Научная статья на тему 'Угрозы национальным интересам России в области международной безопасности на современном этапе '

Угрозы национальным интересам России в области международной безопасности на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3198
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАТО / украинский кризис / ИГИЛ (ДАИШ) / международный терроризм / Арабская весна / противоракетная оборона / расширение НАТО / Референдум о статусе Крыма / сокращение ядерных вооружений / NATO / the Ukrainian crisis / ISIS (Daesh) / international terrorism / Arab Spring / missile defense / enlargement of NATO / Crimean status referendum / the reduction of nuclear weapons

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лузгин Владислав Игоревич

Данная статья представляет собой обзор и оценку событий на международной арене, влияющих на международную безопасность и российские национальные интересы в рамках неѐ. В анализ включены вопросы обеспечения международной безопасности, события, дестабилизирующие международную обстановку, и деятельность ведущих стран в данной области. Были затронуты такие вопросы, как ПРО в Европе, сокращение ядерных вооружений, гражданские войны в Сирии и Украине, борьба с международным терроризмом, взаимодействие РФ и НАТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Threats to national interests of Russia in the field of international security at the present stage

This article is review and evaluation of developments in the international arena that affect international security and Russian national interests. The analysis included the issues of international security, the events destabilizing the international situation and the activities of the leading countries in this field. Also, following questions were raised: missile defense in Europe, the reduction of nuclear weapons, civil war in Syria and Ukraine, the fight against international terrorism, the interaction of the Russian Federation and NATO.

Текст научной работы на тему «Угрозы национальным интересам России в области международной безопасности на современном этапе »

Угрозы национальным интересам России в области международной безопасности на

современном этапе

Threats to national interests of Russia in the field of international security at the present stage

Лузгин Владислав Игоревич,

студент 4 курса Ф-т Международных отношений Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Северо-Западный институт управления Российская Федерация, г. Санкт-Петербург e-mail: [email protected]

Luzgin Vladislav,

4th year student faculty of international relations Russian Academy of national economy and state service under the RF President

North-West Institute of Management e-mail: [email protected]

Аннотация. Данная статья представляет собой обзор и оценку событий на международной арене, влияющих на международную безопасность и российские национальные интересы в рамках неё. В анализ включены вопросы обеспечения международной безопасности, события, дестабилизирующие международную обстановку, и деятельность ведущих стран в данной области. Были затронуты такие вопросы, как ПРО в Европе, сокращение ядерных вооружений, гражданские войны в Сирии и Украине, борьба с международным терроризмом, взаимодействие РФ и НАТО.

Ключевые слова: НАТО, украинский кризис, ИГИЛ (ДАИШ), международный терроризм, Арабская весна, противоракетная оборона, расширение НАТО, Референдум о статусе Крыма, сокращение ядерных вооружений.

Annotation. This article is review and evaluation of developments in the international arena that affect international security and Russian national interests. The analysis included the issues of international security, the events destabilizing the international situation and the activities of the leading countries in this field. Also, following questions were raised: missile defense in Europe, the reduction of nuclear weapons, civil war in Syria and Ukraine, the fight against international terrorism, the interaction of the Russian Federation and NATO.

Key words: NATO, the Ukrainian crisis, ISIS (Daesh), international terrorism, Arab Spring, missile defense, enlargement of NATO, Crimean status referendum, the reduction of nuclear weapons.

На современном этапе можно говорить о кризисе системы международных отношений, который обуславливается столкновением интересов ведущих игроков мировой политики и стремлением обеспечить свои преимущества всевозможными методами, в том числе и вольной трактовкой международного права. Наибольшие опасения вызывает отсутствие эффективного сотрудничества мировых держав для обеспечения международной безопасности.

За последние годы хрупкость системы международных отношений проявилась по всему миру: новые испытания ядерного оружия стран, не входящих в ядерный клуб, «арабская весна» и радикализация Ближнего Востока, реальность ИГИЛ и события в Сирии, незаконный государственный переворот и гражданская война в Украине, представляющая собой очаг дестабилизации на российской границе, антироссийская направленность НАТО, перечеркивающая все успехи сотрудничества за последние 20 лет, попытки политической и

экономической изоляции - последствия кризиса системы и преобладание национальных интересов над международным правом и международной безопасностью.

