Научная статья на тему 'УГОЛОВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ШТРАФА В МОНГОЛИИ'

УГОЛОВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ШТРАФА В МОНГОЛИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
16
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
уголовное наказание / штраф / уголовное право Монголии / уголовно-исполнительное право Монголии / назначение штрафа / исполнение штрафа / criminal punishment / fine / criminal law of Mongolia / penal law of Mon-golia / imposition of a fine / execution of a fine

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Василий Васильевич Бабурин, Людмила Валентиновна Иногамова-Хегай, Жамбалрагчаа Энхтур

На основе статистических данных рассматривается практика применения штрафа как уголовного наказания в системе уголовных наказаний Монголии. В статье анализируются понятие и признаки штрафа в действующем УК Монго-лии (2017 г.) и в ранее действовавшем УК Монголии (2002 г.), порядок и практика назначения штрафа как уголовного наказания за совершение преступлений как физическими, так и юридическими лицам. Изучаются проблемы применения штрафа с учетом уровня благосостояния лиц, совершивших преступления. Выяв-лены тенденции применения штрафа в судебной практике в Монголии, предложе-ны рекомендации по ее улучшению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRACTICE OF CRIMINAL PENALTIES IN THE FORM OF FINES IN MONGOLIA

On the basis of statistical data, the practice of applying a fine as a criminal punish-ment in the criminal punishment system of Mongolia is considered. The article analyzes the concept and signs of a fine in the current Criminal Code of Mongolia (2017) and in the previously existing Criminal Code of Mongolia (2002), the procedure and practice of assigning a fine as a criminal punishment for crimes committed by both individuals and legal entities. The problems of applying a fine are studied taking into account the level of well-being of persons who have committed crimes. Trends in the application of fines in judicial practice in Mongolia have been identified, recommendations for its im-provement have been proposed.

Текст научной работы на тему «УГОЛОВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ШТРАФА В МОНГОЛИИ»

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ;

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО

Criminal law, criminology, penal law

УДК 343.81

https://doi.org/10.53993/2078-3914/2023/3(56)/9-21

В. В. Бабурин, Л. В. Иногамова-Хегай, Ж. Энхтур

УГОЛОВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ШТРАФА В МОНГОЛИИ

На основе статистических данных рассматривается практика применения штрафа как уголовного наказания в системе уголовных наказаний Монголии. В статье анализируются понятие и признаки штрафа в действующем УК Монголии (2017 г.) и в ранее действовавшем УК Монголии (2002 г.), порядок и практика назначения штрафа как уголовного наказания за совершение преступлений как физическими, так и юридическими лицам. Изучаются проблемы применения штрафа с учетом уровня благосостояния лиц, совершивших преступления. Выявлены тенденции применения штрафа в судебной практике в Монголии, предложены рекомендации по ее улучшению.

Ключевые слова: уголовное наказание; штраф; уголовное право Монголии; уголовно-исполнительное право Монголии; назначение штрафа; исполнение штрафа.

Для цитирования: Бабурин В. В., Иногамова-Хегай Л. В., Энхтур Ж. Уголовно-правовое регулирование и практика применения штрафа в Монголии // Вестник Кузбасского института. 2023. № 3 (56). С. 9-21. https://doi.org/10.53993/2078-3914/2023/3(56)/9-21.

V. V. Baburin, L. V. Inogamova-Hegai, J. Enkhtur

THE PRACTICE OF CRIMINAL PENALTIES IN THE FORM OF FINES IN MONGOLIA

On the basis of statistical data, the practice of applying a fine as a criminal punishment in the criminal punishment system of Mongolia is considered. The article analyzes the concept and signs of a fine in the current Criminal Code of Mongolia (2017) and in the previously existing Criminal Code of Mongolia (2002), the procedure and practice of assigning a fine as a criminal punishment for crimes committed by both individuals and legal entities. The problems of applying a fine are studied taking into account the level of well-being ofpersons who have committed crimes. Trends in the application of

© Бабурин В. В., Иногамова-Хегай Л. В., Энхтур Ж., 2023 © Baburin V. V., Inogamova-Hegai L. V., Enkhtur J., 2023

fines in judicial practice in Mongolia have been identified, recommendations for its improvement have been proposed.

Keywords: criminal punishment; fine; criminal law of Mongolia; penal law of Mongolia; imposition of a fine; execution of a fine.

For citation: Baburin V. V., Inogamova-Hegai L. V., Enkhtur J. The practice of criminal penalties in the form of fines in Mongolia. Vestnik Kuzbasskogo instituta [Bulletin of the Kuzbass Institute], 2023, no. 3 (56), p. 9-21. https://doi.org/10.53993/2078-3914/2023/3(56/9-21.

