Научная статья на тему 'Уголовно-правовая охрана отношений в сфере государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (на примере контрабанды: исторический аспект)'

Уголовно-правовая охрана отношений в сфере государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (на примере контрабанды: исторический аспект) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
841
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНТРАБАНДА / СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА / СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / SMUGGLING / JUDICIAL PRACTICE / CRIME / PUBLIC SAFETY / TRADE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бушуева Т.А.

На примере предмета контрабанды рассматриваются противоречия, встречающиеся в действующем законодательстве о таможенных преступлениях. Анализируются проблемы, возникающие при обновлении законодательной базы государства в области внешнеэкономической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINAL-LAW PROTECTION OF PUBLIC RELATIONS IN THE SPHERE OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY (FOR EXAMPLE, SMUGGLING: HISTORICAL ASPECTS)

On the example of contraband considered contradictions encountered in the current legislation on customs offenses. Analyzes the problems that occur when the legal framework of the State in foreign trade activities.

Текст научной работы на тему «Уголовно-правовая охрана отношений в сфере государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (на примере контрабанды: исторический аспект)»

УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ КОНТРАБАНДЫ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Бушуева Т.А., к.ю.н., доцент, Открытый юридический институт, Владивосток

На примере предмета контрабанды рассматриваются противоречия, встречающиеся в действующем законодательстве о таможенных преступлениях. Анализируются проблемы, возникающие при обновлении законодательной базы государства в области внешнеэкономической деятельности.

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, контрабанда, судебная практика, состав преступления, общественная безопасность.

CRIMINAL-LAW PROTECTION OF PUBLIC RELATIONS IN THE SPHERE OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY (FOR EXAMPLE, SMUGGLING: HISTORICAL

ASPECTS)

Bushueva T., Ph.D., associate professor, Public Law Institute, Vladivostok

On the example of contraband considered contradictions encountered in the current legislation on customs offenses. Analyzes the problems that occur when the legal framework of the State in foreign trade activities.

Keywords: trade, smuggling, judicial practice, the crime, public safety.

Существующая в России система уголовно-правовой охраны отношений в сфере государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и таможенного контроля находится еще в стадии становления. Эта система испытала определенные потрясения после отмены государственной монополии внешней торговли. Тем более, что путей перестройки в регулировании внешнеэкономической деятельности и системы таможенного контроля не было. Это привело к сбоям в правовом регулировании, в том числе, к криминализации недостаточно подготовленных правовых норм.

В настоящее время идет активная работа по обновлению законодательства о таможенных преступлениях, в частности, и в отношении контрабанды. Однако этот процесс достаточно сложный: сложившаяся система не отличается стройностью и логичностью. Не все нормы достаточно четко сконструированы и понятны правоприменителю. В полной мере это относится к понятию контрабанды.

Особые проблемы возникают в науке, законе и на практике в отношении предмета контрабанды на период ее существования.

Предмет контрабанды, как известно, - товары и предметы, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации. Предметом контрабанды, наказуемой по ч. 1 ст. 188, являются любые товары или предметы, за исключением перечисленных в ч. 2 этой статьи.

Для того чтобы применить понятие «товары», нужно обратиться к ст. 11 ТК РФ, потому что ст.188 УК РФ является бланкетной. Однако в ст. 11 ТК указано, что основные понятия используются «в настоящем кодексе», т.е. в ТК РФ. Такое ограничение ставит правоприменительную практику в сложное положение. Потому что ч.1 и ч.2 ст. 188 УК РФ приобретают условную доктриналь-ность.

Есть и другой момент. Согласно ч.1 ст. 11ТК РФ товары - это -движимое и недвижимое имущество. Тогда любые природные богатства не являются имуществом, поскольку в них не вложен труд. Означает ли это, что лес, рыба, морепродукты и т.д. не могут быть предметом контрабанды?

