Научная статья на тему 'Уличный спорт как фактор развития брендинговой стратегии «Саранск-спортивный»'

Уличный спорт как фактор развития брендинговой стратегии «Саранск-спортивный» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
194
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРЕНД / БРЕНДИНГОВАЯ СТРАТЕГИЯ / УЛИЧНЫЙ СПОРТ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кожин Александр Владимирович, Пронина Ирина Николаевна

Спорт является одним из приоритетных направлений территориального брендинга, однако при воплощении данной стратегии не всегда уделяется должное внимание вовлечению самих горожан в данную сферу. В статье предпринята попытка рассмотреть развитие уличного спорта как одну из стратегий популяризации городского бренда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sport is one of the priority strategies in territorial branding. However, this strategy does not always consider the direct involvement of urban citizens into sports. The author studies the development of street workout as one of the strategies for outreaching the city brand name among its residents.

Текст научной работы на тему «Уличный спорт как фактор развития брендинговой стратегии «Саранск-спортивный»»

КОЖИН А. В., ПРОНИНА И. Н.

УЛИЧНЫЙ СПОРТ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ БРЕНДИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ «САРАНСК-СПОРТИВНЫЙ»

Аннотация. Спорт является одним из приоритетных направлений территориального брендинга, однако при воплощении данной стратегии не всегда уделяется должное внимание вовлечению самих горожан в данную сферу. В статье предпринята попытка рассмотреть развитие уличного спорта как одну из стратегий популяризации городского бренда.

Ключевые слова: бренд, брендинговая стратегия, уличный спорт.

KOZHIN А. V., PRONINA I. N.

STREET WORKOUT IN DEVELOPING THE BRANDING STRATEGY "SARANSK - A SPORTY CITY"

Abstract. Sport is one of the priority strategies in territorial branding. However, this strategy does not always consider the direct involvement of urban citizens into sports. The author studies the development of street workout as one of the strategies for outreaching the city brand name among its residents.

Keywords: brand, branding strategy, street workout.

Стержневая идея бренда города Саранска, как и многих других российских городов, еще только формируется, и на наш взгляд, применительно к столице Мордовии можно говорить лишь о поиске брендинговых стратегий. Одной из самых последовательно реализуемых проектных стратегий построения городского бренда, по мнению авторов, является стратегия «Саранск-спортивный».

Спорт входит как в сферу интересов административных, политических структур, так и в сферу интересов простых горожан, что делает данную брендинговую стратегию достаточно эффективной. Спортивный брендинг связан со здоровьем нации, так как достижения в области спорта формируют у жителей гордость за территорию и город. В последнее время спортивная инфраструктура города и республики развивается достаточно интенсивно. В республике действует центр Олимпийской подготовки по спортивной ходьбе, построен ряд крупных спортивных объектов: спорткомплекс «Мордовия», «Ледовый дворец», Лыжно-биатлонный комплекс, Теннисный центр им. Шамиля Тарпищева и др. Здесь выросли мастера спорта, олимпийские чемпионы и чемпионы мира. Имена Р. Насибулова - чемпиона мира по классической борьбе, К. Дрогалина - чемпиона мира по ледовому спидвею, А. Мишина, олимпийского чемпиона по греко-римской борьбе, О. Канискиной, Д. Нижегородцева, Н. Борчина, С. Кирдяпкина, Е. Лошмановой - олимпийских чемпионов по

спортивной ходьбе - знает весь спортивный мир. Саранск не раз становился центром проведения значительных спортивных мероприятий.

Однако при воплощении данной проектной стратегии, на наш взгляд, было бы недостаточно ограничиться строительством одних лишь спортивных объектов, популяризацией известных спортсменов, организацией крупных спортивных мероприятий. Нужна планомерная работа по вовлечению населения в данную сферу, знакомство с существующими спортивными направлениями как профессиональными, так и «дворовыми».

Решение этой проблемы, как нам кажется, может находиться в популяризации так называемого «уличного спорта» (street workout - что в переводе означает «уличная тренировка», «дворовый спорт»). 1 Уличный спорт подразумевает вид физической подготовки, который дает практически неограниченные возможности для спортивной подготовки и является альтернативой дорогостоящим фитнес-центрам и спортклубам. Объектами тренировок могут выступать практически любые атрибуты улицы, двора: брусья, турник, парапет, стена дома и т. д.

Считается, что история уличного спорта достаточно молода, данное направление возникло в США в 2008 г., и, благодаря сети Интернет, превратилось в международное молодежное движение [1]. Однако, следует отметить, что элементы уличного спорта всегда активно использовались в советской культуре. Например, во времена СССР турники и брусья активно устанавливались во дворах и на школьных территориях. В частности, в Мордовии в 30-е гг. ХХ в. проводились легкоатлетические эстафеты по улицам Саранска, соревнования на воде, в зимнее время стал развиваться мужской и женский хоккей с мячом, организовывались республиканские пробеги по маршрутам Саранск-Инсар-Саранск, Саранск-Чамзинка-Саранск и т. д.

