«контрольной» магистрали позволяют предположить, что наличие свинца связано с транзитным автотранспортом, применяющим этилированный бензин. Обнаружение свинца в гаражах и квготирах расположенных вблизи, может быть обусловлено проведением в гаражах р монтных работ, связанных с применением припоя, в состав которого входит свинец.
Выводы
1. В условиях сложившейся городской застройки Москвы часто имеет место размещение гаражей в непо! эедственной близости к жилым, детским и лечебным
учреждениям.
2. Результаты лабораторных исследований и опроса населения указывают на то. что гаражи, располагаясь на территории жилого домовладения, зачастую являются источником загрязнения воздуха в пределах, превышающих предельно допустимые концентрации и могут нарушать санитарные условия проживания населения.
3. Значительное загрязнение воздушной среды жилых квартир, вызываемое бензоколонкой, указывает на необходимость регламентации зоны разрыва между бензоколонками и жилыми домами.
4 Проведенные исследования указывают на недопустимость в гигиеническом отношении размещения автогаражей, а также бензоколонок на территории жилы* домовладений.
Поступила 27/1У 1957 г.
■Л" Ъ *
УЛЬТРАФИОЛЕТОВАЯ РАДИАЦИЯ В МУРМАНСКЕ И ЕЕ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 1
Н. М. Кайков
Экономическое и культурное развитие северных районов нашей страны' идет быстрыми темпами. В настоящее время за Полярным кругом лежит уже не зона пустыни, а густонаселенный край с многотысячным населением. Поэтому интерес к условиям жизни населения, живущего за Полярным кругом, среди медицинских работников и в первую очередь среди гигиенистов очень велик.
В Заполярье проблема достаточности ультрафиолетовой радиации стоит очень остро, так как к различным факторам внешней среды, действующим на человека в обычных условиях (влажность, температура, осадки, ветер и т. п.), присоединяются еще факторы специфические, в других районах страны не встречающиеся. К ним относятся полярная ночь и полярный день — явления, настолько интенсивные, что не считаться с ними нельзя.
При оценке климатических условий Севера ранее приводились лишь данные о количестве часов солнечного сияния. Количественная и качественная характеристика солнечной радиации до последних лет отсутствовала.
Непрерывный полярный день на 69—70° северной широты длится 55—60 суток, однако возможность использования в этот период солнечной радиации невелика из-за низкого стояния солнца даже в летний полдень, из-за большого числа дней с туманами и облачностью, с сильным ветром, с резко выраженной непериодичностью изменения климатических элементов. В полярную ночь, которая по продолжительности не уступает полярному дню, жители Заполярья лишены не только ультрафиолетового излучения, но и естественного освещения.
Наши наблюдения были начаты в 1953 г. и проводились в течение 1953—1955 гг. Для наблюдения был использован фотохимический щавелевокислый метод, модифицированный А. Н. Бойко и 3. Н. Куличковой. Мы имели возможность учитывать ультрафиолетовые лучи с длиной волны от 435 до 290 тц, т. е. практически весь ультрафиолетовый поток, проникающий через толщу земной атмосферы до поверхности земли. Наблюдения проводились круглосуточно независимо от погоды и температуры. При необходимости применяется подогрев пробирки с раствором.
Полученные нами данные за 3 года наблюдений приведены в табл. 1. В этой же таблице даны некоторые показатели, характеризующие климатические условия в районе Мурманска в период наблюдений.
Анализ приведенных данных показывает, что годовое распределение ультрафиолетовой радиации в Мурманске очень неравномерно. Из всего количества ультрафиолетового излучения, которое мы имеем в течение года (с февраля по сентябрь), 60% приходится на май—июль. Это количество находится в прямой зависимости от количества часов солнечного сияния, которое за это время также составляет 60—65% от годового. Максимум интенсивности облучения был достигнут в 1953 г. в июне, а
1 С сожалением приходится отметить, что исследования, изложенные в данной статье, выполнены недостаточно полноценным щавелевокислым методом.— Ред.
ч
<о «
{-
ж а о.
я ^
X 15
5 =
в .= «
II
5ю « =
Я £
О-« >=( в О о и
4 ш о 3
5 =
■в-5
я я о.
