Н. К. Чернышова (Новосибирск)
Украинские духовные писатели
о святителе Иннокентии, первом епископе Иркутском *
Канонизация первого Иркутского епископа состоялась в 1804 г. Св. Иннокентий был вторым святым, прославленным в синодальный период истории Русской Православной Церкви. Первым был св. Димитрий Ростовский. Эти события положили начало процессу канонизации святых малороссийского происхождения, живших и действовавших в России на рубеже ХУП-ХУШ столетий.
В отличие от св. Димитрия Ростовского, деятельность и сочинения которого, в целом, были известны православному читателю России, главные события жизни святителя Иннокентия, приведшие к его прославлению, и начало истории почитания связаны с отдаленной окраиной Российской империи и ко времени канонизации о существовании принадлежащих ему сочинений знал лишь узкий круг иркутских почитателей, а первые тексты житий, как созданных в Сибири, так и позднее авторами общерусских сводов, содержали скудные сведения о жизни святителя2. Впоследствии — на протяжении второй половины XIX — начала XX в. и уже в советское время -были опубликованы важные документы, освещавшие преимущественно историю отправления епископа Иннокентия во главе Пекинской духовной миссии в Китай. Они отражали и некоторые сибирские эпизоды его жизни. Трудами преимущественно сибирского духовенства былр разысканы в архивах, а также собраны у частных лиц исторические документы, позволившие восстановить картину пребывания св. Иннокентия в Сибири. Речь идет, прежде всего, об исследовании П. В. Громова «Начало христианства в Иркутске и свя-тый Иннокентий, первый епископ Иркутский. Его служение, управление, кончина, чудеса и прославление» (Иркутск, 1868). Однако малороссийский, московский и петербургский периоды жизни святителя по-прежнему оставались малоизвестными.
Почитание св. Иннокентия было распространено прежде всего в Сибири, однако прослеживается оно и на его родине, проявляясь, в частности, в интересе к личности прославленного церковью земляка со стороны духовных писателей Малороссии. Однако первым среди
* Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ. Проект № 00-01-00441а.
упомянувших о св. Иннокентии авторов, связанных с украинской культурой, был светский историк, известный мемуарист, автор «Писем о Восточной Сибири» А. И. Мартос.
А. И. Мартос не оставил самостоятельного сочинения, посвященного святителю, однако «Письма...» содержат фрагмент о нем. Сведения, сообщаемые А. И. Мартосом, в целом, восходят к тексту первого жития, с которым писатель мог познакомиться в Иркутске, частности, по книге Н. Семивского. Заключая повествование о святителе, А. И. Мартос писал: «Малороссия есть отечество Св. Иннокентия из фамилии Кульчицких. Он обучался в Киеве и в Печерской Лавре пострижен в монашество. Кажется, Промысел предоставил сему знаменитому граду образовать людей великих в Церкви и Отечестве. Нестор, отец Российской истории, св. Димитрий Ростовский, бессмертный автор Четьи-Миней, Феофан, Гавриил, Леванда и многие мужи, могущие стать наряду с Боссюэтами, Массильонами, были питомцы Киева...» 3 Возможно, на составление данного перечня писателя натолкнуло чтение «Словаря духовных писателей Греко-Российской церкви» Киевского митрополита Евгения (Болховитинова) (СПб., 1818), ссылка на который приводится в «Письмах...»4. В сочинении А. И. Мартоса, таким образом, содержится по существу первая в историографии попытка представить святителя Иннокентия как носителя традиций южнорусской культуры и подчеркивается роль этих традиций в формировании культуры общерусской.
Интерес к личности сибирского святого на его родине усилился после выхода в свет сводов житий русских святых, включавших и житие святителя (упомянутого «Словаря о святых...», сочинений А. Н. Муравьева и архиепископа Филарета (Гумилевского) 5.
Важный вклад в прославление св. Иннокентия принадлежит русскому духовному писателю малороссийского происхождения архим. Модесту (Д. К. Стрельбицкому) (1823-1902). Интерес к святителю у архим. Модеста возник во время служения в Чернигове, где иркутского святого почитали как земляка. Там, как сообщает биограф писателя, он почерпнул «немало сведений из письменных документов и на основании рассказов о жизни апостола Сибири» 6.
