Научная статья на тему 'УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В УСЛОВИЯХ СТИХИЙНОГО БЕДСТВИЯ, ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ИЛИ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ'

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В УСЛОВИЯХ СТИХИЙНОГО БЕДСТВИЯ, ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ИЛИ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
404
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ / EXECUTION OF PUNISHMENTS / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / EMERGENCY STATE / ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / РЕЖИМ ОСОБЫХ УСЛОВИЙ / DISCIPLINE OF SPECIAL CONDITIONS / CORRECTIONS / WARLIKE SITUATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Скиба Андрей Петрович

С учетом анализа уголовно-исполнительного и иного законодательства выделяются проблемы регулирования исполнения уголовных наказаний в условиях стихийного бедствия, чрезвычайного или военного положения. В Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации и других нормативных правовых актах отсутствуют нормы, надлежаще закрепляющие особенности осуществления уголовно-исполнительной деятельности при наступлении указанных обстоятельств, ввиду чего актуальной является разработка уголовно-исполнительного законодательства в условиях стихийного бедствия, чрезвычайного или военного положения. Нормы, касающиеся особенностей исполнения уголовных наказаний в условиях чрезвычайного или военного положения, должны быть закреплены на законодательном уровне хотя бы ввиду того, что существенно изменяется правовое положение как осужденных, так и сотрудников учреждений и органов, исполняющих наказания. Определены направления совершенствования уголовно-исполнительного законодательства в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Скиба Андрей Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PENAL LEGISLATION IN THE CONDITIONS OF THE NATURAL DISASTER, THE EMERGENCY OR WARLIKE SITUATION: STATEMENT OF THE PROBLEM

Taking into account the analysis of penal and other legislation, regulatory issues of execution of criminal sanctions in the conditions of a natural disaster, an emergency or warlike situation are considered. In the Penal Code of the Russian Federation and other regulatory legal acts, there are no regulations properly fixing features of implementation of penal activities in case of approach of the specified circumstances in view of what development of penal legislation in the conditions of a natural disaster, an emergency or warlike situation is urgent. The regulations concerning features of execution of criminal sanctions in the conditions of an emergency or warlike situation shall be based on the legislative level because of changes of a legal status both convicts, and the staff of administration of the organizations and bodies performing punishments. The directions of enhancement of the penal legislation in this field are determined.

Текст научной работы на тему «УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В УСЛОВИЯХ СТИХИЙНОГО БЕДСТВИЯ, ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ИЛИ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ»

УДК 343

АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ СКИБА, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, е-mail: [email protected]

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В УСЛОВИЯХ СТИХИЙНОГО БЕДСТВИЯ, ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ИЛИ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Реферат: с учетом анализа уголовно-исполнительного и иного законодательства выделяются проблемы регулирования исполнения уголовных наказаний в условиях стихийного бедствия, чрезвычайного или военного положения. В Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации и других нормативных правовых актах отсутствуют нормы, надлежаще закрепляющие особенности осуществления уголовно-исполнительной деятельности при наступлении указанных обстоятельств, ввиду чего актуальной является разработка уголовно-исполнительного законодательства в условиях стихийного бедствия, чрезвычайного или военного положения. Нормы, касающиеся особенностей исполнения уголовных наказаний в условиях чрезвычайного или военного положения, должны быть закреплены на законодательном уровне хотя бы ввиду того, что существенно изменяется правовое положение как осужденных, так и сотрудников учреждений и органов, исполняющих наказания. Определены направления совершенствования уголовно-исполнительного законодательства в данной области.

Ключевые слова: исполнение наказаний, исправительные учреждения, чрезвычайное положение, военное положение, режим особых условий.

ANDREY PETROVICH SKIBA,

Academy of the FPS of Russia, Ryazan, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

THE PENAL LEGISLATION IN THE CONDITIONS OF THE NATURAL DISASTER, THE EMERGENCY OR WARLIKE SITUATION: STATEMENT OF THE PROBLEM

Abstract: taking into account the analysis of penal and other legislation, regulatory issues of execution of criminal sanctions in the conditions of a natural disaster, an emergency or warlike situation are considered. In the Penal Code of the Russian Federation and other regulatory legal acts, there are no regulations properly fixing features of implementation of penal activities in case of approach of the specified circumstances in view of what development of penal legislation in the conditions of a natural disaster, an emergency or warlike situation is urgent. The regulations concerning features of execution of criminal sanctions in the conditions of an emergency or warlike situation shall be based on the legislative level because of changes of a legal status both convicts, and the staff of administration of the organizations and bodies performing punishments. The directions of enhancement of the penal legislation in this field are determined.