В современной России зарождающиеся тенденции развития уличного спорта, как «низовой» городской активности, были подхвачены государственными проектами, примером могут служить программы «Спорт против подворотни» губернатора Сахалинской области, проект «Дворовый тренер» И. Родниной в г. Дзержинске Нижегородской области. Действительно, несмотря на то, что уличный спорт это инициатива, идущая от самих граждан, она требует эффективного взаимодействия государственных, общественных и коммерческих организаций.

1 Наряду с понятием «street workout», существуют также такие понятия «calisthenics», «ghetto workout», в российской практике данные виды физической активности чаще всего объединяют под терминами «дворовый спорт» или «уличный спорт».

В целях систематизации информации о факторе доступности городской инфраструктуры для занятий уличным спортом, мы посетили более 30 спортивных площадок, расположенных во дворах жилых домов микрорайонов г. Саранска. С одной стороны, можно отметить, что многие площадки построены еще в советское время и нуждаются в реконструкции, с другой - есть вполне ухоженные, но видно, что дети не проявляют к ним никакого интереса. Поэтому развитие уличного спорта будет эффективным как государственная инициатива, способствующая более интенсивному вовлечению детей и подростков в сферу спорта.

Преимущество данного вида спортивной активности перед профессиональными занятиями спортом заключается в том, что ребенку предоставляется свобода выбора (доступность для каждого, комфортность, связанная с отсутствием психологической соревновательной нагрузки, осознанная необходимость участия в игре, самообучаемость и т. п.). Большое значение для развития уличного спорта имеет формирование института дворового тренера, так как развитие отношений доверия в юношеской среде требует высокого профессионального уровня и социальной компетенции.

Ряд предложений, касающихся развития уличного спорта в г. Саранске мы изложили в форме проекта. Его целью являются: обеспечение спортивного досуга школьников и подростков, формирование здорового образа жизни, развитие массового спорта, пропаганда спорта, как основы воспитания здорового и социально активного подрастающего поколения.

Задачи проекта:

- поддержка развития инициатив по организации физкультурной, спортивно-массовой деятельности, детского и юношеского спорта на дворовых и школьных спортивных площадках;

- привлечение населения к решению проблем организации спортивного досуга;

- содействие продвижению идеи здорового образа жизни среди населения;

- укрепление дружбы и взаимопонимания в детско-юношеской среде через участие в спортивных мероприятиях;

- доступность спорта (ценовая политика спортивных учреждений не всегда доступна для некоторых категорий семей).

Каналы и средства коммуникации: мероприятия массового характера (информационно-пропагандистские акции в СМИ, позволяющие формировать общественное мнение по данной проблеме); мероприятия локального характера, проводимые в образовательных учреждениях, по месту жительства (соревнования дворовых команд, флеш-мобы, спортивные праздники в масштабах одного двора и т. п.); средства межличностного общения (индивидуальные консультации, тренинги для волонтеров, программы обучения

«на равных», групповые консультации); печатные СМИ (типы информационных материалов - занимательная статья, цель которой не столько информировать, сколько развлекать; именная или авторская статья - должна быть подписана авторитетным лицом, смысл такой статьи - попасть в интересы аудитории; обзорная статья призванная интегрировать опыт других городов и территорий; интервью - желательно с участником проекта); социальные сети.

Для построения стратегических ориентиров проекта важно ответить на вопрос: кто может стать опорой для развития данной программы: государство, бизнес, общественные организации.

Определенные трудности могут возникнуть при формировании института дворового тренера.

На первом этапе необходимо выделение ставок «педагогов-организаторов по работе с населением», в качестве таковых должны быть профессионалы различного уровня, обладающие организаторскими способностями.

Поиск и подготовка волонтеров. Поиск волонтеров может вестись среди проживающих на данной территории, с учетом того, что волонтеры живут в этих дворах и сами являются участниками уличных спортивных практик, реализация данной задачи реальна и привлекательна. В обязанности самих педагогов-организаторов также входит участие в играх наряду с волонтерами.

Проект должен способствовать: воспитанию здорового спортивного поколения, в котором у каждого ребёнка, подростка будет формироваться образ успешного будущего; организации детского и подросткового спортивного досуга по месту жительства как основного средства борьбы с подростковой преступностью; организации семейного досуга; решению проблемы оснащённости, заброшенности спортивных площадок, спортивных объектов в районах жилых дворов; развитию уличного активизма (когда каждый житель будет заинтересован в улучшении жизни своего двора, улицы, участие в строительстве новых комбинированных площадок и реконструкции старых спортивных площадок, что поможет, улучшению положительного общественного микроклимата, добрососедских отношений по месту жительства).

ЛИТЕРАТУРА

1. Ghetto workout [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://allworkout.ru/novosti -workout.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.