ПЕРЕКРЕСТОК ИСКУССТВ РОССИЯ—ЗАПАД. СПб., 2016.
А. В. Матюхина УИЛЬЯМ МОРРИС В XXI ВЕКЕ
Уильям Моррис — один из самых выдающихся англичан XIX столетия. За свою не столь уж долгую жизнь, всего 62 года (1834-1896), он блестяще проявил себя как замечательный дизайнер, основатель Фирмы, совершившей революцию в интерьере, поэт, писатель, ставший одним из основоположников жанра фэнтези, переводчик, крупный ученый медиевист, консультант музеев, политический деятель, человек, начавший борьбу за охрану памятников культуры и охрану окружающей среды. Моррис оказал огромное влияние на современников, более того наследие его до сих пор продолжает служить неиссякаемым источником вдохновения для все новых поколений художников, писателей, исследователей - нет ничего удивительного в том, что его изображение вполне может украсить собой новую 20-ти фунтовую купюру (случится это или нет, станет известно весной 2016 года).
Многогранность талантов и диапазон интересов и видов деятельности, в коих талант этот проявлялся, - залог актуальности Морриса в наши дни: он универсален и может быть, так или иначе, связан практически с любым контекстом. Так, например, осенью 2015 года желающим стали доступны одежда и предметы интерьера - результат сотрудничества между House of Hackney и The William Morris Gallery, а на Лондонской неделе моды была представлена коллекция женской одежды Джо Ричардса, для которой использовались ткани, выполненные на основе обоев Морриса «Acorn» 1879 года и «Branch»» 1871. Говоря об обоях, стоит отметить, что сегодня Morris&Co не только продолжает производить обои и ткани по оригинальным эскизам Морриса и других дизайнеров его Фирмы, но и разрабатывает новые образцы, вдохновленные их наследием. Так, например, в коллекции 2015 года появились обои «The Brook», созданные дизайнером Элисон Гипо мотивам одноименной шпалеры Дирла и вердюр из серии «История Святого Грааля». К 60-летию Общества Уильяма Морриса, активно действующего в Великобритании, США и Канаде (при этом участником The William Morris Society могут стать желающие из любой точки мира), был приурочен симпозиум, посвященный различным аспектам наследия Морриса, в том числе актуальности его политических идей в современном мире. Симпозиум этот состоялся в Бирмингеме 5 сентября 2015 года, накануне закрытия выставки «Love is Enough: William Morris and Andy Warhol», которая объединяла работы столь разных и на первый взгляд никак не связанных между собой деятелей культуры.
Кроме того, несколько выставок 2015 года весьма показательны в плане того, как ныне действующие художники обращаются к наследию Морриса, ища в нем поддержку для своих идей. В качестве примера можно упомянуть Адама Хогарта, чьи работы выставлялись летом 2015 года в Галерее Уильяма Морриса (Walthamstow, London). Для художника, озабоченного судьбою родного языка, в первую очередь важно отношение
100 © А. В. Матюхина, 2016
Морриса к традиционным ремеслам, попытка их возрождения - такое отношение он пытается применить и к языковым процессам. Он полагает, что сокращения слов, такие как LOL=laugh(ing) out loud, gr8 = great, b4 = before и тд + использование «смайликов», столь популярные в смс-сообщениях и твиттере, как в силу действующих тарифов (чем меньше знаков, тем дешевле), так и обусловленные принятыми в Интернет сообществе нормами, влияют на саму способность человека выражать мысли. Все это ведет к тому, что язык обедняется и обречен на вымирание. Приводя примеры подобных сокращений на фоне творчески переработанных, но сразу же узнаваемых узоров Морриса (например, надпись «Fake Lulz» на фоне обоев 1866 года «Fruit») или представляя перед зрителем, выложенную из цветов знаменитую фразу Морриса «Give me love and work, these two only», сокращенную до «GIVE ME LUV N WORK», Хогарт пытается привлечь внимание к этой проблеме, заставить своих современников задуматься над нею.