Гарантом обеспечения безопасности западных стран выступает Организация Североатлантического договора, которая создавалась, в первую очередь, для защиты от потенциальной агрессии со стороны Советского Союза. После распада СССР НАТО не прекратил своё существование, а перепрофилировал свою работу. 1990-е годы были продуктивными для отношений в формате Россия-НАТО и были институализированы в Совместный постоянный совет, а затем - в Совет Россия-НАТО. В этот период Россия не имела четко выраженных национальных интересов и внешнеполитической линии, чем воспользовались западные партнеры, реализуя свои национальные интересы за счет России. Президент РФ В.В. Путин назвал это главной ошибкой в отношениях с НАТО.30

Официальным документом, в котором обозначены долгосрочные цели, характер и основополагающие задачи НАТО в сфере безопасности, охарактеризованы новые условия безопасности, уточнены основы подхода Североатлантического союза к безопасности и представлены указания по дальнейшей адаптации вооруженных сил НАТО, является Стратегическая Концепция Обороны и Обеспечения Безопасности Членов Организации Североатлантического Договора 2010 года.

Согласно этой Концепции, НАТО гарантирует полный комплекс сил и средств, необходимых для сдерживания и защиты населения стран-членов Альянса от любой угрозы его безопасности. Для реализации этой политики Концепция подразумевает активное сотрудничество по противоракетной обороне с Россией и другими евроатлантическими партнерами. Для содействия международной безопасности пи любых дальнейших сокращениях ядерного оружия организация намерена заручиться согласием России на увеличение прозрачности в отношении ее ядерного оружия в Европе и на перемещение этого оружия далее от территории стран-членов НАТО. 31

Для НАТО сотрудничество с Россией имеет стратегическое значение, поскольку оно содействует созданию единого пространства мира, стабильности и безопасности. НАТО не представляет угрозы для России. Целью сотрудничества является стратегическое партнерство между НАТО и Россией. Основные цели, принципы и обязательства взаимоотношений НАТО и России содержатся в Основополагающем акте Россия -НАТО, что также закреплено в концепции. Основными аспектами взаимодействия Российской Федерации со странами - членами НАТО является поддержание мира и стабильности, противодействию общим угрозам безопасности - международному терроризму, распространению оружия массового уничтожения, морскому пиратству, незаконному обороту наркотиков, природным и техногенным катастрофам.

Согласно военной доктрине Российской Федерации поддержание равноправного диалога в сфере европейской безопасности с Европейским союзом и НАТО является одной из важных задач по сдерживанию и предотвращению военных конфликтов. Тем не менее, списке основных внешних военных опасностей и угроз Организация Североатлантического договора стоит на первом месте. Наращивание силового потенциала, наделение ее глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права, приближение военной инфраструктуры стран - членов НАТО к границам Российской Федерации, в том числе путем дальнейшего расширения блока - те факторы, которые являются угрозой для России в современной

32

международной системе.

Кроме того, в японской прессе участились сообщения о возможном вступлении Японии в НАТО, что выглядит логично для японской стороны, тк гарантом её безопасности выступают Соединенные Штаты Америки, имеющие целый ряд своих военных баз на территории Японии, а ВМС США регулярно патрулируют морские границы своих партнеров. Но встает вопрос о целях Североатлантического Альянса, который и так стремится выйти с регионального на глобальный уровень, а Россия получит военные базы стран НАТО не

33

только на западных, но и на восточных границах. 33

30 Путин назвал главную ошибку России в отношениях с НАТО - [Электронный ресурс] - URL: https://lenta.ru/news/2016/01/11/mistake/ (дата обращения 14.04.2016)

31 Стратегическая Концепция Обороны и Обеспечения Безопасности Членов Организации Североатлантического Договора - [Электронный ресурс] - URL:

http://www.nato.int/cps/ru/natohq/official_texts_68580.htm (дата обращения 19.02.2016)

32 Военная доктрина Российской Федерации - [Электронный ресурс] - URL: http://rg.ru/2014/12/30/doktrina-dok.html (дата обращения 17.02.2016)

33 СМИ сообщили о предложении Ангелы Меркель вступить в НАТО Японии - [Электронный ресурс] - URL: https://russian.rt.com/article/300816-angela-merkel-prizyvala-yaponiyu-vstupit-v-nato (дата обращения 26.04.2016)

Другой камень преткновения - система ПРО в Европе. Со стороны РФ было предложено создание совместной системы противоракетной обороны в Европе, что могло положительно сказаться на совместно построении архитектуры европейской безопасности, но данная идея была проигнорирована западными партнерами. Саммит НАТО в Чикаго в 2012 году, на котором была выслушана позиция РФ касательно ПРО, также не принес положительных результатов. Согласно заявлению Андерса Расмуссена, Генерального секретаря НАТО в период с 2009 по 2014 год, первая стадия создания системы ПРО уже завершена, а увеличение её масштабов будет определено в дальнейшем. 34

