УКРАИНСКИЙ ПАСЬЯНС. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ГЕРМАНИИ: ОТ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДИПЛОМАТИИ К КРИЗИСНОМУ МЕНЕДЖМЕНТУ
Татьяна Арзаманова,
сотрудник Центра по изучению проблем европейской безопасности, ИНИОН РАН
Германские дипломаты очень активно включились в процесс антикризисного урегулирования в Украине, поскольку ФРГ продолжает сохранять свою особую роль посредника между Россией и Европой, а порой и Западом в целом, рассматривая эту ношу как своего рода историческую миссию. События вокруг Крыма пошли по сценарию, которого европейские политики явно не ожидали. Германия и Европа в целом оказались в положении игрока, который вынужден реагировать на ходы своего партнера, не имея четкого представления о правилах игры. Москва и Берлин (как и другие европейские столицы) действуют в принципиально разных условиях: Кремль может позволить себе «реактивную игру», Европа же вынуждена следовать неким общим принципам европейской внешней политики, основанным на определенной системе ценностей. Более того, для «старой» и «новой» Европы поведение России в Крыму - это вообще два разных сценария, два совершенно различных уровня угрозы. Единственное, что могло бы максимально сблизить эти две точки зрения, - это развитие ситуации на юго-востоке Украины по крымскому сценарию с непосредственным участием России. «Старая Европа» сейчас параллельно с возмущением от нарушения правил игры в сфере европейской безопасности всерьез обеспокоена сохранением своих экономических преференций от тесного сотрудничества с Россией. Новые страны - участницы ЕС, напротив, всерьез озабочены своей безопасностью, ментальное наследие холодной войны еще продолжает оказывать влияние на их внешнюю политику. Образно говоря, «старая Европа» боится «потерять» от разрыва с Россией, «новая» - боится Россию, а именно, опасается непрозрачности и непредсказуемости ее внешнеполитической стратегии. Традиционно еще со времен развала СССР Германия играла роль своеобразного «моста» между этими «старой» и «новой» европейской реальностью. Сейчас она заинтересована в сохранении своего статуса и имеет уникальную возможность подтвердить свое дипломатическое влияние и политический вес в Европе. Недаром бывший госсекретарь США Х. Клинтон призвала к тому, чтобы ФРГ взяла на себя ответственность по урегулированию кризиса в Украине: «Германия играет ключевую роль, А. Меркель - самый важный руководитель в Европе». Председатель Евро-парламента М. Шульц также назвал главным посредником в переговорах между Москвой и Киевом канцлера
Германии: «А. Меркель - один из самых влиятельных политиков в мире. Было бы хорошо, если бы она сыграла центральную роль в урегулировании конфликта»1.
В качестве инструментария для разрешения кризиса в Украине германское правительство выбрало широкомасштабный переговорный процесс с максимальным вовлечением всех участников конфликта. Берлин с самого начала настоятельно требовал от президента В. Януко-вича решить ситуацию единственно возможным путем -диалога между властью, оппозицией и «представителями гражданского общества». Вполне очевидно, что в ходе развития кризиса в Украине и вокруг Крыма германские официальные лица старались в своих заявлениях всячески избегать духа и буквы холодной войны. Лишь однажды, после ввода российских войск на территорию Крыма, А. Меркель позволила себе резкое высказывание в адрес российского президента. Кроме того, хотя представители российской политической элиты на самых разных уровнях неоднократно ставили вопрос о том, почему Европа и Запад в целом не хотят рассматривать проблему самоопределения Крыма в свете Косовского прецедента, германские политики единодушно отказываются видеть здесь какую-либо аналогию, ссылаясь на отсутствие доказанных случаев массового геноцида крымского населения со стороны новой власти в Киеве.
Германская «Восточная политика» предусматривала партнерство на этом направлении с Польшей, странами Балтии и Финляндией. Собственно, изначально дипломатическая активность Германии в попытках стабилизировать ситуацию в Украине развивалась в рамках тесного сотрудничества с этими государствами. Однако по мере углубления кризиса Германия консолидировала в своих руках все возможности переговорного процесса, продолжая проводить интенсивные политические консультации со своими европейскими коллегами. После начала Крымского кризиса ситуация сложилась патовая: Европа и Киев не признали новую администрацию Крыма, Россия, со своей стороны, точно так же не считала легитимным правительство А. Яценюка. С кем в таком случае садиться за стол переговоров - было совершенно непонятно, и возможность хоть какого-то внятного диалога требовала усилий посредника.
