Научная статья на тему 'УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ЧУВСТВ ВЕРУЮЩИХ'

УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ЧУВСТВ ВЕРУЮЩИХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
289
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА НА СВОБОДУ СОВЕСТИ / ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ / ЧУВСТВА ВЕРУЮЩИХ / РЕЛИГИОЗНЫЙ МОТИВ / АТЕИЗМ / RIGHT TO FREEDOM OF CONSCIENCE AND BELIEF / BELIEVERS' FEELINGS / RELIGIOUS MOTIVE / ATHEISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чурляева Ирина Викторовна

В Конституции РФ указано, что каждый гражданин РФ вправе исповедовать любую религию либо не исповедовать никакую. Данное право охраняется и Уголовным кодексом РФ. За нарушение права на свободу совести и вероисповеданий, а также за совершение деяния по мотивам религиозной ненависти или вражды наступает уголовная ответственность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Чурляева Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROTECTION OF BELIEVERS' FEELINGS UNDER CRIMINAL LAW

The Russian Constitution states that every Russian citizen has the right to practice any religion or to practice none. This right is also protected by the country’s Criminal Code, with criminal liability imposed for violating the right to freedom of conscience and belief, as well as for acting from motives of religious hatred or hostility.

Текст научной работы на тему «УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ЧУВСТВ ВЕРУЮЩИХ»

Чурляева Ирина Викторовна

кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета Южного федерального университета

УДК 343.9

АННОТАЦИЯ. В Конституции РФ указано, что каждый гражданин РФ вправе исповедовать любую религию либо не исповедовать никакую. Данное право охраняется и Уголовным кодексом РФ. За нарушение права на свободу совести и вероисповеданий, а также за совершение деяния по мотивам религиозной ненависти или вражды наступает уголовная ответственность.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: права на свободу совести, вероисповедания;чувства верующих; религиозный мотив; атеизм.

© Чурляева И.В., 2018

УГОЛОВНО-ПР ВОВ Я З ЩИТ ЧУВСТВ ВЕРУЮЩИХ

Свобода слова, мысли и мнений в Российской Федерации были закреплены непосредственно в Конституции РФ [3]. Согласно п. 1 ст. 29 каждому гарантируется свобода мысли и слова — основной признак демократического и правового государства, которым является Россия согласно п. 1 ст. 1 Конституции РФ. Данное право предполагает для каждого индивида право на свободное формирование своих мнений и убеждений, придерживаться их и отказываться при желании, право на их свободное выражение. В соответствии со ст. 28 Конституции РФ каждому человеку и гражданину гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Реализация этой конституционной свободы регулируется Федеральным законом от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (с изм. от 05.02.2018) [12], где в ч. 1 ст. 3 также прописаны гаранты на свободу сове-

УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ЧУВСТВ ВЕРУЮЩИХ

65

сти и вероисповедания. В нем прописано право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, осуществлять обучение религии и религиозное воспитание, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, в том числе создавая религиозные объединения.

Однако право на свободу мысли и слова не является абсолютным, так как согласно п. 2 ст. 29 Конституции РФ не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду; запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

В 2013 году в ст. 148 УК РФ «Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий» ФЗ № 136 от 29.06.2013 были внесены изменения. Ранее эта статья предусматривала уголовную ответственность только за действия, при которых чинятся препятствия проведению обрядов верующим или деятельности организаций религиозного характера. Прежний состав — это теперь лишь третья часть этой статьи, а первой частью стало указание на то, что преступными являются действия, совершенные публично, направленные на оскорбление чувств верующих и выражающие открытое неуважение к членам общества.

Необходимость в принятии такого закона — вопрос до сих пор дискуссионный. Дело в том, что в УК РФ [11] действовали и действуют до сих пор другие статьи со схожим составом. Так, ст. 213 предусматривает ответственность за хулиганство, то есть за действия, грубо нарушающие порядок и ставящие целью продемонстрировать отсутствие уважения к обществу — при этом п. 2 ч. 1 этой статьи специально говорит о совершении этого преступления в связи с религиозной ненавистью. Статья 282 УК РФ говорит об ответственности за возбуждение вражды и унижение достоинства, в том числе и по мотивам вероисповедания. Наконец, если осквернению подверглось здание или имущество, используемое для религиозных целей, наступает ответственность по ст. 214 УК РФ — за вандализм.

