УДК 159.9
УКРЕПЛЕНИЕ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА ЧАСТЕЙ И СОЕДИНЕНИЙ КРАСНОЙ АРМИИ -ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПОБЕДЫ В ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ В РОССИИ
© 2015 Н. В. Романова
Аннотация. Несмотря на то, что с началом Гражданской войны уровень морально-психологического состояния личного состава вооруженных сил России не был высоким, органы государственной власти и высшего военного управления прикладывали максимум усилий к его укреплению, что сказывалось на боеспособности частей и соединений Красной армии. Применение руководством страны целого комплекса мероприятий, таких как убеждение, принуждение, поощрение, проведение агитационно-пропагандистской работы и др., позволило одержать победу в братоубийственной Гражданской войне.
Ключевые слова: Красная армия, Гражданская война, морально-психологическое состояние, правопорядок, дисциплина, репрессии, борьба с дезертирством, политико-просветительная работа, агитация, пропаганда, материально-техническое и бытовое снабжение войск.
THE STRENGTHENING OF THE MORAL PSYCHOLOGICAL STATE OF PERSONNEL UNITS AND FORMATIONS OF THE RED ARMY -
THE MOST IMPORTANT ASPECT OF VICTORY IN THE CIVIL WAR
IN RUSSIA
© 2015 N. Romanova
Summary. Despite the fact that with the beginning of the Civil war, the level of moral-psychological state of the personnel of the Russian armed forces, public authorities and higher military management has made every effort to strengthen it, which accordingly affected the combat readiness of units and ^ formations of the red army. The use of the country's leadership, a whole complex of measures, such as measures ofpersuasion, coercion, incentives, advocacy work, etc. allowed to win in a fratricidal Civil war.
Keywords: Red army, Civil war, moral and psychological state, the rule of law, discipline, repression, against desertion, political education, agitation, propaganda, logistical and domestic supply of troops.
После прихода к власти партии большевиков обстановка складывалась экстремальная. Бушевала кровавая анархия. Власть центра была крайне неустойчива. Военно-политические лидеры большевиков сразу осознали значимость проблемы военного строительства - создание вооруженных сил, способных одержать победу в Гражданской войне.
Исторический опыт показывает: высокий уровень морально-психологического состояния личного состава частей и соединений - одно из основных слагаемых их боеспособности и необходимое условие достижения победы в разгорающейся войне. Поэтому на повестку дня встал вопрос о наращивании усилий в укреплении морально-психологического состояния бойцов Красной армии.
В начальный период войны главная задача заключалась в воспитании бойцов и в постоянном поддержании веры в победу, в достижении морально-психологического превосходства над противником.
Среди основных направлений повышения уровня морально-психологического состояния войск в действующей армии следует назвать применение мер убеждения, принуждения, поощрения отличившихся в боях бойцов и командиров и дисциплинированного поведения военнослужащих; агитационно-пропагандистская деятельность; меры, направ-
ленные на улучшение материально-технического и бытового обеспечения войск действующей армии, и др.
Органы государственной власти и военного управления РСФСР принимали меры экстренного характера по повышению уровня морально-психологического состояния личного состава соединений и частей, в том числе массовые расстрелы. Так, 29 августа 1918 г. по указанию Л. Д. Троцкого на Восточном фронте применили принцип децимации, то есть казни каждого десятого.
С усложнением обстановки на фронтах Гражданской войны позиция лидера правящей партии В. И. Ленина по вопросу укрепления морально-психологического состояния свелась к простой формуле: при наведении порядка самое эффективное средство - расстрел. Позднее, выступая на II Всероссийском съезде политпросветов (17 октября 1921 г.), он отметил, что «расстрелы в армии большевики ввели сознательно»1.
В Постановлении ЦК РКП (б) от 26 ноября 1918 г. «Об укреплении Южного фронта»2, подписанном Я. М. Свердловым, отмечается: «Нужно железной рукой заставить командный состав, высший и низший, выполнять боевые приказы ценою каких угодно средств. Не нужно останавливаться ни перед какими жертвами для достижения тех высоких задач, которые сейчас возложены на Красную армию, в особенности на Южном фронте... Командный состав должен быть поставлен перед единственным выбором: победа или смерть»3.