Наказание и его применение играют важную роль в реализации монгольским государством основных направлений охраны наиболее важных политических, социальных и экономических отношений, существующих в монгольском обществе, от общественно опасных посягательств. В соответствии со ст. 5.1 действующего Уголовного кодекса Монголии, который был принят 3 декабря 2015 г. и вступил в законную силу с 1 июля 2017 г. (УК Монголии 2017 г.) [6], наказание (наряду с принудительными мерами воздействия) признается одним из основных видов уголовной ответственности, применяемой как к физическим, так и к юридическим лицам за совершение ими преступления. При этом целями наказания является кара физического или юридического лица, восстановление прав, нарушенных преступлением, возмещение ущерба, предупреждение совершения новых преступлений, а также ресоциализация человека, совершившего преступление.

Уголовная политика Монголии, как и многих других стран, на современном этапе характеризуется последовательной реализацией двух основных направлений применения наказаний [1, с. 2]. Суть первого заключается в применении строгих мер наказания к лицам, совершившим тяжкие преступления. Второе направление — гуманизация мер уголовно-правового воздействия, применя-

емых к лицам, которые совершили преступления небольшой тяжести, в частности, применение наказаний, не связанных с лишением свободы.

Наказания, не связанные с лишением свободы, играют важную роль в осуществлении уголовной политики борьбы с преступностью. Эта роль определяется прежде всего социальной, гуманитарной сущностью деятельности современного монгольского государства, присущими ей методами карательного воздействия на лиц, признанных виновными в совершении преступлений небольшой тяжести [2, с. 103].

В современной монгольской системе наказаний, не связанных с лишением свободы, важное место занимает штраф, исходя из того, что в последнее время в монгольском обществе сложились определенные предпосылки для расширения практики применения этого наказания за совершение преступлений небольшой тяжести. В обществе возростает роль материальных потребностей и интересов, что само по себе повышает значимость штрафа — наказания, сущность которого заключается в ограничении имущественных интересов преступника. Учитывая это, монгольский законодатель, в свою очередь, увеличил в уголовном законе число санкций, предусматривающих штраф за совершение преступлений [9, с. 69].

В соответствии с ч. 1 ст. 5.3 действующего УК Монголии под штрафом понимается возложение на лицо, совершившее преступление, денежного взыскания, измеряемого в штрафных единицах. В свою очередь, штрафные единицы определяются в соотношении к единице национальной валюты Монголии — тугрикам. В настоящее время одна штрафная единица, предусмотренная уголовным законом, равняется одной тысяче тугриков.

В соответствии ч. 2 ст. 5.3 УК Монголии установлены размеры штрафа для физических лиц от ста до сорока тысяч единиц.

Штраф входит в систему уголовных наказаний, предусмотренных ст. 5.2 УК Монголии, и в соответствии с смыслом уголовного закона представляет собой наименее суровое из всех уголовных наказаний. В ч. 1. ст. 5.2 действующего УК Монголии указаны следующие виды наказаний: 1) штраф; 2) общественно полезные работы; 3) ограничение прав на передвижение; 4) лишение свободы; 5) лишение права. При этом в соответствии с ч. 2 ст. 5.2 УК Монголии штраф, общественно полезные работы, ограничение прав на передвижение и лишение свободы применяются в качестве основных видов наказаний, лишение права применяется только в качестве дополнительного вида наказания. Следует отметить, что в данной статье не совсем точно раскрывается смысл применения штрафа как уголовного наказания в Монголии. Буквально в ней указано, что штраф применяется как основное наказание, но не сказано о том, что фактически в Монголии штраф может применяться как дополнительное наказание. По монгольскому уголовному законодательству штраф представляет собой де-

нежное взыскание, назначаемое в случаях, когда этот вид наказания предусмотрен соответствующей статьей Особенной части УК Монголии, в которой также предусмотрен размер штрафа назначаемого за данное преступление. На само деле в некоторых статьях Особенной части УК Монголии 2017 г. (и таких статей не так уж мало) в санкциях предусматривается применение штрафа вместе с другим наказанием, например, лишение права на определенный срок со штрафом тугриками в определенном размере. Так, статья 18.12 «Незаконное получение социального обеспечения и услуг» предусматривает:

1. Получение социальных пособий и услуг или социально развивающих услуг путем использования поддельных документов, предметов и преднамеренного создания искусственных ситуаций или сокрытия реального положения дел — наказывается штрафом тугриками в размере от пяти тысяч четырехсот до двадцати семи тысяч единиц, либо общественно полезными работами на срок от ста сорока до четырехсот восьмидесяти часов, либо ограничением прав на передвижение на срок от одного года до пяти лет, либо лишением свободы на срок от одного года до пяти лет.

