Научная статья на тему 'УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ФРАНЦИИ'

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ФРАНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
163
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ / CRIMINAL LIABILITY OF LEGAL PERSONS / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ENVIRONMENTAL POLICY / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ENVIRONMENTAL CRIME / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕРРОРИЗМ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОДЕКС ФРАНЦИИ / FRENCH ENVIRONMENTAL CODE / ФРАНЦУЗСКОЕ УГОЛОВНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО / FRENCH CRIMINAL ENVIRONMENTAL LAW / ECO-TERRORISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Терновая Ольга Анатольевна

Статья раскрывает особенности уголовной ответственности юридических лиц за экологические преступления по законодательству Франции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Corporate criminal liability for environmental crimes under the laws of France

The article reveals the peculiarities of corporate criminal liability for environmental crimes under French law.

Текст научной работы на тему «УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ФРАНЦИИ»

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ФРАНЦИИ

ТЕРНОВАЯ Ольга Анатольевна,

кандидат юридических наук,

ведущий научный сотрудник отдела гражданского законодательства иностранных государств Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ (ИЗиСП). E-mail: ternovaya16@yandex.ru

Краткая аннотация: Статья раскрывает особенности уголовной ответственности юридических лиц за экологические преступления по законодательству Франции.

Abstract: The article reveals the peculiarities of corporate criminal liability for environmental crimes under French law.

Ключевые слова: Уголовная ответственность юридических лиц; экологическая политика; экологические преступления; экологический терроризм; Экологический кодекс Франции; французское уголовное экологическое право.

Keywords: Criminal liability of legal persons; environmental policy; environmental crime; eco-terrorism; French Environmental Code; French criminal environmental law.

Охрана природы уголовно-правовыми средствами стала одной из основных задач начала XXI в. Здоровая окружающая среда является фундаментальной ценностью, такой же как жизнь, свобода или собственность. С.Т. Фатку-лин справедливо отмечает, что в настоящее время «природа находится в столь плачевном состоянии, что ее неблагополучие отражается на условиях жизни и здоровья людей: растет число генетических отклонений, сокращается средняя продолжительность жизни российских граждан. В этих условиях особо актуальными являются научные исследования, нацеленные на поиск решений, способных уменьшить риск дальнейшего обострения экологической ситуации. К их числу относятся исследования по развитию и совершенствованию уголовно-правового законодательства, направленного на противодействие экологической преступности».[1] Именно поэтому вызывает интерес уголовное законодательство Франции, особенность которого заключается в том, что кроме Уголовного кодекса 1992 г. (вступил в силу в 1994 г.)[2], уголовно-правовые нормы и институты рассредоточены по другим кодексам, специальным законам и законам, не имеющим в целом уголовно-правового характера. Кроме

того, обсуждаемый в настоящее время в российской доктрине вопрос о необходимости введения уголовной ответственности юридических лиц,[3] заставляет обратиться к опыту зарубежных стран. Уголовная ответственность юридических лиц получила достаточно широкое распространение за рубежом и закреплена в законодательстве Австралии, Англии, Ирландии, Исландии, Нидерландов, Швейцарии, Бельгии, Дании, США, Канады, Китая и ряде других государств. По мнению М.М. Каленченко, в большинстве случаев одной из основных причин признания коллективных образований субъектами преступлений являлась необходимость повышения потенциала уголовного права именно в целях охраны окружающей среды.[4]

Во Франции как в стране, доктрина которой давно признает существование института уголовной ответственности юридических лиц, общеуголовные основания такой ответственности закреплены в Уголовном кодексе 1992 г., а согласно ст. 121-2 Уголовного кодекса к уголовной ответственности может быть привлечено любое юридическое лицо частного и публичного права за исключением государства. Юридические лица могут быть привлечены к уголовной ответственности как самостоятельно, так и одно

временно с физическими лицами. Статья 121-2 Уголовного кодекса устанавливает, что ответственность юридического лица не исключает ответственности физического лица, исполнителя или соучастника тех же самых действий.

В настоящее время в российской и зарубежной доктрине все чаще ставится вопрос о юридической ответственности за экологические преступления. С.А. Боголюбов в монографии «Реализация экологической политики посредством права», справедливо отмечает, что «юридическая ответственность в сфере охраны окружающей среды и организации рационального природопользования является серьезным фактором их состояния и элементом экологической политики как в масштабе регионов и стран, так и в масштабе континентов, имея многоаспектный характер, отражаемый в нормативных документах второго десятилетия XXI в.»[5]. В свою очередь, французские исследователи в научной статье «Сорок лет экологической политики: эволюция, будущее, настоящее» подчеркивают влияние международного права и нормативных актов Европейского союза при формирование французской экологической политики[6].