30 ноября 2014 г. состоялся силовой разгон палаточного городка на Майдане, с момента которого кризис
1 European Parliament Chief calls for Mediation in Ukraine // Morningstar, 4 March, 2014.
вошел в затяжную фазу эскалации. Германия сосредоточила свои дипломатические усилия в попытке стабилизировать ситуацию в Украине на двух структурах: министерстве иностранных дел и ведомстве федерального канцлера. 17 января 2014 г. МИД ФРГ выступил с официальным заявлением, в котором выразил свое возмущение принятыми накануне Верховной радой печально известными поправками в законодательство Украины, которые, по мнению германских дипломатов, ограничили гражданские свободы в стране и «еще больше отдалили Украину от Европы»1. 20 января во время встречи глав внешнеполитических ведомств стран - участниц ЕС в Брюсселе, Ф.-В. Штайнмайер сказал журналистам, что не видит в краткосрочной перспективе возможностей решения кризиса в Украине.
13-14 февраля состоялся официальный визит Ф.-В. Штайнмайера в Москву; 19 февраля 2014 г. представитель МИД ФРГ М. Шэфер сообщил журналистам, что г-н Штайнмайер в Париже проводит переговоры с главами внешнеполитических ведомств ЕС о возможных санкциях со стороны Европейского союза по отношению к виновникам «кровопролития в центре Киева», и что «вопрос о первоначальных санкциях сейчас находится на столе переговоров»2. 20 февраля Ф.-М. Штайнмайер принял участие во встрече министров иностранных дел стран - участниц Евросоюза, которую провела К. Эштон.
20-21 февраля 2014 г. мир увидел новый европейский триумвират в действии. При посредничестве министров иностранных дел Германии, Польши и руководителя Департамента континентальной Европы Э. Фурнье 21 февраля 2014 г. президентом В. Януковичем и лидерами оппозиции В. Кличко (партия «Удар»), А. Яценю-ком (ВО «Батькивщина»), О. Тягнибоком (ВО «Свобода») было подписано Соглашение об урегулировании политического кризиса в Украине. Как известно, Соглашение не продержалось и дня.
События вокруг Крыма вызвали шоковую реакцию у германского истеблишмента. Германия, будучи на положении особого партнера РФ, оказалась под давлением со всех сторон.
6 марта в Брюсселе прошел внеочередной саммит ЕС, главной темой которого стала ситуация вокруг Украины. По итогам саммита было принято решение о введении «первой ступени» санкций в отношении России, предусматривающих приостановку переговоров об упрощенном визовом режиме между РФ и странами - участницами Евросоюза и по новому базовому договору ЕС-РФ. Достаточно легкие санкции в данной ситуации стали наглядным отражением «двуполярной» структуры Европейского союза, в котором новые члены демонстрируют традиционно более жесткую линию поведения по отношению к РФ и требуют «симметричного» ответа на действия Москвы, в то время как франко-германский локомотив Европы и примкнувшая к ним Великобритания ратовали за более мягкие санкции, не ставящие под удар финансовые и торговые связи с Россией. Тем не менее, несмотря на очевидное нежелание обострять отношения с РФ, Европейский союз счел необходимым вербализировать свою поддержку Украине и заявил о необходимости подписать в кратчайший срок политическую часть Соглашения об ассоциации Украины с ЕС. С заявлением по этому поводу выступила А. Меркель. Было решено предоставить Украине финансовую помощь в размере 11 млрд евро в течение двух лет на стабилизацию общей обстановки в стране и проведение макроэкономических реформ. А. Меркель также заявила
1 Ausserminister Steinmeier: Janukowitsch-Kurs fuehrt in Sackgasse //auswaertiges-amt. Pressemitteilung, 17.01.2014.
2 World Worries over Deteriorating situation in Kiev //www.talkingpointsmemo.com\news\world-worries-over-kiev
о том, что отношения с Россией могут быть пересмотрены, если она будет «и впредь принимать меры, ведущие к дестабилизации обстановки в Украине»3.