4-5 сентября 2014 года в Ньюпорте (Уэльс) был проведен Саммит НАТО, на котором большое внимание было уделено ситуации на Украине. Россия была обвинена в дестабилизации внутренней ситуации в Украине и «незаконной аннексии Крыма». Стоит отметить, что это был первый Саммит после окончания Холодной войны, на который РФ не была приглашена. По итогам Саммита было принято решение о необходимости создания сил быстрого реагирования в составе 4000 человек в случае нападение России на одну из стран-участниц НАТО.35

После кардинального охлаждения в отношениях обе стороны всё чаще стали проводить учения вблизи границ. Йенс Столтенберг, комментируя учения НАТО в Польше, отметил, что учения НАТО носят лишь оборонительный характер и проводятся с целью готовности ответа на Российскую агрессию. На фоне и без того накаленной ситуации данное заявления показывает то, что НАТО впервые за последние 20 лет рассматривает Россию, как угрозу международной безопасности. Вдобавок 11 марта 2015 года Россия вышла из Договора об обычных вооружённых силах в Европе, который предусматривал квоты на обычные вооружения. Основной причина отказа от договора является его несоответствие политическим реалиям (расширение НАТО на восток), увеличение количества военной техники НАТО вблизи российских границ и отказ ряда стран ратифицировать договор, в результате чего РФ выполняла условия договора в одностороннем порядке.

Александр Вершбоу, заместитель генерального секретаря НАТО, на Ленгколенской конференции 2015 года в Осло говорит о переломных событиях 2014 года, в результате которых Запад оказывается под давлением угроз с Востока и Юга. Также он обвиняет Россию в том, что она «разорвала свод международных правил на Востоке» и говорит об угрозе со стороны РФ не только Украине, но и европейской и глобальной безопасности.36

В декабре 2015 года Генеральный секретарь НАТО заявил о начале переговоров о вступлении Черногории в Североатлантический Альянс, на что немедленно отреагировала Государственная Дума РФ призывом воздержаться от расширения организации, отметив, что блоковый подход и вовлечение новых государств в военные альянсы является политическим инструментарием времен "холодной войны". 37

Внешнеполитические угрозы национальным интересам России латентно присутствуют в стратегических документах США, обосновывающих внешнеполитические интересы и задачи национальной безопасности этого государства. Так, в Стратегии Национальной безопасности США, принятой в феврале 2015 года ряд российских внешнеполитических решений обозначается термином—«российская агрессия» и квалифицируется как «серьезный вызов» Соединенным Штатам. Во главе укрепления потенциала США по предотвращению международных конфликтов одной из основных задач указывается нарушение Россией суверенитета и территориальной целостности Украины.38 Совет Безопасности Российской Федерации отметил антироссийскую направленность данной стратегии и формирование негативного облика РФ. Реализация положений данной стратегии может сформировать целый ряд угроз для России. 39

34 Основные итоги Чикагского саммита НАТО (2012). - [Электронный ресурс] - URL: http://factmil.com/publ/strana/nato/osnovnye_itogi_chikagskogo_sammita_nato_2012/61-1-0-116 (дата обращения 19.03.2016)

35 Nato to create high-readiness force to counter Russian threat. - [Электронный ресурс] - URL: http://www.theguardian.com/world/2014/sep/01/nato-high-readiness-spearhead-force-counter-russian-threat (дата обращения 02.05.2016)

36 The prospects of relations between NATO and Russia. Report Vershbow. - [Электронный ресурс] - URL: http://www.nato.int/cps/ru/natohq/opinions_117055.htm (дата обращения 03.03.2016)

37 Столтенберг: НАТО пригласила Черногорию в альянс. - [Электронный ресурс] - URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/2490476 (дата обращения 17.02.2016)

38 National Security Strategy USA, February 2015. - [Электронный ресурс] - URL:

https://www.whitehouse.gov/sites/default/files/docs/2015_national_security_strategy.pdf (дата обращения 15.03.2016)

39 О Стратегии национальной безопасности США. Анализ аппаратом Совета Безопасности Российской Федерации. - [Электронный ресурс] - URL: http://www.scrf.gov.ru/news/865.html (дата обращения 19.02.2016)

Большой угрозой для всего мирового сообщества является международный терроризм. В результате целого ряда государственных переворотов на территории Ближнего Востока и Северной Африке регион погряз в нестабильности и гражданских войнах, что способствовало укреплению террористической организации ИГИЛ, образованной в 2003 году в результате вторжения США и их союзников в Ирак. В 2014 году ИГИЛ разорвал свои связи с Аль-Каидой, группировкой которой оно являлось, и начало проводить собственную

40

террористическую деятельность.

