Научная статья на тему 'Уголовно-правовая реакция на проявления теневой экономики: границы, характер и направления совершенствования'

Уголовно-правовая реакция на проявления теневой экономики: границы, характер и направления совершенствования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
787
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / SHADOW ECONOMY / КРИМИНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / CRIMINAL ECONOMY / СКРЫТАЯ ЭКОНОМИКА / HIDDEN ECONOMY / ПОДПОЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / UNDERGROUND ECONOMY / УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / CRIMINAL LEGISLATION / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ECONOMIC CRIMES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Быков Степан Сергеевич, Киреенко Анна Павловна, Невзорова Екатерина Николаевна

Теневая экономика традиционно понимается в науке как препятствие на пути оптимального функционирования рыночной экономики и структур государственной власти. Однако при всем этом она, как правило, воспринимается и рассматривается в литературе крайне узко лишь как экономическая преступность или преступления экономической направленности. Такой подход не учитывает, что любые экономические отношения, в том числе теневые, предполагают прежде всего эквивалентный обмен благами. Исходя из этого в рамках статьи доказана необходимость расширения и уточнения спектра преступлений, охватываемых понятием «теневая экономика», а также показано, что степень общественной опасности данного явления в настоящий момент недооценивается. С этой целью на основе анализа работ экономистов было сформулировано понятие теневой экономики, применимое для целей изучения преступности, с выделением в ее составе двух частей (криминальной и скрытой). Проведен анализ статей Особенной части УК РФ на предмет выявления составов преступлений, направленных на борьбу с теневой экономикой. Определены их классификационные виды в соответствии с обозначенными авторами критериями теневой экономики и проанализированы отдельные признаки элементов составов данных преступлений. По результатам анализа установлено, что каждый третий состав Особенной части УК РФ предусматривает ответственность в том числе за проявления теневой экономики, а каждый восьмой посвящен исключительно проявлениям теневой экономики; при этом обороту благ в рамках скрытой экономики противодействует лишь пять статей УК РФ. По итогам изучения основных элементов попавших в выборку составов выявлены виды благ, оборачивающихся на теневых рынках, и проведен анализ особенностей уголовно-правовой реакции на эти явления. По результатам сделан вывод о необходимости реформирования уголовного законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Быков Степан Сергеевич, Киреенко Анна Павловна, Невзорова Екатерина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criminal law's reaction to shadow economy: borders, character and areas for improvement

Shadow economy is usually interpreted by scientists as an obstacle to the optimal functioning of market economy and the structures of state power. In spite of this, it is perceived and understood by researchers in a very narrow sense: as economic crimes or crimes of economic character. This approach fails to take into account that any economic relations, including shadow ones, presuppose an equal exchange of material values. Using this as a basis, the paper proves the necessity of widening and specifying the range of crimes encompassed by the notion of «shadow economy», it also shows that the degree of its public danger is at present undervalued. The authors have analyzed the works of leading economists to define the concept of shadow economy that could be used for crime research and that encompasses two components (the criminal and the hidden one). The authors have also analyzed Special Part of the Criminal Code of the Russian Federation and selected corpus delicti aimed at counteracting shadow economy. The authors have defined their classification types according to the shadow economy criteria and analyzed specific attributes of corpus delicti elements for these crimes. The analysis allowed to state that every third corpus delicti in the Special Part of the Criminal Code of the Russian Federation stipulates, among other things, liability for some kind of shadow economy activities, whereas one in eight is specifically aimed at shadow economy activities; at the same time, only five Articles of the Criminal Code of the Russian Federation counteract the turnover of material values which takes place in the shadow economy. The research of key elements of selected corpus delicti allowed the authors to specify the types of material values exchanged at shadow markets and to analyze the specifics of criminal law reaction to such phenomena. The authors use the obtained results to conclude that it is necessary to reform criminal legislation.

Текст научной работы на тему «Уголовно-правовая реакция на проявления теневой экономики: границы, характер и направления совершенствования»

УДК 343.97:338.556

DOI 10.17150/1996-7756.2015.9(3).591-607

УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ РЕАКЦИЯ НА ПРОЯВЛЕНИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ: ГРАНИЦЫ, ХАРАКТЕР И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

С.С. Быков, А.П. Киреенко, Е.Н. Невзорова

Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск, Российская Федерация

Аннотация. Теневая экономика традиционно понимается в науке как препятствие на пути оптимального функционирования рыночной экономики и структур государственной власти. Однако при всем этом она, как правило, воспринимается и рассматривается в литературе крайне узко — лишь как экономическая преступность или преступления экономической направленности. Такой подход не учитывает, что любые экономические отношения, в том числе теневые, предполагают прежде всего эквивалентный обмен благами. Исходя из этого в рамках статьи доказана необходимость расширения и уточнения спектра преступлений, охватываемых понятием «теневая экономика», а также показано, что степень общественной опасности данного явления в настоящий момент недооценивается. С этой целью на основе анализа работ экономистов было сформулировано понятие теневой экономики, применимое для целей изучения преступности, с выделением в ее составе двух частей (криминальной и скрытой). Проведен анализ статей Особенной части УК РФ на предмет выявления составов преступлений, направленных на борьбу с теневой экономикой. Определены их классификационные виды в соответствии с обозначенными авторами критериями теневой экономики и проанализированы отдельные признаки элементов составов данных преступлений. По результатам анализа установлено, что каждый третий состав Особенной части УК РФ предусматривает ответственность в том числе за работ в сфере научной деятельности проявления теневой экономики, а каждый восьмой посвящен исключительно в рамках базовой части проекта проявлениям теневой экономики; при этом обороту благ в рамках скрытой эко-

№ 1348 «Влияние теневого сектора номики противодействует лишь пять статей УК РФ. По итогам изучения основных экономики на качество жизни элементов попавших в выборку составов выявлены виды благ, оборачивающих-

населения в России и Украине: ся на теневых рынках, и проведен анализ особенностей уголовно-правовой ре-

сравнительный анализ» (номер акции на эти явления. По результатам сделан вывод о необходимости реформи-

госрегистрации в ФГАНУ ЦИТиС рования уголовного законодательства.

114091140015)

Информация о статье Дата поступления 10 декабря 2014 г.

Дата принятия в печать 6 июля 2015 г.

Дата онлайн-размещения 30 сентября 2015 г.

Ключевые слова Теневая экономика; криминальная экономика; скрытая экономика; подпольная экономика; уголовное законодательство; экономическая преступность

Финансирование

Государственное задание № 26.1348.2014/К на выполнение

CRIMINAL LAW'S REACTION TO SHADOW ECONOMY: BORDERS, CHARACTER AND AREAS FOR IMPROVEMENT

Stepan S. Bykov, Anna P. Kireenko, Ekaterina N. Nevzorova

Baikal National University of Economics and Law, Irkutsk, the Russian Federation

Article Info

Received

2014 December 10

Accepted

2015 July 6

Available online 2015 September 30

Keywords

Shadow economy; criminal economy; hidden economy; underground economy; criminal legislation; economic crimes

Abstract. Shadow economy is usually interpreted by scientists as an obstacle to the optimal functioning of market economy and the structures of state power. In spite of this, it is perceived and understood by researchers in a very narrow sense: as economic crimes or crimes of economic character. This approach fails to take into account that any economic relations, including shadow ones, presuppose an equal exchange of material values. Using this as a basis, the paper proves the necessity of widening and specifying the range of crimes encompassed by the notion of «shadow economy», it also shows that the degree of its public danger is at present undervalued. The authors have analyzed the works of leading economists to define the concept of shadow economy that could be used for crime research and that encompasses two components (the criminal and the hidden one). The authors have also analyzed Special Part of the Criminal Code of the Russian Federation and selected corpus delicti aimed at counteracting shadow economy. The authors have defined their classification types according to the shadow economy criteria and analyzed specific attributes of corpus delicti elements for these crimes. The

analysis allowed to state that every third corpus delicti in the Special Part of the Criminal Code of the Russian Federation stipulates, among other things, liability for some kind of shadow economy activities, whereas one in eight is specifically aimed at shadow economy activities; at the same time, only five Articles of the Criminal Code of the Russian Federation counteract the turnover of material values which takes place in the shadow economy. The research of key elements of selected corpus delicti allowed the authors to specify the types of material values exchanged at shadow markets and to analyze the specifics of criminal law reaction to such phenomena. The authors use the obtained results to conclude that it is necessary to reform criminal legislation.