Можно говорить о том, что на тот момент «старая» Европа де-факто смирилась с присутствием России в Крыму, однако распространение российского контроля на юго-восточные области Украины оставалось для нее неприемлемым. В сложившейся ситуации Берлин всеми средствами пытался сохранить хрупкое равновесие и не загнать ситуацию в состояние патовой. Хотя Германии сложнее всего было «переварить» установление российского контроля над Крымом, поскольку десятилетиями во главу угла германская дипломатия ставила предсказуемость, надежность, отсутствие резких изменений курса, приоритет активной дипломатии и экономических рычагов давления.
Наиболее комфортным в данной ситуации для Германии было бы фактическое признание отторжения Крыма от Украины при сохранении ее территориальной целостности в отношении других регионов, введение достаточно мягких санкций против РФ (ужесточение визового режима и замораживание авуаров ряда российских официальных лиц), что позволило бы избежать эскалации напряженности между ЕС и Россией, и минимизировало бы экономический ущерб для самой Германии, заинтересованной в российском рынке и энергоносителях.
16 марта, в день проведения референдума по поводу будущего Крыма, между А. Меркель и В. Путиным состоялся телефонный разговор, подробности которого остались неизвестны. Однако, по сообщению пресс-службы Кремля, лидеры двух стран «договорились продолжать обсуждение этих вопросов в ходе дальнейших контактов, в том числе между главами внешнеполитических ведомств». В этот день произошло еще одно знаковое событие - несмотря на то что никаких решений о приостановке военного сотрудничества между РФ и ФРГ принято не было, министр экономики и энергетики З. Габриэль наложил запрет на контракт военно-промышленного концерна «Rheinmetall» с министерством обороны РФ на сумму 120 млн евро. Согласно контракту немецкая сторона брала на себя обязательство оборудовать под Нижним Новгородом центр боевой подготовки для Российских вооруженных сил. Министерство экономики Германии официально объяснило свой шаг следующим образом: «В сложившейся ситуации правительство ФРГ не считает возможным экспорт в Россию оборудования для оснащения центра боевой подготовки» . Представитель министерства подчеркнул, что этот шаг является «единичным случаем, однако следует иметь в виду, что в связи с нынешней ситуацией в России в настоящее время не будут выдаваться разрешения на экспорт вооружений в эту страну»5.
17 марта А. Меркель выступила со следующим заявлением: «Мы не стремились к этому [введению санкций], но были вынуждены пойти на этот шаг из-за очевидных нарушений [международного права], которые были допущены при проведении так называемого референдума в Крыму. Я рада, что Европа продемонстрировала единство. Но дипломатия и сейчас должна служить ключом к разрешению этого конфликта»6. Вечером того же дня в Берлине канцлер заявила, что «Запад все еще готов к дипломатическим переговорам».
20 марта 2014 г. состоялся саммит ЕС, на котором в рамках второй ступени санкций было принято решение
3 Krim-Kriese: Merkel bekraeftigt Drohung mit EU-Wirtschaftssanktionen //Die Zeit, 13.03.2014.
4 Germany suspends Rheinmetall military contract with Russia // DW.de, 19.03.2014.
5 Ibid.
6 Kanzlerin Merkel groht Russland mit Sanktionen // www/ bundestag.de/dokukumente/texarchiv/2014/49865952_kw11_de_html
о расширении списка российских официальных лиц, которым будет запрещен въезд на территорию стран -участниц ЕС и чьи зарубежные активы будут заморожены. Выступая по итогам саммита перед Бундестагом, А. Меркель особо отметила, что «позиции ЕС и ОБСЕ по отношению к событиям в Крыму одинаковы. Россия в значительной мере изолирована во всех международных организациях. Результаты так называемого референдума по Крыму не будут признаны международным сообществом. Речь шла об одностороннем изменении границ. Признание независимости Крыма Россией, так же, как и подписание Договора о присоединении Крыма к РФ, требуют решительного ответа Европы и ее партнеров»1. Под решительным ответом г-жа А. Меркель подразумевала введение в действие санкций второй ступени. Канцлер также не исключила, что при обострении кризиса выводы будут сделаны и для политических отношений между РФ и ЕС. А. Меркель подчеркнула, что с ее точки зрения, пока «нет политических условий для такого важного формата как Большая восьмерка, соответственно, более нет и самой Восьмерки - ни саммита, ни формата как такового»2. Федеральный канцлер также заявила, что при дальнейшей эскалации ситуации ЕС готов применить к РФ санкции третьей ступени, включая экономические. Что касается консультаций между РФ и ФРГ, которые должны были бы состояться в апреле 2014 г., федеральным правительством еще не принято решение относительно того, состоятся ли они, и если да, то в каком формате. По мнению главы германского правительства, подписание в Брюсселе политической части Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС стало бы хорошим импульсом для «развития правового государства» в этой стране, а также является жестом солидарности и поддержки Украины со стороны Евросоюза. Бундесканцлер заключила, что события в Украине в полной мере продемонстрировали, «насколько ценно европейской единство»3.