Реввоенсовет Республики и реввоенсовет Южного фронта четко проводили подобную линию в жизнь. Расстреливались и рядовые бойцы, и командиры низовых тактических звеньев. Например, после подавления мятежа Вольской дивизии (конец 1918 г.), согласно сводке политотдела 10-й армии, было расстреляно 38 человек на месте и 23 человека - по суду в Царицыне4.
Заслуживает особого внимание позиция председателя высшего органа военного управления Л. Д. Троцкого: «Нельзя строить армию без репрессий. Нельзя вести массы людей на смерть, не имея в арсенале командования смертной казни. До тех пор, пока гордые своей техникой, злые бесхвостые обезьяны, именуемые людьми, будут строить армии и воевать, командование будет ставить солдат между возможной смертью впереди и неизбежной смертью позади»5.
Однако, как убедительно свидетельствует военно-исторический опыт, одними репрессиями невозможно обеспечить надлежащий уровень морально-психологического состояния личного состава частей и соединений. И Ленин четко это понимал. Он подчеркивал: «Одним насилием ничего не сделаешь»6, «Сначала убедить, потом принудить»7. Поэтому наряду с применением репрессивных мер стали применять и меры поощрения отличившихся в боях бойцов и командиров и за дисциплинированное поведение военнослужащих. Кроме награждений почетными знаменами воинских частей на заседаниях Реввоенсовета Республики / СССР постоянно происходил разбор ходатайств о награждении орденом Красного Знамени отдельных лиц, частей и учреждений.
Уровень морально-психологического состояния личного состава частей и соединений действующей армии в рассматриваемый период снижало дезертирство.
Пленум ЦК РКП (б) 13 апреля 1919 г. рассмотрел вопрос об усилении борьбы с дезертирством. Политбюро ЦК 23 апреля своим решением обязало развернуть самую широкую агитацию против дезертиров8. Так, 18 декабря 1919 г. реввоенсовет Южного фронта издал приказ № 1929, которым утвердил Инструкцию комиссии по борьбе с дезертирством на Южном фронте9. В газетах начали публиковать списки злостных дезертиров и со-
1 Ленин В. И. Новая экономическая политика и задачи политпросветов // Полн. собр. соч. - Т. 51. - С. 36.
2 См.: Из истории гражданской войны в СССР: сборник документов и материалов. - М., 1960-1961. - Т. 1. - С. 465-466.
3 Там же. - С. 456.
4 РГВА. - Ф. 100. - Оп. 2. - Д. 184. - Л. 1.
5 Троцкий Л. Д. Моя жизнь: мемуары. - М., 2001. - С. 401.
6 Ленин В. И. Полн. собр. соч. - Т. 38. - С. 56.
7 Ленин В. И. Полн. собр. соч. - Т. 42. - С. 216.
8 РГАСПИ. - Ф. 17. - Оп. 3. - Д. 3. - Л. 2.
9 РГВА. - Ф. 100. - Оп. 2. - Д. 8 доп. - Л. 1-3.
общать о применении к их семьям наказаний. Для борьбы с дезертирством характерна такая особенность: их призывали к добровольной явке, а семьи - воздействовать на уклоняющихся от военной службы в Красной армии. Всем явившимся дезертирам разъясняли, что бегство из эшелонов наказывается расстрелом. По прибытии же на фронт с них будет снято это позорное имя10.
В результате применяемых мер дезертирство пошло на убыль. Не случайно к концу 1919 г. в ряды Красной армии на всех фронтах в строй вернулось, по подсчетам Л. М. Спирина, 775 тыс. красноармейцев-дезертиров11.
Уделяли соответствующее внимание и политико-просветительной работе.
С целью повышения морально-психологического состояния частей и соединений политические органы и ячейки РКП (б) действующей армии большое внимание уделяли устной политической агитации, которая строилась на жестких принципах классового подхода, советского патриотизма и пролетарского интернационализма.
