Научная статья на тему 'Уголовно-процессуальное доказывание как процесс познания'

Уголовно-процессуальное доказывание как процесс познания Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
11162
971
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС / ДОКАЗЫВАНИЕ / ЛОГИКА ДОКАЗЫВАНИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CRIMINAL PROCEDURE / AVERMENT / LOGICS OF AVERMENT / COGNITIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Корнакова Светлана Викторовна

Анализируются соотношения познания и доказывания в уголовном процессе. Отмечаются специфические особенности процесса доказывания, который подчиняется и общим гносеологическим закономерностям, свойственным познанию вообще, и законам, установленным государством. Делается вывод о том, что процессуальное доказывание является логико-практической деятельностью субъектов доказывания, порядок, формы и сроки которой строго регламентированы уголовно-процессуальным законом и которая заключается в обосновании собранными, проверенными и оцененными доказательствами выводов, имеющих значение для правильного разрешения уголовного дела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROVING IN CRIMINAL PROCEDUR AS THE PROCESS OF COGNITION

Correlation of cognition and averment in criminal procedure are analyzed. The specific features of averment are pointed out: it is regulated both by general gnoseological principles inherent in cognition, and the laws passed by the government. It is argued that criminal averment is a logical and pragmatic activity of those engaged in the process; the order, forms, and terms of such activity are strictly regulated by criminal law; the objective of the activity is to substantiate inferences, leading to a just sentence, with collected, checked and evaluated proofs.

Текст научной работы на тему «Уголовно-процессуальное доказывание как процесс познания»

УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС И КРИМИНАЛИСТИКА

С.В. КОРНАКОВА

старший преподаватель

УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ДОКАЗЫВАНИЕ КАК ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ

Уголовно-процессуальное доказывание обычно определяют как разновидность процесса познания, который подчиняется общим гносеологическим закономерностям, опирающимся на тезис о принципиальной познаваемости мира, с соблюдением логических правил и способов получения верного представления об имевшем место событии прошлого.

Каково соотношение познания и доказывания в уголовном процессе? Нередко в юридической литературе познание и доказывание характеризуются как взаимозаменяющие понятия и употребляются в качестве синони-мов1. Однако хотя деятельность субъектов доказывания носит познавательный характер, рассматривать понятия доказывания и познания как тождественные нельзя, поскольку их совпадение не полное. Если познание представляет собой получение знаний о тех или иных предметах и явлениях действительности, то доказывание заключается в обосновании полученного знания соответствующими средствами для предоставления возможности познания тех же обстоятельств другими лицами и проверки полученного знания на достоверность. Познание выступает гносеологической основой доказывания, так как доказывается, обосновывается всегда познанное.

Содержание предметов познания и доказывания в судопроизводстве различно. Предметом познания в уголовном процессе выступают конкретные факты прошлого и настоящего, но лишь имеющие правовое значение факты становятся предметом доказывания. Поэтому можно не согласиться с Ф.Н. Фаткуллиным, считавшим, что «лишено всякого основания утверждение, будто надо различать предмет познания и предмет доказывания по делу, якобы первое из этих понятий шире второго»2. Представляется, что критикуемое автором утверждение является верным, поскольку в процессе познания обстоятельств совершенного преступления далеко не все, познанное лицом, производящим расследование, становится предметом доказывания. Первоначаль-

ные данные обнаруживаются в процессе производства осмотров, обысков, при допросах свидетелей, подозреваемых и т.д., и часто неизвестно, какие из них и в какой связи с устанавливаемым событием будут находиться. Лишь при последующем анализе этих данных лицо, ведущее производство по делу, выявляет наличие общего — их связи с преступлением. Те данные, связь с расследуемым событием которых не установлена, будучи познанными и оставаясь в материалах дела, не будут являться предметом доказывания. «Всякое обстоятельство (факт), относящееся к предмету процессуального доказывания, должно быть познано и удостоверено органами следствия и суда в предусмотренном законом порядке»3, но сначала это обстоятельство познается, а затем решается вопрос о его относимости к предмету доказывания. Предмет познания и предмет доказывания по делу находятся в отношении субординации, и объем первого понятия включает в себя объем второго. Такому выводу не противоречит и то, что «с гносеологической точки зрения доказывание есть разновидность опосредованного познания и не может иметь предмет, отличный от предмета познания»4, поскольку по правилам формальной логики признаки, присущие роду, с необходимостью принадлежат и виду, познание возможно без доказывания, но не наоборот.