Судьба привела архим. Модеста в Иркутск, куда он был определен ректором духовной семинарии. В своем назначении архимандрит увидел действие Промысла Божия, что побудило его заняться разысканием и собиранием сведений о святителе. Несмотря на то, что незадолго до приезда ректора в Сибирь прот. П. Громов выявил и опубликовал большое количество документов о первом иркутском епископе в упомянутой книге «Начало христианства в Иркутске...», деятельность архим. Модеста также была успешной и плодотворной,
при этом она шла в совершенно ином направлении. Рассмотрим некоторые итоги трудов архим. Модеста.
1. В результате работы в библиотеке Иркутской духовной семинарии им были выявлены книги и рукописи, принадлежавшие святителю Иннокентию, в том числе с собственноручно переписанными им сочинениями, его записями. Рукописные сборники из собрания святителя были описаны архим. Модестом, и результаты этой работы были представлены в книгах «О проповедничестве Св. Иннокентия, первого Иркутского епископа и чудотворца» (Иркутск, 1873) и «Жизнь Св. Иннокентия, первого Иркутского епископа и чудотворца» (1-е изд. Пермь, 1878), преимущественно в обширных примечаниях. Описание библиотеки святителя явилось важным вкладом архим. Модеста в изучение взаимовлияния южно-русской и общерусской культуры.
2. Архим. Модестом были разысканы, собраны и опубликованы в книге «О проповедничестве...» проповеди и поучения святителя Иннокентия (числом 35). Проведя большую исследовательскую работу, публикатор все-таки осторожно формулировал ее итоги: в заглавии книги стояло: «...с присовокуплением поучений и слов известных с именем Св. Иннокентия». Однако, несмотря на то, что именно после публикации архим. Модеста тексты проповедей стали широко использоваться в литературе о святителе Иннокентии, переиздавались7, значение издания произведения русской духовной литературы XVIII в. осталось малооцененным филологической и исторической наукой, и дальнейших исследований памятника не было.
3. Архим. Модестом установлены некоторые важные факты биографии святителя. Так, он назвал — хотя и приблизительно — дату рождения св. Иннокентия — 1680 или 1682 г., на страницах рукописей он обнаружил и его мирское имя — Иоанн, а также имя его отца — также Иоанн 8.
Собственно украинские и даже польские источники, упомянутые архим. Модестом, не слишком много добавили к известным фактам биографии святителя 9. Основным же источником для ее восстановления, выявления семейных, личных и духовных связей первого Иркутского епископа послужило изучение книг и рукописей его библиотеки. Биограф высказывает предположение о родстве святителя с переводчиком Московского Малороссийского приказа Григорием Колчицким и подтверждает его наличием в библиотеке святителя книг, ранее принадлежавших известному государственному деятелю времени царя Алексея Михайловича Борису Ивановичу Морозову, после смерти которого они достались, как предполагает архим. Модест, Григорию Колчицкому, а от последнего — семье или самому святителю
Иннокентию10. Сведения же о Григории Колчицком архим. Модест почерпнул, по-видимому, из упоминавшейся книги Н. Маркевича.
Имя еще одного родственника св. Иннокентия — писаря при Кочубее Колчицкого — архимандрит установил на основании изучения другой книги Иркутской семинарии. «В числе разных брошюр на латинском и польском языках, переплетенных вместе, — писал ректор, — находится рукопись на польском языке: Diarium сейма избрания Польского короля по смерти Яна III Собесского, 1697 г., почти вся писанная Иннокентием...». Этот диарий, считает биограф, переписал для писаря ученик Киевской академии Иоанн Кульчицкий как родственник11. Эти, хотя и гипотетические, высказывания архим. Модеста, не слишком много добавляя к собственно биографии святителя, являются попыткой показать участие семьи святителя в истории Малороссии и России второй половины XVII в.
4. На наш взгляд, наиболее убедительно архим. Модесту удалось показать влияние на святителя Иннокентия малороссийской духовной литературы XVII в. и его собственный творческий вклад в православную культуру сибирского региона, и здесь писатель также опирался на материалы библиотеки святителя и на анализ содержания его поучений.
