Научная статья на тему 'Украинцы Иркутской области как составляющая многонационального Сибирского сообщества'

Украинцы Иркутской области как составляющая многонационального Сибирского сообщества Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
617
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magister Dixit
Область наук
Ключевые слова
УКРАИНЦЫ / ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ / ПРИБАЙКАЛЬЕ / УКРАИНСКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР «ДНИПРО» / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / UKRAINIAN CULTURAL CENTRE “DNIPRO” / UKRAINIANS / IRKUTSK REGION / TRANSBAIKALIA / CROSS-ETHNIC COOPERATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Завьялов Андрей Владимирович

В данной статье рассматривается украинский этнос как важная составляющая культурной жизни Иркутской области и Сибирского региона в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Украинцы Иркутской области как составляющая многонационального Сибирского сообщества»

проходят начинающие исследователи, обучаясь в университете, позволяет им заглядывать чуть дальше и быть увереннее, чем многим другим. Успехов вам в ваших начинаниях, радости в созидательном труде и творчестве.

От межконфессиональной толерантности к толерантности

СОЦИАЛЬНОЙ

Завьялов Андрей Владимирович

Студент 4 курса специальности «регионоведение» Института социальных наук Иркутского государственного университета, ФГБОУ ВПО «ИГУ», г. Иркутск, Россия

УДК 159.922.4 ББК 88.5

УКРАИНЦЫ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО СИБИРСКОГО СООБЩЕСТВА

В данной статье рассматривается украинский этнос как важная составляющая культурной жизни Иркутской области и Сибирского региона в целом.

Ключевые слова: украинцы; Иркутская область; Прибайкалье; Украинский культурный центр «Днипро»; межнациональные взаимоотношения.

UKRAINIANS OF IRKUTSK REGION AS PART OF MULTIETHNIC

SIBERIAN SOCIETY The article deals with the Ukrainian ethnos as an important part of cultural life of Irkutsk region and Siberia.

Key words: Ukrainians; Irkutsk region; Transbaikalia; Ukrainian cultural centre “Dmpro”; cross-ethnic cooperation.

Иркутская область - регион многонациональный. Так сложилось исторически. Тут совместно живут представители самых разных национальностей: русские, буряты, белорусы, немцы, татары... Органично в эту среду вписались и украинцы. На протяжении вот уже четырёх с половиной столетий они совместно с другими народами осваивают этот край. Но очень мало кто знает, по каким именно причинам украинцы начали сюда переселяться, как происходило это переселение, что этому способствовало, и как сегодня живут украинцы в регионе.

Первые украинцы на территории Прибайкалья появились в 1642 году. Тогда на реку Лену московское правительство сослано казаков Слободской Украины с семьями, всего 188 человек. В конце 1650-х годов были сосланы сторонники гетмана Ивана Выговского, а в 1660 году - противники гетмана Ивана Брюховецкого. В 1670 году сослали самого гетмана Украины Демьяна Многогрешного со всеми родственниками и их семьями. Сам он отбывал заключение в Иркутской тюрьме, из которой был освобожден только в 1688 году, и пострижен в монахи. После Полтавской битвы 1709 года в регионе появилось немало сторонников гетмана Мазепы. Через полвека, в 1768 году, в результате ликвидации

Гетманщины (автономии Украины в составе России в 1654-1764), в Прибайкалье была сослана часть украинской казацкой старшины, а немногим ранее на каторгу были осуждены участники Колиивщины (восстания украинского крестьянского населения на Правобережной Украине в 1768 году против гнёта Речи Посполитой) во главе с Максимом Зализняком (которого, однако, не сослали).

В начале XIX века в Сибирь ссылали по решению суда, либо в административном порядке. Среди ссыльных можно увидеть украинских декабристов, членов Северного и Южного общества Объединенных Славян, революционных народников, социал-демократов, участников крестьянских восстаний, некоторых общественных и культурных деятелей, которых за «сепаратизм» принудительно перевели на службу в Сибирь. В казацкое войско Сибири было включено немало украинцев.

Переселившимся в Прибайкалье украинцам удавалось пробиться в высшие эшелоны власти. Их можно найти даже в администрации Сибири. Например, генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Сулима родом из украинского дворянства. Также украинцы участвовали в строительстве, развитии и управлении фабриками и заводами.

