I &
■в >а
«Q £
УДК343.901 ББК 67.51 П38
V.A. PLESHAKOV
THREAT TO CRIMINOLOGICAL SAFETY: SYSTEM ANALYSIS OF THE CURRENT STATE
Аннотация: в статье приводится системный анализ угроз криминологическойбезопасности, реализация которых происходит на общенациональном региональном и индивидуальномуровнях в различных сферах социальной жизни современногоРоссий-ского государства
Ключевые слова: криминологическая безопасность, предупреждение преступности, безопасность личности, общества и государства
ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ ПЛЕШАКОВ*
УГРОЗЫ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ
Annotation: in the article the author gives the system analysis of threats to criminological safety which realization happens at national, regional and individual levels in various spheres of social life of modern Russia.
Key words: criminological safety, crime prevention, security of a person, society and state.
Обеспечение криминологической безопасности личности, общества, государства от угроз преступных посягательств, особенно со стороны организованной преступности, выдвигается в число наиболее приоритетных задач всех институтов законодательной и исполнительной власти России. По смыслу данного нами определения криминологической безопасности1 основная ее (безопасности) сущность заключается, во-первых, в состоянии защищенности жизненно важных и иных интересов личности, общества и государства от преступных посягательств; во-вторых, в состоянии защищенности от угроз таких посягательств, порождаемых различного рода криминогенными факторами; в-третьих, в осознании людьми такой своей защищенности. Разберемся в каждом из этих определений криминологической безопасности.
Состояние защищенности интересов личности, общества и государства означает такое состояние объектов криминологической безопасности, при котором они могут реализовать свои потребности, интересы без помех, создаваемых преступными посягательствами. Однако при современном уровне развития общества нереально добиться такой степени криминологической безопасности. В силу этого в данном случае имеется в виду то состояние защищенности, при котором преступность, ее проявления хотя и оказывают негативное воздействие на реализацию интересов личности, общества и государства, но уровень этого воздействия является социально приемлемым. Государство, общество способны контролировать преступность, минимизировать последствия ее прояв-
* Доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник( ВНИИ МВД России). E-mail: [email protected].
лении, а преступность - адекватно реагировать на оказываемые на нее антикриминогенные воздействия. Этот социально приемлемый уровень определяет для себя общество, государство в зависимости от исторического периода развития, политического и социально-экономического состояния, наличия кризисных ситуаций (война, действие стихийных сил природы, экологическая, техногенная катастрофа, террористические акты и т. п.), социально-культурного уровня, возможностей контролировать и сдерживать действие криминогенных факторов и т. д.
Для того чтобы обеспечить социально приемлемый уровень влияния преступности на реализацию интересов личности, общества и государства, необходимосвоевременно выявлять, устранять и нейтрализовывать угрозы преступных посягательств, порождаемых криминогенными факторами.
Дефиниция угрозы не раз давалась в различных литературных источниках, упоминается в Федеральном законе от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности». Но не везде она, на наш взгляд, адекватно отражает сущность этого понятия. Например, в работе А.В. Антонова и В.Г. Балашова угроза определяется «как процесс наступления таких изменений в состоянии личности, общества и государства, которые оцениваются ими как создающие помеху или делающие невозможным реализацию их национальных интересов»2. Вместе с тем слово «угроза» означает возможную опасность3, то есть еще не реализованную. Понятие «угроза» предполагает не процесс наступления изменений, а наличие опасности этого, реальной или потенциальной. Таким образом, понятие «угроза криминологической безопасности, или криминальная угроза» можно сформулировать следующим образом: это преступность во всех ее проявлениях, совокупность криминогенных факторов, создающих реальную или потенциальную опасность преступного посягательства на объекты криминологической безопасности. Имеется в виду, что сама преступность как явление и ее реализация за счет способности к самовоспроизводству создают потенциальную угрозу посягательства на объекты криминологической безопасности, реализация которой возможна при способствующем действии криминогенных факторов. Своевременное обнаружение криминальных угроз и принятие мер по их нейтрализации и отражению системой криминологической безопасности - основная задача обеспечения криминологической безопасности личности, общества и государства.
Вид и характер угроз определяют основные направления сосредоточенияусилий по их предупреждению, нейтрализации и устранению как на стратегическом, так и на тактическом уровне. Своевременное выявление угрозы позволяет выделить объекты, на которые необходимо оказать воздействие, а также объекты, нуждающиеся в защите. Четкое представление об источниках и носителях угрозы дает возможность находить наиболее эффективные методы воздействия и защиты, формы организации работы, а также выбирать те средства решения задачи обеспечения криминологической безопасности, которые по своим свойствам и качествам позволяют достичь максимального результата при минимальном использовании ресурсов. Только в этом случае будет реализован основной принцип обеспечения безопасности личности, общества и государства - соответствие ее характеру и направленности угроз.
