ДЕМЧУК Наталия Ивановна,
кафедра финансов и банковского дела Днепропетровского государственного аграрно-экономического университета (Украина), кандидат экономических наук, профессор
ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ УКРАИНЫ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
УДК.338.2, 336.7
ДЕМЧУК Н.И. УКРАИНА КОРХОНАЛАРИНИНГ МОЛИЯВИЙ ХАВФСИЗЛИГИ МИЛЛИЙ ХАВФСИЗЛИКНИНГ ТАРКИБИЙ К,ИСМИ СИФАТИДА
Маколада Украинанинг миллий хавфсизлик концепцияси тах,лил этилган. Шу билан бирга Украина миллий хавфсизлиги буйича давлат сиёсатининг асосий йуналишлари куриб чикилган.
Таянч иборалар: иктисодий хавфсизлик, молиявий хавфсизлик, яширин иктисодиёт.
ДЕМЧУК Н.И. ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ УКРАИНЫ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В статье рассмотрена Концепция национальной безопасности Украины. Также рассмотрены основные направления государственной политики национальной безопасности Украины.
Ключевые слова: экономическая безопасность, финансовая безопасность, теневая экономика.
DEMCHUK N.I. FINANCIAL SECURITY OF UKRAINIAN ENTERPRISES AS A COMPONENT OF NATIONAL SECURITY
The article considers the Concept of National Security of Ukraine. The main directions of the state policy of national security of Ukraine are also considered. Keywords: economic security, financial security, shadow economy.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2017, 1
Концепция (основы государственной политики) национальной безопасности Украины, одобренная Верховной Радой Украины 16 января 1997 г., отмечает, что существование, самосохранение и прогрессивное развитие Украины как суверенного государства зависят от осуществления политики, направленной на защиту его национальных интересов. Среди приоритетных национальных интересов провозглашены создания самодовлеющей социально-ориентированной рыночной экономики.
При этом среди основных направлений государственной политики национальной безопасности Украины в экономической сфере называются1:
- недопущения незаконного использования бюджетных средств и государственных ресурсов; их перетекания в теневую экономику;
- контроль над экспортно-импортной деятельностью, направленный на поддержку важных для Украины приоритетов и защита отечественного производителя;
- борьба с противоправной экономической деятельностью, противодействие неконтролируемому оттоку национальных материальных, финансовых, интеллектуальных, информационных и других ресурсов.
Итак, в современных условиях особого значения приобретает необходимость соблюдения финансовой безопасности. Статья 17 Конституции Украины провозглашает, что рядом с защитой суверенитета и территориальной целостности Украины важнейшей функцией государства, делом всего украинского народа есть обеспечения ее экономической безопасности2.
Экономическая безопасность - сложная много аспектная категория. Так, некоторые исследователи считают, что период послевоенного развития экономики многих стран
1 Ерохин А. Борьба с организованной транснациональной преступностью в повестке дня Организации Объединенных Наций. // Межведомственное совещание руководителей правоохранительных органов стран СНГ. Москва, 2011 год 2-3 декабря.
2 Макконнелл Кэмпбелл Р., Брю Стэнли Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. -
Киев: «Хагор-Демос», 2003.
мира, научно-технический прогресс и информатизация всех сфер жизни общества, складывающаяся транснациональная экономика, разрешают выделить новые контуры четырех базовых системообразующих структур, в рамках которых решаются проблемы экономической безопасности3:
- государство;
- региональное объединение экономических структур;
- довольно автономная мировая экономика денег, кредита и инвестиций;
- разного рода транснациональные предприятия.
З.Варналий, Г.Славин и М. Чельцов отмечают, что экономическая безопасность состоит из общеэкономической, финансовой, внешнеэкономической, технологической, энергетической, сырьевой, продовольственной, трудоресурсной, водохозяйственной, противостихийной. По мнению В. Шлемко и И.Бинько, основными слагаемыми экономической безопасности есть ресурсная, энергетическая, финансовая, военно-экономическая, технологическая, продовольственная, внешнеэкономическая (экспортная и импортная) безопасность. Как считают авторы аналитического доклада «Проблемы экономической безопасности в Украине», подготовленной Украинским центром экономических и политических исследований, экономическая безопасность включает в себя промыш-ленно-технологическую, военно-экономическую, топливно-энергетическую, продовольственную, внешнеэкономическую без-
3 Вишневский В. П. Налогообложение предприятий в Украине. - Донецк: ИЭП НАН Украины, 2013. -С. 328.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2017, 1
опасность и безопасность валютно-финан-совой сферы1.