г.3
>> X
ЕС 2 ч «о ев X
2
н а)
к
3 к
; й а = я ■ 2 Е 5 и £■
се
§*
ч х
£ а ю ь л
с; к в
¡а ч н
Ш Й
X н
9 х
О 0) о —
о Ст
О с 2 ^ °
пса а- — О
О 5 О
3" О = 2 51
¡8
осо-ч-со — оосооооо
счсоо — — ощ — о — смо
ОМО'-ОЮОО-МО-'
ПМВ^ООСОЮОНОМО! сосмч-ю'смтаэооо^о
-ИСОЧ'Ч'СОИ-Н
00 т 1Л Г-. со
1 1 1 см со о го о СО 1 1
О) 00 см ОС СО
—'
ю оо ю см см
1 о" о> о ■Ч" см со со _ I- 1 1
сч ■ч* см со о о СО *—«
.—' — •—' см —
оо см ю г— см
1 1 1 о Ю см со •ч* О) еп 1 1
оо О ■ч* см ио ■ч* «—«
—4
-ч- со
см ю СО г- со О)
1 1 1 1— СО о см ч- ю см' 1 1
' 1 см см
00 <7> 00 о> ш
ю см —* О) о —•
1 см" СО ю СО см 1— со СО см" 1 1
см
ю 0> 00 см см см см
1 1 1 со ю СО Ч" 00 СО 1 1
см см
СО 1Л СО
см оо о со 00 см
1 1 1 __ с» см ■4« <т> со ю" 1 1
КЗ •ч" О см со
со со ч* ■ч* СО
СО по ю |Г>
оо со а> о> с_> см а> СО со
1 - п> СП О) .о СО оо" 1 1
00 сл оо со о т — см СО
■Ч" ю ■ч* оо
СО со ш оо см
»—» см со СО о СО 00
1 1 1 СО <■я СО о> со ю 1 1
см оо СП и со с«
СО СО ю из СО
о» оооо^^юооо^ао
—.00 ------ О0
- со ^ со — со ю ом----«-. сч
тг
со о —» а> см оо
Г— - ао о со
- о о см со —■
Ю—'СМ—СМООЧ"—•
И
г
СО
1С N со см со <л г-
— О ^ - -О ОО И о
- -Ч" со со осчос — «сч — з>1^то
я . Ч а. ш в о. а. «г
л о.
ю
о. л о-
\с о. о
ш а и- и. 1-, - 1 . ее
° = « г 2 « 5 5 о|
в 1954—1955 гг. в июле, т.е. когда был достигнут максимум часов солнечного сияния.
Пересчет количества разложившейся щавелевой кислоты в эритемные дозы (за одну эритемную дозу принято количество ультрафиолетовых лучей, разлагающих 3,7—4,1 мг/см2 щавелевой кислоты) показывает, что в месяцы максимального облучения ультрафиолетовая радиация была равна, 123—-213 эритемным дозам в месяц или 4 эритемным дозам в день. Считается, что наименьшее количество ультрафиолетового облучения, которое должен получить человек для предупреждения у него явлений «светового голодания» равно 1/а эритемной дозы. Следовательно, даже при неполном использовании имеющегося в эти месяцы ультрафиолетового излучения необходимый профилактический эффект в условиях Мурманска может быть достигнут.
Сравнивая полученные нами данные с данными других авторов (Н. Ф. Га-ланин, Свидерская, 3. Н. Ку-личкова, Г. С. Яцула); (табл. 2), мы видим, что годовое количество эритем-ных доз в Мурманске довольно значительно.
Приводимые в табл. 2 данные могут показаться парадоксальными. В самом деле 1954 г. оказался по количеству ультрафиолетовой радиации в Мурманске более благопритным, чем в Ленинграде, и очень близко к Киеву. Можно было бы на основании приведенных данных считать, что на севере по крайней мере в летние месяцы мы не можем встретиться с явлениями «светового голодания». На самом деле это далеко не так и прежде всего потому, что на севере в летние месяцы мы имеем дело с круглосуточной радиацией.
Использование же ее в Заполярье идет так же, как и на юге во время бодрствования человека.
