Научная статья на тему 'Украинский транзит и проблемы газообеспечения Евросоюза'

Украинский транзит и проблемы газообеспечения Евросоюза Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
248
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УКРАИНСКИЙ ТРАНЗИТ / UKRAINIAN TRANSIT / ГАЗООБЕСПЕЧЕНИЕ / GAS SUPPLY / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / EUROPEAN UNION / ПРИРОДНЫЙ ГАЗ / NATURAL GAS / ТОРГОВЛЯ / TRADE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сергеев П. А.

Тема. Проблема энергои газообеспечения объективно входит в перечень приоритетных проблем Европейского союза, который не располагает достаточными для самообеспечения ресурсами нефти и газа. Традиционно эта проблема решалась на основе развития многогранного сотрудничества с государствами, располагающими соответствующими природными ресурсами и производственно-транспортным потенциалом. Однако в последнее время накопившийся в ЕС критический груз нерешенных экономических проблем вынудил брюссельскую бюрократию искать «легкие пути» удешевления импорта энерготоваров. Главным из них в последние годы становится легитимизация использования неформальных картельных связей между региональными клиентами «Газпрома» под прикрытием бурного нормотворчества по усилению конкуренции на европейском газовом рынке. Цель. В статье ставится цель в условиях реформирования газового рынка Евросоюза выявить основные политические и экономические факторы, которые определяют перспективы и возможности экспорта природного газа из России. В этой связи исследуются основные компоненты политики ЕС в отношениях с Россией в условиях нестабильного положения на Украине и наращивания санкций. Методология. На основе экономических и исторических методов исследован комплекс проблем, определяющих современную позицию Евросоюза применительно к перспективам газообеспечения его южной части. На примере проекта «Турецкий поток» обосновывается сохраняющаяся потребность ЕС в российском природном газе. Результаты. Анализ комплекса факторов, определяющих политику ЕС в области газообеспечения, позволил реконструировать концептуальные подходы к ее формированию. Возможно использование для уточнения положений экспортной и энергетической политики России на государственном и корпоративном уровне. Выводы. Использование санкций при давлении Запада на Россию дополняется созданием искусственных препятствий в торговле природным газом. Однако их потенциал является ограниченным, он по объективным причинам не может оказать существенного воздействия на региональное газоснабжение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ukrainian gas transit and the issues of gas supply in the European Union

Importance Power and gas supply is one of the priority issues of the European Union as its own resources are insufficient to sustain its economy. The accumulated and unresolved challenges of the European Union made the Brussels search for easy ways of reducing the cost of power supply. As the main method to do it, the EU legitimizes informal cartel ties between regional customers of Gazprom by acting as though it actively made laws for strengthening competition in the European gas market. Objectives The objective of the research is to identify the key political and economic factors, which determine prospects and opportunities of the natural gas export from Russia. In this respect, I explore the main components of the EU principles of relationship with Russia under unstable situation in Ukraine and stiffening economic sanctions. Methods Based on economic and historical methods, I examine a set of issues that shape the current position of the European Union with regards to gas supply to its southern regions. Illustrating the case of the Turkish Stream, I substantiate the existing demand of the EU for the Russian natural gas. Results Upon the analysis of factors shaping the EU gas supply policy, I reconstructed conceptual approaches to its formation. Conclusions The Western sanctions against Russia artificially obstruct trade with natural gas. However, the potential of the barriers is limited and fairly cannot have a considerable effect on the regional gas supply.

Текст научной работы на тему «Украинский транзит и проблемы газообеспечения Евросоюза»

ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)

Энергетическая безопасность УКРАИНСКИЙ ТРАНЗИТ И ПРОБЛЕМЫ ГАЗООБЕСПЕЧЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА Павел Александрович СЕРГЕЕВ

доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра промышленных и инвестиционных исследований, Институт мировой экономики и международных отношений Российской академии наук, Москва, Российская Федерация p.sergeev@ imemo.ru

Аннотация

Тема. Проблема энерго- и газообеспечения объективно входит в перечень приоритетных проблем Европейского союза, который не располагает достаточными для самообеспечения ресурсами нефти и газа. Традиционно эта проблема решалась на основе развития многогранного сотрудничества с государствами, располагающими соответствующими природными ресурсами и производственно-транспортным потенциалом. Однако в последнее время накопившийся в ЕС критический груз нерешенных экономических проблем вынудил брюссельскую бюрократию искать «легкие пути» удешевления импорта энерготоваров. Главным из них в последние годы становится легитимизация использования неформальных картельных связей между региональными клиентами «Газпрома» под прикрытием бурного нормотворчества по усилению конкуренции на европейском газовом рынке. Цель. В статье ставится цель - в условиях реформирования газового рынка Евросоюза выявить основные политические и экономические факторы, которые определяют перспективы и возможности экспорта природного газа из России. В этой связи исследуются основные компоненты политики ЕС в отношениях с Россией в условиях нестабильного положения на Украине и наращивания санкций.

Методология. На основе экономических и исторических методов исследован комплекс проблем, определяющих современную позицию Евросоюза применительно к перспективам газообеспечения его южной части. На примере проекта «Турецкий поток» обосновывается сохраняющаяся потребность ЕС в российском природном газе.

Результаты. Анализ комплекса факторов, определяющих политику ЕС в области газообеспечения, позволил реконструировать концептуальные подходы к ее формированию. Возможно использование для уточнения положений экспортной и энергетической политики России на государственном и корпоративном уровне.

Выводы. Использование санкций при давлении Запада на Россию дополняется созданием искусственных препятствий в торговле природным газом. Однако их потенциал является ограниченным, он по объективным причинам не может оказать существенного воздействия на региональное газоснабжение.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015

История статьи:

Принята 22.05.2015 Одобрена 01.06.2015

УДК 339.97

Ключевые слова: украинский транзит, газообеспечение, Европейский союз, природный газ, торговля

Проблема управления газовым рынком Европы непосредственно из Брюсселя в последнее время усугубилась нестабильной ситуацией на Украине и антироссийскими санкциями, что предопределяет актуальность выявления движущих политических и экономических факторов этой деятельности, а также оценки ее возможных последствий. Многолетняя упорная работа Еврокомиссии по качественному реформированию регионального газового рынка в очередной раз конкретизировалась в попытках ослабить позиции «Газпрома» в Европе. 22 апреля 2015 г. Еврокомиссия предъявила претензии ОАО «Газпром» в рамках продолжающегося антимонопольного расследования его деятельности в Европейском союзе1.

1 ЕС обвинил «Газпром» в нарушении антимонопольного

Интересно отметить, что это произошло почти сразу после того, как Фонд развития и поддержки международного клуба «Валдай» и Немецкий совет по международным делам (DGAP) 13 апреля 2015 г. провели в Берлине конференцию «Европа и Евразия: на пути к новой модели энергобезопасности», которая конкретизировала накопившиеся проблемы российско-европейских отношений в энергетике и, прежде всего, в региональном газообеспечении2. В выступлении председателя правления ОАО

законодательства. 22.04.2015. URL: www.interfax.ru/ business/437777; Заявление ОАО «Газпром» на принятие Европейской комиссией «заявления о возражениях» в рамках антимонопольного расследования. 22.04.2015. URL: www. gazprom.ru/press /news/2015/april/article224439/?from=rss.