В интерпретации Г.Пастернака-Тарану-шенка, экономическая безопасность делится на демографическую, экологическую, пищевую, воинскую, ресурсную, энергетическую, ценовую, финансово-денежную безопасность2. С.Гордиенко, в зависимости от конкретных сфер и секторов экономики, видов угроз выделяет конкретные спецификации экономической безопасности, как: производственно-технологическая, финансовая, инфляционная, валютная, таможенная безопасность (надежность экономических границ как составной части государственной границы), управляемость в экономике как важнейший элемент экономической безопасности3.
Д.Ловцов и Н.Сергеев включают финансовую безопасность рядом с экономической, продовольственной, ресурсной, технологической, экологической и др. К системе физиологической безопасности.
Встречается в экономической литературе и ссылка на существование безопасности в финансово-кредитной системе государства, а также финансово-банковской безопасности.
Одной из важнейших слоговых экономической безопасности есть безопасность финансовая. Без обеспечения финансовой безопасности практически невозможно решить ни одно из задач, которые стоят перед Украиной. Тем более, что, за оценкой директора Агентства финансовой безопасности С.Аксенова, «властные структуры разрушаются тогда, когда подрывается экономическая, финансовая основа их существо-
1 Овчинский В.С. Основы борьбы с экономической преступностью. / М., 2006. -С. 18-23.
2 Вишневский В. П. Налогообложение предприятий в Украине. - Донецк: ИЭП НАН Украины, 2013. -С. 328; Ерохин А. Борьба с организованной транснациональной преступностью в повестке дня Организации Объединенных Наций. // Межведомственное совещание руководителей правоохранительных органов стран СНГ. Москва, 2011 год 2-3 декабря.
3 Макконнелл Кэмпбелл Р., Брю Стэнли Л.
Экономикс: принципы, проблемы и политика. -
Киев: «Хагор-Демос», 2003.
вания. Финансовые авантюристы значительно эффективнее от боевиков с автоматами способные повалить любую власть и уничтожить государственность». А развивая эту мысль, М. Арсентьев подчеркивает, что «с точки зрения обеспечения экономической» безопасности даже, условно говоря, блестящая, на какой-либо момент времени, состояние производственной подсистемы может быть разрушено за очень короткий промежуток времени, например, через кредитно-финансовую подсистему, если последнее будет выполнять не обеспечивая роль, а функционировать самостоятельно с целью лишь накопления капиталов в банковских структурах, и источником которых будет служить одна и та же производственная подсистема. Ее может разрушить непродуманная налоговая или таможенная политика...»4.
Возрастающая значимость формирования системы финансовой безопасности в Украине обусловлена отрицательной динамикой развития процессов в социально-экономической сфере, в частности, разладом системы государственных финансов и финансов хозяйничающих субъектов, которые в последние годы все более усиливается, что проявляется в хроническом невыполнении бюджетов всех уровней, потере государством внутренней и внешней кредитоспособности (что может обернуться преобразованием ее в полного банкрота!), а также усиления безвластия в расчетной сфере и обострении платежного кризиса, господстве не денежных отношений в формальной экономике, льду банковской системы и фондового рынка, падении реальной заработной платы, большом объеме задолженности из заработной платы, пенсии, стипендии, разного рода помощи, потере доверия население к финансовым институтам, «бегства» отечественного капитала за границу, «отмывании» «грязных» денег и т.п5.
4 Овчинский В.С. Основы борьбы с экономической преступностью. - М., 2006. -С. 18-23.
5 Вишневский В. П. Налогообложение предприятий в Украине. - Донецк: ИЭП НАН Украины, 2013. -С. 328.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2017, 1
Финансовые возможности предприятия определяются объемом финансовых ресурсов. Обобщающую оценку финансового состояния государство дает сведенный баланс финансовых ресурсов, в котором отображается объем создаваемых финансовых ресурсов и их использование во всех секторах отечественной экономики. Основными источниками финансовых ресурсов Украины является прибыль, которая остается в распоряжении предприятий, доходы бюджетов всех уровней, амортизационные отчисления и ресурсы целевых фондов (без средства, которые зачисляются в Государственный бюджет). Тем не менее, перечисленные источники пока что не обеспечивают в полном объеме финансирования даже минимально необходимых расходов. Вот почему привлекаются долгосрочные кредитные ресурсы, предоставленные банками Украины, средства иностранных инвесторов и кредиты международных финансовых организаций, и кредиты, полученные на двусторонней основе.
