Научная статья на тему 'УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХАЛАТНОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН'

УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХАЛАТНОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
569
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОЛЖНОСТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / СЛУЖЕБНАЯ ХАЛАТНОСТЬ / НЕБРЕЖНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ / ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА / ПУБЛИЧНЫЙ СЛУЖАЩИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рыжанков Арнольд Юрьевич

Настоящая научная статья посвящена вопросам уголовной ответственности за совершение служебной халатности в законодательстве зарубежных государств. Целью существования государства является защита прав и свобод человека, сохранности государственных и общественных институтов, обеспечение внутренней и внешней безопасности страны, соблюдение установленного правопорядка. Именно надлежащая деятельность должностных лиц государственных органов и организаций всех форм собственности дает возможность достижения этих целей. Для обеспечения защиты государством охраняемых общественных отношений от наиболее тяжких проявлений недобросовестного и небрежного отношения должностных лиц к выполняемым служебным обязанностям установлена уголовная ответственность. В рамках настоящего исследования проанализированы нормы права уголовных законов государств Центральной и Восточной Европы (Польши, Латвии, Литвы, Эстонии, Сербии, Болгарии), Западной и Северной Европы (Англии, Германии, Австрии, Нидерландов, Испании, Италии, Норвегии, Дании, Швеции), Ближнего и Дальнего Востока (Турции, Израиля, Японии, Китая, Южной Кореи) в целях выявления общих черт и характерных отличий в установлении уголовной ответственности за халатность по службе в законодательстве зарубежных стран, не входящих в состав СНГ. Автором выделены общие и специальные составы неосторожных преступлений должностных лиц в уголовном праве зарубежных стран, выявлены общие черты в формировании квалификационных признаков халатности, проанализированы подходы к правовой природе субъекта должностных преступлений, а также виды и размеры наказаний за совершения халатности. По результатам исследования автор выделяет общие подходы к установлению уголовной ответственности за совершение служебной халатности в законодательстве государств ближнего и дальнего зарубежья и делает вывод о движении в их русле криминализации служебной халатности в отечественном законодательстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Рыжанков Арнольд Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINAL-LEGAL CHARACTERISTICS OF THE NEGLIGENCE OF OFFICIALS UNDER THE LEGISLATION OF FOREIGN COUNTRIES

This scientific article is devoted to the issues of criminal liability for official negligence in the legislation of foreign countries. The purpose of the existence of the state is the protection of human rights and freedoms, the preservation of state and public institutions, ensuring the internal and external security of the country, observing the established legal order. It is the proper activity of officials of state bodies and organizations of all forms of ownership that makes it possible to achieve these goals. To ensure the protection of state-protected public relations from the most serious manifestations of dishonest and negligent attitude of officials to their official duties, criminal liability has been established. Within the framework of this study, the legal norms of the criminal laws of the states of Central and Eastern Europe (Poland, Latvia, Lithuania, Estonia, Serbia, Bulgaria), Western and Northern Europe (England, Germany, Austria, the Netherlands, Spain, Italy, Norway, Denmark, Sweden ), the Middle and Far East (Turkey, Israel, Japan, China, South Korea) in order to identify common features and characteristic differences in establishing criminal liability for negligence in service in the legislation of foreign countries that are not members of the CIS. The author defines the general and special compositions of reckless crimes of officials in the criminal law of foreign countries, identifies common features in the formation of qualifying signs of negligence, analyzes approaches to the legal nature of the subject of malfeasance, as well as the range and extent of penalties for official negligence. Based on the results of the study, the author identifies general approaches to establishing criminal liability for official negligence in the legislation of the states of near and far abroad, and draws a conclusion about the movement in their line with the criminalization of official negligence in domestic legislation.

Текст научной работы на тему «УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХАЛАТНОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН»

УДК 343.35

УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХАЛАТНОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Рыжанков Арнольд Юрьевич

Старший преподаватель кафедры юриспруденции Могилевского государственного университета имени А. А. Кулешова; г. Могилев, Республика Беларусь, e-mail: Ryzhankov@msu.by

Аннотация. Настоящая научная статья посвящена вопросам уголовной ответственности за совершение служебной халатности в законодательстве зарубежных государств. Целью существования государства является защита прав и свобод человека, сохранности государственных и общественных институтов, обеспечение внутренней и внешней безопасности страны, соблюдение установленного правопорядка. Именно надлежащая деятельность должностных лиц государственных органов и организаций всех форм собственности дает возможность достижения этих целей. Для обеспечения защиты государством охраняемых общественных отношений от наиболее тяжких проявлений недобросовестного и небрежного отношения должностных лиц к выполняемым служебным обязанностям установлена уголовная ответственность.

В рамках настоящего исследования проанализированы нормы права уголовных законов государств Центральной и Восточной Европы (Польши, Латвии, Литвы, Эстонии, Сербии, Болгарии), Западной и Северной Европы (Англии, Германии, Австрии, Нидерландов, Испании, Италии, Норвегии, Дании, Швеции), Ближнего и Дальнего Востока (Турции, Израиля, Японии, Китая, Южной Кореи) в целях выявления общих черт и характерных отличий в установлении уголовной ответственности за халатность по службе в законо- Т дательстве зарубежных стран, не входящих в состав СНГ. Автором выделены общие и специальные составы неосторожных преступлений должностных лиц в уголовном праве зарубежных стран, выявлены общие черты в формировании квалификационных признаков халатности, проанализированы подходы к правовой природе субъекта должностных преступлений, а также виды и размеры наказаний за совершения халатности.

По результатам исследования автор выделяет общие подходы к установлению уголовной ответственности за совершение служебной халатности в законодательстве государств ближнего и дальнего зарубежья и делает вывод о движении в их русле криминализации служебной халатности в отечественном законодательстве.

Ключевые слова: должностные преступления, служебная халатность, небрежное исполнение обязанностей, должностные лица, публичный служащий.