Немало украинцев занималось исследованием Сибири и Дальнего Востока в XVШ-XIX веках. Например, Григорий Новицкий, родом из украинской знати, автор первой этнографической монографии на русском языке «Краткое описание о народе остяцком».

Особенное место украинцы занимали в церковной жизни Прибайкалья. Первый правящий епископ Восточной Сибири, епископ Иркутский и Нерчинский Иннокентий Кульчицкий родом из Черниговской губернии, учился в Киевской духовной академии. Также уроженцами Украины были Иннокентий Нерунович и Софроний Кристалевский [1, 5].

Массовый выезд украинских крестьян начался с конца 1860-х годов. Связано это было, прежде всего, с малоземельем в Украине. Именно тогда появились характерные названия поселений: Киевка, Черниговка, Полтавка, Волынка, Бессарабка [6]. Царское правительство всячески поощряло добровольное освоение Сибири очень низкими налогами и возможностью «урвать кусочек земли побольше». По результатам Всероссийской переписи населения 1897 года, в Иркутской губерний проживало 2 177 украинцев [2]. С 1906 года в России проходила Столыпинская реформа, во время которой наблюдался наибольший приток украинцев в регион в дореволюционный период.

Революция в России вызвала оживленную политическую активность почти всего населения Сибири. Не стало исключением и Прибайкалье. Благодаря революции открылись значительные возможности для украинских поселенцев и «вояков», которые находились в процессе мобилизации и формирования. Возникали украинские организации, выпускались газеты.

Население Иркутского региона не понесло больших потерь во время гражданской войны, революции и голода 1921-1922 годов, в то же время почти совсем остановился приток иммигрантов из других частей бывшей империи.

В этот период проводилась политика «коренизации»: начали массово открываться школы с преподаванием языков народов СССР. В Прибайкалье было открыто несколько школ с преподаванием украинского языка. Однако, начиная с середины 1930-х гг. «коренизация» была свернута, ей на смену пришла русификация: большинство таких школ были закрыты, либо перепрофилированы.

За это время официально были проведены две переписи населения: в 1926 и 1939 годах. Так, по переписи 1926 года, украинцев в Иркутской области проживало 3 959 человек, а по переписи 1939 уже 47 110 человек [2].

С началом Великой Отечественной войны из Украины было эвакуировано огромное количество заводов и фабрик. Часть из них осела в нашем регионе. Также было много ссыльных из Западной Украины, обвиненных в пособничестве УПА, либо отправленных на принудительные работы по системе концентрационных лагерей ГУЛАГ.

С начала 1950-х годов начался интенсивный миграционный обмен Иркутской области с Украиной. Тогда огромное количество студентов, рабочих, строителей БАМа и других строек-гигантов приезжали в Иркутскую область. Украинцы переселялись на целинные земли, потом советская власть организовывала их на работу или добровольное переселение по советской системе распределения.

В 1959-1989 годах наблюдается «волновая» динамика численности украинцев в Прибайкалье: сначала уменьшение, потом постепенное увеличение. Так, по переписи 1959 года украинцев в Иркутской области было 97 184, 1970 - 84 356, 1979 - 90 767, а 1989 - 97 405 человек [2]. Первичное уменьшение связано с ликвидацией последствий Второй Мировой: хозяйственная деятельность приходит в норму, некоторые заводы и фабрики переводятся обратно в Украину, население возвращается на свои земли.

Причиной дальнейшего увеличения украинского населения являются освоение ресурсной базы Сибири в 1970-1980-х годах и всесоюзные ударные стройки (БАМ, различные ГЕС и другие экономические объекты области).

Однако, начиная с 1989 года, наблюдается резкое снижение численности украинцев. Главная причина - распад СССР [3; 20-26]. Многие стали уезжать с насиженных мест на историческую Родину, частично из-за безработицы, развала хозяйственного комплекса [4; 29-43]. По переписи 2002 года украинцев насчитывалось 53 631 человек в области [2], и около 10 000 человек в Иркутске.

В 1991 году Николаем Срибняком, работником Музыкального театра, был сделан первый шаг по организации украинского общества в городе Иркутске. Он собрал в неформальный клуб людей с целью сохранения украинской культуры и языка, традиций и обычаев, исследования собственного происхождения и корней.

