Научная статья на тему 'Экономические последствия отключения Исламской Республики Иран от международной платежной системы Swift'

Экономические последствия отключения Исламской Республики Иран от международной платежной системы Swift Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
10336
2304
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
САНКЦИИ / SANCTIONS / БАНКОВСКАЯ СФЕРА / ИСЛАМСКАЯ РЕСПУБЛИКА ИРАН / ПЛАТЕЖНАЯ СИСТЕМА / PAYMENT SYSTEM / БЛОКЧЕЙН / BLOCKCHAIN / BANKING SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Омаров К.А.

Предмет. Санкции, введенные ЕС и США против банковской системы Ирана в 2012 г., дестабилизировали экономическое состояние в Исламской Республике. Ограничения коснулись не только Центрального банка Исламской Республики Иран и десятков коммерческих банков страны, но и важнейшего инструмента международных финансовых транзакций платежной системы SWIFT. В статье рассматриваются экономические последствия отключения Ирана от международной платежной системы SWIFT. Цели. Предложение альтернативного способа межбанковских расчетов, способного устранить зависимость Ирана от платежной системы SWIFT. Методология. В основу легли статистический, сравнительный и логический методы. Результаты. Введенные в 2012 г. санкции против Исламской Республики Иран снизили показатели ВВП и экспорта товаров, привели к увеличению инфляции в стране и к девальвации ее валюты, а также привели более половины иранских производственных предприятий к критическому состоянию. Выводы. Модернизация и продвижение системы передачи финансовых сообщений Банка России могут оказаться вполне конкурентоспособным продуктом на международном рынке платежных систем. Симбиоз технологии блокчейн с российской разработкой может заинтересовать иностранные финансовые институты в сотрудничестве в банковской сфере, привлечь новых участников по всему миру, в частности там, где присутствует риск отключения от распространенной и монопольной платежной системы бельгийского происхождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic consequences of disconnecting the Islamic Republic of Iran from the SWIFT international payment system

Subject The article examines the economic consequences of disconnecting the Islamic Republic of Iran from the SWIFT international payment system. Objectives The study aims to propose an alternative method of interbank settlements capable to eliminate the dependence of the Islamic Republic of Iran on the SWIFT payment system. Methods For the study, I employ statistical, comparative and logical methods. Results The sanctions imposed in 2012 against the Islamic Republic of Iran caused a reduction in Gross Domestic Product and export of goods, a high rate of inflation in the country and its currency devaluation. More than a half of Iranian manufacturing enterprises found themselves in a critical state. Conclusions and Relevance Modernization and promotion of the financial messaging system of the Bank of Russia may prove to be quite competitive in the international payment systems market. The symbiosis of the blockchain technology with Russian developments in this area may provoke interest of foreign financial institutions in cooperation in the banking sector and attract new participants worldwide, in particular, where there is a risk of disconnection from the widespread monopolistic payment system of Belgian origin.

Текст научной работы на тему «Экономические последствия отключения Исламской Республики Иран от международной платежной системы Swift»

pISSN 2071-4688 eISSN 2311-8709

Международные платежные механизмы

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ОТКЛЮЧЕНИЯ ИСЛАМСКОИ РЕСПУБЛИКИ ИРАН ОТ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ системы swift

Камал Ахмедович ОМАРОВ

аспирант кафедры мировой экономики, Дипломатическая академия МИД России,

Москва, Российская Федерация

omarov.k.a@yandex.ru

ORCID: отсутствует

SPIN-код: отсутствует

История статьи:

Получена 23.01.2018 Получена в доработанном виде 07.02.2018 Одобрена 22.02.2018 Доступна онлайн 27.03.2018

УДК 339.727.6

F40, F51, G21, P45

Ключевые слова: санкции, банковская сфера, Исламская Республика Иран, платежная система, блокчейн

Аннотация

Предмет. Санкции, введенные ЕС и США против банковской системы Ирана в 2012 г., дестабилизировали экономическое состояние в Исламской Республике. Ограничения коснулись не только Центрального банка Исламской Республики Иран и десятков коммерческих банков страны, но и важнейшего инструмента международных финансовых транзакций — платежной системы SWIFT. В статье рассматриваются экономические последствия отключения Ирана от международной платежной системы SWIFT.

Цели. Предложение альтернативного способа межбанковских расчетов, способного устранить зависимость Ирана от платежной системы SWIFT.

Методология. В основу легли статистический, сравнительный и логический методы. Результаты. Введенные в 2012 г. санкции против Исламской Республики Иран снизили показатели ВВП и экспорта товаров, привели к увеличению инфляции в стране и к девальвации ее валюты, а также привели более половины иранских производственных предприятий к критическому состоянию.

