О^ ПОЛИТИКА И ПРАВО
УДК - 343 ВАСИН Юрий Геннадиевич,
ББК - 67.52 кандидат юридических наук,
докторант-стажер сектора уголовного права, криминологии и проблем правосудия Института государства и права РАН, e-mail: [email protected]
12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ: НЕКОТОРЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Аннотация. В настоящей статье рассмотрены некоторые возможности формирования составляющих государственной программы противодействия организованной преступности. Предложена методика создания теоретической модели противодействия организованной преступности. Предложенными методами проведен анализ структуры рассматриваемого негативного социально-правового явления и воздействующих на него факторов. Обозначена необходимость количественной верификации созданной теоретической модели с использованием фактических данных уголовной статистики. Показана необходимость прогнозирования результатов противодействия организованной преступности на основе анализа количественных и качественных данных теоретическими и эмпирическими методами. Предложены основные элементы программы противодействия организованной преступности.
Ключевые слова: организованная преступность, криминологическое моделирование, количественные показатели, уголовная статистика, уголовная политика, программа, факторы.
VASIN Yury Gennadievich,
PhD in Law, PhD student of the criminal law sector, criminology and justice issues The Institute of state and law of RAS
CRIMINAL POLICY AND THE FIGHT AGAINST ORGANIZED CRIME: SOME OPPORTUNITIES FOR IMPROVEMENT
Abstract. In this article, some possibilities for forming components of the state program to counteract organized crime are considered. The method of creating a theoretical model of counteraction to organized crime is proposed. The proposed methods are used to analyze the structure of the negative socio-legal phenomenon under consideration and the factors affecting it. The necessity of quantitative verification of the created theoretical model with the use of actual data of criminal statistics is indicated. The necessity of forecasting the results of counteraction of organized crime on the basis of the analysis of quantitative and qualitative data by theoretical and empirical methods is shown. The main components of the program for combating organized crime are proposed.
Key words: organized crime, criminological modeling, quantitative indicators, criminal statistics, criminal policy, program, factors.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2018
Организация противодействия наиболее общественно опасным формам преступности, таким, как организованная преступность, неизбежно сталкивается с проблемой достоверной оценки уровня, структуры, территориальной распространенности и других преимущественно количественных свойств указанного вида преступности.
Представляется, что такое положение неизбежно, поскольку многим видам организованной преступности, особенно экономически обусловленным и имеющим транснациональный характер, свойственна высокая латентность, коэффициент которой может доходить до нескольких тысяч. Поэтому формированию количественной модели противодействия организованной преступности должно предшествовать создание теоретической (преимущественно качественной) модели рассматриваемого криминального явления [3].
Рассматривая организацию противодействия криминальным структурам в качестве одного из направлений уголовной политики, подробнее остановимся на возможностях и потенциале методов теоретического моделирования, применяемых на этапе формирования стратегии борьбы с организованной преступностью.
Указанный аспект имеет весьма важное практическое значение в плане реализации процессов планирования мер противодействия рассматриваемому виду преступности в части необходимости формирования основного документа этих процессов — «программы борьбы с организованной преступностью», которая может являться составляющей более общей государственной программы противодействия преступности.
Несмотря на то что целесообразность создания этой специальной программы уже была обозначена в юридической литературе [1; 2; 5, с. 131-139; 7], где при анализе методов создания подобных программ отмечается значение и необходимость формирования упреждающей ее появление теоретической модели, такой самостоятельной программы (или самостоятельного раздела в государственной програм-
ме противодействия преступности) в настоящее время пока нет1 .
С учетом ранее сделанных предложений представляется, что при формировании составляющих теоретической модели, которая будет использована в указанной программе, целесообразно использовать подходы, основанные на анализе качественной и количественной информации, и применять как теоретические, так и эмпирические методы моделирования [4, с. 26-30].
В качестве иллюстрации предлагаемого подхода (с акцентом на теоретическом моделировании) продемонстрируем современные тенденции показателей объемов преступности и ее видов, которые являются наиболее традиционно используемыми при криминологическом анализе.