Другого художника, Патрика Брилла, скрывающегося под псевдонимом Боб и Роберта Смит, также как и Морриса обуревают «надежда и страхи за искусство», в связи с чем на рубеже 2015-2016 года он организовал в Галерее Уильяма Морриса выставочно -агитационную кампанию «Art is Your Human Right» , дабы привлечь внимание к проблемам художественного образования в школах, которому в наши дни не уделяется должного внимания.
Еще один художник, без упоминания которого не обойтись, - Дэвид Мабб, чье творчество с конца 1990-х гг. связано с осмыслением наследия Уильяма Морриса и введением его в контекст современного искусства. В 2015 году Мабб представил свои последние работы, в которых он сопоставляет творчество и утопические идеи Морриса и советского художника и архитектора Эль Лисицкого («Announcer», The William Morris Gallery, июнь-сентябрь 2015 года). Дэвида Мабба давно интересует «встреча двух утопий», и это далеко не первый проект художника, связанный с искусством советской эпохи и русского авангарда: одна из самых известных его работ «Автопортрет в позе Родченко» (2002), которая, что важно отметить, демонстрировалась в России, но, как кажется, осталась, к сожалению, практически не замеченной.
С 4 по 14 августа 2007 года в Санкт-Петербурге проходило VIII Международное биеннале современного искусства «Диалоги». Центральный выставочный зал «Манеж» отмечал в том году свое тридцатилетие, а потому и выставки этого юбилейного года обрели особую значимость и масштабность: в 2007 году свои работы представили более ста художников из различных городов России и 25 зарубежных стран, среди участников было много авторов мирового масштаба, таких как Лейф Элггрен (Швеция), Моника Кох (Англия), Мицуко Чапа Миякава (Япония-США), Маркус Антониус Янсен (США); в рамках проекта проходили перформансы, концерты, поэтические чтения, видеопрограмма.
«Диалоги» - между художником и зрителем, художниками разных страни поколений; традиционными и новейшими видами творчества - это серьезный смотр современного искусства, получивший международное признание. По мнению автора и куратора проекта Ларисы Скобкиной, «Диалоги», пользующиеся неизменным зрительским успехом, во многом способствуют созданию имиджа Санкт-Петербурга, в качестве культурной столицы России, включению русского искусства в мировой контекст, знакомств у публики с различными языками искусства. Те, кто пришел в «Манеж», смогли увидеть и по достоинству оценить живопись, графику, скульптуру, фотографии, инсталляции; что же касается «видеопрограммы», демонстрировавшейся ежедневно с 15 до 18 на двух экранах, то в силу ряда технических причин организаторы выставки не имели возможности
показывать работы пяти авторов, включенных в нее, по отдельности, а потому они были записаны друг за другом, и прокручивались примерно по пять раз в день. Конечно, были отдельные зрители, приходившие специально посмотреть видеопрограмму целиком, но большинство посетителей выставки «выхватывали» лишь несколько минут того видеопроекта, который был на экране в момент их прохождения мимо него - несомненно, для вдумчивого восприятия таких произведений необходимо свободное время, которым мы, в наш столь быстротечный век, увы, редко располагаем... В результате «диалог» в данном случае получился лишь отчасти, по крайней мере он оказался не совсем такой, на какой рассчитывали авторы. Среди участников видео-программы были упоминавшийся выше в числе «звезд» Лейф Элггрени Марья-Леена Силанпаа из Швеции - их работа «The Area Between Life and Death» не могла остаться незамеченной, хотя бы потому, что вошла в число избранных проектов биеннале, а вот об участии английского художника Дэвида Мабба свидетельствует лишь страница каталога - думается, не так много зрителей могло попасть на просмотр именно его работ, «вычленить» их из общего видеоряда - продолжительность трех «видео» Мабба