Научная статья на тему 'Угрозы финансовой безопасности России в современном мире'

Угрозы финансовой безопасности России в современном мире Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2092
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / FINANCIAL SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION / УГРОЗЫ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / THE THREAT OF FINANCIAL SECURITY / КЛАССИФИКАЦИЯ / CLASSIFICATION / СВОЙСТВА БЕЗОПАСНОСТИ / PROPERTIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кондрат Е. Н.

Автор статьи рассматривает положения относительно понятия угрозы финансовой безопасности, представляет ее классификацию и природу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Threats to financial security for Russia in the modern world

The article deals with the concept of threats to «financial security», their classification and nature.

Текст научной работы на тему «Угрозы финансовой безопасности России в современном мире»

Угрозы финансовой безопасности России

в современном мире

Кондрат Е.Н.

The article deals with the concept of threats to «financial security», their classification and nature.

Финансовая безопасность Российской Федерации — это новое понятие, разработка которого обусловлена угрозами финансово-кредитной сфере России и принятием новой Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденной Указом Президента Российской Федерации № 537 от 12 мая 2009 г.

В ней подчеркивается, что «последствия мировых финансово-экономических кризисов могут стать сопоставимыми по совокупному ущербу с масштабным применением военной силы» 1.

Как отмечается в этом документе, развитие мира идет по пути глобализации всех сфер международной жизни, которая отличается высоким динамизмом и взаимозависимостью событий. Между государствами обострились противоречия, связанные с неравномерностью развития в результате глобализационных процессов, углублением разрыва между уровнями благосостояния стран. Ценности и модели развития стали предметом глобальной конкуренции. Возросла уязвимость всех членов международного сообщества перед лицом новых вызовов и угроз. В результате укрепления новых центров экономического роста и политического влияния складывается качественно новая геополитическая ситуация. Формируется тенденция к поиску решения имеющихся проблем и урегулированию кризисных ситуаций на региональной основе без участия нерегиональных сил. Несостоятельность существующей глобальной и региональной архитектуры, ориентированной, особенно в Евро-Атлантическом регионе, только на Организацию Североатлантического договора, а также несовершенство правовых инструментов и механизмов все больше создают угрозу обеспечению международной безопасности2. Остроту таких проблем ярко высветил мировой экономический кризис. Искусственно поддерживаемая однополярность и сохранение монополии ключевых сег-

ментов мировой экономики явились фундаментальными причинами кризиса. Один полюс потребления, который финансировался за счёт дефицита и, соответственно, накопления долгов, одна некогда мощная резервная валюта и одна преобладающая в мире система оценки активов и рисков. В итоге снизилось качество регулирования, обоснованность оценок (и оценок макроэкономической политики в том числе) в целом, и глобальный кризис предотвратить не удалось.

Анализ угроз безопасности страны необходим также потому, что в современном мире, прикрываясь высокими лозунгами свободы, открытого общества, подчас уничтожаются суверенитет стран и целых регионов, под громкую риторику о свободе торговли и инвестиций в самих развитых экономиках и странах усиливается политика протекционизма.

Разворачивается ожесточенная борьба за ресурсы. И во многих конфликтах, внешнеполитических акциях, дипломатических демаршах «пахнет» газом и нефтью.

В распоряжении нашей страны — огромные природные богатства. И как результат — нам всё чаще приходится сталкиваться с рецидивами политики сдерживания, за которой зачастую стоит стремление навязать нам нечестную конкуренцию и обеспечить себе доступ к нашим ресурсам.

Отмечается стремление иностранного финансового капитала оказывать влияние на направленность и темпы реализации важнейших российских государственных программ в области обороны, науки и техники, вытеснить продукцию России с международного рынка вооружений и военной техники, получить неограниченный доступ к стратегическим минерально-сырьевым ресурсам нашей страны, современным технологиям, навязать контракты на поставку устаревших и экологически вредных производств и технологий.

Наблюдается избирательная направленность инвестиционной политики за-

Кандидат юридических наук.

СО

OI

Z •

о о

CJ

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о m ф VO >5

о *

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2

ф

d

я *

<

*

S I

н

о ф

со

CO

Ol

z •

о о

СЧ

о о о

Q.

et

CQ

s н

о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о

ш у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

л *

<

S I

н

о ф

со

падных стран в сторону увеличения объема портфельных инвестиций и инвестиций в рынок корпоративных ценных бумаг за счет уменьшения доли прямых финансовых вложений в различные отрасли экономики страны.

Противоправная деятельность иностранцев на российском фондовом рынке проявляется в виде внедрения в обход антимонопольного законодательства крупного зарубежного капитала в российскую экономику с целями перепрофилирования, свертывания производства или ликвидации конкурентоспособных на мировом рынке товаров и услуг российских предприятий.

