Научная статья на тему 'УКРЕПЛЕНИЕ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ МАГИСТРАЛЬНОГО ГРУЗОВОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА'

УКРЕПЛЕНИЕ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ МАГИСТРАЛЬНОГО ГРУЗОВОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
26
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / МЕРОПРИЯТИЯ / СЦЕНАРИЙ / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гарина И.С., Муравьева М.В.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с повышением экономической эффективности деятельности организаций, работающих в сфере магистрального грузового железнодорожного транспорта на примере ООО «Полярный Транс Сервис». Проведен анализ деятельности организации, разработаны и экономически обоснованы мероприятия по повышению ее финансово-экономической эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гарина И.С., Муравьева М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRENGTHENING THE FINANCIAL CONDITIONS OF MAIN CARGO RAILWAY TRANSPORT ORGANISATIONS

The article considers the questions of increasing economic efficiency of the activity of organizations working in the sphere of main cargo railway transport on the example of the limited joint stock company “Arctic Trans Service”. The analysis of the activity of the organization has been carried out; measures for increasing its financial economic efficiency have been worked out and substantiated.

Текст научной работы на тему «УКРЕПЛЕНИЕ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ МАГИСТРАЛЬНОГО ГРУЗОВОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА»

УДК 332.02

Гарина И. С., к. э. н.

доцент

кафедра «Экономика и управления»

Муравьева М.В. студент 4 курса факультет «Экономика и инвестиции»

Ярославский филиал

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина

Россия, г. Ярославль УКРЕПЛЕНИЕ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ

МАГИСТРАЛЬНОГО ГРУЗОВОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО

ТРАНСПОРТА

Аннотация:

В статье рассматриваются вопросы, связанные с повышением экономической эффективности деятельности организаций, работающих в сфере магистрального грузового железнодорожного транспорта на примере ООО «Полярный Транс Сервис». Проведен анализ деятельности организации, разработаны и экономически обоснованы мероприятия по повышению ее финансово-экономической эффективности.

Ключевые слова:

Организация, эффективность, финансовое состояние, железнодорожный транспорт, мероприятия, сценарий, рентабельность

Garina I.S., assistant professor of the department of economics and management of Yaroslavl Subsidery of Leningrad state University named after A.S. Pushkin, Yaroslavl

Muravyova M.V. student of Yaroslavl Subsidery of Leningrad state University named after A.S. Pushkin, Yaroslavl STRENGTHENING THE FINANCIAL CONDITIONS OF MAIN CARGO RAILWAY TRANSPORT ORGANISATIONS

The article considers the questions of increasing economic efficiency of the activity of organizations working in the sphere of main cargo railway transport on the example of the limited joint stock company "Arctic Trans Service". The analysis of the activity of the organization has been carried out; measures for increasing its financial economic efficiency have been worked out and substantiated.

Key words: organization, efficiency, financial condition, railway transport, economic analysis, measure, profitability, scenario.

Наиболее доступной, удобной и недорогой возможностью доставить груз в нужную точку был и остаётся железнодорожный транспорт. В

обязанности организации ООО «Полярный Транс Сервис» входит обеспечение качественного и бесперебойного сервиса железнодорожных перевозок по самому оптимальному маршруту. Основным видом деятельности является: "Деятельность магистрального грузового железнодорожного транспорта. Организация осуществляет

железнодорожные перевозки в вагонах принадлежности ОАО «РЖД» и собственных.

Для того чтобы удовлетворять возрастающие запросы клиентов, транспортная компания имеет опыт работы и квалифицированных специалистов, что в комплексе с имеющимися договорами с организациями из структуры РЖД, позволяет оказывать услуги по доставке различных грузов на международных железнодорожных направлениях.

Финансовое положение организации представляет собой экономическую категорию, которая отражает состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования к саморазвитию на фиксированный момент времени, т.е. возможность финансировать свою деятельность. За период с 2016 года по 2017 год ООО «Полярный Транс Сервис» увеличил чистую прибыль на 40%, что в денежном эквиваленте составило изменение в 2 тыс. руб. Данное изменение прибыли связано с увеличение выручки предприятия на 25,2 % относительно увеличения себестоимости реализованных услуг на 24,7%, разница между которыми составила 0,5%.

