Научная статья на тему 'Украинская диаспора в России (1991-2013)'

Украинская диаспора в России (1991-2013) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
692
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАСПОРА / МИГРАЦИЯ / ЭТНОС / ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ / УКРАИНА / "УКРАИНСКИЙ ДОМ" / "ПРОСВИТА" / "РАДИО УКРАИНЫ" / "КОБЗАРЬ" / УКРАИНСКИЙ КУЛЬТУРНО-ДЕЛОВОЙ ФОНД "ПРИКАМЬЕ" / ДЕПАРТАМЕНТ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ФОРУМ / КОНГРЕСС / УКРАИНСКИЙ ВСЕМИРНЫЙ КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ / DIASPORA / MIGRATION / ETHNOS / ETHNIC HISTORY / UKRAINE / "UKRAINIAN HOUSE" / "PROSVITA" / "RADIO OF UKRAINE" / UKRAINIAN CULTURAL-BUSINESS FUND "PRIKAMYE" / DEPARTMENT OF PUBLIC EDUCATION / FORUM / CONGRESS / UKRAINIAN WORLD COORDINATION COUNCIL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Агафонов А.И.

Рассматриваются основные направления работы диаспоры в политической, экономической и духовной жизни России. Показана динамика изменения социального статуса украинской диа-споры и участие ее в массовых этнокультурных акциях и мероприятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UKRAINIAN DIASPORA IN RUSSIA (1991-2013)

The main activities of diaspora in political, economic and spiritual life of Russia have been considered. Dynamics of Ukrainian diaspora social status evolution as well as its participation in mass ethno-cultural actions and events have been shown.

Текст научной работы на тему «Украинская диаспора в России (1991-2013)»

УДК 316.3(470+571)6

А.И. Агафонов

УКРАИНСКАЯ ДИАСПОРА В РОССИИ (1991-2013)

Рассматриваются основные направления работы диаспоры в политической, экономической и духовной жизни России. Показана динамика изменения социального статуса украинской диаспоры и участие ее в массовых этнокультурных акциях и мероприятиях.

Ключевые слова: диаспора, миграция, этнос, этническая история, Украина, «Украинский дом», «Просвита», «(Радио Украины», «Кобзарь», украинский культурно-деловой фонд «(Прикамье», департамент народного образования, форум, конгресс, Украинский всемирный координационный совет.

Диаспора (греч.) - рассеивание, проживание некоторой части этноса за пределами исторической родины, возникающее в результате обусловленной экономическими или политическими факторами миграции.

Процессу появления и расселения украинского этноса в России посвящены некоторые работы (Я.И. Здоровец, А.А. Мухин, Ю.С. Зобов, А.А. Борисов, Ю.В. Василенко и др.) [1-4].

Положение украинцев является темой многих статей в периодической печати, материалах конференций. Исследованию теоретических аспектов проблемы посвящены работы В.А. Тишкова, Э.С. Позднякова, А.Н. Ямскова, Т.В. Полоскова и др. [5, 6, 14]. Наша задача - на основе имеющихся сведений и новых источников расширить изучение украинской диаспоры в России.

Украинская диаспора сформировалась в основном вследствие сталинских депортаций и миграции во время Второй мировой войны. Она условно делится на восточную (в России 4,3 млн чел., Казахстане 900 тыс., Молдавии 600 тыс., Беларуси 300 тыс., Узбекистане 150 тыс., Киргизии 100 тыс.) и западную (в США 2 млн чел., Канаде свыше 1 млн, Бразилии и Аргентине по 400 тыс., Австралии и Франции по 40 тыс., Великобритании 30 тыс., Германии 25 тыс.). Часть украинцев издавна проживает на территориях, которые после Второй мировой войны вошли в состав соседних с Украиной государств (в Польше 300 тыс., Румынии 100 тыс., Словакии 40 тыс. жителей украинского происхождения) [5-7].

Общая численность украинцев в мире составляет около 45 млн чел., из них на Украине проживает 37,5 млн украинцев (2001 год) [9].

© Агафонов А.И., 2014

Агафонов Александр Иосифович - канд. ист. наук, доцент кафедры государственного управления и истории ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», e-mail: agafonov_alex@mail.ru.

Немаловажной проблемой является состояние и развитие украинской диаспоры в России, ибо ее консолидация и политизация являются важнейшей составной частью государственной политики Украины. Между тем в России созданы самые благоприятные условия развития украинской культуры. Гуманитарная политика России решительно разнится с украинской. При определении стратегий украинской политики России фактор российской украинской диаспоры нельзя не учитывать.

Связь украинской диаспоры с исторической Родиной осуществляется через общество «Украина», «Конгресс свободных украинцев», общественные и культурные организации. Ощутимую роль в укреплении этих связей играет журнал «Украинская диаспора», издаваемый Национальной академией наук Украины. В нем освещается состояние украинской диаспоры за рубежом.

