УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Саматова Г.Б. - доцент, ассоциированный профессор кафедры юриспруденции Каспийского Общественного университета, к.ю.н. (Республика Казахстан)
Налоговые уголовные правонарушения обладают повышенной опасностью поскольку подрывают стабильность финансовой системы, устойчивость экономического роста и социального развития Республики Казахстан. В связи с этим, предупреждение налоговых правонарушений является в настоящее время одним из важнейших приоритетов казахстанского общества.
Статистические данные по преступности за период с 2008 г. по 2014 г. свидетельствуют о том, что налоговые преступления являются постоянным компонентом в структуре преступности Республики Казахстан. При этом их динамика разнообразна, поскольку в отдельные периоды она имеет тенденцию роста, а в другие - снижения. В 2014 г. в Республике Казахстан количество отдельные налоговых преступлений (ст.ст. 208, 214 УК РК) возросло по сравнению с 2013 г. В тоже время количество других налоговых преступлений (ст.ст. 221 - 222-1 УК РК) существенно снизилось по сравнению с 2013 г.
214
Динамика налоговых преступлений за период с 2008 г. по 2014 г.
Таблица № 1
год 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
ст. 208 УК РК 29 68 47 48 19 119 130
ст. 214 УК РК 79 136 92 56 48 40 77
ст. 221 УК РК 167 172 121 128 55 50 37
ст. 222 УК РК 546 750 1034 884 370 583 304
ст. 222-1 УК РК 3 6 8 5
Рисунок № 1
Динамика налоговых преступлений за период с 2008 г. по 2014 г.
Статистические данные взяты с сайта:
http://service.pravstat.kz/portal/page/portal/POPageGroup/Services/Pravstat
Борьба с преступлениями, связанными с уклонением от уплаты налогов, в рамках советского и суверенного периода Республики Казахстан до принятия УК РК 2014 г. осуществлялась на основе норм следующих четырех уголовных кодексов: Уголовных Кодексов РСФСР 1922 и 1926 годов, Уголовного Кодекса Казахской ССР 1959 года и Уголовного Кодекса Республики Казахстан 1997 года.
Л 1 с
В Уголовном Кодексе РСФСР 1922 года была предусмотрена ответственность за следующие налоговые преступления:
62. Участие в организации, действующей в целях, означенных в 57 статье Уголовного кодекса, путем возбуждения населения к массовым волнениям, неплатежу налогов и невыполнению повинностей или всяким иным путем в явный ущерб диктатуре рабочего класса и пролетарской революции, хотя бы вооруженное восстание или вооруженное вторжение и не являлось ближайшей задачей деятельности этой организации, карается -теми же наказаниями.
69. Пропаганда и агитация, выражающаяся в призыве к свержению власти Советов путем насильственных или изменнических действий или путем активного или пассивного противодействия Рабочее - Крестьянскому Правительству, или массового невыполнения возлагаемых на граждан воинской или налоговых повинностей, карается -
лишением свободы на срок не ниже трех лет со строгой изоляцией. За те же преступления, совершенные в военной обстановке или при народных волнениях, наказание повышается до высшей меры наказания.
78. Массовый отказ от внесения налогов денежных или натуральных или от выполнения повинностей карается: 1) в отношении подстрекателей, руководителей и организаторов -
215 СУ, 1922 г., № 15. - Ст. 153.
лишением свободы на срок не ниже одного года с конфискацией всего или части имущества.
2) в отношении прочих участников -
лишением свободы на срок не ниже шести месяцев, или имущественными взысканиями не ниже наложения в двойном размере тех же платежей и повинностей.
79. Неплатеж отдельными гражданами в срок или отказ от платежа налогов, денежных или натуральных, от выполнения повинностей или производства работ, имеющих общегосударственное значение, карается в первый раз административными взысканиями, налагаемыми соответствующими органами власти в пределах, законом определенных.