После первого дня саммита европейские лидеры впервые высказались за ограничения в сфере экономики, торговли и финансов для Крыма. Как пояснила А. Мер-кель на пресс-конференции, они относились бы к «широкой области экономической деятельности», однако, по ее словам, решение о сроках введения подобных санкций еще не принято. Также г-жа канцлер заявила, что «в целях избежания дальнейшей эскалации ситуации в Украине и для того, чтобы западные страны имели более четкую картину происходящего», Россия должна согласиться с присутствием миссии наблюдателей ОБСЕ в юго-восточных областях Украины; если этого не произойдет, ЕС готов в случае необходимости самостоятельно направить собственных наблюдателей в Украину.
23 марта А. Меркель инициировала телефонный разговор с В. Путиным, в рамках которого лидеры подтвердили свою готовность к продолжению диалога и поддержку санкционированному 21 марта мандату миссии ОБСЕ в Украине в составе 100 человек (с возможностью ее расширения до 500 сотрудников). В тот же день (после своего визита в Киев и Донецк) Ф.-В. Штайнмай-ер в интервью «Die Welt» выразил глубокое удовлетворение достигнутыми договоренностями относительно отправки миссии наблюдателей ОБСЕ в Украину, назвав это первым шагом Москвы и Киева, сделанным «в направлении дезэкскалации конфликта». Министр отметил, что ситуация, особенно на юго-востоке страны, еще далека от стабилизации, и тем более ценно, что в условиях тяжелейших переговоров наконец «удалось разо-
1 www.bundesregierung.de/content/de/artikel/2014/03/2014/ 03/20.html
2 Ibid.
3 Ibid.
рвать спираль эскалации»4. В отношении будущего Большой восьмерки глава внешнеполитического ведомства Германии выразил уверенность, что теперь это зависит от России - «хочет ли она и в будущем быть частью этого клуба». Министр также подчеркнул свое понимание того, что экономические санкции всегда представляют собой обоюдоострое оружие, и одни только санкции «не являются умной внешней политикой». Поэтому, по его мнению, европейцы должны «сохранять голову холодной», даже в случае обострения кризиса нельзя прерывать переговоры, только так можно «избежать тупика». Г-н Штайнмайер сделал особый акцент на том, что он не может признать слабость своей политики: «Очень важно, что в этом кризисе Европа и США действуют в тесном согласии. Мы посылаем четкие сигналы, мы действуем четко и сплоченно. Одновременно мы остаемся открытыми для переговоров, впрочем, по обе стороны Атлантики»5. Министр также добавил, что не считает в долгосрочной перспективе присоединение Крыма к России ее внешнеполитическим успехом, так как «уже сейчас страна оказалась в международной изоляции, даже в рамках СНГ близкие союзники дистанцировались от Москвы».6 Г-н Штайнмайер подчеркнул, что ожидает от нового украинского руководства защиты прав и интересов всех граждан Украины, независимо от происхождения, вероисповедания или языка, и дистанцирования от экстремистских сил. «Во всяком случае, попытка вывести из обращения русский язык была ошибкой»7, - сказал министр. Глава внешнеполитического ведомства ФРГ заметил, что подписание политической части Соглашения об ассоциации с ЕС стало для Украины первым шагом в направлении Европы; теперь речь идет о политической и экономической стабилизации страны, и «было бы хорошо, если бы Россия приняла в этом участие»8. Ф.-В. Штайнмайер полагает, что Германия, равно как и ЕС в целом, категорически не заинтересована в конфронтации с Россией, и ее главная задача - сохранить мир в Европе и не допустить нового раскола на континенте «через 70 лет после окончания войны и 25 после восстановления германского единст-ва»9. «Я считаю, что главы государств и правительств стран - участниц ЕС в тяжелейшей ситуации доказали, что эскалация ради эскалации - это не цель европейской политики. Напротив, политика Европы - сплотить Украину»10, - заявил глава МИД ФРГ по окончании саммита ЕС в Брюсселе.