Сравнивая проповеди святителя с произведениями проповедников южнорусской школы, архим. Модест проследил их сходство с проповедями Лазаря Барановича, Кирилла Транквиллиона, Антония Ра дивил овского, Иоанникия Галятовского и др., а также его современников — Димитрия Ростовского, Стефана Яворского, Феофана Прокоповича. Обнаружил архим. Модест и прямые заимствования из «Учительного Евангелия» Транквиллиона, «Ключа разумения» Иоанникия Галятовского. Изучение проповедей святителя позволило архим. Модесту подробно проследить влияние на творчество Иркутского епископа митрополита Стефана Яворского, служившего в Киевской и Московской славяно-греко-латинской академиях, где обучался, а затем преподавал святитель. Работа с рукописями библиотеки Иркутской семинарии дала архим. Модесту дополнительные доказательства влияния митрополита Рязанского на св. Иннокентия. Среди приобретенных святителем Иннокентием архим. Модест называет сборник-конволют с сочинениями Иоасафа Кроковского, переписанный Стефаном Яворским. Еще одна рукопись, принадлежавшая святителю, под названием «Concha novas easque praesentis aevi genio accomodatas, artis oratoriae gemmas continens ad littus boris-thenis nata ad exornandos ingeniorum vertices kijowo-mohileanis rheto-ribus Collata». ([Kijoviae], 1698) представляла собой переписанные им собственноручно, как установил архим. Модест, сочинения Сте-
фана Яворского12. Продолжая работу с рукописями святителя, ректор в 1875 г. опубликовал «Два слова преосв. Стефана Яворского, митрополита Рязанского» из собрания епископа Иннокентия13.
5. Важно, наконец, подчеркнуть, что архим. Модест продолжил и развил тенденцию, наметившуюся в произведениях малороссийских авторов, в частности, упомянутого ректором В. И. Аскоченского, рассматривать личность и деятельность святителя Иннокентия в ряду выпускников академии, «прославивших ее своими трудами на пользу церкви и отечеству» 14. В произведениях архим. Модеста святитель Иннокентий представлял и несколько иной ряд, а именно -святых и подвижников благочестия — выпускников академии, таких, как Феодосий Углицкий, Иоанн Максимович, Димитрий Ростовский, Антоний Стаховский15.
Киевская духовная академия стала духовным центром, где проявилось особое почитание сибирского святого. В 1898 г. здесь была установлено празднование (26 сент.) памяти прославленных церковью святителей-воспитанников Киевской духовной академии — Феодосия Полоницкого-Углицкого, архиепископа Черниговского (канонизирован в 1896 г.), Димитрия Ростовского и Иннокентия Иркутского16. В связи с этим событием на страницах трудов Киевской духовной академии были опубликованы жития трех святителей — «киево-брат-ских молитвенников» 17. Автор житий пишет о христианских добродетелях каждого из них и подчеркивает существовавшую между ними духовную связь. «Если святитель Феодосий назидал и ныне на-зидает всех преимущественно примером своей благочестивой жизни, а святитель Димитрий Ростовский учил и учит преимущественно своим словом, <...> то святитель Иннокентий Иркутский являет нам образ истинного подвижника веры, благовестника Евангелия Христова среди язычников, апостола Христова Восточной Сибири»18.
Киево-Печерская Успенская лавра также принадлежала к числу духовных центров, где почитался св. Иннокентий. Так, на столетний юбилей открытия мощей святого Лавра откликнулась выпуском листков под названием «Просветитель Сибири — святитель Иннокентий» (1905. 4 е.). В листках содержится краткое описание жизни и подвигов святителя, подчеркивается его связь с Феодосием Черниговским, Димитрием Ростовским и их близость Киеву, Киево-Брат-ской академии и Киево-Печерской лавре и значение Киева и лавры, даровавших России «духовных просветителей не только в границах нашего отечества, но и в самых дальних окраинах Руси, какова холодная Сибирь» 19.