Выводы. Модернизация и продвижение системы передачи финансовых сообщений Банка России могут оказаться вполне конкурентоспособным продуктом на международном рынке платежных систем. Симбиоз технологии блокчейн с российской разработкой может заинтересовать иностранные финансовые институты в сотрудничестве в банковской сфере, привлечь новых участников по всему миру, в частности там, где присутствует риск отключения от распространенной и монопольной платежной системы бельгийского происхождения.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2018

Для цитирования: Омаров К.А. Экономические последствия отключения Исламской Республики Иран от международной платежной системы SWIFT // Финансы и кредит. — 2018. — Т. 24, № 3. — С. 722 — 736. https://doi.org/10.24891/fc.24.3.722

Американское правительство 1 января 2012 г. наложило санкции на Центральный банк Ирана. 23 января началось постепенное ограничение экономической деятельности стран Евросоюза с нефтяным сектором Исламской Республики Иран и его Центральным банком. С января по февраль Министерством финансов США были наложены санкции на иранский банк «Теджарат», а также на дубайский исламский банк «Нур», уличенный минфином США в помощи Ирану в уклонении от международных санкций. А в марте 2012 г.

система SWIFT, обеспечивающая банкам возможность движений денежных средств по всему миру, объявила о том, что прекращает оказание услуг связи финансовым институтам Ирана, которые подпадают под санкции Евросоюза1. В целом в 2012 г. против Исламской Республики было введено три пакета санкционных мер. Первый пакет — исключение иранских банков посредством отключения на территории страны доступа к

1 Яшлавский А. Отключат ли Россию от SWIFT — как это было с Ираном? // Московский комсомолец. URL: http://www.mk.ru/economics/2015/01/28/otklyuchat-li-rossiyu-ot-swift-kak-eto-bylo-s-iranom.html

платежной системе SWIFT. Это фактически отрезало иранские банки от внешнего мира, заставив финансовые структуры страны обратиться к менее эффективным, затратным и не всегда легальным схемам проведения международных торговых и валютных операций, прежде всего в нефтяном сегменте. Второй пакет — запрет на страхование нефтеналивных судов, перевозящих иранские углеводороды. Наконец, третий пакет — объявленное в январе 2012 г. Европейским союзом эмбарго на закупки странами ЕС иранской нефти [1]. Однако в данной статье речь пойдет исключительно об отключении иранских банков от платежной системы SWIFT, и в дальнейшем автором будет предложен вариант решения данной проблемы, который может быть осуществлен с помощью и в интересах Российской Федерации. Указанные меры, принятые западными странами, являются объективно адекватной реакцией на ядерную программу Ирана. Необходимо принять во внимание и то, что иранское правительство во главе с Махмудом Ахмадинижадом ускорило развитие ядерной программы, что привело к бурной реакции мировой общественности и наложению новых санкций на Иран. Разумеется, введенные ограничения сильно подорвали экономическое развитие Республики, а отключение иранских банков от платежной системы SWIFT нанесло сильный удар по внешнеэкономической деятельности страны.

Для начала необходимо разобрать, что именно представляет собой платежная система SWIFT. Аббревиатура SWIFT расшифровывается с английского как Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunications, что в переводе на русский язык означает «сообщество всемирных межбанковских телекоммуникаций». Разработанная

сообществом платежная система SWIFT является ведущей международной системой в сфере финансовых телекоммуникаций, обеспечивающей оперативную, безопасную и абсолютно надежную передачу финансовых сообщений по всему миру.

Данное сообщество действует с 1973 г. в соответствии с бельгийским законодательством. Соучредителями SWIFT выступили 239 банков из 15 стран [2]. С момента создания системы численность организаций, подключенных к ней, увеличилась более чем в 40 раз, и сегодня ее членами являются около 10 тыс. финансовых компаний в 200 различных государствах [3]. Данная платежная система в настоящее время является безусловным лидером среди существующих международных систем денежных переводов. Через нее ежедневно проходит более 1 млн различных транзакций, а в год их количество превышает 2,5 млрд2. Стоит добавить, что по некоторым источникам Агентство национальной безопасности США имеет доступ к информации обо всех транзакциях, проводимыми данной системой3.

Основным негативным фактором, отрицательно влияющим на развитие российско-иранских экономических отношений, остается отсутствие действенных механизмов банковско-финансового обеспечения внешнеэкономической деятельности. Разумеется, обе стороны ведут постоянный диалог для усовершенствования взаимодействия данной сферы, и даже проводились взаиморасчеты в национальных валютах, однако развитию экономического сотрудничества между Россией и Ираном мешали вводимые со стороны Запада санкции против ИРИ [4]. Особенно болезненным ударом по экономическому развитию, с точки зрения автора, были введенные против Центрального банка Ирана санкции наряду с отключением от платежной системы SWIFT иранских банковских структур. Эти санкции продлились относительно недолго — в 2016 г. правительство Исламской Республики Иран во главе с Хасаном Рухани добилось снятия большинства экономических санкций и возобновления доступа к международной межбанковской системе [5]. Однако данный

2 Международные денежные переводы по системе SWIFT. URL: http://biznes-delo.ru/denezhnye-perevody/denezhnye-perevody-svift.html

3 SA Spies on International Payments.

URL: http://www.spiegel.de/international/world/spiegel-exclusive-nsa-spies-on-international-bank-transactions-a-922276

период, по мнению автора, стал близким к катастрофическому для экономики Ирана. Так, всего за один год санкций ВВП уменьшился на 75,5 млрд долл. США, экспорт товаров снизился на 21,5 млрд долл. США, а инфляция увеличилась на 12,5%4. Также стоит отметить, что отключение от платежной системы SWIFT, привело к девальвации валюты [6], а более 6 тыс. производственных предприятий (примерно 67% от их общей численности) были на грани банкротства [7] (рис. 1).