Широко использовались организационные возможности лекторов (как правило, наиболее подготовленных политработников аппаратов политорганов всех звеньев) и агитаторов (готовились из числа рядовых бойцов, как правило, коммунистов)12. Из политсводок того времени явствует, что широко распространенными формами стали митинги, общие собрания личного состава, групповые и индивидуальные беседы, проводимые в частях, перед красноармейцами выступали творческие коллективы, привлекался передвижной кинематограф13.
Особое место в военной пропаганде и агитации занимала, конечно же, печать: листовки, армейская и дивизионная периодика14. Всего в годы Гражданской войны в Красной армии издавалось 70 дивизионных газет15, было выпущено более 8 млн листовок, воззваний, свыше 2,5 млн плакатов16. Только в 1919 г. по распоряжению Политуправления РВСР на фронт и в военные округа ежедневно отправлялось 520 674 экземпляра газет17. С июля
1919 по июль 1920 г. под эгидой Политуправления РВСР вышли в свет 18 566 газет, листовок и т.п.18 А созданное в конце октября 1919 г. Военное издательство выпустило в
1920 г. около 30 млн различных изданий19.
Политработники прикладывали максимум усилий, чтобы листовки и плакаты доходили до каждого красноармейца. С учетом малограмотности красных воинов практикова-
20
лись коллективные читки и разъяснение содержания листовок и плакатов .
К концу Гражданской войны в Красной армии 1 клуб приходился на 1455 красноармейцев21. В действующей армии в годы Гражданской войны было создано более
22
400 красноармейских театров и 560 хоровых и музыкальных кружков .
10 РГВА. - Ф. 4. - Оп. 10. - Д. 543. - Л. 3.
11 См.: Спирин Л. М. Классы и партии в гражданской войне в России (1917-1920). - М., 1968. - С. 347.
12 Отчетные документы политотдела Южного фронта (РГВА. - Ф. 100. - Оп. 2. - Д. 103. - Л. 16).
13 См.: Партийно-политическая работа в Красной Армии (апрель 1918 - февраль 1919): документы. - М., 1961. - С. 248.
14 ЦК партии в обзоре военных газет в июне 1919 г. дал такую установку: нужно поменьше трафаретных статей, побольше бытового материала о жизни полка, кратких заметок о зверствах белых, фактических сообщений с разных фронтов, «побольше пропаганды воинской дисциплины, побольше популярности и простоты в изложении» (см.: Из истории гражданской войны в СССР: сборник документов и материалов. - М., 1960 - 1961. - Т. 2. - С. 794).
15 См.: Горожанин А. В., Леонов А. И. Правовое воспитание военнослужащих Красной армии в годы Гражданской войны на Юге России (ноябрь 1917 - ноябрь 1920 г.): исторический опыт, уроки: монография. - М., 2004. - С. 132.
16 См.: Гусев С. И. Красноармейская печать // Политработник. - 1921. - № 1. - С. 4.
17 См.: Партийно-политическая работа в Вооруженных Силах СССР. 1918-1937 гг.: исторический очерк / под ред. А. А. Епишева. - М., 1974. - С.64-65.
18 См.: Там же. - С. 61.
19 См.: Военный энциклопедический словарь. - М., 2007. - С. 186; Советская военная печать: исторический очерк / под ред. И. А. Портянкина. - М., 1960. - С. 39.
20 Клочков В. Ф. Красная армия - школа коммунистического воспитания советских воинов. 1918-1941. - М., 1984. - С. 26-27.
21 См.: ФоменцовВ. В. Некоторые аспекты организаторской и партийно-политической работы властных структур по укреплению воинской дисциплины в Красной армии (1918-1920 гг.). историческое исследование. - Вольск, 2006. - С. 54.
22 Елисеева Н. Я. Просветительная деятельность органов советской власти в Красной армии: 1918-1920: дис. ... канд. ист. наук. - М., 2005. - С. 123.
В конечном итоге, и устная и печатная агитация довольно часто способствовала
23
улучшению настроения бойцов . А это - одно из условий повышения уровня морально-психологической устойчивости личного состава красноармейских частей и соединений.