ZL

ШЕТ ЕЛДЕРДЩ ЗАЦНАМАСЫ БОИЫНША ЛАУАЗЫМДЫ g Т¥ЛГАЛАРДЫЦ НЕМ;¥РАЙЛЫЛЫГЫНЫЦ §

КЫЛМЫСТЬЩ-КтеьЩТЬЩ СИПАТТАМАСЫ g

Арнольд Юрьевич Рыжанков

К^цыцтану кафедрасыныц ага оцытушысы А. А. Кулешов

атындагы Могилев мемлекеттт университетi;

Могилев ц., Беларусь Республикасы, e-mail: Ryzhankov@msu.by

Аннотация. Осы гылыми мацала шет мемлекеттердщ зацнамасында цызметтж немцурайдылыц жасаганы ушт цылмыстыц жауапкершшкмэселелерiне арналган. Мемле-

> JZ

"U

кеттщ вм\р сурушц мацсаты адамныц цуцыцтары мен бостандыцтарын цоргау, мемле-кеттж жэне цогамдыц институттардыц сацталуы, елдщ 1шк1 жэне сыртцы цаутЫздтн цамтамасыз ету, белгшенген цуцыцтыц тэрттт1 сацтау болып табылады. Мемлекеттж органдар мен барлыц меншж нысанындагы уйымдардыц лауазымды тулгаларыныц тшст1 цызмет1 осы мацсаттарга цол жетюзуге мумшндж беред1. Мемлекеттщ кузетыетт цогамдыц цатынастарды лауазымды адамдардыц атцаратын цызметтж мтдеттерте адал жэне уцыпсыз царауыныц негурлым ауыр квршстергнен цоргауын цамтамасыз ету ушгн цылмыстыц жауаптылыц белгшенген.

Осы зерттеу шецбертде орталыц жэне Шыгыс Еуропа (Польша, Латвия, Литва, Эстония, Сербия, Болгария), батыс жэне Солтустж Еуропа (Англия, Германия, Австрия, Нидерланды, Испания, Италия, Норвегия, Дания, Швеция), Таяу жэне К,иыр Шыгыс (Тур-кия, Израиль, Жапония, Кытай, Оцтустж Корея) мемлекеттертщ цылмыстыц зацдары-ныц цуцыц нормалары талданады. Автор шет елдердщ цылмыстыц цуцыгындагы лауазымды тулгалардыц абайсыз цылмыстарыныц жалпы жэне арнайы цурамын аныцтады, немцурайдылыцтыц бшкттж белгшерт цалыптастырудыц жалпы ерекшелжтерт аныцтады, лауазымдыц цылмыстар субъект1с1н1ц цуцыцтыц сипатына квзцарастарды, сондай-ац немцурайдылыц жасаганы ушгн жазалардыц ауцымы мен мвлшерт талдады.

Зерттеу нэтижелер1 бойынша автор жацын жэне алыс шетел мемлекеттертщ зацнамасында цызметтж немцурайдылыц жасаганы ушгн цылмыстыц жауапкершглгктг белгшеудщ жалпы тэсшдерт аныцтайды жэне олардыц 1шк1 зацнамадагы цызметтж немцурайдылыцты криминализациялау багытындагы цозгалысы туралы цорытынды жа-сайды.

ТYйiн свздер: лауазымдыц цылмыстар, цызметтж немцурайлылыц, м1ндеттерд1 уцыпсыз орындау, лауазымды тулгалар, жария цызметшг.

CRIMINAL-LEGAL CHARACTERISTICS OF THE NEGLIGENCE OF OFFICIALS UNDER

8 THE LEGISLATION OF FOREIGN COUNTRIES

CO 10

£ Ryzhankou Arnold Yurievich

^ Senior lecturer of the Department of Jurisprudence

s of the Mogilev State A. Kuleshov University,

Mogilev, Republic of Belarus, e-mail: Ryzhankov@msu.by

z

CL

0

1 Abstract. This scientific article is devoted to the issues of criminal liability for official negligence >g in the legislation of foreign countries. The purpose of the existence of the state is the protection

0 of human rights and freedoms, the preservation of state and public institutions, ensuring the

< internal and external security of the country, observing the established legal order. It is the proper ^E activity of officials of state bodies and organizations of all forms of ownership that makes it

< possible to achieve these goals. To ensure the protection of state-protected public relations from k the most serious manifestations of dishonest and negligent attitude of officials to their official w duties, criminal liability has been established.

^ Within the framework of this study, the legal norms of the criminal laws of the states of Central

1 and Eastern Europe (Poland, Latvia, Lithuania, Estonia, Serbia, Bulgaria), Western and Northern Europe (England, Germany, Austria, the Netherlands, Spain, Italy, Norway, Denmark, Sweden),

< the Middle and Far East (Turkey, Israel, Japan, China, South Korea) in order to identify common |E features and characteristic differences in establishing criminal liability for negligence in service ^ in the legislation of foreign countries that are not members of the CIS. The author defines the s general and special compositions of reckless crimes of officials in the criminal law of foreign s countries, identifies common features in the formation of qualifying signs of negligence, analyzes k approaches to the legal nature of the subject of malfeasance, as well as the range and extent m of penalties for official negligence.

Based on the results of the study, the author identifies general approaches to establishing criminal liability for official negligence in the legislation of the states of near and far abroad, and draws a conclusion about the movement in their line with the criminalization of official negligence in domestic legislation.

Keywords: official crimes, official negligence, negligent performance of duties, officials, public servant.

Введение

Современным гражданским обществом и государством выдвигаются строгие требования к качеству исполнения должностными лицами служебного долга, а также ведется активная деятельность по привлечению к уголовной ответственности лиц за совершение халатности по службе. Результативность этой деятельности зависит, в том числе, от проработанности норм уголовного права, устанавливающих ответственность за служебную халатность, и постоянного совершенствования практики применения этих правовых норм.

Сравнительный анализ уголовных законов государств ближнего и дальнего зарубежья позволяет выявить сильные и слабые стороны в сфере установления ответственности за неосторожные преступления должностных лиц, учесть имеющийся положительный опыт их криминализации при совершенствовании отечественного законодательства в части уголовной ответственности за халатность по службе.

Материалы и методы

Предметом настоящего исследования выступают нормы права уголовных законов государств Центральной и Восточной Европы (Польши, Латвии, Литвы, Эстонии, Сербии, Болгарии), Западной и Северной Европы (Англии, Германии, Австрии, Нидерландов, Испании, Италии, Норвегии, Дании, Швеции), Ближнего и Дальнего Востока (Турции, Израиля, Японии, Китая, Южной Кореи), устанавливающие ответственности неосторожные преступления должностных и иных лиц по службе.