С точки зрения эволюции юридической ответственности в экологической сфере опыт Франции имеет свои особенности. Начиная с 1970 г. под влиянием различных экологических бедствий, проблема поиска эффективных мер охраны окружающей среды приобрела глобальный характер. Такая ситуация потребовала необходимости разработки нового эффективного законодательства, нормы которого отличались бы большей императивностью. Именно поэтому принятие Экологического кодекса Франции 2000 г.[7] - уникального документа, в составе которого объединены как регулятивные, так и репрессивные нормы, устанавливающие уголовную ответственность за экологические преступления, нужно признать важным этапом формирования института уголовной ответственности в экологической сфере. Следующим крупным событием в развитии экологической политики Франции стало принятие 1 марта 2005 г. Хартии окружающей среды[8], провозгласившей в ст. 1 право каждого гражданина проживать в сбалансированной и здоровой окружающей среде. В этом программном

документе было определено понятие экологической обязанности для индивидуальных лиц (ст. 2-4), для публичных властей (ст. 5, 6, 10), а также для сфер образования и науки (ст. 8, 9). В Хартии отмечается необходимость экологического воспитания и формирования экологического сознания населения, определены виды и особенности экологической ответственности, сформулирован принцип «загрязнитель платит». Французское законодательство об уголовной ответственности юридических лиц в сфере экологии нельзя рассматривать без учета влияния наднациональных нормативных актов Европейского Союза, направленных на гармонизацию законодательства стран-участниц.

Следует отметить, что в Европейском Союзе долгое время существовали две сложные проблемы, связанные с национальными особенностями законодательства стран-членов в сфере экологии: во-первых, наличие различных подходов к определению экологического преступления на уровне национального законодательства стран-участниц и, во-вторых, недостаточная эффективность санкций за преступления в сфере экологии. Результатом поиска эффективных средств борьбы с причинением ущерба окружающей среде и гармонизации репрессивных мер в национальном законодательстве государств-членов стала Директива Европейского парламента и Совета 2008/99/ЕС от 19 ноября 2008 об уголовно-правовой охране окружающей среды.[9] Директива установила не только общие критерии экологических преступлений, но и согласно ст. 6 ввела обязанность стран-членов предусматривать ответственность юридических лиц, если эти преступления «совершены с целью извлечения выгоды любым лицом, действовавшим самостоятельно или в качестве органа юридического лица, занимавшим руководящее положение в структуре юридического лица на основании: а) полномочий представлять юридическое лицо; б) полномочий принимать решения от имени юридического лица; в) полномочии осуществлять контроль за юридическим лицом.». Кроме того, ст. 7 Директивы предусмотрела принятие государствами-членами «эффективных, соразмерных и сдерживающих санкций» для юридических лиц, совершающих экологические преступления. В Пе-

реходных положениях Директивы указано, что «если государства-члены принимают такие меры, они должны снабжать их ссылкой на настоящую Директиву или сопровождать такой ссылкой при их официальной публикации».

На международном уровне Франция является участницей Конвенции о защите окружающей среды посредством уголовного законодательства (Страсбург, 4 октября 1998 г.): в Преамбуле Конвенции отмечается, что «нарушения, имеющие серьезные последствия для окружающей среды, должны быть квалифицированы как уголовные преступления, влекущие за собой соответствующие санкции». Особое значение для развития института ответственности юридических лиц за экологические правонарушения имеет ст. 9 Конвенции «Корпоративная ответственность». Согласно п. 1 ст. 9 Конвенции каждая из Сторон принимает соответствующие необходимые меры по созданию условий для применения уголовных или административных санкций или мер воздействия к юридическим лицам, от имени которых преступление, упомянутое в ст. 2 или 3, было совершено их органами или членами или иным представителем. Корпоративная ответственность в соответствии с п. 1 ст. 9 Конвенции не исключает уголовного преследования физического лица. Однако п. 3 ст. 9 Конвенции устанавливает специальную оговорку, согласно которому любое государство может при подписании рассматриваемой Конвенции или при сдаче на хранение ратификационной грамоты, документа о принятии, утверждении или присоединении путем подачи Генеральному секретарю Совета Европы заявить о том, что оно сохраняет за собой право не применять параграф 1 ст. 9 или любую другую ее часть или что положения статьи применяются исключительно в отношении преступлений, указанных в заявлении. Эта оговорка была сделана в связи с тем, что правовые доктрины отдельных государств не признают уголовную ответственность коллективных образований. Франция не воспользовалась рассмотренной оговоркой, и на сегодняшний день ее законодательство соответствует международным требованиям, установленным Конвенцией.