Financing

State Task № 26.1348.2014/K for research within the basic part of the Project № 1348 «The Impact of Shadow Economy on the Quality of Life of Russians and Ukrainians: a Comparative Analysis» (state registration number with the Federal State Autonomous Research Institution, Center of Information Technologies and the Systems of Executive Power Agencies 114091140015)

На протяжении последних 20 лет в программных документах различного уровня говорится о необходимости более активной борьбы с теневой экономикой1. Вместе с тем по сей день результаты работы в этом направлении оставляют желать лучшего: по последним данным Госкомстата РФ2, ненаблюдаемая экономика составляет примерно 16 % от ВПП, обеспечивая занятость примерно 18 % экономически активного населения, и это не учитывая незаконных видов деятельности (проституции, торговли наркотиками, порнографией, контрафактом и т.д.), вообще исключаемых, как правило, из анализа показателей теневой экономики в России. Связано это в том числе с тем, что учеными-криминологами преступность в сфере теневой экономики традиционно рассматривается прежде всего как экономическая преступность [1-4]. Однако, на наш взгляд, такой подход в существенной степени обесценивает результаты анализа, поскольку не отражает реальной общественной опасности отношений, являющихся объектом анализа, а также приводит к ошибкам в оценке масштабов теневого оборота.

Цель настоящей статьи — обосновать необходимость расширения спектра преступлений, охватываемых понятием «теневая экономика», и по-

1 См., напр., п. 23 Государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» (утв. постановлением Правительства РФ от 15 апр. 2014 г. № 320), п. 3.1 Государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» (утв. распоряжением Правительства РФ от 6 марта 2013 г. № 313-р), раздел 3 Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 нояб. 2008 г. № 1662-р) и т.д.

2 Обратный отсчет. Росстат недосчитался деревень, мужчин, картошки. URL: http://www. rg.ru/2011/03/31/surinov-site.html.

казать, что степень общественной опасности этого явления в настоящий момент недооценивается.

Исходной посылкой для нашего вывода является само понятие теневой экономики, содержание которого не раскрывается в законодательстве РФ или подзаконных актах, несмотря на декларируемую необходимость борьбы с ней. Отсутствие четкого понимания того, с чем, собственно, необходимо бороться, безусловно, сказывается на качестве этой борьбы и требует внесения терминологической ясности.

О неупорядоченности понятийного аппарата свидетельствует обилие терминов, применяемых для описания теневой экономики. В англоязычных странах распространены такие термины, как shadow — теневая, unsanctioned — несанкционированная, parallel — параллельная, hidden — скрытая. Во франкоязычных странах распространены термины souterraine — подземная, informelle — неформальная, inofficielle — неофициальная, в немецких источниках — Schattenoekonomie — теневая. В российской литературе можно встретить такие определения, как неформальная, нелегальная, подпольная, серая, черная, криминальная, скрытая экономика и т.д. Как правило, во всех терминах фигурирует три основных признака: скрытый характер; отсутствие регулирования и контроля; противопоставление официальной деятельности (табл. 1).

Анализ научной литературы, посвященной теневой экономике, показывает, что существует три подхода к ее определению:

- юридическое определение — рассматривает как теневую всю деятельность, проводимую в нарушение закона;

- статистическое определение — рассматривает как теневую деятельность, которая должна быть, но не отражена в официальной статистике, включая экономику, которая ха-

рактеризуется нежеланием быть поставленной под наблюдение, а также ту часть официальной экономики, которая не может быть исследована в связи с отсутствием соответствующих данных;

- фискальное определение — ограничивает неформальный сектор деятельностью, которая нарушает налоговое законодательство.

Кроме этого, выделяется так называемое рыночное определение, нацеленное на выявление незарегистрированной и незадекларированной деятельности [15; 16]. Однако это определение можно рассматривать как составную часть второго и третьего подходов.

Сторонники первой точки зрения как в России, так и за рубежом при определении теневой экономики делают акцент на правовых признаках, трактуют теневую экономику как совокупность противоправных и неучтенных, нерегламентированных (отличающихся от зафиксированных в нормативных документах и правилах) видов деятельности [17]. Например, В.О. Исправников, В.В. Куликов определяют теневую экономику как «уклад экономических отношений, который складывается в обществе вопреки законам, правовым нормам, формальным правилам хозяйственной жизни, т.е. находится вне рамок правового поля» [18, с. 20] Аналогичное определение можно найти и в зарубежных описаниях теневой экономики как части экономической деятельности, которая

остается незарегистрированной прежде всего по причинам, связанным с преступной деятельностью [19, р. 714; 20].

При данном подходе различные авторы акцентируют внимание на таком аспекте, как наличие либо отсутствие закона, регулирующего какую-либо деятельность. В случае существования закона рассматривается деятельность «вопреки» закону, а в случае отсутствия закона — деятельность «вне» закона, т.е. деятельность, не регулируемая государственными институтами [21]. Если закон существует, далее классификация производится с позиции того, что именно является незаконным — продукция или процедура ее производства [22].

Сторонники второй точки зрения акцентируют внимание на сознательном характере сокрытия теневой деятельности, определяя ее:

- как незарегистрированную экономическую деятельность [23, р. 114];

- деятельность вне рамок общественных и частных установлений [24, р. 628];

- производство, намеренно скрытое от государственной власти [25, р. 2].

Третий подход акцентирует внимание на теневой экономике как деятельности, скрываемой от налогов, определяя ее:

- как все виды экономической деятельности, которые, как правило, облагаются налогом, но не были доведены до сведения налоговых органов [26, р. 78];

Таблица 1

Признаки ненаблюдаемой экономики в терминах, применяемых в зарубежной научной литературе1

Скрытый характер Отсутствие регулирования, учета и контроля Неофициальный характер

Ненаблюдаемая (non-observed, unobserved) Нерегулируемая (unregulated) Второстепенная (secondary)

Скрытая (hidden, concealed) [5; 6] Неорганизованная (unorganized) Вторая (second)

Нераскрытая, неразоблаченная (unexposed) Неофициальная (unofficial, non-official) [7] Другая (other)

Невидимая (invisible) Неучтенная (unrecorded) Альтернативная (alternate)

Тайная (twilight, clandestine) Вне бухгалтерского учета (off-the-books) [8] Параллельная (parallel)

Сокровенная (occult) Двойная (dual) Периферийная (peripheral)

Теневая (shadow) Необлагаемая налогом (untaxed) Противоположная (counter)

Серая (grey) Наличная (cash)2 Автономная (autonomous)

Черная (black) [9] Наличные деньги в руки (cash-in-hand) Нестандартная (precarious) [10]

Погруженная, затопленная (submerged) Работа на стороне (moonlight) Нерегулярная (irregular) [11]

Подводная (underwater) Маргинальная (marginal) Повседневная (everyday)

Подземная (subterranean, underground) [12; 13] Гетто (ghetto)

1 Составлено с использованием: Measuring the non-observed economy: a handbook / OECD, IMF, ILO, CIS-Stat. P.: OECD, 2002. 249 p. URL: http://www.oecd.org/std/na/1963116.pdf; [14].