30 сентября 2015 года Россия, независимо от США и их партнеров, по просьбе сирийского Правительства и в соответствии с Договором «О дружбе и сотрудничестве между СССР и Сирийской Арабской Республикой» от 8 октября 1980 года начала военную операцию на территории Сирийской Арабской Республики. Российская Федерация изначально была нацелена на конструктивное взаимодействие, но Соединённые Штаты отказались от сотрудничества с Россией. 41

Россия, выступая за верховенство международного права и демократических ценностей, заинтересована в сохранении территориальной целостности и независимости Сирии. Кроме этого стоит выделить высокую вероятность радикализации российских территорий на Северном Кавказе. На сегодняшней день можно говорить о сложной ситуации в Грузии, которая является не только одним из лидеров по поставке наемников в ИГИЛ, но и может в перспективе стать плацдармом для террористических атак на Россию. 42Поэтому Россия инициирует и работает в направлении действенного подавления терроризма на сирийской территории, а также в создании Единого информационного центра по борьбе с ИГИЛ в Багдаде, который позволит координировать усилия стран, участвующих в борьбе с террористическими организациями. Подобный механизм создается в Иордании.

Угрозу российским национальным интересам представляет украинский кризис. Украинские события, достигшие апогея в феврале 2014 года, были антиконституционного характера, что естественным образом не приняла часть населения Украины. В результате этих событий в Крыму был проведен референдум об отделении от Украины и последующем присоединении к России, что было воспринято мировым сообществом как оккупация. Остальная часть страны была разделена на 2 лагеря: западная часть, принявшая незаконную власть, и восточная, выступившая против незаконного государственного переворота и нарушения конституционных прав населения востока Украины. Эти события привели к Гражданской войне, продолжающейся до сих пор. Прекращение гражданской войны возможно лишь после начала полноценного диалога между представителями украинских властей и Донецка с Луганском. Это подтверждено «Комплексом мер по выполнению Минских соглашений» от 12 февраля 2015 года. Альтернативы мирному урегулированию не существует.43

Гражданская война на Украине - фактор дестабилизации евразийского пространства, схожий с событиями «арабской весны», поэтому существует серьезная угроза всему региону. Прокуратура РФ совместно с ФМС, МВД и ФСБ России не допустили в прошлом году в страну с Украины радикально настроенных лиц, планировавших массовые беспорядки в стране с целью государственного переворота, о чем заявил Генеральный прокурор РФ Ю.Я. Чайка на Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, выступая с докладом «О состоянии законности и правопорядка в 2015 году и о проделанной работе по их

44

укреплению» .

Не исключена возможность развития украинского кризиса до состояния полномасштабного военного противостояния, чем должны противостоять как РФ, так и страны Запада. Однако западные партнеры, в частности НАТО, усиливает свое присутствие в Восточной Европе, создавая группы быстрого реагирования, увеличивая количество истребительной авиации, наземной техники и военнослужащих. Увеличилось число кораблей и самолетов потенциально вражеских сил, перехваченных у границ России. Данные перехваты

40 Tony Blair says he's sorry for Iraq War 'mistakes,' but not for ousting Saddam - [Электронный ресурс] - URL: http://edition.cnn.com/2015/10/25/europe/tony-blair-iraq-war/ (дата обращения 02.05.2016)

41 США отказались сотрудничать с РФ в Сирии из-за "неверной стратегии". - [Электронный ресурс] - URL: http://www.interfax.ru/world/471844 (дата обращения 17.03.2016)

42 Как Грузия оказалась одним из крупнейших поставщиков боевиков в ИГИЛ - [Электронный ресурс] - URL: http://carnegie.ru/publications/?fa=60430 (дата обращения 27.04.2016)

43 Интервью Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Н.П. Патрушева журналистам информационного агентства «Ассошиэйтед Пресс» - [Электронный ресурс] - URL: http://www.scrf.gov.ru/news/1018.html (дата обращения 17.04.2016)

44 Доклад на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Генерального Прокурора РФ Ю.Я. Чайки «О состоянии законности и правопорядка в 2015 году и о проделанной работе по их укреплению» - [Электронный ресурс] - URL: http://genproc.gov.ru/genprokuror/appearances/document-1078222/ (дата обращения 14.05.2016)

вызывают недовольство западных стран, Российские вооруженные силы, в свою очередь, обязаны реагировать на любую военную активность у своих границ. На обвинения Пентагона Министерство Обороны предложило два варианта: либо ограничить свою активность вблизи российских границ, либо включать транспондеры для идентификации самолета.

