Научная статья на тему 'Угроза трансгуманизма в парадигме движения Нью-Эйдж'

Угроза трансгуманизма в парадигме движения Нью-Эйдж Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
90
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
трансгуманизм / Нью-Эйдж / идеология / постгуманизм / новые религиозные движения / экстропия / Н. Бостром / Р. Курцвейл / М. Мор. / transhumanism / New Age / ideology / posthumanism / new religious movements / extropia / N. Bostrom / R. Kurzweil / M. Mor.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кулаков Константин Юрьевич

Настоящая статья посвящена концептуальному анализу генезиса и развития идеологии трансгуманизма. Автором в представленной работе последовательно рассмотрены следующие моменты: определение трансгуманизма; краткая история трансгуманизма; главные цели, которые он преследует; основные направления развития трансгуманизма; содержательная критика всех течений трансгуманизма. Также автор пытается проследить основные направления трансгуманизма, наглядно отражающие аспекты социокультурного кризиса. Результатом данного исследования является концептуальная характеристика идеологии трансгуманизма, выявлена его теоретическая база. В настоящее время концептуальные истоки идеологии трансгуманизма недостаточно исследованы, поэтому представленная статья может претендовать на актуальность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The threat of transhumanism in the paradigm of the New Age movement

This article is devoted to a conceptual analysis of the genesis and development of the ideology of transhumanism. The author in the presented work consistently considers the following points: the definition of transhumanism; a brief history of transhumanism; the main goals that he pursues; the main directions of the development of transhumanism; meaningful criticism of all currents of transhumanism. The author also tries to trace the main directions of transhumanism, clearly reflecting aspects of the socio-cultural crisis. The result of this study is a conceptual description of the ideology of transhumanism, its theoretical base is revealed. Currently, the conceptual origins of the ideology of transhumanism have not been sufficiently studied, so the presented article can claim to be relevant.

Текст научной работы на тему «Угроза трансгуманизма в парадигме движения Нью-Эйдж»

Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2023. №1. С. 58-64

УДК 1.13.130.2 Кулаков Константин Юрьевич Смоленская православная духовная семинария

Угроза трансгуманизма в парадигме движения Нью-Эйдж

Аннотация. Настоящая статья посвящена концептуальному анализу генезиса и развития идеологии трансгуманизма. Автором в представленной работе последовательно рассмотрены следующие моменты: определение трансгуманизма; краткая история трансгуманизма; главные цели, которые он преследует; основные направления развития трансгуманизма; содержательная критика всех течений трансгуманизма. Также автор пытается проследить основные направления трансгуманизма, наглядно отражающие аспекты социокультурного кризиса. Результатом данного исследования является концептуальная характеристика идеологии трансгуманизма, выявлена его теоретическая база. В настоящее время концептуальные истоки идеологии трансгуманизма недостаточно исследованы, поэтому представленная статья может претендовать на актуальность.

Ключевые слова: трансгуманизм, Нью-Эйдж, идеология, постгуманизм, новые религиозные движения, экстропия, Н. Бостром, Р. Курцвейл, М. Мор.

Большинство идей, исповедуемых трансгуманистами, имеет глубинное сходство с концепцией движения Нью-Эйдж. Д. Хаксли, один из идеологов трансгуманизма, предрекал наступление Новой Эры, в которой человечество будет развито не только в духовной и научной сфере, но и в технологической. Кроме того, один из первых идеологов постгуманизма Ф. Эсфандиари, в работе «Эра Водолея», описал процесс трансформации человечества в соответствии с трансгуманистическим учением. Философ Т. Маккенна также являлся сторонником идеи наступления в ближайшее время так называемой Эры Трансчеловека. Констатируем, что идеологи трансгуманизма и движения Нью-Эйдж, придерживаются одной и той же точки зрения на провозглашение Новой Эры в области науки и техники, которое тем самым являет собой наступление Новой Эры в области человеческого существования. При этом, и трансгуманисты, и ньюэйджеры, исповедуют человекобожие. Таким образом, актуальность трансгуманистической угрозы наиболее чётко проявляется в парадигме движения Нью-Эйдж, а сам трансгуманизм предстаёт здесь как один из многочисленных культов данного движения.