Проведем анализ результатов противодействия организованной преступности начиная с 2008 г., т.е. с момента расформирования централизованной системы подразделений органов внутренних дел, специализирующихся на борьбе с организованным криминалитетом.
При этом интересно сопоставить количество зарегистрированных преступлений, число зарегистрированных тяжких и особо тяжких преступлений и количество преступлений, совершенных организованными группами и преступными сообществами (преступными организациями). Группа тяжких и особо тяжких преступлений выбрана в связи с тем, что она, отражая некоторые значимые свойства организованной преступности, является более значимой в статистическом смысле [6, с. 13-137].
Основная закономерность, которая прослеживается вполне отчетливо, - это то, что при общем совпадении тенденций динамики показатели, характеризующие преступления, совершенные организованными группами и (или) преступными сооб-
1 В качестве примера укажем Государственную программу РФ «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности», утвержденную Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 345, в редакции Постановления Правительства РФ от 31 марта 2017 г. № 385.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2018
Таблица 1.
Объем и динамика зарегистрированных преступлений, тяжких и особо тяжких преступлений и преступлений, совершенных организованной группой или преступным сообществом
(преступной организацией)
Зарегистрировано преступлений
Годы всех тяжких и особо тяжких совершенных организованной группой и (или) преступным сообществом
2009 2994820 796224 31643
- 6,7% - 6,5% - 13,5%
2010 2628799 684347 22251
-12,2% - 14,1% - 29,7%
2011 2404807 607507 17691
- 8,5% - 11,2% - 20,5%
2012 2302168 569804 18016
- 4,3% - 6,2% +1,8%
2013 2206249 537664 17266
- 4,2% - 5,6% - 4,2%
2014 2166399 531388 13759
- 1,8% - 2,3% - 20,3%
2015 2352098 512295 13684
+8,6% - 2,5% - 0,5%
2016 2160063 457779 12581
- 9,6% - 11,9% - 8,4%
2017 2058476 437303 13232
- 4,7% - 4,5% +5,2%
ществами, отличаются «рваным» характером изменений (на 10 — 20% с различными векторами направленности).
Таким образом, данная статистическая картина организованной преступности не позволяет делать обоснованные выводы, которые могут быть положены в основу формирования соответствующей теоретической модели.
Поэтому предлагается сначала сформулировать теоретическую гипотезу (модель), отражающую состояние и тенденции изменений рассматриваемого социально-правового явления (организованной преступности). Затем данная модель уточняется через набор характеризующих ее частных гипотез (моделей), определяющих определенные свойства или характеристики исходного феномена, после чего сформированная система моделей верифицируется фактографическими данными (например, данными уголовной статистики), а за-
ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 3 • 2018
тем начинается процесс ее исследования и прогнозирования интересующих показателей.
При теоретическом криминологическом моделировании весьма важен учет внешних и внутренних факторов, оказывающих непосредственное влияние на организацию и результаты деятельности по противодействию организованной преступности.
Самым крупным планом к внешним факторам относится широкий спектр явлений экономического, политического, социального, правового, организационного, демографического, психологического, территориально-географического, климатического и иного характера, в том числе совокупность преступлений и административных правонарушений. В качестве внутренних факторов можно рассматривать ресурсное обеспечение правоприменения, уровень профессионализма и мотивационные фак-
торы, а также результаты деятельности правоохранительных органов.
На эффективность противодействия организованной преступности могут оказать воздействие следующие социально-экономические, общественно-политические, техногенные, нормативно-правовые, ресурсные и иные криминогенные группы факторов.
Социально-экономические факторы могут быть обусловлены возможным осложнением экономической ситуации, вызванным проявлениями новых международных финансово-экономических рисков и кризисов, экономическими санкциями, изменением внешнеэкономической конъюнктуры на поставляемую продукцию, общим изменением геополитической ситуации.
Следствием может стать существенное усиление влияния существующих и возникновение новых факторов, негативно воздействующих на состояние криминальной обстановки: рост цен на определенные группы товаров и услуг, сокращение уровня занятости населения, изменение соотношения различных социальных выплат с существующим уровнем цен, снижение доступности качественного образования и здравоохранения, расширение активности маргинальных групп общества и т.п.