По сведениям, которые приводят руководители организаций диаспоры, число украинцев в России сейчас намного превышает официальные 4 млн, называются цифры от 10 до 25 млн. Большинство украинцев проживает в крупных городах: Москве, Санкт-Петербурге, Курске, Воронеже, Самаре, Саратове, Астрахани, Владивостоке, а также в ряде районов: на Кубани (до 47 %), в Тюменской области (до 800 тыс.), в Воронежской, Брянской, Омской областях, в Ставропольском и Приморском краях [8].

В России действует около сотни украинских общественно-культурных объединений: общество украинской культуры Карелии, общество им. Т. Шевченко в Санкт-Петербурге, «Проминь» в Самаре, «Криница», «Кобзарь» в Уфе, «Украинский дом» и Украинское общество «Просвита» в Перми, «Перевесло» в Воронеже, Новороссийское культурно-просветительское общество «ГУК», общество украинской культуры Кубани, Центр украинской культуры в Сочи, Украинское культурно-просветительское общество им. Т. Шевченко в Оренбурге, множество обществ украинской культуры в Сибири. Финансовая и организационная поддержка всем этим обществам осуществляется местными органами власти и из федерального бюджета.

В России на украинском языке издаются газеты: «Украинский курьер», «Украинский выбор» (Москва), «Днипро» (Тольятти), «Оренбурзька Криница» (Оренбург), «Красная Калина» (Тюмень), «Украинский вестник» (Республика Коми), «Казацьке слово» (Краснодар), «Украинское слово» (Мурманск) и др.

С 1992 года ведутся радиопередачи Всемирной службы «Радио Украины». ГТРК «Карелия» предоставляет эфирное время для радио- и телепередач на украинском языке. Радиопередачи на украинском языке выходят в программах «Радио-7» Самары. В Оренбургской области ежемесячно в часовом объеме идут выпуски на украинском языке программы «Земляки» и телевизионная программа «Кобзарь». Регулярно освещают жизнь украинской диаспоры ряд тюменских телерадиокомпаний, ГТРК «Камчатка», Пензенская государственная телерадиокомпания [7].

Изучая историю и культуру украинцев, живущих в Оренбургском крае, краеведы значительное место отводят двум направлениям: процессу переселения украинцев в свой район, а также жизни и творчеству Т.Г. Шевченко, имя которого навеки вписано в историю Оренбуржья. Поэтому не случайно в Оренбурге традиционно март называется «Шевченковский», а созданное в 1992 году областное украинское общество стало носить имя великого кобзаря. Оно явилось инициатором мероприятия, посвященного 190-й годовщине со дня рождения Т.Г. Шевченко. Общество сотрудничает с библиотекой им. Т.Г. Шевченко в г. Оренбурге, в фонде которой находится более 2 тыс. книг украинских авторов на украинском языке.

В Оренбурге, Орске работают музеи им. Т.Г. Шевченко, общественный институт им. Т.Г. Шевченко (ныне - Научно-исследовательский институт в составе Оренбургского государственного университета). Институт внес большой вклад в изучение творческой деятельности великого кобзаря [2].

В сфере культуры наблюдается тенденция к росту числа украинских творческих коллективов: 23 в 1993 году и 33 в 2003 году. Стали традиционными праздники национальной культуры. Прошли областные праздники-фестивали украинской культуры в селах с компактным проживанием украинского населения: Новониколаевка, Украинка, Краснохолм, Корадаилово, Бу-ланово в Тюльганове.

В городе Оренбурге издана книга «Украинцы в Оренбургском крае», а также «Помнят степи певца Украины», посвященная 185-й годовщине со дня рождения Т.Г. Шевченко.

С появлением украинского населения на российских просторах зазвучали украинские песни. На фестивалях украинской песни в Оренбургской, Воронежской областях, Красноярском и Хабаровском краях выступают творческие коллективы и других национальностей, которые исполняют украинские песни.

За годы работы Оренбургского областного украинского просветительского общества (1992-2004) расширились творческие связи оренбургских украинцев с Украиной. Деятели культуры, артисты, писатели и поэты неоднократно посещали г. Оренбург и Оренбургскую область, среди них заслуженные артисты Украины Ольга Басистюк, Николай Гнатюк, трио бандуристов из Черкасс, капелла бандуристов Украины под руководством народного артиста Миколы Петровича Гвоздя и др. [2].

Пермские украинцы начали общественную деятельность по сохранению и популяризации своей культуры еще в середине 1990-х годов. На правах неформальной организации существует общество «Просвита» [10].