2. То же деяние, совершенное:

2.1. с использованием должностного положения;

2.2. с получением социальных пособий и услуг либо социально развивающих услуг в крупном размере, — наказывается лишением права на срок от одного года до пяти лет со штрафом тугриками в размере от десяти тысяч до сорока тысяч единиц либо лишением свободы на срок от двух до восьми лет.

Таким образом, фактически штраф в Монголии можно рассматривать и как

основное, и как дополнительное наказание. На наш взгляд, данное фактическое положение должно найти соответствующее отражение в тексте уголовного закона Монголии.

Штраф в соответствии с смыслом уголовного закона представляет собой наименее суровое из всех уголовных наказаний не только потому, что он находится в начале «лестницы наказаний», расположенных в порядке возрастания тяжести наказаний, но и потому, что в уголовном законе специально отмечено, что общественно полезные работы, ограничение прав на передвижение и лишение свободы не могут быть заменены штрафом.

Как показывают многочисленные исследования, само применение уголовного наказания в виде штрафа является весьма многогранной проблемой в любом государстве [3, с. 160]. Она включает в себя широкий круг не только уголовно-правовых, но и философских, нравственных и социально-

психологических вопросов, вызывает острые дискуссии ученых-юристов о природе данного вида наказания, определении границ его применения, назначении в виде основного и дополнительного наказания, применения за отдельные виды преступлений, общих перспективах его развития в уголовном праве.

Для анализа проблем применения штрафа в Монголии важно не только знать современное состояние и историю развития его законодательного регулирования, но и изучить его законодательное регулирование и применение в других странах, прежде всего в России. Сравнивая уголовное наказание в виде штрафа в Монголии и в России, необходимо отметить, что его содержание име-

ет ряд общих черт, которые можно проследить исторически [5, с. 180]. В современное время объединяющим является то, что, во-первых, и в Монголии, и в России он считается самым мягким видом наказания. Во-вторых, в этих государствах штраф является наиболее предпочтительной мерой наказания не только для преступников, но и для общества в целом, так как преступники реально возмещают причиненный обществу ущерб. Поэтому не случайно, что штраф как уголовное наказание имеет широкое распространение в судебной практике как в Монголии, так и в России.

Вместе с тем, в содержании штрафа в Монголии и в России есть ряд отличий. Д. А. Огорелков, проводя сравнение наказания в виде штрафа по уголовному законодательству России и Монголии, остановился на характеристике отличий регламентации штрафа в их уголовно-правовых системах [5, с. 182]. Автор выделяет такие отличия, как существование различных способов исчисления штрафа; больший срок рассрочки при уплате штрафа по Уголовному кодексу Российской Федерации (УК РФ) и рассмотрение при этом имущественного положения не только самого осужденного, но и его семьи. По монгольскому законодательству в случае неуплаты штраф заменяется лишением свободы, в то время как российский уголовный закон предусматривает замену штрафа иным наказанием, за исключением лишения свободы. По УК РФ штраф может применяться и как основное, и как дополнительное наказание, по УК Монголии штраф относится только к основным видам наказаний. Характеризуя содержание указанных отличий, необходимо отметить, что автор подробно остано-

вился на основных отличиях регламентации штрафа в их уголовно-правовых системах данных стран, и эти отличия можно дополнить и продолжить.

Так, характеризуя то, что в Российской Федерации штраф может применяться как основное, так и как дополнительное наказание, в то время как в Монголии штраф может применяться только лишь как основное наказание, необходимо отметить, что данное положение является новым для уголовной и карательной политики Монголии, поскольку в свое время Уголовном кодексе Монгольской Народной Республики 1961 г. [7] штраф, так же как в России, являлся как основным, так и дополнительным видом наказания. Впервые штраф только как основное наказание был введен в связи с принятием УК Монголии 2002 г. На наш взгляд, изменение позиции законодателя относительно применения штрафа только в качестве основного наказания в Монголии связано с изменением уголовной политики государства в части максимального использования возможностей штрафа для достижения основных целей уголовного наказания.

1. Продолжая перечень приведенных Д. А. Огорелковым отличий, следует отметить, что такое отличие также связано и с местом штрафа в системе уголовных наказаний сравниваемых стран. Так, сравнивая место штрафа в системе уголовных наказаний в Монголии и в России, следует отметить, что в Монголии роль штрафа изначально больше, поскольку в целом количество наказаний в уголовном законе Монголии меньше. Если в Российской Федерации в системе уголовных наказаний предусмотрено 12 основных видов наказания, то в Монголии их всего 4 (штраф, обще-

ственно полезные работы, ограничение прав на передвижение, лишение свободы). Соответственно, потенциальная возможность назначения штрафа в Монголии в три раза выше, чем в России.