Проявление указанных неблагоприятных факторов может привести к увеличению объемов фоновых для организованной преступности видов преступности, росту видов преступлений, посягающих как на собственность, так и на сферу экономической деятельности. Могут возрасти корыстные посягательства на личность, в том числе совершаемые в жилище и на объектах транспорта. Увеличится количество несовершеннолетних участников преступлений и лиц женского пола, совершающих преступления неоднократно.
Ослабление криминогенных социально-экономических факторов возможно посредством реализации последовательной системы мер, направленных на противодействие коррупции, защиту от криминального воздействия проводимой модернизации и диверсификации экономики, охрану ее основных сфер и отраслей, особенно кредитно-финансовой, пресечение кри-
минальных способов конкурентной борьбы и обеспечение защищенности инвестиционных процессов, предупреждение организованных преступных посягательств на благосостояние граждан, недопущение криминального захвата антисанкционных ресурсов и т.п.
Центр тяжести криминогенного потенциала в сфере социально-политических факторов все более отчетливо переносится на область муниципального управления.
Усилению негативных тенденций будет способствовать инерционность невысокого уровня доверия граждан к реализуемым мерам, особенно на уровне органов местного самоуправления и субъектов Российской Федерации, а также недоверия к подразделениям полиции.
Наметится тенденция к переносу негативного впечатления от деятельности муниципальных служб на другие уровни реализации властных полномочий, т.е. элементом системы управления, существенно оцениваемым населением, все более объемно будет становиться муниципальное звено, от решений которого зависит абсолютное большинство бытовых вопросов и степень эффективности и комфорта при их решении.
Весьма существенное криминогенное влияние на группу социально-политических факторов оказывают в последнее время последствия внешнеполитических процессов. Значительный криминогенный потенциал заложен в последствиях конфликтных ситуаций за пределами Российской Федерации (например, на юге-востоке Украины, в Сирии, Ливии, Ираке и Афганистане). Причем возможный спектр негативного влияния широк - от незаконных поставок оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств, наркотических средств и нелегальной миграции до внесения экстремистских, националистических и откровенно фашистских идеологических воззрений с использованием современных технологических возможностей, а также возвращением к постоянному месту жительства лиц, являющихся носителями деструктивных идеологических течений и имеющими боевой опыт.
ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 3 • 2018
Механизм противодействия общественно-политическим факторам должен базироваться на мерах социально-экономического характера и включать в себя комплекс мер, повышающих и подтверждающих авторитет и эффективность органов государственной и муниципальной власти, по противодействию коррупции и экстремистским проявлениям, направленных на повышение уровня правового сознания и правовой культуры общества, по развитию институтов гражданского общества, усилению мер нравственно-патриотического воспитания в духе интернационализма и уважения национальных культур, повышению эффективности применения форм непосредственного участия граждан в процессе управления государством.
Природные и техногенные криминогенные факторы связаны с возможным возникновением экологических катастроф, эпидемий, эпизоотий, неблагоприятных климатических явлений, природных катаклизмов и стихийных бедствий, включая пожары, ураганы, наводнения и цунами, техногенных аварий и катастроф, а также иных чрезвычайных ситуаций, предполагающих введение особых условий функционирования органов и учреждений, кризисного функционирования механизмов обеспечения основных жизненно важных потребностей населения, снижения степени охраны материальных ценностей и финансовых потоков. Все указанные обстоятельства на фоне снижения режима правоох-раны могут привлечь внимание криминальных структур или стать катализаторами воспроизводства организованной преступной деятельности. Данные риски могут оказать существенное влияние на показатели смертности и травматизма среди населения, а также нанести существенный ущерб и потребовать значительных затрат на ликвидацию их последствий. Финансовые средства и материально-технические ресурсы могут являться предметом посягательства криминальных структур. Обстановка повышенной опасности для жизни и здоровья облегчает, во-первых, совершение преступлений и, во-вторых, сокрытие следов преступления и устранения нежелательных свидетелей.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2018
Механизм предупреждения последствий возникновения природных катаклизмов и стихийных бедствий основан на прогнозе, оповещении и отработанной системе реагирования. Минимизировать их последствия следует посредством проведения постоянного мониторинга состояния окружающей среды, прогнозирования неблагоприятных вариантов ее развития, создания систем раннего оповещения, заблаговременной эвакуации финансовых средств и материальных ценностей из предполагаемых районов бедствия, накопления в необходимых объемах резервов сил и средств, способных своевременно и адекватно реагировать на вызванные природными факторами негативные изменения.