Методология настоящего исследования включает три группы методов научного познания: всеобщий философский (мировоззренческий) метод; общенаучные методы (логический, анализа, синтеза, обобщения, аналогии, и т.д.); специальные методы, применяемые в юридической науке (сравни-

1 Уголовный кодекс Республики Польша // WDU19970880553/U/D19970553Lj.pdf

DOI: 10.52026/2788-5291_2022_68_1_127

тельно-правовой, формально-юридический, метод юридического толкования и пр.).

Обсуждение

Национальные уголовные законы государств Восточной и Центральной Европы с 90-х гг. ХХ века претерпели значительные изменения, в том числе в рамках уголовной ответственности за служебную халатность.

Уголовным кодексом Польской Республики1 (далее - УК Польши) в главе XXIX «Преступления против деятельности государственных учреждений, а также органов местного самоуправления» предусмотрен объединенный состав превышения власти и бездействия по службе, в том числе совершаемых по неосторожности. Подлежит уголовной ответственности по ч. 3 ст. 231 государственный служащий, которое вопреки публичным или частным интересам, неумышленно причиняет существенный вред го при превышении полномочий или невыпол- Т нении обязанностей. К

Польский законодатель определяет кате- н

горию государственных служащих путем их Т|

подробного перечисления в § 13 ст. 115 УК У

Польши: Президент Республики Польша, 5

депутат, сенатор, советник, член Европей- К

ского парламента, судья, народный заседа- о

тель, прокурор, нотариус, судебный пристав, Д

лицо, работающее в правительственной Е

администрации, ином государственном ор- Ь

гане или органе местного самоуправления, В

сотрудник учреждения, обеспечивающего И

общественную безопасность, или пенитен- р

циарной службы, и т.д. Подход польского О

законодателя к формированию категории О

должностных лиц критикуется за закрыт и И

казуистичен, и при отнесении лиц к тем или ф

иным группам возникают сложности. Поль- р

ские исследователи указывают, что такое уз- Ц

кое понимание категории государственных И

служащих не всегда удовлетворяет практи- 5

ческим аспектам ведения уголовного судо- 5

производства [1, с. 18]. (

6

) 2

шый ресурс: https://isap.sejm.gov.pl/isap.nsf/download.xsp/

IX

< IX

О в х

о

со О

СП <

< СП

ь .0

ш £

ч О X

0 <

РЛ

1

X

ь

Латвийский законодатель в ст. 319 главы XXIV «Преступные деяния по службе в государственных учреждениях» Уголовного кодекса Латвийской Республики2 (далее - УК Латвии) установил наказание за несовершение, умышленно или по халатности, действий, которые виновный обязан был совершить согласно закону или возложенному на него заданию для предотвращения вреда государственной власти или порядку управления либо охраняемым законом интересам лица, если оно причинило существенный вред (ч. 1 ст. 319), либо тяжкие последствия (ч. 3 ст. 319), либо смерть двух или более человек (ч. 4 ст. 319).

Субъектом этого преступления выступает государственное должностное лицо. Определение ему дается как в ст. 316 УК Латвии, так и в ст. 4 Закона Латвийской Республики от 9 мая 2002 г. № 69 «О предотвращении конфликта интересов в деятельности государственных должностных лиц». Объем функций, при выполнении которых субъекты признаются государственных должностными лицами, в этих правовых актах отличается. Однако, как заключают латышские исследователи, исходить надо из положений уголовного закона при оценке преступлений по службе [2, с. 12].

Состав халатности должностного лица, не осуществляющего публичные обязанности, предусмотрен в главе XIX «Преступные деяния в народном хозяйстве» УК Латвии. По ст. 197 УК Латвии наказывается халатное выполнение рабочих обязанностей ответственным работником предприятия, предпринимательского общества или организации либо лицом, уполномоченным субъектами хозяйствования, которое причинило существенный вред.

Уголовный кодекс Литовской Республи-ки3 (далее - УК Литвы) включает должностные преступления в главу XXXIII «Преступления и уголовные проступки против государственной службы и публичных интересов». Однако ответственность за эти деяния предусмотрена не только в отношении государственных служащих (представителей власти или наделенных административными полномочиями лиц), но и в отношении

приравненных к ним лиц [3, с. 40].

Именно к преступлениям против государственной службы и публичных интересов литовский законодатель относит и преступление, предусмотренное ст. 229 УК Литвы - «Невыполнение служебных обязанностей». Название статьи не вполне точно отражает признаки объективной стороны этого преступления, включающие как невыполнение, так и выполнение ненадлежаще обязанностей, в результате которых государству, Европейскому союзу, юридическому либо физическому лицу причинен значительный ущерб.

В уголовном законодательстве Эстонии состав должностной халатности отсутствует. В рамках ст. 447 Пенитенциарного кодекса Эстонской Республики4 (далее - ПК Эстонии) предусматривается ответственность за «служебную халатность», которая фактически представляет собой состав воинской халатности. Наказание установлено в отношении военнослужащих действительной службы за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей вследствие недобросовестного или халатного отношения к ним, повлекшее причинение существенного вреда охраняемым законом правам или интересам лиц либо интересам государства.

