Научная статья на тему 'УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ТЮРЕМНАЯ СИСТЕМА РОССИИ ДО ЗАРОЖДЕНИЯ РЕВОЛЮЦИОННО-ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ'

УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ТЮРЕМНАЯ СИСТЕМА РОССИИ ДО ЗАРОЖДЕНИЯ РЕВОЛЮЦИОННО-ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
50
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ / CRIMINAL LEGISLATION / ТЮРЕМНАЯ СИСТЕМА РОССИИ / PRISON SYSTEM OF RUSSIA / РЕВОЛЮЦИОННО-ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / REVOLUTIONARY-TERRORIST MOVEMENT / ПРЕСТУПЛЕНИЯ / CRIMES / НАКАЗАНИЯ / ОСУЖДЕННЫЕ / CONVICTS / CRIMINAL-LEGAL ACTS / PUNISHMENTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Литвинов Николай Дмитриевич, Потоцкий Николай Карлович

В статье рассматриваются основные источники уголовно-исполнительного законодательства, этапы становления и развития тюремной системы до зарождения революционно-террористического движения в России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINAL LEGISLATION AND THE PRISON SYSTEM IN RUSSIA BEFORE THE BIRTH OF THE REVOLUTIONARY-TERRORIST MOVEMENT

The article considers the main sources of the criminal-Executive legislation, the stages of formation and development of the prison system before the birth of the revolutionary-terrorist movement in Russia

Текст научной работы на тему «УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ТЮРЕМНАЯ СИСТЕМА РОССИИ ДО ЗАРОЖДЕНИЯ РЕВОЛЮЦИОННО-ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ»

С® УГОЛОВНОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС

УДК - 343 ЛИТВИНОВ Николай Дмитриевич,

ББК - 67.52 доктор юридических наук, профессор

ПОТОЦКИЙ Николай Карлович,

доктор юридических наук, профессор

12.00.08 - уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ТЮРЕМНАЯ СИСТЕМА РОССИИ ДО ЗАРОЖДЕНИЯ РЕВОЛЮЦИОННО-ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются основные источники уголовно-исполнительного законодательства, этапы становления и развития тюремной системы до зарождения революционно-террористического движения в России.

Ключевые слова: уголовное законодательство, тюремная система России, революционно-террористическое движение, уголовно-правовые акты, преступления, наказания, осужденные.

LITVINOV Nikolay Dmitrievich,

doctor of law, Professor

POTOCKI Nikolai Karlovich,

doctor of law, Professor

CRIMINAL LEGISLATION AND THE PRISON SYSTEM IN RUSSIA BEFORE THE BIRTH OF THE REVOLUTIONARY-TERRORIST MOVEMENT

Abstract. The article considers the main sources of the criminal-Executive legislation, the stages of formation and development of the prison system before the birth of the revolutionary-terrorist movement in Russia.

Key words: criminal legislation, prison system of Russia, revolutionary-terrorist movement, criminal-legal acts, crimes, punishments, convicts.

В период царствования Петра I началось активное совершенствование уголовного законодательства и системы отбывания наказаний в России. Был принят ряд уголовно-правовых актов, которые весьма существенно изменили и уголовное законодательство, и систему наказаний.

Наиболее крупным уголовно-правовым актом следует считать Артикул воинский 1715 г.

Артикул воинский 1715 г. (далее - Артикул) не отменял действия Соборного уложения 1649 г. Он предназначался для привлечения к уголовной ответственности военнослужащих и, главным образом, применялся военными судами.

Тем не менее Артикул предназначался не только для армии. В Артикуле нашли отражение новые подходы к формированию государственной политики в области борьбы с преступностью. Кроме того, под юрисдикцию Артикула автоматически подпадало дворянство, как ведущий слой государства, формировав-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2018

ший функциональные слои населения. Например, А.Н. Радищев, а затем и декабристы были осуждены на основании статей Артикула [1, с. 318, 319].

По сравнению с Соборным уложением исследователи оценивают Артикул как более высокий уровень развития уголовного законодательства. Артикул, в отличие от Соборного уложения, содержит значительно больше составов преступлений. Да и составы преступлений в нем определены более точно и четко [1, с. 324]. В Артикуле четко выстроена структура преступлений и наказаний. На первом месте стоят преступления против церкви и религии (гл. I, II). Затем идут государственные преступления (гл. III, XVI, XVII). Они включают в себя преступления против жизни, здоровья и чести императора как носителя Верховной власти; карают за измену, выступления и бунт.