Как показывают различные исследования, за последние 25 лет доля верующих в нашей стра-

не выросла с 49 до 67 %, при этом от 60 до 80 % россиян считают себя православными, около 40 % идентифицируют себя с Русской православной церковью. Около 6,5 % исповедуют ислам, 1,2 % — традиционную религию своих предков, поклоняются богам и силам природы, 0,4 % — буддизм, 0,2 % — протестантизм, 0,1 % — католицизм, 0,1 % — иудаизм [1; 2]. Официально в России на 1 января 2017 г. было зарегистрировано 29 840 религиозных организаций, относящихся к 48 конфессиям, что превышает аналогичный показатель прошлого года [7].

Что же следует понимать под религиозными чувствами? По этому поводу профессор МГУ И.Н. Яблоков указал, что «...чувства религиозные — эмоциональное отношение верующих к сакральным существам, связям, к сакрали-зованным вещам, животным, растениям, персонам, местам, друг к другу и к самим себе, а также к религиозно интерпретируемым отдельным явлениям в природе, обществе и к миру в целом. Не всякие переживания можно считать религиозными чувствами, но лишь те, которые связаны с религиозными представлениями, идеями, повествованиями и в силу этого приобрели соответствующую направленность, смысл и значение. Они возникают на основе религиозных потребностей и, в свою очередь, сами становятся объектом потребности — тяготения к их переживанию, к религиозно-эмоциональному насыщению.» [13]. Данное определение очень сложно воспринимается и его сложно будет применить в качестве толкования нормы, предусматривающей уголовную ответственность за оскорбление чувств верующих (ст. 148 УК РФ). Можно понимать, например, глубокую эмоциональную привязанность к объекту поклонения в соответствующей религии и т. п. Или религиозные чувства можно рассматривать как систему жизненных взглядов, ценностей, установок (поведенческих, ментальных и этических и т. д.), продиктованных тем или иным религиозным учением. Что касается оскорбления, то под ним традиционно понимается унижение чести и достоинства, действие, которое совершено по отношению к конкретному человеку либо группе лиц, причем совершено обязательно в неприличной форме. Оскорбление религиозных чувств верующих можно определить как унизительные, неприличные действия по отношению к группе

66

И.В. ЧУРЛЯЕВА

лиц, продиктованные неприятием и неприязнью к той или иной религиозной системе.

Большинство ученых (Ю.Е. Пудовоч-кин [10], С.П. Середа) полагают, что введением данной нормы нарушаются права других граждан, в частности атеистов. К тому же положения данной нормы очень схожи с уже имеющимися в УК РФ нормами по защите верующих. Так, в частности, в п. б ч. 1 ст. 213 УК РФ «Хулиганство» говорится о грубом нарушении общественного порядка, выражающем «явное неуважение к обществу, совершенное по мотивам ... религиозной ненависти или вражды».

Ст. 148 УК РФ указывает на специальную цель, а именно: оскорбление чувств верующих. Есть сложность в понятийном аппарате при анализе чувств верующих — что подразумевает законодатель под чувством верующего. Сложности возникают на практике при квалификации содеянного преступления. В каких случаях виновное лицо будет нести уголовную ответственность по данной норме, а в каких — нет.

