Научная статья на тему 'Уголовно-криминологические особенности современной преступности на железнодорожном транспорте'

Уголовно-криминологические особенности современной преступности на железнодорожном транспорте Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
250
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПНОСТЬ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ / ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПНОСТИ / ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ / CRIME ON RAILWAY TRANSPORT / CRIME PREVENTION / CRIME PREVENTION MEASURES / TYPES OF CRIMES ON RAILWAY TRANSPORT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Винокуров Виталий Олегович

Представленное исследование посвящено актуальным уголовно-криминологическим проблемам преступности на железнодорожном транспорте в современных социально-пра-вовых условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINAL AND CRIMINOLOGICAL FEATURES OF MODERN CRIME ON RAILWAY TRANSPORT

The presented research is devoted to actual criminal and criminological problems of crime on railway transport in modern social and legal conditions.

Текст научной работы на тему «Уголовно-криминологические особенности современной преступности на железнодорожном транспорте»

УГОЛОВНО-КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

В. О. ВИНОКУРОВ

Представленное исследование посвящено актуальным уголовно-криминологическим проблемам преступности на железнодорожном транспорте в современных социально-правовых условиях.

Ключевые слова: преступность на железнодорожном транспорте, предупреждение преступности, профилактика преступности, виды преступлений на железнодорожном транспорте.

Современные процессы распространения преступных проявлений, обусловленные разразившимся социально-экономическим кризисом, особым образом повлияли на преступность на железнодорожном транспорте как наиболее криминогенно-привлекательном виде транспорта.

Подобное положение дел определило тот факт, что именно в условиях железнодорожного транспорта сформировалась специфическая форма преступности, отражающая криминологические особенности, проявляющиеся в ее структуре и состоянии.

Означенный подход объясняется тем, что в качестве одного из наиболее значимых криминогенных факторов, опосредованно продуцирующих преступность, современными исследователями определяется наличие железнодорожных объектов [3].

В первую очередь, в этой связи следует говорить о сосредоточении на железной дороге материальных ценностей в качестве багажа и грузов, а также личного имущества и денежных средств пассажиров.

Особое место в криминологической характеристике преступных проявлений на железнодорожном транспорте занимают трудности с обнаружением и привлечением к уголовной ответственности лица, совершившего преступление. Кроме того, в этой связи следует обратить внимание на высокий уровень латентности железнодорожной преступности.

Другим принципиально-отличительным моментом данного вида преступности является исключительное удобство железной дороги для транспортировки оружия, наркотических средств, радиоактивных материалов и иных предметов, изъятых из гражданского оборота.

Особое внимание в условиях распространения террористических угроз следует уделить тому, что железнодорожный транспорт и его объекты выступают источниками повышенной опасности для жизни, здоровья и материальных ценностей граждан.

Своего рода веянием времени представляется распространение ранее не свойственных видов преступности на железнодорожном транспорте. В частности, речь идет о распространении теневой составляющей в профессиональной деятельности сотрудников железной дороги.

В частности, речь может идти о преступлениях против собственности, преступных действий в отношении выдаваемых квот, лицензий, кредитов, передаче в долгосрочную аренду умышленно обесцененных государственных объектов собственности. Не случайно стабильно высоким остается количество преступлений, связанных с превышением должностных полномочий, присвоением или растратой чужого имущества, контрабандой на железнодорожном транспорте [5].

Своеобразным катализатором подобных явлений представляется коррупция, проявления которой пагубно воздействуют на функционирование железнодорожного транспорта. Не случайно в Послании Федеральному Собранию Президентом РФ были сформулированы задачи по предупреждению подобного противоправного явления и, как следствие, намечены конкретные меры по выполнению Национального плана противодействия коррупции [6].

В качестве еще одного проявления преступности на объектах железнодорожного транспорта как угрозы государственной безопасности следует выделить терроризм и экстремизм. Особую группу в этой связи составляют преступления экстре-

мистской направленности, нацеленные на распространение национальной, расовой, религиозной розни и использующие в означенных преступных целях объекты железнодорожного транспорта.

Особое внимание следует обратить на преступления, связанные с хищениями черного металла и (или) компонентов на железнодорожном транспорте. Современные исследователи выделяют в качестве принципиального отличия данного вида преступления специфические условия, способствующие совершению хищений черного металла и (или) компонентов на железнодорожном транспорте, среди которых необходимо выделить:

- отсутствие или слабую техническую укре-пленность ограждения территории объектов -30,1 %;

- отсутствие складских помещений, ограждений открытых площадок хранения металла и компонентов - 41,5 %;

- слабую укрепленность складских помещений, ненадежность запоров - 6,3 %;

- отсутствие охраны, охранной сигнализации в местах хранения металлоконструкций и компонентов - 2,9 %;

- недостаточный контроль ответственных лиц за отпуском и перевозкой металла и компонентов - 17,3 %;

- - доступ посторонних лиц в производственные цеха и места хранений металла и компонентов - 28,3 %;

- недостатки работы службы охраны (служб безопасности) на контрольно-пропускных пунктах - 18,2 %;

- иное - 1,2 % [1].