Основная часть норм Артикула содержит наказания за совершение военных преступлений (гл. IV -XV). Много статей посвящено таким преступлениям,

как неповиновение начальству, отказ от выполнения служебных обязанностей, взяточничество, злоупотребление властью. А это значит, что нормы Артикула были направлены на обеспечение четкого функционирования государственного аппарата.

Артикул устанавливал наказания за подделку денег, печатей и документов, срывание указов, лжеприсягу и лжесвидетельство, за нарушение общественного порядка и спокойствия, за совершение преступлений

против морали и нравственности - содержание притонов, нецензурную брань.

Отдельная, XXI глава была посвящена защите собственности. Затем шли преступления против личности. И впервые законодательно были регламентированы половые преступления, что предусматривалось гл. XX «О содомском грехе, о насилии и блуде» [1, с. 318].

По сравнению с Соборным уложением, отличалась и система наказаний. Прежде всего, следовало значительное ужесточение наказаний. Смертная казнь устанавливалась в 74 статьях, безусловно, в 27 статьях - наряду с другими наказаниями. Способы исполнения наказаний были более разнообразны. Но основная часть их была направлена на усиление физических страданий осужденного. Так, смертная казнь осуществлялась путем четвертования, колесования, сожжения, залития горла расплавленным металлом. Нередко перед выполнением смертной применялись дополнительные муки: «...тогда ему язык раскаленным железом прожжен, и потом отсечена глава да будет». Телесные болезненные наказания осуществлялись путем битья шпицрутенами, заковыванием в железо. Предусматривались наказания членовредительского характера: усечение сустава, рук, носа, ушей, клеймение.

Артикул устанавливал и ряд таких новых наказаний, как: а) избиение шпицрутенами, аркебузирова-ние (расстрел) и др.; б) ссылка на каторжные работы («на галеры»); в) лишение достоинства, лишение чести, «шельмование».

Уложение о наказаниях уголовных и исправительных

В середине XIX в. в империи проводилась большая работа по совершенствованию уголовного и уголовно-исполнительного права. В 1845 г. Государственный Совет Российской империи принял Уложение о наказаниях уголовных и исправительных. При разработке Уложения был обобщен предыдущий опыт правоприменительной практики.

Наказания делились на два разряда - наказания уголовные и наказания исправительные.

К уголовным наказаниям относились:

- лишение всех прав состояния и смертная казнь;

- лишение всех прав состояния и ссылка на каторжные работы;

- лишение всех прав состояния и ссылка в Сибирь или на Кавказ.

К ним добавлялось публичное битье плетьми для лиц, не освобожденных от телесного наказания.

К исправительным наказаниям относились: ссылка, направление в арестантские роты, заключение в крепость, тюрьму, смирительные и работные дома, кратковременный арест, выговор, денежные взыскания.

Естественно, в Уложении о наказаниях был закреплен сословный подход, ибо общество в этот период было структурировано: дворяне, духовенство, мещане, городское население, сельское население [3, с. 188-191].

Для регулирования деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы в 1832 г. был издан первый кодифицированный закон об исполнении наказаний в виде лишения свободы - Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражей и ссыльных. В 1857 г. из этого закона был выделен Устав о содержащихся под стражей. Он регулировал порядок и условия исполнения наказаний в местах лишения свободы гражданского ведомства.

Манифесты

В XVIII в. появляется такой нормативно-правовой источник, как царские манифесты. Чаще всего издание манифестов было связано с событиями государственной важности и было направлено на помилование осужденных, облегчение их участи. «В целом манифесты, касающиеся помилования осужденных, заложили традицию амнистий как государственного гуманного акта, имеющего место и в современной государственной политике» [2].

Отдельные манифесты вносили изменения в регулирование уголовно-исполнительной сферы. Так, царским манифестом от 21 февраля 1762 г. «Об уничтожении Тайной розыскной канцелярии» запрещалось принимать «доношения» от тяжких преступников.

Императорские и Сенатские Указы

Указы регламентировали исполнение наказаний,; разъясняли порядок препровождения ссыльных, определяли дополнительные источники финансирования заключенных и т.д. С учреждением Сената появляются сенатские указы. На порядок отбытия наказания оказывали влияние и Синодские указы, которые регламентировали вопросы брака осужденных и оставшихся после них жен, вопросы о привлечении к службе в местах лишения свободы священников и др.

Устав благочиния, или полицейский

Устав благочиния 1782 г. содержал нормы, связанные с пенитенциарной преступностью. Так, ст. 229 Устава благочиния относила к «уголовным преступлениям против правосудия вообще»: а) «взлом тюрьмы; б) утечку из-под стражи или ссылки; в) уход из-под стражи; г) упущение, кого под стражу имать пове-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2018

лено...» (ст. 271 устанавливала санкции за данные преступления) [5, с. 324-387].

