УДК 343.614
О.В. Артюшина
Г.Р. Хуснутдинова
УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТАВА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ПОБУЖДЕНИЕ К СОВЕРШЕНИЮ САМОУБИЙСТВА
THE CRIMINAL CHARACTERISTICS OF ACTIONS AIMED AT INCITEMENT
TO SUICIDE
Статья посвящена уголовно-правовой характеристике состава организации деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства.
Ключевые слова: новеллы УК РФ, криминализация, уголовно-правовая охрана жизни 4 человека, юридический анализ, объект и объективная сторона преступления, субъект и 4 субъективная сторона преступления
The article is devoted to criminal characteristics of actions aimed at incitement to suicide.
Keywords: novels of the Criminal Code of the Russian Federation, criminalization, criminal law protection of human life, legal analysis, object and objective side of a crime, subject and subjective side of a crime
Для цитирования: Артюшина О.В., Хуснутдинова Г.Р. Уголовно-правовая характеристика устава организации деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. 2019. T.4. №7. С. 4-8.
For citation: Artyushina O.V., Husnutdinova G.R. The Criminal Characteristics of Actions Aimed at Incitement to Suicide // Uchenye zapiski Kazanskogo juridicheskogo instituta MVD Rossii (Scientific Notes of Kazan Law Institute of MIA of Russia). 2019. T.4. №7. Pp. 4-8.
В последние годы в России отмеча- «О внесении изменений в Уголовный
ются факты самоубийств, совершенных при воздействии других лиц, в том числе с использованием сети Интернет [1, 2, 3]. В целях уголовно-правового противодействия этому негативному социальному явлению Федеральным законом от 7 июня 2017 года № 120-ФЗ
кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части установления дополнительных механизмов противодействия деятельности, направленной на побуждение детей к суицидальному поведению»1
1О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части установления дополнительных механизмов противодействия деятельности, направленной на побуждение детей к суицидальному поведению: Федеральный закон от 7 июня 2017 г. № 120-ФЗ // Российская газета. 2017. 9 июня. URL: https://rg.ru/2017/06/09/ uk-dok.html (дата обращения: 15.06.2017).
5
были криминализованы склонение к совершению самоубийства и содействие совершению самоубийства (ст. 110.1 УК РФ); организация деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства (ст. 110.2 УК РФ), и вовлечение несовершеннолетнего в совершение действий, представляющих опасность для жизни (ст. 151.2 УК РФ). Спустя два месяца Федеральным законом от 29.07.2017 № 248-ФЗ1 санкции соответствующих норм были значительно усилены, а категории изменены: 1) в ч. 2 ст. 110 УК РФ - от тяжкой до особо тяжкой; 2) в ч. 4 ст. 110.1 УК РФ - от средней тяжести до тяжкой, в части 5 этой статьи - от тяжкой до особо тяжкой; 3) в ч. 1 ст. 110.2 УК РФ - от средней тяжести до тяжкой, а в ее части 2 - от тяжкой до особо тяжкой.
Несмотря на то, что юридическая техника описания данных составов критикуется и отмечается появление новых квалификационных проблем, в целом в литературе признается обоснованность данных изменений [3, с. 11, 17; 4].
Думается, что среди новых норм наибольшую сложность вызывает юридический анализ признаков состава, предусмотренного ст. 110.2 УК РФ. В ее ч. 1 устанавливается ответственность за организацию деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства путем распространения информации о способах совершения самоубийства или призывов к совершению самоубийства. В ч. 2 данной статьи, соответственно, предусматривается квалифицированный вид этого преступления в связи с его совершением в ходе публичного выступления либо с использованием публично демонстрирующегося произведения, средств массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть Интернет.
Несмотря на то, что диспозиция нормы является скорее описательной, чем простой (назывной), ее текст наводит на вопросы, касающиеся основных призна-
ков состава преступления, как объективных, так и субъективных. Буквально не закреплено, в чем именно заключается общественно опасное деяние (в данном случае, безусловно, действие), какая законодателем установлена форма вины, в частности, может ли данное преступление быть совершено с косвенным умыслом и т.д.
При этом значимость разрешения указанных моментов трудно переоценить, поскольку в доктрине уголовного права значение состава преступления определяется тем, что он является единственным и достаточным основанием уголовной ответственности: лицо может быть привлечено только тогда, когда в его поведенческом акте содержатся все требуемые признаки состава преступления. Кроме этого, состав преступления является «инструментом» квалификации, то есть совокупность юридических признаков, закрепленных в уголовно-правовой норме, служит «трафаретом», благодаря которому содеянное может быть оценено по конкретным статьям УК РФ.