Экономические потери Ирана могли обернуться более фатальными последствиями, если бы бизнес республики не ожидал введения против экономики страны подобных санкций и не смог бы своевременно адаптироваться к таким мерам. Иран активно использовал пути обхода этих барьеров применяя альтернативные способы осуществления международных межбанковских платежей. В частности, активно производились расчеты в национальных валютах, заключались бартерные сделки, использовалось золото в торговых отношениях, производился обмен валюты в третьих странах, совершались денежные переводы по системе «Хавала» и транзакции по схеме U-turn. По мнению автора, необходимо рассмотреть подробнее все основные способы осуществления торговых сделок, которые были применены Ираном в обход санкций против иранской банковской сферы.

Использование доллара США в международных сделках сильно осложнялось в связи с принятыми против республики мерами. В Иране в 2012 — 2013 гг. действовало как минимум три курса валют: официальный курс Центрального банка, конвертируемый курс для импорта и экспорта, а также свободный (рыночный) курс. Таким образом, если клиент держал депозит в долларах США в иранском банке, то банк их клиенту не выдавал, а только был готов купить их по своему официальному курсу. Для клиента

4 DataBankWorld Development Indicators. URL: http://databank.worldbank.org/data/reports.aspx

банка такая конвертация была связана с определенными потерями. Также если была необходимость в покупке валюты для собственных нужд, то на свободном рынке купить доллары США можно было в три раза дороже [8]. В связи с этим Иран в противовес санкциям был вынужден осуществлять торговлю с использованием национальных валют. Были достигнуты договоренности о расчетах в рупиях, юанях и лирах с Индией, Китаем и Турцией соответственно. Так, используя счета в национальных банках этих стран, Иран мог закупать товары местного производства.

Главными товарами, за которые Иран получал средства или товары, являются углеводороды. В 2015 г. между российской и иранской стороной были достигнуты бартерные договоренности, в рамках которых Исламская Республика взяла на себя обязательство поставлять в Российскую Федерацию нефть, а российская сторона в обмен предоставляла строительные материалы, оборудование и зерновые культуры. Подобные сделки проводились с Индией и Китаем. Например, индийская сторона в обмен на иранскую нефть предоставляла рис, лекарства и сталь5.

В санкционный период Иран не пренебрегал золотом в качестве платежного средства. В пример можно привести турецко-иранскую сделку обмена газа на золото. Так, было отмечено 37-кратное увеличение объема ввозимого золота из Турции в Иран. Однако такая сделка в дальнейшем привела к тому, что со стороны ЕС и США было оказано серьезное политическое давление на Турцию, которое в итоге привело к запрету на продажу золота и других драгоценных металлов в ИРИ

[9].

При возникновении трудностей во взаиморасчетах в национальных валютах основным способом получения наличных долларов США стал для Тегерана простой наличный обмен иранского риала на доллар

5 Иран заманивает покупателей нефти низкими ценами и бартером. URL: https://www.vedomosti.ru/finance/articles/201 2/08/08/iran_zamanivaet_pokupatelej_nefti_nizkimi_cenami

США в других странах. В сентябре 2012 г. в Афганистане была замечена повышенная активность по обмену иранского риала на доллар США. Было выявлено, что афганские посредники обменивали необходимую сумму и отправляли денежные средства на территорию Ирана, причем делалось это очень простым способом — с помощью иранских такси, курсировавших между ирано-афганской границей и Гератом.

Не менее интересна схема переводов денежных средств по системе «Хавала». Данная система имеет свою особенность — все финансовые операции выполняются без документооборота и основываются на доверии участников процесса. Брокеры системы «Хавала» являются главным звеном данной схемы, поскольку они и организовывают переводы между странами. Физически деньги не покидают пределы государства, поскольку отправитель передает денежные средства брокеру в одной стране, при этом получая секретный код, который, как правило, является цифрами с одной из купюр, а получатель в другой стране должен был лишь назвать этот код второму брокеру, чтобы получить эквивалент начальной суммы в местной валюте. В итоге брокеры рассчитывались между собой по клиринговой схеме, в рамках которой для закрытия сальдо могут использоваться золото, драгоценные металлы и в особых случаях оказываться услуги. Основными особенностями денежных переводов по системе «Хавала» являются отсутствие обширного бюрократического аппарата, наличие порогового значения максимально возможной суммы перевода (как правило до 100 тыс. долл. США), а также скорость перевода, которая составляет не более 48 часов. Также у системы «Хавала» достаточно низкая комиссия за проводимые операции — от 1% до 1,5% от суммы перевода. В совокупности перечисленные характеристики позволяли большинству брокеров системы не привлекать к себе интерес со стороны американских регуляторов, которые в свою очередь следили,