вместе взятых составляет менее десяти минут. А жаль, ведь если понимать «Диалоги» как диалоги культур, времен, поколений художников, работы Мабба более чем соответствует концепции проекта. В «A Closer Look at the Life and Work of William Morris» (2000) Мабб демонстрирует фрагменты произведений Морриса, сменяющие друг друга, что может на первый взгляд показаться удивительным, под звуки «Интернационала», исполняемого на русском языке. Впрочем, ничего удивительного в «Интернационале» нет, если вспомнить, что Уильям Моррис в советском литературоведении был известен как раз как писатель-социалист, а не как замечательный поэт-романтик (за что его особенно ценили современники) или создатель особого жанра в рамках викторианской литературы, развитие которого в ХХ столетии привело к появлению романов фэнтези. Дэвида Мабба интересует встреча «двух утопий», Морриса и Советской эпохи, поэтому, часть его творений основана на сопоставлении и наложении друг на друга произведений Морриса и русских художников-авангардистов: Малевича, Родченко, Поповой. В качестве примера этого направления в творчестве Мабба на биеннале было представлено видео «The Rodchenko Pose» из цикла 2002 года, связанного с наследием Александра Родченко, в основу которого лег производственный костюм, созданный последним в начале 1920-х годов. Мабб выполняет точную копию этого костюма, однако вместо гладкой материи, из которой он был сшит у Родченко, использует ткань с одним из самых знаменитых узоров Морриса. Кроме того, облачившись в этот костюм, он делает при помощи фотографа Робина Форстера автопортрет в позе Родченко на основе фотографий Родченко, где тот сам одет в свое творение, и, наконец, вместе с Питером Лойдом Льюисом снимает восьмидесяти секундный фильм о том, как создавался «Автопортрет в позе Родченко». Как большинство произведений современного искусства, этот цикл Мабба может показаться спорным и неоднозначным (как, впрочем, и другие его работы, основанные на произведениях Морриса); что такое наложение элементов весьма опрометчиво, хотя бы потому, что сам Моррис также, как и Родченко, считал, что главное в рабочей одежде ее функциональность, а потому они оба не одобрили бы подобное соединение своих произведений. Однако заслуга Дэвида Мабба в том, что он дает возможность по-новому взглянуть на наследие Морриса.
Впрочем, как кажется, один из проектов художника, представленный в январе 2006 года в Центре Современного Искусства в Вильнюсе, мог бы заслужить одобрение самого Морриса, ибо вполне отвечает его заветам: Мабб был приглашен куратором выставки Саймоном Риисом, дабы создать произведения, служащие связующим звеном между Литвой
и Великобританией. В результате нескольких месяцев изучения литовского искусства советской эпохи художник выбрал ряд зданий, относящихся к «Хрущевской оттепели», времени движения «искусство в быт». Помимо привычного для Мабба создания картин на ткани, он впервые обратился к ковроткачеству, и на АО «Килимай» по его эскизам были вытканы три ворсовых ковра, в полной мере отвечающих основному требованию Морриса - соединению красоты и пользы (как произведения декоративно-прикладного искусства). Интересно и то, что здесь художник косвенно воспроизводит еще одну очень важную для Морриса идею - идею защиты старинных зданий: изображенный на одном из ковров на фоне моррисовского узора с обоев «Fruit» бывший кинотеатр на проспекте Ленина, ныне проспект Гедиминаса, переделан в магазин «Unted Colors of Benetton», а дворец спорта и кинотеатр «Литва», наложенные соответственно на «Honey suckle» (по эскизу, созданому для Morris &Co дочерью Моррриса Мэй) и «Willow Bough»,планировалось снести, отчасти как не соответствующие современным тенденциям, отчасти вследствие ассоциаций с советским прошлым, но в любом случае они продолжат свое существование в коврах, созданных Маббом.
