Научная статья на тему 'Уголовно-правовая оценка жестокого обращения с детьми в семье'

Уголовно-правовая оценка жестокого обращения с детьми в семье Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
923
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ / УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА ДЕТЕЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кадырова Надежда Николаевна

Рассматривается проблема уголовно-правовой оценки жестокого обращения с несовершеннолетними в семье. Раскрываются оценочные термины, используемые законодателем при конструировании ст. 156 УК РФ, формулируются предложения по изменению указанной нормы уголовного закона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уголовно-правовая оценка жестокого обращения с детьми в семье»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 15 (153).

Право. Вып. 19. С. 98-101.

Н. Н. Кадырова

УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ОЦЕНКА ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ

С ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ

Рассматривается проблема уголовно-правовой оценки жестокого обращения с несовершеннолетними в семье. Раскрываются оценочные термины, используемые законодателем при конструировании ст. 156 УК РФ, формулируются предложения по изменению указанной нормы уголовного закона.

Ключевые слова: жестокое обращение с несовершеннолетними, уголовно-правовая охрана детей.

Проблема взаимоотношений в семье на сегодняшний день приобрела государственный статус, обратив на себя внимание не только рядовых граждан и общественности, но и властных структур всех уровней.

По данным Генеральной прокуратуры РФ, жестокое обращение с несовершеннолетними приобрело массовый характер. За период 20002007 гг. малолетними жертвами насилия стали около 194 тысяч детей1. В марте 2008 г. на заседании Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних в своем выступлении министр внутренних дел Российской Федерации Р. Нургалиев подчеркнул, что в 2007 г. «родители и отчимы совершили против детей более 6 тысяч преступлений. В основном это жестокое обращение».

В наше время проблема уголовно-правовой охраны несовершеннолетних, непосредственно общественных отношений, обеспечивающих их нормальное развитие и воспитание, исключающих жестокое обращение с ними, приобрела особую актуальность. Анализ деятельности компетентных органов в этой сфере приводит к выводу о том, что существующие сегодня нормы уголовного законодательства не достигают целей охраны прав и законных интересов детей и не обеспечивают превенции жестокого отношения с ними, особенно со стороны родителей2.

Так, например, в 2005 г. в производстве одного из мировых судей г. Копейска Челябинской области находилось уголовное дело по обвинению Н. в совершении преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ. В ходе рассмотрения дела было установлено, что он неоднократно на протяжении длительного времени «воспитывал» ребенка (1992 г. р.), избивая его палкой. Ранее в 2003 г. в отношении Н. также было возбуждено уголовное дело по аналогичным фактам, но стороны в суде примирились. После этого он вновь не исполнял свои обязанности по воспитанию своего сына, продолжал жестоко с ним

обращаться. Из-за этого ребенок периодически сбегал из дома, спасаясь от насилия, бродяжничал. В 2005 г. за совершение указанных действий Н. был приговорен к обязательным работам3.

Действительно, как показывает практика, жестокое обращение с детьми — это зачастую «привилегия» неродных пап и мам, которые прибегают к подобным методам воспитания с молчаливого согласия родственников ребенка для укрепления своего авторитета и за свои деяния редко привлекаются к уголовной ответственности. Так, в Омской области было возбуждено уголовное дело в отношении отчима малолетнего Тимура за издевательство над ребенком. Он на протяжении длительного времени всячески издевался над мальчиком: поливал его одеколоном, затем поджигал, тушил об него сигареты, причинял ему различные мучения. Для того чтобы ребенок не смог никому об этом рассказать, отчим проколол ему язык щипцами. После очередного издевательства мальчик был доставлен в медицинское учреждение, где рассказал обо всём медицинскому работнику, которая не стала сообщать об этом в правоохранительные органы, проявив безразличие4. Позиция матери в подобных ситуациях — это страх перед сожителем или мужем и невмешательство в «обычный» процесс воспитания.

Несмотря на создавшееся положение и попытки государственных и общественных структур изменить ситуацию в лучшую сторону, положение дел не изменилось. На последнем совещании по вопросам борьбы с преступлениями против детей, состоявшемся 16 марта 2009 г., Президент РФ Д. А. Медведев предложил ужесточить уголовную ответственность за преступления против детей, увеличив, в частности, санкции ст. 156 УК РФ5. Действительно, для обеспечения реального осуществления государственной охраны прав и интересов несовершеннолетних и достижения целей уголовного закона при соблюдении принципов уголовного законодательства необхо-

димо изменить санкцию данной нормы уголовного закона, ужесточив ответственность взрослых за совершение указанного деяния, установив виновным наказание в виде лишения свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Только угроза применения к лицу реального лишения свободы позволит обеспечить превенцию данного вида преступного деяния. Существующая сегодня санкция способствует возрастанию латентности указанного преступления, сокращая количество обращений в правоохранительные органы с соответствующими заявлениями. Кроме того, наказания, связанные с выполнением каких-либо работ по решению суда, малоэффективны, так как виновные обычно ведут антиобщественный образ жизни, нигде не работают и не стремятся найти работу. Применение же к лицу ограничения свободы не позволит оградить ребенка от общения с лицом, которое причинило ему вред, так как данное наказание не связано с его изоляцией от общества.

