Научная статья на тему 'УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ КАК УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА'

УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ КАК УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1107
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ / УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / НАЛОГОВАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ / ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кириллов М. А., Смирнов А. Р.

Статья посвящена правовому анализу такого признака состава преступного деяния «уклонение от уплаты налогов, сборов, страховых взносов» (ст. 198, 199 Уголовного кодекса Российской Федерации), как общественная опасность. Бесспорно, негативное воздействие от преступления состоит в дефиците денежных средств и, как следствие, дефиците бюджета РФ и других субъектов, нарушении прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования. Авторы противопоставляют преступному уклонению легальную оптимизацию налогового бремени, тем самым актуализируют тематику исследования. Обращается внимание на то, что уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией - плательщиком страховых взносов, как преступление в сфере экономической деятельности наращивает объем теневой экономики, снижает уровень благосостояния граждан, представляет угрозу экономической безопасности государства. В статье рассмотрены негативные последствия существования теневой экономики для потребителей товаров и услуг, получаемых от предприятий теневой экономики, для самих лиц, уклоняющихся от несения налогового бремени, для общества в целом. Сделан акцент на возможных последствиях от увеличения сумм налогов и сборов, что в целом приводит к сокращению налоговых поступлений и росту налоговых преступлений. Тезисно обозначены последствия неуплаты налогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX EVASION AS A THREAT TO THE ECONOMIC SECURITY OF THE STATE

The article is devoted to the legal analysis of such a sign of the composition of the criminal act «evasion of taxes, fees, insurance premiums» (articles 198, 199 of the Criminal Code of the Russian Federation) as a public danger. Undoubtedly, the negative impact of the crime consists in a shortage of funds and, as a result, a budget deficit of the Russian Federation and other subjects, violation of the rights of insured persons to receive insurance coverage for the corresponding type of mandatory social insurance. The authors contrast the legal optimization of the tax burden with criminal evasion, thereby updating the subject of the study. Attention is drawn to the fact that evasion of taxes, fees payable by an organization, and (or) insurance premiums payable by an organization-payer of insurance premiums, as a crime in the field of economic activity, increases the volume of the shadow economy, reduces the level of wellbeing of citizens, poses a threat to the economic security of the state. The article considers the negative consequences of the existence of the shadow economy for consumers of goods and services received from shadow economy enterprises, for the persons themselves who evade the tax burden, for society as a whole. The emphasis is placed on the possible consequences of increasing the amounts of taxes and fees, which generally leads to a reduction in tax revenues and an increase in tax crimes. The consequences of non-payment of taxes are outlined in the thesis.

Текст научной работы на тему «УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ КАК УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА»

DOI: https://doi.org/10.52623/2227-4383-2-44-26 УДК 346.7

УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ КАК УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ГОСУДАРСТВА

М.А. Кириллов, А.Р. Смирнов

Статья посвящена правовому анализу такого признака состава преступного деяния «уклонение от уплаты налогов, сборов, страховых взносов» (ст. 198, 199 Уголовного кодекса Российской Федерации), как общественная опасность. Бесспорно, негативное воздействие от преступления состоит в дефиците денежных средств и, как следствие, дефиците бюджета РФ и других субъектов, нарушении прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.

Авторы противопоставляют преступному уклонению легальную оптимизацию налогового бремени, тем самым актуализируют тематику исследования. Обращается внимание на то, что уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией - плательщиком страховых взносов, как преступление в сфере экономической деятельности наращивает объем теневой экономики, снижает уровень благосостояния граждан, представляет угрозу экономической безопасности государства.

В статье рассмотрены негативные последствия существования теневой экономики для потребителей товаров и услуг, получаемых от предприятий теневой экономики, для самих лиц, уклоняющихся от несения налогового бремени, для общества в целом. Сделан акцент на возможных последствиях от увеличения сумм налогов и сборов, что в целом приводит к сокращению налоговых поступлений и росту налоговых преступлений. Тезисно обозначены последствия неуплаты налогов.

Ключевые слова: налог; уклонение от уплаты налогов; экономическая безопасность; экономические преступления; налоговая оптимизация; теневая экономика.