Мне представляется, что любое действие, совершенное в православном храме или в любом другом, если оно противоречит устоявшимся правилам поведения, если оно является агрессивным и циничным, должно признаваться действием, совершенным с целью оскорбления религиозных чувств людей. Если человек пришел в место, где собирается определенная группа людей, и сделал то, что именно для этой группы является оскорбительным, то, наверное, человек имел своей целью оскорбление этой группы людей. Сочетание содержания действия и места в данном случае однозначно указывает на цель. А вот если действия, которые нарушают общественный порядок, совершаются в иных местах — в интернете, на улицах и площадях, установить цель оскорбления религиозных чувств верующих будет сложнее. Необходимо оценивать содержание слов и символов, которые обычно сопровождают такое действие. То, что достаточно для признания преступлением в храме, может быть недостаточно для признания преступлением в интернете. Несмотря на то, что данная норма существует уже 5 лет, — применялась она крайне редко.

Так, если обратиться к судебной практике, то один из первых приговоров был вынесен по ч. 1 ст. 148 УК РФ в 2014 г. мировым судьей

судебного участка № 2 Первомайского района Ижевска. Так, некий гражданин И. разместил в социальной сети «ВКонтакте» «информацию, направленную на оскорбление религиозных чувств верующих (мусульман)». Мировой судья назначил ему наказание в виде 200 часов обязательных работ [8].

В Оренбурге в 2016 г. суд вынес приговор по ч. 1 ст. 148 УК РФ в отношении Сергея Лазаро-ва, который разместил на своем сайте статью, где содержались резкие выпады в отношении православного христианства. Его приговорили к штрафу в размере 35 тыс. руб. с освобождением от наказания в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности [5].

Элистинский городской суд также в 2016 г. вынес приговор дагестанскому спортсмену-борцу Саиду Османову. Причиной судебного разбирательства послужил инцидент: атлет зашел в буддийский храм, справил там малую нужду и нанес удар ногой в нос статуе Будды. В отношении Османова сначала было возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 148 УК РФ, впоследствии к ней было добавлено обвинение по ч. 1 ст. 282 УК РФ («Возбуждение ненависти по религиозному и национальному признакам»). Он был приговорен к двум годам лишения свободы условно с испытательным сроком на один год [14].

Также в 2016 г. Кировский районный суд Екатеринбурга принял решение о направлении на принудительное лечение Антона Симакова (по его собственным словам, он являлся «магистром магии вуду»), в отношении которого ранее было заведено уголовное дело по ч. 1 ст. 148 УК РФ. Причиной судебного разбирательства послужил «обряд по магическому воздействию на власти Украины», совершенный Симаковым в присутствии журналистов [6].

И все в том же 2016 г. мировой судья судебного участка № 10 Вятскополянского судебного района Кировской области признал местных жителей Константина Казанцева и Рустема Шайдуллина виновными в том, что осенью предыдущего года они водрузили самодельное чучело с оскорбительной надписью на поклонный крест в деревне Старая Малиновка (Вят-скополянский район). Приговор вынесли по ч. 1 ст. 148 УК РФ: каждому из обвиняемых были назначены 230 часов обязательных работ [9].

УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ЧУВСТВ ВЕРУЮЩИХ

67

Кроме того, мотивы религиозной ненависти или вражды учитываются как отягчающие наказание обстоятельства (ст. 63) и квалифицирующие признаки, влекущие более строгое наказание за совершение целого ряда других преступлений: убийство (п. «л» ч. 2 ст. 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (п. «е» ч. 2 ст. 111), вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (ч. 4 ст. 150), хулиганство (ст. 213), вандализм (ст. 214), надругательство над телами умерших и местами их захоронения (ст. 244) и др. Уголовный закон также предусматривает ответственность за такие деяния, как создание религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью, руководство таким объединением, участие в нем, а равно пропаганду его деяний (ст. 239); действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам отношения к религии, совершенные публично или с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет (ст. 282); организация экстремистского сообщества (ст. 282.1); организация деятельности экстремистской организации (ст. 282.2). Религиозные признаки также могут являться частью таких преступлений, как нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина (ст. 136) и геноцид (ст. 357). В целом следует отметить, что уголовное право достаточно полно охватывает своими нормами и предусматривает ответственность за наиболее опасные нарушения законодательства о свободе совести, вероисповедания и о религиозных объединениях. Использование достаточно широких формулировок при описании преступлений, которые посягают на чувства верующих, незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или проведению богослужений, других религиозных обрядов и церемоний» (ч. 3 ст. 148), с одной стороны, позволяет охватить большую часть нарушений в рассматриваемой сфере, упомянутых в федеральном законе «О свободе совести и религиозных объединениях», а с другой — по-разному трактовать одни и те же деяния. На наш взгляд, уголовная ответствен-