Германия помогала Украине не только словом, но и делом: Министерство обороны ФРГ направило военно-транспортный самолет бундесвера, чтобы переправить в клиники Германии 40 тяжелораненых украинских граждан, пострадавших во время противостояния на Майдане. По этому поводу германский министр обороны У. фон дер Ляйен заявила, что нужно воспринимать как само собой разумеющееся тот факт, что ФРГ «проявляет солидарность с украинским народом»11.
27 марта по итогам встречи с президентом Южной Кореи федеральный канцлер указала на то, что Европа пока не намерена вводить в действие экономические санкции против РФ, надеясь на возможность урегулирования конфликта вокруг Украины дипломатическими средствами.
4 www.bild.de/politik/inland/dr-frank-walter-steinmeier/ krim-krise-niemand-kann-der-Kalten-Krieg-wollen/de
5 Ibid.
6 Ibid.
7 Ibid
8 Ibid.
9 Ibid.
10 Ibid.
11 IBundeswehr fliegt 40 verletzte Ukrainer nach Deutschland aus //RP-online, 09.03.2014.
ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ
«Я не заинтересована в эскалации, напротив, я работаю над дезэскалацией ситуации», - подчеркнула А. Меркель.
Очевидно, федеральное правительство решило прислушаться к коллективному мнению германского бизнеса, авторитетные представители которого не раз предостерегали от негативного воздействия санкций на экономику Германии. Торговый оборот Германии с РФ составляет 76 млрд евро в год; Германия, будучи экономическим тяжеловесом, более всех заинтересована в том, чтобы «наказание» России не нанесло ощутимого урона европейской экономике, поэтому в вопросе санкций Германии, очевидно, принадлежала ключевая роль. В германских бизнес-кругах существует широкий консенсус относительно того, что санкции против России неэффективны - РФ столь же заинтересована в германских (европейских) ноу-хау и инвестициях, как и Германия (и Европа в целом) в российских энергоносителях. Так, по мнению главы Федерального объединения оптовой и внешней торговли ФРГ А. Бернера, замораживание торговых отношений с РФ «негативно отразится на Германии»1. По словам президента Союза немецкой промышленности У. Грилло, «возможные санкции против России нанесут ущерб обеим сторонам»2. В случае применения к России масштабных жестких экономических санкций ЕС первая все «больше будет отворачиваться от Европы, а выиграет от этого кризиса, в первую очередь, Китай»3, - считает глава Восточного комитета немецкой экономики Э. Кордес. По данным Комитета, торговые связи ФРГ с Россией обеспечивают 300 тыс. рабочих мест в Германии, 6,2 тыс. германских фирм и предприятий сотрудничают с Россией, при этом существование некоторых из них полностью зависит от российских заказов. Объем германских инвестиций в экономику РФ достигает 20 млрд долл. в год. Кроме того, хотя А. Меркель неоднократно упоминала о том, что 35% потребляемого немцами российского газа не являются энергетической зависимостью, на мой взгляд, очевидно, что на данном этапе Германия находится только в процессе перехода на альтернативные источники энергии и лишь в долгосрочной перспективе сможет отказаться от российских энергоносителей (газа и сырой нефти).
Мнение германского экспертного сообщества разделилось, одни полагают, что нынешняя ситуация - есть не что иное, как современная модификация холодной войны, другие исходят из того, что можно говорить лишь о самоизоляции России на международной арене. Но и те, и другие сходятся во мнении, что наилучшим выходом из сложившейся ситуации мог бы стать непрерывный переговорный процесс и поиск компромиссов, устраивающих обе стороны. Часть германских политиков и политологов считают, что так называемая «Восточная политика» ЕС, мягко говоря, не была идеальной, в том числе и в отношении Украины; прежде всего, европейские политики и дипломаты не учли «болезненность» этой темы для Российской Федерации. По словам Г. Коля, Германии и ЕС в целом просто «не хватило такта в общении с Россией»4. Бывший федеральный канцлер Г. Шрёдер выступил за решение украинского конфликта «в сотрудничестве с Россией, а не в конфрон-тации»5. С его точки зрения, Европа вообще не должна была ставить Украину перед таким выбором.
