Научная статья на тему 'Угроза отключения Российской Федерации от системы «Swift»: перспективы развития ситуации'

Угроза отключения Российской Федерации от системы «Swift»: перспективы развития ситуации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
435
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНКЦИИ / «SWIFT» / БАНКИ / SANCTIONS / BANKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гомбожапов Ж. Д.

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме санкций в отношении Российской Федерации. Главной ограничительной мерой, обсуждающейся в правительствах стран запада, которая касается российского банковского сектора, является отключение России от международной межбанковской телекоммуникационной сети «SWIFT». Данная система «SWIFT» является необходимым элементом межбанковских транзакций в мире, по ней проходят более 2,5 млрд платежных поручений в год. Сеть основана в 1973 году банками, заинтересованными в быстрой, дешевой, надежной и технологичной системе межбанковского общения. В настоящее время в нее входят более 10 000 организаций, число это из года в год увеличивается. В предлагаемой статье рассмотрена угроза отключения России от межбанковской телекоммуникационной сети «SWIFT», проблема очень серьезная на сегодняшний день, потому что последствия данной санкции могут негативно сказаться на экономике страны, подорвав экономический рост и спровоцировав рецессию. В статье подробно описан сценарий развития событий в случае принятия санкции, также дана оценка вероятности принятия западом данной санкции, последующие негативные последствия для Российской Федерации, а также пути выхода из возможного коллапса в банковской сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE THREAT OF DISCONNECTION FROM THE SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION «SWIFT»: PROSPECTS FOR DEVELOPMENT OF THE SITUATION

The article is devoted to the issue date of the sanctions against the Russian Federation. The main restrictive measure is discussed in Western governments, which for the Russian banking sector is off Russia from the international interbank telecommunications network «SWIFT». The system «SWIFT» is an indispensable element of inter-bank transactions in the world, there are more than 2.5 billion payment orders per year. The network was founded in 1973, banks are interested in a fast, cheap, reliable and technologically advanced system of inter-communication. At present, it includes more than 10,000 organizations, the number is from year to year. In the present article the threat of disconnection from the Russian interbank telecommunications network «SWIFT», a very serious problem today, because the consequences of the sanctions could have a negative impact on the economy, undermining economic growth and triggering recession. The article describes a scenario in the event of sanctions, also assessed the likelihood of the adoption of sanctions the West, following negative consequences for the Russian Federation, as well as ways out of a possible collapse in the banking sector.

Текст научной работы на тему «Угроза отключения Российской Федерации от системы «Swift»: перспективы развития ситуации»

Вид экономической деятельности Терр итори я 2009 2010 2011 2012 2013

КК 3133,9 2322,8 2550,6 5380,8 5957,7

здравоохранени е и предоставление социальных услуг рф 183787,4 210939,7 214309,9 255511,4 219850,6

КК 2188 3625,6 7043,3 7343,6 6711,8

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг РФ 224213,4 250756,0 307317,7 354597,5 387081,3

КК 1840,7 2878,7 3486,9 2754,1 2536,3

1) Российская Федерация

2) Красноярский край

Самая большая доля инвестиций в Красноярском крае приходится на добычу полезных ископаемых - 28% в 2013 году, несмотря на то что инвестиции в этом секторе за 5 лет сократились на 4 млн рублей. Чуть меньше инвестиций (27% в 2013 году) приходится на обрабатывающие производства. При этом доля инвестиций в эту деятельность с 2009 года возросла в 2 раза (без учета инфляции), а количественно вложения увеличились на 58,5 млрд рублей. Третье место в этом списке занимает область производства и распределения электроэнергии, газа и воды - 14% в 2013 году.

Для Российской Федерации относительно распределения инвестиций по видам экономической деятельности ситуация складывается похожим образом: после транспорта, связи и операций с недвижимым имуществом самые популярные отрасли -добыча полезных ископаемых и обрабатывающие производства. Этот факт лишний раз подтверждает, что Россия в международных связях рассматривается как «сырьевой придаток».