И все-таки на этот вопрос можно ответить только отрицательно, поскольку перемещать рыбу или морепродукты через таможенную границу, не приложив к ним труд, невозможно. Если рыба и морепродукты извлекались незаконно, то деяния квалифицируются как браконьерство и контрабанда.

Практику волнуют и другие вопросы, связанные с предметом контрабанды. Например, - является ли предметом контрабанды фальшивая валюта?

Ответ на этот вопрос можно получить, обратившись не к таможенному кодексу, а к Закону «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 года. В законе записано, что под валютой РФ понимаются наличные деньги (денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России), находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории РФ, а

также изымаемые, либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену. Фальшивые деньги не обеспечены золотым запасом, обмену не подлежат и, следовательно, валютой считаться не могут.

Другой вопрос, который вызывает сложности на практике: могут ли быть предметом контрабанды государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги?

В вышеназванном законе, а также в ст. 142 ГК РФ содержится утвердительный ответ на данный вопрос, так как все перечисленные бумаги являются ценными. Ценной бумагой в соответствии со ст. 142 ГК РФ является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов, имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.

Следует обратить внимание на то, что в практике изменилось решение вопроса о том, относятся ли к валютным ценностям драгоценные металлы и камни. Ныне действующий Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» не относит (как это было ранее) к числу валютных ценностей драгоценные металлы и камни. Оборот драгоценных металлов и драгоценных камней регулируется Федеральным законом от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях".

Практиков интересует также и вопрос о том, будет ли предметом контрабанды электрическая и другие виды энергии. Чтобы ответить на него следует обратиться к Закону «Об основах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности» от 08.12. 2003 года. Этот закон устанавливает что товар - это являющиеся предметом внешнеторговой деятельности движимое имущество, отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и смешанного (река - море) плавания и космические объекты, а также электрическая энергия и другие виды энергии. Транспортные средства, используемые по договору о международных перевозках, не рассматриваются в качестве товара.

Следовательно, электрическая и другие виды энергии являются предметом контрабанды.

Для правоприменителя было бы удобным, чтобы эти и другие вопросы практики применения норм о предмете контрабанды, были рассмотрены в будущем Постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о контрабанде».

Некоторые проблемы возникают на практике в связи с различным толкованием объективной стороны контрабанды.

Особенностью объективной стороны контрабанды являются три момента: а) характер действия (перемещение через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов; б) размер перемещаемого (крупный, особо крупный); в) способ (перемещение товаров помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств

таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием).

В соответствии со ст. 11 Таможенного кодекса РФ перемещение через таможенную границу товаров и (или) транспортных средств - это совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров или иных предметов любым способом. Под ввозом товаров и (или) иных предметов на таможенную территорию Российской Федерации понимаются фактическое пересечение товарами или иными предметами таможенной границы и все последующие предусмотренные Таможенным кодексом действия с товарами и (или) транспортными средствами до их выпуска таможенными органами.

Следует сказать, что это определение гораздо точнее, чем в ст. 188 УК РФ.

В ст. 188 УК РФ преступление является оконченным при фактическом перемещении таможенной границы.

Положение усугубляется тем, что в действующем Постановлении Пленума Верховного Суда «О судебной практике по делам о контрабанде от 03.02.1978 года подчеркивается, что контрабанду следует считать оконченным преступлением с момента фактического незаконного перемещения товаров через государственную границу. Действие лица, пытавшегося вывезти товары или иные материальные ценности контрабандным путем за пределы СССР, надлежит квалифицировать как покушение на контрабанду.

И это порождает проблемы при квалификации. Потому что недекларирование, либо недостоверное декларирование, например, совершаются до перемещения через таможенную границу. Следовательно, при задержании во время недекларирования не образуется оконченного состава контрабанды. Правда, можно было бы обратиться к Таможенному кодексу РФ, где точнее дается определение перемещения, но в нем содержится, как отмечалось выше, указание, что его основные термины используются для Таможенного кодекса.