Даже за расчетами, которые требуют уточнения, Украина в последние годы постоянно ощущает недостаток финансовых ресурсов, несмотря на тенденцию относительно ее уменьшения.
Определенные недостатки правового, организационно-методического, кадрового и технического характера присущие и отечественной системе финансового контроля1.
Трудность создания действенной системы финансовой безопасности на предприятиях Украины обусловленные необходимостью одновременной разработки сложных теоретических и решения практических вопросов. Во-первых, в отличие от административно-командной экономики, за которой экономическая безопасность в целом и финансовая в частности обеспечивались вертикально построенными методами тотального центра-
1 Ерохин А. Борьба с организованной транснациональной преступностью в повестке дня Организации Объединенных Наций. // Межведомственное совещание руководителей правоохранительных органов стран СНГ. - Москва, 2011 год 2-3 декабря.
лизованного управления, процессы обеспечения безопасности в рыночных условиях распыляются по многим субъектам и направлениям деятельности, которые имеют собственные, часто противоположные интересы, не присущие предыдущей системе. При новых условиях начинает преобладать горизонтально построенная система безопасности. При этом важнейшим становится задача теоретического обоснования и разработки методов практической реализации этих проблем с учетом создания новых или взвешенной адаптации прежде созданных структур адекватно к новым функциям безопасности и поиск ресурсов, необходимых для их выпол-нения2.
Во-вторых, для построения действенной системы, а не искусственного объединения отдельных разрозненных элементов, прежде всего, необходимо четко определиться с предметом защиты, после чего выяснить уже конкретные методы и средства защиты.
Не может не сказываться на финансовой безопасности Украины и глобализация финансовых процессов, которая усиливается в мировом сообществе. Как отмечают специалисты, «в мире сформировались грандиозные потоки «мировых денег», которые не подлежат ни национальным правительствам, ни любым другим политическим учреждениям. Они не образовались как проявление потребностей производства, торговли, инвестирования или потребление. Главным их источником есть преимущественно торговля деньгами». Поэтому следует тщательно анализировать текущую и возможную в ближайшей и более отдаленной перспективе ситуацию на мировых валютных рынках и рынках капитала.
При этом следует отметить, что следствия финансового кризиса 1998 г. могли быть более катастрофическими для Украины, если бы, как это не парадоксально, не влияние на современное экономическое развитие госу-
2 Мэддисон А. Экономическое развитие в странах Запада. - М.: «Экономика», 2013.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2017, 1
дарства некоторых отрицательных факторов.
Ослабление действия финансового кризиса в Украине рассматривается для субъектов хозяйствования юридических лиц и населения.
В экономической науке не существует постоянного определения категории «финансовая безопасность». Концептуальные проблемы, как экономической безопасности так и финансовой безопасности рассматриваются учеными из разных точек зрения. Весомый вклад в систематизацию этого понятия внесли ученые О.И.Барановский, З.С.Варналий1, В.И.Мунтиян, А.С.Филипенко, П.С.Ещенко, Т.Т.Ковальчук, М.М.Ермошенко и прочие. Так в монографии В.И.Мунтиян дает свое определение понятия экономической безопасности рассматривает ее как составную часть национальной безопасности. Продолжает исследования в этом направлении О.Барановский что в свою очередь слагаемыми экономической безопасности считает финансовую безопасность. Финансовая безопасность2 им рассматривается как сложная многоуровневая система, которая охватывает проблемы денежного обращения и инфляции, обращения валютных средств, задолженности государства, бюджетной безопасности, инвестиционной деятельности и т.п.
На взгляд М.Ермошенко под «финансовой безопасностью следует понимать такое состояние финансово-кредитной сферы государства, которая характеризуется сбалансированностью и качеством системной совокупности финансовых инструментов, технологий и услуг, стойкостью к внутренним и внешним отрицательным факторам (угроз), способностью этой сферы обеспечивать защиту национальных финансовых интересов, достаточные объемы финансовых ресурсов для всех субъектов хозяйствования и население в целом - эффективное функцио-
1 Варналш З.С. Глобализация инвестиционных процессов и финансовая безопасность Украины. // «Стратегическая панорама», 2015, №11. -С. 72-77.