Таблица 13 - Инвестиционный рейтинг Красноярского края [3]

Год 2010 2011 2012 2013 2014

Рейтинг 2В 1В 2В 2В 2В

Также одним из показателей улучшения инвестиционного климата в регионе является позитивная оценка его кредитоспособности. С 2007 года Красноярский край активно рейтингуется в таких ведущих мировых агентствах, как Fitch, Moody's, Standard&Poor's, давая возможность потенциальным инвесторам объективно оценить ситуацию в регионе. Большинство агентств признает кредитоспособность региона в настоящее время стабильной и даже позитивной со средним потенциалом и умеренным риском.

Несмотря на то, что Красноярский край развивается разносторонне, что подтверждают многочисленные общероссийские и международные мероприятия, проводимые в регионе, самыми привлекательными отраслями для инвесторов остаются добыча и обработка полезных ископаемых. Что, в общем, можно сказать и про страну в целом. В экономике региона, а также в объемах инвестиций наблюдается рост, однако львиная доля такого роста приходится на инфляцию. Таким образом, можно говорить о некотором застое в наращивании темпов вливания средств в экономику страны и региона. А значит, происходит замедление в развитии производства и, как следствие, в увеличении валового регионального продукта, как основного показателя финансовоэкономического развития региона.

Литература

1. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] URL: http://www.gks.ru (дата обращения 20.04.2015)

2. Уровень инфляции в Российской Федерации, 2015 [Электронный ресурс] URL: http://уровень-инфляции.рф (дата обращения 25.04.2015)

3. Эксперт РА Рейтинговое агентство. Рейтинги региона, 2015 [Электронный ресурс] URL:

http://raexpert.ru/database/regions/krasnoyarsk (дата обращения 25.04.2015)

References

1. Federal'naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki [Jelektronnyj resurs] URL: http://www.gks.ru (data obrashhenija 20.04.2015)

2. Uroven' infljacii v Rossijskoj Federacii, 2015 [Jelektronnyj resurs] URL: http://uroven'-infljacii.rf (data obrashhenija 25.04.2015)

3. Jekspert RA Rejtingovoe agentstvo. Rejtingi regiona, 2015 [Jelektronnyj resurs] URL:

http://raexpert.ru/database/regions/krasnoyarsk (data obrashhenija 25.04.2015)

Гомбожапов Ж.Д.

Аспирант,

кафедра мировой экономики и международного бизнеса,

Байкальский государственный университет экономики права,

УГРОЗА ОТКЛЮЧЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ СИСТЕМЫ «SWIFT»: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

СИТУАЦИИ

Аннотация

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме санкций в отношении Российской Федерации. Главной ограничительной мерой, обсуждающейся в правительствах стран запада, которая касается российского банковского сектора, является отключение России от международной межбанковской телекоммуникационной сети «SWIFT». Данная система «SWIFT» является необходимым элементом межбанковских транзакций в мире, по ней проходят более 2,5 млрд платежных поручений в год. Сеть основана в 1973 году банками, заинтересованными в быстрой, дешевой, надежной и технологичной системе межбанковского общения. В настоящее время в нее входят более 10 000 организаций, число это из года в год увеличивается. В предлагаемой статье рассмотрена угроза отключения России от межбанковской телекоммуникационной сети «SWIFT», проблема очень серьезная на сегодняшний день, потому что последствия данной санкции могут негативно сказаться на экономике страны, подорвав экономический рост и спровоцировав рецессию. В статье подробно описан сценарий развития

27

событий в случае принятия санкции, также дана оценка вероятности принятия западом данной санкции, последующие негативные последствия для Российской Федерации, а также пути выхода из возможного коллапса в банковской сфере. Ключевые слова: санкции, «SWIFT», банки.

Gombozhapov Z.D.