Филаретом (Гумилевским) и архим. Модестом упомянуты Черниговская и Волынская епархии как регионы Малороссии, где особо
почитался святитель Иннокентий. К 70-м гг. XIX в. относится появление краткого жития святого, созданного на Волыни. Оно принадлежало перу прот. А. Ф. Хойнацкого и было опубликовано сперва на страницах «Волынских епархиальных ведомостей», а затем в составе «Очерков из истории Православной церкви и благочестия на Волыни» (Житомир, 1878) и, наконец, в Москве в книге под названием «Православие на западе России в своих ближайших представителях, или Патерик Волыно-Почаевский (М., 1888)20. Составление Патерика явилось итогом многолетней деятельности А. Ф. Хойнацкого по укреплению православия на Волыни. Принципы включения святых в состав Патерика были продуманы и изложены во введении. Автор отмечает, что история Волынской церкви богата «обилием святых мужей, самим Господом прославленных за высокие подвиги веры и благочестия на пользу и спасение России»21. В Патерике представлены святые, связанные с Волынской землей происхождением и «служением Господу, Церкви и родине»; угодники Божии, происходившие из Волыни и служившие церкви в других регионах России (к их числу принадлежал и св. Иннокентий); «всероссийские первосвяти-тели, архипастыри и другие подобные им лица, по разным обстоятельствам посещавшие Волынские пределы для устроения Волынской церкви»22. Начинается же ряд включенных в Патерик жизнеописаний именами свв. Кирилла и Мефодия и заканчивается последним из святых угодников, «принадлежавших истории Волынской церкви» — святителем Иннокентием Иркутским 23. Тексты о святителе Иннокентии в названных публикациях А. Ф. Хойнацкого, мало отличаются друг от друга. В изложении биографии святителя автор следует преимущественно за Филаретом (Гумилевским), ссылаясь также на «Акафист святителю Иннокентию», «Словарь исторический о святых...» и труды прот. П. В. Громова и архим. Модеста.
Для автора Патерика и его единомышленников важно было подчеркнуть, что «волынский народ» «вовсе не так беден духовным достоянием <...>, что из среды его выходили и среди его подвизались и спасались родные ему святые мужи, почитаемые и признаваемые всею Российскою Церковию» 24. В память Волынских угодников Божиих был установлен день празднования Собора Всех святых в земле Волынской просиявших. В настоящее время он отмечается 10 окт. В Собор включен и св. Иннокентий, епископ Иркутский. Основа («проэкт») службы Волынским угодникам принадлежит А. Ф. Хойнацкому 25.
В число православных авторов писавших о святителе Иннокентии, входил церковный историк, профессор Казанского университета К. В. Харлампович. Западнорусское происхождение К. В. Харлам-повича обусловило, по-гпдимому, включение истории малороссий-
ской церкви в сферу его научных интересов. К празднованию столетнего юбилея открытия мощей святителя в журнале «Православный собеседник» была помещена его статья, посвященная Иркутскому епископу. К. В. Харлампович хорошо был знаком с публикациями о святителе, осуществленными в XIX — начале XX в. Подводя итоги сделанному, К. В. Харлампович отмечал, что «биографические данные о св. Иннокентии скудны и точностью не отличаются»26. Сам ученый также не вводит в оборот новых сведений, но интерпретирует уже известные факты, проявляя интерес ко многим сторонам деятельности епископа Иннокентия, изученным к тому времени, в том числе к его проповедничеству, и активно ссылаясь на работу ар-хим. Модеста «О проповедничестве...».
Биография святителя дала материал и для обобщающей монографии К. В. Харламповича, посвященной проблеме малороссийского влияния на великороссийскую церковную жизнь. Святителя Иннокентия он включает в число активно поддержавших церковные реформы Петра I архиереев-малороссов, которых характеризует людьми «в большинстве высокообразованными и выдающимися по нравственным качествам», о чем свидетельствует факт канонизации трех из них: Димитрия Ростовского, Иннокентия Иркутского и Иоасафа Белгородского 27.
Многие из затронутых в данной работе вопросов нуждаются в дальнейшем, более глубоком изучении. Духовные писатели Малороссии, проявляя интерес к личности и деятельности святителя Иннокентия, прежде всего, стремились включить его в круг выдающихся деятелей Русской Православной Церкви, имевших южнорусское происхождение, подчеркивая значение малороссийского периода его жизни и малороссийских духовных связей. Не случайно, что опубликовал и прокомментировал его проповеди и поучения архим. Модест, глубоко погруженный в судьбы православной церкви в Малороссии.