Во-первых, в современном мире нельзя игнорировать ряд процессов, которые имеют влияние на все виды обществ и культур; во-вторых, амбиции трансгуманистов таковы, что для полной реализации проектов требуются вовлечение всего населения, учет каждого человека, внедрение во все слои общества; в-третьих, трансгуманистические технологии предполагают трансформацию не только тела, но и психики, сознания, настаивая на симбиозе ранее несовместимых (по самым разным основаниям) систем, в частности человека и машины, человека и животного, человека и человека с машиной и т.п.

Целью статьи является раскрытие трансгуманистического учения путем анализа основных идей основоположников и их программ на предмет религиозных взглядов авторов, религиозных (оккультной, нью-эйджевской "New Age") интерпретаций природы самого человека, мира и общества.

Научная новизна данной статьи состоит в раскрытии основных идей трансгуманизма через его трактовку и применение высоких технологий с точки зрения религиозной (оккультной, нью-эйджевской "New Age") доктрины, которая в современном обществе приобрела черты массового оккультизма (популяризация идей оккультизма посредством синтеза высоких технологий и старых оккультных представлений) через теорию сверхчеловека, «постчеловека/трансчеловека», рекламу и внедрение райской инженерии со всеми вытекающими «благами» для общества.

Трансгуманизм - это комплексное движение, которое развивается одновременно в нескольких направлениях и имеет как теоретическую базу, так и практические проекты и программы на коммерческой основе. Единственное, что мешает полностью начать глобальную трансформацию человека, его физиологической, психической и духовной составляющей, - это этические, религиозные установки, которые, по мнению трансгуманистов, безнадежно устарели или не соответствуют их стратегическим целям. В частности, традиционные религии и их институты, для западной цивилизации, это христианство и христианские церкви являются антагонистами или идеологическими врагами.

В качестве альтернативы предлагается и повсеместно поддерживается развитие интереса к синтетическим и восточным культам и трансперсональным практикам, ко всему тому разнообразию, которое теперь имеет название «Нью-Эйдж» - комплекс групп, техник, практик, центров Нового века (оккультно-гностическая, теософская, синкретическая вероучительная эклектика).

В XX-XXI веках активно осуществляется идеологическая, ценностная, религиозная перестройка человека и общества: отказ от традиционных ценностей, крайний индивидуализм, потребительство, «распределенная индивидуальность» - от экспериментов со своей сексуальностью, «свободной любви» до отказа от исконной половой идентичности, поощрение ЛГБТ экспериментов, вплоть до абсолютной бесполости и цифрового сознания (жизнь в виртуальной реальности, «загрузка сознания» в компьютер).

Нельзя лишь одними информационными технологиями сломить базисные основания человеческой природы, поэтому включаются технологии: нанотехнологии, генная инженерия, дизайнерские наркотики, виртуальная реальность и т.п.

Одним из центральных футуристических понятий у трансгуманистов является «Сингулярность» и способы ее достижения. Сингулярность, или эра сингулярности, - это эпоха, которая наступит в ближайшее время вследствие научно-технического прогресса, и ее характер и темп человек уже не сможет просчитать или контролировать. Рэй Курцвейл пишет и говорит о Сингулярности как технологическом позитивном сверхпрорыве и слиянии

человека с компьютером, цифровыми технологиями. Макс Мор пишет об эре сверхлюдей, богов, не знающих болезни и смерти. Философ Дэвид Пирс разрабатывает постулаты трансгуманистической этики (мораль сверхлюдей, не обремененных традиционными ценностями), а Ник Бостром анализирует сценарии будущего, понимая под сингулярностью развитие искусственного интеллекта, сверхразума в обществе, управляемом единым мировым правительством1.

