ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ (TECHNICAL SCIENCE)
УДК 62-1
Козырев В.В.
студент ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет
гражданской авиации» (Россия, г. Санкт-Петербург)
УГОЛ ОТКЛОНЕНИЯ СТАБИЛИЗАТОРА, КАНАЛ 1, КАНАЛ 2
Аннотация: в данной статье рассматриваются бортовые средства объективного контроля как технические средства, предназначенные для регистрации и сохранения полетной информации, характеризующей условия полёта, действия экипажа и функционирование бортового оборудования.
Ключевые слова: Бортовой самописец, воздушное судно, тяга, индикация.
Переставной стабилизатор является составной частью горизонтального оперения самолёта. Он состоит из правой и левой секций, соединённых между собой. Управление стабилизатором обеспечивает балансировку самолёта в полёте по продольному каналу путём перестановки стабилизатора в диапазоне от минус 12° до плюс 2° (знак «+» соответствует отклонению задней кромки стабилизатора вниз). При этом руль высоты удерживается в положении близком к 0°.
Стабилизатор (совместно с рулём высоты) предназначен для обеспечения продольной устойчивости и управляемости самолёта. Управление стабилизатором осуществляется на этапах взлёта, крейсерского полёта и посадки. Перестановка стабилизатора может осуществляться автоматически или вручную.
В зависимости от режима полёта и положения устройств механизации крыла скорость перестановки стабилизатора различная. При выпущенных
устройствах механизации крыла скорость перестановки стабилизатора -максимальная. Балансировка самолёта при помощи стабилизатора осуществляется путём триммирования стабилизатора с помощью переключателя триммирования по тангажу STAB, расположенного на пульте триммирования.
Датчик положения стабилизатора (ДПС) устанавливается между стабилизатором и фюзеляжем, слева и справа от стабилизатора. ДПС обеспечивают обратную связь от стабилизатора к соответствующим блокам МАСЕ, которые контролируют положение стабилизатора.
На самолетах 95007-95015 ДПС представляет собой электромеханическое устройство. Принцип работы ДПС основан на преобразовании энергии механического перемещения (вращения) датчиков в электрические сигналы. ДПС включает в себя регулируемую тягу и датчик положения.
Регулируемая тяга (далее по тексту «тяга») соединяет датчик положения (далее по тексту «датчик») со стабилизатором. Узлы тяги выполнены из алюминиевого сплава, узлы наконечников тяги и резьбовой стержень — из нержавеющей стали. Внешние поверхности тяги обработаны для защиты от воздействия окружающей среды, кислот, топлива и гидравлической жидкости.
Узел датчика размещается в корпусе из нержавеющей стали с фланцем для крепления. Датчик включает в себя: рычаг (двуплечий с проушинами для крепления тяги); регулировочный штифт; - симплексный преобразователь; электрический соединитель.
Симплексный преобразователь ДПС соединён со стабилизатором посредством рычага и тяги. Рычаг имеет шлицы для соединения с входным валом симплексного преобразователя. Регулировочный штифт входит в зацепление с рычагом и используется для регулировки нулевого положения вала симплексного преобразователя, измеряемого в электрических градусах. Симплексный преобразователь обеспечивает данные по угловому положению вращения вала. Передаточное число ДПС — 1:1.
Индикация. Блоки МАСЕ обеспечивают выдачу необходимых параметров для индикации положения и состояния каналов управления стабилизатором, а также выдачу данных и кодов аварийно-сигнальных сообщений для системы предупреждения экипажа и системы электронной индикации кабины экипажа. Для индикации управления стабилизатором на мнемокадре FCTL предусмотрен сегмент STAB.
Цифровые значения текущего положения стабилизатора индицируются справа от вертикальной шкалы. Каналы управления стабилизатором отображаются в виде двух рядом расположенных прямоугольников над надписью STAB. Правый прямоугольник служит для обозначения первого канала управления, левый — для второго.
Вдоль вертикальной шкалы справа отображается зелёный столбик для указания допустимого диапазона положения стабилизатора при взлёте. Фиксированная вертикальная шкала, расположенная справа от надписи STAB, изображенная в виде развёрнутой влево квадратной скобки, служит для индикации отклонения (углового положения) стабилизатора. По краям шкалы имеются метки максимальных угловых положений (с надписями DOWN и UP), в средней части шкалы — метка для углового положения 0° (далее по тексту «нулевое положение»).
Положение стабилизатора отображается подвижным символом в виде зелёного треугольника слева от вертикальной шкалы. Положение треугольника изменяется в зависимости от угла отклонения стабилизатора в пределах заданного диапазона от минус 12° до плюс 2°. Образцы индикации приведены в таблицах ниже. В сегменте STAB индицируются: - надпись для обозначения и контур секций стабилизатора.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Руководство по технической эксплуатации самолета RRJ-95. Раздел 27 — Система управления самолётом. - 1272 стр.
Kozyrev V.V.
Student of the St. Petersburg State University of Civil Aviation
(Russia, St. Petersburg)
STABILIZER DEFLECTION ANGLE, CHANNEL 1, CHANNEL 2
Abstract: this article discusses on-board means of objective control as technical means designed to record and store flight information characterizing flight conditions, crew actions and the functioning of on-board equipment.
Keywords: Flight recorder, aircraft, thrust, indication.