Научная статья на тему 'Уголовно-правовая характеристика буллинга '

Уголовно-правовая характеристика буллинга Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
23
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
Уголовный кодекс Российской Федерации / Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях травля / буллинг / абьюзер / унижение / издевательство / насилие / Criminal Code of the Russian Federation / Code of the Russian Federation on administrative offenses harassment / bullying / abuse / humiliation / bullying / violence

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Светлана Владимировна Кубиевич

Настоящее исследование посвящено распространенному и модному в наше время понятию «травля» («буллинг»). Представлены определение и уголовно-правовая характеристика данного феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criminal law characteristics of bullying

This study is devoted to the widespread and fashionable nowadays concept of «bullying» («bullying»). The definition and criminal legal characteristics of this phenomenon are presented.

Текст научной работы на тему «Уголовно-правовая характеристика буллинга »

Закон и право. 2024. № 6. С. 205-208. Law and legislation. 2024;(6):205-208.

Научная статья УДК 343

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-6-205-208 NIION: 1997-0063-6/24-332

EDN: https://elibrary.ru/FXESJV MOSURED: 77/27-001-2024-6-532

Уголовно-правовая характеристика буллинга

Светлана Владимировна Кубиевич

Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Москва, Россия, kubiyevichs@mail.ru

Аннотация. Настоящее исследование посвящено распространенному и модному в наше время понятию «травля» («буллинг»). Представлены определение и уголовно-правовая характеристика данного феномена.

Ключевые слова: Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях травля, буллинг, абьюзер, унижение, издевательство, насилие.

Для цитирования: Кубиевич C.B. Уголовно-правовая характеристика буллинга // Закон и право. 2024. № 6. C. 205—208. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-6-205-208. EDN: https://elibrary.ru/FXESJV

Original article

Criminal law characteristics of bullying

Svetlana V. Kubievich

Moscow Financial and Industrial University «Synergy», Moscow, Russia, kubiyevichs@mail.ru

Abstract. This study is devoted to the widespread and fashionable nowadays concept of «bullying» («bullying»). The definition and criminal legal characteristics of this phenomenon are presented.

Keywords: Criminal Code of the Russian Federation, Code of the Russian Federation on administrative offenses harassment, bullying, abuse, humiliation, bullying, violence.

For citation: Kubievich S.V. Criminal law characteristics of bullying // Law and legislation. 2024;(6):205— 208. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-6-205-208 EDN: https://elibrary.ru/FXESJV

I I ля российской культуры и менталитета I I тема травли (буллинга) остается акту/ ^ альной.

^ С рОждения человек узнает и познает много -образный мир, учится знакомиться и ладить с другими, похожими на первый взгляд; но все люди разные и каждый индивидуален по-своему. И если ты выбиваешься из общего круга единомышленников, то тебя считают не таким, как все, а иногда и может дойти до «изгнания», унижения, постоянной травли над человеком. Так называемый в наше время «террор» над человеческими слабостями. Все перечисленные явления выступают признаками такого термина, как «буллинг». Особенно часто с ним сталкиваются

© Кубиевич С.В. М., 2024. LAW & LEGISLATION • 06-2024

подростки в школах как наиболее беззащитные и уязвимые перед общественным мнением.

Буллинг, происходящий от «bullying» (а тот, в свою очередь, от английского слова bully — хулиган, задира, грубиян, драчун), означает «запугивание» [3].

Синонимы буллинга — травля, издевательства, которые могут проявляться разнообразными способами: от оскорбительных шуток, умаляющих человеческое достоинство, до физической агрессии. Признаком буллинга является не одиночное применение, а длительное, постоянное преследование жертвы травли — систематичность.

При травле жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок, таким образом, травля отличается от конфликта, где силы сторон примерно равны. Как проявления травли специалисты расценивают оскорбления, угрозы,

физическую агрессию, постоянную негативную оценку жертвы и ее деятельности и т.д.