Postgraduate student, Department of World Economy and International Business,

Baikal State University of economy and law, Irkutsk, Russian Federation THE THREAT OF DISCONNECTION FROM THE SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION «SWIFT»: PROSPECTS

FOR DEVELOPMENT OF THE SITUATION

Abstract

The article is devoted to the issue date of the sanctions against the Russian Federation. The main restrictive measure is discussed in Western governments, which for the Russian banking sector is off Russia from the international interbank telecommunications network «SWIFT». The system «SWIFT» is an indispensable element of inter-bank transactions in the world, there are more than 2.5 billion payment orders per year. The network was founded in 1973, banks are interested in a fast, cheap, reliable and technologically advanced system of inter-communication. At present, it includes more than 10,000 organizations, the number is from year to year. In the present article the threat of disconnection from the Russian interbank telecommunications network «SWIFT», a very serious problem today, because the consequences of the sanctions could have a negative impact on the economy, undermining economic growth and triggering recession. The article describes a scenario in the event of sanctions, also assessed the likelihood of the adoption of sanctions the West, following negative consequences for the Russian Federation, as well as ways out of a possible collapse in the banking sector.

Keywords: sanctions, «SWIFT», banks

В последнее время в прессе активно обсуждаются темы санкций в отношении нашей страны, как уже принятых, так и возможные варианты будущих. Позиция запада основывается на том, что Россия угрожает безопасности западноевропейских государств, посягнула на территориальную целостность Украины, и способствует эскалации украинского конфликта. В связи с вышесказанным ЕС, США и некоторые другие страны приняли несколько пакетов санкций в отношении России, ограничивающих возможности нашей экономики для роста. Изначально санкции сводились к запрету въезда определенных граждан на территории США и ЕС, а также к блокированию их собственности и счетов в соответствующих странах запада. Однако, по мнению политиков большой семерки, это не «угомонило» Россию и она активно поддерживает сепаратистски настроенное население юго - востока Украины, в том числе поставками оружия и прямым участием нашей регулярной армии в военных действиях. В дальнейшем ограничительные меры стали воздействовать на финансовые учреждения, а именно 20 марта 2014 г. США заморозили счета Банка Россия. Барак Обама в тот день подписал указ, дающий право принять санкции в отношении основных секторов экономики нашей страны. Действия стран запада в отношении России носили на удивление слаженный характер, проявлялись четкое планирование и согласованность, экономические санкции серьезно пошатнули позиции рубля - курс упал в 2 раза практически ко всем валютам. Инвестиционный климат в стране существенно ухудшился, иностранные инвесторы попросту опасаются вкладывать средства в «санкционные» компании, что может повлечь штрафы со стороны их же правительств, но самым главным и открытым вопросом для потенциальных инвесторов остается будущее экономики России, оно в настоящее время представляется нерадужным. «Санкционная война против России доказала, что итогом либеральной модели экономики стоит считать не рост ВВП (за счет нефтекотировок), достижение макроэкономической стабильности, а несуверенность страны, ее уязвимость от решений внешнего актора - стран Запада. «В бесконечной череде угроз - отключение от платежной системы, от межбанковской системы платежей, от сети Интернет - стало очевидно, что Россия не стала альтернативным центром силы, а встроилась в Западный мир, став необходимой сырьевой подпиткой золотого миллиарда». Как следствие, по оценке центрального банка России чистый вывоз капитала в 2014 г. составил (предварительная оценка) 151,5 млрд долл США. Цифра ужасающая, для сравнения в 2013 г. подобный показатель равнялся 61 млрд долл США, хотя и эта цифра считалась слишком большой и говорила о том, что частный сектор зарабатывая внутри страны, вкладывает вырученные средства в активы зарубежом.

Отток капитала по прогнозам минэкономразвития России в 2015 г. может превысить 115 млрд долл. Причины все те же -санкции запада в отношении Российской Федерации. Кроме уже введенных санкций существует вероятность отключения России от системы «SWIFT». «SWIFT (Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunications) - сообщество всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций. Создано в 1973 году с целью телекоммуникационного обслуживания банков - участников сообщества на рынке платежей, а также стандартизации форм и методов обмена финансовой информацией между ними. Для коммуникации используется специальная защищенная сеть. В 1987 году участники фондового рынка также получили возможность подключения к системе передачи финансовой информации SWIFT. Фондовый рынок считается перспективным направлением ее развития. Сегодня в системе насчитывается более 8 тыс. финансовых институтов.

Российским банкам для участия в SWIFT необходимо наличие лицензии на проведение операций в иностранной валюте. За вступление в систему кредитная организация платит взнос.