Думается, что поправить положение можно, если внести изменения в ст. 188 УК РФ, указав, что контрабанда - это действия по перемещению через таможенную границу. Тогда недекларирование укладывается в оконченный состав контрабанды.

Сразу же следует оговорить, что данный вопрос является дискуссионным. Единства в литературе по данному вопросу нет. Как пишет И.А. Клепицкий4, «в противном случае неясно, с какой целью законодатель дал столь сложное определение "перемещению" через таможенную границу.

Одни ученые считают оконченной контрабандой совершение любого из указанных в ТК РФ действий, составляющих "перемещение".

Другие - определяющее значение придают моменту фактического перемещения через границу.

Таким образом, в законах (ТК РФ, УК РФ), в науке и на практике нет единого подхода к этому вопросу. Поэтому представляется целесообразным два выхода из положения: либо уточнить ч.1 ст. 188 УК РФ указав, что контрабанда - это «действия по перемещению.....»; либо дать соответствующие разъяснения в будущем Постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о контрабанде», но это будет полумерой.

ТК РФ и УК РФ должны гармонично решать вопросы о таможенных преступлениях.

На наш взгляд, есть проблемы с перенасыщенностью ч.2 ст.188 УК РФ способами контрабанды.

Перечисленные в статье способы, думается, значительно усложняют конструкцию состава ч. 1 ст. 188 УК РФ. Проще было бы истолковать способы совершения контрабанды в соответствующем, более современном Постановлении Пленума Верховного Суда. Тогда не потребовалось бы доктринальное толкование особенностей ст. 11 ТК РФ.

Хотя более правильным вариантом была бы и есть гармонизация норм уголовного и таможенного и иного законодательства.

Состав контрабанды, предусмотренной ч. 2 ст. 188 УК РФ, отличается от состава, предусмотренного ч. 1 ст. 188 УК РФ по предмету преступления и размеру перемещаемых через таможенную границу предметов. Все предметы ч.2 ст. 188 УК РФ можно разделить по их функциональному назначению:

а) те из них, использование которых связано с посягательством на общественную безопасность (отравляющие, радиоак-

тивные или взрывчатые вещества, вооружение, взрывные устройства, огнестрельное оружие или боеприпасы);

б) те, использование которых связано с посягательством на личность, ее интеллектуальное развитие, а также на здоровье населения (наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, ядовитые вещества);

в) связанные с посягательствами на мир и безопасность человечества (ядерное, химическое, биологическое и другие виды оружия массового поражения, материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения) и в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу; г) связанные с посягательствами на интеллектуальное развитие граждан (культурные ценности).

Следует заметить, что законодатель исключительно щедр на перечисление предметов контрабанды в ч.2 ст. 188 УК РФ. Это противоречит принципу экономии мер уголовной репрессии и вряд ли, как нам кажется, целесообразно.

В связи с этим можно внести изменения в ч.2 ст.188 УК РФ, указав на объекты посягательств (« предметы контрабанды, использование которых связано с посягательством на общественную безопасность, личность, ее интеллектуальное развитие, а также на здоровье населения, мир и безопасность человечества)» вместо детального перечисления многочисленных предметов преступления.

Детализацию в виде перечисления предметов контрабанды можно сделать в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о контрабанде».

Поскольку УК РФ предусматривает ответственность за незаконный оборот ядерных материалов, радиоактивных веществ, оружия, наркотических и психотропных веществ в ст.ст. 222, 228, 2281, 228-2 и 234 УК РФ, то создается определенная конкуренция норм с контрабандой таких же предметов преступления.

В силу этого практическим органам предстоит решать вопрос о том, применять совокупность или нет, и какую из статей выбрать.

В связи с этим в научной литературе появились некоторые прогнозы в отношении контрабанды и ст.ст. 222, 228, 228-1, 228-2, 234 УК РФ. Так, И.А. Клепицкий утверждает, что «возможно, со временем, по мере либерализации внешнеэкономической деятельности и интеграции России в ВТО и иные подобные организации, потребность в норме о контрабанде отпадет.