Изменение выручки наглядно представлено ниже на рисунке 1:

2015 2016 2017

Рисунок 1 - Динамика выручки и чистой прибыли за период с 2015

года по 2017 год

Чистые активы организации на 31.12.2016 существенно (на 60%) превышают уставный капитал. По состоянию на 31.12.2017 чистые активы также превышают уставный капитал (70 %). Данные соотношения

положительно характеризует финансовое положение, полностью удовлетворяя требованиям нормативных актов к величине чистых активов организации. Однако, определив текущее состояние показателя, необходимо отметить снижение чистых активов на 61,4% за весь анализируемый период. Несмотря на нормальную относительно уставного капитала величину чистых активов, их дальнейшее снижение может привести к ухудшению данного соотношения. Наглядное изменение чистых активов и уставного капитал представлено на рисунке 2:

Динамика чистых активов и уставного капитала

■ Чистые активы Уставный капитал

Рисунок 2 - Динамика чистых активов и уставного капитала ООО «Полярный Транс Сервис» От того, насколько относительные показатели финансовой устойчивости близки к нормативным значениям, зависит финансовое положение хозяйствующего субъекта. Из таблицы 1 видно, что коэффициент автономии выше нормы за весь анализируемый период. Полученное значение говорит о неоправданно высокой доли собственного капитала в общем капитале. Организация слишком осторожно относится к привлечению заемных денежных средств.

За весь анализируемый период изменение коэффициента автономии не произошло, в связи с тем, что капитал предприятия не был затронут изменениями.

ТАБЛИЦА 1 - ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ_

Показатель Значение показателя Изменение за период 20152017гг Описание показателя и его нормативное значение

31.12.2015 31.12.2016 31.12.2017

1 2 3 4 5 6

1. Коэффициент автономии 1 1 1 - Отношение собственного капитала к общей сумме капитала. Нормальное значение для данной отрасли: 0,5 и более(оптимальное 0,6-0,7).

2. Коэффициент реальной стоимости имущества производственного назначения 0,98 1 0,94 -0,04 Рекомендуемое значение и норматив по показателю > 0,3-0,5

3. Коэффициент маневренности собственного капитала 1 1 1 - Отношение собственных оборотных средств к источникам собственных средств. Нормальное значение: 0,1 и более.

4. Коэффициент обеспеченности запасов 1,02 1 1,06 0,03 Отношение собственных оборотных средств к стоимости запасов. Нормальное значение: 0,5 и более.

Коэффициент реальной стоимости имущества производственного назначения немного уменьшил свое значение (на 0,04). Но, тем не менее, коэффициент выше нормативного показателя, что характеризует предприятие с положительной стороны. Данный показатель показывает производственный потенциал предприятия, обеспеченность производственного процесса средствами производства, отражает долю реальной стоимости имущества производственного назначения в имуществе предприятия.

Коэффициент маневренности собственного капитала за весь анализируемы период не изменил своего показателя. И соответствует нормативному значению. Коэффициент маневренности показывает, способность предприятия поддерживать уровень собственного оборотного капитала и пополнять оборотные средства в случае необходимости за счет собственных источников.

Коэффициент обеспеченности материальных запасов (на 0,03) значения коэффициента обеспеченности материальных запасов на конец 2015 г. В течение всего рассматриваемого периода коэффициент сохранял нормальное значение. Коэффициент обеспеченности материальных запасов на последний день анализируемого периода (31.12.2017) демонстрирует очень хорошее значение.

Ликвидность баланса означает степень покрытия обязательств его активами, срок превращения которых в денежную форму соответствует сроку погашения обязательств.

Для хозяйствующего субъекта более важным является наличие денежных средств, нежели прибыли. Их отсутствие на счетах в банке в силу объективных особенностей кругооборота средств может привести к кризисному финансовому состоянию.