чтобы введенные санкции против Ирана действительно соблюдались, и вели борьбу с отмыванием денег. Переводы денежных средств по системе «Хавала» могли обеспечить перевод денег из Ирана в ту или иную страну Ближнего Востока, а затем транзакцию в различные банки Азии, Европы и США6. Еще одним несомненным плюсом системы переводов «Хавала» является конфиденциальность использования данного инструмента взаиморасчетов, что делает ее не только привлекательной, но и чрезвычайно уязвимой для недобросовестного

использования [10].

Одной из самых распространенных схем, имевших место в Иране в период санкций, было взаимодействие между иранскими и европейскими банками по схеме U-turn. Стоит отметить, что такие операции были классифицированы Вашингтоном как отмывание денег. Схема U-turn в общих чертах выглядела следующим образом: заказчик приобретал нефть у иранской стороны в своей валюте, денежные средства в свою очередь поступали на счет в банк, находящийся вне территории Ирана, затем средства переводились на счет в американский банк, и в нем уже происходила конвертация денежных средств в доллары США, после чего эта сумма поступала в иной зарубежный банк на счет, с которого деньги и уходили в исламскую республику. В результате Иран получал средства в необходимой валюте — долларе США. В декабре 2012 г. были опубликованы сведения о том, что британский банк Standard Chartered, используя операции U-turn, смог провести более 60 тыс. транзакций в интересах иранских финансовых институтов, за что власти США обвинили банк в отмывании денег в интересах Ирана. В результате Standard Chartered в качестве штрафа внес в американскую казну 327 млн долл. США. Фигурантами расследований по делам о нарушении санкционного режима в

6 Рещиков О. Иран: противодействие западным санкциям

в банковской сфере // Интернет-журнал Новое Восточное Обозрение. URL: https://ru.journal-neo.org/2015/01/30/iran-protivodejstvie-zapadny-m-sanktsiyam-v-bankovskoj-sfere/

отношении Ирана также стали Royal Bank of Scotland, UniCredit, HSBC, Deutsche Boerse, Société Générale и Crédit Agricole. В целом несмотря на введенные Вашингтоном санкции многие именитые европейские банки продолжали сотрудничество с иранскими клиентами'.

Указанные способы реагирования на санкции позволили иранскому бизнесу сбавить темпы падения экономики ИРИ, а также поддерживать экономические отношения на максимально возможном уровне при данных обстоятельствах. Однако, по мнению автора, можно было бы предотвратить большую часть пагубного влияния западных ограничительных мер. Своевременное внедрение и использование альтернативной международной межбанковской системы совершения платежей при прочих равных условиях могли бы помочь иранскому бизнесу в преодолении санкций в банковской сфере.

На сегодняшний день в Российской Федерации подобная альтернатива есть, однако с некоторыми ограничениями. Система передачи финансовых сообщений Банка России (далее — СПФС), функционирующая на базе информационно-телекоммуникационной системы Банка России и созданная в качестве альтернативного канала межбанковского взаимодействия в целях обеспечения гарантированного и бесперебойного предоставления услуг по передаче электронных сообщений по финансовым операциям, снижению рисков, влияющих на безопасность и конфиденциальность оказания услуг по передаче финансовых сообщений. Российская система СПФС была запущена в конце 2014 г. после угроз Европарламента и МИД европейских стран отключить банковскую систему РФ от SWIFT. Необходимо отметить, что призыв Европарламента к отключению российских банков от платежной системы SWIFT являлся частью экономических санкций, введенных против России. Но SWIFT, будучи формально независимой от ЕС и США компанией,

7 Там же.

сообщила, что реализация такой рекомендации причинит вред ее репутации и нарушит права компании, так как сама организация остается крупнейшим и независимым поставщиком финансовых услуг и не обязана исполнять политические резолюции8.

Отечественный аналог был запущен для обеспечения бесперебойности передачи финансовых сообщений в случае отключения от глобальной услуги. Банковские работники утверждают, что система не подвержена внешним угрозам, а посему сможет обеспечить стабильность работы банковской сферы. По состоянию на 1 декабря 2017 г., всего 355 российских банков было подключено к системе СПФС. Таким образом, общее количество кредитных организаций, работающих с сервисом, достигло 46%. На данный момент министерства прорабатывают вопрос подключения к российскому аналогу SWIFT стран БРИКС9. Однако у российского продукта на момент написания статьи существовали свои недостатки. Среди недостатков можно выделить малое количество подключенных финансово-кредитных организаций, недостаточное распространение на международном рынке, законодательные ограничения, не

позволяющие иностранным финансовым организациям стать клиентами СПФС Банка России, а также наличие выходных и праздничных дней в работе данной платежной системы. По мнению автора, положительные аспекты данной системы превалируют над отрицательными, поскольку такие

принципиальные позиции, как отсутствие платы за подключение и обслуживание, сниженная стоимость обмена сообщениями, а также постоянная модернизация системы являются важными конкурентными преимуществами для продвижения данного

8 Белоусов А.Л. Альтернативы международной межбанковской телекоммуникационной сети SWIFT для российской банковской системы // Финансы и кредит. 2016. № 16. С. 19—26.