2 Притчин С. Российско-европейских энергетический тупик.

13.04.2015. URL: www.oilru.com/news/456951.

«Газпром» А. Миллера3 были сформулированы основные подходы российской стороны к экспорту газа в ЕС в условиях трансформации его политики. Министр энергетики РФ А. Новак отмечал, что «для нас очевиден политический подтекст в отказе Евросоюза возобновлять хорошо зарекомендовавший себя механизм энергодиалога Россиия - ЕС, в отказе создать приемлемые для всех правовые рамки для проекта «Южный поток»... Я уже говорил об отказе выдать разрешение на использование на полную мощность газопровода Opal»4. Европа не заинтересована в сохранении сложившейся системы взаимоотношений, это усиливает риски для энергобезопасности Европы в первую очередь5.

Напомним, что в декабре 2014 г. из-за возражений Еврокомиссии, опасавшейся чрезмерной зависимости от поставок российского газа и требовавшей полного соответствия проекта законодательству Евросоюза, Россия отказалась от строительства газопровода «Южный поток» со среднегодовой пропускной способностью 63 млрд м3. Было намечено строительство «Турецкого потока» аналогичной пропускной способности с хабом (на 50 млрд м3) на турецко-греческой границе6. Важно отметить, что потеря проекта его европейскими участниками не имела ожидаемой ими финансовой компенсации от Еврокомиссии - вместо нее они получат призрачные «перспективы новых энергоэкспортных проектов»'.

Теперь европейские страны наконец-то в полном

3 Europe and Eurasia: Towards the New Model of Energy Security. 20.03.2015. URL: http://valdaiclub.com/valdai_club/76041.html; Выступление А. Миллера на конференции «Европа и Евразия: на пути к новой модели энергобезопасности». 13.04.2015. URL: www.gazprom.ru/press/miller-journal/029076.

4 Новак A.: Россия видит политический подтекст в отказе ЕС от энергодиалога. 13.04.2015. URL: http://ria.ru/economy/20150 413/1058317928.html.

5 Новак констатировал кризис в энергоотношениях России и ЕС. 13.04.2015. URL: http://ria.ru/economy/20150413/1058315013. html.

6 Государственный визит В.В. Путина в Турцию. Совместная пресс-конференция с президентом Турции Р. Т. Эрдоганом. 01.12.2014. URL: www.kremlin.ru; Документы, подписанные по итогам V заседания Совета сотрудничества высшего уровня.

01.12.2014. URL: www.kremlin.ru; На встрече в Анкаре определен маршрут нового газопровода из России в направлении Турции.

27.01.2015. URL: www.gazprom.ru/press/news/2015/january /article213556; Конец «Южному потоку»: Еврокомиссия ждет разъяснений от России. 02.12.2014. URL: http://news.mail.ru/ politics/20332535/?frommail=1. См. также: Состоялась встреча министров иностранных дел Туркменистана, Азербайджана и Турции. 30.01.2015. URL: http://infoabad.com.

7 Страны «Южного потока» не получат компенсации ЕС за свертывание проекта. 09.12.2014. URL: http://tass.ru/ economica/1635044.

соответствии с требованиями Третьего энергопакета будут самостоятельно доставлять газ своим потребителям8. Кроме того, транзитный контракт с Украиной продлеваться после 2019 г. не будет9. То есть экспортные поставки российского газа, проходившие транзитом через Украину, с 2018 г. предполагается поставлять исключительно по «Турецкому потоку» (планируемая среднегодовая пропускная способность - 63 млрд м3)10.

В сложившихся новых условиях важность диверсификации экспортных маршрутов для повышения надежности поставок газа европейским потребителям обсуждалась в ходе рабочей встречи председателя правления ОАО «Газпром» А. Миллера и министра производственной реконструкции, окружающей среды и энергетики Греции П. Лафазаниса11, которая проходила в рамках подготовки рабочего визита в Россию премьер-министра Греции А. Ципраса. По мнению министра, «встречи, которые у него были в Москве, и их результаты могут открыть новую главу не только в энергетических связях, но и в целом в экономических и политических отношениях между Россией и Грецией»12.

Касаясь указанной проблемы, Президент РФ В.В. Путин отметил: «На мой взгляд, и я всегда говорил и говорю об этом публично, конечно, это поднимает геополитический статус Греции, она становится крупной транзитной страной для всего юга Европы, и не только для юга, но, может быть, даже и для Центральной Европы. Она будет получать приличные деньги за транзит. Речь идет о сотнях миллионов евро ежегодно, просто за транзит, просто так. И, кроме этого, это создание новых рабочих мест, это поступления во все уровни налоговой системы страны. Это серьезный,

8 Кузнецов А. Евросоюз потребовал обсудить с ним строительство «Турецкого потока». 17.03.2015. URL: http://top.rbc.ru/ politics/17/03/2015; Дзядко Т. «Газпром» решил не согласовывать «Турецкий поток» с ЕС. 13.04.2015. URL: http://top.rbk.ru/ business/13/04/2015.

9 Россия не будет продлевать транзитный контракт с Украиной после 2019 г. 13.04.2015. URL: http://news.mail.ru/politics/ 21707798/?frommail=1; Минэнерго: Контракт с Украиной на транзит газа из РФ продлевать не будут. 13.04.2015. URL : www. baltinfo.ru.

10 Россия прекращает транзит газа в Европу через Украину. 15.01.2015. URL: http://urbc.ru.

11 Новый газопровод в направлении Турции повысит надежность газоснабжения Европы. 30.03.2015. URL: www.gazprom.ru/press/ news/2015/march/article222294.

12 Лафазанис П.: Греция и Россия могут договориться по

«Турецкому потоку» в ходе визита Ципраса. 05.04.2015. URL:

http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1880999.

крупномасштабный, многомиллиардный проект. Мы говорили о том, как обеспечить его финансирование. Но, конечно, наши греческие партнеры и друзья должны вместе со своими российскими партнерами проработать все детали. Только после этого можно будет говорить о чем-то конкретном»13.

В ходе рабочей встречи А. Миллера и А. Ципраса в Афинах 21 апреля 2015 г. были достигнуты договоренности о том, что «соответствующие газотранспортные мощности на территории Греции могут быть построены российско-европейским консорциумом. Алексей Миллер особо подчеркнул, что проект будет реализован в полном соответствии с европейским законодательством, бюджет проекта оценивается в 2 млрд евро»14.

Однако верхушка Евросоюза усмотрела в московском визите А. Ципраса совсем другое15. Так, руководитель комитета Европарламента по иностранным делам Э. Брок в интервью газете Welt отметил, что развитие сотрудничества между Грецией и Россией может нанести ущерб внешней политике и политике безопасности ЕС: «С экономической точки зрения, выход Греции из Еврозоны не представлял бы собой катастрофу». Однако, по словам Э. Брока, страна имеет важное стратегическое значение: «Достаточно бросить взгляд на карту, чтобы понять, что, например, положение Турции как партнера по НАТО становится небезопасным»16.

Существенное изменение в долгосрочных планах газообеспечения может оказать воздействие на перспективную надежность энергоснабжения Евросоюза в целом. Однако брюссельская бюрократия думает иначе. Вероятно, ее воодушевил успех жителей поселка Фельдхайм, расположенного рядом с Берлином, который в 2014 г. стал первым в Германии населенным пунктом, полностью перешедшем на альтернативные источники энергии.