Проект Устава о тюрьмах

При разработке проекта Устава о тюрьмах была предпринята попытка создания единого закона, регламентировавшего деятельность тюремных учреждений Российской империи. В проекте большое внимание было уделено описанию устройства тюремных зданий, условиям содержания заключенных. Предполагалось разделение тюрем на уголовные и гражданские.

Уголовные тюрьмы подразделялись на части -подстражную, приговорную и осужденную [4, с. 60-86]. Предполагалось разделение заключенных по половому признаку. Подробно регламентировалось внутреннее устройство тюремных зданий, с детальным описанием камер.

При изучении проекта Устава о тюрьмах вызывает восхищение установка законодателя на выбор места строительства. Для строительства тюремных замков надлежало выбирать участки со здоровым климатом. «Замки строить колико способно, где на вольном воздухе при текущей воде, от огня и наводнения безопасно, довольно пространно и не низкое строение». Иными словами, вопросы соблюдения прав человека рассматривались уже тогда. Содержать внутренние помещения тюрем надо было в чистоте и «переменять воздух открытием окон, зимой - на короткое время, а летом - как угодно».

Проект Устава детально регламентировал внутренний распорядок тюремных учреждений: вопросы питания, осмотр помещений персоналом, работа осужденных к лишению свободы, оказания им медицинской помощи в специально оборудованных при тюрьмах больницах.

При изучении устава в глаза бросается основный принцип отношения государства к осужденному: «С тюремными вообще обходиться человеколюбиво, но при том иметь за ними крепкое и неослабное во всякое время смотрение, чтоб сами себе и никому вреда не учинили...», - выражение, вполне пригодное для современного уголовно-исполнительного кодекса.

Проект Устава о тюрьмах, к сожалению, не рассматривался законодателем, и даже его отдельные положения не вводились в практику. Проект стал хорошим «намерением» создания уголовно-исполнительной системы.

Тюремное заключение

Тюремное заключение играло существенную роль в законодательстве России. Слово «тюрьма» в русском языке чаще всего означало острог, поруб, погреб, иногда яму. Но в любом случае речь шла о «принудительном помещении человека в наказание за учиненное им преступное деяние в государственное сооружение, ограничивающее свободу передвижения его определенным пространством» [7, с. 285].

Такое наказание, как тюремное заключение, впервые упомянуто в Судебнике 1550 г. В Соборном

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2018

уложении 1649 г. тюрьма упоминается более чем в 40 статьях. Изоляции в тюрьму нередко предшествовали пытки и телесные наказания. Тюрьма редко применялась за совершение преступлений, чаще всего она применялась к несостоятельным должникам.

Само по себе тюремное заключение не считалось серьезной карой за совершенные преступления. А потому для отягчения наказания осужденных нередко заключали «в железо».

В XVIII в. тюремное заключение перестает быть мерой наказания; оно используется чаще всего как мера предварительного заключения. До конца XIX в. тюрьма применялась реже, нежели ссылки и каторжные работы. По своему характеру изоляция людей в тюрьме противоречила общинной психологии народа.

Ссылка

В XVIII и первой половине XIX вв. ссылка занимала доминирующее положение в системе организационных форм исполнения наказаний России. В отличие от государств Западной Европы, Англии, Франции, Россия не ссылала людей в заморские территории. В любом случае осужденные оставались на территории России.

Исследователи обычно рассматривают ссылку как вид наказания. Мы бы посмотрели на ссылку как на регулируемые миграционные потоки из центра государства на окраины. В любом случае уровень образования и знаний ссылаемых был выше уровня знаний окраинных этносов. И осужденные к ссылке объективно несли на окраины более высокий уровень знаний, профессиональных навыков, культуры; ссыльные в Якутию, Сибирь, на Дальний Восток несли с собой цивилизацию.

Сибирская ссылка получила наиболее широкое распространение. Это вполне естественно, учитывая громадные незаселенные территории Сибири. Сибирская ссылка в значительной мере способствовала процессам активного освоения Сибири, приобщению местного населения к более высокому уровню знаний.

Каторга

Каторга как вид наказания в России возникла в 1699 г. Исследователи рассматривают каторжные работы в качестве карательной меры. Мы же позволим себе посмотреть на этот вид наказания с иной стороны. Каторжные работы - это регулируемое и контролируемое использование рабочей силы в интересах государства. Освоение новых территорий, интенсивное строительство военных крепостей и населенных пунктов, подъем промышленности, строительство флота и др. -все это требовало большого количества рабочей силы. В условиях крепостного права, когда основная часть крестьян была чужой собственностью и не имела возможности мигрировать по собственному желанию, каторга играла громадную созидательную роль.