9 Тихонов И. СПФС vs SWIFT: почти половина российских банков перешла на отечественный сервис передачи финансовых сообщений // Сейчас.ру.

URL: https://www.lawmix.ru/banki/3568

продукта на международном рынке банковских услуг. Для сравнения, SWIFT взимает до 200 тыс. долл. США за подключение каждого нового клиента, а стоимость годового обслуживания составляет около 10 тыс. евро10.

В рамках модернизации российской альтернативы платежной системы SWIFT Банк России намерен реализовать внедрение технологии блокчейн в свой продукт. Имеет смысл подробнее описать технологию блокчейн, а также выявить плюсы ее внедрения в СПФС. Блокчейн — это способ хранения данных или цифровой реестр транзакций, сделок, контрактов. В основном это информация, которая нуждается в отдельной независимой записи и при необходимости в проверке. В блокчейне можно хранить данные о выданных кредитах, правах на собственность, нарушении правил дорожного движения, бракосочетаниях и любую другую важную информацию. Главным его отличием и неоспоримым преимуществом является то, что этот реестр не хранится в каком то одном месте, а распределен среди нескольких сотен и даже тысяч компьютеров во всем мире. Работает данная технология следующим образом: цифровые записи объединяются в блоки, которые потом криптографически и хронологически связываются в цепочку с помощью сложных математических алгоритмов. Каждый блок связан с предыдущим и содержит в себе набор записей, а новые блоки всегда добавляются строго в конец цепочки. Процесс шифрования, известный как хеширование, выполняется большим количеством разных компьютеров, работающих в одной сети. Если в результате их расчетов все они получают одинаковый результат, то блоку присваивается уникальная цифровая сигнатура, иными словами — подпись. Как только реестр будет обновлен и образован новый блок, он уже больше не может быть изменен и, таким образом, подделать его невозможно [11].

10 SWIFT, СПФС и CyberFT. URL: https://cyberft.ru/about/comparison

Следует учесть то, что реестр обновляется на всех компьютерах в сети одновременно — и в итоге распределенная природа баз данных блокчейн делает взлом хакерами практически невозможным, поскольку для этого им нужно одновременно получить доступ к копиям базы данных на всех компьютерах в сети. Технология также позволяет обезопасить личные данные отправителя, делая, по сути, весь процесс анонимным. Если даже оригинальный документ или транзакция будут в дальнейшем изменены, то в результате они получат другую цифровую подпись, что сигнализирует о несоответствии в системе [12]. Проблему авторизации и изменяемости транзакций решает использование цифровых подписей, поскольку злоумышленник, получивший внутренний доступ к системе, не сможет изменить эти транзакции без носителя с цифровой подписью [13] (рис. 2).

Если говорить о практическом применении технологии блокчейн, то наибольшие успехи могут быть достигнуты в финансовом секторе. В основном это объясняется тем, что в области финансовых услуг модель транзакций на основе блокчейна может обеспечить весомое снижение затрат и повышение эффективности процессов за короткий период времени [14].

Автор придерживается мнения о том, что встраивание технологии распределенных реестров в продукт Банка России позволит усовершенствовать и перевести на новый уровень систему передачи финансовых сообщений Банка России. Данное нововведение и последующий выход СПФС с технологией блокчейн на международный рынок даст возможность не только обезопасить проводимые транзакции, защитить данные участников обмена сообщениями и ускорить обмен информацией между клиентами, но и существенно снизить издержки потребителей данного продукта, а также проводить операции круглосуточно и бесперебойно. Такой инструмент позволит подключенным банкам затрачивать меньше ресурсов и времени на проведение

повседневных финансовых операций, в итоге они смогут оптимизировать свою деятельность и снизить зависимость от международных политических и

экономических ограничений, в частности санкций.

Стоит отметить, что в конце 2016 г. российской властью была актуализирована задача развития цифровой экономики. В своем обращении к Федеральному Собранию Президент России В.В. Путин заявил о необходимости в собственных передовых разработках и научных решениях, направленных на развитие экономики и социальных отраслей. Также было сказано о необходимости сосредоточиться на так называемых сквозных технологиях — цифровых технологиях с мощным технологическим потенциалом, которые определяют облик всех сфер жизни. Кроме того, Президент России предложил запустить масштабную системную программу развития экономики нового технологического поколения, так называемой цифровой экономики, создание и внедрение которой следует возложить на российские компании и исследовательские центры. В.В. Путин отметил, что это является вопросом национальной безопасности и

технологической независимости России [15]. В связи с этим можно утверждать, что применение технологии блокчейн в платежной системе, разработанной Банком России, отвечает задаче развития цифровой экономики.