Уголовным кодексом Республики Болгария5 (далее - УК Болгарии) также не предусматривается общего состава должностной халатности. Вместе с тем болгарский законодатель особое внимание уделил экономической халатности. По ч. 1 ст. 219 УК Болгарии наказывается должностное лицо, которое не проявило достаточной заботы по руководству, управлению, использованию или сбережению вверенного имущества, или при выполнении работы, которая была на него возложена, что повлекло причинение, уничтожение или растрату имущества в значительном размере либо иной значительный ущерб предприятию или фермерскому хозяйству. По ч. 2 ст. 219 УК Болгарии квалифицируется деяние должностного лица, которое в нарушение своих обязанностей не осуществило надлежащий контроль за работой лиц, на которых возложены обязан-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Уголовный кодекс Латвийской Республики // Электронный ресурс: https://lawyer-khroulev.com/wp-content/uploads/2019/09/ ugolovnij-zakon-latvii.pdf

3 Уголовный кодекс Литовской Республики //Электронный ресурс: https://www.infolex.lt/portal/start_ta.asp?act=doc&fr=p op&doc=66150#

4 Пенитенциарный кодекс Эстонской Республики // Электронный ресурс: https://v1.juristaitab.ee/sites/www.juristaitab.ee/ files/elfinder/ru-seadused/ПЕНИТЕНЦИАРНЫЙ%o20КОДЕКС%o2004.03.2021.pdf

5 Уголовный кодекс Республики Болгария //Электронный ресурс: https://justice.government.bg/home/normdoc/1589654529

ности по управлению, распоряжению или учету общественного имущества, в результате чего причинен значительный ущерб предприятию или хозяйству. В случае наступления вреда в особо крупном размере, представляющем собой особо тяжкое деяние, виновный подлежит наказания по ч. 4 ст. 219 УК Болгарии.

Преступление признается особо тяжким случаем исходя из вредных последствий и иных отягчающих обстоятельств, выявляющих чрезвычайно высокую степень общественной опасности деяния и совершившего его лица (ч. 8 ст. 93 УК Болгарии). Этот критерий является оценочным и устанавливается судом. Судами в составе комплекса обстоятельств, обосновывающих особую тяжесть деяния, учитывается сумма ущерба, равно и способность виновного лица причинить такой вред6.

Уголовный кодекс Республики Сербия7 (далее - УК Сербии) относит халатность к преступным деяниям против службы. Субъектом халатности выступает должностное лицо, которое путем нарушения закона, иного законодательства или общих актов нормативного характера не исполняет свои обязанности или иным образом явно недобросовестно действует при исполнении своих обязанностей, несмотря на то, что ему известно либо должно и обязано быть известно о том, что это повлечет за собой существенное нарушение прав другого лица или имущественный ущерб на сумму свыше четыреста пятьдесят тысяч динаров (ч. 1 ст. 361), либо на сумму свыше одного миллиона пятьсот тысяч динаров (ч. 2 ст. 361). По ч. 3 ст. 361 УК Сербии субъект преступления меняется с должностного лица на ответственное лицо учреждения или иной не занимающейся хозяйственной деятельностью организации.

В большинстве стран Западной и Северной Европы в уголовном законе фиксируются только специальные составы служебной халатности.

Уголовное уложение Федеративной Республики Германии (далее - УК ФРГ) не содержит единого состава должностной халатности, однако предусматривает ряд составов преступлений должностных лиц, которые могут быть совершены в том числе по

неосторожности.

Уголовной ответственности подлежит должностное лицо, которое по грубой неосторожности исполнило в отношение невиновного лишение свободы, принудительные меры исправления и безопасности, связанные и изоляцией от общества, или принудительное помещение лица в соответствующее учреждение, а равно наказание или меру, которая согласно закону исполнению не подлежит исполнению (ч. 2, 3 § 345 УК ФРГ) [5, с. 452], либо которое разгласило по небрежности тайну, доверенную или доведенную ему как должностному лицу, либо лицу, принявшего на себя специальные обязанности, связанные с государственной службой, либо лицу, исполняющему обязанности и имеющего полномочия в соответствии с законодательством о представительстве интересов работников, или европейскому должностному лицу, чем создало угрозу важным публичным интересам (ч. 1 §353Ь УК ФРГ) [4, с. 455].

Уголовным кодексом Австрии8 (далее - УК Австрии) все преступные деяния лиц делятся на преступления и проступки. В ее основе лежит один критерий - размер наказания. На основании § 17 УК Австрии преступлениями являются умышленные преступные деяния, которые наказываются пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок более трех лет. Все остальные преступные деяния, включая совершенные по неосторожности, являются проступками [5].

Именно к проступкам относится и предусмотренный § 303 УК Австрии специальный состав халатности. Подлежит наказанию в виде лишения свободы на срок до трех месяцев или штрафу государственный служащий, который по грубой небрежности ущемляет права другого лица путем незаконного ограничения или лишения личной свободы или путем незаконного обыска жилища.

Общей нормы, предусматривающей ответственность лиц, обладающих публичной властью, за неосторожные преступления, нет и в Уголовном кодексе Французской Республики9 (далее - УК Франции). Однако некоторые аспекты халатности по службе получили отражения в составах отдельных

о

X

Т

ы А

о х о Д А

сг

В

СП А

>

го О го О

X

е о

2 А

С

6 Решение Върховният касационен съд на Република Българи № 113 от 31 март 2021 г. // http://www.vks.bg/dela-s-izkliuchitelna-znachimost-i-interes/2021-04-20-ndelo-391-2020.pdf

7 Уголовный кодекс Республики Сербия //Электронный ресурс: https://wipolex.wipo.int/en/legislation/details/17052

8 Уголовный кодекс Австрии // Электронный ресурс: https://www.jusline.at/gesetz/stgb

9 Уголовный кодек Французской Республики // Электронный ресурс: https://codes.droit.org/PDF/Code%20p%C3%A9nal.pdf

IX

< IX

О в х

о

со О

СП <

< СП

ь .0

ш £

ч О X

0 <

РЛ

1

должностных или иных преступлений и проступков, предусмотренных французским уголовным законом. Например, по ст. 43215 УК Франции, которой предусматривается наказание в отношении лица, обладающего публичной властью или выполняющего обязанности по государственной службе, государственного бухгалтера, государственного депозитария или его подчиненного, виновного в уничтожении, присвоении или незаконном изъятии какого-либо документа либо любого другого предмета, который был ему передан в связи с его обязанностями или полномочиями,

При этом субъектами преступлений, например против личности, могут выступать не только физические лица, в том числе служащие, но и юридические лица. За убийство по неосторожности юридические лица «подвергаются штрафу; у них могут конфисковать орудия преступного посягательства и предметы, используемые в качестве оружия; в отношении них возможно установление судебного надзора, запрета на занятие деятельностью, сопряженной с преступным деянием; а судебное решение может быть подвергнуто афишированию» [6, с. 207].