для определения ликвидности баланса необходимо сравнить группы актива и пассива сравниваются между собой.

Сравнение А1 с П1 и А1 + А2 с П2 позволяет установить текущую ликвидность предприятия, что свидетельствует о его платежеспособности на ближайшее время. Сравнение А3 с П3 выражает перспективную ликвидность, что является базой для прогноза долгосрочной платежеспособности.

Из таблицы 2 видно, что имеется идеальное соотношение активов по степени ликвидности и обязательств по сроку погашения.

Таблица 2 - Анализ соотношения активов по степени ликвидности и обязательств по сроку погашения

Активы по степени ликвидности На конец отчетного периода, тыс. руб. Приро ст за анализ. период , % Норм. соотношение Пассивы по сроку погашения На конец отчетно го периода, тыс. руб. Приро ст за анализ. период , % Излишек/ недостаток платеж. сред ств тыс. руб., (гр.2 - гр.6)

1 2 3 4 5 6 7 8

А1. Высоколиквид ные активы (ден. ср-ва + краткосрочные фин. вложения) 1 - > П1. Наиболее срочные обязательства (привлеченные средства) (текущ. кред. задолж.) 0 - +1

А2. Быстрореализу емые активы (краткосрочная деб. задолженность ) 0 - > П2. Среднесрочные обязательства (краткосроч. обязательства кроме текущ. кредит. 0 - -

задолж.)

А3. Медленно реализуемые активы (прочие оборот. активы) 16 -62,8 > П3. Долгосрочные обязательства 0 - +16

А4. Труднореализу емые активы (внеоборотные активы) 0 - < П4. Постоянные пассивы (собственный капитал) 17 -61,4 -17

В таблице 3 рассмотрены основные показатели рентабельности деятельности ООО «Полярный Транс Сервис». Так рентабельность продаж за весь анализируемый период показывает динамику увеличения. За период 201-2016 г. рентабельность продаж увеличилась в 3,6 раза и составила 2 коп. с рубля, а за 2016-2017гг. данный показатель увеличился на 19,8%.

Таблица 3 - Анализ рентабельности

Показатели рентабельности Значения показателя (в %, или в копейках с рубля) Изменение показателя 2015/2016 гг Изменение показателя 2016/2017 гг

2015 г. 2016 г. 2017 г. коп., (гр 3 -гр2) ± % ((3-2) : 2) коп., (гр 4 -гр3) ± % ((4-3) : 3)

1 2 3 4 5 6 7 8

1. Рентабельность продаж (величина прибыли от продаж в каждом рубле выручки). Нормальное значение: 4% и более. 0,6 2 2,4 +1,4 +3,6 раза +0,4 +19,8

2. Рентабельность продаж по ЕВ1Т (величина прибыли от продаж до уплаты процентов и налогов в каждом рубле выручки). 0,6 2 2,4 +1,4 +3,6 раза +0,4 +19,8

3. Рентабельность продаж по чистой прибыли (величина чистой прибыли в каждом рубле выручки). Нормальное значение: 2% и более. 0,5 1,7 1,9 +1,2 +3,6 раза +0,2 +11,9

Справочно: Прибыль от продаж на рубль, вложенный в производство и реализацию продукции (работ, услуг) 0,6 2 2,4 +1,4 +3,7 раза +0,4 +20,3

Динамика показателей рентабельности продаж

|1.б

¡1.4

&12 О. х,г-

1 1 |0.8 1о.б

¡У 0.4

2015 г. 2016 г.

■ Рентабельность продаж

Рентабельность продаж по прибыли до процентов к уплате и налога (ЕВ1Т)

■ Рентабельность продаж по чистой прибыли

Рисунок 3 - Динамика показателей рентабельности продаж Рентабельность продаж по ЕВ1Т аналогично увеличилась, как и рентабельность продаж. За весь анализируемый период показатель показал увеличение в размере 1,8 коп. с рубля или в + 4 раза.