Исламская Республика Иран наглядно показала миру, какими могут быть последствия введенных против страны экономических санкций. Созданные ЕС и США преграды на пути совершения международных финансовых потоков Ирана значительно дестабилизировали экономическое состояние Республики. Как ранее было отмечено автором, своевременное внедрение и использование альтернативной международной межбанковской системы совершения платежей сократила бы потери Ирана в области

экономики. Российская платежная система с внедренной в нее технологией блокчейн в первую очередь могла бы заинтересовать ИРИ, поскольку введение против них очередных экономических санкций является вполне возможным сценарием.

Предположительно, система передачи финансовых сообщений Банка России с интегрированной в нее технологией блокчейн имеет потенциал для преобразования данного инструмента в конкурентоспособный и экономически выгодный продукт для финансовых организаций. Сообщения, пересылаемые в рамках такой платежной системы, могут быть обработаны в любое время суток и не будут зависеть от выходных и праздничных дней, поскольку применение данной технологии не требует непосредственной работы человека.

Стоит отметить и политическую подоплеку таких нововведений, поскольку политико-экономические противостояния на глобальной арене зачастую влекут за собой разного рода ограничительные меры, а подобное улучшение позволит подстраховать свои банки на случай введения оных, даст возможность бесперебойно проводить международные финансовые транзакции.

Разумеется, среди стран, потенциально привлекаемых для сотрудничества и внедрения российских технологий в банковскую сферу той или иной страны, могут стать члены Евразийского экономического сотрудничества [16]. По мнению экспертов, ЕАЭС рассматривается официальным Тегераном как потенциальный стратегический партнер [17], а это говорит о возможном сотрудничестве в экономическом направлении между странами — членами Евразийского экономического союза и Исламской Республикой Иран, что подразумевает использование независимого от Запада платежного инструмента.

На данный момент надзорными и наблюдательными функциями за существующей системой передачи финансовых сообщений

Банка России наделен сам Банк, который обеспечивает безопасность, стабильность работы и эффективность функционирования [18]. Однако внедрение новых технологий в платежную систему СПФС требует пересмотра его роли в регулятивных и надзорных функциях в аспекте данного продукта, поскольку велик риск проведения противозаконных транзакций, в том числе финансирования терроризма и отмывания доходов. Банку России стоит также определить орган, который будет отвечать за безопасность и защиту информации потенциальных пользователей платежной системы, поскольку существует вероятность попыток взлома и других киберугроз в отношении российской разработки [19].

Банковские санкции, направленные против Исламской Республики Иран, нанесли серьезный урон внешнеэкономической деятельности республики. Последствия отключения иранских кредитно-финансовых организаций и компаний от SWIFT наглядно показали уровень зависимости страны от совершения международных транзакций посредством прозападных платежных систем. В целях достижения многополярности мира

нужно учитывать не только геополитические и военные интересы, но и экономические, в том числе в банковской сфере. На данный момент СПФС работает в Российской Федерации как резервный способ проведения транзакций и не особенно пользуется популярностью ввиду недостаточности распространения, отсутствия необходимости к переходу на данную систему, а также ограниченности во времени работы.

Модернизация российской платежной системы наряду с интеграцией в нее технологии блокчейн позволит раскрыть потенциал отечественной разработки и продвинуть этот конкурентоспособный продукт на

международный рынок, тем более что российский аналог позволяет существенно сократить издержки финансовых институтов и зависимость от прозападных инструментов совершения платежей. Исламская Республика Иран, по мнению автора, является приоритетной страной для подключения к СПФС России с использованием технологии блокчейн, поскольку это не только разовьет банковское взаимодействие государств, но и увеличит российско-иранское торгово-экономическое взаимодействие и укрепит дружественные отношения между странами.

Рисунок 1

Динамика внутреннего валового продукта Исламской Республики Иран (2005—2015 гг.), млрд долл. США Figure 1

Trends in the Gross Domestic Product of the Islamic Republic of Iran (2005 — 2015), billion USD

Источник: данные Всемирного банка Source: The World Bank data

информация о транзакции передается каждому участнику системы

Рисунок 2

Схема работы технологии «блокчейн» Figure 2

Blockchain technology: An operation scheme

Участники системы подтверждают транзакцию

Источник: составлено автором на основании информации интернет-ресурса rocit.ru Source: Authoring, based on information available at rocit.ru

Список литературы

1. Сажин В.И. Иранская ядерная проблема: итоги 2012 года // Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. 2012. № 4. С. 70-96.

2. Хазова Е.В. Правовой режим национальной платежной системы в Российской Федерации: перспективы развития // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 8. С. 71 — 77.

3. Чернышов А.С. Всемирная межбанковская система SWIFT. Преимущества и недостатки // Молодой ученый. 2010. № 1-2-1. С. 266 — 270.