Keywords: execution of punishments, corrections, emergency state, warlike situation, discipline of special conditions.

Ввиду увеличения числа стихийных бедствий и чрезвычайных происшествий, происходящих на территории нашей страны, сложной военно-политической обстановки в ряде регионов мира, в том числе в непосредственной близости от российских границ, актуальным представляется анализ некоторых норм уголовно-исполнительного законодательства РФ с точки зрения возможности их применения в условиях стихийного бедствия, чрезвычайного или военного положения либо наступления иных подобных обстоятельств.

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» (далее -Закон «О чрезвычайном положении») чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией РФ и данным Законом на всей территории РФ или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государст-

© Скиба А. П., 2017 © 8ЫЬа А. Р., 2017

венной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные данным Законом отдельные ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей. Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального конституционного закона «О военном положении» (далее - Закон «О военном положении») под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории РФ или в ее отдельных местностях в соответствии с Конституцией РФ Президентом РФ в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии.

Обстоятельства введения чрезвычайного положения в соответствии со ст. 3 Закона «О чрезвычайном

положении» различны: во-первых, это попытки насильственного изменения конституционного строя РФ, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей и т. п.; во-вторых, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий.

В указанных нормативно-правовых актах ничего не говорится об особенностях исполнения уголовных наказаний в такие периоды. В Законе «О чрезвычайном положении» лишь предусматривается, что в случае введения чрезвычайного положения может продлеваться срок содержания под стражей лиц, задержанных по подозрению в совершении актов терроризма и других особо тяжких преступлений, на весь период действия чрезвычайного положения, но не более чем на три месяца (п. «ж» ст. 12), а сотрудники уголовно-исполнительной системы (УИС) могут привлекаться для обеспечения режима чрезвычайного положения, в том числе к выполнению задач по охране объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, по участию в пресечении деятельности незаконных вооруженных формирований или в ликвидации чрезвычайных ситуаций и спасении жизни людей (ст. 16, 17 и др.).

В соответствии с гл. III Закона «О чрезвычайном положении» и ст. 7 Закона «О военном положении» предусматривается обширный перечень мер, применяемых на территории, на которой введено чрезвычайное или военное положение, в том числе ограничивающих конституционные права человека и гражданина. При этом в ч. 1 ст. 28 Закона «О чрезвычайном положении» дополнительно подчеркивается, что меры, применяемые в условиях чрезвычайного положения, должны осуществляться в тех пределах, которых требует острота создавшегося положения. Более того, федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие применение таких мер, могут быть приняты как в период действия военного положения, так и до его введения (ст. 7 Закона «О военном положении»). Получается, что еще до введения военного положения могут быть изданы нормативные правовые акты, закрепляющие возможность введения соответствующих правоограниче-ний в отношении различных категорий лиц, в том числе осужденных.

Однако в УИК РФ практически отсутствуют нормы, касающиеся особенностей осуществления

уголовно-исполнительной деятельности в условиях чрезвычайного или военного положения, за исключением ст. 85 УИК РФ, посвященной режиму особых условий в исправительных учреждениях (ИУ), исследуемому в юридической литературе [1; 2, с. 32-37]. Эти законодательные положения распространяются исключительно на исполнение лишения свободы, но не других уголовных наказаний, как связанных, так и не связанных с изоляцией осужденного от общества.

Представляется, что нормы, касающиеся особенностей исполнения уголовных наказаний в условиях чрезвычайного или военного положения, должны быть в общих чертах закреплены на законодательном уровне (в частности, в УИК РФ) хотя бы ввиду того, что существенно изменяется правовое положение как осужденных, так и сотрудников учреждений и органов, исполняющих наказания.