Трансгуманисты давно используют религиозные термины и фразы в своем уникальном ключе. С одной стороны, это создает ширму, и, например, большинство христианских американских последователей часто не видят двойного прочтения. С другой стороны, это провоцирует и содержит определенную иронию. У трансгуманистов, как и в практически любой классической фундаментальной религиозной книге (Священном Писании), есть видение конца истории, цивилизации, человека. Р. Курцвейл и его коллеги не только развивают концепцию эры сингулярности, но и прописывают «пророчески» этапы к ее достижению. Так, у Р. Курцвейла есть программа «Глобальное будущее 2045», которую повторяют большинство трансгуманистов, и в частности деятели из «Российского трансгуманистического движения», возглавляемого В. В. Удаловой, известной как Валерия Прайд. Еще один вариант «достижения» эры сингулярности - это крионика. В трансгуманизме есть направление - экстропианство, термин ввел в научный оборот Макс Мор. Сначала он создал институт "Extropy Institute", а в 2006 году перешел в более широкий формат. «Экстропианство» (от англ. "extropianism") означает у М. Мора «философскую систему ценностей и стандартов, способствующих улучшению жизни человека через развитие науки и техники (в идеале - достижение бессмертия и совершенствование всех функций организма)»2.

Экстропия - это некая степень живучести (потенциальной возможности развиваться) системного интеллекта, являющаяся противоположностью или антонимом энтропии. В 1988 г. начал выходить журнал "Extropy: The Journal of Transhumanist Thought", публикующий статьи по новейшим технологиям: генной инженерии, нанотехнологиям, загрузке сознания. Институт создал филиалы трансгуманистических сообществ в сети Интернет. Экстропизм отстаивает идеи утилитаризма, индивидуализма, эпикурейства. Экстропианцы первыми реализовали коммерческий проект крионики (заморозка тела). Как они пишут на своих сайтах, цель компании «Алькор» - это достижение счастья, здоровья, бессмертия для всех людей. Однако фирма не владеет технологиями «разморозки» тел, и поэтому реально никаких позитивных результатов нет. Экстропианцы настаивают на отказе от организационных форм религии (отказ

1 Курцвейл Р. Эволюция разума. Как расширение возможностей нашего разума позволит решить многие мировые проблемы [Электронный ресурс] / пер. с англ. Т. Мосолова. URL: https://www.rulit.me/books/evolyuciya-razuma-read-450786-1.html (дата обращения: 12.02.2023).

2 "Химеры трансгуманизма". Мнение Ольги Четвериковой [Электронный ресурс]. URL: https://mnenie.me/ximery-evropejskogo-transgumanizma-mnenie-olgi-chetverikovoj.html (дата обращения: 05.02.2023).

от христианских традиционных ценностей и церквей), ограничении власти национальных государств. Макс Мор, как президент Института экстропии, предлагает концепцию экстропианства, базирующуюся на пяти принципах: безграничное расширение, самопреобразование, динамический оптимизм, интеллектуальная технология и произвольный порядок. По сути, философия крионики объединила нью-эйджевскую (комплекс идей движения New Age «Новый век»), а ранее теософскую теорию («шестая раса») с техническим либертарианством, отрицающим природные границы для совершенствования или видового изменения природы человека. М. Мор разработал принципы экстропианства:

1. Безграничное расширение. Под этим тезисом предполагается искусственное эволюционное преобразование людей. «Мы стремимся поддержать и ускорить этот эволюционный процесс расширения экстропии, преодолевая биологические и психологические пределы в постчеловечестве»

[4].