Уголовный закон Нидерландов (далее - УК Нидерландов) неосторожные должностные преступления включает в качестве привилегированных составов в уголовные нормы, охватывающие отдельные преступления публичных служащих. Например, по ч. 2 ст. 368 УК Нидерландов наказывается публичный служащий, по небрежности не соблюдший требование докладывать о ставшем в ему известным в связи с выполняемыми обязанностям незаконном лишении свободы [7, с. 430-431].

Публичным служащим является лицо, избранное к занятию публичной должности на выборах, в том числе судья или иное лицо, которое имеет юрисдикцию в вопросах публичного управления, а также военнослужащие (ч. 1-3 ст. 84 УК Нидерландов) [8, с. 230].

Испанский законодатель предусматривает несколько составов халатности, размещенных в разных главах и разделах Уголовного кодекса Королевства Испания10. Например, наказывается государственный служащий, по грубой неосторожности со-

вершивший служебный подлог (ст.ст. 390, 391), изоляцию задержанного, заключенного или осужденного с нарушением сроков либо конституционных или законных прав личности (ст.ст. 531, 532); судья или магистрат, по грубой неосторожности или по непростительному незнанию вынесший явно незаконный приговор или решение (ст. 447); адвокат или прокурор, действие или бездействие которого по грубой неосторожности причинило вред (ст. 467).

По степени опасности уголовно противоправные и уголовно-наказуемые деяния (преступления) в УК Италии делятся на две группы: «собственно преступления» и «проступки». За преступления следуют, как правило, лишение свободы или крупные денежные взыскания, за проступки - арест (кратковременное лишение свободы) и штрафы в относительно меньших размерах (ст. 39) [9, с. 64-65].

Ближе всего к составу халатности в Уголовном кодексе Итальянской Республики (далее - УК Италии) лежит состав бездействия по службе, в котором не отражена форма вины. По ч. 1 ст. 328 УК Италии наказывается тюремным заключением от шести месяцев до двух лет должностное лицо или исполняющее его обязанности, которое необоснованно не совершило служебные действия по осуществлению правосудия, охране общественной безопасности, общественного порядка или соблюдению правил гигиены и санитарии, подлежащие незамедлительному выполнению [9, с. 91-92].

Итальянский законодатель к должностным лицам относит представителей власти, выполняющих законодательные, судебные или административные государственные функции (ст. 357 УК Италии)11.

Уголовное законодательство Норвегии состоит из Общегражданского уголовного кодекса Норвегии (далее - УК Норвегии) и Военного уголовного кодекса Норвегии (далее - Военный УК Норвегии).

Норвежский законодатель в УК Норве-гии12 отнес халатность, составы которого предусмотрены § 171, 172, к должностным преступлениям. В § 171 предусматривается наказание в виде штрафа или лишения свободы до двух лет за грубое нарушение служебных обязанностей лицом, осущест-

X

Ь

10 Уголовный кодекс Испании // Электронный ресурс: http://web.archive.org/web/20200918171618/http://law.edu.ru/norm/ norm.asp?normID=1247923

11 Уголовный кодек Италии // Электронный ресурс: https://www.studiocataldi.it/codicepenale/codicepenale.pdf

12 Уголовный кодекс Норвегии // Электронный ресурс : https://www.legislationline.org/download/id/9055/file/Norway_ Penal%20Code.pdf.

вляющим власть или участвующим в ее осуществлении. При этом в отношении иных лиц, грубо нарушающих свои служебные обязанности, в § 172 установлено наказание в виде штрафа или лишения свободы на срок до одного года

Военный УК Норвегии в § 78 устанавливает ответственность за воинскую халатность: командир, виновный в неисполнении или небрежности при выполнении служебных обязанностей, подлежит наказанию в виде ареста, лишения должности или содержания под стражей. Таким же образом подлежит наказанию командир, виновный в грубой некомпетентности на службе или в каком-либо деянии, которое ему запрещено совершать по должности. Если вследствие упущения, небрежности или некомпетентности командира был нанесен уже значительный ущерб или наступила чья-либо смерть, применяется уже лишение свободы в качестве наказания [10, с. 335-336].

Уголовный кодекс Королевства Дании13 (далее - УК Дании) в рамках главы 16 «Преступления, совершенные при осуществлении государственной функции или исполнения служебных обязанностей» предусматривает несколько составов неосторожных должностных преступлений с формальной конструкцией объективной стороны.

Подлежит уголовной ответственности любое лицо, работающее на государственной службе или в должности, которое: отказывается от исполнения, или не исполняет какую-либо обязанность, предусмотренную полномочиями или функцией, или не подчиняется какому-либо законному официальному приказу (§ 156 УК Дании); виновно в серьезном или часто повторяемом нарушении обязанностей или небрежности при их исполнении (§ 157 УК Дании). Кроме этих составов преступных нарушений по службе, УК Дании предусматривает также составы бухгалтерской и военной халатности (§ 103, 302 УК Дании и т.д.).

Датский уголовный закон допускает применение уголовного закона по аналогии, в том числе и относительно преступлений против публичной власти. При этом аналогия никогда не должна выходить за пределы полной аналогии закона, если речь идет о вынесении судебных решений не в пользу обвиняемого. Однако если решение выно-

сится в пользу обвиняемого, то аналогия не подлежит ограничениям [11, с. 128]

Должностная халатность в Уголовном кодексе Королевства Швеции14 (далее - УК Швеции) также представлена составом преступления с формальной конструкцией объективной стороны. Объединенный состав злоупотребления и халатности по службе предусмотрен ст. 1 гл. 20, согласно которой наказывается нарушение умышленно или по неосторожности путем действия или бездействия своих служебных обязанностей при осуществлении государственных полномочий [12, с. 166-167].

Собрание законов Англии включает в главу VII тома Х1(1) преступные нарушения публичным должностным лицом его обязанностей [13, с. 319]. К этой категории относится и небрежное исполнение обязанностей, возложенных на должностное лицо законом или нормами общего права, допущенное сознательно и при отсутствии разумных извинений или оправданий, за которое виновный подлежит наказанию в виде штрафа или лишения свободы на срок до двух лет с отстранением от должности [14, с. 57-58].

