильинский И.М., Луков В.А. Государственная молодежная политика в России: философия преемственности и смены поколений // Знание. Понимание. Умение. 2008. № 4. С. 5-14.

Гуманитарные ориентиры научного познания ; отв. ред. П.Д. Тищенко. М. : Ин-т философии РАН : Навигатор, 2014. 352 с.

Луков В.А., Луков Вл.А. Тезаурусы: Субъектная организация гуманитарного знания : монография. М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса, 2008. 784 с.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (электронный ресурс). URL: http://government.ru/media/files/ceFXleNUqOU.pdf (дата обращения 25.03.2016).

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р (электронный ресурс). URL: http://www.rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения 25.03.2016).

Юдин Б.Г. Необходимость и возможности гуманитарной экспертизы // Знание. Понимание. Умение. 2006. № 4. С. 187-194.

Beyond Therapy: Biotechnology and the Pursuit of Perfection The President's Council on Bioethics. Washington, D.C. October 2003. URL: https://bioethicsarchive.georgetown.edu/pcbe/reports/beyondtherapy/chapter2.ht ml (дата обращения 25.03.2016).

Kourany J. A. Human Enhancement: Making the Debate More Productive Erkenntnis. 2014. № 79 (5). P. 981-998.

References

Beyond Therapy: Biotechnology and the Pursuit of Perfection. The President's Council on Bioethics. Washington, D.C., 2003, October. Available at: https://bioethicsarchive.georgetown.edu/pcbe/reports/beyondtherapy/chap-ter2.html (accessed 25.03.2016).

Kourany J.A. Human Enhancement: Making the Debate More Productive. Erkenntnis, 2014, vol. 79, no. 5, pp. 981-998.

Ю (A 3

о

(0

Humanitarian guidance of scientific knowledge [Gumanitarnye orientiry nauchnogo poznanija], ed. by P.D. Tishhenko; Institut filosofii RAN. Moscow, Navigator, 2014. 352 p.

Il'inskij I.M. and Lukov V.A. State Youth Policy in Russia: the philosophy of continuity and change of generations [Gosudarstvennaja molodezhnaja politika v Rossii: filosofija preemstvennosti i smeny pokolenij]. Knowledge. Understandin. Skill — Znanie. Ponimanie. Umenie. 2008, vol. 4, pp. 5-14.

Lukov Val.A. and Lukov Vl.A. Thesauri: The Subjective Organization of Humanities Knowledge [Tezaurusy: Sub"ektnaia organizatsiia gumanitarnogo zna-niia]. Moscow, The National Institute of Business Press, 2008. 784 p.

The order of the Russian Federation from November 29, 2014 1 2403-r «On approval of the State Youth Policy of the Russian Federation for the period till 2025" [Rasporjazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29 nojabrja 2014 g. № 2403-r «Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoj molodezhnoj politiki Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda»]. Available at: http://government.ru/me-dia/files/ceFXleNUqOU.pdf (accessed 25.03.2016).

The development strategy of education in the Russian Federation for the period up to 2025. Approved by the Federal Government on May 29, 20151996-p [Stra-tegija razvitija vospitanija v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda. Utverzh-dena rasporjazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29 maja 2015 g. № 996-r]. Available at: http://www.rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (accessed 25.03.2016).

Judin B.G. The necessity and possibility of humanitarian expertise [Neobhodi-most' i vozmozhnosti gumanitarnoj jekspertizy]. Knowledge. Understanding. Skill — Znanie. Ponimanie. Umenie, 2006, vol. 4, pp. 187-194.

O

M (A 3

o

(0

(0

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.