ность за наиболее опасные нарушения свободы совести и вероисповедания (принуждение к определению отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, к участию в деятельности религиозных объединений, к участию в обучении религии, особенно в отношении несовершеннолетних) должна быть прямо предусмотрена в ст. 148 УК РФ.

Что касается статистических данных по ст. 148 УК РФ, то они отсутствуют, однако на сайте Генеральной прокуратуры имеется статистика о преступлениях экстремистской направленности. Так, за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства, в том числе по религиозным мотивам, по ст. 282 УК РФ в 2016 г. было осуждено 395 чел., в 2015 г. — 378, в 2014 г. — 115, по ст. 282.1 «Организация экстремистского сообщества» в 2016 г. — 16 чел., в 2015 г. — 7, в 2014 г. — 4; по ст. 282.2 «Организация деятельности экстремистской организации» в 2016 г. — 18 чел., в 2015 г. — 29, в 2014 г. — 2218. В 2015 г. отмечен заметный рост преступлений экстремистской направленности (с 1034 до 1329), количество случаев возбуждения ненависти, вражды, публичных призывов к экстремистской деятельности выросло на 40 % [4].

Литература

1. Атлас религий и национальностей России [Электронный ресурс] // URL: http://sreda.org/arena (дата обращения 18.10.2018).

2. Время веры или суеверий? [Электронный ресурс]// Сайт ВЦИОМ. 28.04.2016. URL: http://wciom.ru/index. php?id=236&uid=115677 (дата обращения: 18.10.2018).

3. Конституция РФ.

4. Официальный сайт Генпрокуратуры РФ [Электронный ресурс] // URL: http://genproc.gov.ru (дата обращения: 18.10.2018).

5. Официальный сайт Информационного агентства ТАСС [Электронный ресурс] // URL: http://Tass.ru

6. Официальный сайт Кировского районного суда г. Екатеринбурга [Электронный ресурс] // URL: http:// kirovsky.svd.sudrf.ru

7. Официальный сайт Министерства юстиции РФ [Электронный ресурс] // URL: http://minjust.ru/sites (дата обращения: 18.10.2018).

8. Официальный сайт Первомайского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики [Электронный ресурс] // URL: http://pervomayskiy.udm. sudrf.ru

68

И.В. ЧУРЛЯЕВА

9. Портал Судебные и нормативные акты РФ [Электронный ресурс] // URL: http://sudact.ru

10. Пудовочкин Ю.Е. Закон о защите чувств верующих с точки зрения юриста [Электронный ресурс]// Образование и православие. 20.06.2013. URL: http:// www.orthedu.ru/news/7399-zakon-o-zashhite-chuvstv-veruyushhix-s-tochki-zreniya-yurista.html

11. Уголовный кодекс РФ, 1996 г. (с изм. от 08.01.2019).

12. Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (с изм. от 05.02.2018).

13. Яблоков И.Н. Учебный словарь-минимум по религиоведению. М., 2000.

14. Elista.org — информационный портал Элисты [Электронный ресурс] // URL: http://www.elista.org

protection of believers' feelings under criminal law

Churliayeva, Irina V., PhD in Law, Associate Professor — Chair of Criminal Law and Criminology, Law Faculty,

Southern Federal University

ANNOTATION. The Russian Constitution states that every Russian citizen has the right to practice any religion or to practice none. This right is also protected by the country's Criminal Code, with criminal liability imposed for violating the right to freedom of conscience and belief, as well as for acting from motives of religious hatred or hostility.

KEYWORDS: right to freedom of conscience and belief; believers' feelings; religious motive; atheism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.