Контрабанда оружия может наказываться по норме о незаконном обороте оружия, контрабанда наркотиков - по норме о незаконном обороте наркотиков и т.п. Действительно, становится ли перевозка наркотиков более или менее опасной в зависимости от того, пересекает ли при этом преступник таможенную границу и в каком направлении он ее пересекает? Не нарушается ли принцип «дважды за одно и то же», когда перевозчику наркотиков вменяется одновременно и контрабанда, и перевозка наркотиков?1»

Трудно согласиться с И.А.Клепицким, который утверждает что, вместо контрабанды можно применять ст.222, 228, 228-1, 228-2, 234 УК РФ. Контрабанду и названные статьи нельзя и невозможно нивелировать. Хочется привести его же аргумент о том, что цели таможенной политики и государственного регулирования внешнеэкономической деятельности не сводятся к наполнению бюджета, такая политика ориентирована также, например, на защиту национального производителя путем поддержания на внутреннем рынке высоких цен на импортные товары, на обеспечение его дешевым сырьем и энергоресурсами, на защиту рынка от недоброкачественной и контрафактной продукции. Кроме экономических интересов таможенная политика способствует решению и иных задач, например, в области охраны здоровья населения, обеспечения общественной безопасности, в т.ч. и экологической. Поскольку задачи эти исторически принято решать путем ограничения трансграничного перемещения тех или иных предметов, поскольку реализация соответствующих норм возложена на единую систему таможенных органов - нормы об ответственности за контрабанду сохраняют свое значение. При этом выделять в соответствующих главах УК особые нормы о контрабанде (альтернативные контрабанде экономической) просто нецелесообразно в практическом отношении.22 Там же.

Кроме того, мы имеем дело с конкуренцией общей и специальной норм, которая разрешается в пользу специальной нормы (нормы о контрабанде). Следовательно, речь идет о двух нормах,

созданных для охраны различных групп правоотношений, с разными объектами, объективной стороной, но похожими предметами, которые логично укладываются в структуру Особенной части УК РФ.

В ч.2 ст. 188 УК РФ прослеживается еще одна сложная ситуация. Она касается перемещения через границу оружия массового поражения, средств его доставки, материалов и оборудования.

И.А.Клепицкий утверждает, что следует убрать вышеназванный предмет из ч.2 ст. 188 УК РФ, поскольку в УК РФ вполне обоснованно введена норма о незаконном экспорте (ст. 189 УК РФ). При этом, пишет он, « следует признать, что норма о контрабанде не охраняет интересов государства в сфере контроля за экспортом предметов, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружений и боевой техники. Поэтому указание на эти предметы в квалифицирующих признаках контрабанды является излишним - такая контрабанда образует неизбежную совокупность (или ненужную конкуренцию)»6.3

С ним можно было бы согласиться, если бы не было столь значительной разницы в данных двух составах преступлений. Думается, что законодатель не зря ввел ст. 189 УК РФ в уголовный закон. Обе статьи отличаются по предмету (в ст.189 УК РФ он шире), по объективной стороне (в ст. 189 УК РФ она шире), применительно к стратегически важным сырьевым товарам, в отношении которых установлены специальные правила их перемещения через таможенную границу России, отличие происходит, прежде всего, по субъекту преступления. Субъект контрабанды обладает общими для всех преступлений признаками. Субъект преступления, предусмотренного ст. 189 УК - специальный. Он дополнительно характеризуется тем, что осуществляет экспорт (является участником внешнеторговой деятельности).

Следовательно, мы имеем дело с двумя самостоятельными, существенно отличающимися друг от друга составами преступлений. Поэтому если в этих составах преступлений и есть конкуренция норм, то только конкуренция между общей и специальной нормами.