В каких формах происходят познание и доказывание в уголовном процессе? Источников человеческого познания только два — опыт и разум, иными словами, прямое наблюдение познаваемого и умозаключение5. Поэтому всякое познание происходит в единстве непосредственного (эмпирического) и опосредованного (логического). Соответственно этим двум формам познания известно непосредственное и логическое доказывание6. Первое имеет место в том случае, когда для удостоверения отдельного положения достаточно непосредственно воспринять тот или иной предмет и предъявить его другим лицам, тем самым подтвердив справедливость

© С.В. Корнакова, 2006

С.В. КОРНАКОВА

доказываемой мысли. Так можно, например, доказывать наличие или отсутствие дефектов в одежде, осмотрев и предъявив эту одежду. Логическое доказывание имеет место, когда объект мысли недоступен восприятию, а получение знаний и их удостоверение происходят при посредстве других предметов и сведений о них. Тот же факт (наличие дефектов в одежде) может быть установлен и удостоверен документом мастерской о приеме одежды в ремонт, показаниями мастера и т.п.7

Поскольку между моментом расследования и судебного разбирательства уголовного дела и событием преступления существует разрыв во времени, область применения эмпирического доказывания значительно меньше области применения логического. Познание обстоятельств преступного события происходит преимущественно опосредованно, но путь непосредственного наблюдения в доказывании не исключен в отношении отдельных фрагментов преступления, которые сохранились к моменту расследования и могут быть доступны для восприятия, например последствия совершенного преступления (обгоревший дом, сломанная машина, обезображенное лицо потерпевшего и т.п.)8.

В этой связи вызывает возражение мнение некоторых ученых, утверждавших, что доказывание есть полностью опосредованный путь познания и вне предусмотренных законом средств нет процессуального доказы-вания9. Хотя собирание фактических данных об обстоятельствах, имеющих значение для дела, и является обязательным элементом доказывания, некоторые обстоятельства, предусмотренные ст. 73 УПК РФ, могут быть выявлены минуя путь доказывания в процессуальном смысле. Речь идет об обстоятельствах, форма выявления которых может быть связана с констатацией их общеизвестности или очевидности (например, способность взрослого человека отдавать отчет в своих действиях; различать цвет сигнала, показания прибора; наличие кого-либо на линии движения транспортного средства или линии прицеливания и т.п.). В таких случаях выявление некоторых обстоятельств возможно не через собирание органом расследования фактических сведений, на основе которых затем делаются ретроспективные выводы, а путем получения этих выводов в «готовом виде». Следует отметить, что речь идет, во-первых, лишь о некоторых обстоятельствах, а

не о системе в целом (виновность лица, в частности, должна быть доказана); во-вторых, в каждом конкретном случае общеизвестность наличия признака, свойства, присущего классу объектов в целом, может быть оспорена (например, может иметь место расстройство психики, нарушение органов зрения и т.п.). В этом случае «готовый» вывод обязательно проверяется путем доказывания в процессуальном смысле. Не подлежат доказыванию также обстоятельства, установленные ранее вступившим в законную силу приговором (ст. 90 УПК РФ), т.е. преюдициальные. В таких случаях речь идет о недопустимости повторного установления фактов, уже доказанных компетентными органами.

Некоторые авторы определяли доказывание как «выяснение связей между данным явлением, фактом и обосновывающими его другими фактами, явлениями»10. Данное определение вызвало дискуссию. Так, Ф.Н. Фаткуллин, считая это мнение односторонним, утверждал, что в уголовном процессе не может быть ни априори данных фактов, ни заранее известных явлений, обосновывающих эти факты11. Данное утверждение вряд ли можно считать состоятельным, поскольку, во-первых, наличие хотя бы минимального запаса знаний о предмете является необходимой предпосылкой успешных действий с ним. Во-вторых, часть знаний приобретается человеком не непосредственно из практики, опыта (апостериорно — «после опыта»), а априорно («до опыта»). Большая часть информации приобретается, конечно, непосредственно из внешнего мира. Личностная практика создает базу для наращивания информации, для ее оценки и переработки, но большинство обобщений, имеющихся у индивидов, приобретается опосредованно. Истинность законов, аксиом подтверждается практикой человечества и не нуждается поэтому в новом подтверждении, например несовпадение папиллярных узоров у разных людей не доказывается всякий раз, когда в этом возникает необходимость. Это было известно и до нас (до нашего личного опыта — априори), мы используем данное «готовое» знание в своих целях. По большей части «обосновывающие другие факты, явления» — это и есть общественно полезный результат человеческой практики, который используется при доказывании. В уголовном процессе не может быть априори данных фактов, все факты по каждому конкретному делу должны выяв-

Известия ИГЭА. 2006. № 6

УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС И КРИМИНАЛИСТИКА

ляться в полном объеме, но для обоснования выводов неизбежно используются знания, полученные «в готовом виде» из обобщенной практики предшествующих поколений. В этом и проявляется преемственность знания.