13 Пресс-конференция по итогам переговоров с премьер-министром Греции Алексисом Ципрасом. 08.04.2015. URL: www.kremlin.ru/events/president/news/49220.

14 Алексей Миллер и Алексис Ципрас обсудили строительство газопровода в Греции. 21.04.2015. URL: www.gazprom.ru/press/ news/2015/april/article224319.

15 Встреча Ципраса и Путина заставляет Европу нервничать. 08.04.2015. URL: wwwvz.ru/world/2015/4/8/608243.print.html; Алексис Ципрас: Греция может быть связующим звеном между Западом и Россией. 07.04.2015. URL: http://tass.ru/opinions/ interviews/1883523; Встреча с премьер-министром Греции Алексисом Ципрасом. 08.04.2015. URL: www.kremlin.ru/events/ president/news/49217; Встреча Дмитрия Медведева с премьер-министром Греческой Республики Алексисом Ципрасом. 09.04.2015. URL: http://government.ru/news/17603.

16 Греция должна говорить в один голос со странами ЕС: реакция на визит Ципраса в Москву. 08.04.2015. URL: http://tass.ru.

Электроэнергию там вырабатывает ветряная электростанция, зимнее отопление предполагается полностью обеспечивать биогазовой установкой, использующей навоз крупного рогатого скота и свиней, а также сжигание щепы и других древесных отходов17.

Следует отметить, что в мире есть примеры подобного рода, причем гораздо большего масштаба. Так, в январе и феврале 2015 г. Коста-Рика не использовала ископаемого органического топлива совсем -благодаря обильным осадкам там было произведено достаточное количество гидроэлектроэнергии (в топливно-энергетическом балансе 2014 г. на ГЭС приходилось 80%, еще 13% обеспечила геотермальная энергия)18. Такого рода успехи в сфере экономии энергии вполне закономерны, так как в обоих случаях связаны со спецификой энергопотребления - когда требуется энергообеспечение крупных потребителей, использующих ископаемые энергоносители в качестве технологического топлива или сырья, а также объектов промышленно-транспортной инфраструктуры.

Хотя жаркая Коста-Рика от Европы далеко, брюссельских теоретиков реформирования газового и энергетического рынка дополнительно воодушевляют на решительные действия, в том числе и теплые региональные зимы. Так, например, зима 2013-2014 гг. была здесь самой теплой после зимы 1900 г.19 (при этом 9 из 10 самых теплых лет в Европе приходятся на период, начинающийся с 2000 г.)20, а в некоторых районах Англии - после зимы 1659 г. (год начала сбора данных о погоде)21.

Интенсивно реформируя свою энергетическую политику, Еврокомиссия намеревается создать Энергетический союз22. Один из потенциальных

17 Немецкий поселок Фельдхайм оказался в авангарде энергетической революции. 28.10.2014. URL: www.gismeteo.ru.

18 Коста-Рика полностью отказалась от использования нефти. 29.03.2015. URL: www.gismeteo.ru.

19 Самая теплая зима в Европе после 1900 г. 28.02.2014. URL: http://ru.rfi.fr; Прошедшая зима стала рекордно теплой. 10.03.2014. URL: http://pribalt.info/novosti/2053.

20 2014 год в Европе может стать самым теплым в истории. 22.12.2014. URL: http://meteoinfo.ru/news.

21 Благодаря теплой зиме Европа сможет обойтись без российского газа? 03.12.2014. URL: www.oilru.com/news/440055.

22 Юнкер решил создать «Европейский энергетический союз». 30.06.2014. URL: www.vz.ru/news/2014/6/30/693410.print. html; «Энергетический союз Европы»: ЕС тайно формирует новую структуру для давления на Россию. 18.11.2014. URL: http://ruposters.ru/archives/10071; Westinghouse: Европейский энергетический союз укрепит веру в силу объединенной Европы. 26.02.2015. URL: www.rusenergy.com/ru/news/news. php?id=75314.

авторов его концептуальных основ еврокомиссар по вопросам изменения климата и энергетики М. Каньете полагает, что «в сфере энергетики у ЕС нет другого такого друга, как США. Мы стояли вместе по Украине: от украинских реформ до санкций против РФ, от реверса из Словакии на Украину до интеграции Юго-Восточной Европы в европейский энергетический рынок. Мы должны укрепить наше партнерство и вывести его на новый уровень»23. Вероятно, что именно в результате такого «стояния вместе по Украине» ее парламент постановил признать Россию «государством-агрессором»24, школьные учебники оперативно пополнились соответствующим дидактическим материалом25, затем вопрос был конкретизирован заявлением «Об отпоре вооруженной агрессии Российской Федерации»26. А в России к этому совсем другое отношение27.

Закономерным образом это тесно связано с государственной политикой, которую во многом определяют главы государств. Так, значимость верховной власти для общества в критические периоды его развития на примере событий начала ХХ в. четко сформулировала К. Клей: «Вопрос, которым на протяжении вот уже почти ста лет задаются все те, кому интересна история как наука, можно сформулировать примерно так: какие именно личные качества и личные отношения этих трех монархов - английского короля, германского кайзера и русского царя - определяли ход политических событий и привели, в конце концов, их страны к неизбежной войне? ...Король, кайзер и царь, вместо того чтобы попытаться поддержать мир, способствовали его разрушению, ввергнув свои страны в войну, ужасающие последствия которой никто не мог себе даже представить» [1, с. 11-12].

Интересно отметить, что в политических отношениях

23 ЕС запускает Энергетический союз. 04.02.2015. URL: http:// euroua.com/europe/eu.

24 Верховная Рада постановила признать Россию «государством-агрессором». 27.01.2015. URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1724959.

25 Минобразования Украины внесло в школьные учебники главу о «российской агрессии». 07.04.2015. URL: http://tass. ru/mezhdunarodnaya-panorama/1886053.

26 Парламент Украины принял заявление «Об отпоре вооруженной агрессии Российской Федерации». 21.04.2015. URL: www.interfax.ru/world/437471. См. также: МИД РФ: Комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи с высказываниями секретаря СНБО Украины А.В. Турчинова о возможности создания украинскими властями «грязной бомбы». 22.04.2015. URL: www.mid.ru.

27 Минобороны: Россия никогда не будет воевать с Украиной.

30.04.2015. URL: www.regnum.ru/news/polit/1920492.

html?forprint.

между странами Европы и США почти за 70 послевоенных лет многие проблемы сохранились без существенных изменений. Так, в речи на пленарном заседании Парижской Мирной конференции 14 октября 1946 г. министр иностранных дел СССР В.М. Молотов отметил: «В настоящее время идет наступление на основные принципы сотрудничества больших и малых государств, записанные в Уставе Организации Объединенных Наций. Это наступление идет под флагом борьбы против так называемого права вето великих держав в Совете Безопасности ООН, а на деле в этом выражается давление реакционных кругов некоторых великих держав, которые возомнили себя господами всего мира, стремятся диктовать свою волю всем народам и, желая убрать с этого пути всякие препятствия, хотят ликвидировать установленные Организацией Объединенных Наций принципы сотрудничества народов» [2, с. 165-166]. Важно отметить, что проблема раскола послевоенного мира и формирования биполярности приобрела актуальность сразу после Второй мировой войны [3, с. 187-222; 4, с. 21-64; 5, с. 321-368; 6, с. 597-621; 7, с. 106-137; 8, с. 95-230; 9, с. 141-153; 10, с. 429-534].