2. Следующее отличие связано с категориями преступлений, за которые может быть назначен штраф. В современном УК Монголии 2017 г. в ст. 2.6 предусмотрены всего только две категории преступлений:

1) Тяжкие преступления — это деяния, за совершение которых Уголовным кодексом Монголии предусмотрено минимальное наказание не менее двух лет лишения свободы;

2) Преступления небольшой тяжести — это деяния, за совершение которых максимальный размер наказания, предусмотренного Уголовным кодексом Монголии, не превышает пяти лет лишения свободы либо установлен более мягкий вид наказания, чем лишение свободы.

В ранее действовавшем УК Монголии 2002 г. были указаны следующие категории преступлений: преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления, которые в целом соответствовали категориям преступлений, предусмотренных уголовном законом России.

При этом за преступления небольшой тяжести штраф предусматривался в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров одной месячной оплаты труда; за преступления средней тяжести штраф предусматривался в размере от пятидесяти одного до двухсот пятидесяти минимальных размеров одной месячной оплаты труда; за тяжкие преступления штраф предусматривался в размере от двухсот пятидесяти до пя-

тисот минимальных размеров одной месячной оплаты труда.

3. Еще одним отличием в правовой регламентации применения штрафа в Монголии и России является то, что в Монголии штраф может применяться как уголовное наказание к юридическому лицу. В ст. 9.1 УК Монголии предусматривается уголовная ответственность юридических лиц. И в соответствии с ст. 9.2 УК Монголии в качестве меры наказания предусматривается штраф. В соответстии со ст. 9.3 Уголовного кодекса Монголии штраф применяется к юридическим лицам в размере от десяти тысяч до четырехсот тысяч штрафных единиц.

В настоящее время штраф является единственным наказанием, которое может быть применено к юридическому лицу, не считая того, что суд может к этому наказанию присоединить принудительные меры в виде лишения права, конфискации имущества или дохода юридического лица или ликвидации юридического лица.

В ранее действовавшем уголовном законодательстве Монголии не было уголовной ответственности юридических лиц. В связи с введением уголовной ответственности юридических лиц для них было предусмотрено наказание в виде штрафа. Также это потребовало внесения значительных изменений в содержание многих норм Уголовного кодекса и Закона об исполнении судебных решений Монголии [4], регулирующих вопросы назначения и исполнения штрафа. В целом реализация идеи уголовной ответственности юридических лиц в Монголии привело к увеличению общего количества уголовно-правовых норм с санкциями в виде штрафа, значительно расширив их число по сравнению

с прежним уголовным законодательством.

4. Еще одной из отличительных особенностей монгольского уголовного законодательства в отношении штрафа является то, что штраф, в отличие от российского уголовного законодательства, не может быть назначен несовершеннолетним, поскольку ст. 8.2 «Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним» УК Монголии не содержит такой вид наказания, как штраф. В ней предусмотрены такие наказания, как: общественно полезные работы, ограничение прав на передвижение, заключение в специальное учебно-воспитательное учреждение. В российском уголовном законодательстве штраф в качестве наказания предусматривается для несовершеннолетних и распространяется не только на те случаи, когда несовершеннолетний преступник имеет свой заработок или имущество, но и на иные случаи, когда штраф по решению суда может взыскиваться с его родителей. Данный монгольский опыт может быть интересен для России, поскольку в Российской Федерации не все специалисты в области уголовного права с подобной ситуацией согласны. Так, по мнению А. В. Шеслера, положение ч. 2 ст. 88 УК РФ о том, что штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, по решению суда может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия, представляет собой не что иное, как проникновение в уголовного законодательства гражданско-правового института субсидиарной ответственности, являющейся по своей сути восстановительной, компенсационной мерой. Такое «инородное тело» в уголовном законе отнимает у штрафа карательную, наказательную

сущность, так как штраф применяется не к лицу, совершившему преступление, и не за совершенное преступление. Попытки придать наказанию черты мер гражданско-правовой ответственности выхолащивают его сущность, изменяют его юридическую природу [8, с. 133].

На практику применения штрафа в Монголии значительное влияние оказывает уголовная политика в сфере уголовно-правового регулирования штрафа, которую можно проследить, проведя сравнение количества штрафов, предусмотренных в качестве уголовного наказания в статьях УК Монголии 2002 и 2017 г.

Проведенное сравнение показало, что в качестве одной из тенденций развития современного монгольского уголовно-правового регулирования штрафа является возрастание числа преступлений, в которых штраф предусмотрен в качестве санкции.

Так, в ранее действовавшем УК Монголии (2002 г.) было предусмотрено 226 составов различных преступлений, из которых санкция в виде штрафа была предусмотрена в 84 (37 %) составах преступлений. При этом лишение свободы было предусмотрено в 142 статьях — 63 %.

Приведеные данные позволяют сделать вывод, что в целом в уголовном законе штраф был представлен достаточно широко и занимал второе место среди всех наказаний.