Принципиальный характер в этой связи приобретет необходимость криминологических исследований преступности на данном виде транспорта с целью выявления ее структуры и иных показателей; выделения ее криминологических особенностей; определения причинного комплекса преступности на названном виде транспорта и причин индивидуального преступного поведения лиц, совершающих преступления; изучения характерных признаков личности таких преступников, что позволит разработать действенные меры снижения преступности и предупреждения конкретных преступлений, совершаемых на данном виде транспорта.

Особое значение в данном смысле имеют хищения на железнодорожном транспорте, представляющие огромную угрозу для безопасности движения поездов. Как отмечают современные исследователи, до недавнего времени хищения железнодорожных устройств и деталей соверша-

лись исключительно для последующего сбыта в качестве сырья для цветной и черной металлургии. Но сейчас увеличилось число хищений железнодорожных комплектующих в целях их использования именно по функциональному предназначению [2].

Таким образом, преступность на железнодорожном транспорте представляет собой достаточно исторически изменчивое негативное, носящее массовый характер уголовно-правовое явление, характеризуемое спецификой, определяемой железнодорожным транспортом и складывающейся из совокупности преступленных проявлений, имеющих место на железнодорожных объектах.

При этом определяя специфику преступности на данном виде транспорта прежде всего следует обратиться к структуре, исходя из которой на железной дороге преобладают преступления против собственности, преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, а также преступления, характеризуемые высоким уровнем латентности.

В контексте выше изложенного представляется возможным выделить две группы преступлений, характерных для железнодорожного транспорта, с учетом их криминологических особенностей, а именно преступления, характерные для железнодорожного транспорта (обусловленные его спецификой): железнодорожно-транспортные преступления (ст. 263, 266-268, 211 УК РФ); хищения грузов из подвижного состава, а также преступления, не обусловленные спецификой железнодорожного транспорта (против собственности, личности, против экономической деятельности, общественной безопасности и др.) [4].

Принципиальный характер в этой связи имеет выяснение причин преступности на железнодорожном транспорте. Представляется возможным выделить две группы причин и условий преступности данного вида, аименно:

- общие причины и условия, характерные как для всейпреступности в целом, так и для преступности нажелезнодорожном транспорте в частности;

- специфические причины и условия, характерные лишь дляпреступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте.

В силу высказанных соображений предупреждение преступности на железнодорожном транспорте представляет собой специфическую деятельность государственных, коммерческих, общественных органов и организаций, отдельных граждан, взаимосвязанную с предупреждением преступности в стране в целом, но имеющую свои

особенности, обусловленные спецификой железнодорожного транспорта, и направленная на выявление, устранение или нейтрализацию ее причин и условий.

Таким образом, в контексте определения специфических особенностей железнодорожной преступности могут быть выделены основные направления и конкретные меры предупреждения означенных групп преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте (обусловленных и необусловленных спецификой данного вида транспорта), среди которых особое внимание уделяется совершенствованию деятельности предприятий самого железнодорожного транспорта и органов внутренних дел на транспорте.

Литература

1. Абрамов В. А. Особенности расследования хищений черных металла и (или) компонентов в металлургической промышленности: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2001. С. 23.

2. Агаева Н. Ф. Некоторые уголовно-правовые и криминологические аспекты борьбы с дорожно-транс -портными преступлениями // Ученые труды Российской Академии адвокатуры и нотариата. 2009. № 1. С. 115-118.

3. Вдовиченко В. П. [и др.] Проблемы предупреждения, раскрытия и расследования преступлений,

совершенных в общественных местах в условиях крупных городов. Н. Новгород, 2003.

4. Даниленко Н. Н. Факторы, влияющие на состояние борьбы с преступностью террористического характера на транспорте // Проблемы преступности. М., 2003. С. 57-58.

5. Мотин С. Г. Деятельность оперативных подразделений ОВД на транспорте по противодействию организованной преступности, коррупции и экстремизму // Право и безопасность. 2009. № 2(31).

6. Послание Президента РФ Федеральному Собранию. URL: http://kremlin.ru

* * *

CRIMINAL AND CRIMINOLOGICAL FEATURES OF MODERN CRIME ON RAILWAY TRANSPORT

V. O. Vinokurov

The presented research is devoted to actual criminal and criminological problems of crime on railway transport in modern social and legal conditions.

Key words: crime on railway transport, crime prevention, crime prevention measures, types of crimes on railway transport.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.