Реввоенсовет Республики и Главное командование Красной армии осознавали, что проблема материально-технического и бытового обеспечения войск действующей армии является одной из главных проблем, решение которой положительным образом скажется на морально-психологическом состоянии бойцов Красной армии.
Главком всеми Вооруженными силами Республики И. И. Вацетис 7 октября 1918 г. определил такие немаловажные условия жизни солдата, влияющие на его настроение: «1) когда он одет, хорошо вооружен, снаряжен и особенно накормлен и 2) когда он знает, что даже при сильном ранении или болезни надлежащая организация военно-санитарного дела обеспечит ему надежность санитарно-медицинской помощи»24.
Нельзя не отметить, что Реввоенсоветом Республики и реввоенсоветами фронтов были приняты меры по улучшению снабжения частей и соединений всем необходимым для ведения боевых действий25. Г. К. Орджоникидзе сообщал с Южного фронта В. И. Ленину 6 ноября 1919 г., что нельзя дать «заснуть тылу», что самое незначительное внимание тыла радует красноармейцев «как маленьких детей»26. Как следствие, об определенных положительных подвижках в организации снабжения войск политотдел 10-й армии докладывал в политотдел Южного фронта27. Это дало право реввоенсовету Южного фронта потребовать от реввоенсоветов армий принять все меры к снабжению войск всеми видами довольствия, в том числе белыми маскировочными халатами28.
Характерно, что улучшению снабжения красноармейцев, кроме усилий Центра, способствовало, например, то, что в ходе проведенной на Украине в августе 1920 г. «Недели больного и раненого красноармейца» с населения собрали в виде добровольных пожертвований 1 млн 200 тыс. золотых рублей и различного рода вещи. Причем пожертвования
29
продолжали поступать и после .
Таким образом, отсутствие нормального финансирования Красной армии вследствие тяжелого экономического положения в стране порождало целый ряд негативных явлений в воинских частях. Неудовлетворительное материальное снабжение личного состава, плохие бытовые условия, отсутствие современного вооружения отрицательно сказывались на уровне морально-психологического состояния личного состава частей Красной армии. И только применение комплекса мероприятий, направленных на его улучшение, позволило добиться положительного результата и, как следствие, одержать победу в Гражданской войне.
Библиографический список
Военный энциклопедический словарь. - М., 2007.
Воронов, В. Н. Деятельность Реввоенсовета Республики / СССР по организационному укреплению Красной армии в период ее перевода на мирное положение (1921-1923 гг.) / В. Н. Воронов, Н. В. Романова // Известия Самарского научного цента РАН. - 2013. - Т. 15. - № 1. - С. 68-73.
23 Ипполитов Г. М. «Красные орлы» против «рыцарей белой мечты»: духовная сеча. Моральный дух комбатантов в российской Гражданской войне (нояб. 1917 - дек. 1920 гг.): опыт компаративного анализа. - Самара, 2005; Романова Н. В. Деятельность Реввоенсовета Республики / СССР по организационному укреплению Красной армии в 1918-1923 гг.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Архангельск, 2009; Воронов В. Н., Романова Н. В. Деятельность Реввоенсовета Республики / СССР по организационному укреплению Красной армии в период ее перевода на мирное положение (1921-1923 гг.) // Известия Самарского научного цента РАН. - 2013. - Т. 15. - № 1. - С. 68-73; Романова, Н. В. Курс на техническую модернизацию Красной армии и флота как пролог военной реформы 1924 г. // Телескоп: научный альманах. - Спец. вып.: материалы Второго молодежного историко-архивного форума, посвященного 95-летию Государственной архивной службы Российской Федерации. - Самара: НТЦ, 2013. - С. 315-324.
24 РГВА. - Ф. 6. - Оп. 10. - Д. 147. - Л. 19.
25 Там же. - Д. 257. - Л. 167, 172, 182 об.
26 Орджоникидзе Г. К. Статьи и речи. - М., 1956. - Т. 1. - С. 103-104.
27 РГВА. - Ф. 100. - Оп. 2. - Д. 189. - Л. 44.