Современные технологии противостояния28 в 2015 г. дополнились особенно оголтелой антироссийской компанией, в рамках которой американские общенациональные СМИ и ведущие политологические центры как по команде стали выплескивать русофобские пасквили, старательно лепя из России образ врага, внушая обывателям ненависть ко всему русскому. По-прежнему неймется поседевшим «рыцарям холодной войны», вроде отставного генерала Р. Скейлса, который публично призывал «убивать русских», и бывшего командующего силами НАТО в Европе У. Кларка. Поразительно, что У. Кларк еще в 1999 г. чуть было не спровоцировал масштабный конфликт, приказав атаковать наших десантников, оказавшихся в аэропорту косовской Приштины раньше американцев, а на днях в вашингтонском «Атлантическом совете» снова пугал всех «российской угрозой», требовал немедленно начать массированные поставки вооружений Киеву для использования против Донбасса, открыто нахваливал бандеровцев29.

28 МИД РФ: Комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи с запретом на телевещание в Литве российского канала «РТР-Планета». 09.04.2015. Документ 68009.04.2015. URL: www.mid.ru; Украина: хроника евразийского раскола. 21.04.2015. URL: http://tass.ru/ukraina/predystoriya.

29 МИД РФ: Комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи с антироссийской кампанией в США. Документ 628-03-04-2015. URL: www.mid.ru.

Что же касается подлинной реальности «российских угроз», то на поверку оказывается, что они носят мифический характер. Да и может ли быть иначе? Так, в Стокгольмском архипелаге осенью 2014 г. были организованы масштабные поиски российской подводной лодки. Однако «экспертиза показала, что вместо предполагаемой подлодки на фотографии, сделанной одним из свидетелей в Стокгольмском архипелаге, изображено небольшое рабочее судно. Шведские вооруженные силы на днях доложили об этом правительству страны»30. Такого рода поиски в Северной Европе вовсе не новость, они обрели научную основу и активизировались еще в начале 1960-х гг. Интересно, что в 2015 г. настойчивость шведских дайверов все же была вознаграждена: возможно, найдена русская подлодка «Сом», которая была построена в США по проекту Дж.Ф. Голланда в 1901 г. Подлодка «Сом» несла боевой дозор и погибла от столкновения со шведским пароходом «Ингерманланд» в мае 1916 г., когда шла Первая мировая война31. Очевидно, что подлодка российского императорского флота «Сом» из прошлого века ни для кого не представляет угрозы. Конечно, это позволит в определенной мере снизить накал антироссийских настроений.

Вовсе не мифическими, однако, представляются современные усилия министров 5 североевропейских государств (входящих в НАТО Норвегии, Дании и Исландии, а также нейтральных Финляндии и Швеции), опубликовавших в норвежской газете Aftenposten программную статью «о расширении военного сотрудничества на фоне российских военных учений в регионе и российской программы перевооружения»32. Также совсем не мифический факт - прибытие 290 военнослужащих 173-й воздушно-десантной бригады США, базирующейся в Италии, в Яворовский учебный центр Львовской области Украины для помощи в «переподготовке» украинских националистов - эти действия не только

30 Швеция признала «российскую подлодку» гражданским судном. 13.04.2015. URL: https://news.mail.ru/politics/21705849/ ?frommail=1; МИД РФ: Комментарий МИД России в связи с заявлением представителя шведских вооруженных сил. 13.04.2015. Документ 705-13-04-2015. URL: www.mid/ru.

31 Самоделова С., Субботин И. Шведы нашли пропавшего «Сома»? У берегов северной страны обнаружили субмарину с надписью на кириллице // Московский комсомолец. 29.07.2015. № 26871.

32 Страны Северной Европы расширят военное сотрудничество из-за России. 10.04.2015. URL: http://ria.ru/defence_safety/2015 0410/1057706915.html; МИД РФ: Комментарий МИД России в связи со статьей министров стран Северной Европы в газете «Афтенпостен». 12.04.2015. Документ 696-12-04-2015. URL: www.mid.ru.

реальны, но и полностью противоречат Минским

33

договоренностям33.

Вот и в Еврокомиссии собираются решать оборонную проблему на качественно новом уровне - ее глава намеревается формировать общую внешнюю политику и политику безопасности в Европе с помощью новой армии Евросоюза34. Причем концептуальная основа создания и функционирования Европейской армии во многом уже проработана. Например, Дж. Кларк, профессор Европейского центра проблем безопасности (г. Гармиш-Партенкирчен, ФРГ), еще 10 лет назад даже сформулировал (хотя и в виде исключительно собственного мнения) ее миссию на XXI в. [11, с. 15-28].

Поводом для введения антироссийских санкций странами Запада стало возвращение в состав России Крыма. Хотя весьма странно, что западные радетели международного права позабыли про основные условия Кючук-Кайнарджийского мирного договора между Всероссийской и Порты Оттоманской империями (1774 г.)35. При этом внутренний конфликт на Украине в НАТО весьма умело связали с «проблемой безопасности восточных границ» от потенциальной российской угрозы, а затем приступили к созданию 6 многонациональных управлений по всей Восточной Европе36.

И вновь упомянутая российская угроза оказалась ложной. Так, на заседании комиссии по вопросам обороны в Национальном собрании Франции 25 марта 2015 г. глава французской военной разведки генерал К. Гомар заявил: «НАТО сообщила, что русские готовились напасть на Украину, но, по нашим данным, эту гипотезу ничто не подтверждало. настоящая проблема НАТО заключается в том, что американские разведслужбы играют в альянсе решающую роль»37.

Следует особо отметить, что ошибочность курса Евросоюза на конфронтацию с Россией с самого

33 МИД РФ: Комментарий официального представителя МИД России А.К.Лукашевича в связи с прибытием на Украину американских десантников. 17.04.2015. Документ 756-17-042015. URL: www.mid.ru.

34 Глава Еврокомиссии призвал создать армию Евросоюза. 08.03.2015. URL: www.http://ria.ru/world/20150308/1051471092. html.

35 Кючук-Карнаджийский мирный договор 1774 г. URL: http://hrono.info/docum <Документы XVШ века. Документ 1774.07.10>.

36 Генсек подтвердил создание шести управлений НАТО в Восточной Европе. 30.03.2015. URL: http://news.mail.ru/politics/ 21557541/?frommail=1.

37 Глава военной разведки Франции: Россия никогда не готовила

военного вторжения на Украину. 11.04.2015. URL: http://tass.ru.

начала была очевидна не только для бизнеса, теряющего деньги в результате «санкционных волн», но и для политиков самого высокого уровня. Так, экс-канцлер ФРГ г. Шредер полагает, что «ЕС не должен был допускать изоляции России». В частности, он отметил, что, будучи действующим руководителем, не согласился бы на исключение России из G8, исключив, таким образом, саму возможность политического диалога по всем острым вопросам38. Еще более точно оценил ситуацию с современными политическими конфликтами лауреат Нобелевской премии по литературе (1999) г. Грасс (1927-2015) - он предупредил человечество об угрозе Третьей мировой войны39.