Деятельность и творчество святителя Иннокентия было для малороссийских писателей еще одним важным свидетельством вклада южнорусской культуры в культуру общероссийскую. Вместе с тем большинство из упомянутых нами авторов были сторонниками концепции единства малороссийской культуры и истории с Россией и ее народом.
Примечания
1 Указ Святейшего Синода// Полное собрание законов. 1-е собрание.
Т. XXVIII, 1.12.1804, № 21540. СПб., 1830. С. 724-726. См.: ГалубинскийЕ.Е.
История канонизации святых в русской церкви. М., 1903. С. 173-176.
2 Семивский Н. Новейшие любопытные и достоверные повествования о Восточной Сибири. СПб., 1817; Словарь исторический о святых, прославленных в российской церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых / Изд. Яковлева М. Л. и Эристова Д. А. СПб., 1836.
3 МартосА.М. Письма о Восточной Сибири Алексея Мартоса. М., 1827. С. 25-29.
4 Там же. С. 28-29.
5 Житие святителя Иннокентия Иркутского// Муравьев А. Н. Жития святых Российской церкви, также иверских и славянских. СПб., 1856. Ноябрь. С. 330-362; Преставление св. Иннокентия епископа Иркутского // Филарет (Гумшевасий). Русские святые, чтимые всею церковию или местно. Чернигов, 1865. Отд. 3. Сент., окт., нояб., дек. С. 428-466.
6 Леоитский К. Высокопреосвященнейший Модест, архиеп. Волынский и Житомирский. (По поводу пятидесятилетнего юбилея в священном сане). 1849 — 2 февр. 1899 // Волынские епархиальные ведомости. 1899. № 8. Ч. неофиц. С. 268.
7 Поучения Святого Иннокентия, первого епископа Иркутского / Вознесен. Св. Иннокентия обитель. Иркутск, 1900.148 с.
8 Модест, еп. Екатеринбургский, викарий Пермский. Жизнь Св. Иннокентия, первого Иркутского епископа и чудотворца. Пермь, 1878. С. 7,8.
9 Епсук1оресНа РоузгесЬпа. Т. 16. '\Varszawa, 1864; Аскоченский В. И. Киев с его древним училищем и академией. Ч. 1. Киев, 1856; МаркевичН.А. История Малороссии. Т. 1-5. М., 1842-1843 и др.
10 Модест, еп. Жизнь... С. 5.
11 Там же. С. 6.
12 В каталоге «Русские и иностранные рукописи Научной библиотеки Иркутского государственного университета» (Ч. 1-2/ Науч. ред. В.Н.Алексеев. Новосибирск, 1995-2001) названные рукописи значатся под№ 351 и 391.
13 Прибавления к Иркутским епархиальным ведомостям. 1875. № 48,49.
14 Аскоченский В. И. Киев с его древнейшим... Ч. 1. С, 292.
15 Модест, еп. Жизнь... С. 9.
16 ЦГИА Украины (Киев). Ф. 711. Оп.З. Д. 2416. Л. 1-1 об.
17 Жизнь и подвиги святителей Христовых и чудотворцев, киево-братских молитвенников, святых Феодосия Полоницкого-Углицкого, архиеп. Черниговского, Димитрия Туптало, митрополита Ростовского и Иннокентия Кульчицкого, еп. Иркутского // Труды Киевской Духовной Академии. 1899. № 9. С. 3-30. То же: Отд. отт. Киев, 1899.
18 Жизнь и подвиги... С. 22.
19 Просветитель Сибири... С. 4.
20 Переиздан в Житомире в 1997 г. На обороте титульного листа указано: Печатается за изданием: издание книгопродавца Д. И. Преснова. М., 1888.
21 Православие на западе России... С. 8. Ссылка дается на издание 1997 г.
22 Там же. С. 9.
23 Там же. С. 233-236.
24 Там же. С. 14-15.
25 [Хойнацкий А. Ф.]. В память совершившегося пятидесятилетия со дня воссоединения Почаевской Лавры из унии в Православие. 10 окт. 1831-1881 года: Молитвенное обращение к святым угодникам Волынским. [По-чаев], 1885.30 с.
26 Харлампович К. В. Св. Иннокентий Иркутский // Православный собеседник. 1905. Нояб. С. 513-530.
27 Харлампович К. В. Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь. Казань, 1914. Т. 1. С. 505.