Рентабельность продаж на 31.12.2016 год составила 1,7 коп. с рубля, что в 3,6 раза больше по сравнению с 2015 годом, а за период с 2016 года по 2017 год рентабельность продаж по чистой прибыли увеличилась на 11,9 % или на 0,2 коп. с рубля.

Динамика показателей рентабельности продаж

2.5т

■ Рентабельность продаж

Рентабельность продаж по прибыли до процентов к уплате и налога (ЕВ1Т)

■ Рентабельность продаж по чистой прибыли

Рисунок 4 - Динамика показателей рентабельности продаж Далее в таблице 4 представлены три основные показателя, характеризующие рентабельность использования вложенного в

предпринимательскую деятельность капитала.

Таблица 4 - Рентабельность использования вложенного в предпринимательскую деятельность капитала_

Показатель рентабельност и Значение показателя, % Изменение показателя (гр.3 - гр.2) Расчет показателя

2016 г. 2017 г.

1 2 3 4 5

Рентабельность собственного капитала (ROE) 17,1 42,5 25,4 Отношение чистой прибыли к средней величине собственного капитала. Нормальное значение для данной отрасли: 15% и более.

Рентабельность активов (ROA) 17,1 42,5 25,4 Отношение чистой прибыли к средней стоимости активов. Нормальное значение для данной отрасли: 4% и более.

Прибыль на задействованн ый капитал (ROCE) 20 55 35 Отношение прибыли до уплаты процентов и налогов (ЕВ1Т) к собственному капиталу и долгосрочным обязательствам.

Анализ таблицы 4 показал, что рентабельность собственного капитала за период с 2016 года по 2017 год увеличилась на 25,4 %, это свидетельствует об увеличении чистой прибыли на 2 тыс. руб.

Рентабельность активов также, как и рентабельность собственного капитала увеличилась на 25,4 %. Такая динамика рентабельности подтверждается анализом таблицы 1, где сравнивались между собой актив и пассив баланса (актив и пассив баланса ООО «Полярный Транс Сервис» видоизменяются прямо пропорционально).

Прибыль на задействованный капитал увеличилась на 35%. Данное изменение положительно сказывается на эффективности финансовой деятельности предприятия. Увеличилась прибыль до уплаты налогов, значит увеличится анализируемый показатель.

В заключение можно сказать, что все рассматриваемые показатели за период с 2016 по 2017 года соответствуют нормативным значениям.

На рисунке 5 представлено изменение основных показателей рентабельности активов и капитала организации за два последних года.

■ Рентабельность собственного капитала

■ Читабельность активов

■ Прибыль на задействованный капитал

Рисунок 5 - Динамика показателей рентабельности активов и капитала

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ООО «Полярный Транс Сервис» Анализ свидетельствует об очень хорошем финансовом состоянии организации, ее способности отвечать по своим обязательствам перед кредиторами. При данных финансовых показателях ООО «Полярный Транс Сервис» относится к категории надежных заемщиков и может претендовать на привлечение кредитных ресурсов.

Однако показатели экономической отчетности предприятия достаточно низкие, поэтому ООО «Полярный Транс Сервис» не имеет финансовой возможности для развития и расширения предоставления услуг в своей деятельности.

Для решения данного вопроса следует разработать перспективный сценарий развития организации:

Во-первых, с целью увеличения прибыли организации необходимо оптимизировать использование трудовых ресурсов, а именно добиться увеличения числа реализации услуг по основным направлениям деятельности предприятия. Рост числа заказов позволит организации снизить издержки за счёт снижения доли постоянных издержек в стоимости заказа, что обеспечит рост реализационной прибыли. Помимо этого, продажа рентабельных услуг в большем объёме в целом благотворно отразится на конечных результатах деятельности. В целом увеличение числа продаж, и, как следствие, реализации рентабельных видов услуг, обеспечит увеличение прибыли на каждый отдельный вид услуг, а также рост показателей, как прибыли, так и рентабельности в целом по организации.

Помимо увеличения числа заказов, себестоимость может быть снижена с помощью рационализации издержек, основанной на улучшении организации работ.

