Жамулдинов Виктор Николаевич,
доцент кафедры экономики, права и философии Павлодарского государственного педагогического института, кандидат юридических наук
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН, РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГЕРМАНИИ
В рамках сравнительного правоведения системы правосудия в отношении несовершеннолетних представляет некоторый интерес развитие уголовного правосудия в отношении несовершеннолетних по законодательству Республики Казахстан, России и Германии. Обращение к данной теме обусловлено исторической общностью, близостью правовых принципов регулирования, принадлежностью казахстанского, немецкого и российского права к одной правовой семье, а также низким уровнем преступности, в т.ч. среди несовершеннолетних в Германии. Так, по данным, директора департамента тюремной службы Германии, доктора Сюзанны Герлах следует, что в ФРГ существует три вида уголовных наказаний: 1. лишение свободы без права на досрочное освобождение; 2. лишение свободы с правом на досрочное освобождение; 3. штраф. Так, например, на территории федеральной земли Берлин только лишь 25 осужденных отбывают наказание в открытых колониях — аналогах наших казахстанских колоний-поселений. В настоящее время в системе исполнения наказаний МВД Казахстана насчитывается до 17 колоний-поселений. А в колонии-поселении расположенной вблизи г. Экибастуза, Павлодарской области по состоянию на 1.03.2015 находилось около 180 осужденных [1].
Следует отметить, что в Германии на протяжении более столетия существует в структуре уголовного и уголовно-процессуального законодательства самостоятельная отрасль — уголовное право несовершеннолетних. В 1922 году был опубликован Закон о социальном благополучии несовершеннолетних (JugendwoЫfahrtsgesetz),
в 1923 году — Закон об отправлении правосудия по делам несовершеннолетних (Jugendgerichtsgesetz), посвященный регулированию вопросов об уголовной ответственности несовершеннолетних, особенностях уголовно-процессуального производства по делам несовершеннолетних, функционированию
ювенальных судов. В начале 50-х годов на фоне проходившей в Германии реформы всего уголовного права был разработан совершенно новый документ — Закон о судах для несовершеннолетних от 4 августа 1953 года. Именно он по сей день является основным источником правового регулирования в рассматриваемой области [2, с. 15].
Исторический анализ российского и казахстанского законодательства показывает, что становление правового статуса несовершеннолетнего делинквента было скачкообразно: постоянно меняющееся законодательство, резкий переход от «мягкой» уголовно-правовой политики, направленной на защиту прав несовершеннолетнего к карательной политике в отношении несовершеннолетнего правонарушителя, и наоборот. В настоящее время обеспечение прав и законных интересов несовершеннолетнего обвиняемого и подозреваемого является приоритетной задачей обоих государств.
Однако следует отметить, что нормы, касающиеся вопросов обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних, преступивших закон, расположены в различных нормативно-правовых актах: Уголовном кодексе РФ [3, с. 136-144], Уголовно-процессуальном кодексе РФ, Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и право-
№ 2 (38) 2015 ж. Цазакртан Республикасы Зацнама институтыныц жаршысы
нарушений несовершеннолетних». В этой связи некоторые российские исследователи (А. Терегулова) предлагают принять на законодательном уровне единый комплексный нормативно-правовой акт, касающийся несовершеннолетних, оказавшихся в конфликте с законом.
В Казахстане по действующему уголовному кодексу за совершенные общественно-опасные деяния привлекаются несовершеннолетние, достигшие по возрасту до совершения преступления 16 лет. Вместе с тем по ряду преступлений, общественная опасность и значение которых доступны пониманию несовершеннолетнего, уголовная ответственность наступает с 14 лет. Следует отметить, что уголовное законодательство Казахстана несовершеннолетним признает лицо, которому ко времени совершения преступления исполнилось 14 лет, но не исполнилось 18 лет. Попутно отметим, что вопросам уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних посвящен специальный раздел уголовного кодекса, что соответствует принципам гуманизма и справедливости. Казахстанский законодатель исходит в данном случае из того, что преступности несовершеннолетних характерны возрастные, психологические особенности, криминогенные факторы бытового окружения, стремление к самоутверждению и др. [4 с. 332-333].