Интересно, что согласно опросу общественного мнения, проведенного TNS по заказу журнала «Spiegel», 54% респондентов считают, что Запад должен принять присоединение Крыма к РФ, 55% опрошенных выказали понимание в той или иной степени того факта, что Кремль рассматривает Украину и особенно Крым как часть своей зоны влияния. В то же время 60% участников опроса посчитали реакцию западных государств на эту ситуацию уместной; 34% назвали критику со стороны ЕС и США, а также принятые санкции «преувели-ченными»6.
Достаточно мягкую позицию А. Меркель и Ф.-В. Штайнмайера разделяют не все коллеги по Большой коалиции. В частности, представитель ХДС министр обороны ФРГ У. фон дер Ляйен высказалась за то, чтобы НАТО «обозначила свое присутствие», поскольку это сейчас важно для «партнеров Альянса на восточных границах»7. Представитель фракции СДПГ по вопросам внешней политики Н. Аннен выступил с резкой критикой в адрес министра обороны ФРГ, заявив, что ее предложение ведет к «дальнейшей эскалации конфликта, и только усилит жесткую позицию в Москве»8. Н. Аннен подчеркнул, что НАТО не может рассматриваться в качестве инструмента для разрешения Украинского кризиса, таковыми могут быть только ЕС и ОБСЕ. Фракция «Зеленые» назвала заявление главы оборонного ведомства «безответственным», НАТО, по мнению главы фракции А. Хофрайтера, «это абсолютно не те рамки, в которых можно найти решение». Он также подчеркнул, что невозможно даже представить, чтобы подобное заявление министра обороны могло быть согласовано с главой внешнеполитического ведомства ФРГ9. Еще более резко прокомментировал эту ситуацию глава СвДП К. Линднер, который со страниц газеты «Passauer Neuen Presse» обратился к федеральному канцлеру с просьбой «указать рамки»10 министру обороны.
Изначально в отношении Украинского кризиса германский МИД выбрал стратегию, которая позволила бы немцам усидеть на двух стульях: с одной стороны, ситуация в Украине преподносилась как тяжелейший кризис, могущий привести к новому расколу Европы, и позиция России не раз подвергалась острой критике. С другой стороны, германские дипломаты во главе со своим министром явно избегали обострения отношений с РФ, делали особый акцент на необходимости широких дипломатических усилий и переговорного процесса как единственно возможного средства выхода из острой фазы кризиса. На специальном заседании министров иностранных дел в Брюсселе Ф.-В. Штайнмайер от лица своей страны высказался за очень мягкие формулировки (речь шла о приостановке переговоров об облегчении визового режима между ЕС и РФ), немедленное введение санкций против России, которого требовали страны Балтии, ряд скандинавских государств и стран Восточной Европы, не нашло поддержки у германской стороны. В основе такой позиции лежало желание развязать руки федеральному канцлеру, любой ценой избегая обострения ситуации до саммита глав государств - членов ЕС 20-21 марта. А. Меркель также проявила известную сдержанность в этом вопросе, вызвав плохо скрываемое раздражение со стороны американских союзников. По итогам саммита были остановлены переговоры об облегчении
1 Wirtschaftssanktionen treffen Russland haerter als EU //PR-online, 18.03.2014.
Wrtschaft unterstuetzt Regierung gegen Russland //Frankfurter Allgemeine, 14.03.2014.
3 Wirtschaftssanktionen treffen Russland haerter als EU //PR-online, 18.03.2014.
4 Altkanzler Kohl mahnt zu Besonderheit // Bild,12.03.2014.
5 Ukraine-Konflikt: Schroedr macht EU fuer Krim-Krise mitverantwortlich //Spiegel-onlone, 09.03.2014.
6 Mehrheit der Deutschen akzeptiert Krin-Annexion // Tages Zeitung, 23.03.2014.
7 Gathmann F. Von der Leyen Vorschlag. Koalition streiter ueber NATO-Praesenz // Spiegel-online, 22.03.2014.
8 Ibid.
9 Ibid.
10 Gathmann F. Von der Leyen Vorschlag. Koalition streiter ueber NATO-Praesenz // Spiegel-online, 22.03.2014.
визового режима между РФ и странами - участницами ЕС и подписание двустороннего Соглашения.