Прослеживается тенденция к использованию коммерческих банков, находящихся под контролем иностранного капитала, для завладения предприятиями и организациями, имеющими стратегическое значение для экономики страны.

Все эти факторы весьма негативно влияют на состояние защищенности экономики России и требуют внесения серьезных корректив в организацию системы обеспечения финансовой безопасности России, а также в отечественное законодательство.

Из новой Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. логически вытекает, что обеспечение финансовой безопасности РФ — это деятельность государства во многих сферах, но прежде всего в сфере экономической безопасности. Ее укреплению должно способствовать совершенствование государственного регулирования экономического роста путем разработки концептуальных и программных документов межрегионального и территориального планирования, создания комплексной системы контроля над рисками, включая проведение активной государственной антиинфляционной, валютной, курсовой, денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, ориентированной на импорто-замещение и поддержку реального сектора экономики; стимулирование и поддержку развития рынка инноваций, наукоемкой продукции и продукции с высокой добавочной стоимостью, развитие перспективных технологий общего, двойного и специального назначения3. Обеспечение финансовой безопасности страны в настоящее время возможно только при соблюдении национальных интересов России при проведении экономических реформ и учете существующих угроз.

Среди основных национальных интересов России в области финансовых отношений можно отметить следующие:

> повышение эффективности финансовой системы как важнейшего регулятора рыночных отношений на основе поддержания государственных расходов в соответствии с имеющимися ресурсами и бюджетными ассигнованиями при соблюдении таких приоритетов, как целевое инвестирование в сферу наукоемкого и высокотехнологичного производства; усиление сдерживания инфляционных процессов; противодействие «бегству» российского капитала за границу; стимулирование иностранных капиталовложений (особенно долгосрочных в сферу производства);

> создание единой сбалансированной правовой основы, обеспечивающей эффективное формирование и функционирование финансово-кредитной системы социально ориентированного рыночного хозяйства страны, а также правоохранительного механизма по его защите от воздействия криминальных процессов и посягательств. Что же угрожает сейчас национальным интересам России в области финансовых отношений?

Для однозначного понимания проблемы определимся сначала с понятием, что такое «угроза».

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. угроза национальной безопасности рассматривается как «прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства» 4.

Другими словами, угроза есть выражение реальных и уже существующих противоречий как на внутреннем экономическом пространстве страны, так и за ее пределами.

Угрозы могут быть классифицированы по разным основаниям: в зависимости от происхождения — на внутренние и внешние; в зависимости от сферы возникновения — на угрозы в бюджетной, налоговой сфере, финансово-кредитной, инвестиционной, денежно-валютной сферах; в зависимости от субъектного состава — на угрозы, исходящие от индивидуального

субъекта , угрозы, исходящие от неорганизованной группы лиц (субъектов, не объединенных умышленно для совершения противоправных действий в финансовой сфере); угрозы, исходящие от организованной группы лиц и угрозы, исходящие от транснациональных преступных объединений.

Кроме того, в зависимости от степени опасности угроз возможна классификация угроз по оценочной шкале сложности. В зависимости от длительности угрозы можно классифицировать на длительные, возникающие эпизодически и угрозы, носящие временный характер.

Разумеется, перечисленная совокупность угроз не носит исчерпывающего характера, перечень угроз является открытым и подлежит постоянному мониторингу и разработке мероприятий по защите от них или их ликвидации.

Рассмотрим теперь каждую группу угроз поподробнее.

В зависимости от происхождения, как уже отмечалось, можно выделить угрозы внутренние и внешние.

К внешним угрозам следует отнести зависимость национального финансового сектора от европейских индексов, манипулирование государственной задолженностью иностранными кредиторами для воздействия на принятие экономических и политических решений, проблемы государственного регулирования отношений в сфере валютного регулирования и валютного контроля, приобретение нерезидентами российского бизнеса и вывод капитала за рубеж, коррумпированность органов государственной власти, отсутствие реальных правовых рычагов у правоохранительных органов для противодействия угрозам в сфере финансовой безопасности.

К внутренним угрозам можно отнести высокий уровень инфляции, недостаточное правовое регулирование рынка ценных бумаг и инвестиционной деятельности, нестабильность налогового законодательства и возможность незаконной оптимизации налогообложения, проблемы мониторинга офшорного бизнеса, отсутствие надлежащей компетенции фискальных органов и необходимость увеличения ответственности этих органов перед субъектами предпринимательской деятельности, наличие проблем финансового мониторинга в банковской сфере, в т.ч. мониторинга валютных операций, операций кредитных организаций с цен-

ными бумагами, несовершенство правовой системы регулирования международных кредитных сделок, отсутствие адекватных карательных функций уголовно-правовых норм, мораторий на уголовно-правовую санкцию конфискации имущества, заведомо добытого, приобретенного преступным путем, фиктивное и преднамеренное банкротство, отсутствие мониторинга сделок, направленных на заведомо незаконные цели и вывод капитала за рубеж, фиктивные финансовые операции, уклонение от уплаты налоговых и таможенных платежей, нецелевое использование бюджетных средств, легализация преступно нажитых доходов, некоторые виды экономических преступлений, совершаемых, как правило, в финансово-кредитной сфере организованными группами.