Высокая вероятность участия НАТО в конфликте на Украине. Соответствующие заявление о необходимости помощи идут из Администрации Президента Украины. ВС Украины переходят на стандартизацию НАТО, участились совместные военные учения и тд. Украинской стороной игнорируются Минские соглашения, что усложняет конфликтную ситуацию и увеличивает зону нестабильности на границе с России, которая уже составляет более 600 км.

США, их партнеры, продвигавшие свои интересы в Украине переложили всю ответственность за происходящее на Россию, в том числе используя методы информационной войны и пропаганды. Важным успехом для них стало создание негативного образа России у мировой общественности. Соединенные Штаты смогли выдать свои национальные интересы за интересы мировой общественности. Америка рассматривает себя как глобального лидера, а любое посягательство на лидерство - угрозой национальной безопасности США. Как следствие - попытки политической и экономической изоляции России.

Политическая и экономическая изоляция страны невозможна. Санкции, инициированные Соединенными Штатами, поддержали их ближайшие партнеры, а России, в свою очередь, начала активнее развивать экономические отношения на постсоветском пространстве и в Латинской Америке. Выгодные контракты стали получать китайские компании. Увеличилось количество соглашение со странами Юго-Восточной Азии, в частности с Таиландом. Эти события поспособствовали шагам к развитию отношений с африканскими странами. В апреле 2016 года глава Минпромторга РФ Д.В. Мантуров возглавил делегацию в рабочей поездке по африканским странам с целью продвижения взаимовыгодного экономического партнерства. Спустя 2 года после введения санкций можно говорить о том, что Россия вышла на новые рынки, заменив партнеров из США, ЕС, Канады и Австралии. Кроме того, остается ряд отраслей, в которых США не может отказаться от партнерства с Россией, несмотря на введенные санкции. Если во внешнеполитической составляющей - это сокращение и нераспространение ядерного оружия, борьба с международным терроризмом и т.д., то в экономической - закупка у РФ ракетных двигателей, энергоресурсы для ЕС и т.д.

В вопросах политической изоляции против России введены ограничения Парламентской Ассамблеей Совета Европы, что расценено как политическая война, объявленная России. РФ имеет еще ряд разногласий с Советом Европы. Например, по таким вопросам, как верховенство Конституционного суда РФ на территории России над Гаагским судом, запрет меджлиса крымских татар на территории РФ, выступающего с радикальными заявлениями и т.д. По этим причинам в России допускается выход страны из состава Совета Европы, но только как крайнюю меру. 45

20 апреля 2016 года было проведено первое за 2 года заседание Совета Россия-НАТО, замороженного по инициативе Альянса, что оценивается, как провал политики изоляции России. Тем не менее, постпред РФ при НАТО Александр Грушко отметил: «Нас беспокоит военное планирование альянса, построенное на постулате о необходимости сдерживания России, что противоречит обязательствам о военной сдержанности, прописанным в Основополагающем акте РФ-НАТО». 46

Одним из основных вопросов заседания являлся международный терроризм. Операция в Сирии показала эффективность России в борьбе с террористической угрозой. Это же было отмечено на V Московской конференции по международной безопасности, где выступал начальник Генштаба ВС РФ генерал армии Валерий Герасимов с докладом «Вооруженные Силы Российской Федерации и борьба с международным терроризмом». Растущая активность глобального терроризма впервые была выделена в качестве военной опасности России в обновленной Военной доктрине Российской Федерации, которая была утверждена в 2015

47

году.

45 Пушков допустил выход России из Совета Европы - [Электронный ресурс] - URL: http://rg.ru/2016/04/08/pushkov-dopustil-vyhod-rossii-iz-soveta-evropy.html (дата обращения 08.04.2016)

46 В Брюсселе впервые за два года прошло заседание Совета Россия-НАТО - [Электронный ресурс] - URL: http://rg.ru/2016/04/20/pochemu-na-zasedanii-soveta-rossiia-nato-ne-uslyshali-poziciiu-moskvy.html (дата обращения 20.04.2016)

47 Выступление начальника российского Генштаба с докладом на V Московской конференции по международной безопасности - [Электронный ресурс] - URL:

http://pda.mil.ru/pda/news_world/more.htm?id=12084033@egNews (дата обращения 30.04.2016)