Угрозы криминологической безопасности возникают из определенных источников. Поскольку процесс реализации угрозы в самом общем виде проходит два этапа (первый - процесс формирования угрозы, способной нанести вред; второй - процесс непосредственной реализации угрозы, то есть нанесение вреда), то и ее источники мы можем разделить на следующие два вида: источники формирования угрозы и источники, из которыхисходит непосредственная угроза. К первому виду относятся причины и условия, способствующие совершению преступлений, ко второму - преступность как явление, продуцирующее само себя, а потому создающее условия для своего существования и развития, сохраняющее в себе постоянную криминальную угрозу для любого объекта, а также носители этой криминальной угрозы - преступники, которые, имея соответствующую социально-психологическую установку на совершение преступления, обладая криминальным опытом и профессионализмом, при соответствующих криминогенных факторах готовы реализовать потенциальную угрозу криминологической безопасности.
Дифференциация угроз на различные виды преследует цель определения масштабов общественной опасности, возможных объектов преступных посягательств и способствует конкретизации мер по обеспечению криминологической безопасности, координации их осуществления различными органами и организациями. В зависимости от степени распростра -ненности можно выделить следующие виды угроз.
к
■с I
0" ^
Сс
■е-
о
I &
■в >3 «Q
ä
Общенациональная угроза криминологической безопасности возникает, когда преступность и ее проявления создают серьезные помехи в реализации интересов общества, государства, затрудняют проведение позитивных процессов, проникают и дестабилизируют ситуацию во многих основных сферах жизнедеятельности. Чтобы понять масштабы этой угрозы, следует остановиться на некоторых политических, социальных, экономических и нравственно-политических последствиях проявлений преступности:
- современное состояние преступности заставляет оценивать ее не только как социально-правовой, но и как политический феномен. Она пронизывает все самые важные сферы жизнедеятельности государства и общества и связана со всеми глобальными проблемами, вызывающими в обществе наивысшую напряженность: экономика, экология, национальные отношения, внутриполитические преобразования - любая из этих сфер испытывает на себе деструктивную силу криминальных процессов;
- стремление лидеров организованной преступности, накопивших огромные капиталы, вторгнуться в политику, лоббируя свои интересы во властных структурах всех уровней, подкупая представителей власти и должностных лиц, влияя на ход выборов и продвигая «своих» депутатов, непосредственно пытаясь войти в представительные политические органы, может привести к серьезным политическим последствиям, вплоть до контроля над деятельностью властных органов, принятия политических решений под диктовку криминальных структур;
- распространение уголовного террора, имеющего политическую окраску, когда преступному воздействию подвергаются представители исполнительной власти, несговорчивые банкиры, руководителикрупнейших предприятий, предпринимательских структур, способно разрушить нормальные процессы перехода к рынку, стать препятствием в деятельности управленческих, банковских и предпринимательских структур;
- активно идущая консолидация преступных группировок в рамках отдельных территорий, а также в межрегиональных масштабах приводит к установлению прочных связей между крупными криминальными формированиями. Происходит раздел территории страны и отраслей преступного бизнеса на сферы влияния. В результате организованные преступные формирования устанавливают контроль за целыми
отраслями торговли, производства, транспорта, малого, среднего и крупного предпринимательства, финансовыми операциями;
- криминальному террору подвергаются и судебные органы: не только судьи, но и потерпевшие и свидетели по уголовным делам. Их силой и под страхом смерти заставляют менять показания, отказываться от обвинения. В итоге от уголовной ответственности и наказания уклоняются наиболее опасные преступники. Это может привести к невозможности нормального отправления правосудия;
- коррупция в системе госаппарата, который непомерно раздут и продолжает угрожающе разрастаться, по данным различных исследований, поразила в той или иной мере от 50 до 80 % должностных лиц. Реальная борьба с этим разлагающим власть явлением подменяется словесной. Опасность сложившейся ситуации состоит в возможности превращения системы государственной службы в систему самообслуживания, совершенно не способную выполнять предписанные законом функции;
- в стране, где разрушена старая и не построена новая система воспитания малолетних граждан, вырастает и входит в жизнь уже не одно поколение подростков, которые с рождения лишены нормального позитивного воздействия государственной и общественной системы формирования личности. Многие из них не имеют необходимого попечения родителей, а также находятся в зоне криминогенного влияния внутри семьи или ближайшего окружения. Это таит в себе огромный негативный потенциал, грозящий в ближайшем будущем резким ростом уровня преступности в самых тяжких ее формах и иными неблагоприятными социальными последствиями;
- российская преступность уже отпугивает деловых людей из-за рубежа от поездок в нашу страну. Криминальная опасность грозит разрушить большинство контактов отечественных бизнесменов с иностранцами, прервать нормальный инвестиционный процесс, стать тормозом для цивилизованного вхождения России в мировое сообщество;
- серьезнейшие пороки присущи складывающейся системе противодействия преступности, борьбе с ее наиболее опасными проявлениями, деятельности по предупреждению преступлений. Страдает недостатками комплекс ее законодательного, материального (ресурсного), финансового, кадрового обеспечения. Не разработана до конца сама идеология противодействия преступности.