При этом признаки халатности формально охватываются таким преступлением как неправомерное поведение на государственной службе, которое является преступлением по общему праву Англии. К признакам его относятся: государственный служащий, действующий в качестве такового; умышленно пренебрегает выполнением своих обязанностей и/или умышленно ведет себя неправомерно; до такой степени, что представляет собой злоупотребление общественным доверием к должностному лицу; действует или бездействует при этом без уважительной причины или обоснования. Эти признаки являются оценочными и их наличие определяется судом. Комиссия по реформе права Великобритании 4 декабря 2020 г. предложила детализировать это преступления на две категории, к одной из которой отнести преступление, связанное с нарушением служебных обязанностей на государственной должности: если лицо, занимающее государственную должность, обязано и знает об обязанности предотвращать смерть или серьезные травмы, которые возникают только в силу функций государственной должности, и нарушают эту обя-

0

X

Т

ы А

о х

о Д

А

сг

В

СП А

> СП

О

СП

О

X

е о

2 А

С

13 Уголовный кодекс Дании // Электронный ресурс : https://www.retsinformation.dk/eli/lta/2019/976

14 Уголовный кодекс Швеции // Электронный ресурс: https://www.riksdagen.se/sv/dokument-lagar/dokument/svensk-fotfattningssamling/brottsbalk-1962700 sfs-1962-700

IX

< IX

О в х

о

со О

СП <

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

< СП

ь .0

ш £

ч О X

0 <

РЛ

1

X

ь

занность, при этом безрассудно относясь к риску смерти или серьезной травмы15.

Совершенно разные подходы к уголовной ответственности за халатность прослеживается в законодательстве стран Азии.

В Уголовном кодексе Японии16 (далее -УК Японии) не содержится специальных уголовно-правовых норм, определяющих основания уголовной ответственность должностных лиц за халатность. Неосторожные служебные нарушения квалифицируются по общим составам преступлений. Например, виновное лицо будет наказываться по ст. 211 за причинение смерти или телесного повреждения по неосторожности при осуществлении профессиональной деятельности, или по грубой неосторожности.

При этом японское законодательство не раскрывает содержание грубой неосторожности и неосторожности при осуществлении профессиональной деятельности [15, с. 108].

Субъектами непосредственно должностных преступлений выступают публичные должностные лица, под которыми в Японии понимаются правительственные чиновники, муниципальные чиновники или депутаты либо члены комитетов, или иные служащие, занятые выполнением публичных обязанностей в соответствии с законодательством; под арбитром — предусмотренный гражданским правом посредник или примиритель — третье лицо, избранное сторонами в споре [15, с. 115]

Уголовный кодекс Китайской Народной Республики (далее - УК КНР) содержит множество составов преступлений должностных лиц. Объединенный состав злоупотребления и халатности по службе предусмотрен в ч. 1 ст. 397 УК КНР, согласно которой подлежит наказанию работник государственных органов, злоупотребивший служебными полномочиями или халатно относившийся к служебным обязанностям, в результате чего был причинен значительный ущерб общественному имуществу или государственным и общественным интересам [16, с. 174].

Уголовная ответственность предусмотрена и в отношении определенных категорий

государственных работников, по безответственности которых наступили общественно опасные последствия: работника органа юстиции, допустившего побег из-под стражи, сопряженный с наступлением серьезного или особо тяжкого последствия (ст. 400 УК КНР); работника государственного органа здравоохранения, допустившего распространение инфекционного заболевания или эпидемии, при отягчающих обстоятельствах (ст. 409 УК КНР); работника государственного органа, проявившего полную безответственность, приведшую к порче или утрате редких культурных ценностей, при отягчающих обстоятельствах (ст. 419 УК КНР) и т.д. [16, с. 176, 178-179]

Должностной или грубой небрежностью именуется преступление против собственности, предусмотренное ст. 364 Уголовного кодекса Республики Корея17 (далее - УК Южной Кореи), заключающееся в неумышленном приобретении, транспортировке или охране собственности, которая является похищенной. Однако более близкой к природе халатности является неисполнение обязанностей по ст. 122 УК Южной Кореи: отказ либо оставление без законных оснований исполнения должностным лицом своих обязанностей.

Уголовный кодекс Турецкой Республики18 (далее - УК Турции) устанавливает ответственность в отношении государственного служащего, допустившего небрежность или промедление в исполнении должностных обязанностей, повлекшие нарушение прав лиц или ущерб обществу, либо получение лицами несправедливой выгоды, за исключением иных случаев, определенных законом как преступления (ч. 2 ст. 257).

Государственные служащие, согласно ст. 6 УК Турции, это лица, постоянно, временно или разово участвующие в публичной деятельности по назначению, избранию или допущенные к публичной деятельности по иным основаниям, в том числе судьи, прокуроры и адвокаты.

Закон об уголовном праве Государства Израиль (далее - УЗ Израиля) не предусматривает общего состава должностной халатности. Однако ряд должностных пре-

15 Отчет о неправомерных действиях в государственной службе от 4 декабря 2020 г., подготовленный Комиссией по реформе права Великобритании // Электронный ресурс: https://s3-eu-west-2.amazonaws.com/lawcom-prod-storage-11jsxou24uy7q/uploads/2020/12/MIPO-final-summary.pdf

16 Уголовный кодекс Японии //Электронный ресурс: https://constitutions.ru/?p=407

17 Уголовный кодекс Республики Корея // Электронный ресурс: https://vseokoree.com/vse-o-koree/zakony-i-normativnye-pravovye-akty/ugolovnyj-kodeks-respubliki-koreya

18 Уголовный кодекс Турецкой Республики // Электронный ресурс: https://www.mevzuat.gov.tr/mevzuatmetin/L5.5237.pdf

ступлений может совершаться виновным «злонамеренно». Например, неисполнение официальной обязанности (ст. 285) или нарушение обязанности, основанной на законе (ст. 286). Признак «злонамеренно» означает «осознано» по отношению к деянию, но отношение к последствиям может быть в том числе и неосторожное (ст. 20) [17].