Итак, в Германии деликтоспособными несовершеннолетними признаются лица с 14 до 18 лет (Jugendliche). Кроме того, ювенальное правосудие может распространяться на молодых людей, совершивших преступление в возрасте с 18 до 21 лет (Heranwachsende). Согласно данным статистики около 60% дел молодых людей в возрасте от 18 до 21 года рассматривается в рамках ювенальной юстиции [5, с. 64]. Согласно отечественному законодательству в исключительных случаях с учетом характера совершенного деяния и личности суд может применить нормы, касающиеся несовершеннолетних, к лицам, совершившим преступления в возрасте от 18 до 20 лет (ст. 96 УК РФ).
К сожалению, на практике данная норма не нашла своего реального применения. Вследствие этого, по нашему мнению, целесообразным является установление в законодательстве определенных критериев применения норм главы 50 УПК РФ к 18-20-летним молодым людям в случае совершения ими преступлений,
типичных для несовершеннолетних, по примеру Германии. Расширение возможностей отказа от уголовного преследования в отношении несовершеннолетних, известная в мире как «диверсия», стало в Германии одним из самых значительных направлений реформ в уголовной политике последних десятилетий. В среднем, практически 70% уголовных дел в отношении молодых преступников завершаются «заменой уголовной ответственности альтернативными видами исправительного воздействия» [6, с. 14]. При совершении преступления небольшой тяжести несовершеннолетним расследование обычно проводится неформально и без применения судебных мер, обычно это реституция (заглаживание причиненного ущерба), принесение извинений потерпевшему. В Германии полномочием на «диверсию» обладает прокурор. Данная внесудебная мера наказания — это практический пример быстрого реагирования на преступление в системе правосудия по делам несовершеннолетних, преступивших закон.
Согласно данным российского исследователя А. Терегуловой, изучившей «250 уголовных дел» [7], в России широко распространен иной подход: «практика доведения уголовного дела до суда». Российская ученая считает «необходимым распространение практики применения отказа от уголовного преследования, поскольку это может способствовать, во-первых, сокращению рецидива преступлений среди несовершеннолетних, во-вторых, ускорению уголовного процесса, в-третьих, «разгрузки» органов юстиции, освобождению их от рассмотрения дел о малозначительных правонарушениях» [7]. Кроме того, данная практика отвечает вопросам обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетнего. Заключение под стражу в качестве меры пресечения может быть использовано лишь в исключительных случаях. В любом случае должен ставиться вопрос о возможности передачи ребенка, совершившего противоправное деяние, под патронаж (foster care).
О применении такой меры пресечения как заключение под стражу должны быть уведомлены сотрудники Служба молодежной судебной помощи. Примечательно, что в соответствии с немецким законодательством, в процессе расследования уголовного дела в отношении несовершеннолетнего значительная роль отведена Службе молодежной судебной помощи (Jugendgerichtshilfe). По мнению ряда
6
авторов, данный орган выполняет две основных функции: судебную помощь и помощь молодежи. Российский ученый А.Н. Попов, напротив, считает, что в уголовном судопроизводстве в отношении несовершеннолетних Служба представляет «орган процессуальной помощи собственного вида», он не является ни помощницей учреждений юстиции, ни службой защиты (профессиональных адвокатов) подростков и молодых людей совершеннолетнего возраста [8, с. 19]. Сотрудники службы — это государственные служащие и дипломированные социальные работники. Их работа состоит в том, чтобы собрать полную информацию об обстоятельствах противоправного деяния и о жизни несовершеннолетнего. Для достижения данной цели они могут проводить беседы с самим несовершеннолетним, его законными представителями, учителями и пр.
Следует отметить, что в Германии достаточно строгие требования предъявляются как к сотрудникам служб, комиссий и других органов по делам несовершеннолетних, работникам полиции, т.е. ко всем лицам, которые в той или иной степени причастны к решению вопросов о несовершеннолетних [9, с. 66]. Думается, что в рамках отечественного законодательства также необходимо ввести обязательную специализацию лиц, осуществляющих его применение в отношении несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом (следователей, прокуроров, судей, защитников).
По законодательству Германии участие защитника по делам несовершеннолетних не является обязательным, поскольку в научных кругах широко распространено мнение, что специализация правоохранительных органов,
социальных служб компенсирует участие адвоката. Вместе с тем, несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому должны быть разъяснены его права, в том числе в совершении какого преступления он подозревается, право не отвечать на вопросы и право на помощь адвоката. Кроме того, в Германии существует Федеральная ассоциация адвокатов, обеспечивающая бесплатную или льготную юридическую помощь малоимущим [10, с. 16].