В судебном доказывании органически сочетаются две равноценные стороны — мыслительная и практическая. Мыслительная (логическая) сторона доказывания подчинена законам логического мышления, практическая (процессуальная) деятельность, т.е. процессуальные действия по доказыванию, подчинены предписаниям правовых норм и основаны на них. Доказывание всегда осуществляется в строгих рамках процессуальной формы, чего нельзя сказать о познании. Процесс познания может быть основан на любых данных, доказывание же — только на данных, полученных из процессуальных источников. Процессуальное доказывание, как любой процесс познания, подчиняется законам мышления, и если эти законы заранее не ставят никаких пределов в использовании доказательств в процессе познания явлений действительности, то выводы по уголовному делу должны быть обоснованы только допустимыми доказательствами.

Таким образом, уголовно-процессуальное доказывание наряду с общими для всякого познания чертами обладает своими особенностями, отличающими его от познания в других областях практической деятельности людей. Процессуальное доказывание можно

определить как логико-практическую деятельность субъектов доказывания, порядок, формы и сроки которой строго регламентированы уголовно-процессуальным законом и которая заключается в обосновании собранными, проверенными и оцененными доказательствами выводов, имеющих значение для правильного разрешения уголовного дела.

Примечания

1 Уголовный процесс: учеб. / под ред. К.Ф. Гу-ценко. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1997. С. 129-130; Михеенко М.М. Доказывание в советском уголовном процессе. Киев, 1984. С. 8.

2 Фаткуллин Ф.Н. Общие проблемы процессуального доказывания. Казань, 1976. С. 48.

3 Там же.

4 Там же. С. 48-49.

5 Спасович В.Д. О теории судебно-уголовных доказательств в связи с судоустройством и судопроизводством. М., 2001. С. 6.

6 Асмус В.Ф. Учение логики о доказательстве и опровержении. М., 1954. С. 13.

7 Ратинов А.Р. Вопросы познания в судебном доказывании // Советское государство и право. 1964. № 8. С. 109.

8 Лупинская П.А. Доказывание в советском уголовном процессе. М., 1966. С. 54.

9 Фаткуллин Ф.Н. Указ. соч. С. 16; Строго-вич М.С. Материальная истина и судебные доказательства в советском уголовном процессе. М.; Л., 1947. С. 230-236.

10 Белкин Р.С., Винберг А.И. Криминалистика и доказывание. М., 1969. С. 6-7; Белкин А.Р. Теория доказывания: науч.-метод. пособие. М., 1999. С. 9.

11 Фаткуллин Ф.Н. Указ. соч. С. 16.

Х.А. АСАТРЯН

аспирант

ОСНОВНЫЕ СЛЕДСТВЕННЫЕ СИТУАЦИИ И ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПО ДЕЛАМ О ФАЛЬШИВОМОНЕТНИЧЕСТВЕ

В ходе решения вопроса о возбуждении уголовных дел при выявлении преступной деятельности фальшивомонетчиков с начала расследования и в процессе следствия возникают разнообразные и весьма специфические криминалистические ситуации. Умелая оценка этих ситуаций имеет важное значение для ориентации следствия на определенном этапе расследования на принятие оптимальных процессуальных и криминалистических решений и выбор путей и средств дальнейшего расследования.

Следственная практика показывает, что огромное количество дел, возбужденных

по факту фальшивомонетничества, остается нераскрытым. В связи с этим очень важно именно на первоначальном этапе расследования спланировать и в дальнейшем реализовать круг следственных мероприятий, способствующих быстрому, эффективному расследованию и раскрытию преступления.

При расследовании дел о фальшивомонетничестве возникают различные следственные ситуации, применительно к которым членами следственно-оперативной группы производится ряд первоначальных следственных мероприятий. Рассмотрим эти ситуации:

© ХА. Асатрян, 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.