28 См.: Директивы командования фронтов Красной Армии (1917-1922 гг.): сборник документов: в 4 т. - М., 1971-1974. -Т. 1. - С. 623.
29 См.: Гражданская война на Украине 1918-1920: сборник документов: в 3 т. - Киев, 1967. - Т. 3. - С. 410.
Горожанин, А. В. Правовое воспитание военнослужащих Красной армии в годы Гражданской войны на Юге России (ноябрь 1917 - ноябрь 1920 г.): исторический опыт, уроки: монография / А. В. Горожанин, А. И. Леонов. - М., 2004.
Гражданская война на Украине 1918-1920: сборник документов: в 3 т. - Киев, 1967. - Т. 3. Гусев, С. И. Красноармейская печать / С. И. Гусев // Политработник. - 1921. - № 1. - С. 4. Директивы командования фронтов Красной Армии (1917-1922 гг.): сборник документов: в 4 т.
- М., 1971-1974. - Т. 1.
Елисеева, Н. Я. Просветительная деятельность органов советской власти в Красной армии: 1918-1920: дис. ... канд. ист. наук / Н. Я. Елисеева. - М., 2005.
Из истории Гражданской войны в СССР: сборник документов и материалов. - М., 1960-1961. Ипполитов, Г. М. «Красные орлы» против «рыцарей белой мечты»: духовная сеча. Моральный дух комбатантов в российской Гражданской войне (нояб. 1917 - дек. 1920 гг.): опыт компаративного анализа / Г. М. Ипполитов. - Самара, 2005.
Клочков, В. Ф. Красная армия - школа коммунистического воспитания советских воинов. 1918-1941 / В. Ф. Клочков. - М., 1984.
Ленин, В. И. Полн. собр. соч. / В. И. Ленин. - Т. 38, 42, 51. Орджоникидзе, Г. К. Статьи и речи / Г. К. Орджоникидзе. - М., 1956. - Т. 1. Партийно-политическая работа в Вооруженных силах СССР. 1918-1937 гг.: исторический очерк / под ред. А. А. Епишева. - М., 1974.
Партийно-политическая работа в Красной Армии (апрель 1918 - февраль 1919): документы.
- М., 1961.
РГАСПИ. - Ф. 17. - Оп. 3. - Д. 3. - Л. 2.
РГВА. - Ф. 100. - Оп. 2. - Д. 103. - Л. 16.
РГВА. - Ф. 100. - Оп. 2. - Д. 184. - Л. 1.
РГВА. - Ф. 100. - Оп. 2. - Д. 189. - Л. 44.
РГВА. - Ф. 100. - Оп. 2. - Д. 8 доп. - Л. 1-3.
РГВА. - Ф. 4. - Оп. 10. - Д. 543. - Л. 3.
РГВА. - Ф. 6. - Оп. 10. - Д. 147. - Л. 19.
РГВА. - Ф. 6. - Оп. 10. - Д. 257. - Л. 167, 172, 182об.
Романова, Н. В. Деятельность Реввоенсовета Республики / СССР по организационному укреплению Красной армии в 1918-1923 гг.: дис. ... канд. ист. наук. - Самара, 2009.
Романова, Н. В. Курс на техническую модернизацию Красной армии и флота как пролог военной реформы 1924 г. / Н. В. Романова // Телескоп : научный альманах. - Спец. вып.: материалы Второго молодежного историко-архивного форума, посвященного 95-летию Государственной архивной службы Российской Федерации. - Самара: НТЦ, 2013. - С. 315-324.
Советская военная печать: исторический очерк / под ред. И. А. Портянкина. - М., 1960. Спирин, Л. М. Классы и партии в Гражданской войне в России (1917-1920) / Л. М. Спирин.
- М., 1968.
Троцкий, Л. Д. Моя жизнь: мемуары / Л. Д. Троцкий. - М., 2001.
Фоменцов, В. В. Некоторые аспекты организаторской и партийно-политической работы властных структур по укреплению воинской дисциплины в Красной армии (1918-1920 гг.): историческое исследование / В. В. Фоменцов. - Вольск, 2006.