Так, общим объектом преступления, предусмотренного ст. 110.2 УК РФ, выступает совокупность общественных отношений, которые охраняются уголовным законом России. Родовым объектом этого преступления являются общественные отношения по охране прав и свобод личности, видовым объектом - общественные отношения по охране жизни и здоровья человека.
Основным непосредственным объектом признается жизнь другого человека. На наш взгляд, дополнительным объектом в данном составе выступают интересы несовершеннолетних. В связи с тем, что нарушение уголовно-правового запрета в данном случае направлено именно на неопределенный круг лиц, этому объекту уголовно-правовой охраны при совершении указанного вида преступления всегда создается угроза причинения вреда.
1О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29.07.2017 № 248-ФЗ. URL: Доступ из СПС «КонсультантПлюс». Версия Проф. (дата обращения: 16.09.2017).
5
6
При этом потерпевшим в данном преступлении может быть не любое лицо, а только то, которое осознает характер и значение поступившей к нему информации, обладает свободой выбора и с учетом возраста, особенностей развития и состояния здоровья способно на осознанное и волевое самостоятельное принятие решения о лишении себя жизни. В противном случае содеянное квалифицируется по иным статьям УК РФ.
Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется двумя признаками, первым из которых является общественно опасное деяние в форме активного поведения - общественно опасных действий по организации деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства лица. Под организацией деятельности специалистами понимаются действия организационного характера, направленные на обеспечение противоправной деятельности [5], имеющей целью побуждение неопределенного круга лиц к совершению самоубийства.
Как отмечается в литературе, специфика объективной стороны исследуемого преступления состоит в том, что организация деятельности, направленной на побуждение к самоубийству, осуществляется определенным образом [6]. Поэтому можно утверждать, что вторым признаком объективной стороны исследуемого состава выступает способ совершения указанных действий, альтернативно изложенный в уголовно-правовой норме:
1) путем распространения информации о способах совершения самоубийства,
2) путем осуществления призывов к совершению самоубийства.
Под распространением информации о способах совершения самоубийства понимаются действия, направленные на передачу информации о вариантах и необходимых для этого средствах совершения самоубийства неопределенному кругу лиц и, соответственно, на ее получение неопределенным кругом лиц. При
этом распространение информации может быть осуществлено устно, письменно, с использованием аудио-, фото- и видеоизображений и т.п. Так, виновным могут быть использованы рисунки, музыка, видеосюжеты, а также баннеры, рекламные щиты, витрины и пр.
Под призывами, как и в других нормах УК РФ, следует понимать выраженное в любой форме (аудио, видео, в печатном виде и пр.) обращение к неопределенному кругу лиц с целью побудить их к совершению самоубийства.
По конструкции объективной стороны состав преступления формальный. Данная конструкция состава свидетельствует о повышенной общественной опасности совершаемого деяния, независимо от характера и объема наступивших противоправных последствий [6]. Преступление считается оконченным с момента совершения действий в виде распространения или призывов, независимо от того, совершил ли хотя бы один из потенциальных потерпевших самоубийство или покушение на самоубийство. Поэтому в случае наступления последствий, не охватываемых составом рассматриваемого преступления, содеянное должно оцениваться по совокупности с соответствующей нормой УК РФ.
Субъект преступления общий. Это вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет.
Субъективная сторона исследуемого состава преступления определяется виной в форме прямого умысла, поскольку состав преступления формальный. В доктрине уголовного права общепринято, что в преступлениях с формальными составами недопустимы никакие другие формы вины, кроме прямого умысла [3, с. 14-15].
Поскольку субъективная сторона характеризуется прямым умыслом, то можно утверждать, что виновный стремится к определенному преступному результату, то есть преследует цель распространить соответствующую информацию, выразить призывы к самоубийству по отношению к неопределенному кругу лиц.
6
7
Мотивы деятельности по организации самоубийств могут быть любые, на юридическую оценку они не влияют. На практике это, как правило, низменные побуждения: желание самоутвердиться и прочее.
Квалифицированный вид этого преступления. Помимо основного состава, предусматривается квалифицированный вид этого преступления в ч.2 ст. 110.2 УК РФ. Ответственность усиливается в связи с тем, что действия виновного сопряжены:
1) с публичным выступлением;
2) с использованием публично демонстрирующегося произведения, средств массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть Интернет (например, с использованием социальных сетей и мес-сенджеров: ВКонтаке, Одноклассники, WhatsApp, Telegram Messenger, Viber, Skype, Instagram, Twitter, Facebook и т.п.).