Повторный и упорный неплатеж или отказ от исполнения работ или повинностей, или иные действия, устанавливающие злостность неплательщиков, - лишением свободы или принудительными работами на срок не ниже шести месяцев или конфискацией всего или части имущества, или наложением имущественных взысканий не ниже двойного размера тех же
платежей или повинностей.
Данные нормы были воспроизведены в Уголовном Кодексе РСФСР 1926 года216 в таких статьях, как 58.6, 58.13, 59.5 и 60.
Кроме того, в ст. 63 указанного Кодекса впервые предусматривалась ответственность за сокрытие наследственного имущества или имущества, переходящего по актам дарения, в целом или в части, а равно искусственное уменьшение стоимости имущества в целях обхода законов о наследовании и дарении, а также закона о налоге с наследств и имуществ, переходящих по актам дарения, которое наказывалось конфискацией всего или части
216 СЗ, 1926 г., № 80. - Ст. 600.
имущества, переходящего по акту наследования или дарения к лицу, сокрывшему его.
Следующим этапом формирования уголовного законодательства по борьбе с налоговыми правонарушениями является Уголовный кодекс
917 91 Я
Казахской ССР , в котором в ст. 164-1, начиная с 12 июня 1986 года , предусматривалась ответственность за уклонение от подачи декларации о доходах. Данное преступление определялось как уклонение от подачи декларации о доходах от занятия кустарно-ремесленным промыслом, другой индивидуальной трудовой деятельностью либо об иных доходах, облагаемых подоходным налогом, и в других случаях, когда подача декларации предусмотрена законодательством, либо несвоевременная подача декларации или включение в нее заведомо искаженных данных, если эти действия совершены после наложения административного взыскания за такие же нарушения, и наказывалось исправительными работами на срок до двух лет или штрафом от двухсот до одной тысячи рублей.
В период с 1998 по 2014 г.г. борьба с налоговыми преступлениями в Казахстане регламентировалась положениями Уголовного Кодекса
910
Республики Казахстан 1997 года (далее - УК РК 1997 г.), который на момент принятия содержал в Особенной Части четыре статьи, предусматривающие ответственность за следующие налоговые преступления:
ст. 208 УК РК - подделка и использование марок акцизного сбора; ст. 214 УК РК - уклонение от уплаты таможенных платежей и сборов; ст. 221 УК РК - уклонение гражданина от уплаты налога; ст. 222 УК РК - уклонение от уплаты налогов с организации.
217 «
Ведомости Верховного Совета и Правительства Казахской ССР, 1959 г., N 22-23, ст. 177.
218 Ведомости Верховного Совета Казахской ССР, 1986 г., N 25, ст. 242.
219 Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1997 г., № 15-16, ст. 211.
Начиная с 1998 года, казахстанское уголовное законодательство в сфере налогообложения неоднократно изменялось и дополнялось, что в конечном итоге привело к тому, что в дальнейшем в УК РК 1997 г. содержалось уже пять статей, предусматривающих ответственность за шесть налоговых преступлений:
ст. 208 УК РК - нарушение порядка и правил маркировки подакцизных товаров акцизными марками и (или) учетно-контрольными марками, подделка и использование акцизных марок и (или) учетно-контрольных марок;
ст. 214 УК РК - уклонение от уплаты таможенных платежей и сборов; ст. 221 УК РК - уклонение гражданина от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет;
ст. 222 УК РК - уклонение от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет с организаций;
ст. 222-1 УК РК - незаконные действия в отношении имущества, ограниченного в распоряжении в счет налоговой задолженности налогоплательщика.
В Уголовном Кодексе Республики Казахстан, принятом 3 июля 2014
220
г. (далее - УК РК 2014 г.), количество статей и уголовных правонарушений по сравнению с УК РК 1997 г. не изменилось:
Статья 233. Нарушение порядка и правил маркировки подакцизных товаров акцизными марками и (или) учетно-контрольными марками, подделка и использование акцизных марок и (или) учетно-контрольных марок
220 Ведомости Парламента РК 2014 г., № 13-11, ст. 83.