В действующем УК Монголии 2017 г. предусмотрено 214 основных составов преступлений (на 2020 г. действующих — 212), из которых санкция в виде штрафа предусмотрена в 140 составах преступлений, в то время как в оставшихся 72 составах преступлений предусмотрено лишение свободы. Таким

образом, в настоящее время в монгольском уголовном законе штраф значительно преобладает в нормах уголовного закона по сравнению с лишением свободы, поскольку составляет 66 % санкций, лишение свободы — 34 % санкций. Другие наказания без лишения свободы и штрафа в основных составах преступлений не представлены.

Следует также обратить внимание на оригинальные подходы монгольского законодателя к применению штрафа как уголовного наказания за отдельные виды конкретных преступлений. Так, наряду с тем, что штраф активно используется как мера наказания во многих статьях, предусматривающих уголовную ответственность за преступления небольшой тяжести, следует отметить такую интересную особенность современного монгольского уголовного закона, как отсутствие наказания в виде штрафа за такие традиционные преступления против собственности, как кража — ст. 17.1 и кража скота — ст. 17.12 УК Монголии 2017 г. Так, даже за совершение простой кражи по ч. 1 ст. 17.1, которая представляет собой незаконное, тайное хищение чужого имущества без применения насилия, предусматриваются такие виды наказаний, как общественно полезные работы на срок от двухсот сорока до семисот двадцати часов, либо ограничение прав на передвижение на срок от шести месяцев до пяти лет, либо лишение свободы на срок от шести месяцев до пяти лет.

За совершение кражи скота по ч. 1 ст. 17.12, которая представляет собой кражу скота другого лица, предусматривается ограничение прав на передвижение на срок от шести месяцев до пяти лет либо лишение свободы на срок от шести месяцев до пяти лет. На наш

взгляд, эта особенность связана с принципиальным подходом законодателя к борьбе с кражами: человек крадет для того, чтобы обогатиться, а чтобы исполнить имущественное наказание в виде штрафа, он вынужден так или иначе опять как-то обогатиться. Таким образом, наказание в виде штрафа невольно провоцирует осужденного на новое совершение кражи.

В целом сравнение ранее действующего УК Монголии 2002 г. и УК Монголии 2017 г. показывает, что, несмотря на то, что общее количество основных составов преступлений в УК Монголии уменьшилось на 12 преступлений, количество статей, предусматривающих наказание в виде штрафа, в процентном соотношении увеличилось с 37 % % до 66 %.

Таким образом были созданы законодательные предпосылки того, чтобы штраф мог чаще применяться. Поэтому не случайно, что уже в 2018 г. за год действия нового УК Монголии в целом количество примененных штрафов значительно увеличилось.

Еще одной тенденцией развития современного монгольского уголовного законодательства является возрастание числа санкций, предусматривающих штраф в качестве альтернативы лишению свободы. Если в ранее действующем УК Монголии 2002 г. штраф как альтернатива лишению свободы был предусмотрен в 11,6 % всех санкций, то в действующем УК Монголии 2017 г. в качестве альтернативы лишению свободы он предусмотрен в 16,1 % санкциях. Таким образом, монгольский законодатель пошел по пути дальнейшего расширения числа альтернативных санкций, где наряду с лишением свободы преду-

сматривается в качестве наказания штраф.

Применение штрафа как уголовного наказания заключается в вынесении денежного взыскания в пользу общества, назначаемого по судебному решению за совершение преступления, предусмотренного УК Монголии. При этом большое значение для анализа практики применения наказания в виде штрафа имеет изучение вопросов порядка назначения штрафа как вида уголовного наказания.

Из установленных в ст. 5.2 УК Монголии видов наказаний лицу, совершившему преступление, суду необходимо выбрать такое наказание, которое наиболее полно соответствовало бы характеру и степени общественной опасности преступного деяния, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Иными словами, суд должен назначить осужденному справедливое наказание. Более того, если в статье УК Монголии предусмотрено альтернативное наказание, суд должен мотивировать его выбор в результате назначения того или иного его вида.

Изучение практики применения штрафа показало, что за последние десять лет число осужденных к штрафу довольно нестабильно, хотя в целом имеет общую тенденцию к значительному росту. Так, если в 2013 г. штраф был назначен лишь 3,3 % лиц, в 2014 г. —

10.5 %, в 2015 г. — 3,3 %, в 2016 г. — 1,3 %, в 2017 г. — 3,7 %, в 2018 г. —

26.6 %, в 2019 г. — 44,1 %, в 2020 г. — 48 %, 2021 г. — 49,6 % лиц. За 2022 г. число лиц, к которым был применен штраф, достигло 51 % от общего числа осужденных в Монголии (см.: Официальный сайт Верховного суда Монголии. Сведения об исполнительных докумен-

тах, назначенных штрафах в качестве наказания за совершение преступления за последний 2022 года. URL: УЛСЫН ДЭЭД ШYYХИЙН ТАЙЛАН (supremecourt.mn) (дата обращения: 03.07.2023)).