M.A. Kirillov, A.R. Smirnov. TAX EVASION AS A THREAT TO THE ECONOMIC SECURITY OF THE STATE

The article is devoted to the legal analysis of such a sign of the composition of the criminal act «evasion of taxes, fees, insurance premiums» (articles 198, 199 of the Criminal Code of the Russian Federation) as a public danger. Undoubtedly, the negative impact of the crime consists in a shortage of funds and, as a result, a budget deficit of the Russian Federation and other subjects, violation of the rights of insured persons to receive insurance coverage for the corresponding type of mandatory social insurance.

The authors contrast the legal optimization of the tax burden with criminal evasion, thereby updating the subject of the study. Attention is drawn to the fact that evasion of taxes, fees payable by an organization, and (or) insurance premiums payable by an organization-payer of insurance premiums, as a crime in the field of economic activity, increases the volume of the shadow economy, reduces the level of well-being of citizens, poses a threat to the economic security of the state.

The article considers the negative consequences of the existence of the shadow economy for consumers of goods and services received from shadow economy enterprises, for the persons themselves who evade the tax burden, for society as a whole. The emphasis is placed on the possible consequences of increasing the amounts of taxes and fees, which generally leads to a reduction in tax revenues and an increase in tax crimes. The consequences of non-payment of taxes are outlined in the thesis.

Keywords: tax; tax evasion; economic security; economic crimes; tax optimization; shadow economy.

Теневая экономика включает в себя экономическую деятельность и доходы от нее, которые скрываются от государственных нормативных положений. В основном это незарегистрированная деятельность, т.е. доходы, которые работники и предприятия скрывают с целью уклонения от налогов и избежания админи-

стративного бремени. Остальная часть теневой экономики соответствует действиям компаний, которые указывают только часть своей прибыли, чтобы избежать налогообложения.

Категория «уклонение от налогообложения» часто ассоциируется с термином «налоговая оптимизация», а не «преступление».

Преступление заключается в добровольном обходе налогового законодательства в отличие от оптимизации, когда это же налоговое законодательство используется с целью избежать налогообложения различными правовыми средствами (уничижительные режимы, использование налоговых лазеек и т.д.).

В отличие от преступления оптимизация является законной, даже если ее законность или эффективность могут быть оспорены [2]. Действительно, эту стратегию можно с правовой точки зрения считать незаконной, поскольку она представляет собой злоупотребление правами (с использованием правовых механизмов, позволяющих избежать налогообложения), но демонстрация ее на практике остается трудной задачей для налогового органа. Это наблюдается, когда отдельные лица или компании переводят свои активы или прибыль в стране, отличной от той, в которой они имеют свои экономические интересы, по очень низким или даже нулевым ставкам налога, как в офшорах.

Налоговая оптимизация сама по себе не противоречит закону. Однако эта практика часто противоречит духу права, поскольку она направлена на использование лазеек и пробелов в налоговом и другом законодательстве с использованием методов, которые изначально не были предвидены [5]. Уклонение от уплаты налогов включает как оптимизацию, так и преступление, мошенничество. Здесь речь идет о поведении налогоплательщика в целом, которое направлено на уменьшение суммы сборов, которые он обычно должен платить. Если налогоплательщик прибегает к законным средствам, тогда это попадает в категорию оптимизации. И наоборот, если процесс основан на незаконных методах или скрывается реальная сфера действия его субъектов, уклонение сродни преступлению.

В данном случае уклонение от уплаты налогов рассматривается как вид преступления. Налоговое преступление - это незаконная неуплата или неполная уплата налогов. Уклонение от налогов включает в себя представление ложной декларации о налогах или социальных взносах или непредставление ее вообще, а также представление ложной декларации о расходах, чтобы вычесть их из суммы доходов, которые были юридически зарегистрированы в налоговом органе. В случае обнаружения такой деятельности в отношении соответствующего налогоплательщика применяются правовые санкции гражданского или уголовного характера [1].