4. Шкваря Л.В., Русакович В.И., Лебедева Д.В. Россия-Иран: развитие сотрудничества в условиях санкций // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2014. № 11. С. 43. URL: http://uecs.ru/uecs71-712014/item/3174-2014-11-24-09-

5. Клепиков С.С. Перспективы развития российско-иранских отношений в контексте современной международной ситуации // Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Т. 9. № 1-1. С. 54—58.

6. Ткаченко М.Ф., Блудова С.Н. Россия и экономические вызовы Запада // Научно-аналитический журнал Обозреватель — Observer. 2015. № 12. С. 84—93.

7. Салицкий А.И., Синь Ч., Юртаев В.И. Санкции и замещение импорта на примере опыта Ирана и Китая // Вестник Российской академии наук. 2017. Т. 87. № 3. С. 263 — 271.

8. Зернова Л.Е., Фарзаниан М. Россия и Иран: влияние санкций на банковскую систему страны // Инновационная наука. 2015. Т. 1. № 1-2. С. 127 — 131.

9. Колюшенко Н.Ф. Торговое финансирование: к чему приведет запрет на импорт продовольствия в Россию? // Международные банковские операции. 2014. № 3. С. 16 — 21.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Глущенко Г.И. Хавала — пережиток прошлого на службе глобализации // Мировая экономика и международные отношения. 2004. № 5. С. 18 — 26.

11. Часовских В.П., Лабунец В.Г., Воронов М.П. Технология «блокчейн» (blockchain) в образовании вузов и цифровой экономике // Эко-Потенциал. 2017. № 2. С. 99 — 105.

12. Суханов Е.Э., Штанг К.С., Алешко Р.А. Технология блокчейн: вызовы, ограничения, варианты совершенствования // Синергия Наук. 2017. № 14. С. 540 — 546.

URL: http://synergy-journal.ru/archive/article0908

13. Бабкин А.В., Буркальцева Д.Д., Пшеничников В.В., Тюлин А.С. Криптовалюта и блокчейн-технология в цифровой экономике: генезис развития // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2017. Т. 10. № 5. С. 9 — 22.

14. Владимирова Л.В. Перспективы применения технологии блокчейн // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2017. № 18-1. С. 91—93.

15. Пряников М.М., Чугунов А.В. Блокчейн как коммуникационная основа формирования цифровой экономики: преимущества и проблемы // International Journal of Open Information Technologies. 2017. Т. 5. № 6. С. 49 — 55.

16. Пильщиков Ю.С. Финансовые отношения стран БРИКС: состояние и перспективы // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2017. № 1-3. С. 454—467. URL: http://eee-region.ru/article/4942/

17. Козырев Н.И. Иранская экономика: вчера, сегодня, завтра // Вестник дипломатической академии МИД России. 2016. № 2. С. 129 — 147.

18. Однокоз В.Г. Роль Центрального Банка в функционировании платежной системы России // Проблемы экономики и менеджмента. 2014. № 11. С. 44—47.

19. Капустин Ф.А. Информационная безопасность и защита информации в современном обществе // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2016. Т. 2. № 12. С. 56 — 58.

Информация о конфликте интересов

Я, автор данной статьи, со всей ответственностью заявляю о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.

pISSN 2071-4688 International Payment Mechanisms

eISSN 2311-8709

ECONOMIC CONSEQUENCES OF DISCONNECTING THE ISLAMIC REPUBLIC OF IRAN FROM THE SWIFT INTERNATIONAL PAYMENT SYSTEM

Kamal A. OMAROV

Diplomatic Academy of Ministry of Foreign Affairs of Russian Federation, Moscow, Russian Federation

omarov.k.a@yandex.ru

ORCID: not available

Article history: Abstract

Received 23 January 2018 Subject The article examines the economic consequences of disconnecting the Islamic Received in revised form Republic of Iran from the SWIFT international payment system.

7 February 2018 Objectives The study aims to propose an alternative method of interbank settlements

Accepted 22 February 2018 capable to eliminate the dependence of the Islamic Republic of Iran on the SWIFT Available online payment system.

27 March 2018 Methods For the study, I employ statistical, comparative and logical methods.

Results The sanctions imposed in 2012 against the Islamic Republic of Iran caused a JEL classification: F40, F51, reduction in Gross Domestic Product and export of goods, a high rate of inflation in the G21, P45 country and its currency devaluation. More than a half of Iranian manufacturing enterprises

found themselves in a critical state.

Conclusions and Relevance Modernization and promotion of the financial messaging system of the Bank of Russia may prove to be quite competitive in the international payment systems market. The symbiosis of the blockchain technology with Russian developments in this area may provoke interest of foreign financial institutions in Keywords: sanctions, banking cooperation in the banking sector and attract new participants worldwide, in particular, system, payment system, where there is a risk of disconnection from the widespread monopolistic payment system blockchain of Belgian origin.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2018

Please cite this article as: Omarov K.A. Economic Consequences of Disconnecting the Islamic Republic of Iran from the SWIFT International Payment System. Finance and Credit, 2018, vol. 24, iss. 3, pp. 722 — 736. https://doi.org/10.24891/fc.24.3.722

References

1. Sazhin V.I. [The Iran Nuclear Problem: Take-away from 2012]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 25. Mezhdunarodnye otnosheniya i mirovaya politika = MSU Vestnik. Series 25. International Relations and World Politics, 2012, no. 4, pp. 70 — 96. (In Russ.)