2 The cash economy under the new tax system. Canberra: Australian Taxation Office, 2003. Sept. 50 p.

- все виды экономической деятельности, при которой производятся законные товары и услуги, но сама деятельность сознательно скрывается от властей, как правило, для получения финансовой выгоды (например, уклонение от уплаты налогов, несоблюдение определенных правил и стандартов) [27, р. 31];

- все необъявленные, недодекларирован-ные и недорегистрированные сделки, чтобы избежать бремени налогов или обойти правила, незаконные сделки, связанные с преступностью и коррупцией, и законная, но нерыночная деятельность [28, р. 1070].

Взаимосвязь теневой экономики и налогообложения отмечают многие авторы. У этой взаимосвязи множество аспектов: проблемы налогового бремени [4; 29], его распределения и восприятия его справедливости [30], взаимоотношения с налоговыми органами [31; 32]. Однако, несмотря на то что теневая экономика и уклонение от уплаты налогов имеют много общего, отождествлять их нельзя1.

Более разработанным понятием, которое можно принять за основу в исследовании теневой экономики, является понятие «неформальная экономика».

Наиболее популярен на сегодняшний день подход, рассматривающий реальную экономику как совокупность формальной и неформальной (неофициальной) экономик. В рамках данного подхода неформальная экономика рассматривается как совокупность видов экономической деятельности, которая по тем или иным причинам не учитывается государственной статистикой, не охватывается налогообложением и не включается в ВВП. Этот подход используется прежде всего в макроэкономических расчетах и нацелен на определение масштабов неформальной и теневой экономики2. Наиболее общей категорией в рамках данного подхода является ненаблюдаемая экономика, включающая в себя четыре сектора:

- незаконное производство, определяемое как те виды производственной деятельности, в процессе реализации которых производятся товары и услуги, запрещенные законом, или

1 Подробнее об этом см.: [33].

2 URL: http://www.oecd.org/std/na/1963116.pdf; Энциклопедия статистических терминов: в 8 т. Т. 4. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/rosstat/stbook11/ tom4.pdf.

которые являются незаконными, если они осуществляются производителями без получения соответствующего разрешения;

- скрытое (подпольное) производство, определяемое как те виды деятельности, которые являются производственными и законными, но намеренно скрываются от органов государственной власти в целях уклонения от уплаты налогов или от следования законодательным нормам;

- производство неформального сектора — виды производственной деятельности, осуществляемые теми некорпорированными предприятиями в секторе домашних хозяйств, которые не зарегистрированы и (или) размер которых по количеству занятых меньше определенного порогового значения и которые имеют какое-либо рыночное производство;

- производство домашних хозяйств для собственного потребления — виды производственной деятельности, в результате которых домашние хозяйства потребляют или капитализируют произведенные ими же товары и услуги.

С учетом того что из четырех описанных секторов ненаблюдаемой экономики общественную опасность представляют лишь первые два — криминальная (незаконная) и скрытая (подпольная), наиболее перспективным представляется включение в понятие теневой экономики, борьба с которой провозглашена одной из целей уголовно-правового закона, именно этих видов ненаблюдаемой экономической деятельности. Криминальную экономику при этом характеризует наказуемость оборота теневых благ в рамках уголовного законодательства, тогда как скрытую экономику характеризует в целом легальность и оборачиваемость объектов купли-продажи, но нежелание их официального отражения в связи с необходимостью, в частности, уплаты налогов, сборов, взносов, объяснения происхождения источников средств на приобретение благ и т.д.

С опорой на обозначенный подход нами был проведен анализ положений Уголовного кодекса РФ на предмет выявления в нем составов, направленных на борьбу как с криминальной, так и со скрытой экономикой. Отбор взятых для анализа статей осуществлен исходя из предположения о наличии в рамках уголовно-правового закона средств борьбы не только с уже существующим оборотом благ теневой экономики, но и с предпосылками возникновения таких

рынков, а также с последствиями их функционирования. По этим соображениям в выборку, например, попали ст. 241 УК РФ «Организация занятия проституцией» и ст. 223 «Незаконное изготовление оружия», поскольку первая из них, оставляя за рамками объективной стороны собственно сексуальные услуги, тем не менее предотвращает формирование и функционирование открытых рынков таких услуг, а вторая аналогичным образом предотвращает нелегальный оборот оружия и боеприпасов.

В целом в выборку попали статьи, составы которых в рамках модели поведения преступника до или после совершения преступления предполагали наличие условно эквивалентного обмена с преимущественно корыстным мотивом (поскольку в ином случае связать наказание по статье с функционированием какого-либо рынка было бы весьма сложно). Соответственно, в рассмотрение не попали статьи с безэквивалентным обменом или причинением ущерба одной стороной другой стороне (поскольку такая деятельность не может являться устойчивой ввиду отсутствия заинтересованности второй стороны и никогда не приведет к образованию рынка). Из этих соображений были исключены из рассмотрения статьи, касающиеся использования рабского труда, подделки денежных средств и т.д. При этом к рассмотрению были приняты не только статьи, в которых корыстная заинтересованность покупателя или продавца блага была очевидна или является квалифицирующим признаком (например, убийство по найму), но также и составы, в которых корыстная заинтересованность не исключается (например, воспрепятствование осуществлению правосудия, незаконное заключение под стражу, незаконное освобождение из-под стражи, фальсификация результатов выборов и т.д., мотивом совершения которых может быть подкуп).

Наконец, следует отметить, что в выборку не попали составы, характеризующие существующий официально декларируемый оборот товаров, работ и услуг, совершаемый с отдельными нарушениями (например, ст. 151.1 УК РФ «Розничная продажа несовершеннолетним алкогольной продукции»), а также составы, в рамках которых можно лишь весьма опосредованно бороться с предпосылками формирования рынков криминальных благ (так, не учтены в качестве препятствующих формированию рынка

краденых вещей такие статьи, как 163 «Вымогательство», 166 «Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения» и др., в отличие, например, от ст. 158 «Кража» и ст. 161 «Грабеж», принятых во внимание).

Ограниченный объем статьи не позволяет нам в полной мере привести все доводы, принятые во внимание при определении перечня статей УК РФ, противодействующих теневому обороту благ, в связи с чем ниже представлены лишь результаты проведенного анализа. Однако это не означает отсутствия дискуссионных моментов, в связи с чем авторский коллектив с благодарностью воспримет любую критику представленной точки зрения.

Проведенный анализ показал, что:

- в 115 статьях Особенной части УК РФ (более трети от количества статей Особенной части УК РФ) содержатся составы, предполагающие наказание за теневой оборот различного рода благ; при этом 44 статьи (13,2 % от общего объема статей Особенной части УК РФ) не имеют иной функции, кроме наказания за незаконный оборот тех или иных благ, тем самым действуя исключительно против проявлений теневой экономики;

- из обозначенного числа статей лишь 5 нацелены на борьбу со скрытой экономикой, тогда как 110 — на борьбу с криминальной экономикой;

- в отношении значительного числа благ криминальной экономики (в том числе наркотических средств, психотропных веществ, сильнодействующих веществ, вооружения и военной техники и др.) УК РФ не только препятствует функционированию рынка, но и мешает возникновению предпосылок его функционирования; вместе с тем данная тенденция не является универсальной и не прослеживается в отношении каждого из видов благ теневой экономики;

- в подавляющем числе случаев субъектом ответственности за оборот благ теневой экономики является продавец этих благ, причем примерно в половине случаев покупатель наряду с продавцом также выступает субъектом ответственности1;

1 Стоит отметить, что покупатель может также выступать субъектом ответственности в качестве соучастника преступления.

- в некоторых случаях субъектом ответственности за оборот благ теневой экономики выступает один лишь покупатель, при этом в единичных случаях ответственность покупателя наступает только за сам факт наличия спроса на теневое благо (например, приобретение прекурсоров наркотических средств), тогда как в подавляющем большинстве случаев за формирование предпосылок рынка несет ответственность продавец блага — лицо, обеспечивающее предложение.

В зависимости от степени уголовно-правовой защиты, ее особенностей, а также особенностей оценки масштабов рынка нами было выделено десять видов объектов, оборот которых относится к криминальной экономике, а именно:

1. Награды (в том числе поддельные), штампы, печати, бланки и официальные документы (табл. 2).