В 1992 году был зарегистрирован Иркутский национальный центр украинцев «Клекит». Основными целями центра стали сохранение и развитие национального языка, украинской культуры и традиций, содействие укреплению и развитию межнациональных отношений.

В начале своей деятельности центр «прописался» в стенах библиотеки №13 города Иркутска. Город Киев подарил Украинскому центру книги, из которых

была сформирована первая библиотека украинской литературы, оформлялись выставки народно-прикладного творчества, устраивались праздники. Культурный центр долгое время располагался в стенах библиотеки. Члены центра тесно работали с работниками библиотеки, велась летопись, организовывались общие мероприятия.

Создание такой организации на территории Иркутской области привело к установлению многочисленных контактов как с исторической Родиной, так и с украинскими диаспорами мира. Ее члены участвовали во всемирных национальных съездах и конкурсах, посвященных как украинской культуре, так и межкультурному взаимодействию. В результате обмена опытом, организационных контактов, общих проектов с украинцами из других городов и государств возникли идеи создания украинского ансамбля и украинской школы.

За первые десять лет у центра сформировалась полноценная библиотека. Постоянно действующая выставка «Г олос України» знакомит с новинками книг и периодики, которые посылаются из Киева, Днепропетровска, Мелитополя, Сум, Львова и других городов.

В 1995 году при культурном центре создан хор «Славяне», исполняющий песни на украинском и русском языках, во главе со Степаном Ильяшенко.

В 1996 году, в связи с отъездом Николая Срибняка в Украину, где он был назначен на должность архиерея Сумского и Охтырского Украинской Православной церкви Киевского Патриархата, председателем центра становится Николай Сильвестров. В 1997 году проведены Дни украинской культуры в Иркутской области. Деятельность центра в эти годы имела большое влияние на культурную жизнь региона.

В 2000 году по инициативе народного художника России, заслуженного деятеля искусств Виталия Рогаля центр «Клекит» был переименован в «Днипро», его возглавил Георгий Шаховцов, который, однако, в 2001 году скончался, и ему на замену пришел заслуженный артист России Ерофей Васильев.

Большинство встреч украинцев, национальных праздников для взрослых и детей также проходило в стенах библиотеки, где был оформлен яркий, с национальной атрибутикой, «кусочек» Украины. Вышитые полотенца, картины, предметы украинского быта, разнообразные книги и иллюстрированный материал, фотоальбомы и дайджесты обращали внимание не только украинцев, создавали атмосферу дружественного общения на островке далекой Родины.

В 2007 году Украинский культурный центр «Днипро» отпраздновал свое пятнадцатилетие. В Музыкальном театре был устроен концерт украинской культуры, в котором участвовали как члены центра, так и гости из украинских организаций области и представители других национально-культурных центров.

В 2008 году, в связи с ремонтом помещения библиотеки №13, Украинский культурный центр выехал из нее, и начались долговременные поиски нового местопребывания всего добра, которое накопилось за долгие годы деятельности центра. На некоторое время все имущество центра переехало в гараж председателя центра Ерофея Васильева.

В том же 2008 году при центре открылась украинская субботняя школа, которая действует и поныне. Деятельность школы направлена на изучение украинского языка, культуры и истории Украины. Ученикам предлагается ознакомиться с курсом украинского языка, литературы и украиноведения. Курс укра-иноведения состоит из изучения песен, стихов и основных данных об Украинском государстве. Школу посещают учащиеся самого разного возраста, от 12 до 57 лет. В среднем на учебный год набирается 7 человек.

В 2009 году студентами Музыкального колледжа Иркутска была поставлена опера Семена Гулака-Артемовского «Запорожець за Дунаєм». Певцы Украинского центра были приглашены вести уроки украинского пения и произношения. Благодаря плодотворному труду студентов и членов центра была поставлена эта опера в театре, она имела большой успех среди зрителей [5].

В начале 2011 года Председатель центра Ерофей Васильев встретился с мэром города Иркутска Виктором Кондрашовым, где доложил ему об основных проблемах центра. При содействии мэра Украинское общество получило помещение в 25 м2. В марте туда было перевезено все имущество центра.