В соответствии со ст. 85 УИК РФ введение чрезвычайного или военного положения на территории РФ или в ее отдельных местностях является основанием установления режима особых условий в ИУ. К другим основаниям отнесены наступление стихийного бедствия, массовых беспорядков или групповых неповиновений осужденных.

В ч. 2 ст. 85 УИК РФ предусмотрено, что в период действия режима особых условий в ИУ может быть предусмотрено следующее: приостановление осуществления некоторых прав осужденных, предусмотренных ст. 88-97 УИК РФ; введение усиленного варианта охраны и надзора, особого порядка допуска на объекты, изменение распорядка дня; ограничение деятельности производственных, коммунально-бытовых, культурно-просветительных и иных служб, за исключением медико-санитарных. Однако такой подход является чрезвычайно расплывчатым и не учитывающим особенности чрезвычайного или военного положения.

Во-первых, в таких условиях вряд ли будет обоснованным ограничение некоторых прав осужденных, ввиду чего они не смогут поддерживать связь с близкими родственниками и т. п. При этом Законом «О чрезвычайном положении» (ст. 13 и др.) и Законом «О военном положении» (ст. 7) предусматривается применение таких мер, как временное отселение жителей в безопасные районы, запрещение или ограничение выбора места пребывания либо места жительства и т. д., что непосредственно может затрагивать любые категории населения. Отсутствие же информации у осужденных о жизни и здоровье близких родственников, особенно на протяжении длительного времени, может отрицательно влиять в целом на оперативную обстановку в ИУ. Кроме того, запрет на просмотр

кинофильмов и телепередач, а также прослушивание радиопередач будет затруднять получение осужденными объективной информации о чрезвычайной или военной ситуации. Это также может осложнять обстановку в среде осужденных, их взаимоотношения с администрацией ИУ. Возможно, в данном случае будет правильнее говорить об усилении цензуры в ИУ.

Во-вторых, производственная деятельность ИУ должна быть не «ограничена», как записано в ч. 2 ст. 85 УИК РФ, а, вернее, реорганизована. Вероятно, потребуется изменение ассортимента выпускаемой продукции, необходимость привлечения осужденных к работам вне территории ИУ и т. п.

В связи с этим логичным видится введение в ч. 2 ст. 85 УИК РФ ограничения таких прав осужденных, как: предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска, возможность привлечения без оплаты труда только к выполнению работ по благоустройству ИУ и прилегающих к ним территорий и т. п. В противном случае задачи военно-чрезвычайного характера, к выполнению которых привлекаются осужденные, могут быть не выполнены.

В-третьих, необходимо предусмотреть усиление оперативно-розыскного и иного режимного обеспечения безопасности осужденных, особенно граждан иностранного государства, воюющего с РФ. В связи с этим корректировке подлежит и в целом институт обеспечения личной безопасности осужденных.

Таким образом, нормы ч. 2 ст. 85 УИК РФ недостаточно учитывают специфику чрезвычайного и военного положения. В Законе РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 3 ноября 2005 г. № 205, и Правилах внутреннего распорядка воспитательных колоний УИС, утвержденных приказом Минюста России от 6 октября 2006 г. № 311, режим особых условий упоминается только вскользь.

В процедуре введения режима особых условий обоснованно участвует прокурор, так как впоследствии будут ограничиваться права осужденных. Вместе с тем в ч. 3 ст. 85 УИК РФ не предусмотрена форма принятия этого решения. Представляется, что оно должно приниматься исключительно в письменной форме, например, в виде приказа или постановления, санкционированного прокурором.

В УИК РФ отсутствуют нормы об особенностях правового положения осужденных и администраций учреждений и органов при исполнении иных уголовных наказаний, кроме лишения свободы, при введении военного положения. По логике законодателя получается, что введение военного положения не должно сказываться на исполнении

иных уголовных наказаний, как связанных, так и не связанных с изоляцией от общества.

Вместе с тем при отбывании принудительных работ и ареста осужденные также будут находиться под контролем администраций соответственно исправительных центров и арестных домов (когда они будут функционировать. - Примеч. авт.), но ничего о введении в этих учреждениях режима особых условий в УИК РФ не говорится.