2. Самопреобразование. Этим постулатом М. Мор зовет человека к экспериментам и отказу от традиций. Все старое объявляется отжившим, формами пассивного мышления. Хотя у трансгуманистов наблюдается фанатичная слепая вера в прогресс и инновации. Он пишет: «Мы исследуем любые вероятные средства, побеждающие смерть, включая временные меры, подобные замораживанию (biostasis), и долгосрочные возможности типа перемещения индивидуальности из биологических тел в лучшие воплощения

Л

("uploading" - "загрузка")» .

3. Динамический оптимизм. «Не видя никакой рациональной поддержки для веры в нефизическую «загробную жизнь», стремимся осуществлять наши идеалы в этом мире». Вера в данный путь трансформации человека.

4. Интеллектуальная технология. Это включение в мозг имплантов, чипов, генная инженерия (биотехнологии, нанотехнологии, космос).

5. Произвольный порядок. Это гимн хаосу, бессистемности, агонии, мозаичному сознанию и «свободному рынку», сетям, множеству культов и многообразию удовольствий. М. Мор является убежденным сатанистом, написавшим гимн Люциферу «Во славу Дьявола», напечатанный в журнале «Либертарианский Альянс» в 1991 г.4

В работе М. Мор популяризирует гностическую оккультную версию изгнания Люцифера. Последний - самый лучший светоносный дух, хотевший спасти людей, поплатился за это и был ревностно изгнан. На сайте своей крионической фирмы М. Мор с коллегами предлагает включить в христианство дополнительные догматы, чтобы сделать заморозку приемлемой для христианских клиентов.

Трансгуманисты любят обращаться в прошлое, в период «алхимической науки», когда осуществлялись попытки создать гомункула при помощи магии и

Мор М. Принципы экстропии [Электронный ресурс]. URL: http://www.transhumanism-russia.ru/content/view/168/94 (дата обращения: 10.02.2023).

4 Там же.

науки. Религиозность, в их понимании, это, прежде всего, оккультная духовность, предполагающая наличие спиритуалистического опыта (контактерство, общение с духовными сущностями, открытие своего сознания «духовному» миру), вера в безличного творца и/или множество богов и сущностей, вера в свои безграничные возможности и свою харизму (человек совершенен, в нем нет пороков или неисправностей), человек имеет право на любые эксперименты.

Отсюда не случайно в движении Нового века легко подменяются такие понятия, как религиозность, духовность, развитие. Человеку, не обремененному опытом, наставничеством, знаниями, сразу же внушается, что он «харизматичная личность», он способен быстро и безболезненно открыть в себе сверхспособности, достаточно лишь «довериться» миру духовных сущностей, которые добры и открыты по отношению к человеку. В данном случае полностью игнорируется тысячелетний опыт мистиков и аскетов из традиционных религий, которые строго запрещали заниматься углубленными практиками неофитов, зная, к чему может привести подобный опыт.

Трансгуманисты же, по сути, одобряют (что уже активно и осуществляется) создание массовой оккультной церкви, не случайно их психоделические шоу, кинопродукция и музыкальные произведения так созвучны религиозным программам и тренингам лидеров Нового века (где представлены целители, экстрасенсы, маги, контактеры, сатанисты, теософы всех мастей).

Достаточно вспомнить «психоделическую» конференцию директора цифрового стартапа Рони Абовица "Magic Leap" (американская компания, занимающаяся разработками в области дополнительной реальности). Завершая статью, подчеркнем, что нельзя игнорировать или отрицать религиозную (гностическую, оккультную) составляющую трансгуманизма, необходимо видеть ее принципиальные отличия от понимания человека в традиционных религиозных системах, необходимо отстаивать и защищать «естественного человека» и его самость от разрушительных экспериментов, от слияний с системами, которые являются чуждыми и более низкими в сравнении с ним. Необходимо анализировать и четко интерпретировать идеи, терминологию и программы трансгуманизма во избежание заблуждений, манипуляций и потери идентичности современным человеком и обществом в целом.