Определенные сложности возникают на практике при определении стратегически важных сырьевых ресурсов. Это связано с меняющимися перечнями, а также с системой оценок. Под стратегически важными сырьевыми товарами, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, понимаются товары, утверждаемые постановлениями Правительства Российской Федерации и указами Президента Российской Федерации. К ним относятся, например, лекарственное сырье растительного и животного происхождения; пшеница твердых и мягких сортов. Наряду с этим - драгоценные металлы, сплавы и изделия из них; руды; драгоценные и полудрагоценные камни и изделия из них; некоторые цветные металлы. К стратегическим сырьевым ресурсам отнесена и рыба, моллюски, икра частиковых, осетровых и лососевых пород; ракообразные; дикие животные, дикорастущие растения; слоновая кость; кораллы.

Представляется, что было бы правильным в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ продублировать отдельные положения из Постановлений Правительства и Указов Президента и тем самым облегчить поиск нормативных актов.

В литературе предлагается и другой путь: отказаться от указания на данный предмет в ч.2 ст. 188 УК РФ.

Трудности практического плана встречаются при применении ч.4 ст. 188 УК РФ.

В части 4 ст. 188 УК РФ регламентируется ответственность за контрабанду, совершенную организованной группой.

Понятие организованной группы при контрабанде понимается с учетом требований ч. 3 ст. 35 УК РФ. До настоящего времени ни в законе, ни в литературе, ни на практике нет четких критериев понимания устойчивости и сплоченности как признаков организованной группы. Эти признаки более детально разработаны криминологией и социальной психологией. Поэтому представляется необходимым и просто обязательным использовать достиже-

ния криминологии в законе, науке и практике для успешного раскрытия и расследования организованной контрабанды, совершенной в соучастии.

Реформа политической системы общества обусловила и реформу законодательной базы государства. Одним из существенных изменений явилась реализация взглядов законодателя на положения уголовного закона, касающиеся такого преступления, как контрабанда.

Депутатами Государственной Думы П.В. Крашенинниковым, В.С. Груздевым, П.Б. Шелищем предложены коренные изменения состава контрабанды.

Они считают, что состав преступления, предусмотренный частью 1 статьи 188 Уголовного кодекса Российской Федерации, относится к категории экономических преступлений. Поэтому контрабанда не может ни при каких обстоятельствах быть поставлена в один ряд с преступлениями против личности, общественной безопасности, мира и безопасности человека, к каковым может быть отнесено преступление, предусмотренное частью 2 статьи 188.

Кроме того, они утверждают, что по существу, действующая редакция статьи 188 Уголовного кодекса Российской Федерации содержит два самостоятельных состава преступления, потому что посягают на разные общественные отношения. Контрабанда товаров и иных предметов (часть 1) посягает на общественные отношения в сфере экономической деятельности и незаконное перемещение через государственную границу.

Преступления, предусмотренные ч. 2 ст.188 УК РФ посягают на общественную безопасность. Структура Уголовного кодекса, считают депутаты, предполагает строгую дифференциацию уголовной ответственности в зависимости от объекта посягательства. В этой связи преступления, предусмотренные одной статьей Уголовного кодекса РФ, не могут посягать на разные объекты. Поэтому часть 1 и часть 2 статьи 188 Уголовного кодекса Российской Федерации целесообразно разделить и ч.2 ст.188 УК РФ поместить в раздел 1Х к преступлениям против общественной безопасности и нарушений общественного порядка в ст. 226-1 УК РФ.

С такой позицией очень сложно согласиться. Начнем с объекта. Авторы проекта ошибаются, считая, что контрабанда - одно-объектное преступление. Особенностью всех таможенных преступлений является то, что они многообъектны.

Кроме того, авторы неправы считая, что у контрабанды всего два объекта. Их гораздо больше: и в силу того, что у каждого состава общей части всегда есть общий, видовой, родовой и непосредственный объекты, основной и дополнительный, и в силу много-объектности родовых объектов контрабанды. И, кстати, в ч.1 ст.188 УК РФ они называют родовой и видовой объекты, а не один, как утверждают авторы.