По оценкам Росстата, теневая экономика

в Российской Федерации в 2018 г. составляла 20 % ВВП, или 20,7 трлн руб. Эта подпольная деятельность осуществляется вне нормативно-правовой базы государства. Сокращение теневой экономики и сбор налогов, которые должны быть уплачены, имеют огромное значение, поскольку изменение налоговых ставок для компенсации дефицита бюджета, вызванного существованием различных факторов, в том числе и теневой экономики, может иметь катастрофические последствия для официальной экономики.

Уклонения от уплаты налогов напрямую влияет на масштаб теневой экономики [3]. Чем больше будет публичных дискуссий и сообщений, а следовательно, и знаний о деятельности по уклонению от уплаты налогов некоторых налогоплательщиков и компаний с привилегированным положением, тем больше вероятность того, что остальные налогоплательщики, которые не в состоянии сократить свои налоги таким же образом, как и те, кто занимается этой практикой, будут искать другие способы достижения той же цели, в том числе путем частичного или полного перехода в теневую экономику.

Чем больше объем теневой экономики, тем меньше объем официальной экономики и тем ниже уровень благосостояния граждан. В условиях, характеризующихся сокращением бюджетных возможностей, сокращение масштабов теневой экономики должно стать одним из центральных приоритетов. Предприятия, осуществляющие деятельность в теневой экономике, обходят законодательные и нормативные положения о налогообложении, которых придерживаются предприятия, осуществляющие деятельность в рамках легальной экономики [6]. В связи с этим операционные расходы предприятий теневой экономики могут быть ниже, поскольку они не соответствуют нормативным требованиям или налоговому законодательству. Эти субъекты действуют вне рынка и его нормативной базы.

Деятельность предприятий и физических лиц, занятых в теневой экономике, является основной причиной возникновения упущенной налоговой выгоды, т.е. разницы между фактической суммой собранных налоговых поступлений и причитающейся суммой (суммой, которая должна быть получена). Как правило, специализированная литература выделяет несколько реакций на высокие суммы налогов и сборов, которые являются поведением, приводящим к сокращению налоговых поступлений:

- во-первых, наличие высоких сумм нало-

гов и сборов может привести частных лиц и предприятия к снижению их уровня экономической активности, что имеет прямое влияние на экономику;

- во-вторых, граждане и компании рискуют инвестировать больше ресурсов для поиска законных способов сокращения сумм налогов и социальных взносов, которые государство обязывает их платить. Эта практика часто упоминается как «налоговая оптимизация».

Существование теневой экономики имеет общие негативные последствия как с микроэкономической, так и с макроэкономической точки зрения для легальной экономики. Одним из долгосрочных негативных аспектов теневого сектора экономики является появление потенциальных сбоев производительности, когда компании пытаются развивать, расширять свой бизнес.

Эти неудачи могут быть связаны с тем фактом, что предприятия, которые осуществляют основную часть своей деятельности в теневой экономике, часто не имеют доступа к официальным услугам, таким как кредитные ресурсы или государственные службы поддержки бизнеса, поскольку они пытаются скрыть свою деятельность от налоговых органов. Таким образом, этим компаниям может быть сложнее развивать свою деятельность, чем тем, которые работают в официальной экономике, и поэтому имеют доступ к этим услугам. Кроме того, эти компании в теневой экономике могут ограничивать свое развитие, потому что их владельцы считают, что налоговый орган обнаружит их деятельность.

Если компании, работающие в теневой экономике, обладают конкурентным преимуществом перед компаниями, работающими в официальной экономике, и вынуждают их закрываться, экономика может быть лишена прибыли, получаемой от более крупных предприятий. Экономия от масштаба производства или другие преимущества, которые были бы возможны, если бы компания могла расти и развиваться, останутся пустым звуком. Разумеется, существование крупной теневой экономики может повлечь за собой введение более высокой ставки налога на предприятия и работников для компенсации упущенной государственной выгоды, связанной с уклонением от уплаты налогов [4]. В целом такое чрезмерное налогообложение официальной экономики сдерживает инвестиции и, следовательно, препятствует экономическому росту.