Так, еще до ведения в УК РФ новой нормы только за 2016 год (что и послужило в числе прочего основанием криминализации) Роскомнадзор заблокировал восемь групп в социальной сети «ВКон-такте», в которых содержалась пропаганда суицида1. Всего с 2012 года была проведена экспертиза более 9500 тысяч ссылок на страницы сайтов и соц-сетей, из них 9357 ссылок на страницы содержали информацию о способах совершения самоубийства и (или) призывы к совершению самоубийства2.
Примечание к ст. 110.2 УК РФ - это один из частных примеров, общее правило по которым закреплено в ч. 2 ст. 75 УК РФ. Впервые среди норм гл. 16 УК РФ законодатель обязывает правоприменителя освободить виновного от уголовной ответственности. Основаниями для такого решения выступают добровольное прекращение им организации соответствующей преступной деятельности, активное способствование раскрытию и (или) пресечению данного преступления и (или) преступлений, предусмотренных ст. 110, 110.1, 110.2 УК РФ, а также отсутствие в его действиях иного состава преступления.
Некоторыми исследователями
утверждается, что в случае, если в действиях виновного лица имеется иной состав преступления и при этом есть все иные основания для освобождения, установленные в рассматриваемом примечании, то оно освобождается от уголовной ответственности по ст. 110, 110.1 или 110.2 УК РФ [7, с. 66] и привлекается к ответственности за совершение иного преступления. Однако буквальное грамматические толкование данной уголовно-правовой нормы, на наш взгляд, свидетельствует о том, что лицо освобождается только по ст. 110.2 УК РФ, то есть установленное в примечании право на освобождение не распространяется на преступления, предусмотренные ст. 110 и 110.1 УК РФ.
7
список литературы
1. Артюшина О.В. Пробельность уголовного закона в сфере защиты от новых видов причинения смерти с использованием сети Интернет // Проблемы национальной безопасности: вопросы теории и практики. Пятые юридические чтения: материалы всероссийской научно-практической конференции Казанского юридического института МВД России / под редакцией Ф.К. Зиннурова. Казань: КЮИ МВД России, 2017. С. 9-11.
2. Зорина Е.А., Агеева Л.Г. Роль социальных сетей в детских и подростковых суицидах нашего времени // Новая наука: теоретический и практический взгляд. Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции (Ижевск, 4 марта 2017). Стерлитамак: АМИ, 2017. № 3 - 2. С. 17-21.
Роскомнадзор заблокировал в соцсети «ВКонтакте» восемь групп с пропагандой суицида. URL: https://www.newsru.com/russia/18may2016/vkont.html (дата обращения: 23.01.2019). 2 В Роскомнадзор поступила информация об 11 приватных группах во «ВКонтакте», пропагандирующих суицид. URL: https://www.newsru.com/russia/20may2016/suicide.html (дата обращения: 23.01.2019).
3. Егорова Н. Новое в уголовно-правовой охране жизни человека // Уголовное право. 2017. № 6. С. 11-17.
4. Шарапов Р.Д., Дидрих М.П. Вопросы квалификации преступлений против жизни несовершеннолетних, совершенных с использованием сети Интернет. URL: Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу». 2017. № 6. Доступ из СПС «КонсультантПлюс». Версия Проф. (дата обращения: 23.01.2019).
5. Лимарь А.С., Михайлова И.А. Понятие «организация деятельности» по Уголовному кодексу Российской Федерации // Российский следователь. 2018. № 10. Доступ из СПС «Консультант-Плюс» (дата обращения: 23.01.2019).
6. Авдеева Е.В. Новеллизация российского законодательства в сфере уголовно-правового обеспечения права на жизнь // Российская юстиция. 2017. № 11. Доступ из СПС «Консультант-Плюс». Версия Проф. (дата обращения: 23.01.2019).
7. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. В 4 т. Том 1. Особенная часть. Разделы VII-VIII / отв. ред. В.М. Лебедев. М.: Юрайт, 2018. 371 с.
Артюшина Ольга Викторовна, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права Казанского юридического института МВД России e-mail:[email protected]
Хуснутдинова Гузель рустамовна, курсант Казанского юридического института МВД России e-mail: [email protected] © Артюшина О.В., 2019 © Хуснутдинова Г.Р., 2019
Статья получена: 25.01.2019. Статья принята к публикации: 12.03.2019. Статья опубликована онлайн: 04.04.2019.
8 8 Заявленный вклад авторов:
Хуснутдинова Г. Р. - содержание текста исследования, характеристика признаков состава данного преступления.
Артюшина О.В. - постановка цели, задач и методов исследования, значение разрешаемых вопросов, определение логики изложения, научная редакция текста, оформление статьи по установленным требованиям, толкование примечания к ст. 110.2 УК РФ.
Против размещения полнотекстовой версии статьи в открытом доступе в сети Интернет не возражаем.