Современный международный терроризм - это не деятельность идейных сепаратистов и радикалов, а организованная, финансируемая из-за рубежа подрывная деятельность против конкретной страны. Поэтому Вооруженные Силы, которые должны защищать страну от внешней агрессии, выступили против нового врага. Стоит выделить и информационное давление, оказываемое иностранными СМИ для искажения роли России в борьбе с терроризмом. В результате первых опытов использования ВС против террористических организаций командованием ВС РФ сделаны следующие выводы:

• Вооруженные Силы необходимо заранее готовить к борьбе с террористическими организациями;

• Все действия должно носить превентивный характер, уничтожая на ранних стадиях, не давая развернуть идеологическую сеть;

• На современном этапе терроризм ликвидировать без применения ВС невозможно, тк терроризм приобрел новый характер и имеет теневые финансирование и обеспечение оружием.

Российская Федерация и её Вооруженные Силы имеют опыт борьбы с терроризмом как на своей территории, так и за её пределами. Этот опыт позволяет эффективно бороться с ним и разрабатывать системы мер по его предотвращению. Часто причиной возникновения террористических организаций является низкий уровень жизни в государстве, высокий уровень преступности и ряд других причин. Также влияет вмешательство в дела суверенных государств других государств. По мнению Тони Блэра, бывшего Премьер -министра Великобритании, военная операция в Ираке стала причиной появления ИГИЛ. 48Попытки перенести ценности западной демократии в страны со своим менталитетом, духовными ценностями и традициями приводят к обратному результату. Искусственное насаждение чуждых идеалов взорвало Северную Африку и Ближний Восток. Это примеры Ирака, Ливии и тд.

Но на современном этапе терроризм нередко становится инструментом для достижения политических целей. Чаще всего такой целью является проведение государственного переворота в стране. Но после успешного выполнения террористические организации выходят из-под контроля, захватывая территории, определяя свои цели, идеологию и образуя квазигосударственные структуры. Одним из последних пример является Сирия, где процесс дестабилизации государства был направлен на свержение легитимной власти.

В результате этих обстоятельств Президент РФ принял решение о необходимости применения ВС РФ на территории Сирийской Арабской Республики. Стоит отметить, что действия российский ВС были направлены сугубо против террористов, не вмешиваясь во внутренние процессы страны. Все российские подразделения находятся на территории Сирии на законном основании по просьбе Правительства САР. В то время как действия Международной коалиции во главе США действует в нарушении международного права и проводят бомбардировки территории суверенного государства без его согласия.

Цели для атак отбираются в результате широкой разведывательной деятельности, подтверждаемые с помощью беспилотных летательных аппаратов. При подготовке операции ВКС России в Сирии особое внимание было уделено предотвращению конфликтных ситуаций в воздушном пространстве страны. Но это все равно не помогло избежать инцидентов. 24 ноября 2015 года ВВС Турции сбили над территорией Сирии российский бомбардировщик СУ-24М. Основной причиной этого радикального шага стала защита турками поставок нефти из ИГИЛ, на что в НАТО закрывают глаза, несмотря на прямое финансирование террористической организации путем покупки нефти. Турция инициировала экстренную конференцию НАТО, не попытавшись связаться с РФ. По итогам конференции Генеральный Секретарь НАТО призвал всех к осторожности и деэскалации ситуации, отметив, что в данной ситуации НАТО солидарно с позицией Турции.

Россия готова сотрудничать с мировым сообществом в рамках борьбы с международным терроризмом, но эти предложения игнорируются западными странами. Несмотря на это были достигнуты Меморандум о предотвращении инцидентов в небе над Сирией и механизм взаимодействия между оборонными ведомствами России и Израиля в рамках совместной рабочей группы по предотвращению инцидентов на сирийском направлении.

Важное значение в национальных интересах РФ имеет информационная безопасность. В 2015 году был сделан большой шаг вперед для российских инициатив на международной арене и укрепления позиции России в области международной информационной безопасности. На современном этапе информационное пространство имеет большое значение в вопросах сохранности информационных ресурсов государства и

48 Tony Blair says he's sorry for Iraq War 'mistakes,' but not for ousting Saddam - [Электронный ресурс] - URL: http://edition.cnn.com/2015/10/25/europe/tony-blair-iraq-war/ (дата обращения 02.05.2016)

защищённости, законных прав личности и общества в информационной сфере. Информационно -коммуникационные технологии и сети Интернет используются в преступных и террористических целях. 49

Говоря о российских инициативах в данной сфере следует выделить следующие:

• «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности» - российская резолюция, принятая в ходе 70-й Генеральной Ассамблеи ООН;

• Российские подходы в обеспечении информационной безопасности были включены в итоговый доклад Группы правительственных экспертов ООН по международной информационной безопасности;

Эти подходы отражены в том, что информационно-коммуникационные технологии недопустимо использовать в иных, кроме мирных, целях. Необходимо препятствовать использованию информационной сферы для террористических, пропагандистских и иных целей, угрожающих национальной безопасности, а также необходимо распространить на нее общепризнанные международно-правовые принципы. Помимо этого, необходимо бороться с компьютерными атаками, использованием информационной сферы для шпионажа и вмешательство во внутренние дела государства.