Существование теневой экономики также может иметь негативные последствия для работников, занятых в теневой экономике, для

потребителей товаров и услуг, получаемых от предприятий теневой экономики, и для общества в целом. Например:

- потребители, которые покупают товары и услуги из теневой экономики, не получают выгоды от системы защиты потребителей, поскольку участники этой экономики могут просто игнорировать их претензии и даже исчезать, когда возникают проблемы;

- лица, занятые на неформальной работе, сталкиваются с преградами, препятствующими их доступу к государственным и частным системам страхования и инструментам, которые позволят им справляться с потенциальным значительным снижением доходов;

- когда происходит какое-либо нарушение, этим людям бывает очень трудно отстаивать свои права и пользоваться правовой защитой, которую получают обычные работники.

Невыявленный труд и теневая экономика могут иметь и другие негативные последствия, поскольку такая практика может влиять на общественное мнение в отношении приемлемости такой незаявленной деятельности, когда она широко распространена. Физические лица могут считать деятельность теневой экономики приемлемой и принимать решение об участии в ней, если многие люди из его окружения действуют таким образом.

Следовательно, незаявленная работа и не-заявленное предоставление услуг, а также теневая экономика могут иметь дополнительные потенциальные издержки, поскольку широко распространенный характер такой деятельности может повысить уровень уклонения от уплаты налогов из-за ухудшения налоговой культуры других налогоплательщиков.

Деятельность, осуществляемая в рамках теневой экономики, не облагается налогом. Это не означает, что коэффициент увеличения налоговых поступлений будет один на один в случае переноса теневой деятельности в официальную экономику. Согласно различным эмпирическим наблюдениям только одна треть налоговых поступлений от деятельности теневой экономики может быть получена в случае ее ликвидации, поскольку оставшиеся две трети этой деятельности просто прекратятся, если они перейдут в официальную экономику.

Для оценки влияния роста налоговых поступлений на экономику необходимо использовать гипотезу об использовании этих поступлений. Например:

- дополнительные налоговые поступления могут быть просто использованы для сокращения дефицита бюджета. В этом случае нало-

134

вестник Российского университета кооперации. 2021. № 2(44)

гоплательщики, работающие в официальной экономике, не получают никакой выгоды от ликвидации теневой экономики;

- дополнительные налоговые поступления могут быть использованы для снижения налогового бремени налогоплательщиков, работающих в официальной экономике;

- дополнительные налоговые поступления могут быть использованы для увеличения расходов на эквивалентную сумму;

- дополнительные налоговые поступления могут быть использованы как для снижения налогов налогоплательщиков в официальной экономике, увеличения расходов, так и для сокращения бюджетного дефицита.

Наличие высоких неуплаченных налогов не только влияет на возможности государственного финансирования различных государственных служб и системы социальной защиты, но и порождает более широкую проблему справедливости, поскольку мошенники также получают перераспределение от тех, кто соблюдает закон.

Практика уклонения от уплаты налогов заключается в намеренном игнорировании определенной части закона. Важным источником уклонения от уплаты налогов является сокрытие экономической активности от государства гражданами и предприятиями, которые делают это для того, чтобы дать налоговику меньше денег, чем нужно. Например, гражданин или компания, умышленно скрывающая доход или часть своего оборота для того, чтобы платить меньше налогов, участвует в уклонении от уплаты налогов. То же самое относится, например, к работникам и предприятиям, которые обманным путем требуют возврата налогов.

Некоторые области, включая строительство и общественное питание, особенно страдают от уклонения от уплаты налогов. Незаконная продажа продуктов, включая алкогольные и табачные изделия, операции с недвижимостью, а также вложение и инвестиции являются важными источниками уклонения от уплаты налогов.

В целом можно выделить следующие последствия неуплаты налогов:

1. Государство испытывает огромные потери доходов.

Эти потери напрямую влияют на уровень его долга и влияют на его способность предлагать услуги и финансировать программы, которые отвечают потребностям современного, постоянно меняющегося общества.

2. Граждане платят за других.

Лица, соблюдающие закон, видят, что их

налоговое бремя несправедливо увеличено, потому что они должны компенсировать налоговые убытки, вызванные теми, кто скрывает свою деятельность.