Буллинг может быть и в физической, и в психологической форме. Проявляется во всех возрастных и социальных группах. Буллинг приводит к тому, что жертва теряет уверенность в себе. Провоцирует разной тяжести психические отклонения, а также психосоматические заболевания и может явиться причиной самоубийства.

Следует отметить, что травля на работе называется моббингом (от англ. to mob — нападать толпой). Моббинг от буллинга отличается тем, что агрессия происходит от лица всего рабочего коллектива с надеждой на последующее увольнение жертвы, которой может стать тихий и спокойный по характеру сотрудник, новичок, компетентный сотрудник, трудоголик, коллега, получивший повышение, тот, кто не участвует в жизни коллектива вне рамок рабочего времени [4].

Как правило, буллинг имеет своих участников, среди которых выделяют:

1) жертву — лицо, которое непосредственно подвергается травле. Человек, который отличается какими-либо физическими или психическими особенностями. Данный субъект в большинстве случаев не может оказать сопротивления и не предпринимает попытки защититься с помощью других лиц в связи со страхом усиления травли;

2) преследователя — лицо (группа лиц), которые имеют неприязнь к жертве и осуществляют травлю в отношении нее;

3) свидетеля — лицо или лица, которые «со стороны» наблюдают за травлей и угнетением жертвы, но из-за страха переключения внимания на них не предпринимают решительных действий по устранению травли и замалчивают ее.

Роли участников ситуации буллинга (жертва, преследователь, свидетель) не закреплены и способны меняться от ситуации к ситуации и от сообщества к сообществу. Однако исследователи часто говорят о том, что существуют внутренние предпосылки, которые способствуют тому, что ребенок наиболее активно осваивает определенную из этих ролей. Участники буллинга часто обладают характерными личностными и поведенческими чертами и имеют ряд сопряженных социальных рисков.

Отметим, что в настоящее время определение «буллинг» не закреплено на законодательном уровне, но действия, составляющие объективную сторону буллинга (травли), можно квалифицировать по нескольким статьям КоАП РФ и УК РФ. А именно: оскорбление, дискриминация, нанесение побоев, угрозы и т.д.

Таким образом, в зависимости от характера действий правонарушителя могут привлечь к гражданско-правовой, административной либо уголовной ответственности.

Несовершеннолетние правонарушители до 14 лет не несут ответственность лично, в соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ. Однако за их действия отвечают законные представители (опекун, попечитель) и родители. По достижению 14-летнего возраста несовершеннолетний может быть привлечен к гражданско-правовой ответственности, а в случае недостаточности денежных средств — совместно с законными представителями и родителями. По достижении 16-летнего возраста несовершеннолетний подлежит административной ответственности.

Например, в соответствии с ч. 1 ст. 5.61 КоАП РФ оскорбление, т.е. унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Так, 5 марта 2022 г. Центральный районный суд Читы вынес решения по иску ученика восьмого класса села Любовь Кыринского района Вадима Т., который пожаловался на буллинг со стороны учителя.

В декабре 2021 г. Вадим Т. самостоятельно изучил материалы по событиям, связанным с войной 1812 г., и подошел к учителю истории Игорю П., чтобы поделиться мнением. Вместо ответа на вопрос подростка мужчина стал кричать, перед всем классом назвал школьника «шавка» и «букашка», отметил, что ребенок не может иметь своего мнения. К конфликту подключилась директор школы М., которая потребовала от ребенка отказаться от непатриотичных вопросов. Руководитель учреждения угрожала не выдавать аттестат ребенку.

Спустя некоторое время в адрес школьника устроили давление и травлю со стороны остальных учителей. Мальчик не стал терпеть и вместе с родителями (при их непосредственной поддержке) обратился в прокуратуру. Прокуратура Забайкальского края организовала проверку школы. В ходе проверки выяснилось, что гражданин П. не имел права на преподавание истории. У него была квалификация только для уроков труда. В конце января он уволился из школы. Центральный районный суд Читы признал действия учителя неправомерными и обязал его заплатить штраф в размере 3000 руб. [5].