Современное французское экологическое уголовное законодательство в основном

существует вне сферы действия Уголовного кодекса и предполагает применение норм об ответственности, установленными другими кодексами и специальными законами. Единственное экологическое преступление, установленное Уголовным кодексом - это экологический терроризм. Согласно ст. 421-2 УК экологическим терроризмом признаются действия, преднамеренно осуществляемые лицом или организованной группой, имеющей целью серьезно нарушить общественный порядок путем запугивания или террора, по введению в атмосферу, в почву или в воды (включая территориальные морские воды) вещества, способного создать опасность для здоровья людей, животных или окружающей среды. Опасность для общества экологического терроризма подтверждает санкция, установленная ст. 421 -4 УК, согласно которой лица, виновные в совершении экологического терроризма, наказываются лишением свободы на срок до 15 лет. Если указанные действия повлекли смерть одного или нескольких человек, то может быть назначено пожизненное тюремное заключение.

Несколько видов преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом, не признаются экологическими преступлениями, но могут являться основаниями привлечения к корпоративной уголовной ответственности в случае нанесения ущерба окружающей среде. Речь идет о преступлениях, связанных с созданием ситуаций, опасных для других лиц. В качестве примера можно привести ст. 223-1 УК, которая устанавливает такое основание для привлечения к ответственности как прямое поставление другого человека в непосредственную опасность смерти или причинение телесных повреждений, способных повлечь увечье или хроническое заболевание, совершенное путем явного, умышленного невыполнения определенной обязанности по безопасности или предосторожности, возложенной законом или регламентом. Следует учитывать, что все перечисленные выше негативные последствия в отношении человека могут быть вызваны нанесением ущерба окружающей среде в случаях неумышленных посягательств на жизнь, указанных в ст. 221-6, 22219 и 222-20 Уголовного кодекса.

Как правило, вопрос о причинно-след-

ственной связи негативных последствий преступления и нанесением ущерба окружающей среде, решается в судебном порядке. Например, Апелляционный Суд г. Тулуза (CA Toulouse, 24 sept. 2012, n 2012/642) подтвердил решение Исправительного Суда (T. corr. Toulouse, 19 nov. 2009, MP c/ SA Grande Paroisse et a.) и признал уголовную ответственность юридического лица и ее руководителя за неумышленное причинение травм и смерти потерпевших, вызванное недостатками управления промышленными отходами этого предприятия и наличием причинно-следственной связи с взрывом здания. Таким образом, нарушение императивных экологических требований, установленных в отношении промышленных отходов, явилось основанием возникновения уголовной ответственности юридического лица и применения общих норм уголовного права.[10] За исключением рассмотренных выше случаев применения общеуголовных норм об ответственности юридических лиц, уголовное экологическое законодательство Франции в основном состоит из особенных норм, включенных в специальные законы и различные кодексы, такие как Экологический кодекс, Градостроительный кодекс, Сельскохозяйственный кодекс, которые охватывают большую часть преступлений в экологической сфере. Эти нормы направлены на защиту физических лиц, окружающей среды, фауны, флоры, профилактику загрязнения, рисков и вредного воздействия. Все экологические преступления применяются как к физическим, так и к юридическим лицам.