1. Нарушение порядка и правил маркировки подакцизных товаров акцизными марками и (или) учетно-контрольными марками, повлекшее причинение значительного ущерба, -
наказывается штрафом в размере до двух тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок, с конфискацией имущества или без таковой, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
2. Изготовление или приобретение с целью сбыта, а равно использование или сбыт заведомо поддельных акцизных марок и (или) учетно-контрольных марок -
наказываются штрафом в размере до трех тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок, с конфискацией имущества или без таковой, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Статья 236. Уклонение от уплаты таможенных платежей и сборов
1. Уклонение от уплаты таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов или других таможенных платежей в крупных размерах -
наказывается штрафом в размере до пятисот месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до трехсот часов, либо арестом на срок до девяноста суток.
2. То же деяние, совершенное должностным лицом с использованием своего служебного положения, -
наказывается штрафом в размере до двух тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо
Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 1 (январь-март) 2016
ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные преступной группой, -
наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет.
Примечание. Лицо, добровольно уплатившее сумму недоимки, начисленные пени, сумму штрафов, установленных законодательством Республики Казахстан, освобождается от уголовной ответственности по части первой настоящей статьи, если в его действиях не содержится состав иного преступления.
Статья 244. Уклонение гражданина от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет
1. Уклонение гражданина от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет путем непредставления декларации о доходах в случаях, когда подача декларации является обязательной, либо путем включения в декларацию или иные документы, связанные с исчислением или уплатой налогов и (или) других обязательных платежей в бюджет, заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо об имуществе, подлежащем налогообложению, если это деяние повлекло неуплату налога и (или) других обязательных платежей в бюджет в крупном размере, -
наказывается штрафом в размере до пятисот месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до трехсот часов, либо арестом на срок до девяноста суток.
2. То же деяние, совершенное с использованием счета-фактуры без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров, -
наказывается штрафом в размере до трех тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо
Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 1 (январь-март) 2016
ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Статья 245. Уклонение от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет с организаций
1. Уклонение от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет с организаций путем непредставления декларации, когда подача декларации является обязательной, либо внесения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах и (или) расходах, путем сокрытия других объектов налогообложения и (или) других обязательных платежей, если это деяние повлекло неуплату налога и (или) других обязательных платежей в крупном размере, -
наказывается штрафом в размере до двух тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
2. То же деяние, совершенное:
1) с использованием счета-фактуры без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров;
2) группой лиц по предварительному сговору, -
наказывается штрафом в размере до пяти тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные преступной группой либо в особо крупном размере, -
наказываются лишением свободы на срок от шести до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Статья 246. Незаконные действия в отношении имущества, ограниченного в распоряжении в счет налоговой задолженности налогоплательщика
Растрата, отчуждение, сокрытие или незаконная передача имущества, на которое налоговыми органами наложено ограничение в распоряжении, а также отказ в передаче такого имущества в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, совершенные лицом, имущество которого ограничено, а равно осуществление служащим кредитной организации банковских операций с денежными средствами (вкладами), по которым налоговыми органами приостановлены расходные операции, -
наказываются штрафом в размере до пятисот месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до трехсот часов, либо арестом на срок до девяноста суток.
При детальном изучении санкций за указанные уголовные правонарушения можно сделать следующие два вывода.
1. Данные уголовные правонарушения являются проступками (ч. 1 ст. 236 УК РК, ч. 1 ст. 244 УК РК, ст. 246 УК РК), преступлениями небольшой (ч. 1 ст. 233, ч. 2 ст. 236, ч. 1 ст. 221, ст. 222-1), средней тяжести (ч. 2 ст. 233, ч. 3 ст. 236, ч. 2 с. 244, ч.ч.1, 2 ст. 245 УК РК) и тяжким преступлением (ч.3 ст. 245 УК РК).