Частью 2 ст. 5.61 КоАП РФ предусмотрено аналогичное правонарушение, содержащееся в

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2024

публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации либо совершенное публично с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть Интернет, или в отношении нескольких лиц, в том числе индивидуально не определенных, и оно влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Согласно ст. 5.62 КоАП РФ дискриминация, т.е. нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, грозит наложением административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей [1].

Уголовная ответственность — самый строгий вид ответственности за буллинг. Самый сложный период для наказания за такие действия — это период до 14 лет. В данном случае ответственность за действия детей несут родители и государственные учреждения, где ребенок находится. Если же абьюзеру (лицу, осуществляющему насилие) 14 лет, то такое лицо уже можно привлечь к уголовной ответственности, но только по определенным статьям УК РФ [2]. Например, по ст. 111 УК РФ «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью» (также сюда можно отнести и психическое расстройство жертвы); ст. 112 УК РФ «Умышленное причинение вреда здоровью средней тяжести»; ст. 213 УК РФ «Хулиганство».

С 16 лет уголовная ответственность наступает в полной мере, и тогда к уголовной ответственности за действия лиц, которые осуществляют травлю, можно добавить ст. 110 УК РФ «Доведение до самоубийства». В этом случае «абъюзер» будет привлечен к уголовной ответственности, если доведет лицо до самоубийства.

Статья 110.1 УК РФ — по данной статье лицо может быть привлечено к уголовной ответственности за склонение к совершению самоубийства или за содействие совершению самоубийства путем уговоров, предложений, подкупа, обмана или иным способом при отсутствии признаков доведения до самоубийства.

Статья 116 УК РФ «Побои». Здесь речь идет о побоях, совершенных агрессором, или иных насильственных действиях, причинивших физическую боль жертве, но не повлекших последствий,

указанных в ст. 115 настоящего Кодекса, совершенных из хулиганских побуждений, а равно по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

Статья 117 УК РФ «Истязание» — причинение физических или психических страданий.

Так, глава СК РФ А.И. Бастрыкин поручил возбудить уголовное дело по факту причинения телесных повреждений подростку в Алтайском крае. О том, что ребенок в школе подвергается буллингу со стороны других детей, а администрация учреждения якобы бездействует, рассказала в соцсетях тетя мальчика. Ученика пятого класса Войковской среднеобразовательной школы в селе Усть-Порозиха Шипуновского района, со слов родственницы, якобы регулярно оскорбляют и бьют сверстники. При этом куда бы не обращались члены семьи, добиться помощи они не могут. Администрация и школьный персонал, по заверениям автора поста, «закрывают глаза» на конфликты. По данному факту возбуждено уголовное дело по ст. 117 УК РФ (истязание).

Следующая статья, относящаяся к буллингу, это ст. 128.1 УК РФ «Клевета». Ответственность наступает за клевету, которая заключается в распространении лицом, осуществляющим травлю, заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство своей жертвы или подрывающих его репутацию.

Статья 282 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет».

Анализируя вышеназванные статьи УК РФ, по которым возможно привлечь лицо за травлю, можно сделать вывод, что явление «буллинг» не вполне укладывается в статьи «Хулиганство» и «Клевета». Ведь школьная травля не всегда выглядит как грубое нарушение общественного порядка, и не всегда она связана с публичным распространением ложных сведений. Поэтому, по нашему мнению, скорее, имело бы смысл ввести отдельную статью, которая подразумевала бы ответственность за травлю.

Буллинг — это возмутительное явление, о котором многие имеют представление и знают, как это выглядит на практике, но, к сожалению, слож-

LAW & LEGISLATION • 06-2024

но описать словами и зафиксировать для дальнейших действий. Человека травят в большинстве случаев только потому, что с ним что-то не так. Но основная беда травли — это ее латентность. Поэтому агрессоры получают опыт безнаказанности, признание своей силы и правоты.