Предупреждение техногенных аварий и катастроф представляет собой сложный технологический процесс, включающий определенную последовательность действий по созданию достаточных резервов надежности при проектировании сооружений и механизмов, строгому соблюдению технических норм, регламентов и требований при строительстве и эксплуатации, обучению и инспектированию деятельности обслуживающего персонала, минимизации возможностей отрицательного воздействия «человеческого фактора» и своевременной замене устаревающих сложных технических систем. При этом надо иметь в виду потенциальную возможность совершения умышленных действий, которые могут стать причиной техногенных аварий с преступной мотивацией (например, из террористических или экстремистских побуждений). В данном случае следует обратить внимание на обеспечение надежной защиты указанных объектов, соблюдение пропускного режима и правил кадровой политики.
Нормативно-правовые факторы связаны с проблемными вопросами выявления и доказывания организованной преступной деятельности. При этом отдельным вопросом является обеспечение адекватности уровня защиты охраняемой уголовным законом системы общественных отношений от воздействия организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций) фактическому состоянию соот-
ветствующих норм уголовного законодательства.
Меры устранения правовых коллизий и пробелов основываются на проведении на постоянной основе мониторинга состояния нормативной базы и результатов правоприменительной практики, своевременной реализации социологических исследований и замеров общественного мнения по вопросам противодействия организованной преступности. При взвешенном реагировании на проблемы правового регулирования вносимые предложения об изменении и дополнении норм уголовного законодательства должны проходить тщательную научную экспертизу.
Ресурсные факторы связаны с недостаточным уровнем организационного, финансового, кадрового и материально-технического обеспечения и обусловленной им низкой эффективностью борьбы с организованной преступностью [8].
Теперь рассмотрим наиболее вероятные сценарии развития криминальной ситуации в исследуемой сфере.
В период реализации Государственной программы «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» наиболее вероятен вариант развития криминальной ситуации, обусловленный последовательным повышением уровня ресурсного обеспечения правоохранительных органов.
Прогнозируется, что в среднесрочной перспективе (до 5 лет) предположительно сохранятся тенденции к уменьшению количества регистрируемых преступлений всех основных составов, в том числе убийств, фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, грабежей и краж, однако темпы снижения количества преступлений данных видов будут ежегодно замедляться.
В то же время с большой вероятностью повысятся качественные характеристики совершаемых преступлений и тяжесть вызванных ими последствий, в том числе причиненного ущерба. Возможен рост тяжких преступлений корыстно-насильственной направленности, связанных с разбойными нападениями на объекты кредитно-финансовой сферы, организа-
ции, предприятия и частные владения граждан.
Можно ожидать увеличения числа пресеченных фактов коррупции, имеющих длительный характер, и объемов установленного материального ущерба по выявленным преступлениям экономической направленности.
При этом сохранится вероятность возникновения очагов социальной напряженности, вызванных попытками экстремистских организаций дестабилизировать обстановку в обществе. Возможен рост количества несанкционированных митингов и протестных акций, а также числа их участников.
Прогнозируется некоторое увеличение массива рецидивной и женской преступности. Неблагоприятным тенденциям, весьма вероятно, подвергнется сфера преступности несовершеннолетних и молодежи. Возможно существенное увеличение объема и направленности киберп-реступлений.
Сохранится серьезная потребность в повышении уровня профессиональной подготовки сотрудников, в совершенствовании организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, реализации перспективных направлений ее научного обеспечения.
В этих условиях будет возрастать степень влияния внутренних факторов на состояние криминальной обстановки.