9 марта 2001 года (в день рождения Т.Г. Шевченко) инициативной группой пермских украинцев создан культурно-деловой центр «Украинский дом». Главными задачами в деятельности организации были провозглашены «социальная защита представителей украинской диаспоры, сохранение исторических

культурных особенностей украинцев, их языка, развитие межнациональных и деловых связей между Украиной и Россией» [11]. В марте 2006 года центр был переименован в украинский культурно-деловой фонд «Прикамье».

В 2011 году было зарегистрировано еще одно украинское общество - автономная некоммерческая организация «Уральско-Украинское содружество в области культуры, науки, спорта и творчества, развития межнационального согласия» с целью развивать межнациональное согласие и уважение к культурным ценностям народов Украины и Пермского края [12].

В настоящее время украинское национально-культурное движение Пермского края активно развивается: украинцы участвуют в массовых этнокультурных акциях и мероприятиях, входят в состав краевого Координационного совета по национальным вопросам, совета руководителей национально-культурных объединений Пермского края.

Важным моментом в работе обществ является изучение родного языка. Культурная и национальная самоидентификация строится на знании родного языка, народных традиций, обычаев, фольклора и т.д. Однако родной язык все-таки является средством внутрисемейного общения, а не общественных коммуникаций [13].

Начиная с 1930-х годов процесс ассимиляции украинцев и перехода на преимущественное использование русского языка даже в быту привел к тому, что лишь 29,4 % украинцев Центрально-Черноземного района признали в 1989 году родным языком украинский. Выше всего доля считающих родным языком украинский среди жителей Волго-Вятского и Северного экономических районов, куда украинцы переселились в основном в 1930-1980-х годах из сельских районов Украины. Всего, по данным переписи 2010 года, из 1 927 988 украинцев, проживающих в России, лишь 50 % считали родным языком украинский. Особенно заметна утрата этнической самобытности у украинцев, живущих в крупных городах России [14].

Многие переселенцы практически утратили свой язык и культуру, а молодое поколение считает родным языком русский. Попытка открыть украинские школы и классы не дала результатов по единственной причине: в украинские классы не набирается более 1-2 учеников. Неудачей оказалась попытка органов образования России открыть такую школу в Москве. По той же причине не были открыты школы и в других городах: Перми, Оренбурге, Тюмени, Новосибирске.

Но работа по изучению украинского языка не прекращалась. В Оренбургской области успешно ведется внеклассная работа, особенно в местах компактного проживания украинцев, например, факультативно изучался родной язык в Григорьевской школе Сакмарского района и Богдановской школе Тоцкого района. Украинское культурно-просветительское общество отправ-

ляло 12 школьников из Григорьевской средней школы в город Львов (Украина) на зимние каникулы для знакомства с культурой родного народа и включения в языковую среду [2].

Тем не менее в России можно получить образование на украинском языке. Открыт и действует Украинский институт, зарегистрированный как автономная часть Московского государственного открытого педагогического университета, причем его финансирование осуществляется из бюджета РФ. Институт открыл филиалы в Башкирии, в Татарстане, Тюмени, Якутии и Хакасии. В Волгоградском и Воронежском педагогических университетах организовано внепрограммное изучение украинского языка. В Новосибирском пединституте и Тюменском университете на филологических факультетах введена специализация «Украинский язык и литература».

В г. Уфе при поддержке государственных органов и министерства образования республики в школах № 9 и 60 работают две муниципальные воскресные школы для всех желающих изучать украинский язык и культуру. Украинский язык как предмет преподается с 1-го по 11-й классы в Санкт-Петербурге в школе № 479, в Воркуте - в двух школах, в краснодарской школе, в славянских гимназиях Мурманска и Пензы, в лицее Томска и др.

В Москве открыты украинская библиотека, украинский музейный салон, галерея искусства Украины, компьютерный клуб. С ноября 1998 года на Арбате действует Украинский культурный центр, построенный на средства украинского государства и являющийся украинским учреждением. Финансирование украинских культурных программ осуществлялось через департамент народного образования правительства Москвы.

Украинская диаспора в Петербурге наиболее крупная - 150 тыс. чел. (более 3 % населения). Большинство членов диаспоры - мигранты в первом поколении. По переписи 1989 года, 65,5 % украинцев Ленинграда рождены вне города. По тем же данным, русский язык был родным для более чем 60 % украинцев, живущих в городе. Например, на Украине родились петербургские бизнесмены: генеральный директор ОАО «Кировский завод» Петр Семененко, исполнительный директор АООТ «Ленинградский металлический завод» Виктор Шевченко, генеральный директор ГУАП «Пулково» Борис Демченко, заместитель генерального директора ЗАО «Парнас-М» Виктор Харченко [1].