Закон об исполнении судебных решений Монголии 2017 г. предусматривает три порядка уплаты штрафа: 1) обычный для физического лица — при назначении штрафа физическому лицу в качестве уголовного наказания с возложением обязанности на осужденного уплатить штраф в течение 90 дней со дня вступления приговора в законную силу, 2) обычный для юридического лица — при назначении штрафа юридическому лицу; 3) выгодный — предоставляющий осужденному рассрочку уплаты штрафа при условиях, указаных в ч. 3 ст. 160 Закона об исполнении судебных решений Монголии.

По данным Главного управления исполнения судебных решений Монголии, в 2014 г. число штрафов, назначенных в качестве меры уголовного наказания, составило 212, из них исполнено 146, осуществлена замена на лишение свободы — 6, в 2015 г. 266 — 188 — 7, в 2016 г. 107 — 74 — 3, в 2017 г. 243 — 167, 4, в 2018 г. 3285 — 2828 — 45, в 2019 г. 8367 — 7246, — 71, в 2020 г. 8296 — 6976 — 76, в 2021 г. 6925 — 5802, — 101, в 2022 г. назначено — 6532, из них исполнено — 5643, заменено лишением свободы — 45 (см. ШYYxийн шийдвэр гуйцэтгэх еренхий газрын албан есны веб хуудас. [Официальный сайт Главного управления исполнения судебных судебных решений Монголии]. URL:

http://www.ncs.cd.gov.mn/?p=8844 (дата обращения: 03.07.2023)).

В случае, когда осужденный в силу каких-то материальных причин не имеет возможности единовременно уплатить штраф, в соответствии с новой редакцией ч. 4 ст. 5.3 УК Монголии (ч. 1 и 2 ст. Закона об исполнении судебных решений Монголии) суд может назначить уплату штрафа с рассрочкой выплаты определенными частями на срок до трех лет с учетом имущественного положения осужденного, а также с учетом возможности получения осужденным заработной платы или иного дохода. Однако в уголовном законодательстве Монголии в случае, когда юридическое лицо единовременно не смогло уплатить штраф, закон не предусматривает ему рассрочки в исполнении наказания в виде штрафа (ч. 1 и 2 ст. 161 Закона об исполнении судебных решений Монголии). В действующем уголовном законодательстве Монголии при назначении штрафа юридическому лицу не регламентирован вопрос с рассрочкой выплаты штрафа.

В случае злостного уклонения от уплаты штрафа предусматривается его замена более строгим наказанием. Если осужденный не может оплатить штраф, он заменяется лишением свободы (ч. 5 ст. 5.3 УК Монголии).

Отдельного внимания заслуживает вопрос о последствиях неуплаты штрафа как вида уголовного наказания к юридическому лицу. По смыслу с ч. 1 ст. 160 и ч. 1 ст. 161 Закона об исполнении судебных решений Монголии последствия неуплаты штрафа в установленный судом срок при назначении штрафа физическому и юридическому лицам резко отличаются. При назначении штрафа в качестве уголовного наказания физическому лицу в случае неуплаты штрафа в установленный судом срок он может быть заменен лишением свободы, и

наоборот, в случае с юридическим лицом при неуплате штрафа невозможно заменить его лишением свободы. В целом в действующем законодательстве Монголии не регламентирован вопрос замены штрафа в случае его неуплаты юридическим лицом, когда штраф судом был назначен этому юридическому лицу в качестве меры уголовного наказания.

Поэтому не случайно, на наш взгляд, что в Монголии исполняемость назначенных судами штрафов юридическим лицам в качестве уголовного наказания имеет невысокий уровень. Так, в 2018 г. из 669 приговоров, вынесенных юридическим лицам, были исполнены в срок — 134 (20 %), в 2019 г. из 756 — 123 (16 %), в 2020 г. из 576 — 131 (22 %), в 2021 г. из 632 — 123 (19 %), в 2022 г. 563 — 143 (25 %) (Официальный сайт Главного управления исполнения судебных решений Монголии. Сведения об исполнительных документах по назначенным штрафам в качестве наказания за совершение преступлений за 2022 год. URL: Хорихоос еер терлийн ял эдлYYлэх алба (cd.gov.mn) (дата обращения: 02.05.2023)). В среднем процент исполнения штрафа, вынесенного юридическому лицу, составляет около 20 %. На наш взгляд, такая низкая исполняемость штрафа при назначении его юридическому лицу в качестве уголовного наказания связана с невозможностью в случае неуплаты штрафа его фактической замены другим, более суровым наказанием, таким, каким, например, для физического лица является лишение свободы.