Региональная угроза криминологической безопасности - это распространение описанных выше последствий преступности, а фактически криминальных угроз на определенной территории (село, деревня, город, район, область, край). Нужно отметить, что процесс криминализации сфер, где сконцентрированы объекты наиболее доходных отраслей экономики, крупные финансовые структуры, транспортные узлы, то есть где есть возможность получения сверхприбылей, происходит наиболее быстро. До недавнего времени считалось, что и на традиционно спокойных территориях, где изменения заключаются в постепенном снижении всех показателей производства, вялотекущем процессе развития предпринимательской деятельности, снижении уровня жизни населения (сельские районы, отдаленные небольшие города и т. п.), эта угроза так не проявляется, но установленные факты диктата организованных преступных формирований в станице Кущевской г. Гусь-Хрустальном и других «тихих уголках», опровергает такие утверждения и доказывает все-проникновение преступности.
Индивидуальная угроза криминологической безопасности касается отдельных граждан. Снижение уровня жизни многих слоев населения, беззащитность перед преступными посягательствами, правовая, организационная и материальная неурегулированность обеспечения криминологической безопасности порождают неверие граждан в возможность правоохранительных органов защитить их от преступных посягательств и, как следствие, снижение авторитета и доверия к органам власти и управления, отчуждение человека от государства, которое в их лице может потерять надежную опору и поддержку.
Кроме того, угрозы можно рассматривать в соответствии с их проявлением в определенных сферах общественных отношений:
сфера политики:
- принятие ошибочных либо заведомо противоречащих Конституции РФ законов, указов, иных нормативных актов, затрагивающих жизненно важные интересы населения, что способно активизировать преступность, иные формы противоправного поведения, вызвать вооруженные конфликты, межнациональную рознь, массовое недовольство граждан, спровоцировать широкомасштабные выступления, митинги, забастовки, в том числе с острыми политическими требованиями, которые могут дестабилизировать обстановку в отдельном регионе или в стране в целом;
- существенные изъяны в работе органов власти, крупные злоупотребления властью со стороны отдельных должностных лиц, создающие серьезные трудности обеспечения социально приемлемого состояния криминологической безопасности;
- незаконная деятельность политических партий, общественных организаций, религиозных и иных объединений и движений, в том числе: политический экстремизм и терроризм; издание литературы подстрекательского характера; создание предпосылок для массовых, групповых нарушений общественного порядка, вооруженных конфликтов и государственных переворотов;
- ошибки и искажения национальной политики, следствием которых являются: насаждение идей агрессивного шовинизма, национализма и сепаратизма; нарушение прав, свобод и законных интересов некоренных народов; провоцирование и поддержание межэтнических и межконфессиональных конфликтов; создание предпосылок для распада Российской Федерации;
сфера экономики:
- правовая неурегулированность многих сторон новых рыночных экономических отношений, отсутствие (неполнота) базовых кодифицированных и иных правовых документов регламентирующих ключевые вопросы экономики, создают предпосылки для крупномасштабных злоупотреблений и хозяйственных преступлений в жизненно важных для общества областях экономики, могут привести к дестабилизации экономики отдельного региона или даже страны в целом (преступления, связанные с приватизацией, созданием фиктивных акционерных обществ, фондов, банков, ложным банкротством, незаконным переводом валюты и вывозом культурных ценностей за границу, выпуском и сбытом поддельных ценных бумаг и т. п.);
- значительное расширение масштабов криминализации экономики;
- разрушение производственной сферы;
- незаконная выдача лицензий на поставку за рубеж сырьевых ресурсов; безлицензионный экспорт и импорт; экономическая контрабанда; занижение цен на экспортируемые товары; сокрытие валютной выручки и размещение ее в зарубежных банках;
- снижение уровня жизни значительной части граждан, что несет потенциальную возможность наступления тяжких социальных последствий (забастовки, акции массового протеста, групповые антиобщественные действия, преступления на почве обнищания и т. п.);
к
■с I
О" ^
Сс
■е-
о
I &
■в >3 «Q
ä
сфера защиты конституционных прав, свобод, неприкосновенности личности, имущества от преступных посягательств:
- социальная незащищенность значительной части населения, особенно наиболее нуждающихся в помощи (инвалиды, беженцы и вынужденные мигранты и т. п.); ущемление, ограничение или неурегулированность естественных прав человека и гражданина (право собственности, материального обеспечения старости, прав на свободу передвижения, безопасные условия жизни, благоустроенное жилье и др.), что делает их уязвимыми к преступлениям, связанным с мошенническими действиями с жильем, собственностью, насилием;