Объединение украинцев-иркутян существует благодаря их взаимному интересу к сохранению родного языка, культуры, народных традиций, исторических связей с Родиной.

Ежегодно иркутские украинцы участвуют в общегородской культурной жизни, это праздники Ивана Купала и Троицы, День России, День Победы, фестиваль «Сияние России», выставка в областном краеведческом музее «Мы - сибиряки» с разделом «Украинцы», детский фестиваль «Байкал многонациональный». Также центр ежегодно проводит свои праздники, среди которых Рождество, Пасха, Шевченковские дни, День независимости Украины, День украинской письменности и языка.

Кроме культурно-просветительской деятельности общество взаимодействует с альтернативными национально-культурными центрами, что способствует развитию гармоничных межнациональных отношений: с литовцами, поляками, татарами, бурятами, чеченцами, азербайджанцами и другими народами [5].

Иркутские украинцы заняты в самых разнообразных сферах деятельности: от политики до культуры, от здравоохранения до науки. Они, наравне с другими народами, активно участвуют в построении российской государственности и демократии, развитии гражданских институтов и социальной сферы.

Сегодняшние украинцы Прибайкалья - в основном потомки осваивавших наш край переселенцев и ссыльных, репрессированных, а также прибывших сюда по распределению. Украинцы как этническая группа абсолютно ничем не отличаются от представителей других национальностей: они зарабатывают, богатеют, беднеют, покупают, продают, заводят семьи, делают карьеру и так далее.

Украинцы Иркутской области - это, конечно, уже не те, что переселялись в наш регион добровольно или принудительно. Если раньше украинцы считались титульной нацией Российской империи, и освоение Сибири царским правительством только поощрялось, то сегодня дело идет абсолютно иначе. Были переосмысленные категории понятия «этнос», Россия пережила болезненную

процедуру признания украинского народа отдельным от русского, тем самым восстановив историческую справедливость, нарушенную еще во времена Екатерины II, ибо культурные и языковые отличия слишком явные, их невозможно скрывать. В 1917 году снова было образовано Украинское государство, через 263 года после объединения Украины с Россией на Переяславской Раде. Украинцы вернули свою государственность, а значит - стали полноценной диаспорой в других странах, в том числе и в России [3; 20-26].

Они нашли свое место на Сибирской земле, сохранив Украину в своих сердцах: обустроились, завели детей, друзей, внесли капельку себя в многонациональный край, не забывая своих корней, украинского языка и песен, тем же сделав наш край богаче.

Таким образом, украинцы работают на благо своего региона и одновременно создают позитивный имидж Украины в глазах его жителей. Как пишет Александр Иванюк:

Мы всё те же украинцы,

Хоть уже сибиряки,

К дружбе мы давно стремимся,

Это дело нам с руки.

Г лавное - всем быть нам вместе,

Речь родную не забыть,

Чтоб запеть «чарівні» песни И Украину любить!

Библиографический список

1. Вікіпедія. Вільна енциклопедія. [Электронный ресурс] URL: http://uk.wikipedia.org/wiki/Українці_Сибіру (дата обращения 25.11.11)

2. Демоскоп Weekly. [Электронный ресурс] URL:

http://demoscope.ru/weekly/pril.php (дата обращения 25.11.11)

3. Закіров М. Проблеми національно-культурного відродження українців у Росії в умовах трансформації Російської Федерації в останньому десятиріччі XX століття / М. Закіров. - К. : Українська Всесвітня Координаційна Рада, 2004. - 144 с.

4. Руденко Л.Г. Миграция украинцев в Сибирь и Дальний Восток в системе российско-украинских миграционных связей / Л.Г. Руденко, К.Н. Мисевич, Н.И. Фащевский и др. - Иркутск, Киев : Изд-во Института географии им. В.Б. Сочавы СО РАН, 2007. - 103 с.

5. Украинский культурный центр «Днипро». Прибайкалье. Иркутская область: города и районы. [Электронный ресурс] URL: http://pribaikal.ru/ukrainian-dnipro.html (дата обращения 25.11.11)

6. Этническая панорама. Этносибирь. [Электронный ресурс] URL: http://etno.tomsk.ru/ru/75/ (дата обращения 25.11.11)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.