О том, что существует много препятствий, возникающих при назначении штрафа юридическому лицу, которые снижают его эффективность, свидетельствуют и данные, полученные нами в

ходе анкетирования судей и судебных исполнителей г. Улан-Батора в 2021 г. 33,4 % опрошенных считают, что наказание в виде штрафа при назначении юридическому лицу является эффективным, 45,7 % — неэффективным, 20,9 % затруднились ответить. Опрошенные судебные исполнители еще ниже оценили эффективность назначения штрафа юридическому лицу. Из общего числа опрошенных лишь 24,3 % cчитают штраф эффективной мерой уголовного наказания при назначении его юридическому лицу, большинство — 64,7 % считают штраф малоэффективной мерой, 11 % затруднились ответить на данный вопрос.

В целом изучение практики применения штрафа в Монголии позволяет сформулировать следущие выводы.

Изучение опыта законодательного регулирования и практики применения штрафа в Монголии показало, что, во-первых, в целом на законодательном уровне возможности применения штрафа как уголовного наказания расширились; во-вторых, динамика применения штрафа за последние десять лет, несмотря на то, что она колеблется в диапазоне от 1 % до 51 %, в целом имеет устойчивую тенденцию к росту; в-третьих, штраф среди других наказаний стабильно занимает около 33 %. Такое положение, на наш взгляд, можно объяснить значительными изменениями в уголовном законодательстве, раскрывающими возможности общей эффективности штрафа как уголовного наказания, а также последовательной гуманизацией судебной политики Монголии.

Сравнительный анализ данных судебной практики за период с 2017 по 2022 гг. свидетельствует о том, что в Монголии штрафы достаточно часто

применялись в качестве меры уголовного наказания юридическим лицам. Однако в целом при назначении его юридическим лицам исполнямость этого вида наказания была в среднем значительно меньше, чем при назначении его физическим лицам. На наш взгляд, такая низкая исполняемость штрафа юридическими лицами связана с отсутствием серьезных последствий при злостном уклонении от его уплаты. В случае злостного уклонения от уплаты назначенного штрафа юридическому лицу штраф невозможно заменить лишением свободы, поскольку по правилам, определенным ч. 2 ст. 161 Закона об исполнении судебных решений Монголии, в случае последующего уклонения юридического лица от исполнения штрафа его дальнейшая замена другим более суровым видом наказания не предусмотрена.

Приведеные данные применения штрафа позволяют сделать вывод, что в Монголии при назначении штрафа юридическому лицу исполнение этого наказания не обеспечивает достижение целей наказания. Низкий уровень исполнения наказания в виде штрафа порождает ощущение безнаказанности и вседозволенности у осужденных. Вместо реализации целей наказания, направленных на укрепление законности, происходит дискредитация правосудия и девальва-

ция уголовного закона, регулирующего назначение наказания в виде штрафа в Монголии.

Исходя из того, что в настоящее время штраф, назначенный судом юридическому лицу в качестве уголовного наказания, в случае его неуплаты по правилам в ч. 2 ст 161 Закона об исполнении судебных решений Монголии невозможно заменить другим видом наказания, предлагается изложить ч. 2 ст. 161 Закона об исполнении судебных решений Монголии в следующей редакции: «В случае злостного уклонения юридического лица от уплаты штрафа, назначенного в качестве уголовного наказания, судебный пристав-исполнитель направляет в суд представление о замене штрафа наказанием в виде ликвидации юридического лица».

Также, учитывая, что в уголовном законодательстве Монголии в случае, когда юридическое лицо единовременно не смогло уплатить штраф, не предусматривается возможность предоставления ему рассрочки в исполнении наказания в виде штрафа, предлагается изложить ч. 3 ст. 5 УК Монголии в следующей редакции: «В случае, если юридическое лицо не имеет возможности единовременно уплатить штраф, суд по его ходатайству может разрешить ему рассрочить уплату штрафа на срок до трех лет».

Литература

1. Алтангэрэл, Б. Уголовно-исполнительное право Монголии. — Улан-Батор, 2020.

2. Галбат, Г. Новый Уголовный кодекс Республики Монголия 2002 года // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2006. — № 4 (32). — С.102-109.

3. Гальперин, И. М. Наказание: социальные функции, практика применения / И. М. Гальперин. — Москва: Юрид. лит., 1983.

4. Закон об исполнении судебных решений Монголии // URL: https://legalinfo.mn/mn/detail?lawId=12701 (дата обращения: 31.07.2023).

5. Огорелков, Д. А. Наказание в виде штрафа по уголовному законодательству России и Монголии: истоки и современность // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. — 2022. — № 1 (57). — С. 178183.