- нарушения законности в деятельности правоохранительных органов;
- бюрократизм, коррупция части государственного аппарата;
- рост хронического алкоголизма и наркомании среди самых широких слоев населения;
- массовые стрессовые расстройства, рост числа суицидных проявлений, разрушение нравственных устоев и деградация значительной части населения;
- ухудшение условий труда, быта, отдыха, питания, обучения и воспитания детей и подростков, способствующее криминализации их образа жизни;
- неупорядоченныемиграционные процессы, состоящие в растущей иммиграции в Россию из стран дальнего и ближнего зарубежья; несовершенство системы приема, размещения и оказания помощи иммигрантам; хаотичность и недостаточная урегулированность внутренней миграции приводят к бытовой и социальной неустроенности мигрантов, создают в их среде криминогенную обстановку;
- незащищенность многих технологий производства дефицитной и ценной продукции от хищений;
- слабая проработанность программ развития экономики в плане защиты (разработки ее механизма) государственных средств от хищений, незаконных финансовых операций, приносящих теневую прибыль расхитителям государственной собственности;
- отсутствие криминологической экспертизы проектов развития отраслей народного хозяйства (транспорт, связь, добывающие, перерабатывающие отрасли и т. п.), социальных программ (строительство, создание инфраструктуры населенных пунктов, микрорайонов), требующих разработки мер криминологической защиты;
- расширение масштабов и повышение степени общественной опасности преступных деяний; появление новых квалифицированных видов преступлений; эскалация насилия, жестокости, агрессивности преступных проявлений; усиливающаяся вооруженность и техническая оснащенность преступников;
- тотальная криминальная пораженность экономики приводит к крупным безнаказанным хищениям народного имущества, позволяет извлекать сверхкрупные и трудновыявляемые криминальные доходы;
- активная консолидация преступных группировок на территориальном и межрегиональном уровнях;
- возрастание тяжести и масштабов социальных, в том числе экономических, последствий преступности (значительное число жертв преступных посягательств, а также неосторожных преступлений; сопоставимость совокупного ущерба от противоправного поведения в сфере экономики с доходной частью национально -го бюджета);
- все чаще отмечающиеся факты криминального террора в отношении представителей органов государственной власти и управления, судебных органов, потерпевших и свидетелей по уголовным делам, а также в отношении предпринимателей и финансистов;
сфера предупреждения преступлений:
- криминализация наиболее важных сфер жизнедеятельности государства и общества, вызывающая повышение уровня социальной напряженности, в том числе в сферах политики, экономики, экологии, национальных отношений, серьезно затрудняет, а иногда и исключает возможности реального предупреждения преступлений;
- крупные ошибки в формировании стратегии и тактики противодействия преступности, ресурсном и финансовом обеспечении борьбы с ней вследствие недооценки масштабов развития преступности (проблема латентности), ограниченных ресурсных возможностей фактически дезорганизовали систему предупреждения преступлений;
- недостаточная эффективность предупредительной деятельности правоохранительных органов в силу их разобщенности, нерешенности проблем правового, материально-технического, финансового, кадрового и социального обеспечения; неразработанность стимулирующих критериев оценки их деятельности;
- значительное снижение воспитательного и профилактического потенциала учебных за-
ведений, других учреждений, ведущих работу с различными контингентами несовершеннолетних;
- коммерциализация досуговых форм воспитания несовершеннолетних привела к фактическому развалу этой работы по месту жительства и ликвидации одного из важнейших субъектов предупреждения преступлений подростков;
- существенное влияние криминала на несовершеннолетних;
- проявление, с одной стороны, «взрослой криминальности» в преступности несовершеннолетних, усиление организованности, сплочен-
ности, агрессивности и жестокости, а с другой -ее все большее омоложение, в том числе за счет лиц, не достигших возраста уголовной ответственности.
Итак, угрозы криминологической безопасности включают в себя преступность во всех ее проявлениях, а также совокупность криминогенных факторов, создающих реальную или потенциальную опасность преступного посягательства на объекты криминологической безопасности. Реализация этих угроз происходит на общенациональном, региональном и индивидуальном уровнях в различных сферах социальной жизни.
Список использованнойлитературы
1 См.: Плешаков В. А. Теория криминологическойбезопасности как частная теория криминологии // Человек: преступление и наказание: науч. журн. / Академия ФСИН России. 2011. №2 2. С. 75-79.
2 Антонов А.Б., Балашов В.Г. Основы обеспечениябезопасности личности, общества и государства! учеб. пособие. М., 1996. С. 55.
3 См.: Ожегов С.И. Словарь русскогоязыка. М., 1988. С. 673.