Нетрудно заметить, что в отношении данного вида благ покупатель несет ответственность лишь в случае приобретения официальных документов или государственных наград, в то время как продавец является субъектом во всех случаях. В то же время составы предполагают наказуемость большинства действий, совершаемых с объектом до сделки купли-продажи (в том числе подделка, хищение или неправомерная выдача документов и наград), оставляя за рамками статьи разве что его контрабанду, а также подготовительные действия в виде, например, приобретения оборудова-

ния, предназначенного для подделки. Обращают на себя внимание ст. 238 и ст. 327, не предусматривающие ответственности покупателя за оборот теневого блага.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Маркируемые товары и средства их идентификации (табл. 3).

Аналогичным образом в отношении данного вида благ субъектом ответственности выступает в первую очередь продавец немаркированной продукции и средств ее идентификации, тогда как покупатель несет ответственность лишь за ее приобретение в крупном и особо крупном размере. В данном случае имеется двойная степень защиты от формирования рынка — ответственность как за оборот немаркированной продукции и средств маркировки, так и за создание предпосылок такого оборота — хищение или подделку идентификационных знаков, ослабляемая, однако, отсутствием ответственности покупателя в рамках функционирования рынка поддельных средств идентификации.

3. Природные ресурсы: животные, их части и производные (в том числе их мех, мясо, внутренности, секреты желез и т.д.), особо ценные дикие животные, водные биологические ресурсы (в том числе особо ценные), морские млекопитающие, драгоценные камни, драгоценные металлы, жемчуг, древесина (табл. 4).

В отношении данного вида благ УК РФ предусматривает ответственность покупателя во всех случаях, когда налицо уголовно наказуемый оборот теневого блага (ст. 191, 191.1 и 258.1

Таблица 2

Перечень статей УК РФ, противодействующих функционированию криминальной экономики

Статья УК РФ Что предотвращает статья (формирование предпосылок создания рынка криминального блага, функционирование рынка либо и то, и другое) Кто является субъектом — продавец криминального блага, покупатель либо оба

Статья 325. Похищение или повреждение документов, штампов, печатей либо похищение акцизных марок, специальных марок или знаков соответствия Формирование предпосылок Продавец

Статья 238. Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности Формирование предпосылок и функционирование рынка Продавец

Статья 327. Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков Формирование предпосылок и функционирование рынка Продавец

Статья 173.2. Незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица Формирование предпосылок и функционирование рынка Продавец и покупатель

Статья 324. Приобретение или сбыт официальных документов и государственных наград Функционирование рынка Продавец и покупатель

УК РФ). Тем самым он в целом обеспечивает уголовно-правовую защиту всем трем группам объектов (драгоценные металлы и драгоценные камни, древесина, а также ценные «живые» ресурсы). Вместе с тем в отношении драгоценных металлов и драгоценных камней наблюдается отступление от общей для всех прочих объектов модели защиты, когда она предоставляется как на стадии создания предпосылок рынка (незаконных охоты, вылова, добычи, рубки и т.д., ведущих к появлению объекта реализации), так и на стадии его функционирования. По крайней мере нам не удалось найти в УК РФ состава, предусматривающего ответственность за неза-

конную добычу драгоценных металлов и драгоценных камней.

4. Предметы военного назначения (табл. 5).

С учетом особой социальной значимости и общественной опасности функционирования криминального рынка данного вида благ ответственность в данной сфере детализирована практически по всем подвидам благ, предпосылкам функционирования рынков (изготовление, небрежное хранение, хищение, контрабанда, вымогательство и т.д.), а также субъектному составу. Тем самым данный вид благ предстает как один из наиболее обеспеченных уголовно-правовой защитой. Однако, как показывает

Таблица 3

Перечень статей УК РФ, противодействующих функционированию криминальной экономики

Статья УК РФ Что предотвращает статья (формирование предпосылок создания теневого рынка или последствий его функционирования) Кто несет ответственность (продавец криминального блага, покупатель либо оба)

Статья 200.2. Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий Формирование предпосылок Продавец

Статья 325. Похищение или повреждение документов, штампов, печатей либо похищение акцизных марок, специальных марок или знаков соответствия Формирование предпосылок Продавец

Статья 327.1. Изготовление, сбыт поддельных акцизных марок, специальных марок или знаков соответствия либо их использование Формирование предпосылок и функционирование рынка Продавец

Статья 171.1. Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации Формирование предпосылок и функционирование рынка Продавец и покупатель

Статья УК РФ Что предотвращает статья (формирование предпосылок создания рынка криминального блага, функционирование рынка либо и то, и другое) Кто несет ответственность (продавец криминального блага, покупатель либо оба)

Статья 226.1. Контрабанда сильнодействующих, ядовитых... либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов Формирование предпосылок Продавец

Статья 256. Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов Формирование предпосылок Продавец

Статья 258. Незаконная охота Формирование предпосылок Продавец

Статья 260. Незаконная рубка лесных насаждений Формирование предпосылок Продавец

Статья 191. Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга Формирование предпосылок и функционирование рынка Продавец и покупатель

Статья 191.1. Приобретение, хранение, перевозка, переработка в целях сбыта или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины Формирование предпосылок и функционирование рынка Продавец и покупатель

Статья 258.1. Незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации Формирование предпосылок и функционирование рынка Продавец и покупатель

Таблица 4

Перечень статей УК РФ, противодействующих функционированию криминальной экономики

практика, такая степень детализации составов, обеспечивая в целом гораздо более дифференцированный подход в рамках уголовной ответственности, не приводит в конечном счете к полному устранению предпосылок совершения названных преступлений.

5. Наркотические средства, психотропные вещества, лекарства и изделия медицинского назначения (табл. 6).

Особенностью рассматриваемых благ является наличие наиболее устойчивого спроса на них среди различных слоев населения, организованных криминальных рынков сбыта, а также вторичной преступности, обусловленной совершением производных преступлений на почве

наркотической зависимости или наркотического опьянения. Данные обстоятельства обусловливают необходимость охвата обширного круга предпосылок (в том числе второй и третьей степени), в частности в виде приобретения прекурсоров, выращивания растительного сырья или контрабанды оборудования для изготовления наркотических средств, необходимых для формирования и полноценного функционирования соответствующих рынков. Кроме того, характерным является и привлечение к ответственности в равной степени как продавца, так и покупателя на рынке данных благ с учетом дифференциации степени общественной опасности совершаемых преступлений в рамках различных составов.

Таблица 5

Перечень статей УК РФ, противодействующих функционированию криминальной экономики

Статья УК РФ Что предотвращает статья (формирование предпосылок создания рынка криминального блага, функционирование рынка либо и то, и другое) Кто несет ответственность (продавец криминального блага, покупатель либо оба)

Статья 189. Незаконные экспорт из Российской Федерации или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники Формирование предпосылок Продавец

Статья 223. Незаконное изготовление оружия Формирование предпосылок Продавец

Статья 223.1. Незаконное изготовление взрывчатых веществ, незаконные изготовление, переделка или ремонт взрывных устройств Формирование предпосылок Продавец

Статья 224. Небрежное хранение огнестрельного оружия Формирование предпосылок Продавец

Статья 225. Ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств Формирование предпосылок Продавец

Статья 226. Хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств Формирование предпосылок Продавец

Статья 226.1. Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов... Формирование предпосылок Продавец

Статья 221. Хищение либо вымогательство ядерных материалов или радиоактивных веществ Формирование предпосылок Продавец

Статья 220. Незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами Формирование предпосылок и функционирование рынка Продавец и покупатель

Статья 222. Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств Формирование предпосылок и функционирование рынка Продавец и покупатель

Статья 222.1. Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств Формирование предпосылок и функционирование рынка Продавец и покупатель