Уровень организованной преступности, вероятнее всего, стабилизируется. Снижение количества регистрируемых преступлений с низким уровнем латентности (убийств, фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, разбойных нападений, грабежей, краж и фактов неправомерного завладения транспортными средствами, в том числе совершенных в общественных местах и на улицах) предположительно будет компенсироваться увеличением числа преступлений выявляемых составов (коррупционных, экономической направленности, налоговых преступлений, совершенных организованными группами и преступными сообществами, связанных с незаконным оборотом наркотиков и оружия).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2018
Социально-криминологическая характеристика лиц, совершивших преступления, вероятно, будет сопровождаться снижением уровня насильственной преступности. Также возможно сокращение числа преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства, не имеющими постоянного источника дохода, в том числе безработными.
Эволюция криминальной ситуации и конкретные значения регистрируемой преступности будут определяться состоянием развития общественно-политических и социально-экономических факторов, результатами деятельности подразделений органов внутренних дел и иных правоохранительных органов, уровнем их ресурсного обеспечения, а также возможными изменениями в уголовном законодательстве, которые будут иметь место в реально складывающейся обстановке.
С учетом приведенных положений можно предложить следующую базовую модель отечественной организованной преступности.
1. Структурная организованная преступность в виде альтернативной системы противоправного либо экономически не обоснованного перераспределения финансовых средств и влияния на экономическую политику, а также торговли запрещенными предметами и услугами.
2. Коррупция, определившая корыстно ориентированные формы принятия решений об обеспечении работы элементов механизма государственного и муниципального управления.
3. Международный терроризм как форма организованного преступного бизнеса, концентрированное выражение которого ставит под угрозу вопросы территориальной целостности и суверенитета целых государств.
С известной долей условности и обобщения структуру современных криминальных формирований можно представить в виде четырех относительно самостоятельных уровней:
1) самостоятельно действующие организованные группы общеуголовной направленности и банды;
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2018
2) преступные сообщества, обладающие устойчивыми межрегиональными и международными связями и коррупционной поддержкой;
3) организованные группы, совершающие преступления в сфере экономической деятельности под видом хозяйствующих субъектов;
4) криминальные и околокриминальные организации, подконтрольные хозяйствующим субъектам.
Деятельность самостоятельных организованных групп и банд в основном сконцентрирована на совершении общеуголовных преступлений. Распространенной формой противоправной деятельности остается совершение корыстных и корыстно-насильственных преступлений, посягательства на собственность, получение дохода иными преступными способами и методами, довольно часто имеющими выраженный насильственный характер.
Проявляется криминальная активность данных групп и в решении вопросов коррупционного характера в органах местного самоуправления.
В настоящее время можно отметить заинтересованность указанных структур в формировании «внешне» легальной экономической основы своей деятельности.
При этом на данном уровне можно отметить активные процессы сплочения, интеграции и специализации преступной среды при продолжающемся перераспределении зон и сфер влияния.
Следующий уровень преступных формирований составляют преступные сообщества.
Деятельность указанных представителей криминалитета выражается в двух основных видах преступной деятельности.
Первое - организация рынка запрещенных законом товаров и услуг. В данном случае преступные усилия направлены на получение криминального дохода от незаконной торговли наркотическими средствами, оружием и иными предметами, легальный оборот которых запрещен или ограничен, с последующей легализацией полученных преступным путем средств.
Второе - контроль легальной экономической деятельности. Действия данных
структур заключаются в изъятии части прибыли предприятий малого, среднего и крупного бизнеса, организации крупномасштабных хищений, преступлений в сфере экономической деятельности, вовлечении в коррупционную деятельность работников государственных органов, монополизации определенных видов хозяйственной деятельности и т.п.
Относительно самостоятельный вид организованной преступности - организованные группы, совершающие преступления в сфере экономической деятельности под видом хозяйствующих субъектов. Такого рода группы могут создаваться по месту работы их организаторов или большинства участников или формируются для осуществления конкретного преступного замысла. В первом случае указанные криминальные структуры совершают корыстные преступления на постоянной основе и характеризуются высоким уровнем конспирации организованной преступной деятельности. Участники подобных организованных групп не имеют, как правило, устойчивых криминальных связей за пределами группы, включены в систему социальных связей и обладают высоким уровнем профессиональной подготовки. Когда организованная группа создается для совершения конкретного преступления экономической направленности, в данном случае более сильно влияние традиционных организованных преступных структур и устойчивые связи с криминальной средой. Однако также весьма существенно влияние неуголовного профессионализма и наличия соответствующих знаний, умений и навыков. Одной из основных особенностей рассматриваемых криминальных структур является их обязательное легальное организационно-правовое оформление, предшествующее непосредственной преступной деятельности.