Во-вторых, немаловажным фактором для достижения более высоких показателей эффективности, выступает разработка плана по оптимизации

сбытовой стратегии. В рамках этого мероприятия необходимо добиваться максимального числа контрактов на грузовые перевозки. Также возможно заключение договоров на осуществление дополнительных услуг, как с частными лицами, так и с корпоративными заказчиками.

В-третьих, ООО «Полярный Транс Сервис» необходимо расширять базу заказчиков. В качестве рекомендации для менеджмента можно предложить продолжать поиск крупных компаний с целью минимизации и распределения рисков для фактического выполнения годового плана работ.

Помимо развития договорных отношений с имеющимися поставщиками заказов, рекомендуем руководителю предприятия искать способы проникновения на новые рынки, искать новых партнёров, и, на основе тщательного взвешенного анализа отбирать оптимальные варианты для осуществления сотрудничества.

Также управленческие решения могут коснуться кадрового состава, а именно мотивационной политики организации. При росте числа заказов основную часть оплаты труда должен занять не оклад, а процентная ставка от каждого отдельного заказа и дополнительные премии при выполнении либо перевыполнении плана. Помимо премий, необходимо продумать критерии депремирования и прочих взысканий, особенно в том случае, когда на выполнение заказа оказал прямое влияние именно человеческий фактор, а не форс-мажорные обстоятельства. Таким образом, основные усилия руководства необходимо сосредоточить на поиске потенциальных заказчиков, изменении структуры формирования затрат по отдельным направлениям деятельности, расширении рынка сбыта, улучшении мотивационной стратегии развития.

В рамках реализации маркетинговой политики, целесообразно осуществить комплекс мер, включающий в себя:

- создание сайта «ООО «Полярный Транс Сервис» и разработка раздела предложений для потенциальных поставщиков;

- разработка плана посещения выставок и профессиональных конференций либо семинаров с целью личного налаживания контактов с потенциальными партнёрами;

- внесение изменений в мотивационную политику, применяемую к менеджерам компании.

Рассмотрим данные мероприятия более подробно.

На данный момент компания не имеет собственного сайта, что существенно осложняет осуществление взаимодействия с потенциальными поставщиками и заказчиками.

Так как в организации нет специалистов, занятых разработкой программного обеспечения и сайтом, предлагаем обратиться к профессионалам с целью осуществления работ в данной сфере.

Сайт может включить в себя стандартные разделы, такие как:

- история компании;

- основные направления деятельности;

- дополнительно предоставляемые виды сервисов;

- информация для поставщиков;

- информация для заказчиков;

- контакты.

Наибольший интерес в рамках исследования представляют разделы сайта «Информация для поставщиков» и «Информация для заказчиков». Помимо общей информации о преимуществах работы с сайта ООО «Полярный Транс Сервис», необходимо разработать единую электронную форму коммерческого предложения, а также карточки поставщика. С помощью сбора данной документации, предприятие сможет разработать мобильную базу по всему массиву потенциальных поставщиков, своевременно вносить изменения и поправки о деятельности партнёров, а также анализировать систематизированную информацию с применением математических методов моделирования, что станет возможно благодаря единой форме документов по всей группе поставщиков.

Таким образом, создание сайта и разработка универсальных форм для потенциальных поставщиков позволят предприятию улучшить процесс взаимодействия, как с поставщиками, так и с заказчиками ООО «Полярный Транс Сервис».

Далее предложены мероприятия по маркетинговому продвижению компании. В 2018-2019 гг. предлагается участие организации в выставках и конференциях в качестве посетителя. В дальнейшем, при благоприятных показателях финансовой устойчивости и высвобождении части средств на реализацию маркетинговой стратегии, возможен переход ООО «Полярный Транс Сервис» из разряда посетителей в разряд участников.

Посещение выставок, конференций и семинаров позволит компании обменяться мнениями и установить контакты с руководителями отрасли; обеспечить презентацию предприятия; привлечь к сотрудничеству новых поставщиков, а также улучшить имидж и репутацию ООО «Полярный Транс Сервис».