Статья 234. Незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта Формирование предпосылок и функционирование рынка Продавец и покупатель

Статья 355. Разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения Формирование предпосылок и функционирование рынка Продавец и покупатель

Таблица 6

Перечень статей УК РФ, противодействующих функционированию криминальной экономики

Статья УК РФ

Что предотвращает статья (формирование предпосылок создания рынка криминального блага, функционирование рынка либо и то, и другое)

Кто несет ответственность (продавец криминального блага, покупатель либо оба)

Статья 229. Хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, а также растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества_

Формирование предпосылок

Продавец

Статья 229.1. Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ_

Формирование предпосылок

Продавец

Статья 230. Склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов_

Формирование предпосылок

Продавец

Статья 231. Незаконное культивирование растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры_

Формирование предпосылок

Продавец

Статья 232. Организация либо содержание притонов или систематическое предоставление помещений для потребления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов_

Формирование предпосылок

Продавец

Статья 235.1. Незаконное производство лекарственных средств и медицинских изделий_

Формирование предпосылок

Продавец

Статья 325. Похищение или повреждение документов, штампов, печатей либо похищение акцизных марок, специальных марок или знаков соответствия

Формирование предпосылок

Продавец

Статья 327.2. Подделка документов на лекарственные средства или медицинские изделия или упаковки лекарственных средств или медицинских изделий_

Формирование предпосылок

Продавец

Статья 228.2. Нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ_

Формирование предпосылок

Продавец и покупатель

Статья 233. Незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ

Формирование предпосылок

Продавец и покупатель

Статья 228.4. Незаконные производство, сбыт или пересылка прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ_

Формирование предпосылок и функционирование рынка

Продавец

Статья 238.1. Обращение фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок

Формирование предпосылок и функционирование рынка

Продавец

Статья 234.1. Незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ

Формирование предпосылок и функционирование рынка_

Продавец и покупатель

Статья 228.3. Незаконные приобретение, хранение или перевозка прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, а также незаконные приобретение, хранение или перевозка растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ_

Формирование предпосылок и функционирование рынка

Покупатель

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья 228.1. Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества_

Функционирование рынка

Продавец

Статья 228. Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества

Функционирование рынка

Покупатель

6. Коррупционные услуги (в том числе определенный результат проводимого предварительного расследования и (или) суда, определенный результат на выборах или референдуме; определенный результат спортивного мероприятия или зрелищного конкурса; преференции в отношении определенного лица) (табл. 7).

Как нетрудно заметить из табл. 7, для данного вида благ криминальной экономики характерны две весьма важные особенности:

- подавляющее большинство составов препятствует лишь полноценному функционированию рынков, нисколько не пытаясь предотвратить их появление;

- на стадии формирования предпосылок функционирования рынков ответственность несет лишь покупатель, и то всего по двум статьям.

Отчасти это связано с особенностью рассматриваемого блага, представляющего собой, как правило, услугу и не предусматривающего стадии ее производства, отличной от стадии потребления.

7. Прочие работы и услуги: банковские услуги, медицинские услуги, возможность участия в азартных играх, услуги подставного лица при регистрации юридического лица, услуги по обеспечению нахождения физического лица на территории РФ без достаточных на то оснований, работы и услуги, не отвечающие требованиям безопасности (табл. 8).

Таблица 7

Перечень статей УК РФ, противодействующих функционированию криминальной экономики

Статья УК РФ Что предотвращает статья (формирование предпосылок создания рынка криминального блага, функционирование рынка либо и то, и другое) Кто несет ответственность (продавец криминального блага, покупатель либо оба)

Статья 141.1. Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума Формирование предпосылок Покупатель

Статья 289. Незаконное участие в предпринимательской деятельности Формирование предпосылок Покупатель

Статья 204. Коммерческий подкуп Функционирование рынка Продавец и покупатель

Статья 291.1. Посредничество во взяточничестве Функционирование рынка Продавец и покупатель

Статья 142. Фальсификация избирательных документов, документов референдума Функционирование рынка Продавец

Статья 142.1. Фальсификация итогов голосования Функционирование рынка Продавец

Статья 170. Регистрация незаконных сделок с землей Функционирование рынка Продавец

Статья 290. Получение взятки Функционирование рынка Продавец

Статья 299. Привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности Функционирование рынка Продавец

Статья 300. Незаконное освобождение от уголовной ответственности Функционирование рынка Продавец

Статья 301. Незаконные задержание, заключение под стражу или содержание под стражей Функционирование рынка Продавец

Статья 303. Фальсификация доказательств и результатов оперативно-разыскной деятельности Функционирование рынка Продавец

Статья 305. Вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта Функционирование рынка Продавец

Статья 307. Заведомо ложные показание, заключение эксперта, специалиста или неправильный перевод Функционирование рынка Продавец

Статья 141. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий Функционирование рынка Покупатель

Статья 184. Оказание противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса Функционирование рынка Покупатель

Статья 291. Дача взятки Функционирование рынка Покупатель

Статья 294. Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования Функционирование рынка Покупатель

Статья 309. Подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу Функционирование рынка Покупатель

Таблица 8

Перечень статей УК РФ, противодействующих функционированию криминальной экономики

Статья УК РФ Что предотвращает статья (формирование предпосылок создания рынка криминального блага, функционирование рынка либо и то, и другое) Кто несет ответственность (продавец криминального блага, покупатель либо оба)

Статья 123. Незаконное проведение искусственного прерывания беременности Функционирование рынка Продавец

Статья 171.2. Незаконные организация и проведение азартных игр Функционирование рынка Продавец

Статья 172. Незаконная банковская деятельность Функционирование рынка Продавец

Статья 173.2. Незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица Функционирование рынка Продавец

Статья 235. Незаконное осуществление медицинской деятельности или фармацевтической деятельности Функционирование рынка Продавец

Статья 238. Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности Функционирование рынка Продавец

Статья 322.1. Организация незаконной миграции Функционирование рынка Продавец

Статья 322.2. Фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации Функционирование рынка Продавец

Статья 322.3. Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации Функционирование рынка Продавец

Как аналогичным образом следует из табл. 8, прослеживается та же тенденция — в связи с особенностями рассматриваемого блага (услуги) весьма непросто предотвратить предпосылки формирования рынков. Вместе с тем в ряде случаев вполне возможно предупреждать возникновение подобных рынков, в частности путем уголовно-правового запрета на ведение деятельности, сопутствующей данному виду услуг. Примером тому служит ответственность за создание притонов для оказания сексуальных услуг.

8. Человек и тесно связанные с ним блага, среди которых органы и ткани человека, услуги по ограничению свободы человека; другие блага, связанные с ограничением свободы; услуги по причинению вреда жизни и здоровью человека; услуги по усыновлению ребенка; сексуальные услуги (в том числе лиц от 16 до 18 лет), трудовые ресурсы (табл. 9).

Наиболее характерной чертой данного вида благ является отсутствие объективных критериев оценки масштабов рынка. Человек, его свобода, здоровье, органы и ткани не могут иметь стоимости в традиционном смысле этого

слова, что, безусловно, затрудняет оценку объемов криминальных сделок. Кроме того, для рассматриваемых составов характерна некоторая многопрофильность защищаемых благ. В частности, при похищении предметом последующей сделки может быть как сам похищенный или его свобода, так и его органы и ткани, известная ему информация и т.д. Аналогичным образом услуги убийства по найму и убийства в целях изъятия органов и тканей потерпевшего предполагают наличие различных предметов сделки, но наказываются в рамках одной статьи кодекса.

9. Интеллектуальные блага: интеллектуальная собственность, информация, составляющая тайну; прочая информация (табл. 10).