Современная цивилизация с преобладанием глобального потребления (культ денег, комфорта и наслаждений) в религиозном аспекте представляется колоссальным разрастанием, финансированием и популяризацией массового оккультизма, идеи гностических и теософских учителей. Если ранее оккультные учения транслировались в тайных и узких группах, то в настоящее время они глубоко укоренились в массовой культуре.

Последняя забрасывает зрителя штампами «сверхлюдей», «супергероев», версиями альтернативной истории, дешевыми спиритическими и магическими ритуалами и атрибутикой под лозунгом «долой барьеры, опасения, страхи, вперед в виртуальную реальность, сверхспособности, обожествление и

бессмертие» (цифровое бессмертие), создает опасный прецедент, когда возврата в нормальное и естественное состояние подлинной человеческой природы уже не будет. Исчезнет не только привычный мир, но и общество в традиционном понимании с его коммуникацией, законами, институтом семьи, частной жизнью - все это уйдет навсегда.

Литература

1. Бостром Н. Искусственный интеллект. Этапы. Угрозы. Стратегии / пер. с англ. С. Филина. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2022. 496 с.

2. Бостром Н. Угрозы существованию. Анализ сценариев / пер. А. В. Турчина [Электронный ресурс]. URL: https://www.proza.ru/2007/04/04-210 (дата обращения: 15.02.2023).

3. Курцвейл Р. Эволюция разума. Как расширение возможностей нашего разума позволит решить многие мировые проблемы [Электронный ресурс] / пер. с англ. Т. Мосолова. URL: https://www.rulit.me/books/evolyuciya-razuma-read-450786-1.html (дата обращения: 12.02.2023).

4. Мор М. Принципы экстропии [Электронный ресурс]. URL: http://www.transhumanism-russia.ru/content/view/168/94 (дата обращения: 10.02.2023).

5. "Химеры трансгуманизма". Мнение Ольги Четвериковой [Электронный ресурс]. URL: https://mnenie.me/ximery-evropejskogo-transgumanizma-mnenie-olgi-chetverikovoj .html (дата обращения: 05.02.2023).

Kulakov Konstantin Yurievich Smolensk Orthodox Theological Seminary

The threat of transhumanism in the paradigm of the New Age movement

Abstract. This article is devoted to a conceptual analysis of the genesis and development of the ideology of transhumanism. The author in the presented work consistently considers the following points: the definition of transhumanism; a brief history of transhumanism; the main goals that he pursues; the main directions of the development of transhumanism; meaningful criticism of all currents of transhumanism. The author also tries to trace the main directions of transhumanism, clearly reflecting aspects of the socio-cultural crisis. The result of this study is a conceptual description of the ideology of transhumanism, its theoretical base is revealed. Currently, the conceptual origins of the ideology of transhumanism have not been sufficiently studied, so the presented article can claim to be relevant.

Keywords: transhumanism, New Age, ideology, posthumanism, new religious movements, extropia, N. Bostrom, R. Kurzweil, M. Mor.

References

• Bostrom N. Artificial intelligence. Stages. Threats. Strategies / trans. from English. S. Filin. Moscow: Mann, Ivanov i Ferber, 2022. 496 p.

• Bostrom N. Threats to existence. Scenario analysis / transl. A. V. Turchina [Electronic resource]. URL: https://www.proza.ru/2007/04/04-210 (date of access: 02/15/2023).

• Kurzweil R. The evolution of the mind. How expanding the capabilities of our mind will solve many world problems [Electronic resource] / transl. from English. T. Mosolova. URL: https://www.rulit.me/books/evolyuciya-razuma-read-450786-1.html (date of access: 02/12/2023).

• Mor M. Principles of extropy [Electronic resource]. URL: http://www.transhumanism-russia.ru/content/view/168/94 (date of access: 02/10/2023).

• "Chimera of transhumanism". Opinion of Olga Chetverikova [Electronic resource]. URL: https://mnenie.me/ximery-evropejskogo-transgumanizma-mnenie-olgi-chetverikovoj .html (date of access: 02/05/2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.