Каторга разделялась в основном на вечную и временную, с обозначением срока либо «до указу». Вечная каторга почти приравнивалась к смертной

казни, ибо человек не имел возможности возврата в общество. Особенность вечной каторги состояла в том, что, по Артикулу воинскому, вечная каторга использовалась для искоренения русской национальной одежды и русской культуры; назначалась за ношение бороды и русского платья.

На наш взгляд, каторгу необходимо рассматривать как комплекс наказаний: а) лишение свободы на срок или пожизненно; б) обязательный принудительный труд на тяжелых государственных работах; в) содержание каторжных на особо строгом режиме; г) обязательное применение к каторжным членовредительских и болезненных наказаний.

Смирительные и работные дома

Работные дома стали создаваться в соответствии с указами 1719 г. о прядильных домах. Инициатором использования труда осужденных лиц женского пола стал «компанейщик» Московского полотняного завода Андрей Турка. Он обратился с просьбой о присылке на завод «для пряжи льну баб и девок таких, которые будут на Москве из Приказов, также и из других Губерний по делам за вины свои наказаны». Особо обговаривалось, что расходы на содержание осужденных предприятие берет на себя. В соответствии с указами к работам в прядильных домах присуждались лица женского пола, не подлежащие смертной казни.

Наибольшее распространение смирительные и работные дома получили во второй половине XVIII в.

Наиболее детально работа смирительных и работных домов была регламентирована в Учреждении для управления губерний от 7 ноября 1775 г. Основной задачей смирительных домов являлось ограждение общества «от многих продерзостей добронравие повреждающих... для общего благочиния и спокойствия семей» [6, ст. 391].

Заключению в смирительные дома подлежали лица «обоего пола, которые непотребного и невоздержанного жития»: «1) сыновья и дочери, кои родителям своим непослушны, или пребывают злого жития, или ни к чему доброму не склонны; 2) люди, которые впадут в непотребное житие, начнут расточать имения, долги накоплять вдвое против имения, дом разорять и чинить непотребности, противные чести; 3) люди, которые начнут без стыда и зазора иметь явно поведение добронравию и благочинию противное; 4) рабы непотребные, которых никто в службу не принимает; 5) рабы ленивые и гуляки, кои все пропивают или проматывают; 6) люди, которые не хотят трудиться для своего пропитания, едят хлеб вотще, и сим подобные; 7) непотребного, неистового и соблазнительного жития женского пола» [6, ст. 390].

На наш взгляд, смирительные и работные дома необходимо рассматривать и как меру изоляции и лишения свободы, и как принудительный труд.

В отличие от Западной Европы, в России смирительные и работные дома не получили широкого распространения. И дело не только в том, что они строи-

лись и содержались за счет местного бюджета. Прочность русской семьи, народные традиции, высокий уровень нравственного воспитания в семье и обществе, отлаженная система общественного контроля над поведением людей - все это приводило к тому, что некого было направлять в смирительные и работные дома. В обществе существовало очень действенное воспитательное средство - порка.

В первой половине XIX в. Россия подверглась реформированию во многих областях государственной и общественной жизни. Совершенствовалась система государственного управления. В 1802 г. в России были созданы первые министерства, где ведущими стали Министерство внутренних дел и Министерство юстиции.

В масштабе империи Министерство внутренних дел (МВД) было ведущим высшим органом исполнительной власти, многоотраслевым органом, выполнявшим разнообразные функции, среди которых охрана общественного порядка и спокойствия была не самой главной. МВД ведало хозяйственными делами, почтой и телеграфом, выполняло функции в социальной области и др.

В 1810 г. было создано специализированное Министерство полиции. В его структуре имелись три департамента: полиции исполнительной, который ведал полицейским аппаратом, тюрьмами, рекрутскими наборами; полиции хозяйственной; полиции медицинской. Министерство полиции просуществовало до 1819 г., затем его функции были возвращены МВД.

В ведение Министерства юстиции (Минюст) входили судебная система и частично дела о колодниках.

О том, сколь большое значение государство придавало работе с осужденными, можно судить по созданию Попечительного общества о тюрьмах.

Правила для Попечительного общества «Об учреждении в России Попечительного Общества о тюрьмах» были Высочайше утверждены 19 июля 1819 г. И, хотя инициатива в создании общества исходила от подданного Великобритании, следует отметить готовность высшего общества к работе с осужденными, отбывавшими наказание.