Каждый банк в сообществе имеет свой уникальный SWIFT-код, который может состоять из 8 или 11 символов, где первые четыре знака означают короткое название банка, остальные - страну, город, и подразделение банка. Наличие такого кода ускоряет и упрощает передачу платежа. Для выполнения межбанковского перевода между европейскими банками, входящими в сообщество, достаточно знать SWIFT-код банка-получателя и IBAN получателя. Но ввиду некоторых особенностей, а также того, что далеко не все участники SWIFT поддерживают IBAN, зачастую требуется больше реквизитов.

Несмотря на закрытость сообщества, 1 февраля 2010 года между Евросоюзом и США с целью отслеживания действий террористов было принято соглашение, дающее право на временный доступ к межбанковской системе SWIFT спецслужбам Соединенных Штатов. Данное соглашение носило временный характер. Так, уже 11 февраля 2010 года по итогам заседания Европарламента было принято решение отказать спецслужбам США в доступе к SWIFT. Парламент посчитал данное соглашение нарушением закона о защите частных данных.

В каждой стране, где присутствует SWIFT, организовывается своя национальная группа членов системы. В России такой группой является Российская национальная ассоциация SWIFT (РОССВИФТ).

По ее данным, на 1 января 2011 года в РФ насчитывалось 547 членов SWIFT. За 2010 год было передано 31.63 млн финансовых сообщений, а получено 28.67 млн. По объему отправленного трафика Россия занимает 22 место в мире».

По состоянию на 2014 год «система SWIFT, объединяет банковские и финансовые организации в странах мира и обеспечивает передачу 1,8 млрд сообщений в год. В России сообщество насчитывает более 600 участников, включая Банк России и крупнейшие банки. SWIFT - “Это кооперативное общество, принадлежащее более чем 10500 организаций из 215 стран. Россия стала членом системы в 1989 г., когда к ней подключился Внешэкономбанк. Основная функция системы - это передача сообщений о проведенном платеже. Иными словами, любая сделка на внешнем рынке (включая продажу нефти и газа) проходит через систему SWIFT, которая в сравнении со своими конкурентами (хотя SWIFT фактически монополист, на его долю приходится около 80-90% всех глобальных взаиморасчетов) обладает такими ключевыми преимуществами, как: скорость передачи сообщений, надежная система защиты, относительная дешевизна услуг системы (хотя подключение к системе обходится дорого), при этом стоимость

28

ниже аналогичных передач по телексу и телеграфу - альтернативных способов передачи сообщений. Россия активно интегрирована в данную систему и, несмотря на то, что доля оборота российских банков всего 1,5%, по численности подключенных к ней кредитных организаций страна занимает второе место в мире».

«В случае отключения от SWIFT российские банки потеряют возможность управлять своими корсчетами за рубежом, а также проводить внутристрановые платежи.

Отключение от банковской сети SWIFT создаст сложности для всего финансового рынка, в первую очередь будет проблема для двусторонних банковских сообщений при осуществлении платежей как внутри России, так и за рубеж. Отсутствие сообщений по платежу фактически означает, что банк не сможет ни отправить, ни принять деньги.

Прежде всего, пострадают валютные платежи, вся информация по которым передается через SWIFT. Для рублевых платежей банки пользуются информационной системой Банка России». Опасность для нашей экономики в случае реального отключения России от системы SWIFT заключается в том, что наступит хоть неполный и временный, но «шоковый» паралич в банковской сфере. Как упоминалось выше скорость передачи сообщений о транзакциях самая высокая в сравнении с телеграфом или факсом или любым иным из существующих ныне способом. Трансатлантическая информация о платеже проходит примерно за 2 часа. Учитывая объем как внутристрановых, так и международных платежей, то скорость является более чем приемлимой. При отключении SWIFT финансовый сектор России ожидает лихорадка. Работа банков осложнится, скорость передачи информации о транзакциях между банками увеличится, что замедлит развитие всей экономики. Акции российских компаний упадут в цене в разы, рубль также в разы упадет по отношении ко всем валютам мира, и без того в последнее время высокие цены на потребительские товары повысятся мгновенно и многократно. В стране может быть галопирующая инфляция, которая скорее всего не перейдет в гиперинфляцию, но снизит реальные доходы и без того небогатого населения нашей Родины. Негативные последствия при отключении от системы «SWIFT» можно продолжать до бесконечности. Конечно, страну не ожидает дефолт, однако снижения уровня ВВП будет, безусловно, существенным, а паника на отечественном фондовом рынке надолго затормозит инвестиционную активность. Современная экономика России тесно интегрирована в мировую, так же как и в мировой состояние рынка ценных бумаг оказывает сильное влияние на реальный сектор экономики.