В зависимости от субъектного состава угрозы можно классифицировать на угрозы, исходящие от индивидуального субъекта, например, уклонение от уплаты налоговых, таможенных платежей, нарушения в сфере бюджетного законодательства, ведение предпринимательской деятельности без надлежащей регистрации (лжепредпринимательство), легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления, незаконные действия в сфере инвестиций и кредитных отношений, правонарушения в сфере внешнеэкономической деятельности и таможенного контроля. Вышеназванные угрозы могут исходить от иных субъектов, например неорганизованной группы лиц, т.е. субъектов, не объединенных умышленно для совершения противоправных действий в финансовой сфере. В данном случае действия могут совершаться в результате стихийных, экзогенных факторов. Перечень угроз, исходящих от организованных групп лиц и угроз, исходящих от транснациональных преступных объединений не может являться исчерпывающим, поскольку опасности могут трансформироваться в зависимости от экономической политики, системы мониторинга и контроля в этой сфере.

Угрозы безопасности в финансовой сфере, совершенные организованной группой лиц отличает повышенная степень общественной опасности, причинение вреда как экономике государства, так и обществу в целом и отдельным субъектам.

В зависимости от сферы возникновения угрозы могут быть классифицирова-

со 01

г •

о

о сч

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о о о о.

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

CO

Ol

z •

о о

СЧ

о о о

Q.

et

CQ

s н

о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

л *

<

S I

н

о ф

со

ны на угрозы в бюджетной, налоговой сфере, финансово-кредитной, инвестиционной, денежно-валютной сферах, инвестиционной сфере. В данном случае проблемы могут возникнуть в связи с необходимостью применения нужного права. Необходимо учитывать возможность применения совокупных норм права в случае, если невозможно идентифицировать сферу охраняемых интересов.

В зависимости от степени опасности угроз возможна классификация угроз по оценочной шкале сложности.

Определение степени финансовой безопасности предполагает выявление и анализ опасностей в финансовой сфере. Опасности можно оценить по критерию нанесения ущерба финансово-кредитной сфере, в зависимости от объекта посягательства, в зависимости от возможности противодействия компетентных органов возникающим угрозам.

В зависимости от длительности опасности угрозы можно классифицировать на длительные, возникающие эпизодически и угрозы, носящие временный характер.

К числу наиболее актуальных и труднопреодолимых угроз, известных мировому экономическому сообществу следует отнести высокий уровень коррупции в банковской и денежно-кредитной системы, незаконное обналичивание денежных средств, фиктивное и преднамеренное банкротство, изготовление и выпуск в обращение денежного суррогата, проблемы оффшорного бизнеса.

С позиций экономической безопасности именно кредитно-финансовая сфера России является сегодня одним из наиболее слабых ее звеньев. Поэтому в нынешней ситуации обеспечение финансовой безопасности для Российского государства является одной из важнейших задач.

При этом под финансовой безопасностью государства автор понимает наиболее важную подсистему экономической безопасности государства, представляющую собой результат деятельности по обеспечению органами законодательной, исполнительной и судебной власти защиты национальных интересов государства в бюджетной, налоговой, финансово-кредитной, денежно-валютной и инвестиционной сферах от внешних и внутренних угроз. Мониторинг и классификация этих угроз, а также принятие своевременных действий уполномоченных органов по обеспечению надежной защиты интере-

сов РФ в финансовой сфере — вот фундамент обеспечения финансовой безопасности.

Финансовая безопасность России должна базироваться на независимости, эффективности и конкурентоспособности финансово-кредитной сферы России, на сбалансированности финансов, достаточную ликвидность активов и наличие необходимых денежных, валютных, золотых и т.д. резервов.

Каковы основные направления обеспечения финансовой безопасности?

Внутри страны эти направления связаны с преодолением финансово-экономического кризиса?

Говоря об уроках кризиса, Президент РФ Д.А.Медведев в Бюджетном послании о бюджетной политике в 2010—2012 гг. отметил, что, чтобы предотвратить в будущем подобные шоки для российской экономики.