2. Санкции рассматриваемых норм являются альтернативными, поскольку содержат сразу несколько видов наказания. За совершение налоговых правонарушений могут быть применены такие виды наказания, как: штраф: до 5 000 МРП; исправительные работы: до 5 000 МРП; общественные работы: 300 часов; арестом: до 90 суток; ограничение
Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 1 (январь-март) 2016
свободы: на срок до пяти лет; лишение свободы: до десяти лет.
В качестве дополнительных видов наказания за рассматриваемые правонарушения предусмотрены: конфискация; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью: до трех лет.
Несмотря на неоднократные изменения и дополнения норм, регламентирующих ответственность за налоговые правонарушения, на наш взгляд, в указанной области права все еще остались нерешенными отдельные проблемы, из которых мы хотели бы обратить внимание на следующие.
1. Прежде всего, это касается вопроса наказания за рассматриваемые правонарушения, которые, по нашему мнению, являются мягкими. В частности, это непосредственно касается такого вида наказания как штраф.
Так, например, уголовная ответственность за уклонение от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет с организаций (ст. 245 УК РК 2014 г.) связана с причинением ущерба, превышающего двадцать тысяч месячных расчетных показателей. При этом, если обратить внимание на санкцию по ч. 1 ст. 245 УК РК 2014 г., то за указанное деяние штраф установлен в размере до двух тысяч месячных расчетных показателей. Сравнение диспозиции и санкции ч. 1 ст. 245 УК РК 2014 г. позволяет сделать вывод о том, что разница между суммой причиненного ущерба и размером штрафа по максимальному пределу достигает десяти раз! Такая же картина наблюдается и в других рассматриваемых нормах.
Мягкость наказания вообще, а по налоговым правонарушениям в частности, не позволяет достичь целей наказания, указанных в ч. 2 ст. 39 УК РК, а именно восстановления социальной справедливости, а также исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений как осужденным, так и другими лицами.
Об этом писал еще Чезаре Беккария в своей книге «О преступлениях и наказаниях». По его мнению «Должна быть соразмерность между
Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. Выпуск № 1 (январь-март) 2016
преступлениями и наказаниями... Единственным и истинным мерилом преступлений является вред, который они причиняют нации... Для
достижения цели наказания достаточно, чтобы зло наказания превышало
221
выгоду, достигаемую преступлением ».
Устранить данный недостаток, на наш взгляд, возможно путем увеличения в разы размеров штрафа за налоговые правонарушения. К тому же, положения Общей части УК РК 2014 г., а именно ст. 41 позволяют это сделать. В ч. 2 указанной статьи закреплено, что штраф устанавливается в пределах от двадцати пяти до десяти тысяч месячных расчетных показателей.
2. Еще один аспект борьбы с налоговыми правонарушениями, на который мы хотели бы обратить внимание, это то, что по ним весьма низок уровень возмещения причиненного государству ущерба. Об этом свидетельствуют статистические данные, приведенные в таблице № 2.
Таблица № 2
Сведения об установленной сумме материального вреда и его возмещаемости по оконченным уголовным делам
год Наименование показателей установленная сумма материального вреда (тыс.тенге) наложен арест на имущество (тыс.тенге) изъято и добровольно погашено (тыс.тенге)
2008 Всего по всем линиям 147717497,540 11620468,75 94446949,4
По преступлениям 58325416,027 6799203,477 19357378,234
221 Беккария Ч. О преступлениях и наказаниях. М. 1939. С. 216, 223 и 311.