Хорошо известно, что именно предпочтение здравомыслия всем прочим факторам стало в свое время основой успешных реформ и уникального развития Сингапура. Так, их автор Ли Куан Ю (1923-2015) отмечал: «Я научился игнорировать критику и советы, исходившие от экспертов и квази-экспертов, в особенности от ученых в области социальных и политических наук. Они располагают множеством обожаемых ими теорий о том, как должно развиваться общество, чтобы приближаться к их идеалу, а в особенности, как сделать так, чтобы бедность исчезла, а благосостояние - повысилось. Я всегда старался быть правым по сути дела, не обращая внимания на политическую корректность» [12, с. 632].

В отличие от Сингапура, отсутствие здравомыслия в действиях политических кругов ЕС усугубляется непродуманными действиями, в результате которых «сегодня в мире все чаще звучит язык ультиматумов и санкций. Само понятие государственного суверенитета размывается. Неугодные режимы, страны, которые проводят независимую политику или просто стоят на пути чьих-то интересов, дестабилизируются. Для этого в ход идут так называемые цветные революции, а если называть вещи своими именами - просто государственные перевороты, спровоцированные и финансируемые извне»40.

Таковы современные оттенки методов обеспечения интересов Запада. Но суть их, что поразительно,

38 Иностранный член РАН Генрих Шредер перечислил ошибки ЕС, допущенные в отношениях с Россией. 01.04.2015. URL: www.ras.ru/news.

39 Незадолго до смерти Гюнтер Грасс говорил о новой большой войне (Die Welt, Германия). 16.04.2015. URL: http://inosmi. ru/world/20150416/227534892-print.html.

40 Вступительное слово В.В. Путина на заседании Совета Безопасности. 22.07.2014. URL: http://news.kremlin.ru/ transcripts/46305/print.

практически не меняется с течением времени. О том, как формировались их основы, например, в XIX в., можно узнать из классической работы41 авторитетного военного историка, создателя первого учебника русского языка для среднеазиатских школ42 генерал-лейтенанта М.А. Терентьева (18371909): «Из Оренбурга была изгнана английская евангелическая миссия, засевшая там с начала тридцатых годов [1830-х - авт.] под предлогом проповеди христианства среди киргизов, а на самом деле занимавшаяся шпионством, сношениями с Хивой и Бухарой и возбуждением их против России. Куда англичане не могли проникнуть с оружием, туда они являлись с аршином, а если и аршином достать не могли, - не церемонились пустить в ход и Евангелие! Никого из киргиз евангелисты в свою веру не обратили, да и не старались об этом, но зато английский посол в Тегеране отлично знал о приготовлениях к ученой экспедиции, в которой не было ни одного ученого...» [13, с. 53].

Пытаясь навязать России новые принципы торговли газом, брюссельские реформаторы современных международных отношений, похоже, не осознают масштаб национальной катастрофы на Украине43, не реагируют должным образом на антироссийскую истерию44. Тем временем ситуация там становится все больше похожа на положение в России осенью 1918 г., когда «на всем пространстве развалившейся империи уже вовсю полыхала всеобщая война. По стране из конца в конец носились никем не управляемые и не контролируемые «повстанческие» и «добровольческие» «армии», «дивизии», «отряды», возглавляемые удачливыми атаманами. Им было

41 История завоевания Средней Азии / в 3 т. СПб., 1903-1906.

42 Русская азбука для школ в Средней Азии. СПб., 1872.

43 См., например: «В связи с публикацией Управлением Верховного комиссара ООН по правам беженцев (УВКБ) очередного бюллетеня о гуманитарной ситуации на Украине обратили внимание на то, что, по оценкам УВКБ, количество внутренне перемещенных лиц (ВПЛ) в этой стране достигло 1 млн 152 тыс. человек, из которых большинство относятся к уязвимым группам и нуждаются в особом внимании. Среди ВПЛ -147 тыс. детей, 48 тыс. инвалидов и 694 тыс. пенсионеров, вынужденных, как мы понимаем, из-за введения киевскими властями запретов на социальные выплаты в Донецке и Луганске покинуть места своего постоянного проживания для получения пенсий». Источник: МИД РФ: Комментарий официального представителя МИД России А.К. Лукашевича в связи с публикацией Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев очередного бюллетеня о гуманитарной ситуации на Украине. 27.03.2015. Документ 569-27-03-2015. URL: www.mid.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

44 Спикер Рады подписал документ о введении санкций против

Путина. 27.04.2015. URL: http://news.mail.ru/politics/21854462/

?frommail=1.

все равно, под каким знаменем убивать и грабить. Больше нравились, конечно, те знамена, под которыми можно было начисто забыть о дисциплине и ответственности» [14, с. 472]. Последствия сходных процессов, но уже в масштабе европейского региона в 1930-1940-х гг., обстоятельно проанализировал А.Г. Мосякин [15].

Вместо смягчения конфликтной ситуации на Украине продолжается реальная интенсивная милитаризация Европы. Так, последовательно разворачивается американская операция «Атлантическая решимость», в рамках которой происходит наращивание группировки вооруженных сил США в Восточной Европе. Массированную переброску туда боевых самолетов и танков, колесящие по центральным дорогам колонны бронетехники и иные признаки стремительной милитаризации региона Пентагон цинично именует «новым нормальным положением вещей». В Вашингтоне появились и другие «лексические новации»: теперь там называют граничащие с Россией восточноевропейские страны «прифронтовыми государствами» (front-line states).

В этой связи возникают серьезные вопросы насчет истинных замыслов американцев и ведомого ими блока НАТО. Факты один за одним упорно выстраиваются в закономерную линию. Так, 20 марта 2015 г. начались масштабные совместные учения ВВС США и Эстонии. На эстонский аэродром Эмари прибыли 14 тактических истребителей ВВС США F-16, которые вместе с авиацией союзников по НАТО выполняли учебно-боевые задачи на полигонах Прибалтики и в акватории Балтийского моря. Все это было проведено в целях усиления военно-воздушного присутствия США и других стран НАТО вдоль западных границ Российской Федерации, хотя цинично подано в СМИ как «содействие региональной стабильности»45. Более того, чтобы показать возможность войск НАТО быстро передвигаться через государственные границы в Европе, здесь был проведен показательный почти 2000-километровый марш в рамках операции «Драгунский выезд»46.

Удивительно, но даже на уровне экспертов ООН все чаще встречается искаженное восприятие

45 МИД РФ: Брифинг официального представителя МИД России А.К. Лукашевича. 26.03.2015. Документ 552-26-03-2015. URL: www.mid.ru.

46 Американские военные пройдут маршем по Европе для «демонстрации силы». 18.03.2015. URL: http://rus-molot.com; «Демонстрация силы»: марш войск НАТО по Европе. 21.03.2015. URL: www.pravda.ru/news/world/ europe; Американские военные завершили марш по Европе. 02.04.2015. URL: http://nv.ua/print/ world/geopolitics.

причин политической нестабильности на Украине и в других странах мира. Такое восприятие отражается, например, в проекте очередной резолюции по Сирии, который представитель МИД России прокомментировал следующим образом: «Предполагаемый проект отражает глубокое непонимание нашими партнерами происходящего в Сирии, неспособность вычленить реальную угрозу правам человека в регионе, которую несут джихадисты, пытающиеся превратить Ближний Восток в зону, где будут править террор и насилие и можно будет забыть о правах человека, гуманности и демократии. Вместо того чтобы направить сигнал правительству и умеренной оппозиции о необходимости объединения усилий в борьбе с террористами, в тексте повторяется попытка все беды Сирии свалить на власти этой страны. Все это не способствует политическому урегулированию»47.