По словам художника, первоначальный интерес к наследию Уильяма Морриса родился у него из двух заинтересовавших его противоречий: во-первых, Уильям Моррис был социалистом-утопистом, однако создаваемые его фирмой предметы украшали собой дома богатых людей (интересно, что на это указывал в свое время еще Луначарский). Второе противоречие, заинтересовавшее Дэвида Мабба, заключается в том, что то, что делал Моррис, первоначально было подлинной революцией в дизайне, теперь же воспринимается, как нечто весьма консервативное, более того, будучи растиражировано в массовой культуре (чашки, подушки, полотенца, прихватки и т.д., украшенные узорами, созданными Моррисом) приобретает элемент «китча» (в 2010 году у Мабба была целая выставка, этому посвященная - «The Morris Kitsch Archive», Delaware Center for Contemporary Art, Wilmington).
Тут необходимо заметить, что примеры «моррис-китч» до того бесчисленны и столь разнообразны, что каждый найдет что-нибудь на свой вкус. Так, при желании, можно одеться самому и одеть всю семью (известны многочисленные примеры обуви, верхней одежды, платьев, футболок и т. д, как от знаменитых брендов, таких как Dr. Martens или Barbour, до абсолютного ширпотреба), а кроме того обставить квартиру (спальня,столовая, ванная и т. д), используя какой-либо из орнаментов Морриса, скажем, узор одной из самых известных и коммерчески успешных тканей Морриса «Strawberry Thief» . Кстати говоря, в «England's Green and Pleasant Land» (2014) Дэвид Мабб изображает мистера и миссис Эндрюс с картины Томаса Гейнсборо «Портрет четы Эндрюс» (1750) на современном воспроизведении этой самой ткани.
Одно из наиболее часто цитируемых высказываний Морриса, в том числе весьма часто появляющееся на одежде - «I don't want art for a few», и действительно искусство Морриса пошло в массы... Трудно сказать, что сказал бы сам Моррис, увидев свое собственное изображение на мужской футболке или детском боди... или слюнявчик, в основе которого «Acanthus and Vine» 1879 года - первый его опыт в области шпалерного ткачества. Таким образом можно сказать, что при желании узоры Морриса могут окружать нас с рождения до смерти, и более того влиять на человека еще на пренатальном уровне, поскольку существует и соответствующая одежда для беременных. При этом совершенно не обязательно быть знатоком и ценителем Морриса, чтобы выбрать себе подобный предмет - кого-то просто привлечет красивое и изящное хитросплетение линий, та частица природы, которую они
собой представляют. Пример же наиболее удаленного от первоисточника использования узоров, созданных Моррисом, - татуировки, в основе которых его орнаменты, - вряд ли их делают себе знатоки творчества «английского Леонардо да Винчи», например, члены Общества Морриса...
Возвращаясь к Дэвиду Маббу, который, начиная с 1998 года переосмысляет наследие «величайшего дизайнера Англии», можно сказать, что он, вырывая работы Морриса из привычного контекста и заставляя зрителя думать и спорить, привлекает в очередной раз внимание к этой выдающейся личности и вводит его в сферу современной культуры. Хочется надеяться, что когда-нибудь Дэвид Мабб еще раз примет участие в каком-либо из российских выставочных проектов, и его работы будут экспонированы таким образом, чтобы «диалог» состоялся, художник был бы «услышан», а зрители смогли бы составить свое мнение о его работах, а заодно больше узнать о Уильяме Моррисе, который, несомненно, того заслуживает.