2 Там же.
нирование национальной экономической системы и социальное развитие»3.
Это состояние финансовой безопасности является по мнению М.Ермошенко главным критерием оценки эффективности государственной политики и деятельности властных структур во время реформирования и развития финансово-кредитной сферы4.
В современных условиях, справедливо отмечает профессор З.Варналий, «финансовая безопасность является такой значимой, что определяет национальную безопасность в целом. Это произошло потому, что Украина, как и другие постсоветские и постсоциалистические страны, проходит этап невиданного разрушения прежде созданных производственных отношений, медленного становления новых, рыночных отношений и рыночной инфраструктуры. Финансовая безопасность страны может трактоваться как совокупность финансовой безопасности государства, то есть безопасности на макро уровне, и безопасности экономических субъектов, то есть на микро уровне. Причем здесь важно заметить, что как безопасность государства, так и безопасность микроуровня, предположительно предприятий, определенное время могут обеспечиваться в отдельности или даже за счет одна другой. Вместе с тем в стратегическом плане это не только лишь взаимосвязанные, а и неделимые понятия»5.
Мы считаем, что под финансовой безопасностью следует понимать обеспечение такого правового поля, при котором взаимодействие финансовой, денежно-кредитной, валютных, банковских, бюджетной, налоговой систем - оказывает содействие эффективному функционированию национальной финансовой системы, его взаимосвязи с дру-
3 Ерохин А. Борьба с организованной транснациональной преступностью в повестке дня Организации Объединенных Наций. // Межведомственное совещание руководителей правоохранительных органов стран СНГ. - Москва, 2011 год 2-3 декабря.
4 Вишневский В. П. Налогообложение предприятий в Украине. - Донецк: ИЭП НАН Украины, 2013. -С. 328.
5 Варналш З.С. Глобализация инвестиционных процессов и финансовая безопасность Украины.// «Стратегическая панорама», 2015, №11. -С.72-77.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2017, 1
гими макроэкономическими системами для защиты экономических и национальных интересов.
Обеспечения финансовой безопасности, с одной стороны зависит от взаимосвязи ее составляющих, с другой, от экономической безопасности составляющей которой она и является. Ее дезорганизация, создает угрозу экономической безопасности Украины и приведет к отрицательным последствиям. Это в свою очередь приведет к дестабилизации национальной и отрицательно повлияет на международную безопасность. С этой целью внедряется автоматизированная система диаграмм безопасности, элементом которой есть «компас безопасности», проводится диагностирование в разрезе ресурсов, где выделяется: воздержанный уровень - использования ресурсов равнозначно с их возобновлением; оптимальный уровень (или уровень развития) - использования ресурсов в возрастающих масштабах с одновременным их накоплением, причем накопления идет более быстрыми темпами, чем использование; чрезмерный уровень - превышение затрат ресурсов над их поступлением.
Рассматривая вопросы безопасности необходимо, на наш взгляд выделить три уровня: мега (международный), макро (национальный) и микро (безопасности экономических субъектов) уровень. В свою очередь каждый уровень делится на степени. Так на мега (международном) уровне - это достаточно равновесомая степень в политике, экономике, воинской сфере, соблюдении правового порядка и противодействия международному терроризму и уходу «в тень» капиталов. На национальном уровне безопасность делится на экономическую, политическую, воинскую, правовую безопасность (обеспечения функционирования закона на территории государства). В литературе1 к категории экономическая безопасность относят: ресурсную, финансовую, энергетическую, продовольственную, социальную, экологи-
1 Варналш З.С. Глобализация инвестиционных процессов и финансовая безопасность Украины.// «Стратегическая панорама», 2015, №11. -С. 72-77.
ческую, промышленно-технологическую, приватизационную, внешнеэкономическую безопасность. Основой экономической безопасности является финансовая безопасность, которая на наш взгляд включает: бюджетную, банковскую, инвестиционную, денежно-кредитную, валютную, фондовую, страховую, внешнеэкономическую деятельность в финансовом разрезе.