С точки зрения уголовно-правовой охраны окружающей среды особого внимания заслуживает Экологический кодекс 2000 г., более 200 статей которого посвящены уголовной ответственности за экологические преступления и условиям ее применения, что особенно важно в условиях обсуждения в России концепций и проектов экологических кодексов РФ. [11] Экологический кодекс Франции включает семь книг: общие положения, физическая среда, природные пространства, фауна и флора, предупреждение загрязнений и других видов экологической опасности, применение положений в Заморских территориях Франции, охрана окружающей среды в Антарктике. В каждой из пере-

численных книг Кодекса предусмотрены специальные разделы, озаглавленные как «уголовно-правовые положения» или «уголовно-правовые санкции». Некоторые разделы кодекса определяют категории и полномочия лиц, наделенных специальными полномочиями по расследований экологических преступлений. Книга I законодательной части Экологического кодекса включает в себя разд. 7 «Общие положения, касающиеся относительно контроля и санкций». В ст. L170-1 разд. 7 установлены общие требования к осуществлению различных видов деятельности, связанных с угрозой причинения ущерба окружающей среде, а гл. III названного раздела содержит ряд статей, устанавливающих уголовно-правовые санкции за неисполнения общих требований. В частности, ст. L173-1 (с изменениями, внесенными Ордонансом № 2016-282 от 10 марта 2016 г.)[12], устанавливает наказание в виде одного года лишения свободы либо штрафа размере 75 000 евро за осуществление лицом деятельности без разрешения, регистрации, лицензирования, утверждения или сертификации, предусмотренных статьями L. 214-3, L. 512-1, L. 512-7, L. 555-1, L. 571-2, L. 571-6 и L. 712-1 Кодекса.

Статья L173-2 (ч. 1) устанавливает санкцию - один год тюремного заключения и штраф 15000 евро за осуществление какого-либо вида деятельности без ее декларирования или авторизации, если это противоречит требованиям норм экологического законодательства. Если в результате осуществления какой-либо деятельности будет нанесен серьезный ущерб здоровью и безопасности людей или причинен существенный ущерб фауне и флоре, качеству воздуха, почвы и воды, предусмотрено наказание в виде пяти лет тюремного заключения и штрафа в размере 300 000 евро (ч. 3 ст. L173-3). К физическим лицам Кодекс устанавливает дополнительные виды наказаний, (ст. L173-7) за причинение ущерба окружающей среде: 1) доведение приговора об осуждении до общественности через средства массовой информации, включая электронные; 2) конфискация вещи, которая использовалась или предназначалась для использования при совершении преступления; 3) приостановка на срок до одного года права пользования транспортным средст-

вом (автомобилем, кораблем, лодкой, морским или воздушным судном), принадлежащим осужденному на праве собственности и использовавшимся им при совершении преступления; 4) лишение права на занятие профессиональной деятельностью до пяти лет, при осуществлении которой было совершено преступление.

Уголовной ответственности юридических лиц посвящена ст. L173-8 Экологического кодекса, которая устанавливает, что уголовная ответственность юридических лиц определяется в соответствии со ст. 121-2 УК, т.е. им назначается штраф в размере, равном пятикратному размеру штрафа, предусмотренного в санкции соответствующей статьи для физических лиц. Если наказание для физического лица связано только с лишением свободы, юридическое лицо может быть подвергнуто штрафу в размере 1 млн. евро. Кроме того, за экологические преступления к юридическому лицу могут быть применены такие наказания как судебный надзор, ликвидация, запрет на участие в государственных закупках, запрет осуществление сделок с ценными бумагами, конфискация, публикация приговора в средствах массовой информации. Книги II-VII Кодекса включают нормы, посвященные охране отдельных объектов окружающей среды.

В настоящее время во Франции отмечается ярко выраженная тенденция экологизации бизнеса. Многие французские компании, добровольно берут на себя обязательства в социальной и экологической сфере и, соответственно, несут предусмотренную законодательством ответственность за неисполнение обязательств. Корпоративная социальная ответственность (КСО Corporate Social Responsibility (CSR)) представляет собой классический пример «мягкого права», включая в себя добровольные обязательства, связанные с охраной окружающей среды, устойчивым развитием

Библиография:

и защитой прав человека. Основная цель КСО заключается в стимулировании компаний принять правила поведения, направленные на предотвращение юридических рисков, с которыми сталкивается предприятие при осуществлении своей деятельности. Такие правила могут быть установлены в Кодексах профессиональной этики, Кодексах надлежащей практики, в партнерских соглашениях с неправительственными организациями.

Согласно Закону от 12 июля 2010 г. № 2010-788[13] о национальном обязательстве защиты окружающей среды, материнская компания может быть привлечена к ответственности за действия дочерней компании. Привлечение к ответственности материнской компании возможно при условии осуществления ликвидации дочерней компании по решению суда и при наличии вины материнской компании. Санкции заключаются в полной или частичной оплате материнской компанией работ по ликвидации ущерба нанесенного окружающей среде дочерней компанией, проходящей процедуру ликвидации по решению суда.