В итоге участие в выставках позволит предприятию осуществить такие задачи как:

- наладить прямой контакт с представителями железнодорожного бизнеса, агентствами продаж, поставщиками железнодорожного транспорта и оборудования;

- заключить договоры о сотрудничестве непосредственно в рамках выставки;

- наладить контакт с представителями прессы и специализированных интернет-порталов, получить возможности размещения статей с упоминанием ООО «Полярный Транс Сервис» не на правах рекламных сообщений;

- поспособствовать формированию позитивного имиджа организации.

Помимо этого, комплексный анализ участия в выставке будет полезен для организации дальнейшей рекламной деятельности ООО «Полярный Транс Сервис». На этом этапе необходимо максимально объективно оценить не только стенд или работу консультантов, но и удачные ходы конкурентов, а также принять во внимание недостатки их выхода на выставку.

Таким образом, основными преимуществами предлагаемых мероприятий в сфере усиления эффективности деятельности компании являются:

- улучшение хозяйственно-экономических результатов деятельности за счет снижения и диверсификации финансовых и других видов рисков;

- эффективное использование потенциала трудового коллектива;

- наработка устойчивых деловых связей с поставщиками и заказчиками;

- продвижение компании на рынке и усиление её позиций.

В целом предлагаемые мероприятия являются комплексом эффективных управленческих решений, позволяющих добиться максимального воздействия на конечные результаты деятельности организации ООО «Полярный Транс Сервис».

Таким образом, в рамках дипломного проекта предполагается реализация мероприятий по нескольким направлениям деятельности, что позволяет обеспечить комплексность при достижении максимальной эффективности деятельности.

С целью принятия итоговых решений перед руководителями встаёт вопрос оценки соответствующих показателей экономического эффекта и эффективности. В первом случае определяются абсолютные результативные показатели инвестиционной деятельности. В свою очередь, эффективность долгосрочных инвестиций характеризуется системой относительных показателей, соизмеряющих полученный эффект с затратами инвестированного в проект капитала. В качестве наиболее популярных методов оценки инвестиционного проекта на сегодняшний день используются три группы экономических показателей, которые позволяют в полной мере принять эффективное решение о возможности реализации проектных мероприятий

На первом этапе оценки эффективности мероприятий необходимо рассчитать ежегодные затраты по каждому проектному мероприятию и комплексные затраты по всем направлениям за весь период реализации предложений. Итак, основные инвестиционные вложения будут осуществляться по четырём направлениям: модернизация автопарка; создание и продвижение сайта. Реализация мероприятий рассчитана на три года, что делает их среднесрочными. Затраты на реализацию мероприятий будут различаться по годам, в зависимости от величины вложений в каждое из направлений инвестиционной деятельности.

Итоговая смета инвестиционных затрат по реализации мероприятий

представлена в таблице 5:

Таблица 5 - Сводные инвестиционные затраты, 2017-2020 гг.

Статья расходов Величина вложений, тыс. руб.

2017-2018 2018-2019 2019-2020

1 2 3 4

1 Модернизация автопарка 765,3 437,3 437,3

Сумма лизингового платежа 699,7 371,7 374,7

Размер процентных отчислений 65,6 65,6 65,6

2 Создание сайта 28 - -

Продвижение сайта 14 21 23

Оплата хостинга 2,5 2,5 2,5

Поддержка сайта 2,5 2,5 2,5

3 Выставочно-ярмарочная деятельность - 180,68 -

Печать визиток и информационных буклетов 15 15 15

Итого 827,3 643,98 483,3

Таким образом, общая сумма инвестиционных вложений за три года составит 1954, 58 тыс. руб. Наименьшая сумма вложений планируется в 2020-2021 году. Максимальная инвестиционная деятельность будет осуществлена в период 2018-2019 года.