Критериями для поддержания финансовой безопасности, на наш взгляд, являются ее составляющие, а основными стабилизационными направлениями могут служить: обеспечение финансовой стабилизации в стране; ликвидация нецелевого использования бюджетных средств; стабильность национальной денежной единицы; снижения дефицита Государственного бюджета до 1% ВВП; осуществление бюджетной реформы; выполнения доходной части Государственного бюджета; усовершенствования налоговой системы; развитие государственной финансовой инфраструктуры экономической сферы; основные направления выведения «из тени» экономики; ликвидация задолженности по заработной плате, пенсиям, другим социальным выплатам; снижение инфляции; положительное внешнеторговое сальдо; создание достаточного золотовалютного запаса государства; усовершенствование национальной банковской системы.
Государственный бюджет Украины является основным элементом финансовой безопасности, одним из инструментов регулирования социально-экономических процессов. Соответственно требованиям финансовой безопасности государственный бюджет, на наш взгляд, должен учитывать следующие экономические реалии: неэффективность налоговой системы; уклонение от уплаты налогов; неразвитость фондового и страхового рынка; слабость банковской системы; внешнеторговое сальдо; рост внешнего государственного долга; зависимость отечественного финансового рынка от мирового; рост внутреннего долга страны; низкий уровень инвестиционной деятельности; искусственность курса национальной денежной еди-
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2017, 1
ницы; неудовлетворительная разработка существующих месторождений золота; отсутствие алмазных залежей; недостаточный золотовалютный и алмазный запасы государства; взаимосвязь и согласованность в бюджетном процессе составления государственного и местных бюджетов.
Отрицательное значение для обеспечения финансовой безопасности Украины имеет несвоевременное принятие Государственного бюджета, кризис неплатежей, который формирует убыточную экономику, где должник государство, бюджетная задолженность, пребывание значительной части денежных фондов вне банковского обращения, и т.п.
Для экономического роста и успешного функционирования национальной экономики имеет значение внедрение инвестиционных проектов. Финансовые ресурсы МВФ предоставляются Украине на условиях: срок оплаты
- 3-5 лет, начало оплаты - через три года, ставки процента по кредиту - от 5,75% до 6,29%. Распорядителем финансовых ресурсов выступает Национальный банк Украины. По классификации Мирового банка, Украина относится к третьей категории стран (по среднему уровню прибыли). Для таких стран срок погашения кредитов составляет 17 лет с льготным периодом 5 лет, во время которых выплачиваются лишь проценты. Ставка процентов может быть фиксированной или плавающей, привязанной к ставке ЦВОК. Проценты по займам Мирового банка, для Украины выплачиваются по плавающей ставке и составляют около 6,5% годовых.
Еще одним источником финансирования инвестиционных проектов являются займы Европейского банка реконструкции и развития по льготным прудам - LIBOR плюс 1% на 3-5 года1.
Большую роль для обеспечения финансовой безопасности играет ее составляющая
- банковская безопасность. Развитие банковской системы определяет перспективу обеспечения устойчивости финансово-денежной
1 Мэддисон А. Экономическое развитие в странах Запада. - М.: «Экономика», 2013.
системы. Стабильность банковской системы является главной доминантой эффективного осуществления денежно-кредитной и финансовой политики государства. Обеспечение стабильности банковской системы должно учитывать весь комплекс проблем, связанных с развитием национальной экономики на основе использования финансово-денежного инструментария.
Для обеспечения основных стратегических направлений развития банковской системы с точки зрения финансовой безопасности на наш взгляд необходимо: обеспечить внутреннюю и внешнюю стабильность гривны, как монетарной предпосылки экономического роста; создать комплексную законодательную базу функционирования банковской системы; удерживать уровень инфляции в границах 6-7 процентов на протяжении года; наращивать объем золотовалютных резервов; расширить сферу безналичных расчетов; повысить прозрачность банковских процедур и технологий; повысить эффективность контроля над деятельностью банков для достижения требований соответственно Базель-ских принципов эффективного банковского надзора и создание системы органов надзора за финансовым состоянием банков; достичь сбалансированности спроса и предложения денег путем снижения ставки рефинансирования НБУ; создать систему страхования рисков; проводить предупреждение осуществления банками сомнительных банковских операций путем идентификации клиентов; создать орган, который занимался бы вопросами предотвращения отмывания средств в банковской сфере.
Важной проблемой финансовой безопасности является противодействие долларизации денежной сферы, в усилении роли государства в регулировании валютных отношений.