Таким образом, современное уголовное экологическое законодательство Франции является комплексным и динамично развивается под влиянием международных нормативных актов и законодательства Европейского Союза. При этом могут применяться как общеуголовные нормы об ответственности, так и специальные нормативные акты и положения «мягкого права» («soft Law»). Как справедливо отмечает Л.Ф. Шулепова «французское уголовное законодательства не стремится к полной кодификации. Предполагается, что в отличие от бланкетных норм действие уголовно-правовых положений, включенных непосредственно в механизм правового регулирования отдельных сфер общественной жизни, является более эффективным»[14].

1. Фаткулин С.Т. Проблемы реализации уголовной ответственности за экологические преступления // Правопорядок: история, теория, практика. 2014. №1(2). С. 14713.

2. Официальный сайт законодательства Франции // URL: https://www.legifrance.gouv.fr/rechCodeArticle.do?reprise=true&page=1 Code pénal (дата обращения 1 августа 2016 г.)

3. Лафитский В.И., Семыкина О.И. Уголовная ответственность юридических лиц в отечественном законодательстве: к истории вопроса «pro et contra» // Журнал российского права. 2014. № 2. С. 5-13; Есаков

4. Г.А. Меры уголовно-правового характера в отношении юридических лиц: критическая оценка // Уголовное право. 2011. № 3; Голованова Н.А., Лафитскии В.И., Цирина М.А. Уголовная ответственность юридических лиц в международном и национальном праве (сравнительно-правовое исследоание). М., 2013.

5. Каленченко М.М. Уголовная ответственность юридических лиц за экологические преступления: зарубежный опыт и постановка проблемы // Актуальные проблемы экологического права. Труды Института государства и права Российской академии наук. № 2/2010. М., 2010. С. 174.

6. Боголюбов С.А. Реализация экологической политики посредством права. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ: ИНФРА-М, 2015. С. 170.

7. Lacroix Valérie, Zaccaï Edwin, «Quarante ans de politique environnementale en France: évolutions, avancées, constante», Revue française d'administration publique2/2010 (n 134), p. 205-232 - URL : www.cairn.info/revue-francaise-d-administration-publique-2010-2-page-205.htm. DOI : 10.3917/rfap.134.0205.

8. Официальный сайт законодательства Франции // URL: https://www.legifrance.gouv.fr/affichCode.do?dateTexte=20160801&cidTexte=LEGITEXT000006074220&fastR eqId=1420488993&fastPos=1&oldAction=rechCodeArticle Code de l'environnement (дата обращения: 31 июля 2016 г.).

9. Charte de l'environnement de 2004. Loi constitutionnelle n 2005-205 du 1er mars 2005 relative à la Charte de l'environnement (JORF n 0051 du 2 mars 2005 page 3697).

10. Официальный сайт законодательства Европейского Союза // URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/FR/TXT/?uri=celex%3A32008L0099 Directive 2008/99/CE du Parlement européen et du Conseil du 19 novembre 2008 relative à la protection de l'environnement par le droit pénal (Texte présentant de l'intérêt pour l'EEE)

11. URL: http://www.vigo-avocats.com/wp-content/uploads/article/s5/id416/822b1ed7242d61ffc790a2a6c6c93fd7.pdf

12. Emmanuel DAOUD, Clarisse LE CORRE. La responsabilité pénale des personnes morales en droit de l'environnement. N° 44 MARS 2013 - BOEI, p. 54.

13. Боголюбов С.А. Экологический кодекс - конституция для природы? // Материалы Международной конференции «Природоресурсное, аграрное, экологическое право: теория, практика. Ижевск. 2008; Боголюбов С.А. Современные проблемы экологического кодекса // Сб. материалов научно-практических конференций «Экологическое право России». Учебное пособие для вузов Под ред. А.К.Голиченкова. Вып. 6. МГУ. «Форгрейфер». 2009.

14. Ordonnance n 2016-282 du 10 mars 2016 relative à la sécurité des ouvrages de transport et de distribution, JORF n 0060 du 11 mars 2016 https://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=JORFTEXT000022470434 LOI n° 2010-788 du 12 juillet 2010 portant engagement national pour l'environnement (1).

15. Шулепова Л.Ф. Юридическая природа уголовно-правовых положений в Экологическом кодексе Франции // Вестник МГЛУ. Вып. 15 (701)/ 2014. С. 102.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.