Наглядной является ситуация по исполнению уголовных наказаний в отношении военнослужащих, изучаемых специалистами [3; 4, с. 35-39]. При этом имеются проблемы регулирования исполнения уголовных наказаний в отношении военнослужащих и в мирное время [5, с. 103-110; 6, с. 30-34]. Так, маловероятно, что введение военного положения не скажется на исполнении ограничения по военной службе, ареста в отношении военнослужащих и содержания в дисциплинарной воинской части. Однако и в УИК РФ, и в Правилах отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими, утвержденных приказом Минобороны России от 29 июля 1997 г. № 302, ничего не говорится по поводу особенностей исполнения этих наказаний в отношении военнослужащих при введении военного положения или режима особых условий в соответствующих учреждениях (вскользь это предусмат-ривается только в отношении дисциплинарных воинских частей по п. 10 Положения о дисциплинарной воинской части, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 июня 1997 г. № 669). По всей видимости, осужденные военнослужащие будут отправлены в район боевых действий или иным образом использоваться для решения задач военного характера.

Таким образом, введение режима особых условий и в учреждениях для содержания осужденных военнослужащих требует дальнейшей регламентации.

Возможно, отдельного рассмотрения требует также вопрос об особенностях применения смертной казни в условиях военного положения.

Будет затруднено исполнение и иных уголовных наказаний ввиду положений ст. 7 Закона «О военном положении», которые могут непосредственно распространяться на большинство «гражданских» осужденных. Так, возможно запрещение или ограничение выбора места пребывания либо места жительства, временное отселение жителей в безопасные районы, привлечение граждан к выполнению работ для нужд обороны, восстановлению поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, к участию в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями и т. п. В Законе «О чрезвычайном положении» (ст. 11, 12, 13 и др.) предусмотрены похожие и иные правоогра-ничения: временное отселение жителей в безо-

пасные районы; ограничение на свободу передвижения; введение карантина; выдворение лиц, нарушающих режим чрезвычайного положения, и пр. Применение вышеуказанных законодательных положений может сделать практически невозможным исполнение ряда уголовных наказаний - обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы и пр.

Дополнительно возникает не решенный в уголовно-исполнительном законодательстве вопрос об интернировании (изоляции) осужденных граждан иностранного государства, воюющего с РФ, что предусмотрено в ст. 7 Закона «О военном положении». Получается, что при введении военного положения может быть принудительно задержан и помещен в специальное учреждение иностранный гражданин, осужденный к наказанию, не связанному с изоляцией от общества. Непонятно, как в этом случае быть с исполнением уголовного наказания?

В УИК РФ и Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утвержденной приказом Минюста России от 20 мая 2009 г. № 142, особенности исполнения уголовных наказаний при введении чрезвычайного или военного положения также не предусмотрены.

Вопрос о том, целесообразно ли особенности исполнения уголовных наказаний в военное время закреплять в УИК РФ или в специальном законодательном акте, остается открытым. В ряде стран мира (Франция, ФРГ, Швейцария и др.) изданы специальные военно-уголовные законы, в которых затрагиваются и вопросы применения уголовных наказаний.

В УК РФ этот вопрос решен в пользу издания специальных нормативных правовых актов. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 331 УК РФ уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством РФ военного времени. Логично предположить, что уголовное законодательство РФ в военное время будет дополнено специальными нормативными правовыми актами. Однако этот подход по ч. 3 ст. 331 УК РФ противоречит ч. 1 ст. 1 УК РФ [7, с. 18-22].

Таким образом, в УИК РФ и других нормативных правовых актах отсутствуют нормы, надлежаще закрепляющие особенности осуществления уголовно-исполнительной деятельности при наступлении рассматриваемых обстоятельств, ввиду чего актуальной видится разработка уголовно-исполнительного законодательства в условиях стихийного бедствия, чрезвычайного или военного положения.

Список литературы

1. Фефелов В. В. Режим особых условий как элемент обеспечения безопасности в исправительном учреждении. Уфа, 2005. 139 с.