Между тем маловероятно, что в ближайшее время стабилизируется положение в Африке и на Ближнем Востоке48, тем более что проведение масштабных военных операций все чаще осуществляется без санкций ООН. Так, операция в Йемене, по оценке министра иностранных дел РФ С.В. Лаврова, «не имеет под собой никакой международно-правовой основы. наши партнеры (мы очень ценим наши отношения с Саудовской Аравией и другими участниками этой коалиции) лишь задним числом пришли в СБ ООН и стали просить задним же числом одобрить начатое ими»49.

47 МИД РФ: Выступление представителя Российской Федерации на XXVIII сессии Совета ООН по правам человека (СПЧ) в связи с проектом резолюции «Продолжающееся серьезное ухудшение ситуации в гуманитарной области в сфере прав человека в Сирийской Арабской республике». Женева, 27.03.2015. Документ 557-28-03-2015. URL: www.mid.ru; МИД РФ: Комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи с антироссийскими действиями Запада в ООН. Документ 689-10-04-2015. URL: www.mid.ru.

48 МИД РФ: Выступление заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при Отделении ООН и других международных организациях в Женеве А.А. Никифорова на специальной сессии Совета ООН по правам человека в связи с нарушениями прав человека, совершенными группировкой «Боко Харам». Женева, 01.04.2015. Документ 617-02-04-2015. URL: www.mid.ru; МИД РФ: Комментарий МИД России о ситуации в Йемене. Документ 541-26-03-2015. URL: www.mid/ru; Россия созывает СБ ООН для обсуждения гуманитарных пауз в авиаударах по Йемену. 03.04.2015. URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1879644; Россия представила в Совбезе ООН резолюцию по Йемену. 04.04.2015. URL: http://news.mail.ru/politics/21616747/ ?frommail=1.

49 МИД РФ: Интервью министра иностранных дел России С.В.

Лаврова МИА «Россия сегодня». Москва, 06.04.2015. Документ 656-06-04-2015. URL: www.mid.ru.

Важно отметить, что сходная специфика в восприятии общественных проблем западной бюрократической верхушкой отмечалась и раньше. Например, Г. Уэллс в «Истории цивилизации» пишет: «Большая часть человечества в 1918 и 1919 гг. сильно устала от войны и желала ценой каких угодно жертв воспрепятствовать ее повторению. Но вот в Старом Свете не нашлось ни одного правительства, которое согласилось бы пожертвовать хотя бы крупицей своих державных прав ради этой цели» [16, с. 208].

Однако и в самом обществе иногда вызревают вовсе не прогрессивные идеи. Так, например, в период расширения влияния Древнего Рима (350-140 гг. до н.э.) отмечается появление нового взгляда на патриотизм: «Теперь для человека собственное мнение стало важнее отечества, и собственные победы и победы товарищей обрели для него большую важность, чем величие и слава его города. Любой, кого не устраивали институты родного города, предпочитал покинуть его ради города, в котором, по его мнению, эти институты были в силе. В то время люди начали свободно перемещаться из города в город; уже не было того страха перед изгнанием. Разве имело значение, что они лишатся пританея [лат. pritaneum -общинный дом полиса, место заседания членов городского совета, которые организовывали созыв и вели народное собрание граждан - авт.] и очистительной воды? Теперь они мало думали о богах-покровителях и привыкли легко обходиться без отечества. Оставалось сделать небольшой шаг, чтобы взять в руки оружие и направить его против родного города» [17 с. 380].

Как это не удивительно, во многом похожие по смыслу события происходят и в наши дни. Так, Верховная Рада Украины признала профашистские организации ОУН-УПА борцами за независимость Украины в ХХ в. Кроме того, парламентарии запретили пропаганду нацистского и коммунистического режимов и использование их символики. Во время посещения вместе с президентом Польши Б. Коморовским мемориала Быковнянские могилы президент Украины П. Порошенко сказал: «Гитлер вместе со Сталиным развязали кровавую бойню Второй мировой войны и тогда попытались разделить и расколоть Европу»50.

Одновременно Верховная Рада Украины приняла ряд законов, направленных на «переписывание»

50 Порошенко П.: Вторую мировую войну Гитлер развязал вместе со Сталиным. 09.04.2015. URL: http://ria.ru/world/2015 0409/1057608789.html.

национальной истории ХХ в. и подавление политического инакомыслия51. Оперативно отозвались на новые законы в Харькове, где в ночь на 11.04.2015 были снесены 3 памятника советского периода - С. Орджоникидзе, Н. Рудневу и Я. Свердлову52. Однако в остальных странах бывшего СССР исторические проблемы видятся иначе, в их заявлениях «выражена озабоченность циничными попытками предать забвению уроки этой войны, дать искаженные нравственные и правовые оценки ее итогов и реабилитировать нацистских преступников и коллаборационистов»53.

В таких условиях уповать на надежность транзита российского газа в Европу через территорию Украины было бы просто наивно. При этом, отказываясь от «Южного потока» в пользу предполагаемого масштабного развития спотового рынка, Еврокомиссия упорно игнорирует очевидную сокращающуюся самообеспеченность углеводородными энерготоварами.

Так, ситуация с запасами нефти и газа в странах ЕС в 1993-2013 гг.54 серьезно ухудшилась. Если мировые извлекаемые ресурсы нефти за этот период увеличились со 141 до 228 млрд т (прирост - 62%); в странах ОЭСР - с 19 до 34 млрд т (прирост - 79%); то в Евросоюзе эти ресурсы сократились с 1,1 до 0,9 млрд т (снижение на 18%). Обеспеченность добычи запасами нефти в этом регионе составила всего лишь 13 лет (для сравнения отметим, что обеспеченность стран Центральной и Южной Америки - более 100 лет; Ближнего Востока - 78 лет; Африки - 41 год). Отмечалось существенное снижение собственной добычи нефти, которая достигла в 2013 г. 68 млн т (46% по отношению к уровню 2003 г.), хотя в мире за этот период она увеличилась с 3,7 до 4,1 млрд т (прирост - 11%); в том числе на Ближнем Востоке -с 1,1 до 1,3 млрд т (прирост - 18%); в России - с 426 до 531 млн т (прирост - 25%).

51 МИД РФ: Комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи с предпринимаемыми на Украине шагами по борьбе с историей своего государства. Документ 692-10-042015. URL: www.mid.ru.

52 В Харькове ночью снесли 3 памятника. 11.04.2015. URL: http:// telegraf.com.ua. См. также: Дмитриев А. На Украине памятник Кутузову снесли с криками в поддержку УПА. 25.02.2014. URL: www.mk.ru/politics/sng/ article/2014/02/25.

53 МИД РФ: Сообщение для СМИ. О совместном заявлении стран СНГ по случаю 70-летия Победы в Великой Отечественной войне на XXVIII-й сессии Совета ООН по правам человека. 27.03.2015. Документ 571-27-03-2015. URL: www.mid.ru.

54 Здесь и далее рассчитано по: BP Statistical Review of World Energy. June 2014. L., 2014, pp. 6, 10, 11, 20, 22, 23, 41. URL: www.bp.com.