Если проводить оценку риска реального отключения России от системы «SWIFT» можно прийти к выводу о том, что данный сценарий развития, скорее всего, не будет воплощен странами запада в жизнь. Во-первых, Российская Федерация является вторым по численности членов кооператива «SWIFT», как было упомянуто выше, этот показатель превышает 600. Формально этот кооператив не подчиняется никому, хоть и соответствует бельгийскому законодательству. Наши банки имеют равные права в межбанковской организации, как и остальные члены, по крайней мере, представители этой организации высказались о том, что не будут подчиняться воле западных правительств. Пока «SWIFT» не подчинилась внешнему нажиму. Два года назад в результате западных санкций против Тегерана из системы была исключена группа иранских банков, однако в настоящее время руководство «SWIFT» высказалось категорически против исключения российских банков. В апреле представители этой организации готовятся официально выразить «сожаление по поводу оказанного на «SWIFT» давления, и особо подчеркнуть тот факт, что если не было вынесено решения парламента, то «SWIFT» как международная организация не имеет права применять санкции». Во-вторых, Россия довольно немаленькая страна с немизерной экономикой, которую можно просто и безболезненно изолировать от мировой. Доля России в мировом ВВП составила в прошлом году 2,95% против 2,99% в 2012 г. с учетом ВВП по паритету покупательной способности. Для сравнения доля Ирана до введения западных санкций составляла всего 0.71 % от мирового ВВП. Более тесная интеграция экономик ЕС и России не позволит изолировать последнюю не нанося вред самому европейскому союзу. В третьих, существует политический аспект - недружественные действия в отношении России имеют определенный предел, пройдя через который отношения между нашей страной и западной цивилизации могут скатиться к уровню холодной войны. Думаю, высшее политическое руководство ЕС и США не хотят нового витка противостояния. Стоит отметить, что у нас в стране были уже сделаны острые заявления по поводу возможного отключения России от системы «SWIFT». "По моему личному мнению, введение этого типа санкций будет означать войну" - сообщил Андрей Костин. Глава ВТБ добавил, что в случае введения этой меры, посол США должен будет в тот же день покинуть Москву. Наш премьер министр тоже резко прокомментировал подобные санкции, сказав, что тогда наши ответные меры будут «без ограничений». Что подразумевается под этими словами можно предположить довольно многое, но даже если взять конкретно возможные односторонние сокращения поставки газа, то совокупный вред ЕС нанесет сам себе больший, чем технические сбои для межбанковского общения в Российской Федерации.

Что же следует предпринять России при отключении от системы «SWIFT» - по мнению автора, стоит создать свою собственную инфраструктуру для телекоммуникационного общения между банками внутри страны. Факсом и телеграфом с огромными потоками в долгосрочной перспективе не справиться. Автор считает, что для того чтобы снизить риски банковской системы России следует перевести все межбанковские расчеты внутри страны на собственную систему. Такие попытки уже были. В 2010 году Банк России запустил аналог SWIFT - систему ED501, которая сейчас используется только для обмена сообщениями с ЦБ РФ. ЦБ также изучает опыт Индии в данном вопросе. Российский Центробанк планирует завершить создание альтернативы SWIFT - систему передачи финансовых сообщений - в мае 2015 года. То есть, у нашего центрального банка и минэкономразвития существует план действий при негативном развитии санкционных событий. Что, безусловно, поможет пройти наименее безболезненно нашему банковскому сектору через череду санкций.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что угроза отключения России от системы «SWIFT» носит виртуальный характер, это скорее способ «запугивания», потому что никто не желает навредить себе, учитывая настрой к ответным мерам «без ограничений» руководства нашей страны. В случае же реального прекращения доступа российских банков к международной системе, у нас имеются уже существующая система для межбанковского общения ED501, которая в нынешнее время используется между ЦБ РФ и частными банками России. Однако негативные последствия в виде паники на фондовом рынке и падение эффективности работы банков негативно отразятся на ВВП, а также на реальных доходах населения.