Самостоятельному сравнительному анализу стоит подвергнуть виды наказаний за халатность, предусматриваемые уголовными законами государств ближнего и дальнего зарубежья. Можно выделить три основных подхода к формированию санкций статей, включающих общие или специальные составы халатности. Первый подход связан с отражением в санкциях статьи широкого круга наказаний: штрафа, ареста, принудительных работ, лишения свободы и т.д. (Польша, Латвия, Литва). Второй подход, наиболее распространенный в зарубежном законодательстве, заключается в назначении виновному штрафа и краткосрочного или долгосрочного лишения свободы (Болгария, Франция, Бельгия), либо только одного из этих наказаний (Сербия, Германия, Австрия, Нидерланды, Дания, Швеция, Южная Корея). Третий подход связан с фиксацией в санкции статьи, предусматривающей уголовную ответственность за халатность, только наказания в виде лишения свободы (Эстония, Китай, Турция, Израиль). Особняком стоят такие страны как Испания и Норвегия, которые предусматривают наказания в виде штрафа или лишения права занимать определенные должности за совершение халатности.

Результаты

Законодатели государств ближнего и дальнего зарубежья, не относящихся к государствам-участникам СНГ, придерживаются нескольких основных подходов к установлению уголовной ответственности за халатные действия служащих.

Законодатели одних государств, например, Польши, Латвии, Литвы, Сербии, Норвегии, Дании, Швеция, КНР, Турции, Англии в национальных уголовных законах закрепили общий состав халатности, предусматривающий уголовную ответственность служащих за нарушение должностных обязанностей, без конкретизации последних. Как правило, вместе с этим законодатели фиксируют в уголовных законах и ряд специальных составов халатности (Латвия, КНР, Испания и т.д.).

В уголовных законах других государств,

например, Эстонии, Болгарии, Германии, Австрии, Франции, Нидерландов, Испании, Италии, Израиля общий состав халатности отсутствует. Установление ответственности за халатные действия по службе происходит в основном путем формулирования специальных составов халатности.

В большинстве государств ближнего и дальнего зарубежья должностная халатность сформулирована в виде состава с материальной конструкцией объективной стороны, однако в некоторых уголовных законах халатность представлена как преступление с формальной конструкцией (Англия, Нидерланды, Швеция, Дания, Норвегия, Корея, Израиль, Италия).

В большинстве уголовных законов зарубежных стран описана форма вины в составе халатности. В уголовных законах отдельных государств, например, Польши, Латвии, Франции, Швеции, Китая, Южной Кореи одновременно указываются и умышленная, и неосторожная формы вины в преступлениях, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей, или указание формы вины в составах этих преступлений и вовсе отсутствует.

При описании субъекта неосторожных должностных преступлений подходы законодателей различны: чаще всего субъект Е преступления определен через категорию Т «должностное лицо» («публичный служа- К щий», «чиновник» и т.п.), с указанием в и этой дефиниции конкретных должностей, | либо без такового (Польша, Латвия, Литва, У Сербия, Франция, Германия, Австрия, Ис- ТА пания, Италии, Норвегия, Южной Корея, и А т.д.), либо в качестве субъекта халатности о выделяются конкретные служащие, напри- Д мер, глава министерства, военнослужащий Е (Эстония, Нидерланды, Испания и т.д.), либо Ь специальный субъект халатности вообще В не определен, а указаны лишь обязанности И виновного лица (Дания, Швеция, Израиль и р т.д.), либо халатность как самостоятельное В преступление должностных лиц не выделя- О ется вовсе (США, Япония). и

Санкции статей о должностной халатно- ф сти, как правило, включают имуществен- р ные взыскания наряду с наказаниями в виде Ц длительного или краткосрочного лишения ИИ свободы, часто с лишением права занимать к определенную должность или заниматься № определенной деятельностью (Латвия, Лит- ( ва, Испания, Норвегия, Англия). Круг нака- — заний, включающий не только ограничение 2 или лишение свободы, но и имущественное 2

наказание в виде штрафа за совершение служебной халатности является положительным примером конструирования санкции статей служебной халатности и рекомендуется для заимствования белорусским законодателем.

Заключение

Сравнительно-правовой анализ уголовного законодательства стран ближнего и дальнего зарубежья свидетельствует об общих тенденциях в установлении ответственности за халатность лица по службе, в русле которых движется и развитие криминализации служебной халатности в отечественном законодательстве.

ЛИТЕРАТУРА

1. Funkcjonariusz publiczny. Wybrane aspekty prawnokarne w perspektywie dogmatycznej i orzeczniczej /Pawel Piotr Falenta. - Lodz: ArchaeGraph, 2020. - 152 с.

2. Noziedzigi nodarijumi valsts institüciju dienesta: likums unprakse //https://www.tm.gov.lv/ sites/tm/files/2020-01/Documents/lvjaunumi_petijums.pdf.

3. Уголовный кодекс Литовской республики / под ред. В. Павилониса, Н.И. Мацнева; пер. с лит. В.П. Казанокене. - Санкт-Петербург: Юрид. центр Пресс, 2003. - 470 с.

4. Уголовное уложение Федеративной Республики Германии : научно-практический комментарий и перевод текста закона / П.В. Головненков. - Потсдам: Университетское издательство Потсдам, 2021. - 489 с.

5. Классификация преступных деяний по законодательству Германии, Австрии и Швейцарии и ее значение / А.В. Серебренников // https://istina.ips.ac.ru/publications/arti-cle/2058801/.

6. Мулюков Ф.Б., Ибрагимов А.Г. Санкции и наказания за преступления против личности по Уголовному кодексу Франции // Ученые записки Казанского университета (Серия гуманитарные науки). - 2020. - Том 162. - 2. -с. 201-213. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://kpfu.ru/portal/docs/F_21822991/162_2_gum_17.pdf.

7. Уголовный кодекс Голландии / под. ред. Б.В. Волженкина ; пер. с англ. И.В. Мироновой. g Изд. 2-е. - Санкт-Петербург: Юрид. центр Пресс, 2001. - 510 с.

а, 8. Уголовный кодекс Италии / науч. ред. и пред. Р.М. Асланова; пер. с итальян. Е.Р. Шу-s& биной. - Санкт-Петербург: Юридический центр Пресс, 2003. - 329 с. ^ 9. Куликов А.В. Модель преступного поведения в Уголовном кодексе Италии // Россий-^ ское право: образование, практика, наука. - 2015. - № 6. - с. 64-67. - [Электронный ре-s сурс]. - Режим доступа: https://kpfu.ru/portal/docs/F_21822991/162_2_gum_17.pdf.