2. Скиба А. П. Уголовно-исполнительное законодательство в условиях военного положения: изложение проблемы II Международный пенитенциарный журнал. 2015. № 1. С. 32-37.

3. Толкаченко А. А. Становление и развитие системы исполнения уголовных наказаний в России. Военно-пенитенциарные аспекты. М., 1997. 177 с.

4. Шилов А. И. Проблемы уголовной политики России в отношении военнослужащих в военное время и боевой обстановке II Уголовно-исполнительное право. 2007. № 3. С. 35-39.

5. Орлов В. Н. Проблемы исполнения уголовного наказания в виде ограничения по военной службе II Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2008. № 3. С. 103-110.

6. Скиба А. П. Исполнение уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера в отношении больных военнослужащих II Юристъ-Правоведъ. 2008. № 6. С. 30-34.

7. Коллизии законодательства России (краткий научный комментарий) : монография I А. П. Скиба и др. ; под ред. А. А. Крымова. 2-е изд., испр. и доп. Рязань, 2016. 206 с.

References

1. Fefelov V. V. Rezhim osobyh uslovij kak jelement obespechenija bezopasnosti v ispravitel'nom uchrezhdenii [The mode of special conditions as a safety element in correctional facility]. Ufa, 2005. 139 р.

2. Skiba A. P. Ugolovno-ispolnitel'noe zakonodatel'stvo v uslovijah voennogo polozhenija: izlozhenie prob-lemy [The criminal and executive legislation in the conditions of the martial law: problem statement]. Mezhdu-narodnyj penitenciarnyj zhurnal - International penitentiary journal, 2015, no. 1, pp. 32-37.

3. Tolkachenko A. A. Stanovlenie i razvitie sistemy ispolnenija ugolovnyh nakazanij v Rossii. Voenno-penitenciarnye aspekty [Formation and development of system of execution of criminal penalties in Russia. Military and penitentiary aspects]. Moscow, 1997. 177 р.

4. Shilov A. I. Problemy ugolovnoj politiki Rossii v otnoshenii voennosluzhashhih v voennoe vremja i bo-evoj obstanovke [Problems of criminal policy of Russia for the military personnel in wartime and a fighting situation]. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo - Penal law, 2007, no. 3, pp. 35-39.

5. Orlov V. N. Problemy ispolnenija ugolovnogo nakazanija v vide ogranichenija po voennoj sluzhbe [Problems of execution of criminal penalty in the form of restriction on military service]. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta - Bulletin of the North Caucasian federal university, 2008, no. 3, pp. 103-110.

6. Skiba A. P. Ispolnenie ugolovnyh nakazanij i inyh mer ugolovno-pravovogo haraktera v otnoshenii bol'nyh voennosluzhashhih [Execution of criminal penalties and other measures of criminal and legal character concerning the sick military personnel]. Jurist-Pravoved - Lawyer-jurist, 2008, no. 6, pp. 30-34.

7. Kollizii zakonodatel'stva Rossii (kratkij nauchnyj kommentarij) [Collisions of the legislation of Russia (short scientific comment)]. Under the editorship of A. A. Krymov. 2nd edition, revised and expanded. Ryazan, 2016. 2016 р.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Скиба Андрей Петрович - доктор юридических наук, доцент, начальник кафедры уголовно-исполнительного права Академии ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, е-таП: [email protected].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Скиба, А. П. Уголовно-исполнительное законодательство в условиях стихийного бедствия, чрезвычайного или военного положения: постановка проблемы / А. П. Скиба // Международный пенитенциарный журнал. - 2017. - Т. 3. - № 1. - С. 51-55.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Skiba Andrey P. - dsc in law, associate professor, head penal law dеpartment Academy of the FPS of Russia, Ryazan, the Russian Federation, e-mail: [email protected].

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Skiba A. P. Ugolovno-ispolnitel'noe zakonoda-tel'stvo v uslovijah stihijnogo bedstvija, chrezvychaj-nogo ili voennogo polozhenija: postanovka problemy [The penal legislation in the conditions of the natural disaster, the emergency or warlike situation: statement of the problem]. Mezhdunarodnyj penitenciarnyj zhurnal - International prison journal, 2017, vol. 3, no. 1, pp. 51-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.