Понимая опасения восточноевропейских государств, Германия тем не менее пытается избежать резких высказываний и действий, которые могли бы спровоцировать Россию. История наглядно демонстрирует отсутствие прецедентов того, что санкции изменили бы ментальность руководства страны, против которой они были направлены. Германия привыкла за долгие десятилетия решать проблемы дипломатическим путем, и кроме того, жесткий тон на внешнеполитической арене не найдет поддержки у населения ФРГ. Однако следует учитывать и то, какое значение для немцев сейчас имеют германо-польские отношения. Польша, являющаяся главным торговым партнером Германии в Европе, находится на положении привилегированного партнера, и это четко продемонстрировала германо-польская инициатива в ходе дипломатических усилий по урегулированию кризиса в Украине. С точки зрения экономической выгоды Германия будет, пожалуй, периодически играть на стороне Польши, однако одновременно среди германской политической и экономической элит существует широкий консенсус относительно того, что Россию нельзя исключать из различных международных «клубов» и переговорного процесса, дабы избежать маргинализации ее внешней политики в условиях международной изоляции.
В целом граждане ФРГ оценивают внешнеполитическую активность своего правительства более чем положительно. Согласно последним данным социологических опросов в Германии, работой федерального правительства довольны 47% немцев, при этом деятельностью МИД ФРГ довольны 67% респондентов (28% оценивают ее отрицательно), 74% немцев поддерживают
действия Ф.-В. Штайнмайера, 71% - А.Меркель, 47% -министра обороны У. фон дер Ляйен1.
Де-юре европейские страны просто не могут, и никогда не смогут признать итоги и законность Крымского референдума, этот шаг означал бы для них появление в Европе дамоклова меча - возможности нарушения государственных границ на континенте в одностороннем порядке. В данной ситуации мы можем говорить о том, что Германия, пребывавшая в статусе особого партнера РФ, «моста» между ЕС и Россией, тесно связанная экономическими интересами с нашей страной, оказалась в самой сложной ситуации среди своих европейских коллег. Разумеется, немцам придется в какой-то мере поступиться своими экономическими интересами и проявить европейскую и атлантическую солидарность, попытавшись при этом снизить, по возможности, размер собственного ущерба.
Строить сценарии и прогнозы развития ситуации в Украине и вокруг Крыма можно до бесконечности, однако уже сейчас очевидно, что одним из главных результатов кризиса стало «рождение» подлинно единой Европы, которая, несмотря на разную ментальность, исторический опыт, экономические условия, сомкнула ряды перед лицом того, что европейские государства восприняли как угрозу своей ценностной идентичности. И Германия сохранила и преумножила в этой ситуации свою позицию лидера обновленной Европы, которая смогла преодолеть в глобальном плане раскол на «старо» и «младоевропейцев».
1 (1е/т1ап(1Л1еи1зсЫап11/1хеп13/2174.Ь1т1
БЕЗОПАСНОСТЬ В КИБЕРПРОСТРАНСТВЕ: НА ПУТИ К СОТРУДНИЧЕСТВУ
Сергей Кулик,
директор по проблемам международного развития, Институт современного развития
Тема безопасности в киберпространстве уже вышла на первый план в глобальной и региональной повестках. Ее обсуждали на прошедшей Мюнхенской конференции по безопасности 2014 г., впереди - специализированные саммиты, начиная с проводимого в Бразилии в апреле мероприятия в рамках ООН, международный конгресс Всемирного союза электросвязи и др. Все громче звучат голоса экспертов, призывающих НАТО детально обсудить эту проблему на сентябрьском саммите.
В середине января американский «Дефенс ньюс» опубликовал результаты опроса представителей исполнительной и законодательной властей США, занимающихся проблематикой национальной безопасности. Впервые доля обеспокоенных вызовами из кибер-пространства превысила долю тех, кто на первое место выносит террористическую угрозу. Причем почти в два раза.
В последнее время все большую озабоченность демонстрирует руководство многих ведущих стран, в убыстренном темпе приступивших к принятию «стратегий кибербезопасности». Вслед за США, Великобританией, Канадой и Германией только в 2013 г. несколько государств в Европе и за ее пределами одобрили такие стратегии.
В свою очередь, Россия обновила свою позицию в «Основах государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности на период до 2020 года». В ней отражена растущая тревога по поводу ситуации и перспектив ее развития на этом направлении.
С бурным ростом информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) киберпространство стало трансграничным, от него во многом зависят интересы граждан, бизнеса и государственных ведомств, функционирование экономик и финансов. Соответственно,