С целью консолидации украинских общин Российской Федерации в разное время проводились форумы: в октябре 1993 года в Москве был проведен I Конгресс украинцев России, в 1997 году - II Конгресс украинцев России; весной 1998 года была создана Федеративная национально-культурная автономия (ФНКА) «Украинцы России», объединившая большую часть региональных структур страны; в 2001 году в Киеве прошел V Всемирный конгресс украинских молодежных организаций, в котором принимали участие 500 представителей украинской молодежи из 25 стран [15].

В 1993 году организован Украинский всемирный координационный совет (УВКС), занимающийся координацией работы украинских диаспор во всем мире. 18-20 августа 2001 года в Киевском национальном дворце «Украина» прошел третий Всемирный форум украинцев (первый состоялся в 1992 году, второй - в 1997 году). На этих встречах рассматривались различные вопросы: разработка Федеральной программы государственной поддержки украинской культуры и образования в России, координация работы украинских диаспор во всем мире, организационные вопросы и др. [15].

Украинская диаспора в России находится в стадии развития и на сегодняшний день она не является единым, монолитным образованием. Во-первых, далеко не все украинские организации декларируют саму задачу осуществления посреднических функций (функций «моста») между Украиной и страной проживания. Весь вопрос в том, кто из заинтересованных сторон (Украина или страна проживания) выдвинет социальный заказ и сумеет его организационно и финансово поддержать.

Пока известно крайне мало примеров, когда благодаря усилиям украинской диаспоры удалось серьезно повлиять на позицию политических и деловых кругов России и Украины.

Список литературы

1. Здоровец Я.И., Мухин А. А. Диаспоры и землячество: вопросы влияния. - М.: Алгоритм, 2005. - 208 с.

2. Этническая история и духовная культура Оренбуржья: состояние и перспективы развития: материалы межрегион. науч.-практ. конф. - Оренбург: Изд. центр ОГАУ, 2004. - 152 с.

3. Зобов Ю.С. Украинцы // Этническая история и духовная культура Оренбуржья. - Оренбург, 2003. - С. 17-19.

4. Борисов А.А., Василенко Ю.В. Иммиграционные общины Пермской области. Социальная структура и проблемы адаптации // Политический альманах Прикамья. - Пермь, 2005. - Вып. 5. - С. 130-141.

5. Тишков В. А. Миграции и новые диаспоры в постсоветских государствах. - М., 1996. - 250 с.

6. Ямсков А.Н. Этничность в межнациональных конфликтов в России после распада СССР // Анализ и прогноз межнациональных конфликтов в России и СНГ. - М., 1994. - С. 55-57.

7. Бабута М.Н. Формирование и современное состояние украинской диаспоры (конец XIX - начало XXI века) [Электронный ресурс]: автореф. дис. ... канд. ист. наук. - URL: http://dlib.rsl.ru (дата обращения: 14.07.2012).

8. Кабузан В.М. Украинцы в мире: динамика, численность и расселение. 20-е годы XVIII века - 1989 год. Формирование этнических и политических границ украинского этноса. - М., 2006. - 275 с.

9. Численность и состав населения Украины по итогам Всеукраинской переписи населения 2001 года [Электронный ресурс] / Гос. комитет статистики Украины. - URL.: http://2001.ukrcensus.gov.ua/rus/results/general/nationality/ (дата обращения: 14.07.2012).

10. Украинцы // Народы Пермского края. Истоки. Становление. Развитие. - Пермь: Кн. изд-во, 2010. - С. 130-131.

11. Вознюк А.В. Украинский дом // Жизнь национальностей. - 2001. -№ 4. - С. 19-20.

12. Устав АНО «Уральско-Украинское содружество в области культуры, науки, спорта и творчества, развития межнационального согласия». - Пермь, 2011. - 7 с.

13. Овсянников А., Шувалова В., Шиняева О. Советуют социологи // Народное образование. - 1994. - № 4. - С. 11-14.

14. Полоскова Т. Диаспоры в системе международных связей. - М.: Научная книга, 1998. - 199 с.

15. V Всемирный конгресс украинских молодежных организаций [Электронный ресурс]. - URL: http://elvisti.com/node/17736 (дата обращения: 14.07.2012).

Получено 01.11.2013

A.I. Agafonov

UKRAINIAN DIASPORA IN RUSSIA (1991-2013)

The main activities of diaspora in political, economic and spiritual life of Russia have been considered. Dynamics of Ukrainian diaspora social status evolution as well as its participation in mass eth-no-cultural actions and events have been shown.

Keywords: diaspora, migration, ethnos, ethnic history, Ukraine, "Ukrainian House", "Prosvita", "Radio of Ukraine", Ukrainian cultural-business fund "Prikamye", department of public education, forum, congress, Ukrainian world coordination council.

Agafonov Aleksandr losifovich - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Dept. of Government and History, Perm National Research Polytechnic University, e-mail: aga-fonov_alex@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.