На месте жертвы может быть любой человек, независимо от пола и возраста. Спусковой механизм травли может быть запущен, если потенциальная жертва перестает следовать указаниям и требованиям агрессора, или же ведет себя неправильно, по мнению агрессора, не так, как должна. Здесь ложные установки агрессора и его искаженный взгляд на мир принимаются за догму.

Буллинг сложен тем, что предсказать причины его возникновения нельзя. Также проблемой этого феномена являются расплывчатые определения.

В частности, депутаты Государственной Думы Российской Федерации в конце декабря 2023 г. внесли проект закона о противодействии буллин-гу в школах. Новый закон призван определить травлю в школе как самостоятельное правонарушение, закрепить ответственность за буллинг и меры профилактики в школах. Термин «буллинг» планируют закрепить как систематическое, психологическое и / или физическое агрессивное поведение группы лиц или одного лица в отношении другого лица или лиц, осуществляемого в том числе с использованием электронных средств коммуникации. Но учитывая данное определение, по нашему мнению, проблемой будет разграничить травлю от замечания или банальной шутки.

Первым важным аспектом нового понятия является термин «систематическое». С нашей точки зрения, необходимо все-таки определить критерии оценки систематичности. Два и более инцидента обычно рассматриваются как система, однако необходимо иметь документальное подтверждение. Также стоит определить, как измерить уровень агрессии. Принимая во внимание различные уровни уязвимости и чувствительности каждого подростка, невозможно оценить всех по одному стандарту. То, что для одного может быть просто глупой шуткой или неудачным розыгрышем, для другого может оказаться оскорблением.

Возникает также вопрос, кто будет определять, были ли замечены «психологические проявления агрессивного поведения»? Если ориентироваться на субъективные переживания пострадавшего, необходимо учитывать уязвимость каждого ребенка, проводить психолого-психиатрическое исследование и т.д. Это может быть травматичным само по себе, поскольку для многих подростков подобные разбирательства становятся лишь поводом для моральной боли и издевательств.

Список источников

1. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 29.05.2024) // http://www.consultant.ru/

2. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 29.05.2024, с изм. и доп., вступ. в силу с 10.06.2024) // http://www.consultant.ru/

3. URL: https://digital-academy.ru/blog/what-is-bullying. Что такое буллинг (Дата обращения: 15.06.2024)

4. URL: https://trends.rbc.ru/trends/social/ 62cd32e79a79470ca418bd15 Буллинг в школе и на работе: как бороться? (Дата обращения: 15.06.2024)

5. URL: https://www.9111.ru/questions/7777 7777722399454/ Учитель оскорбил школьника, но мальчик подал на него в суд. Каков был финал судебного разбирательства? (Дата обращения: 15.06.2024)

References

1. Code of the Russian Federation on Administrative Offenses dated 30.12.2001 № 195-FZ (as amended on 29.05.2024) // http://www.consultant.ru/

2. Criminal Code of the Russian Federation dated 13.06.1996 № 63-FZ (as amended on 29.05.2024, with amendments and additions, intro effective from 10.06.2024) // http://www.consultant.ru/

3. URL: https://digital-academy.ru/blog/what-is-bullying . What is bullying? (Accessed: 15.06.2024)

4. URL: https://trends.rbc.ru/trends/social/ 62cd32e79a79470ca418bd15 Bullying at school and at work: how to fight? (Accessed: 15.06.2024)

5. URL: https://www.9111.ru/questions/ 77777777722399454 / The teacher insulted the student, but the boy sued him. What was the outcome of the trial? (Accessed: 15.06.2024)

Информация об авторе

Кубиевич С.В. — старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин и цифрового права, Почетный адвокат России

Статья поступила в редакцию 09.04.2024; одобрена после рецензирования 08.05.2024; принята к публикации 14.05.2024.

Information about the author

Kubievich S.V. — senior lecturer at the department of public law and digital law, Honorary lawyer of Russia The article was submitted 09.04.2024; approved after reviewing 08.05.2024; accepted for publication 14.05.2024.

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.