Особенностью информации как объекта купли-продажи является ее воспроизводимость: продавая в обычной ситуации информацию, продавец не утрачивает свой товар и может продать одну и ту же информацию неограниченное число раз, не изменяя при этом ее потребительских свойств. В этой связи в рамках теневых рынков реализуется лишь информация, ограниченная в обороте (объекты

Таблица 9

Перечень статей УК РФ, противодействующих функционированию криминальной экономики

Статья УК РФ Что предотвращает статья (формирование предпосылок создания рынка криминального блага, функционирование рынка либо и то, и другое) Кто несет ответственность (продавец криминального блага, покупатель либо оба)

Статья 120. Принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации Формирование предпосылок Продавец

Статья 126. Похищение человека Формирование предпосылок Продавец

Статья 127. Незаконное лишение свободы Формирование предпосылок Продавец

Статья 240. Вовлечение в занятие проституцией Формирование предпосылок Продавец

Статья 241. Организация занятия проституцией Формирование предпосылок Продавец

Статья 242.2. Использование несовершеннолетнего в целях изготовления порнографических материалов или предметов Формирование предпосылок Продавец

Статья 359. Наемничество Формирование предпосылок и функционирование рынка Покупатель

Статья 105. Убийство Формирование предпосылок и функционирование рынка Продавец

Статья 111. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью Формирование предпосылок и функционирование рынка Продавец

Статья 205.1. Содействие террористической деятельности Функционирование рынка Покупатель

Статья 240.1. Получение сексуальных услуг несовершеннолетнего Функционирование рынка Покупатель

Статья 154. Незаконное усыновление (удочерение) Функционирование рынка Продавец

Статья 117. Истязание Функционирование рынка Продавец и покупатель

Статья 127.1. Торговля людьми Функционирование рынка Продавец и покупатель

Статья 206. Захват заложника Функционирование рынка Продавец и покупатель

Таблица 10

Перечень статей УК РФ, противодействующих функционированию криминальной экономики

Статья УК РФ Что предотвращает статья (формирование предпосылок создания рынка криминального блага, функционирование рынка либо и то, и другое) Кто несет ответственность (продавец криминального блага, покупатель либо оба)

Статья 126. Похищение человека Формирование предпосылок Продавец

Статья 127. Незаконное лишение свободы Формирование предпосылок Продавец

Статья 138. Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений Формирование предпосылок Продавец

Статья 272. Неправомерный доступ к компьютерной информации Формирование предпосылок Продавец

Статья 273. Создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ Формирование предпосылок Продавец

Статья 274. Нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей Формирование предпосылок Продавец

Статья 138.1. Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации Формирование предпосылок Продавец и покупатель

Статья 147. Нарушение изобретательских и патентных прав Формирование предпосылок и функционирование рынка Продавец

Статья 183. Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну Формирование предпосылок и функционирование рынка Продавец

Статья 155. Разглашение тайны усыновления (удочерения) Функционирование рынка Продавец

Статья 185.6. Неправомерное использование инсайдерской информации Функционирование рынка Продавец

Статья 127.1. Торговля людьми Функционирование рынка Продавец и покупатель

Статья 137. Нарушение неприкосновенности частной жизни Функционирование рынка Продавец и покупатель

интеллектуальной собственности) или исключенная из оборота (информация, составляющая тайну). Как и в отношении благ, тесно связанных с человеком, рассматриваемые информационные блага весьма трудно оценить ввиду отсутствия, как правило, легальных рынков ее обращения. При этом уголовно-правовая защита данным благам предоставляется как на стадии формирования предпосылок (приобретения средств сбора информации, собственно сбора информации и т.д.), так и на стадии функционирования рынка. Как и в большинстве случаев, субъектом ответственности является преимущественно продавец, тогда как покупатель несет ответственность лишь в ограниченном числе случаев.

10. Прочие товары: краденые вещи, контрафактная продукция; товары, не отвечающие требованиям безопасности; стратегически

важные товары; порнографическая продукция; поддельные государственные пробирные клейма, поддельные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней; археологические предметы; культурные ценности; регистрационные знаки транспортных средств (табл. 11).

Степень уголовно-правовой защиты этой весьма разнородной группы товаров не столь высока, как, например, наркотических средств и психотропных веществ, вооружения и военной техники и других благ, в отношении которых борьба осуществляется в том числе на стадии формирования предпосылок второй и третьей степени. Это, вероятно, среди прочего обусловливает наибольшую распространенность ряда из них в обществе.

В завершение рассмотрения благ криминальной экономики следует отметить, что в

Таблица 11

Перечень статей УК РФ, противодействующих функционированию криминальной экономики

Статья УК РФ Что предотвращает статья (формирование предпосылок создания рынка криминального блага, функционирование рынка либо и то, и другое) Кто несет ответственность (продавец криминального блага, покупатель либо оба)

Статья 158. Кража Формирование предпосылок Продавец

Статья 159. Мошенничество Формирование предпосылок Продавец

Статья 161. Грабеж Формирование предпосылок Продавец

Статья 164. Хищение предметов, имеющих особую ценность Формирование предпосылок Продавец

Статья 180. Незаконное использование товарного знака Формирование предпосылок Продавец

Статья 226.1. Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ. Формирование предпосылок Продавец

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья 227. Пиратство Формирование предпосылок Продавец

Статья 243.2. Незаконные поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания Формирование предпосылок Продавец

Статья 325.1. Неправомерное завладение государственным регистрационным знаком транспортного средства Формирование предпосылок Продавец

Статья 238. Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности Формирование предпосылок и функционирование рынка Продавец

Статья 242. Незаконные изготовление и оборот порнографических материалов или предметов Формирование предпосылок и функционирование рынка Продавец

Статья 146. Нарушение авторских и смежных прав Формирование предпосылок и функционирование рынка Продавец и покупатель

Статья 181. Нарушение правил изготовления и использования государственных пробирных клейм Формирование предпосылок и функционирование рынка Продавец и покупатель

Статья 242.1. Изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних Формирование предпосылок и функционирование рынка Продавец и покупатель

Статья 175. Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем Функционирование рынка Продавец и покупатель

отношении оборота каждого из них также действуют две универсальные статьи УК РФ: это ст. 174 «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем», когда субъектом ответственности является покупатель этих благ, а также ст. 174.1 «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления», когда субъектом выступает продавец.

В рамках скрытой экономики обращаются блага, не ограниченные в обороте, в связи с чем ответственность наступает не за собственно оборот, а за сопутствующее этому обороту неисполнение обязательств, связанных с оборотом (как до его начала, так и после завершения). В частности, нами было выделено пять составов, препятствующих функционированию скрытой экономики (табл. 12).

Таблица 12

Перечень статей УК РФ, противодействующих функционированию скрытой экономики

Из представленных данных следует, что собственно функционирование скрытой экономики не является преследуемым в рамках уголовного закона, поскольку с точки зрения законодателя сам по себе оборот этих благ не создает общественной опасности. Опасность представляют прежде всего последствия этого оборота в виде уклонения от уплаты налогов, взносов и иных обязательных платежей. Вместе с тем государство борется с формированием предпосылок такой деятельности в рамках статей о незаконном предпринимательстве и незаконном образовании юридического лица.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что вопреки часто встречающимся суждениям преступность в сфере теневой экономики не ограничивается одними лишь экономическими преступлениями, а охватывает существенную долю составов преступлений, предусмотренных УК РФ, образуя два относительно самостоятельных подвида — криминальную экономику и скрытую экономику, каждая из которых обладает самостоятельной степенью общественной опасности. Проведенный анализ показал, что наиболее общественно опасным является поведение продавцов на данных рынках, при этом, тем не менее, не исключается ответственность и покупателей данных благ. В отношении многих благ криминальной экономики в УК РФ содержится достаточный арсенал средств, препятствующих не только функционированию рынков этих благ, но и формированию предпосылок функционирования таких рынков. Это особенно заметно в отношении таких видов криминальных благ, как наркотические средства, психотропные вещества, вооружение и др. Однако далеко не все блага криминальной экономики в равно высокой степени обеспечиваются уголовно-правовым противодействием и далеко неочевидна связь между реальной общественной опасностью тех или иных преступлений в сфере теневой экономики и детализацией арсенала средств противодействия им.