В таблице 6 представлены плановые показатели эффективности деятельности ООО «Полярный Транс Сервис» в период реализации инвестиционного проекта по годам с учётом разницы в инвестиционных вложениях, а также планируемым ростом выручки. В случае, реализации проекта (заключение договоров, разработка сайта, получение удовлетворительного объема заказов) предприятие получит плановый отчет о финансовых результатах.

Таблица 6 - Плановые показатели эффективности деятельности ООО «Полярный Транс Сервис», 2018-2021 гг._

Показатели Суммы, тыс. руб.

2017 г. 2018г. 2019 г. 2020 г.

1 2 3 4 5

Выручка от реализации 378 20596 21958 24341

Себестоимость 369 19417 20443 22579

Инвестиционные затраты - 827,3 643,98 483,3

Валовая прибыль 9 1179 1515 1762

Коммерческие расходы - 10,5 10,5 10,5

Управленческие расходы - 40,4 41,7 42,9

Прибыль (убыток) от продаж 9 1128,1 1462,8 1708,6

Прочие доходы - 2,3 2,3 2,3

Прочие расходы - 6,5 6,5 6,5

Прибыль (убыток) до налогообложения 9 1119,3 1458,6 1704,4

Налог 2 2 2 2

Чистая прибыль 60,8 1117,3 1456,6 1702,4

Чистая приведённая стоимость показывает величину денежных средств, которую инвестор ожидает получить от проекта, после того, как денежные притоки окупят его первоначальные инвестиционные затраты и периодические денежные оттоки, связанные с осуществлением проекта.

- 1С - инвестируемы капитал = 1954, 58 тыс. рублей;

- СР - поток платежей в течение 3 лет;

- РУ - приведенная стоимость;

- г - ставка дисконтирования = 14 %;

- к - коэффициент приведения

В таблице 7 представлена итоговая информация о денежных потоках в течение 3 лет реализации мероприятий по улучшению эффективности деятельности ООО «Полярный Транс Сервис».

Таблица 7 - Денежные потоки в течение 3 лет

Период времени, год Объем инвестиций Дополнительный объем выручки (денежный поток), тыс. руб. Чистая приведенная прибыль, тыс. руб.

1 2 3 4

2018 775,78 2400 1117,3

2019 723,2 3100 1456,6

2020 455,6 3700 1702,4

Таким образом, чистый приведённый доход имеет положительное значение, что свидетельствует о возможности реализации проекта. Рентабельность (Р1) комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, показывает, насколько прибыльной является основная деятельность предприятия

Таблица 8 - Показатели эффективности реализации проекта по повышению эффективности деятельности предприятия_

Наименование Формула расчета Расшифровка формулы 1 год 2 год 3 год Итог о

1 2 3 4 5 6 7

Коэффициент приведения к = 1/(1 + г)п к - коэффициент приведения, г - ставка дисконтирования, п - год денежного потока 0,88 0,77 0,67 -

Приведённая стоимость, тыс. руб. РУ=СБ*к РУ - приведенная стоимость, СБ - денежный поток, к - коэффициент приведения 211 2 238 7 247 9 6978

Чистая приведенная стоимость, тыс. руб. КРУ=РУ-1С ЫРУ - чистая приведенная стоимость, РУ - денежный поток, 1С - первоначальные вложения 5023,42

Индекс рентабельност Р1= ХРУ/1С РУ - сумма приведенных стоимостей, 3,57

и вложений 1С - первоначальные вложения.

Рентабельност ь услуг, % PI = Чистая прибыль/Се бестоимость *100 - 5,8 7,1 7,5 -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рентабельност ь продаж, % PI = Чистая прибыль / Выручка - 5,4 7,1 6,9 -

Срок окупаемости проекта 1о - размер первоначальных инвестиций; Р - чистый годовой поток денег от реализации дела) 2 (1,57) года

При проведении необходимых расчетов (таблица 8) для определения эффективности предложенного проекта выявлено, что приведенная стоимость увеличивается по годам, также индекс рентабельности выше единицы, что говорит о том, что проект рентабелен.

Полученные показатели рентабельности услуг свидетельствуют о том, что предприятие приносит прибыль, а эффективность его деятельности к 2020 году значительно улучшается.