3. Компании сталкиваются с недобросовестной конкуренцией.

Уклонение от уплаты налогов представляет собой недобросовестную конкуренцию для компаний, которые уважают закон и осознают свои социальные обязанности. Компании, которые занимаются уклонением от уплаты налогов, могут позволить себе предлагать продукты и услуги по более низкой цене, создавая тем самым недобросовестную конкуренцию с честными компаниями.

Список литературы

1. Акинин П.В., Жидкова Е.Ю. Экономическая безопасность России в контексте влияния современной системы налогообложения на масштабы теневой экономики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2007. Т. 3. № 10. С.20-24.

2. Александров И.В. Расследование налоговых преступлений: учеб. пособие для магистров. М.: ЮРАЙТ, 2014. 405 с.

3. Ануфриева Е.М. Контроль уклонений от уплаты налогов. М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. 144 с.

4. Гринкевич Л.С., Педченко С.А. Теневая экономика - чья это проблема: государства или общества? // Сибирская финансовая школа. 2016. № 3. URL: https://journal.safbd.ru/sites/default/ files/articles/journal_sfs_safbd_2016-3.8-11.pdf (дата обращения: 07.05.2020).

5.МолодыхВ.А., СнимщиковаИ.В., ШировП.Н. Совершенствование методов диагностирования уклонения от уплаты налогов // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2018. Т. 11. № 1. С. 168-176. URL: https://cyber-leninka.ru (дата обращения: 29.05.2020).

6. Нестерова Н.В. Теневая экономика и уклонение от уплаты налогов // Управление экономическими системами: электрон. науч. журнал. 2008. № 1 (13). С. 19-21. URL: http://uecs.mcnip. ru (дата обращения: 07.05.2020).

References

1. Akinin P. V., Zhidkova E.Yu. Ekonomicheskaya bezopasnost' Rossii v kontekste vliyaniya sovre-mennoj sistemy nalogooblozheniya na masshtaby te-nevoj ekonomiki [Economic security of Russia in the context of the impact of the modern taxation system on the scale of the shadow economy] // Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. 2007. T. 3. № 10. S.20-24.

2. Alexandrov I.V. Rassledovanie nalogovykh

prestuplenij [Investigation of tax crimes]: ucheb. po-sobie dlya magistrov. M.: YuRAJT, 2014. 405 s.

3. Anufrieva E.M. Kontrol uklonenij ot uplaty nalogov [Control of tax evasion]. M.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. 144 s.

4. Grinkevich L.S., Pedchenko S.A. Tenevaya ekonomika - chya eto problema: gosudarstva ili obshchestva? [The shadow economy - whose problem is it: the state or society?] // Sibirskaya finansovaya shkola. 2016. № 3. URL: https://jour-nal.safbd.ru/sites/default/files/articles/journal_sfs_ safbd_2016-3.8-11.pdf (Accessed 07.05.2020).

5. Molodykh V.A., Snimshchikova I.V, Shirov P.N. Sovershenstvovanie metodov diagnostirovaniya uk-loneniya ot uplaty nalogov [Improving methods for diagnosing tax evasion] // Nauchno-tekhnicheskie vedomosti SPbGPU. Ekonomicheskie nauki. 2018. T. 11. № 1. S. 168-176. URL: https://cyberleninka. ru (Accessed 29.05.2020).

6. NesterovaN.V. Tenevaya ekonomika i uklone-nie ot uplaty nalogov [Shadow economy and tax evasion] // Upravlenie ekonomicheskimi sistemami: elektron. nauch. zhurnal. 2008. № 1 (13). S. 19-21. URL: http://uecs.mcnip.ru (Accessed 07.05.2020).

КИРИЛЛОВ Михаил Андреевич - доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой криминологии и правоохранительных органов. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].

СМИРНОВ Антон Ренатович - аспирант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].

KIRILLOV, Mikhail Andreyevich - Doctor of Law, Professor, Head of the Department of Criminology and Law Enforcement Agencies. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].

SMIRNOV, Anton Renatovich - Postgraduate Student. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.