В этой связи требуется дальнейший анализ правоприменительной практики и изучение правосознания участников теневой экономики в целях определения ее масштабов, а также выявления наиболее общественно опасных благ с целью последующего реформирования уголовного законодательства.

Статья УК РФ Что предотвращает статья (формирование предпосылок создания теневого рынка или последствий его функционирования) Кто несет ответственность (продавец криминального блага, покупатель либо оба)

Статья 171. Незаконное предпринимательство Формирование предпосылок Продавец

Статья 173.1. Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица Формирование предпосылок Продавец

Статья 194. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица Последствия Продавец

Статья 198. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица Последствия Продавец

Статья 199. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации Последствия Продавец

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Буров В.Ю. Экономическая безопасность субъектов малого предпринимательства в условиях теневых экономических отношений / В.Ю. Буров // Безопасность бизнеса. — 2012. — № 4. — С. 24-28.

2. Дмитриев О.В. Экономическая преступность и противодействие ей в условиях рыночной системы хозяйствования / О.В. Дмитриев ; под ред. М.П. Клейменова. — М. : Юристъ, 2005. — 396 с.

3. Корчагин А.Г. Экономические преступления (политико-правовые аспекты) / А.Г. Корчагин, А.М. Иванов, А.В. Щербаков. — Владивосток : Изд-во Дальневост. ун-та, 1999. — 267 с.

4. Соколовская Е.В. Оценка размеров теневой экономики на региональном уровне как предпосылка регулирования налоговых поступлений / Е.В. Соколовская, Д.Б. Соколовский // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2015. — Т. 25, № 3. — С. 480-484. — DOI : 10.17150/1993-3541.2015.25(3).480-484.

5. Isachsen A.J. The hidden economy: the labor market and tax evasion / A.J. Isachsen, S. Strom // The Scandinavian Journal of Economics. — 1980. — Vol. 82, № 2. — P. 304-311.

6. Giles D.E.A. Measuring the hidden economy: Implications for econometric modelling / D.E.A. Giles // The Economic Journal. — 1999. — Vol. 109, № 456. — P. 370-380.

7. Johnson S. Regulatory discretion and the unofficial economy / S. Johnson, D. Kaufmann, P. Zoido-Lobaton // American Economic Review. — 1998. — Vol. 88, № 2. — P. 387-392.

8. Venkatesh S.A. Off the books — the underground economy of the urban poor / S.A. Venkatesh. — Cambridge, Massachusetts : Harvard Univ. Press, 2006. — 448 p.

9. Halicioglu F. The black economy in Turkey: an empirical investigation / F. Halicioglu // The Review of Political Sciences of Ankara University. — 1999. — Vol. 53. — P. 175-191.

10. Standing G. The precariat: The new dangerous class / G. Standing. — L. : Bloomsbury Academic, 2011. — 198 p.

11. Mirus R. Canada's irregular economy / R. Mirus, R.S. Smith // Canadian Public Policy. — 1981. — Vol. 7, № 3. — P. 444-453.

12. Gutmann P.M. The subterranean economy / P.M. Gutmann // Financial Analysts. — 1977. — Vol. 33. — Р. 167-199.

13. Tanzi V. The underground economy in the United States: annual estimates, 1930-80 / V. Tanzi // International Monetary Fund. Staff Papers. — 1983. — Vol. 30, № 2. — P. 283-305.

14. Williams C.C. Cash-in-hand work: the underground sector and the hidden economy of favours / C.C. Williams. — Basingstoke : Palgrave Macmillan, 2004. — P. 1-12.

15. Stoyanova K. Social challenges of the shadow economy / K. Stoyanova, A. Kirova. — Sofia : Gorex Press, 1999.

16. Kumanova A. The concept of shadow economy — main approaches to its statistical estimation [Electronic resource] / A. Kumanova, V. Manolov // Statistika Journal. — 1996. — № 2. — Mode of access : www.minfin.bg/document/9795:4.

17. Русанов Г.А. Теневая экономика как негативный фактор трансформации экономической модели в России / Г.А. Русанов // Российская юстиция. — 2012. — № 2. — С. 58-60.

18. Исправников В.О. Теневая экономика в России: иной путь и третья сила / В.О. Исправников, В.В. Куликов. — М. : Рос. экон. журн. : Фонд «За экономическую грамотность», 1997. — 189 с.

19. A cross-section approach to measuring the shadow economy / M. Orviska, A. Caplanova, J. Medved, J. Hudson // Journal of Policy Modeling. — 2006. — Vol. 28. — P. 713-724.

20. Трофимов Е.А. Международные аспекты теневой экономики / Е.А. Трофимов // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2012. — № 2 (82). — С. 126-131.

21. Miller B.J. Living outside the law: how the informal economy frustrates enforcement of the human rights regime for billions of the world's most marginalized citizens / B.J. Miller // Northwestern Journal of International Human Rights. — 2006. — Vol. 5, № 1. — P. 127-152.

22. Барсукова С.Ю. Неформальная экономика. Курс лекций : учеб. пособие / С.Ю. Барсукова. — М. : Изд-во Гос. ун-та — Высш. шк. экономики, 2009. — 354 с.

23. Biswas A.K. Pollution, shadow economy and corruption: Theory and evidence / A.K. Biswas, M.R. Farzanegan, M. Thum // Ecological Economics. — 2012. — Vol. 75. — P. 114-125.

24. Elgin C. Public debt, sovereign default risk and shadow economy / C. Elgin, B.R. Uras // Journal of Financial Stability. — 2013. — Vol. 9. — P. 628-640.

25. Putnins T.J. Measuring the shadow economy using company managers / T.J. Putnins, A. Sauka // Journal of Comparative Economics. — 2015. — Vol. 43 (2). — P. 471-490.

26. Schneider F. Shadow economies: size, causes, and consequences / F. Schneider, D.H. Enste // Journal of Economic Literature. — 2000. — Vol. XXXVIII. — P. 77-114.

27. Nastav B. The shadow economy in Bosnia and Herzegovina, Croatia, and Slovenia: the labor approach / B. Nastav, S. Bo-jnec // Eastern European Economics. — 2007. — Vol. 45, № 1. — P. 29-58.

28. Ahumada H. The Monetary method to measure the size of the shadow economy: a critical examination of its use / H. Ahumada, F. Alvaredo, A. Canavese // Revue économique. — 2009. — Vol. 60, № 5. — P. 1069-1078.

29. Шуплецов А.Ф. Оценка теневой экономики в промышленности региона / А.Ф. Шуплецов, С.А. Шамбуров // Регион: экономика и социология. — 2003. — № 4. — С. 137-149.

30. Пинская М.Р. Подходы к пониманию налоговой справедливости / М.Р. Пинская // Journal of Tax Reform. — 2015. — № 1. — С. 90-100.

31. Погорлецкий А.И. Динамика развития налоговой системы и налогового администрирования в Российской Федерации / А.И. Погорлецкий, Н.Н. Башкирова // Journal of Tax Reform. — 2015. — № 1. — С. 4-25.

32. Федотов Д.Ю. Вклад уклонения от уплаты налогов в увеличение масштабов теневой экономики / Д.Ю. Федотов, Е.Н. Орлова // Финансовый бизнес. — 2015. — № 4. — С. 26-32.

33. Киреенко А.П. Различие и взаимосвязь теневой экономики и уклонения от уплаты налогов / А.П. Киреенко // Налоги и финансовое право. — 2012. — № 9. — С. 164-171.

REFERENCES

1. Burov V.Yu. The economic safety of small businesses in the conditions of shadow economy. Bezopasnost' biznesa = Busines security, 2012, no. 4, pp. 24-28. (In Russian).