Подводя итоги, необходимо отметить, что уголовное и уголовно-процессуальное право Казахстана, Германии и России в области осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних и обеспечения прав и законных интересов молодых людей, совершивших противоправное деяние, имеют много общего. В то же время сравнительный анализ отечественного, германского и российского законодательства демонстрирует нам, что в современную эпоху становления ювенальной юстиции в Казахстане, России и приоритетных задач обеспечения прав несовершеннолетних национальное законодательство нуждается в использовании положительного опыта Германии.
В рамках казахстанского законодательства необходимо создать такую службу путем реформирования существующей «Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав» [11], статья 9. пункт. 6.1.1 «создать Службу молодежной правовой помощи, наделив ее функциями собирания информации о личности несовершеннолетнего на этапе предварительного расследования и контроля за обеспечением прав и законных интересов на досудебной стадии».
Список литературы
1. Исполнение наказаний, №3 март 2010. - Астана. - 58 с.
2. Пергатая А.А Уголовная ответственность несовершеннолетних по законодательству Федеративной Республики Германии. Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08 / Пергатая А.А. Красноярск, 1999. - 180 с.
3. Уголовное право России. Общая и особенная части: учебник / Под общей ред. проф. В.И. Гладких; Государственный университет управления. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.; ГУУ, 2013. - 497 с.
4. Уголовное право Республики Казахстан. Общая часть: Учебник. - Алматы: ТОО «Издательство «Норма-К», 2011. - 352 с.
5. Уголовный процесс западных государств / Головко Л.В., Гуценко К.Ф., Филимонов Б.А.; Под ред.: Гуценко К.Ф. М.: Зерцало М, 2001. - 480 с.
6. Viehmann, Horst Strategies of Violence Prevention within the German Framework of Juvenile Criminal Law. In: Crime Prevention and Criminal Justice, for the XII. United Nations Congress on Crime
№ 2 (38) 2015 ж Цазакртан Республикасы Зацнама институтыныц жаршысы
Prevention and Criminal Justice 2010, p. 109 published by the Federal Ministry of Justice, pp. 1-29.
7. Терегулова А.И. Правовой статус несовершеннолетних обвиняемых по законодательству Германии: сравнительный анализ с отечественным законодательством / Терегулова А.И. Новосибирск, - 2015 -133 с.
8. Попов А.Н. Особенности предварительного расследования по делам о преступлениях несовершеннолетних. Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.09 / Попов А.Н. Красноярск, 2001. - 254 с.
9. Соколов А., Предеина И. Ювенальное уголовное судопроизводство Германии // Российская юстиция - 2004. - № 3 - С. 66-68.
10. Winterdyk, John A. Juvenile Justice Systems: International Perspectives. Toronto: Canadian scholars' press, 2002 - 556 p.
11. Закон Республики Казахстан от 9 июля 2004 года № 591-II О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности.
Бул мацалада автор Казацстан, Ресей жэне Германия заннамасыц салыстырмалы реттде талдайды. Аталган елдерде кэмелетке толмагандардыц цылмыстыц жауаптылыцца тартуын аныцтайды.
Ty^h свздер: кэмелетке толмагандар, цылмыстыц жауаптылыц.
В данной статье автором затронута проблема привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности по законодательству Республики Казахстан, Российской Федерации и Федеративной Республики Германии.
Ключевые слова: несовершеннолетний, уголовная ответственность.
In this article the author touched upon the involvement ofminors in the criminal liability of minors under the laws of the Republic of Kazakhstan, the Russian Federation and the Federal Republic of Germany.
Keywords: juvenile, criminal responsibility.
Виктор Николаевич Жамулдинов,
Павлодар мемлекетпк педагогикальщ институтыныц экономика, жэне философия
кафедрасыньщ доцент^ з.г.к.
^азакстан Республикасы, Ресей Федерациясы жэне Герман Федеративтж Республикасы зацнамасы бойынша кэмелетке толмаFандардыц кылмыстык; жауаптылькы
Жамулдинов Виктор Николаевич,
доцент кафедры экономики, права и философии Павлодарского государственного педагогического института, к.ю.н.
Уголовная ответственность несовершеннолетних по законодательству Республики Казахстан, Российской Федерации и Федеративной Республики Германии
Zhamuldinov Victor Nikolaevich,
Associate Professor, Faculty of Economics, Law and Philosophy Pavlodar State Pedagogical Institute, c.j.s.
Criminal responsibility of minors on the law of the Republic of Kazakhstan, the Russian Federation and the Federal Republic of Germany