Литература

1. Центр научной и политической мысли и идеологии [электронный ресурс]/Людмила Кравченко. -Режим доступа: http://rusrand.ru/events/ugrozy-i-riski-otkljuchenija-swift-v-rossii/. -Дата обращения: 10.03.2015.

2. Банки ру [электронный ресурс]/словарь банковских терминов. Режим доступа:http://www.banki.ru/wikibank/swift/. -Дата обращения: 10.03.2015.

3. Центр научной и политической мысли и идеологии[электронный ресурс]/Людмила Кравченко. -Режим доступа: http://rusrand.ru/events/ugrozy-i-riski-otkljuchenija-swift-v-rossii/. -Дата обращения: 10.03.2015.

4. Сайт новостей [электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.newsru.com/finance/01sep2014/swift.html/. -Дата обращения: 10.03.2015.

5. Сайт новостей «Иносми» [электронный ресурс] - Режим доступа: http://inosmi.ru/world/20141006/223458459.html/. -Дата обращения: 09.03.2015

6. Комментарии о государстве и бизнесе [электронный ресурс]/ Валерий Миронов, Вадим Канофьев/. -Режим доступа: http://www.hse.ru/data/2014/01/14/1326894248/macro_14-01.pdf/. -Дата обращения: 02.03.2015.

7. Центр научной и политической мысли и идеологии[электронный ресурс]/Людмила Кравченко. -Режим доступа: http://rusrand.ru/events/ugrozy-i-riski-otkljuchenija-swift-v-rossii/. -Дата обращения: 10.03.2015.

29

8. Сайт новостей «RUPOSTERS» [электронный ресурс]/. - Режим доступа: http://ruposters.ru/news/04-12-2014/otklyuchenie-rf-ot-swift-sravnili-s-vojnoj/. - Дата обращения: 01.03.2015.

References

1. Centr nauchnoj i politicheskoj mysli i ideologii[jelektronnyj resurs]/Ljudmila Kravchenko. -Rezhim dostupa:

http://rusrand.ru/events/ugrozy-i-riski-otkljuchenija-swift-v-rossii/. -Data obrashhenija: 10.03.2015.

2. Banki ru [jelektronnyj resurs]/slovar' bankovskih terminov. Rezhim dostupa:http://www.banki.ru/wikibank/swift/. -Data obrashhenija: 10.03.2015.

3. Centr nauchnoj i politicheskoj mysli i ideologii[jelektronnyj resurs]/Ljudmila Kravchenko. -Rezhim dostupa:

http://rusrand.ru/events/ugrozy-i-riski-otkljuchenija-swift-v-rossii/. -Data obrashhenija: 10.03.2015.

4. Sajt novostej [jelektronnyj resurs] -Rezhim dostupa: http://www.newsru.com/finance/01sep2014/swift.html/. -Data obrashhenija: 10.03.2015.

5. Sajt novostej «Inosmi» [jelektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://inosmi.ru/world/20141006/223458459.html/. -Data obrashhenija: 09.03.2015

6. Kommentarii o gosudarstve i biznese [jelektronnyj resurs]/ Valerij Mironov, Vadim Kanofev/. -Rezhim dostupa: http://www.hse.ru/data/2014/01/14/1326894248/macro_14-01.pdf/. -Data obrashhenija: 02.03.2015.

7. Centr nauchnoj i politicheskoj mysli i ideologii[jelektronnyj resurs]/Ljudmila Kravchenko. -Rezhim dostupa:

http://rusrand.ru/events/ugrozy-i-riski-otkljuchenija-swift-v-rossii/. -Data obrashhenija: 10.03.2015.