Необходимо также дать неоднозначное толкование диспозиции указанной нормы. Дело в том, что она содержит два оценочных понятия: «неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего» и «жестокое обращение», содержание которых требует однозначного определения для недопущения вынесения необоснованных решений об отказе в возбуждении уголовных дел, для полной квалификации совершенных деяний.

Так, содержание первого понятия на сегодняшний день можно считать определенным правоприменителем. Исходя из анализа следственной и судебной практики применения рассматриваемой нормы уголовного законодательства, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего включает в себя совершение следующих действий: нарушение его нормального психического развития и формирования личности; отсутствие условий для проживания несовершеннолетнего, соответствующих нормам санитарии и гигиены, возможности социальной адаптации (посещение дошкольного учреждения, школы); недостаточная обеспеченность питанием, одеждой, медицинским обслуживанием. Таким образом, неисполнение или ненадлежащие исполнение обязанностей по воспитанию несовершенно-

летних — это отсутствие необходимой заботы о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии ребенка.

Второе понятие является дискуссионным. Проблема определения содержания термина «жестокое обращение» характерна не только для нашей правоприменительной практики. Например, в законодательстве США также отсутствует его однозначное толкование, встречаются различные термины (например, «избиваемые дети», «ребенок, с которым жестоко обращаются»). При этом официально зарегистрированными также являются преимущественно случаи жестокого обращения с ребенком, сопряженные с физическим насилием над ним6.

Так, сотрудниками правоохранительных органов Российской Федерации жестокое обращение с детьми понимается как оставление их без пищи, теплой одежды, систематическое унижение, оскорбление, истязание, нанесение им побоев и так далее. По мнению Ю. М. Антоняна и В. В. Гульдмана, «под жестокостью обычно понимается стремление к причинению страданий, мучений людям и животным, выражающееся в действиях, бездействии, словах...»7.

Согласно п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» жестокое обращение с детьми может выражаться «не только в осуществлении родителями физического или психического насилия над ними либо в покушении на их половую неприкосновенность, но и в применении недопустимых способов воспитания (в грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации детей)»8.

По мнению отдельных руководителей уполномоченных подразделений по делам несовершеннолетних, вопрос о возбуждении уголовного дела по ст. 156 УК РФ «перспективно» ставить только тогда, когда имеются неоспоримые, иногда даже более чем, доказательства содеянного, что продиктовано недостатками действующей уголовно-правовой нормы9.

При этом в случаях квалификации уголовноправовых деяний нередко понимание жестокого обращения сводится только к оценке физического воздействия на ребенка, а случаи сексуального насилия подлежат самостоятельной уголовноправовой оценке. Так, под жестоким физическим

обращением, по мнению Т. В. Шипуновой, следует понимать «насильственное воздействие на ребенка, которое ведет или может привести к причинению физического вреда»10. Данная точка зрения представляется не совсем верной, так как жестокость по отношению к ребенку может выражаться не только в причинении ему физических страданий, но и в нанесении психологической травмы.

Например, в отношении М. было возбуждено уголовное дело по ст. 156 УК РФ. В ходе его расследования были установлены такие факты, как оставление ребенка без пищи и ухода, антисанитарные условия в квартире и другие. Именно они легли в основу обвинения. При этом не была дана соответствующая оценка таким действиям М., как отбирание у несовершеннолетнего ключей от дома, выставление из квартиры, которые нанесли психологическую травму ребенку. Встречаются также факты неполной квалификации преступного деяния, когда жестокое обращение с несовершеннолетним сопряжено с оставлением его в опасности, его истязанием, совершением в отношении него преступлений сексуальной направленности, доведением его до самоубийства, убийства и т. д.