Сегодня вывоз за границу украинского капитала приобрел массовый неуправляемый характер. Ежегодный экспорт капитала по экспертным оценкам составляет 3-5 миллиардов долларов США. Источником капитала являются спекулятивные финансовые опе-
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2017, 1
рации, невозвращение выручки за экспортированную продукцию, уклонения от уплаты налогов. Для прекращения «бегства» капитала из Украины мы считаем необходимым: разработать нормативно-правовую базу; создать систему валютного контроля международных расчетов украинских резидентов; ограничить вывоз украинского капитала за границу.
Наносит большой вред финансовой безопасности неаргументированная привязка гривны к доллару США. Опыт Германии, Японии, и других стран свидетельствует о том, что национальная валюта становится сильной за счет развития национальной экономики, повышения ее конкурентоспособности, на отечественном и международном рынках.
Важное значение в финансовой системе Украины имеет процесс детенизации экономики. В этом контексте тяжело не согласиться с определением профессора З.Варналия, что выведение «из тени» экономики - это целостная система действий, направленная, прежде всего, на преодоление и искоренение причин и предпосылок этих явлений и процессов. Стратегической целью выведения «из тени» экономики является значительное снижение уровня теневой экономики путем легализации теневых капиталов, создания благоприятных условий относительно привлечения их в экономику и приумножения национального богатства. Вывод на свет оборотов теневых капиталов будет оказываться содействие существенному увеличению национального инвестиционного потенциала, будет способствовать значительному положительному эффекту для бюджетной сферы, будет служить укреплению долгосрочной стабильности и ориентированности национальной экономики на развитие и рост, то есть будет оказывать содействие обеспечению финансовой безопасности государства»1.
1 Варналш З.С. Глобализация инвестиционных процессов и финансовая безопасность Украины.// «Стратегическая панорама», 2015, №11. -С.72-77.
Формирование действующей стратегии выведения «из тени» экономики требует, прежде всего, определения основных факторов ухода «в тень». Следует отметить следующие:
- недостаточность институционального обеспечения экономической политики. Силовые и административные мероприятия, которые реализуются государством для противодействия уходу « в тень» экономики, не приносят ожидаемого положительного результата, поскольку радикальным способом не меняются условия предпринимательской деятельности в Украине;
- отсутствие полноценной рыночной среды. Замедленное осуществление экономических преобразований, незавершенность рыночных механизмов приводят к ситуации несогласования государственной экономической политики с интересами значительного числа хозяйствующих субъектов. Участники экономических отношений вынуждены самостоятельно настраивать механизмы взаимного сотрудничества. Стихийно возникают новые правила осуществления хозяйственных трансакций, в которых регулирующая и контролирующая роль государства уступает место требованиям неформальных соглашений;
- системные недостатки налоговой системы. Действующая налоговая система фактически сосредоточена на максимальном привлечении поступлений в бюджет, без учета возможных отрицательных следствий избыточного фискального давления на субъекты хозяйствования и граждан. Вследствие неоправданно широкого круга налоговых льгот налоговая нагрузка концентрируется на ограниченном числе субъектов, не всегда прибыльных. Чрезмерное и несправедливо неравное налоговое давление приводит к тому, что стремление государства легализировать теневые капиталы и привлечения их в реальную экономику оказываются неэффективными;
- несбалансированность государственной регулятивной политики. Формирование масштабного теневого сектора на протяжении
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2017, 1
первых лет независимости Украины в значительной мере сопровождалось ослаблением управления экономическими процессами со стороны государства, наличием существенных недостатков экономической политики, в том числе неудовлетворительным состоянием хозяйственного законодательства. До настоящего времени хроническими недостатками законодательства остаются чрезмерная множественность нормативных актов, несогласование их между собою, частые и не всегда оправданные изменения, значительные пробелы в регулировании тех или других хозяйственных отношений. Бюрократическая волокита в принятии решений местными и центральными органами исполнительной власти, нечеткая определенность прав и взаимных обязанностей государства и субъектов предпринимательской деятельности отталкивают участников рыночных отношений от контактов с государственными органами и закрепляют их стремления к нелегальной деятельности;