2. Dmitriev O.V., Kleimenov M.P. (ed.). Ekonomicheskaya prestupnost' i protivodeistvie ei v usloviyakh rynochnoi sistemy khozyaistvovaniya [Economic crimes and economic crimes counteraction in the conditions of market economy]. Moscow, Yurist Publ., 2005. 396 p.

3. Korchagin A.G., Ivanov A.M., Shcherbakov A.V. Ekonomicheskie prestupleniya (politiko-pravovye aspekty) [Economic crimes (political and legal aspects)]. Vladivostok, Far-Eastern Federal University Publ., 1999. 267 p.

4. Sokolovskaya E.V., Sokolovski D.B. Evaluating the shadow economy size at the regional level as a prerequisite for tax revenues regulation. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2015, vol. 25, no. 3, pp. 480-484. DOI: 10.17150/1993-3541.2015.25(3).480-484. (In Russian).

5. Isachsen A.J., Strom S. The hidden economy: the labor market and tax evasion. The Scandinavian Journal of Economics, 1980, vol. 82, no. 2, pp. 304-311.

6. Giles D.E.A. Measuring the hidden economy: Implications for econometric modelling. The Economic Journal, 1999, vol. 109, no. 456, pp. 370-380.

7. Johnson S., Kaufmann D., Zoido-Lobaton P. Regulatory discretion and the unofficial economy. American Economic Review,

1998, vol. 88, no. 2, pp. 387-392.

8. Venkatesh S.A. Off the books — the underground economy of the urban poor. Cambridge, Massachusetts, Harvard University Press, 2006. 448 p.

9. Halicioglu F. The black economy in Turkey: an empirical investigation. The Review of Political Sciences of Ankara University,

1999, vol. 53, pp. 175-191.

10. Standing G. The precariat: The new dangerous class. London, Bloomsbury Academic, 2011. 198 p.

11. Mirus R., Smith R.S. Canada's irregular economy. Canadian Public Policy, 1981, vol. 7, no. 3, pp. 444-453.

12. Gutmann P.M. The subterranean economy. Financial Analysts, 1977, vol. 33, pp. 167-199.

13. Tanzi V. The underground economy in the United States: annual estimates, 1930-80. International Monetary Fund. Staff Papers, 1983, vol. 30, no. 2, pp. 283-305.

14. Williams C.C. Cash-in-hand work: the underground sector and the hidden economy of favours. Basingstoke, Palgrave Macmillan, 2004, pp. 1-12.

15. Stoyanova K., Kirova A. Social challenges of the shadow economy. Gorex Press, Sofia. 1999.

16. Kumanova A., Manolov V. The concept of shadow economy — main approaches to its statistical estimation. Statistika Journal, 1996, no. 2. Available at: www.minfin.bg/document/9795:4. (In Bulgarian).

17. Rusanov G.A. Shadow economy as a negative factor of Russia's economic model transformation. Rossiiskaya yustitsiya = Russian Justice, 2012, no. 2, pp. 58-60. (In Russian).

18. Ispravnikov V.O., Kulikov V.V. Tenevaya ekonomika v Rossii: inoi put' i tret'ya sila [Shadow economy in Russia: a different way and the third force]. Moscow, Russian Economic Journal Publ., «For Economic Literacy» Foundation Publ., 1997. 189 p.

19. Orviska M., Caplanova A., Medved J., Hudson J. A cross-section approach to measuring the shadow economy. Journal of Policy Modeling, 2006, vol. 28, pp. 713-724.

20. Trofimov E.A. International aspects of shadow economy. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2012, no. 2 (82), pp. 126-131. (In Russian).

21. Miller B.J. Living outside the law: how the informal economy frustrates enforcement of the human rights regime for billions of the world's most marginalized citizens. Northwestern Journal of International Human Rights, 2006, vol. 5, no. 1, pp. 127-152.

22. Barsukova S.Yu. Neformal'naya ekonomika. Kurs lektsii [Informal economy. A lecture course]. Moscow, Higher School of Economics Publ., 2009. 354 p.

23. Biswas A.K., Farzanegan M.R., Thum M. Pollution, shadow economy and corruption: Theory and evidence. Ecological Economics, 2012, vol. 75, pp. 114-125.

24. Elgin C., Uras B.R. Public debt, sovereign default risk and shadow economy. Journal of Financial Stability, 2013, vol. 9, pp. 628-640.

25. Putnins T.J., Sauka A. Measuring the shadow economy using company managers. Journal of Comparative Economics, 2015, vol. 43 (2), pp. 471-490.

26. Schneider F., Enste D.H. Shadow economies: size, causes, and consequences. Journal of Economic Literature, 2000, vol. XXXVIII, pp. 77-114.

27. Nastav B., Bojnec S. The shadow economy in Bosnia and Herzegovina, Croatia, and Slovenia: the labor approach. Eastern European Economics, 2007, vol. 45, no. 1, pp. 29-58.

28. Ahumada H., Alvaredo F., Canavese A. The monetary method to measure the size of the shadow economy: a critical examination of its use. Revue économique, 2009, vol. 60, no. 5, pp. 1069-1078.

29. Shupletsov A.F., Shamburov S.A. The evaluation of shadow economy in the region's industry. Region: ekonomika i sotsi-ologiya = Region: Economics and Sociology, 2003, no. 4, pp. 137-149. (In Russian).

30. Pinskaya M.R. Approaches to understanding tax justice. Journal of Tax Reform, 2015, no. 1, pp. 90-100. (In Russian).

31. Pogorletskii A.I., Bashkirova N.N. The development dynamics of the tax system and tax administration in the Russian Federation. Journal of Tax Reform, 2015, no. 1, pp. 4-25. (In Russian).

32. Fedotov D.Yu., Orlova E.N. Tax evasion's contribution to the growth of shadow economy's scale. Finansovyi biznes = Financial Business, 2015, no. 4, pp. 26-32. (In Russian).

33. Kireenko A.P. The difference and the interconnection between shadow economy and tax evasion. Nalogi i finansovoe pravo = Taxes and Financial Law, 2012, no. 9, pp. 164-171. (In Russian).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Быков Степан Сергеевич — доцент кафедры налогов и таможенного дела Байкальского государственного университета экономики и права, кандидат экономических наук, доцент, г. Иркутск, Российская Федерация; e-mail: [email protected].

Киреенко Анна Павловна — заведующий кафедрой налогов и таможенного дела Байкальского государственного университета экономики и права, доктор экономических наук, профессор, г. Иркутск, Российская Федерация; e-mail: [email protected].

Невзорова Екатерина Николаевна — доцент кафедры экономики и государственного управления Байкальского государственного университета экономики и права, кандидат экономических наук, доцент, г. Иркутск, Российская Федерация; e-mail: [email protected].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Быков С.С. Уголовно-правовая реакция на проявления теневой экономики: границы, характер и направления совершенствования / С.С. Быков, А.П. Киреенко, Е.Н. Невзорова // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. — 2015. — Т. 9, № 3. — С. 591-607. — DOI: 10.17150/1996-7756.2015.9(3).591-607.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Bykov, Stepan S. — Ass. Professor, Chair of Taxes and Customs, Baikal National University of Economics and Law, Ph.D. in Economics, Irkutsk, the Russian Federation; e-mail: [email protected].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kireenko, Anna P. — Head, Chair of Taxes and Customs, Baikal National University of Economics and Law, Doctor of Economics, Professor, Irkutsk, the Russian Federation; e-mail: [email protected].

Nevzorova, Ekaterina N. — Ass. Professor, Chair of Economics and Public Administration, Baikal National University of Economics and Law, Ph.D. in Economics, Irkutsk, the Russian Federation; e-mail: [email protected].

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Bykov S.S., Kireenko A.P., Nevzorova E.N. Criminal law's reaction to shadow economy: borders, character and areas for improvement. Criminology Journal of Baikal National University of Economics and Law, 2015, vol. 9, no. 3, pp. 591-607. DOI: 10.17150/1996-7756.2015.9(3).591-607. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.