Следующим, относительно новым уровнем современных преступных формирований являются криминальные либо обладающие некоторыми криминальными признаками организации, подконтрольные хозяйствующим субъектам. Под криминальными признаками имеется в виду в первую очередь целевое назначение данных групп,
которое определяется тем, что указанные структуры формируются, экипируются и обучаются для решения конкретных задач соответствующей организации или группы организаций. При этом способы и методы решения могут противоречить положениям действующего законодательства (например, рейдерские захваты, неправовые формы конкурентной борьбы, установление монопольного положения на рынке и т.п.).
Так, в деятельности ряда региональных формирований прослеживается тенденция, которую с определенной долей условности можно отнести к проявлениям криминальных организаций, обеспечивающих и стимулирующих собственный внешне легальный бизнес незаконным путем, совершая, в том числе, преступления в сфере экономической деятельности и иной направленности.
Основное отличие данных организаций от ранее указанных преступных сообществ, также совершающих преступления экономической направленности, заключается в источнике их формирования и активности.
В первом случае криминальные организации создаются действующими легальными коммерческими структурами для обеспечения успеха своей экономической деятельности противоправными, в том числе преступными, методами и способами, а во втором - преступные сообщества с целью упрочения своей экономической составляющей и поддержки преступной активности формируют легальные экономические структуры.
Особенность преступных сообществ в первом случае составляет то, что их руководители не являются криминальными авторитетами, начинавшими свою деятельность с совершения общеуголовных преступлений.
Причем деятельность рассматриваемых криминальных организаций не ограничивается умышленным банкротством и последующим приобретением предприятий-банкротов, нарушением правил конкуренции и уклонением от уплаты налогов, а предусматривает более широкий спектр противоправных действий.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2018
Можно отметить еще две основные тенденции, присущие современным криминальным организациям:
1. Установление и поддержание контактов с хозяйствующими структурами либо формирование собственных легальных бизнес-структур.
2. Стремление к политической власти, особенно исполнительной.
Одним из наиболее действенных инструментов, обеспечивающих потенциальные возможности организованной преступности в ее современном виде, является коррупция.
Преступные структуры используют служебные полномочия коррумпированных лиц не только в целях уклонения от уголовной ответственности, но и для передела и захвата новых сфер влияния либо путем использования искусственно созданного льготного положения при приобретении определенных имущественных прав и получении прибыли, в том числе, путем занижения стоимости экономических объектов либо используют легальный механизм разрешения хозяйственных споров, но с участием корыстно заинтересованных должностных лиц.
Поэтому представители организованного криминалитета все активнее проявляют интерес к установлению коррупционных отношений с представителями органов власти и управления, особенно правоохранительных, судебных структур, контролирующих и надзорных органов, а также к непосредственному вхождению в органы власти в результате выборов.
С учетом изложенного и того, что первоначальный преступный капитал накоплен и основные преступные структуры сформированы и сферы влияния распределены, в перспективе возможно проявление следующих криминогенных тенденций и закономерностей.
Деятельность криминальных структур будет направлена на расширение контроля над наиболее доходными сферами легального бизнеса, а также на подготовку и совершение крупномасштабных посягательств на денежные средства и материальные ценности, находящиеся в сфере муниципального управления.
ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 3 • 2018
Увеличатся масштабы транснациональных форм противоправного поведения, обусловленные корыстной мотивацией, с использованием современных технологий, в том числе компьютерных, и специалистов соответствующего профиля.
Посягательства на сферу экономики будут сопровождаться повышением их общественной опасности за счет организованных форм их совершения и проявлений системной коррупции. Совершение указанных деяний может иметь внешне законную форму процедур, в том числе и судебных, по разрешению экономических споров хозяйствующих субъектов.