В связи с этим интересна позиция Верховного Суда РФ. Так, Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ рассматривала дело по обвинению Быковой в совершении преступлений, предусмотренных п. «в», «д» ч. 2 ст. 105 и ст. 156 УК РФ. Было установлено, что Быкова не исполняла свои обязанности по воспитанию малолетней дочери и жестоко обращалась с ней (оставляла ее одну в коляске в квартире без воды и пищи, не ухаживала за ней). В результате этого ребенок попал в больницу и умер там. Действия Быковой были квалифицированы краевым судом по ст. 156 УК РФ. Суд обосновал свои выводы, ссылаясь в приговоре на совершение обвиняемой действий, которые повлекли смерть ребенка и за которые она осуждена по ст. 105 УК РФ. Судебная коллегия Верховного Суда РФ сочла вменение ст. 156 УК РФ излишним12.

В Белгородской области конфликт матери и дочери едва не привел к трагедии: девушка пыталась покончить жизнь самоубийством. Мать привлекли к уголовной ответственности по ст. 156 УК РФ, назначив наказание в виде 180 часов исправительных работ13.

Страшная тенденция наметилась в последнее время — совершение преступления, предусмо-

тренного ст. 156 УК РФ, в отношении приемных детей. В феврале 2009 г. было совершено деяние, потрясшее своей жестокостью и нелепостью: зверски был убит трехлетний малыш, которого взяла на воспитание супружеская пара из Московской области. В ходе расследования было установлено, что ребенок на протяжении длительного времени подвергался истязанию, недоедал, а затем был брошен в воду с автомобильного моста с привязанным к телу аккумулятором еще живым14. В этой связи очень важен постоянный контроль над воспитанием ребенка в приемной семье.

Необходимость осознания общественной опасности жестокого обращения с детьми в семье — это не красивый лозунг, это требование времени. Только оперативное вмешательство в подобные отношения между родителями и детьми, а еще лучше превенция подобного развития ситуации с привлечением к этой проблеме на ранних этапах представителей социальных служб, образовательных и медицинских учреждений позволит не допустить наступление самых страшных последствий — гибели ребенка. Компетентные органы должны в каждом случае совершения преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ, родителями (именно они в большинстве случаев совершают данное деяние) или заменяющими их лицами при вынесении судом обвинительного приговора поднимать вопрос о лишении или ограничении их прав в отношении потерпевшего несовершеннолетнего. И дело не только в сложной демографической ситуации и росте преступности несовершеннолетних, это вопрос, откладывание решения которого может неблагоприятно сказаться на многих поколениях и будущем нашего общества и государства. Нужно понимать, что подобное отношение — это длительная по времени, травмирующая ребенка ситуация, когда он чувствует не только жестокость со стороны людей, которые должны заботиться о нем и оберегать его, но и равнодушие окружающих. Последствия такого «воспитания» действительно могут оказаться очень страшными для всех нас.

Примечания

1 См.: Шаров, А. Пыточная для пасынка // Рос. газ. 2007. 22 июня.

2 См.: Фалалеев, М. Нургалиев заглянул в семью // Рос. газ. 2008. 26 марта.

3 См.: Пристанская, О. В. Применение уголовно-правовых норм, направленных против жестокого обращения

с несовершеннолетними // Журн. рос. права. 2001. № 8. С. 112-122.

4 Архив мирового судьи судебного участка № 4 г. Копейска за 2005 г. Уголовное дело № 813646 (1-22/05).

5 Дмитрий Медведев предложил ужесточить уголовную ответственность за преступления против детей: по материалам РИА Новости [Электронный ресурс]. URL: Мрр:// www.rg.ru

6 См.: Психологическая энциклопедия / под ред. Р. Кор-сини, А. Ауэрбаха. СПб., 2003. С. 202.

7 Антонян, Ю. М. Криминальная патопсихология / Ю. М. Антонян, В. В. Гульдман. М., 1997. С. 115.

8 Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами законодательства при разрешении споров,

связанных с воспитанием детей» от 27 мая 1998 г. № 10 // Рос. газ. 1998. 10 июня.

9 См.: Кларисс, М. Пьяные родители — враги собственных детей // Рос. газ. 2007. 25 июля.

10 Шипунова, Т. В. Жестокое обращение с детьми: определение, генезис, перспективы исследований // Криминология: вчера, сегодня, завтра : тр. Санкт-Петерб. криминолог. клуба. 2002. № 1 (2). С. 95.

11 См.: Пристанская, О. В. Указ. соч. С. 114.

12 Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. № 3. С. 24-25.

13 См.: Шаров, А. Указ. соч.

14 В Подмосковье приемные родителя замучили и убили трехлетнего сына [Электронный ресурс]. URL: Мрр:// www.rg.ru/2009/02/05/malchik-ubiystvo-anons.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.