Надо заметить, что интерес к Моррису в России возник еще при его жизни, а в советские времена отношение к нему в научных кругах также было весьма благосклонным как к агитатору и пропагандисту социалистических идей. Однако, не специалистам имя Морриса, как правило, абсолютно ничего не говорит, хотя в последнее время произошло несколько событий способствовавших тому, что многие наши соотечественники познакомились с этой выдающейся личностью. Знаковым этапом стала выставка «Прерафаэлиты: Викторианский авангард», которая с успехом прошла в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина . Она была организована ГМИИ им. А. С. Пушкина, лондонской Галереей Тейт, при поддержке Фонда «Искусство, наука и спорт» в сотрудничестве с Британским Советом и еще до ее открытия о ней говорили как об одном из главных культурных событий 2013 года. Среди представленных предметов были экспонированы несколько вещей, позволивших составить общее представление о разных гранях талантов Морриса.До этого, многие петербуржцы и гости города впервые открыли для себя Морриса в 2005 году, посетив новую постоянную экспозицию Государственного Эрмитажа «Искусство модерна», представленную в залах Главного штаба. Одним из наиболее ярких и значимых ее экспонатов являлась шпалера «Поклонение волхвов» - седьмая из десяти версий шпалеры, прославившей мастерскую Уильяма Морриса в Мертонском аббатстве и единственное произведение этой мастерской, хранящееся на территории бывшего Советского Союза (к сожалению, в настоящий момент она в экспозиции музея не представлена). Кроме того, были примеры возможных «встреч с Моррисом» в контексте кино: от обоев его фирмы, которые можно видеть в фильме «Моя прекрасная леди», и неожиданного цитирования слов Морриса героем фильма «Круглосуточные тусовщики» (2002 г.) до сериала «Отчаянные романтики» (2009 г.), посвященного жизни и творчеству художников-прерафаэлитов, где среди персонажей фигурирует и юный Уильям. Впрочем, представлен он в этом сериале не в самом выгодном для себя свете: чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить его образ в фильме, с тем, как он на самом деле выглядел в это время.
Вспоминая же события 2014 - перекрестного года культуры России -Великобритании, надо подчеркнуть, что он был полон всевозможных выставок, театральных постановок, фестивалей, образовательных программ и т.д. Любопытно и отрадно, что несколько из них оказались связаны с Уильямом Моррисом. 3 октября в Москве в ГМИИ им. А. С. Пушкина открылась выставка, подготовленная Московским музеем дизайна совместно с Музеем Виктории и Альберта «Британский дизайн: от Уильяма Морриса к
цифровой революции», задуманная как краткий экскурс в прошлое и будущее британского дизайна (экспонаты, дающие представление о творчестве Морриса, Уильяма де Моргана, Кристофера Дрессера и Чарльза Ренни Макинтоша были представлены в диалоге с работами современных дизайнеров). Так, обои Уильяма Морриса «Willow Bough»(1887) стали основой для видеопроекции Кристофера Пирсона «Взгляни на свои стены» (2006), в которой с помощью современных технологий созданы «обои», рисунок которых меняется на поверхности стены на глазах у зрителя: моррисовский узор, спроецированный на экран, ветвится, обрастает новыми листочками, которые потом опадают, распускаются бутоны, то и дело появляются птицы и животные. Однако «встреча» с Моррисом на этой выставке ожидаема, что явствует уже из названия; а вот победа проекта «Сад Уильяма Морриса» на выставке-конкурсе ландшафтного дизайна «Императорские сады России» стала приятным сюрпризом. Этот ежегодный международный фестиваль садово-паркового искусства проходит в Санкт-Петербурге, начиная с 2008 года, и его участники - ландшафтные фирмы Санкт-Петербурга, Москвы и других российских и зарубежных городов - представляют на суд жюри свои композиции в рамках обозначенной темы. Темой 2014 года стало «Искусство английского сада", а потому более сорока участников фестиваля, проходившего с 6 по 15 июня, представили свои работы в трех номинациях: «Традиции английского сада» - вариации на темы классических усадеб, замков, ландшафтов, «Сады великих и знаменитых» -трактовка владений известных личностей и «Сады воображения», предполагавшая свободный полет фантазии. Представленные объекты были чрезвычайно разнообразны от «Платья Элизабет Браунинг», составленного из листков со стихами поэтессы, сквозь которые прорастали розы, до битловской «желтой субмарины», пришвартовавшейся на газоне. Одна из главных функций