2. Khazova E.V. [Legal regime for the national payment system in the Russian Federation: development perspectives]. Aktualnye problemy rossiiskogo prava = Actual Problems of Russian Law, 2015, no. 8, pp. 71 — 77. (In Russ.)

3. Chernyshov A.S. [Worldwide interbank system SWIFT. Pros and Cons]. Molodoi uchenyi = Young Scientist, 2010, no. 1-2-1, pp. 266 — 270. (In Russ.)

4. Shkvarya L.V., Rusakovich V.I., Lebedeva D.V. [Russia-Iran: development of cooperation under sanctions]. Upravlenie ekonomicheskimi sistemami: elektronnyi nauchnyi zhurnal, 2014, no. 11, pp. 43. (In Russ.) URL: http://uecs.ru/uecs71-712014/item/3174-2014-11-24-09-

5. Klepikov S.S. [Prospects of Russian-Iranian relations in the context of contemporary international situation]. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl' = Historical and Social-Educational Idea, 2017, vol. 9, no. 1-1, pp. 54-58. (In Russ.)

6. Tkachenko M.F., Bludova S.N. [Russia and Economic Challenges of the West]. Nauchno-analiticheskii zhurnal Obozrevatel' = Scientific-Analytical Journal Observer, 2015, no. 12, pp. 84-93. (In Russ.)

7. Salitskii A.I., Sin' Ch., Yurtaev V.I. [Sanctions and substitution of imports: Evidence from Iran and China]. Vestnik Rossiiskoi akademii nauk = Herald of Russian Academy of Sciences, 2017, vol. 87, no. 3, pp. 263 — 271. (In Russ.)

8. Zernova L.E., Farzanian M. [Russia and Iran: Impact of Sanctions on the Banking System of the Country]. Innovatsionnaya nauka, 2015, vol. 1, no. 1-2, pp. 127 — 131. (In Russ.)

9. Kolyushenko N.F. [Trade finance: Where will the ban on food imports into Russia lead?]. Mezhdunarodnye bankovskie operatsii, 2014, no. 3, pp. 16 — 21. (In Russ.)

10. Glushchenko G.I. [Hawala - Vestige of Past at Service of Globalization]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya = World Economy and International Relations, 2004, no. 5, pp. 18 — 26. (In Russ.)

11. Chasovskikh V.P., Labunets V.G., Voronov M.P. [Blockchain technology (blockchain) in education of universities and the digital economy]. Eko-Potentsial, 2017, no. 2, pp. 99 — 105. (In Russ.)

12. Sukhanov E.E., Shtang K.S., Aleshko R.A. [The Blockchain Technology: Challenges, Constraints, Options For Improving]. Sinergiya Nauk, 2017, no. 14, pp. 540 — 546. (In Russ.)

URL: http://synergy-journal.ru/archive/article0908

13. Babkin A.V., Burkal'tseva D.D., Pshenichnikov V.V., Tyulin A.S. [Cryptocurrency and blockchain technology in digital economy: development genesis]. Nauchno-tekhnicheskie vedomosti SPbGPU. Ekonomicheskie nauki = Saint-Petersburg State Polytechnic University Journal. Economics, 2017, vol. 10, no. 5, pp. 9 — 22. (In Russ.)

14. Vladimirova L.V. [Perspectives of applying blockchain technology]. Fundamental nye i prikladnye issledovaniya v sovremennom mire, 2017, no. 18-1, pp. 91—93. (In Russ.)

15. Pryanikov M.M., Chugunov A.V. [Blockchain as the Communication Basis for the Digital Economy Development: Advantages and Problems]. International Journal of Open Information Technologies, 2017, vol. 5, no. 6, pp. 49 — 55. (In Russ.)

16. Pil'shchikov Yu.S. [Financial relations of BRICS countries: Present state and prospects]. Regionalnaya ekonomika i upravlenie: elektronnyi nauchnyi zhurnal, 2017, no. 1-3, pp. 454—467.(In Russ.) URL: http://eee-region.ru/article/4942/

17. Kozyrev N.I. [Iranian economy: Yesterday, today, tomorrow]. Vestnik diplomaticheskoi akademii MID Rossii, 2016, no. 2, pp. 129 — 147. (In Russ.)

18. Odnokoz V.G. [The role of the Central Bank in the payment system functioning in Russia]. Problemy ekonomiki i menedzhmenta = Problems of Economics and Management, 2014, no. 11, pp. 44—47. (In Russ.)

19. Kapustin F.A. [Information security and data protection in modern society]. Aktual'nye problemy aviatsii i kosmonavtiki, 2016, vol. 2, no. 12, pp. 56 — 58. (In Russ.)

Conflict-of-interest notification

I, the author of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.