Коэффициент рентабельности продаж показывает долю прибыли в каждом заработанном рубле. Обычно рассчитывается как отношение чистой прибыли за определённый период к выраженному в денежных средствах объему продаж за тот же период. Данный показатель выше нормы, что является положительным моментом.

Вычислим срок окупаемости для предложенного проекта с различной точностью. Так сумма инвестиционных вложений составляет 1954, 58 тыс. руб., следовательно срок окупаемости данных вложений составляет 2 года, а если предположить, что приток денежных средств поступает равномерно в течении всего периода (по умолчанию предполагается что денежные средства поступают в конце периода), то срок окупаемости проекта будет составлять 1,57 года. Окупаемость не учитывает временной стоимости денег. Этот показатель позволяет вам узнать, пренебрегая влиянием дисконтирования, сколько потребуется времени, чтобы ваши инвестиции принесли столько денежных средств, сколько вам пришлось потратить.

Проведем анализ внутренней нормы доходности.

В таблице 9 был произведен расчет значений дисконтированных денежных потоков. Экономический смысл данного показателя заключается в том, что он показывает ожидаемую норму доходности (рентабельность инвестиций) или максимально допустимый уровень инвестиционных затрат в оцениваемый проект. IRR должен быть выше средневзвешенной цены инвестиционных ресурсов.

Таблица 9 - Расчет значений дисконтированных денежных потоков PV

Период 2018 2019 2020 NPV

1 2 3 4 5 6

I Чистый денежный поток, NCF 1117,3 1456,6 1702,4 1237,71

Ставка дисконтирования, % 15 15 15

Дисконтированный денежный поток, PV 971,57 1101,39 1189,33

II Чистый денежный поток, NCF 1117,3 1456,6 1702,4 767,2

Ставка дисконтирования, % 25 25 25

Дисконтированный денежный поток, PV 893 957,7 871,6

III Чистый денежный поток, NCF 1117,3 1456,6 1702,4 -57,98

Ставка дисконтирования, % 50 50 50

Дисконтированный денежный поток, PV 744,8 647,4 504,4

IRR = ra + (rb - ra) * NPVa /(NPVa - NPVb), % - - - 33,445

В результате расчетов получен внутренний коэффициент окупаемости, равный 33,445%, что превышает эффективную барьерную ставку 14%, следовательно, проект принимается.

Таким образом, показатель рентабельности продаж к 2020 году также значительно улучшится. Согласно показателям экономической оценки эффективности, рассчитанных согласно установленного срока проекта (3 года), показатель NPV - положительный, что показывает, что после того, как вложенные деньги окупятся, компания будет получать денежные средства уже раньше окончания срока реализации проекта. Проект рентабелен, т.е. прибыльный.

При реализации данного сценария, организация ООО «Полярный Транс Сервис» не только повысит эффективность предоставления услуг

магистрального грузового железнодорожного транспорта, но также сможет развиваться и в других сферах деятельности, которые зарегистрированы как дополнительные, что поможет привлечь необходимый уровень чистой прибыли и повысить рентабельность организации в целом.

Использованные источники:

1. Баканов, М.И., Шеремет, А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности. - М.: Финансы и статистика, 2017. - 397 с.

2. Будунова, Н. И. Пути повышения экономической эффективности реконструкции промышленных предприятий. - М.: Стройиздат, 2015. - 208 с.

3. Гулькин, К.И., Осадчая, О.П. Управление оборотным капиталом и цена компании // Проблемы рыночной адаптации промышленных предприятий / Под ред. В.К. Толстова. - Рубцовск: РИИ, 2014. - С. 13-14.

4. Дыбаль, С.В. Финансовый анализ: теория и практика: Учеб. пособие. -СПб.: Издат. Дом «Бизнес - Пресса», 2017. - 289 с.

5. Климов, В. Обоснование экономической эффективности инновационных проектов. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2015. - 416 с.

6. Толстов, И.В. Экономическое управление на промышленном

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.