Они правы считая, что Особенная часть уголовного закона выстраивается в основном по объекту, но не указывают по которому из видов. А это очень важный момент. Потому что в основу подразделения Особенной части уголовного закона положены лишь только родовой и видовой объекты.

Видовым объектом контрабанды следует считать общественные отношения, содержанием которых является свободная внешнеторговая экономическая деятельность ее субъектов (первый объект), внешнеторговая политика (второй объект) и экономическая безопасность государства (третий объект). И в этом мы солидарны с А.И.Бойко и Л.Ю.Родиной 4.

Под родовым объектом контрабанды понимается общественные экономические отношения, строящиеся на принципах осуществления экономической деятельности5.

Эти объекты положены в основу деления на разделы и главы.

Поэтому контрабанда хорошо вписывается в раздел о преступлениях в сфере экономики и главу о преступлениях в сфере экономической деятельности.

Отношения общественной безопасности, здоровья населения также являются объектами контрабанды, но этот объект называется дополнительным и разделообразующим и главообразующим для контрабанды не является.

1 И.А.Клепицкий. Система хозяйственных преступлений. М:Статут 2005.КонсультантПлюс.Раздел:Комментарии.,

2 Там же.

3 Там же.

4 А.И.Бойко, Л.Ю.Родина. Контрабанда. С.-П.:Юридический центр Пресс. 2002. С.121 -125.

5 Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономической деятельности: понятие, система,проблемы квалификации и наказанияю Саратов.1997. С.18.

Уголовный кодекс удачно структурно выдержан и, вряд ли, нужно рушить то, что устоялось и хорошо работает.

Кроме того, вряд ли стоит размещать контрабанду в разных главах.

Таможенные преступления, в том числе - контрабанда, на сегодняшний день - состоявшееся явление. Это обусловлено а) самостоятельной сферой деятельности таможенных органов; б) высокой распространенностью посягательств на эту сферу экономической деятельности в)недостаточностью охраны сферы таможенной деятельности другими отраслями права; г) способностью имеющихся уголовно-правовых норм и средств обеспечить защиту экономических отношений в сфере таможенного дела.

Отделение других видов контрабанды от экономической кон-

трабанды разрушит устоявшуюся систему мер борьбы с контрабандой, потребует дополнительных усилий для организации борьбы с другими видами контрабанда (отделившимися) и вряд ли сможет быть эффективным.

Вместе с тем на сегодняшний день Россия ни экономически, ни психологически не готова к декриминализации контрабанды. В России сохраняется особое отношение к государственной границе, а под его влиянием - и к границе таможенной. Противоправное пересечение границы считается опасным. По сущности и содержанию контрабанда представляет собой дерзкое и опасное уклонение от государственного контроля. Экономический характер этого контроля и объясняет понимание контрабанды в качестве преступления в сфере экономики.

ИСТОРИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПАРТНЁРСКИХ

ОТНОШЕНИЙ

Федукова А.М., к.и.н., доцент, Открытый юридический институт, Владивосток

Статья посвящена проблемам развития социального партнерства в России как средства для развития и углубления демократии в стране и достижения социального согласия в обществе.

Ключевые слова: социальное партнерство, правовое регулирование, трудовой кодекс, социально-трудовые отношения, некоммерческие организации.

HISTORY OF THE LEGAL REGULATION OF SOCIAL PARTNERSHIP

Fedukova A., Ph.D., associate professor, Public Law Institute, Vladivostok

The article investigates the development of social partnership in Russia as a means for the development and deepening of democracy in the country and the social cohesion in society.