фестиваля - просветительская и то, что компетентное международное жюри, в числе членов которого был всемирно известный ландшафтный дизайнер Джон Брукс, единодушно признало одним из победителей проект «Сад Уильяма Морриса» весьма важно: он привлек внимание посетителей к Моррису, о котором многие их них никогда до этого не слышали. Как отметила куратор фестиваля, главный хранитель садов Русского музея Ольга Черданцева, согласно соцопросу, проводимому музеем, многие из тех, кто приходит на фестиваль инертны, в музеи практически не ходят, но все любят цветы, а потому, попав в Михайловский сад часто просто, чтобы приятно провести время в атмосфере красоты, они решают пойти в музей, организовавший эту выставку-конкурс, а читая аннотации, получают стимул узнать что-то новое о том, что их заинтересовало. Кроме того, проекты-победители шире освещаются в прессе, обсуждаются в соцсетях и т. д. «Сад Уильяма Морриса», в центре которого окруженная живой изгородью беседка, являющая собой интерпретацию колодца Уэбба в саду Ред Хауса, занял первое место в номинации «Традиции английского сада», хотя с тем же успехом мог бы выступить и в номинации «сады известных и знаменитых», тем более в юбилейный для Морриса год. Он был создан петербургской фирмой ООО «СпецПаркДизайн», основанной в 1998 году, специализирующейся на проектировании и создании ландшафтов и уже не в первый раз сотрудничающей с фестивалем «Императорские сады». Дизайнер проекта Юлия Кондратьева по образованию архитектор, преподаватель Санкт-Петербургской академии Художеств, где она читает курс по истории архитектуры XIX-XX веков, в рамках которого есть и отдельная лекция, посвященная Моррису и Движению искусств и ремесел. Любопытно, что если одним из главных детских впечатлений Уильяма, определивших во многом ход его дальнейшей судьбы, было посещение им Кентерберйского собора, готическим великолепием которого он был поражен, то для г-жи Кондратьевой, таким
судьбоносным стало впечатление от псевдоготики дворца Воронцовых в Алупке, который она увидела в 5-летнем возрасте. Дворец этот - одна из главных достопримечательностей южного берега Крыма, строился с 1828 по 1848 годы как летняя резиденция видного государственного деятеля России, графа Михаила Воронцова по проекту английского архитектора Эдварда Блора, причем англофил Воронцов был большим поклонником и другом столь любимого Моррисом Вальтера Скотта, для которого Блор работал в Абботсфорде и возможно именно поэтому его выбор пал именно на этого архитектора. Что касается собственно Морриса, то Юлия Кондратьева уверена, что он - великая личность, очень актуальная в наше время для нашей страны. Беда в том, что сейчас нет людей такого масштаба, особенно в искусстве - личности всеобъемлющей, способной оказать столь большое влияние на последующие поколения. Поэтому, когда стало известно, что фестиваль 2014 года пройдет в рамках года культуры Великобритании в России у нее не было сомнений, что их проект должен быть связан с Уильямом Моррисом. Она выступила инициатором идеи, которую поддержал директор «СпецПаркДизайна» Алексей Скибин -большой поклонник английской ландшафтной архитектуры. В своей работе они хотели передать дух гармонии и красоты, заключенный в работах Морриса и создать сад, который, возможно понравился бы ему самому.
Как отметила г-жа Кондратьева, после завершения работы над проектом осталось ощущение удачи - «получилось, как хотелось». Это был достаточно редкий для дизайнера случай, когда не нужно было прислушиваться к пожеланиям заказчика, а делать лишь то, что она сама считала нужным - не было чуждого влияния, а лишь свобода самовыражения -идеальная для творчества ситуация. Надо заметить, что у одного из клиентов фирмыпосле посещения выставки возникло желание создать подобную беседку в своем саду. Правда, он хотел бы, чтобы она была более русской по духу - здесь уместно отметить то влияние, которое Моррис оказал в конце XIX - начале XX века на художников «русского возрождения» (Абрамцевский и Талашкинский кружки).Сама же Юлия Кондратьева мечтает о том, чтобы когда-нибудь получить заказ на оформление дома и сада в стиле Движения Искусств и ремесел. Думается такой дом и сад, созданные согласно заветам Морриса, стремившегося к гармоничному союзу красоты и пользы во всем, чтобы он ни создавал, мог бы стать отличной и весьма актуальной на фоне возвращающейся в мире «моды на прерафаэлитов» альтернативой «скандинавскому стилю», столь популярному в российском загородном строительстве.