- неэффективность управления государственной собственностью и защиты прав собственников. Быстротечная приватизация отодвинула на второй план решение вопроса защиты прав собственников и эффективного управления государственным и коммунальным имуществом. Среди акционерных обществ пакеты акций которых находятся под управлением государства, убыточных намного больше чем в среднем по Украине. Теневой сектор чаще всего эксплуатирует промышленные мощности государственных предприятий, предопределяя их некомпенсированный ускоренный износ и лишая государство надлежащих доходов. Недостаточно защищены права собственников и инвесторов таких предприятий. Вследствие этого государство и частные собственники не получают надлежащих доходов от инвестированного капитала;
- несовершенство бюджетной политики. Особенно опасным явлением является тени-зация бюджетной сферы. Формирования бюджетных показателей на основе устарев-
шей налоговой базы приводит к существенным расхождениям между прогнозируемыми и фактически достигнутыми макроэкономическими показателями. Тенизацию бюджетной системы усиливает также отсутствие надлежащего контроля над выполнением расходной части бюджета, его недостаточная прозрачность;
- деформация структуры занятости. Роль неформальной занятости для украинской экономики неоднозначна. В теневом секторе отсутствуют гарантии трудоустройства, оплаты работы и социального страхования, безопасности работы, создаются дополнительные условия для втягивания значительной части населения в криминальные отношения;
- образования теневого парагосударства. Теневое парагосударство - это образование макроэкономического уровня государственного типа, в котором вследствие высокого уровня коррупции и теневой экономики, государственные услуги и общественные блага распределяются по рыночным принципам. В таком образовании формируются и эффективно действуют коррупционные рынки государственных услуг и общественных благ, в частности: рынок административно-хозяйственных решений, рынок государственных должностей, рынок государственных привилегий, рынок государственной защиты прав и свобод граждан, рынок государственного образования и науки, и т.п.»1.
Для обеспечения финансовой безопасности необходимо, прежде всего, создать Концепцию финансовой безопасности Украины.
Глобализация экономических процессов требует проведения политики финансовой стабилизации, обеспечения финансовой безопасности, как составляющей экономической и национальной безопасности - основы международной безопасности и противодействия терроризму на мега, макро- и микро уровнях соответственно требованиям международного сообщества. Решения указанной про-
1 Овчинский В.С. Основы борьбы с экономической преступностью. - М., 2006. -С. 18-23.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2017, 1
блемы невозможно без внесения корректив в политику экономических реформ, применение адекватных действий со стороны правительства.
Выше сказанное позволяет сделать вывод о необходимости разработки Программы -концепции финансовой безопасности Украины, структура которой на наш взгляд, с учетом функций Концепции национальной безопасности, должна определяться по такой схеме:
- определение финансовой безопасности, как экономической категории и составной части экономической и национальной безопасности;
- установление цели поддержания финансовой безопасности государства и направления государственной политики относительно финансовой безопасности; выявление дестабилизирующих факторов;
- разработка организационной структуры системы финансовой безопасности и организационно-правовые нормы для функционирования системы, формирования организационной структуры, ее составляющих, распределение функций, кадровое, финансовое, материальное, техническое и прочие обеспечения;
- согласование критериев безопасного состояния существования финансовой безопасности и пороги (значения) индикаторов финансовой безопасности;
- разработку методов обеспечения и системы поддержания финансовой безопасности;
- определение внутренних и внешних угроз финансовой безопасности;
- согласование индикаторов финансовой безопасности (в бюджетной сфере, денежно-кредитная сфере, движении денежной массы) таких как: инфляция, состояние и развитие кредитной сферы, инвестиционной сферы, валютной сферы, внешнеэкономической сферы, банковской сферы, фондовой сферы, страховой сферы);
- подсистема мониторинга финансово-кредитной сферы (статистическая отчетность, проведение периодических исследований состояния финансово-кредитной сферы. Подготовка ежемесячных и ежеквартальных аналитических обзоров состояния финансовой безопасности);
- участие в международных системах финансовой безопасности.
Литература:
1. Варналт З.С. Глобализация инвестиционных процессов и финансовая безопасность Украины. // «Стратегическая панорама», 2015, №11. -С.72-77.
2. Вишневский В. П. Налогообложение предприятий в Украине. - Донецк: ИЭП НАН Украины, 2013. -С. 328.
3. Ерохин А. Борьба с организованной транснациональной преступностью в повестке дня Организации Объединенных Наций. // Межведомственное совещание руководителей правоохранительных органов стран СНГ-Москва, 2011 год 2-3 декабря.
4. Макконнелл Кэмпбелл Р., Брю Стэнли Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. - Киев: «Хагор-Демос», 2003.
5. Мэддисон А. Экономическое развитие в странах Запада. - М.: «Экономика», 2013.
6. Овчинский В.С. Основы борьбы с экономической преступностью. - М., 2006. -С. 18-23.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2017, 1