гл. 7 УК РК
ст. 214 УК РК 568320,774 91620,871 448267,137
ст. 221 УК РК 334405,536 2650,0 78693,616
ст. 222 УК РК 21925222,619 1114566,56 10250499,427
2009 Всего по всем линиям 233104738,973 23906307,989
По 78077193,796 3913791,496 -
преступлениям гл. 7 УК РК
ст. 214 УК РК 3017115,558 1885,438 -
ст. 221 УК РК 759178,762 23614,243 77468,05
ст. 222 УК РК 36895543,314 1265816,419 -
2010 Всего по всем линиям 276388855,041 12008360,543
По 166402071,530 10714731,597 -
преступлениям гл. 7 УК РК
ст. 214 УК РК 7689432,923 - -
ст. 221 УК РК 807255,519 8697,474 55602,500
ст. 222 УК РК 56290432,968 1951509,031 -
ст. 222-1 УК РК 17,000 - 17,000
2011 Всего по всем линиям 198484495,087 3733651,296
По 112065776,969 868240,366 -
преступлениям гл. 7 УК РК
ст. 214 УК РК 107726,375 0 107726,375
ст. 221 УК РК 665021,752 0 138393,516
ст. 222 УК РК 74021181,432 92086,558 -
ст. 222-1 УК РК 820,052 0 0
2012 Всего по всем линиям 160604081,643 15440685,859
По 73467177,467 586524,768 -
преступлениям гл. 7 УК РК
ст. 214 УК РК 3443533,597 - 298039,336
ст. 221 УК РК 3846557,531 - 4126,319
ст. 222 УК РК 37388944,260 423805,000 -
ст. 222-1 УК РК -
2013 Всего по всем линиям 304273874,933 50420405,901
По 132180534,979 20581,500 43179,789
преступлениям гл. 7 УК РК
ст. 214 УК РК 464694,671 - 464694,671
ст. 221 УК РК 400501,212 3000,000 28473,000
ст. 222 УК РК 75245255,706 168878,595 -
ст. 222-1 УК РК 8484,674 - -
2014 Всего по всем линиям 160823494,13 11663211,590
По 31801513,048 2049284,709 -
преступлениям гл. 7 УК РК
ст. 214 УК РК 1435553,226 438376,662
ст. 221 УК РК 981162,668 25799,787 5387,140
ст. 222 УК РК 15323218,600 1018038,537 -
ст. 222-1 УК РК - - -
Кроме того, эти данные свидетельствуют о том, что среди налоговых преступлений самый высокий показатель возмещения причиненного ущерба характерен для ст. 214 УК РК 1997 г. (Уклонение от уплаты таможенных платежей и сборов), особенно в период с 2011 по 2013 года. На наш взгляд, это обусловлено тем, что в указанную норму в соответствии с Законом Республики Казахстан от 18 января 2011 года № 393-1У «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики
Казахстан по вопросам дальнейшей гуманизации уголовного
222
законодательства и усиления гарантий законности в уголовном процессе» было включено примечание 2, в соответствии с которым лицо, добровольно уплатившее сумму недоимки, начисленные пени, сумму штрафов, установленных законодательством Республики Казахстан, освобождается от уголовной ответственности по части первой настоящей статьи, если в его действиях не содержится состав иного преступления. Применение на практике данного примечания, по нашему мнению, позволило правоохранительным органам добиться существенного снижения уровня настоящего преступления за период с 2011 по 2013 года по сравнению с 2008 - 2010 годами (см. таблицу № 1 и рисунок № 1). Данное примечание также сохранено и в новом УК РК 2014 г. в ст. 236.
Мы считаем, что в целях совершенствования уголовного законодательства по вопросам налогообложения и увеличения уровня возмещения ущерба, причиняемого налоговыми правонарушениями, было бы целесообразно включить в ст. 244 УК РК 2014 г. (Уклонение гражданина от
222 Ведомости Парламента РК, 2011 г., № 2 (2579), ст. 19
уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет) и ст. 245 УК РК 2014 г. (Уклонение от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет с организаций) примечание такого же содержания.
Полагаем, что вышеизложенные предложения по совершенствованию уголовного законодательства, регламентирующего ответственность за налоговые правонарушения, внесут вклад в повышении эффективности борьбы с данными нарушениями в сфере налогообложения в целях обеспечения защиты финансовой системы Республики Казахстан.