Keywords: social partnership, regulation, labor law, social and labor relations, non-profit organization.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Известно, что со времен зарождения капитализма между трудом и капиталом всегда существовала антагонистическая борьба. В середине XIX в. в западных промышленно развитых странах появляется промышленная (производственная) демократия. «Дикий» капитализм, о котором писал К. Маркс, сменяется в результате борьбы рабочего класса за свои права более гибким, делающим уступки этой борьбе, приспосабливаясь к ней. Обе стороны социально-трудовых отношений начали достигать определенного общего решения, закрепляемого в соответствующих документах, которые именовались коллективным договором или социально-партнёрским соглашением. В результате отношения начали характеризоваться более высоким уровнем жизни и социальной защищенности трудящихся (например, страны Скандинавского полуострова).

Во многих странах идеология и политика социального партнерства получила юридическое закрепление главным образом через нормы трудового права1 . Как социальное явление социальное партнерство возникло во второй половине XIX в., когда в результате развития индустриализации произошел рост армии наемных работников, обострились классовые противоречия в буржуазном обществе. В этот период в ряде стран мира возникают политические партии, рабочие клубы, группы интересов (давления), профессиональные и депутатские объединения. Наряду с радикальнейшими течениями в Европе (типа партии большевиков в России), которые в начале XX в. призывали к революционной смене буржуазного строя, формируются и партии мира, разделяющие позицию, изложенную в энциклике Папы Римского Льва XIII "Рерум Новарум" (1891). В ней понтифик призвал рабочих не применять насилия, не стремиться к свержению существующего социального порядка и политических режимов, а направлять энергию в сторону социального партнерства, обеспечивающего эволюционное, а не революционное развитие общества.2

Как видно, социальное партнерство сглаживает антагонизм труда и капитала, является компромиссом (консенсусом) их интересов, т. е. оно означает переход «от конфликтного соперничества к конфликтному сотрудничеству». Таким образом, главная роль социального партнерства заключается в том, что оно является способом решения социально-трудовых проблем в обществе.

Правовое регулирование отношений по социальному партнерству в зарубежных странах, в том числе международно-правовыми актами, по существу, началось лишь в первой половине XX в. Так,

Конвенция МОТ № 98 «О применении принципов права на организацию и на ведение коллек-тивных переговоров» (1949 г.) не только защитила права профсоюзов, но и предусмотрела принятие страной мер в целях поощрения и способствования полному развитию и использованию процедуры ведения переговоров на добровольной основе между предпринимателями (т. е. работодателями) или их организациями, с одной стороны, и организациями трудящихся - с другой, с целью регулирования условий труда путем заключения кол-лек-тивных договоров.

В России коллективные договоры появились в самом начале XX в. Однако практика заключения коллективных договоров впервые получила правовое регулирование лишь в первом Кодексе законов о труде 1918 года, а также в Положении о порядке утверждения коллективных договоров (тарифов), устанавливающих ставки заработной платы и условия труда от 2 июля 1918 г. (Собрание узаконений и распоряжений Правительства, 1918).3

Советское трудовое законодательство регулировало лишь коллективные договоры. Оно никак не закрепляло коллективные переговоры и ничего не говорило о социально-партнерских соглашениях выше уровня предприятия.

Чтобы исключить возможность повторения того, что произошло в России, Запад вынужден был менять стратегию и тактику отношений между трудом и капиталом, вырабатывать согласованную, взаимоприемлемую линию поведения государства, предпринимателей и представителей наемных работников. Для разрешения возникающих противоречий пришлось создавать специальные организации как в самих промышленно развитых странах, так и на международной арене. Ими стали профессиональные союзы, объединения работодателей, их организации. Одной из таких организаций стала активно функционирующая с 1919 г. Международная организация труда (МОТ).4

Однако международные организации, как бы ни была эффективна их деятельность, все же являются внешним фактором, влияние которого всегда ограничено. Главным фактором возникновения отношений социального партнерства в стране является внутренний, отражающий реальные изменения, происходящие в первую очередь в сфере производства.

Мощный толчок к становлению социального партнерства дала научно-техническая революция. С одной стороны, в результате НТР

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.