По инициативе государств - членов ШОС распространена обновленная редакция Правил поведения в области обеспечения международной информационной безопасности, а в итоговых документах саммитов G20, ШОС, БРИКС и ВАС отражены проблемы международной информационной безопасности. В 2015 году подписано российско-китайское межправительственное соглашение о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности. В этом же направлении работает Содружество Независимых Государств, подписавшее схожее соглашение, а также ОДКБ, создавшее Консультационный координационный центр ОДКБ по вопросам реагирования на компьютерные инциденты.

Кроме этого Россия заинтересована в нераспространении и дальнейшем сокращении ядерных вооружений. Этот вопрос сегодня стоит на повестке дня. Российская Федерация, являясь правопреемницей СССР, выступает за неукоснительное выполнение Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), подписанного в 1968 году. К членам ядерного клуба относятся России, США, Франция, КНР и Великобритания. Также наличие ядерного оружия зафиксировано у Пакистана, Индии и КНДР, но они не подписали ДНЯО. Остается открытым вопрос по Израилю, не подтвердившему, но и не отрицающему наличие ядерного оружия.

Помимо проблем со странами, не подписавшими Договор о нераспространении ядерного оружия, Россия отмечает нарушения со стороны США и других стран-членов НАТО. Соответствующее заявление было сделано в Нью-Йорке на конференции по рассмотрению действия ДНЯО директором департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД России Михаил Ульянов.

Согласно I и II статья ДНЯО ядерные державы обязались не передавать и не принимать ядерное оружие и контроль над ним, соответственно. Данные нарушения были зафиксированы в рамках «совместных ядерных миссий» государств-членов Североатлантического альянса. Статьи данного договора нарушаются путём обучения военнослужащих из неядерных стран-членов альянса навыкам применения ядерного оружия. В ходе совместных ядерных учений НАТО в Европе пилоты из неядерных стран обучаются пилотированию бомбардировщиков, способных нести ядерные заряды, и получают навыки обращения и применения ядерных вооружений. Усиливают конфронтацию планы США разместить в Германии двадцать ядерных бомб модификации В61-12, на что последовала реакция МИД РФ, которое обвинило Вашингтон в нарушении ДНЯО.

Опасения вызывает модернизация ядерных вооружений, которую сейчас проводят США. Модернизация данного типа вооружений допустима, но её масштаб вызывает много вопросов. Соединенные Штаты планируют в ближайшие 25-30 лет потратить 700 миллиардов до 1 триллиона долларов на модернизацию ядерного арсенала страны, в том числе на создание новой атомной бомбы повышенной точности.

Сокращение ядерных вооружений также имеет свои проблемы. 8 апреля 2010 года в Праге Президенты РФ и США Дмитрий Анатольевич Медведев и Барак Обама подписали договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-Ш). Договор рассчитан на 10 лет с возможной пролонгацией по взаимной договорённости сторон на 5 лет. Договором предусмотрено

49 В аппарате Совета Безопасности Российской Федерации подведены итоги деятельности органов государственной власти, направленной на содействие формированию системы международной информационной безопасности - [Электронный ресурс] - URL: http://federalbook.ru/news/fsfs/04.02.2016-1.html (дата обращения 02.05.2016)

сокращение ядерных боезарядов до 1550 единиц, межконтинентальных баллистических ракет, баллистических ракет подводных лодок и тяжёлых бомбардировщиков — до 700 единиц.50

Система ПРО в Европе влияет на развитие отношений в данном направлении. Договор четко не определяет дальнейшее развитие систем ПРО в Европе, однако статьи XIV договора и одностороннее Заявление Российской Федерации относительно противоракетной обороны, которое является частью договора, отмечает, что «качественное и количественное наращивание возможностей систем ПРО США» попадает в категорию «исключительных обстоятельств, ставящих под угрозу высшие интересы Российской Федерации», и является основанием для выхода России из договора.51