Во-первых, бюджетное планирование должно базироваться на консервативных прогнозах цен на сырье. При этом необходимо продолжить сбережение части нефтегазовых доходов в условиях конъюнктурно высоких цен на сырье. Кризис показал, что структура российской экономики обусловливает высокую зависимость не только нефтегазовых, но и других бюджетных доходов от нефтегазового сектора и внешнеэкономической конъюнктуры.

Во-вторых, нужна разумная политика сдерживания роста государственных расходов. В нынешних условиях раздутые расходы становятся неподъемными для государства и могут стать дополнительным источником финансовой нестабильности.

В-третьих, при реализации антикризисных мер нельзя решать сиюминутные проблемы в ущерб долговременным приоритетам, принимать решения, влекущие за собой рост неэффективных расходов, иждивенчество, консервацию сложившихся перекосов и дисбалансов, нарушать базовые бюджетные принципы и процедуры, размывая финансовую, а значит, и правовую ответственность государства.

В-четвертых, поддержание макроэкономической стабильности является фундаментальным условием устойчивого развития экономики. Ее нарушение в конечном счете ведет к замедлению экономического роста из-за удорожания кредитных ресурсов для частного сектора, уменьшения частных инвестиций, роста инфляции и возрастания рисков для предпринимательской деятельности.

Нарушение макроэкономической стабильности чревато неисполнением государством принятых обязательств, необходимостью повышения налоговой нагрузки либо масштабным увеличением заимствований 5.

Однако в современном взаимозависимом мире невозможно обеспечить финансовую безопасность только внутренними усилиями государства. Необходимо широкое международное сотрудничество в этой сфере.

Первое. Нужно договориться о порядке разработки новых стандартов регулирования финансовых рынков, финансовых институтов. И на этом пути нужно будет пройти между двумя крайностями — между консервацией сложившихся систем и резким усилением роли регулирования.

Работа по этим вопросам на экспертном уровне уже сегодня ведётся, она должна завершиться созывом международной конференции для одобрения выработанных подходов. Д.А. Медведев предложил провести такого рода конференцию в России для того, чтобы обсудить уже не концептуальные подходы, а вполне конкретные предложения.

Второе, что необходимо сделать, — нужно реализовать решения «двадцатки» в части реформирования международных финансовых организаций. Здесь нельзя ограничиваться косметическими изменениями, как бы того ни хотелось отдельным государствам, а может быть, и самим международным финансовым организациям. Это, в конечном счете, должны быть принципиально новые финансовые институты, где не будет доминирования отдельных государств или регионов. Кроме таких институтов некому выполнять функции раннего предупреждения кризисных явлений, координации макроэкономической политики в масштабах

всего мирового сообщества и выполнять функции надзора за функционированием международной валютной системы.

Третье. Надо обеспечить стабильность функционирования мировой валютной системы. Стабильность функционирования, стабильность существования этой системы определяют резервные валюты. В современном мире существует объективная тенденция, которая заключается в необходимости создания новых резервных валют. В этой ситуации многие страны переходят от разговоров к вполне конкретным действиям. Речь идёт и о Юго-Восточной Азии, и о Латинской Америке, повышается и роль рубля в торговых расчётах с рядом стран.

Принимаемые сейчас решения по созданию антикризисных фондов, об увеличении ресурсов Международного валютного фонда, очевидно, повлекут за собой и перемены в относительной силе валют. Результатом этих действий является и повышение роли специальных валютных инструментов, таких, как специальные права заимствования МВФ. Структура этой своеобразной, можно сказать, уже наднациональной валюты, учитывая возрастающий вес региональных валют в международных расчётах, видимо, будет постепенно меняться.

В краткосрочной перспективе для России, как и для других стран, самым серьёзным вызовом в финансовой сфере является расчистка балансов от так называемых «плохих» активов. Для чего в первую очередь необходимо способствовать укреплению банков вложением в них государственных средств в необходимых случаях, государственных средств в их капитал, а также снижать риски за счёт использования механизмов, которые поддерживают не только банки, но и самих

заемщиков

6

Литература и примечания

1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденная Указом Президента Российской Федерации № 537 от 12 мая 2009 г. [Электронный ресурс]: // http: //www.scrf.gov.ru/ documents/99.html.

2. Там же.

3. Там же.

4. Там же.

5. Медведев Д.А. Бюджетное послание Президента РФ о бюджетной политике в 2010—2012 гг. [Электронный сесурс]: http://www.kremlin.ru/acts/4187.

6. Медведев Д.А. Выступление на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума 5 июня 2009 г. [Электронный ресурс]: // http://news.kremlin.ru/transcripts.

СО

Ol

Z •

о

о сч

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >5

о *

о ф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

У S

2

0

1

о *

о

2

ф

d

я *

<

*

S I

н

о ф

со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.