С учетом строения сегментов финансового рынка следует ожидать активизацию проявлений организованной противоправной деятельности в кредитно-финансовой и внешнеэкономической сферах. Не будет снижаться интерес представителей криминальных структур к рынку жилья и земельных участков. Возможно увеличение их интереса к сферам пищевой и перерабатывающей промышленности, особенно в рыбной и мясо-молочной промышленности.
Усилятся тенденции, направленные на переход определенной части организованных преступных структур в сферу легального бизнеса, а их руководителей - в ряды бизнесменов и политиков. В связи с этим расширят свое влияние на оперативную обстановку криминальные организации легально действующих хозяйствующих субъектов.
На этом фоне будут продолжаться теоретически бесконечные процессы перераспределения сфер и направлений влияния на объекты получения преступного дохода.
Таким образом, мы наметили некоторые контуры формирования теоретической модели противодействия организованной преступности. При этом еще раз подчеркнем необходимость ее последующей эмпирической верификации, обязательно предваряющей этап ее исследования.
Теперь попытаемся представить, какие элементы, относящиеся к борьбе с организованной преступностью, должны быть представлены либо в самостоятельной программе данной направленности, либо в планируемом документе более общего по-
рядка (например, Государственной программе Российской Федерации).
С учетом системного подхода предлагается допустимым считать ее структуру состоящей из трех самостоятельных блоков: 1) концептуального блока; 2) общей части; 3) особенной части.
Теоретическую модель концептуального блока будущей программы борьбы с организованной преступностью предлагается считать состоящей из следующих самостоятельных разделов:
1) обоснование необходимости разработки программных мероприятий, направленных на борьбу с организованной преступностью. В наиболее сжатом виде указанное обоснование должно быть основано на анализе негативных тенденций в данной области, которые затруднительно ограничить или нейтрализовать без проведения плановых и скоординированных мероприятий правоохранительной направленности;
2) раздел «целей и задач» планируемых мер противодействия организованной преступности, формирование составных элементов которого может быть реализовано с применением методов теоретического уголовно-правового и криминологического моделирования на основе положений уголовной политики, с учетом возможной эмпирической интерпретации их результатов;
3) раздел методологического обеспечения, составные элементы которого объясняют условия, при которых были получены используемые в программе фактические данные.
Теоретическую модель блока общей части программы целесообразно представлять в виде следующих разделов:
1) анализ состояния (показатели объема, уровня, структуры, динамики и т.п.), факторов и фоновых явлений организованной преступности. Используемый понятийный аппарат данного раздела формируется методами теоретического уголовно-правового и криминологического моделирования, а все остальные составные элементы — в основном методами эмпирического моделирования.
Предлагается при формировании указанных характеристик проводить анализ:
— качественной информации, получаемой методами экспертных оценок и аналитических исследований с применением теории измерений и статистики качественных признаков. Акцент целесообразно делать на юридическом анализе научных публикаций, контент-аналитических исследованиях материалов средств массовой информации, а также индивидуальных опросах, преимущественно методами интервьюирования;
— количественной информации, заключенной в данных уголовной статистики, как традиционно применяемыми методами анализа динамических рядов и статистических таблиц, так и методами статистических группировок с последующей обработкой полученных данных математическим аппаратом теории вероятностей.
При рассмотрении вопросов соотношения качественной и количественной информации при проведении криминологических исследований следует учитывать определенную специфику данного вопроса, которая заключается в самой природе формирования количественных показателей социально-правовых явлений. Одной из граней данной специфики является, во-первых, в основном ориентирующее значение количественного выражения характеристик системы охраняемых уголовным законом совокупности общественных отношений и, во-вторых, с другой стороны, невозможность решения многих задач, особенно связанных с прогнозированием, без корректного применения математического аппарата при проведении юридических исследований;
2) раздел прогноза результатов противодействия организованной преступности. Методологическое и методическое обеспечение указанного прогнозирования представляет в настоящее время, на наш взгляд, наибольшую сложность. Здесь же должны быть приведены показатели ожидаемых результатов реализации плановых мероприятий.