Суровый климат Заполярья когда в течение месяца наблюдается 10—20 дней с осадками, когда скорость ветра достигает
4—6 м/сек, среднемесячная температура не выходит за пределы 13°, облачность достигает 4—9 баллов, когда ясных дней за весь год набирается не более 15—20,
заставляет человека носить весь год плотную, светонепроницаемую одежду, проницаемость которой, по данным Н. Ф. Галанина и Д. М. Тюкова, для ультрафиолетовых лучей равна нулю.
Вывод, следовательно, напрашивается один — население Заполярья испытывает недостаток в ультрафиолетовой радиации в течение всего года, несмотря на кажущееся благополучие в летние месяцы.
Говорит ли это о том, что мы можем пренебрегать имеющимися возможностями в получении хотя бы минимума ультрафиолетовой радиации? Конечно, нет. Со всех точек зрения — и с точки зрения акклиматизации лиц, впервые приехавших в Заполярье. \г с точки зрения профилактики ультра-фиолетовой- недостаточности и у взрослых и в особенности у детей необходимо как можно полнее использовать имеющиеся в Заполярье возможности короткого лета.
Продолжительное нахождение на открытом воздухе независимо от. погоды и облачности даже при отсутствии прямых солнечных лучей — обязательное условие в режиме работы детских яслей, садов, летних детских оздоровительных учреждений.
В зимние месяцы с декабря по март с целью профилактики ультрафиолетовой недостаточности необходимо организовать облучение детского населения в детских садах, яслях, школах при помощи искусственных источников ультрафиолетовых лучей, что даст, несомненно, положительный эффект.
ЛИТЕРАТУРА
Га л а нин Н. Ф., Тюков Д. М. Отношение тканей одежды к ультрафиолетовым лучам. Гиг. и сан., 1954, № 2, стр. 3—9.— Галанин Н. Ф. Проблема компенсации природной ультрафиолетовой недостаточности на севере. Сан. и гиг., 1955, № 5, стр. ¿4—5(3 — Гигиеническая оценка ультрафиолетовой радиации большого города. Под. ред. Н. Ф. Галанина. Л., 1949. — Яцула Г. С. Ультрафиолетовая радиация в Киеве и ее гигиеническая характеристика. Гиг. и сан., 1955, № 8, стр. 46—48.
Поступила 23/IX 1957 г.
•ег -й- "¿Г
Таблица 2
Ультрафиолетовая радиация в Мурманске в сравнении с Ленинградом и Москвой
Пункты набл,< дения Год изблк дения Общее количество разло->: иви:ейся щавелевой КИСЛО 1ы Количество эритемных доз на год
Мурманск 1953 2391,4 598,1
» 1954 3168.3 791,9
» 1955 2177,6 542,8
Ленинград 1945—1948
и 1953
(среднее) 2529 646
Киев 1952 ,3645 911
ОБ ОЧИСТКЕ СТОЧНЫХ ВОД НЕФТЯНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ БАКИНСКУЮ БУХТУ
Младший научный сотрудник И. К. Лысогорова Из Института общей и коммунальной гигиены АМН СССР
В 1954 и 1956 гг. по заданию Министерства здравоохранения СССР нами было проведено санитарное обследование очистных сооружений для сточных вод предприятий нефтяной промышленности, а также Бакинской бухты, в которую сбрасываются сточные воды этих предприятий. Источниками загрязнения нефтью Бакинской бухты являются а) нефтепромыслы, б) нефтеперерабатывающие заводы, в) морские скважины нефтедобычи, г) суда по перевозке нефти и нефтепродуктов.
Оценка эффективности работы нефтеловушек производилась по данным анализов, проделанных местными лабораториями в 1954 и в 1956 гг., а также по анализам, проведенным бригадой Института ВОДГЕО в 1954 г.
По этим данным, мы пришли к выводу, что эффективность современных нефтеловушек на промыслах в условиях нормальной эксплуатации (1954) соответствует проектным нормам, т. е. содержание нефти в выходящей воде не превышает 150 мг/л. Однако нефтеловушки старой конструкции, нормально работающие на заводах, дают выход нефти в среднем 400 мг/л.