Аналогичные тенденции складывались и в потреблении углеводородного сырья. Так, если потребление нефти в ЕС сократилось в 20032013 гг. с 712 до 605 млн т (или на 15%), то по ОЭСР эта величина изменилась незначительно - соответственно 2,2 и 2,1 млрд т (снижение на 4,5%). При этом мировое потребление нефти в этом периоде устойчиво росло - с 3,7 до 4,2 млрд т (прирост - 14%). Таким образом, в Евросоюзе даже при сокращении регионального потребления нефти самообеспеченность ею в рассматриваемом периоде сократилась с 21 до 11% (при этом в странах ОЭСР она увеличилась с 44 до 46%).

Извлекаемые ресурсы природного газа в Евросоюзе за 1993-2003 гг. снизились с 3,7 до 1,6 трлн м3 (43% по отношению к уровню 1993 г.). При этом в мире отмечался их интенсивный рост - со 118 до 186 трлн м3 (прирост - 58%); в ОЭСР - с 15 до 19 трлн м3 (прирост - 27%). Добыча природного газа в регионе за 2003-2013 гг. снизилась с 231 до 167 млрд м3 (сокращение на 28%); при этом по странам ОЭСР наблюдалось ее существенное увеличение - с 1,1 до 1,2 трлн м3 (прирост - 9%); в мире добыча возросла с 2,6 до 3,4 трлн м3 (прирост - 31%).

Динамика потребления природного газа в ЕС имела сходный характер. Так, если по странам ОЭСР потребление природного газа выросло с 1,4 до 1,6 трлн м3 (прирост - 14%), то в Евросоюзе оно сократилось с 477 до 438 млрд м3 (снижение на 8%). Соответственно, региональная самообеспеченность газом уменьшилась в 2003-2013 гг. с 48 до 38% (по странам ОЭСР менее значительно - с 79 до 76%).

По доле природного газа в балансе потребления первичных энергоносителей Евросоюз в 2013 г. находился на среднемировом уровне, около 24% (страны ОЭСР - 26%; США - 30%). Причем по сравнению с 2012 г. доля газа в потреблении первичной энергии Евросоюзом не снизилась, а возросла на 0,3 п.п. То есть при восстановлении устойчивого экономического роста в регионе в условиях объективной ограниченности потенциала экономии энергии и замещения углеводородного сырья сохранится и долгосрочная масштабная потребность в импорте российского газа. При наступлении периода холодных зимних сезонов эта тенденция усилится в еще большей мере. Таким образом, игнорирование принципов элементарного научного подхода к развитию энергохозяйства может привести Евросоюз к крупным проблемам в региональном газообеспечении.

Кратко и образно суть современных экономических

проблем Запада сформулировал А. Бэттлер: «Нынешний рынок на самом деле не свободный, а крайне монополизированный. Западная экономика стала софтизированной, т.е. от двух третей до четырех пятых ВНП государств составляет продукт третичного сектора (сервис, банки, государственная служба, образование, медицина и т.д.)» [18, с. 305]. Выходит, реального производства становится все меньше и меньше, а потребность в ресурсах и средствах жизнеобеспечения сохраняется.

Именно поэтому теоретикам создания «Большой Европы» в свое время мечталось об институциональном управлении ресурсами России. Так, М. Эмерсон полагал, что «ключевое стратегическое партнерство ЕС - Россия уже достаточно быстро развивается и могло бы быть институционально укреплено, например, с помощью объединенного Совета министров ЕС и России» [ 19, с. 99]. Экономическая и политическая реальность подтвердила абсурдность этой идеи, что же касается последствий реформаторской деятельности Еврокомиссии в части обеспечения надежного газообеспечения региона, то они оказались еще хуже. В настоящее время к этому добавляется крайне нестабильное положение на Украине, оно усиливает неопределенность перспектив транзита российского трубопроводного газа в Европу. Еврокомиссия, отказавшись от принципов устойчивого газоснабжения, лежащих в основе проекта «Южный поток», продолжает качественно трансформировать региональный газовый рынок, пытаясь перевести его преимущественно на торговлю спотовыми объемами газа. Это означает существенное снижение надежности газообеспечения потребителей.

Пока Россия остается для Европы надежным источником крупных поставок трубопроводного газа55, «Турецкий поток» полностью отвечает требованиям Третьего энергопакета, возможность реализации этого проекта для южной части Евросоюза объективно имеет хорошие перспективы. Закономерным образом потенциальные потребители этого газа в Европе вопреки размышлениям брюссельской бюрократии уже сейчас проявляют к нему живой интерес56.

55 Выступление Алексея Миллера о прогнозах и проблемах мировой газовой отрасли на IV Петербургском международном газовом форуме. 07.10.2014. URL: www.gazprom.ru/press/miller-journal/706409.

56 Сербия выразила заинтересованность участием в проекте «Турецкий поток». 10.04.2015. URL: http: //vz.ru/ news/2015/4/10/739369.print.html.

Список литературы

1. Клей К. Король, кайзер, царь. Три монарших кузена, которые привели мир к войне / пер. с англ. М.: Вече, 2009. 320 с.

2. МолотовВ.М. Речи на Парижской мирной конференции. Июль-октябрь 1946 г. М.: ОГИЗ, 1946. 208 с.

3. Егорова Н.И. Военно-политическая интеграция стран Запада и реакция СССР (1947-1953 гг.) // Холодная война. 1945-1963 гг. Историческая ретроспектива. М.: Олма-Пресс, 2003. 640 с.

4. Печатное В.О. От союза - к вражде (советско-американские отношения в 1945-1946 гг.) // Холодная война. 1945-1963 гг. Историческая ретроспектива. М.: Олма-Пресс, 2003. 640 с.

5. Позняков В.В. Разведка, разведывательная информация и процесс принятия решений: поворотные пункты раннего периода холодной войны (1944-1953 гг.) // Холодная война. 1945-1963 гг. Историческая ретроспектива. М.: Олма-Пресс, 2003. 640 с.

6. СмирноеЮ.Н. Холодная война как явление ядерного века // Холодная война. 1945-1963 гг. Историческая ретроспектива. М.: Олма-Пресс, 2003. 640 с.

7. ВанюкоеД.А. Эпоха застоя. М.: Мир книги, 2008. 256 с.

8. Окороков А.В. СССР против США. Психологическая война. М.: Вече, 2011. 336 с.

9. Золотарев В.А. Военная безопасность Отечества. М.: Канон-пресс; Кучково поле, 1998. 462 с.

10. Иноземцев Н.Н. Внешняя политика США в эпоху империализма. М.: Госполитиздат, 1960. 762 с.

11. Clarke J.L. What Roles and Mission for Europe's Military and Security Forces in the 21st Century? // George C. Marshall European Center for Security Studies Papers. № 7. Garmish-Partenkirchen (Germany). 2005.

12. ЛиКуанЮ. Сингапурская история: 1965-2000. Из третьего мира - в первый / пер. с англ. М.: МГИМО-Университет, 2010. 657 с.

13. ТерентьевМ.А. Хивинские походы русской армии. М.: Вече, 2010. 468 с.

14. Иконников-Галицкий А. Три цвета знамени: Генералы и комиссары. 1914-1921. М.: КоЛибри, 2014.