10. Уголовное законодательство Норвегии / науч. ред. и вступ. ст. Ю.В. Голика ; пер. с g норв. А.В. Жмени. - Санкт-Петербург: Юрид. центр Пресс, 2003. - 375 с. е 11. Клюканова Т.М. Эволюция государства и права (на примере исторического развития s уголовного права Дании) //Научные труды Северо-западного института управления РАНо ХИГС. - 2019. - Том 10. - № 6. - с. 122-129. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

0 https://www.elibrary.ru/download/elibrary_39893620_30997292.pdf

ci 12. Уголовный кодекс Швеции / науч. ред. Н.Ф. Кузнецова, С.С. Беляев; пер. на рус. С.С. s Беляева. - Санкт-Петербург: Юрид. центр Пресс, 2001. - 320 с.

m 13. Уголовное право зарубежных государств. Особенная часть: учебник /Н.А. Головано-^ ва [и др.]; под ред. И.Д. Козочкина. - М.: Камерон, 2004. - 528 с.

ш 14. Ответственность за должностные преступления в зарубежных странах / Т.В. Апа-;§: рова [и др.]; отв. ред. Ф.М. Решетников. - М.: Юридическая литература, 1994. - 128 с.

1 15. Аистова Л.С., Краев Д. Ю. Уголовное право зарубежных стран : учебное пособие. ^ Изд. 2-е. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал)

Университета прокуратуры Российской Федерации, 2020. - 131 с. £ 16. Уголовный кодекс Китая / под ред. А.И. Коробеева и А.И. Чучаева; пер. с китайского g Хуан Даосю. - М.: ООО «ЮРИДИЧЕСКАЯ ФИРМА КОНТРАКТ», 2017. - 256 с. I 17. Закон об уголовном праве Израиля / под. ред. М. Дорфман ; пер. с евр. М. Дормфан // ^ http://library. khpg.org/files/docs/1375279180.pdf.

I

ь

ш m

REFERENCES

1. Funkcjonariusz publiczny. Wybrane aspekty prawnokarne w perspektywie dogmatycznej i orzeczniczej /Pawel Piotr Falenta. - Lódz: ArchaeGraph, 2020. - 152 с.

2. Noziedzigi nodarijumi valsts institûciju dienesta: likums unprakse //https://www.tm.gov.lv/ sites/tm/files/2020-01/Documents/lvjaunumi_petijums.pdf.

3. Ugolovnyj kodeks Litovskoj respubliki /pod red. V. Pavilonisa, N.I. Macneva; per. s lit. V.P. Kazanokene. - Sankt-Peterburg: Jurid. centr Press, 2003. - 470 s.

4. Ugolovnoe ulozhenie Federativnoj Respubliki Germanii : nauchno-prakticheskij kommen-tarij i perevod teksta zakona / P.V. Golovnenkov. - Potsdam: Universitetskoe izdatel 'stvo Potsdam, 2021. - 489 s.

5. Serebrennikov A.V. Klassifikacija prestupnyh dejanij po zakonodatel 'stvu Germanii, Avstrii i Shvejcarii i ee znachenie //https://kpfu.ru/portal/docs/F_21822991/162_2_gum_17.pdf.

6. Muljukov F.B., Ibragimov A.G. Sankcii i nakazanija za prestuplenija protiv lichnosti po Ugolovnomu kodeksu Francii //https://kpfu.ru/portal/docs/F_21822991/162_2_gum_17.pdf.

7. Ugolovnyj kodeks Gollandii / pod. red. B.V. Volzhenkina ; per. s angl. I.V. Mironovoj. 2-e izd. - Sankt-Peterburg: Jurid. centr Press, 2001. - 510 s.

8. Ugolovnyj kodeks Italii / nauch. red. i pred. R.M. Aslanova; per. s ital'jan. E.R Shubinoj. -Sankt-Peterburg: Juridicheskij centr Press, 2003. - 329 s.

9. Kulikov A.V. Model' prestupnogopovedenija v Ugolovnom kodekse Italii //https://kpfu.ru/ portal/docs/F_21822991/162_2_gum_17.pdf.

10. Ugolovnoe zakonodatel 'stvo Norvegii / nauch. red. i vstup. st. Ju.V. Golika ; per. s norv. A.V. Zhmeni. - Sankt-Peterburg: Jurid. centr Press, 2003. - 375 s.

11. Kljukanova T.M. Jevoljucija gosudarstva i prava (na primere istoricheskogo razvitija ugolovnogopravaDanii) //https://www.elibrary.ru/download/elibrary_39893620_30997292.pdf

12. Ugolovnyj kodeks Shvecii /nauch. red. N.F. Kuznecova, S.S. Beljaev; per. na rus. S.S. Bel-jaeva. - Sankt-Peterburg: Jurid. centr Press, 2001. - 320 s.

13. Ugolovnoe pravo zarubezhnyh gosudarstv. Osobennaja chast': uchebnik /N.A. Golovano-va [i dr.]; pod red. I.D. Kozochkina. - M.: Kameron, 2004. - 528 s.

14. Otvetstvennost ' za dolzhnostnye prestuplenija v zarubezhnyh stranah / T.V. Aparova [i dr.]; otv. red. F.M. Reshetnikov. - M.: Juridicheskaja literatura, 1994. - 128 s.

15. Aistova L.S., Kraev D. Ju. Ugolovnoe pravo zarubezhnyh stran : uchebnoe posobie. Izd. 2-e. - Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskij juridicheskij institut (filial) Universiteta prokuratury Rossijskoj Federacii, 2020. - 131 s.

16. Ugolovnyj kodeks Kitaja /podred. A.I. Korobeeva i A.I. Chuchaeva; per. s kitajskogo Huan Daosju. - M.: OOO «JuRIDIChESKAJa FIRMA KONTRAKT», 2017. - 256 s.

17. Zakon ob ugolovnom prave Izrailja / pod. red. M. Dorfman ; per. s evr. M. Dormfan // К http://library. khpg.org/files/docs/1375279180.pdf. о

О

ь

Л

сг

В

го

>

s

П А

И

А

Р

ZQAI

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.