Таким образом, можно сказать, что «Сад Уильяма Морриса» - своеобразныйподарок Моррису к 180-летию со дня рождения. Проект-победитель сделал его еще на один шаг ближе к русским.
Еще один важный этап этого отрадного процесса - выход в свет в 2015 году в издательстве Эксмо (впервые на русском языке) трех романов Уильяма Морриса - «Лес за гранью мира», «Юный Кристофер и прекрасная Голдилинд» и «Источник на Краю Мира» в переводе А. Ю. Аристова.
Информация о статье
УДК 745/749
Автор: Матюхина, Анна Валерьевна — кандидат искусствоведения, сотрудник, Государственный Эрмитаж, annamatyukhina@yandex.ru Название: Уильям Моррис в XXI веке.
Резюме: Статья посвящена одному из самых выдающихся англичан XIX столетия, который не только оказал огромное влияние на своих современников, но чье наследие до сих пор продолжает служить неиссякаемым источников вдохновения для все новых поколений исследователей, писателей, 106
дизайнеров и т. д. Многогранность талантов и диапазон интересов и видов деятельности, в коих талант этот проявлялся, - залог актуальности Моррисав наши дни. Так, например, некоторые английские художники обращаются к творчеству Морриса, ища в нем поддержку для своих идей (Адам Хогарт «Language cannot be dead», Боб и Роберта Смит «Art is Your Human Right», Дэвид Мабб «Announcer» и ряд других проектов). Интерес к Моррису в России возник еще при его жизни, и он прекрасно известен в научных и дизайнерских кругах, но не специалистам имя Морриса как правило абсолютно ничего не говорит Однако, в последнее время произошло несколько событий способствовавших тому, что многие наши соотечественники открыли для себя эту выдающуюся личность (выставки «Прерафаэлиты. Викторианский авангард» и «Британский дизайн: от Уильяма Морриса к цифровой революции» в ГМИИ им А. С. Пушкина, выставка-конкурс ландшафтного дизайна «Императорские сады России» в Санкт-Петербурге, где одним из победителей стал «Сад Уильяма Морриса» ООО СпецПаркДизайн, издание трех романов Уильяма Морриса, ранее на русский язык не переводившихся).
Ключевые слова: Уильям Моррис, влияние, выставки, Адам Хогарт, Дэвид Мабб, «Сад Уильяма Морриса» ООО СпецПаркДизайн.
Information about the article Author: Matyukhina, Anna Valerievna — Ph. D., researcher, senior curator of the New Acquisitions Department. The State Hermitage Museum, Dvortsovaia nab., 34, 199000 St. Petersburg, Russian Federation. annamatyukhina@gmail.com Title: William Morris in the 21st century.
Absract: The article deals with William Morris - one of the most prominent personalities of the 19th century whose work not only influenced his contemporaries but keep on inspiring new generations of writers, artists, researchers, etc. The versatility of talent and range of interests and activities in which this talent manifested itself is a pledge of Morris' relevance today. Eg., his works and ideas are the source of inspiration for several projects by modern British painters (Adam Hogarth «Language cannot be dead», Bob and Roberta Smith «Art is Your Human Right», David Mabb «Announcer»). William Morris is well known to Russian scientists and designers but almost unknown to general public. However several events took place recently that made Morris «closer» to Russians (exhibitions «Pre-Raphaelites: Victorian Avant-Garde» and «British Design: from William Morris to the digital Revolution» in the Pushkin State Museum of Fine Arts, Moscow and The International festival of landscape design «Imperial Gardens of Russia» with the winner-project «The Garden of William Morris» by Spets Park Design, three prose-romances by William Morris published in Russian translation for the first time).
Keywords: William Morris, influence, exhibitions, Adam Hogarth, David Mabb, «The Garden of William Morris» Spets Park Design Ltd.