15. Мосякин А.Г. Ограбленная Европа: Вселенский круговорот сокровищ. СПб.: Амфора, 2014. 414 с.

16. Уэллс Г. История цивилизации: в 2 кн. Кн. 2. / пер. с англ. М.: ТЕРРА-Книжный клуб, СПб.: Северо-Запад, 2009. 224 с.

17. Куланж Ф. де. Древний город. Религия, законы, институты Греции и Рима / пер. с англ. М.: Центрполиграф,2010.416 с.

18. Бэттлер А. Общество: прогресс и сила (критерии и основные начала). М.: Изд-во ЛКИ, 2008. 328 с.

19. ЭмерсонМ. Формирование политических рамок Большой Европы // Современная Европа. 2004. N° 3.

P. 15-28.

600 с.

С. 90-107.

ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)

Energy Security

UKRAINIAN GAS TRANSIT AND THE ISSUES OF GAS SUPPLY IN THE EUROPEAN UNION Pavel A. SERGEEV

Institute of World Economy and International Relations, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation p.sergeev@ imemo.ru

Abstract

Importance Power and gas supply is one of the priority issues of the European Union as its own resources are insufficient to sustain its economy. The accumulated and unresolved challenges of the European Union made the Brussels search for easy ways of reducing the cost of power supply. As the main method to do it, the EU legitimizes informal cartel ties between regional customers of Gazprom by acting as though it actively made laws for strengthening competition in the European gas market.

Objectives The objective of the research is to identify the key political and economic factors, which determine prospects and opportunities of the natural gas export from Russia. In this respect, I explore the main components of the EU principles of relationship with Russia under unstable situation in Ukraine and stiffening economic sanctions.

Methods Based on economic and historical methods, I examine a set of issues that shape the current position of the European Union with regards to gas supply to its southern regions. Illustrating the case of the Turkish Stream, I substantiate the existing demand of the EU for the Russian natural gas.

Results Upon the analysis of factors shaping the EU gas supply policy, I reconstructed conceptual approaches to its formation.

Conclusions The Western sanctions against Russia artificially obstruct trade with natural gas. However, the potential of the barriers is limited and fairly cannot have a considerable effect on the regional gas supply.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015 References

1. Clay C. Korol', kaizer, tsar'. Tri monarshikh kuzena, kotorye priveli mir k voine [King, Kaiser, Tsar: Three Royal Cousins Who Led the World to War]. Moscow, Veche Publ., 2009, 320 p.

2. Molotov V.M. Rechi naParizhskoi mirnoi konferentsii. Iyul'- oktyabr' 1946g [Speeches at the Paris Peace Conference. July - October 1946]. Moscow, OGIZ Publ., 1946, 208 p.

3. Egorova N.I. Voenno-politicheskaya integratsiya stran Zapada i reaktsia SSSR. Vkn.: Kholodnaya voina. 1945-1963 gg. Istoricheskaya retrospektiva [Military and political integration of the Western countries and the USSR response (1947-1953). In: Cold War of 1945-1963. Historical retrospective view]. Moscow, Olma-Press Publ., 2003, pp. 187-222.

4. Pechatnov V.O. Ot soyuza - k vrazhde (sovetsko-amerikanskie otnosheniya v 1945-1946 gg.). V kn.: Kholodnaya voina. 1945-1963 gg. Istoricheskaya retrospektiva [From the alliance to opposition (Soviet and American Relations in 1945-1946). In: Cold War of 1945-1963. Historical retrospective view]. Moscow, Olma-Press Publ., 2003, pp. 21-64.

5. Poznyakov V.V. Razvedka, razvedyvatel 'naya informatsiya iprotsessprinyatiya reshenii: povorotnye punkty rannego perioda kholodnoi voiny (1944-1953 gg.). Vkn.: Kholodnaya voina. 1945-1963 gg. Istoricheskaya retrospektiva [Intelligence service, reconnaissance information and decision-making process: turning points of the early period of the Cold War (1944-1953). In: Cold War of 1945-1963. Historical retrospective view]. Moscow, Olma-Press Publ., 2003, pp. 321-368.

6. Smirnov Yu.N. Kholodnaya voina kakyavlenieyadernogo veka. Vkn.: Kholodnaya voina. 1945-1963 gg. Istoricheskaya retrospektiva [The Cold War as a phenomenon of the nuclear age. In: Cold War of 1945-1963. Historical retrospective view]. Moscow, Olma-Press Publ., 2003, pp. 597-621.

Article history:

Received 22 May 2015 Accepted 1 June 2015

Keywords: Ukrainian transit, gas supply, European Union, natural gas, trade

7. Vanyukov D.A. Epokha zastoya [The era of stagnation]. Moscow, Mir knigi Publ., 2008, 256 p.

8. Okorokov A.V. SSSRprotiv SShA. Psikhologicheskaya voina [The USSR against the USA. Psychological war]. Moscow, Veche Publ., 2011, 336 p.

9. Zolotarev V.A. Voennaya bezopasnost'Otechestva [Military security of the Fatherland]. Moscow, Kanonpress, Kuchkovo pole Publ., 1998, 462 p.

10. Inozemtsev N.N. Vneshnyaya politika SShA v epokhu imperializma [The USA foreign policy during imperialism]. Moscow, Gospolitizdat Publ., 1960, 762 p.

11. Clarke J.L. What Roles and Mission for Europe's Military and Security Forces in the 21st Century? Garmish-Partenkirchen, Germany, George C. Marshall European Center for Security Studies. Marshall Center Papers, 2005, no. 7, pp. 15-28.

12. Lee Kuan Yew. Singapurskaya istoriya: 1965-2000. Iz tret'ego mira - v pervyi [The Singapore Story: 1965-2000: From Third World to First]. Moscow, MGIMO University Publ., 2010, 657 p.

13. Terent'ev M.A. Khivinskiepokhody russkoi armii [Khiva military campaigns of the Russian Army]. Moscow, Veche Publ., 2010, 468 p.

14. Ikonnikov-Galitskii A. Tri tsveta znameni: Generaly i komissary. 1914-1921 [Three colors of the flag: generals and commissars. 1914-1921]. Moscow, KoLibri Publ., 2014, 600 p.

15. Mosyakin A.G. OgrablennayaEvropa: Vselenskiikrugovorotsokrovishch [Robbed Europe: global circulation of treasures]. St. Petersburg, Amfora Publ., 2014, 414 p.

16. Wells H.G. Istoriya tsivilizatsii [A Short History of the World. Two volumes]. Moscow, St. Petersburg, TERRA-Knizhnyi klub, Severo-Zapad Publ., 2009, vol. 2, 224 p.

17. De Coulanges N.D.F. Drevnii gorod. Religiya, zakony, instituty Gretsii i Rima [The Ancient City: A Study on the Religion, Laws, and Institutions of Greece and Rome]. Moscow, Tsentrpoligraf Publ., 2010, 416 p.

18. Battler A. Obshchestvo: progress i sila (kriterii i osnovnye nachala) [Society: Progress and Force (Criteria and First Principles)]. Moscow, LKI Publ., 2008, 328 p.

19. Emerson M. Formirovanie politicheskikh ramok Bol'shoi Evropy [The Shaping of a Policy Framework for the Wider Europe]. Sovremennaya Evropa = Contemporary Europe, 2004, no. 3, pp. 90-107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.