Последующий выход США из договора по ПРО поставил под угрозу перспективу СНВ. Сложно реализовывать сотрудничество при отсутствии взаимности у партнеров. Своим шагом Соединенные Штаты поставили всю эту систему в тяжелое положение, в то время как вопрос сокращения вооружений имеет огромное значение для обеспечения баланса сил и международной безопасности. Кроме того, было достигнуто соглашение об утилизации оружейного плутония, к которой США так и не приступили. Срок начала действия соглашения об утилизации оружейного плутония - 2018 год, Россия уже выполнила все подготовительные мероприятия, в то время как США отстают по срокам реализации проектов. 52

На современном этапе можно говорить о кризисе ядерного разоружения. Согласно официальной позиции МИД РФ, Российская Федерация готова к дальнейшему диалоге по ядерному разоружению, но к нему необходимо подключать другие страны, владеющие ядерным оружием, прежде всего союзников США по НАТО. Негативном фактором взаимодействия является деструктивный политический курс со стороны США по отношению к России, а именно: развертывание ПРО, концепция «молниеносного глобального удара», «угрозы появления оружия в космосе, нарастание количественного и качественного дисбаланса в обычных вооружениях».

С 31 марта по 1 апреля 2016 года в США проходил ядерный саммит. В результате отказа от участия в нем российская сторона подверглась критике. Позже Президент РФ объяснил свой отказ, отметив, что на решение повлияла позиция Соединенных Штатов. Цель этих саммитов - принятие важных решений на основе консенсуса, каждая страна имеет возможность принять участие в выработке окончательных решений. Работа на последнем саммите была разбита на 5 групп, но России предложили участвовать только в одном, что вызывает еще больше вопросов к американским партнерам, т.к. Россия, наряду с США, инициаторы сокращения ядерных вооружений. Москву не устраивает подобная позиция, в частности игнорирование ее мнения, о чем было

53

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сказано американским партнерам достаточно давно.

Национальная безопасность страны - одна из ключевых составляющих её национальных интересов, позволяющая реализовывать последние в полной мере, исходя из потребностей государства. Поэтому угрозы национальной безопасности трактуются - совокупность условий и факторов, угрожающих национальным интересам страны. Любое посягательство на благосостояние и стабильность граждан, общества и государства -это посягательство на национальные интересы страны, а самое действие - угроза её национальной безопасности. Национальную безопасность необходимо рассматривать в системе национальных интересов, неотделимо от них, т.к. обеспечение национальной безопасность - один из ключевых национальных интересов страны.

Вектор политики обеспечения безопасности Российской Федерации определяет Совет безопасности, работающий под руководством Президента РФ и привлекающий к своей деятельности различные структуры. В рамках Совет создаются различные рабочие группы и комиссии, направленные на изучение возможных угроз и их устранение в случае возникновения. Первоочередными внешнеполитическими угрозами российским национальным интересам в области международной безопасности являются события в Сирии, нестабильная политическая ситуация в Украине, антироссийская деятельность НАТО, международный терроризм и политика западных стран на политическое и экономическое изолирование России, а также сокращение и нераспространения оружия массового поражения.

50 Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений - [Электронный ресурс] - URL: http://kremlin.ru/supplement/512 (дата обращения 15.04.2016)

51 Заявление Российской Федерации относительно противоракетной обороны - [Электронный ресурс] - URL: http://kremlin.ru/supplement/511 (дата обращения 24.04.2016)

52 Путин на Валдае высказался на тему войны и мира - [Электронный ресурс] - URL: http://ria.ru/world/20151022/1306599334.html (дата обращения 11.04.2016)

53 Путин не поехал на ядерный саммит в США по совету экспертов - [Электронный ресурс] - URL: http://tass.ru/politika/3185420 (дата обращения 11.04.2016)

На современном этапе развивается кризис системы международных отношений, который не позволяет решать глобальные проблемы в связи с преобладанием национальных интересов. Кроме того, сказываются проблемы в отношениях с отдельными странами. Отсутствие конструктивных взаимоотношений между США и Россией напрямую влияет на невозможность возобновления переговоров о новом сокращении атомных боеголовок и ракет.

Соединенные Штаты Америки в своей Стратегии национальной безопасности отмечают, что рассматривают себя как безоговорочного глобального лидера и готовы отстаивать свое лидерство всеми возможными способами. Внешнеполитический вектор РФ заключается в отстаивании своих национальных интересов и национальной безопасности как подсистемы этих интересов. В этой плоскости происходит столкновение интересов, которое приводит к кризису взаимоотношений между странами. Проводя политику антироссийской направленности, США вынуждают Россию проводить контрмеры для обеспечения безопасности своих граждан, своего суверенитета и территориальной целостности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.