Теоретическую модель блока особенной части теоретической модели будущей программы предлагается считать состоящей из следующих самостоятельных разделов:
1) раздел организационно-правовых
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2018
мер борьбы с организованной преступностью, включая меры межведомственного и внутриведомственного взаимодействия в данной области;
2) раздел специальных мер борьбы с организованной преступностью, сгруппированных по конкретным видам преступной деятельности;
3) раздел научного обеспечения будущей программы;
4) раздел, определяющий размеры, источники и сроки финансирования программных мероприятий;
5) показатели ожидаемых результатов реализации программы;
6) раздел международного сотрудничества;
7) меры контроля над ходом реализации и результатами исполнения программных мероприятий.
Для контроля эффективности реализации программных мероприятий целесообразно проводить периодический независимый мониторинг с обязательным привлечением ученых, специализирующихся в указанных областях познания.
Список литературы:
[1] Алексеев А.И., Журавлев М.П., Сухарев А.Я. Основы государственной политики борьбы с преступностью в России. Теоретическая модель. М., 1997. - 64 с.
[2] Бородин С.В. Борьба с преступностью: теоретическая модель комплексной программы. М., 1990. - 272 с.
[3] Васин Ю.Г. Борьба с организованной преступностью: опыт теоретического моделирования / Под общ. ред. С.В. Максимова. М., 2015. -291 с.
[4] Васин Ю.Г. Криминологические модели противодействия организованной преступности: практические аспекты реализации // Пробелы в российском законодательстве. 2017. № 4.
[5] Васин Ю.Г. О тенденциях уголовно-правовой политики противодействия организованной преступности // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 10.
[6] Васин Ю.Г. Тяжкая и организованная преступность: некоторые статистические возможности для моделирования // Право и государство: теория и практика. 2016. № 2.
[7] Основы борьбы с организованной преступностью / Под ред. В.С. Овчинского, В.Е. Эминова, Н.П. Яблокова. М.: «ИНФРА-М», 1996. - 397 с.
[8] Противодействие организованной преступности: законодательный и практический аспекты: Материалы «круглого стола» // Под общей редакцией И.А. Яровой, А.Е. Хинштей-на. М.: Издание Государственной Думы, 2014. - 144 с.
Spisok literatury:
[1] Alekseev A.I., Zhuravlev M.P., Suxarev A.Ya. Osnovy' gosudarstvennoj politiki bor'by' s prestupnost'yu v Rossii. Teoreticheskaya model'. M., 1997. - 64 s.
[2] Borodin S.V. Bor'ba s prestupnost'yu: teoreticheskaya model' kompleksnoj programmy'. M., 1990. - 272 s.
[3]Vasin Yu.G. Bor'ba s organizovannoj prestupnost'yu: opy't teoreticheskogo modelirovaniya / Pod obshh. red. S.V. Maksimova. M., 2015. - 291 s.
[4] Vasin Yu.G. Kriminologicheskie modeli protivodejstviya organizovannoj prestupnosti: prakticheskie aspekty' realizacii // Probely' v rossijskom zakonodatel'stve. 2017. № 4.
[5] Vasin Yu.G. O tendenciyax ugolovno-pravovoj politiki protivodejstviya organizovannoj prestupnosti // Aktual'ny'e problemy' rossijskogo prava. 2017. № 10.
[6] Vasin Yu.G. Tyazhkaya i organizovannaya prestupnost': nekotory'e statisticheskie vozmozhnosti dlya modelirovaniya // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. 2016. № 2.
[7] Osnovy' bor'by' s organizovannoj prestupnost'yu / Pod red. V.S. Ovchinskogo, V.E. E'mi-nova, N.P. Yablokova. M.: «INFRA-M», 1996. -397 s.
[8] Protivodejstvie organizovannoj prestupnosti: zakonodatel'ny'j i prakticheskij aspekty': Materialy' «kruglogo stola» // Pod obshhej redakciej I.A. Yarovoj, A.E. Xinshtejna. M.: Izdanie Gosudarstvennoj Dumy', 2014. - 144 s.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2018