6. Уголовный кодекс Монголии / пер. с монг. Батболд Галбадрах, Амарсанаа Вандан-Иш; науч. ред. перевода и предисл. М. В. Бавсуна, А.А. Нечепуренко. — Омск: Омская академия МВД России, 2020.

7. Уголовный кодекс Монгольской Народной Республики. — Улан-Батор, 1969.

8. Шеслер, А. В. Концепция уголовно-правовой политики Российской Федерации об уголовных наказаниях // Вестник Кузбасского института. — 2015. — № 3 (24). — С. 29-135.

9. Энхтур, Ж. Совершенствование нормативного регулирования порядка исполнения штрафа в уголовном законодательстве Монголии // Преемственность и новации в юридической науке: материалы всероссийской научной конференции адъюнктов, аспирантов и соискателей, Омск, 19 мая 2020 года. — Омск: Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2020. — Вып. 16. — С. 69-70.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Altangerel B. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo Mongolii [Penal law of Mongolia]. Ulaanbaatar, 2020.

2. Galbat G. Novyj Ugolovnyj kodeks Respubliki Mongoliya 2002 goda [New Criminal Code of the Republic of Mongolia 2002]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2006, no. 4 (32), p. 102-109.

3. Galperin I. M. Nakazanie: social'nye funkcii, praktika primeneniya [Punishment: social functions, practice of application]. Moscow, Law Literature, 1983.

4. Zakon ob ispolnenii sudebnyh reshenij Mongolii [The Law on the Enforcement of Court decisions of Mongolia]. URL: https://legalinfo.mn/mn/detail?lawId=12701 (date of access 7/31/2023).

5. Ogorelkov D. A. Nakazanie v vide shtrafa po ugolovnomu zakonodatel'stvu Rossii i Mongolii: istoki i sovremennost' [Punishment in the form of a fine under the criminal legislation of Russia and Mongolia: origins and modernity]. Yuridicheskaya nauka i praktika: Vestnik Nizhegorodskoj akademii MVD Rossii [Legal science and practice: Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2022, no. 1 (57), p. 178-183.

6. Ugolovnyj kodeks Mongolii [Criminal Code of Mongolia]. Translated from Mongolian by Batbold Galbadrah, Amarsanaa Vandan-Ish. Scientific ed. of translation and preface by M. V. Bavsun, A. A. Nechepurenko. Omsk, Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2020.

7. Ugolovnyj kodeks Mongol'skoj Narodnoj Respubliki [Criminal Code of the Mongolian Peoples Republic]. Ulaanbaatar, 1969.

8. Shesler A. V. Koncepciya ugolovno-pravovoj politiki Rossijskoj Federacii ob ugolovnyh nakazaniyah [The concept of criminal law policy of the Russian Federation

on criminal penalties]. Vestnik Kuzbasskogo instituta [Bulletin of the Kuzbass Institute], 2015, no. 3 (24), p. 129-135. 9. Enchtur Zh. Sovershenstvovanie normativnogo regulirovaniya poryadka ispolneniya shtrafa v ugolovnom zakonodatel'stve Mongolii [Improvement of the regulatory regulation of the penalty execution procedure in the criminal legislation of Mongolia]. In: Preemstvennost' i novacii v yuridicheskoj nauke [Continuity and Innovations in Legal Science]. Materials of the All-Russian Scientific Conference of adjuncts, postgraduates and applicants, Omsk, May 19, 2020. Omsk, Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2020. Iss. 16. P. 69-70.

Сведения об авторах

Василий Васильевич Бабурин: ФГКОУ ВО Омская академия МВД России (г. Омск, Российская Федерация), профессор кафедры криминологии и профилактики преступлений, доктор юридических наук, профессор. E-mail: vvbaburin@mail.ru Людмила Валентиновна Иногамова-Хегай: ФГБОУ ВО Московский юридический университет имени О. Е. Кутафина (г. Москва, Российская Федерация), профессор кафедры уголовного права, доктор юридических наук, профессор. E-mail: inogamova-hegay@yandex.ru Жамбалрагчаа Энхтур: Главное управление судебных решений Монголии (г. Улан-Батор, Монголия), старший оперативный сотрудник воспитательной колонии для несовершеннолетних. E-mail: enkhturjambalragchaa@gmail.com

Information about the authors

Vasily V. Baburin: Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Omsk, Russia), professor of the Chair of Criminology and Crime Prevention, doctor of law, professor. E-mail: vvbaburin@mail.ru Lyudmila V. Inogamova-Hegai: O. E. Kutafin Moscow Law University (Moscow, Russia), professor of the Chair of Criminal Law, doctor of law, professor. E-mail: inoga-mova-hegay@yandex.ru Zhambalragchaa Enkhtur: the Main Directorate of Judicial Decisions of Mongolia (Ulaanbaatar, Mongolia), senior operative officer of the Educational Colony for Minors. E-mail: enkhturjambalragchaa@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.