8. Sajt novostej «RUPOSTERS» [jelektronnyj resurs]/. - Rezhim dostupa: http://ruposters.ru/news/04-12-2014/otklyuchenie-rf-ot-swift-sravnili-s-vojnoj/. - Data obrashhenija: 01.03.2015.

Григоренко В. В.

Кандидат технических наук,

Московский Государственный Машиностроительный институт РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА КАК ВАЖНОГО ФАКТОРА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация

В статье рассмотрено влияние социального капитала на устойчивое развитие общества и источники его роста. Рассмотрена его дуалистическая природа как ресурса и институциональной среды общества, связь с человеческим капиталом.

Ключевые слова: социальный капитал, ресурс, управление.

Grigorenko V.V.

PhD in technical sciences,

Moscow State University of Mechanical Engineering SOCIAL CAPITAL AS AN IMPORTANT FACTOR OF CORPORATIVE EFFICIENCY

Abstract

The article considers influence of the social capital on the firm development of society and the sources of its growing. It is shown its dualistic nature as a resourse and institutional environment of society, connection with a human capital.

Keywords: social capital, resource, management.

Развитие и гармонизация общества, его структуры и оптимизация взаимоотношений между членами социума представляет собой процесс, привлекающий к себе хотя и разное по оценкам и прогнозам, но всегда неравнодушное внимание.

Очевидны проблемы, с которыми сталкивается современный человек - одиночество, недостаток полноценных социальных связей на всех уровнях: семейном, профессиональном, общественном, политическим. Это ставит под угрозу нормальное функционирование многих общественных институтов в государстве, например, выборов, а также предсказуемости в отношениях, сакральности моральных и этических норм. Без нормальных связей очевидна деградация на личностном и институциональном уровнях. Следствием нездоровых социальных связей, из которых складываются сети, становятся фрустрация, ощущение ненужности и отсутствие перспективы вне узко материалистической сферы деятельности.

Исследования последних десятилетий на Западе (труды Коулмана, Фукуямы и др.) [1,2] позволяют взглянуть на проблемы общества с точки зрения наличия или отсутствия важнейшего ресурса - социального капитала, уровень которого позволяет судить о потенциале и степени устойчивости той или иной социальной системы (семья, организация, государство).

Социальный капитал предлагают рассматривать его в двух аспектах - как ресурс и как институциональную среду. В связи с этим:

- социальный капитал как ресурс - это совокупность реальных или потенциальных ресурсов, связанных с наличием устойчивой сети отношений взаимного знакомства и признания, которая обеспечивает своим членам опору в виде коллективного капитала;

- социальный капитал как институциональная среда - это совокупность действующих формальных и неформальных норм (правил) и организаций, позволяющих социальным группам и обществу в целом организовать своих членов для решения общих экономических (на основе эффективного использования ресурсов) и социальных (на основе социальной справедливости) задач.

Такое понимание социального капитала дает возможность говорить, что это ресурс, как и другие виды капитала. Но в то же время определение социального капитала как институциональной среды позволяет говорить об особой роли этого вида капитала, поскольку другие виды капитала действуют в определенной институциональной среде, и от ее состояния (то есть от социального капитала) зависит эффективность их использования.

Для установления сущности социального капитала важное значение имеет его сравнительный анализ с физическим и человеческим капиталами.

Социальный капитал:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- является фактором производства, который совместно с физическим и человеческим капиталами обеспечивает создание прибавочной стоимости, способствует повышению продуктивности материального производства и достижению определенных целей, которых при его отсутствии достичь невозможно (последнее касается, прежде всего, задач, для решения которых необходима консолидация человеческого капитала);

- является общественным благом, которое делится группой, отражает в большей степени отношения, чем собственность отдельного человека;

- создается при помощи инвестиций, но не в такой непосредственной форме, как в случае с физическим и человеческим капиталами (оценить эти инвестиции и определить отдачу от них довольно сложно);

- подобно человеческому капиталу, растет в процессе использования и уменьшается, если продолжительное время не используется;

- является ограниченным ресурсом, дефицит которого уменьшает экономические возможности отдельных людей, их групп и общества в целом;

- имеет ликвидность и может конвертироваться в другие виды капитала;

30

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.