Правила определяли такие цели и задачи Общества, как «нравственное исправление содержащихся преступников, улучшении состояния заключенных за долги и по другим делам людей». Основными средствами достижения целей были: «1) ближайший и постоянный надзор за заключенными; 2) размещение их по роду преступлений или обвинений; 3) наставление их в правилах христианского благочестия и доброй нравственности на оном основанной; 4) занятие их приличными упражнениями; 5) заключение провинившихся или буйствующих из них в уединенное место».

Современные исследователи очень высоко оценивают факт создания и деятельности Попечительного

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2018

общества о тюрьмах. Это была первая попытка привлечения широких кругов общественности к проблемам пенитенциарных учреждений России.

Устав о ссыльных

В 1822 г. в России был принят Устав о ссыльных, регулировавший порядок исполнения наказаний в виде ссылки на поселение и в каторжные работы. Уставом учреждались специальные органы управления ссыльными. В Сибири это был Тобольский приказ. Кроме того, Устав регулировал такие вопросы, как отправление ссыльных, движение партий ссыльных, прием ссыльных, обязанности градской и земской полиции по препровождению ссыльных, обязанности препровождающей стражи, снабжение ссыльных, вопросы о больных и неспособных к работе ссыльных. В соответствии с гл. XVII Устава ссыльные, осужденные на поселение в Сибирь, подразделялись на шесть разрядов:

1) заводские работники, куда включались «ссыльные, присланные за преступления более значительные и наказанные плетьми»;

2) дорожные работники, включавшие «самых лучших, крепких и молодых, преимущественно знающих мастеров»;

3) ремесленные работники - «лучшие за назначением во второй разряд»;

4) цех слуг, куда входили дворовые люди, евреи и «малоспособные к работе»;

5) поселенцы - люди, «способные к сельским упражнениям»;

6) неспособные («ссыльные дряхлые») - самые слабые, старые и увечные [2].

Новизна Устава заключалась в том, что: а) ссыльным устанавливалась заработная плата; б) закреплялись условия содержания женщин1: в) регламентировалось имущественное положение ссыльных. В целом Устав о ссыльных охватывал весь спектр проблем, связанных с препровождением и содержанием ссыльных на поселение и каторжные работы.

1 Женщины в соответствии с Уставом делились на два разряда - идущих по собственной воле с мужьями и отправленных в ссылку по суду. Устав о ссыльных уделял большое внимание вопросам брака и семейного положения ссыльных, право и ограничение на вступление в новый брак и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, ко второй половине XIX в. в России была создана разветвленная и многообразная система исполнения наказаний. Была разработана серьезная нормативно-правовая база исполнения наказаний. К работе с осужденными в местах лишения свободы были привлечены представители общества. Благотворительная организация - Попечительное общества о тюрьмах, оказывала существенное влияние на проведение воспитательной работы с осужденными. Российская уголовно-исполнительная система в то время, на наш взгляд, соответствовала уровню развития общества и государства.

Список литературы:

[1] Гоц Е.В. К вопросу о понятии и основных способах защиты прав участников контрактной системы в Российской Федерации // Образование и право. 2017. № 7. С. 78-84.

[2] Детков М.Г. Тюрьмы, лагеря и Колонии России. Исторический очерк. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., 2009.

[3] Материалы по вопросу о преобразовании тюремной части в России. СПб., 1865.

[4] Новицкий В.Д. Из воспоминаний жандарма. Л., 1929.

[5] Отчет Главного тюремного управления за 1909 год. СПб., 1910.

[6] Харламов С. В тюрьмах стало легче дышать // Советский Сахалин. 2003. № 121.

Spisokliteratury':

[1] Goc E.V. K voprosu o ponyatii i osnovnyhsposo bahzashchitypravuchastnikovkontraktnojsistemy v RossijskojFederacii // Obrazovanie i pravo. 2017. № 7. S. 78-84.

[2] Detkov M.G. Tyur'my', lageryaiKoloniiRossii. Istoricheskijocherk.Izd.2-e, pererab.idop. M., 2009.

[3] Materialy' povoprosu o preobrazovaniityurem-nojchasti v Rossii. SPb., 1865.

[4] Novickij VD. Izvospominanijzhandarma. L.,

1929.

[5] OtchetGlavnogotyuremnogoupravleniyaza 1909 god.SPb., 1910.

[6] Xarlamov S. V tyur'maxstalolegchedy'shat' // SovetskijSaxalin. 2003. № 121.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.