УГЛУБЛЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ЭПИЧЕСКОЙ ДРАМЕ В КОНЦЕПЦИИ ЕЕ МОТИВНОЙ СТРУКТУРЫ (ОТЗЫВ НА АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ )
Пермский государственный университет
Теория мотива, как справедливо отмечает О.Н. Русанова, является одной из наиболее актуальных и интенсивно разрабатываемых методологических проблем современного литературоведения. Вместе с тем представленная к защите работа отличается несомненной оригинальностью и новизной постановки проблемы: организация и функционирование мотивного комплекса рассматривается в соотнесении с теорией литературных родов и жанров; при этом автор исследования рассматривает один из самых сложных драматических жанров -«эпическую драму». Обращение не только к исследованиям, посвященным мотиву (А.Н. Веселовский, Б.М. Гаспаров и др.), но и к работам об эпической драме (А.С. Чирков, В.Е. Головчинер и др.) определило глубокие теоретические перспективы предложенного подхода.
Существенным вкладом в литературоведение является предпринятое автором исследование истории формирования мотивной структуры эпической драмы в рамках исторической поэтики и ее воплощение в драмах Е. Шварца, которые находят в диссертации неожиданные и глубокие трактовки. При этом совмещение исторического, теоретического и интерпретационного аспектов в рамках исследования обусловливает не только многоплановость работы, но и ее целостность: все выводы, полученные в ходе исследования, глубоко взаимосвязаны и представляют собой законченную и продуманную концепцию мотивной структуры эпической драмы.
Особенно интересным представляется выявление различий функционирования мотива в линей-
ном действии «аристотелевской драмы» и полифоническом, более дискретном пространстве эпической драмы. Анализ роли мотивного комплекса в организации единого смыслового поля драматургического произведения, механизмов образования мотивных пар и сложной системы внутритекстовых связей между мотивами значительно углубляет современные представления о своеобразии эпической драмы; вместе с тем автор исследования придерживается строгой академической традиции и не столько изменяет прежние исследовательские модели, сколько развивает их посредством концептуального углубления.
Несмотря на целостность и непротиворечивость предложенного подхода, некоторые положения работы нуждаются в уточнении. Так, само понятие «эпическая драма» нуждается в качественном уточнении; исходя из текста автореферата, не совсем понятно, рассматривается ли эпическая драма как жанр, «направление» (именно так эпическая драма названа на с. 5), или же категориальным признаком этого образования является своеобразие мотивной структуры, которая и рассматривается главным образом в исследовании. В уточнении нуждается и употребление термина «мотив»: не являются ли мотив как составляющая сюжета (историческая поэтика), мотив как микротема (Б.В. Томашев-ский), мотив как внеиерархическая единица текста (Б.М. Гаспаров) качественно разными художественными формами, попадающими в один ряд вследствие возникшей терминологической омонимии? Автор диссертации оставляет в стороне вопрос о расхождениях в употреблении данного тер-
Э.М. Афанасьева. Гендерный дискурс в русской женской литературе XIX века
мина, что несколько «затемняет» его собственную точку зрения.
Не совсем точными представляются некоторые элементы анализа мифопоэтики шварцевской драматургии. Так, требует доказательств рассмотрение Тени как персонажа с хтонической семантикой (с. 15). Употребление термина «культурный герой» по отношению к Ученому и Ланцелоту (с. 15) также нуждается в некоторых оговорках (впрочем, размывание терминологического смысла данного понятия происходит повсеместно в гуманитарных науках, в связи с чем широкая трактовка данного типа мифологического персонажа постепенно «легитимизируется»).
Внимание к законченности мотивной структуры драматургического произведения, жанровой определенности изучаемых художественных форм обусловливает перспективы исследования; изуче-
ние сквозных мотивов в творчестве Е. Шварца могло бы дополнить представление о своеобразии его драматургического таланта.
Высказанные замечания связаны прежде всего с дальнейшими перспективами разработки проблемы, а также сложностью и фундаментальностью самих предметов исследования - литературного мотива и эпической драмы.
Ознакомление с авторефератом диссертации О.Н. Русановой дает основание утверждать, что работа является завершенным, самостоятельным и творческим научным исследованием, соответствующим требованиям, предъявляемым к работам такого жанра, а ее автор заслуживает присвоения ей ученой степени кандидата филологических наук по специальности 10.01.08 - теория литературы. Текстология.
Е.М. Четина