Научная статья на тему 'Углеводородные ресурсы шельфа западной Арктики России: проблемы, перспективы освоения'

Углеводородные ресурсы шельфа западной Арктики России: проблемы, перспективы освоения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
749
291
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дайджест-финансы
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Истомин А. В., Павлов К. В., Селин В. С.

В статье исследуются проблемы и перспективы использования углеводородного сырья на шельфе Западной Арктики России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Углеводородные ресурсы шельфа западной Арктики России: проблемы, перспективы освоения»

3 (147) - 2007

СЫРЬЕВЫЕ РЕСУРСЫ

УГЛЕВОДОРОДНЫЕ РЕСУРСЫ ШЕЛЬФА ЗАПАДНОЙ АРКТИКИ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ ОСВОЕНИЯ

A.В. ИСТОМИН,

доктор экономических наук,заслуженный экономист РФ К.В. ПАВЛОВ,

доктор экономических наук, профессор,академик Российской академии социальных наук,действительный член Русского географического общества

B.С. СЕЛИН,

доктор экономических наук, профессор,заслуженный экономист РФ Института экономических проблем Кольского научного центра РАН (г. Апатиты)

Арктическая зона России является крупнейшим сырьевым ресурсом страны. Она относится к числу регионов мира, где сохранились практически нетронутые ресурсы углеводородного и минерального сырья глобального значения. Около 90 % всей площади шельфа России, составляющей до 6,2 млн км2, приходится на перспективные нефтегазоносные области, в том числе 2 млн км2 — Западная Арктика (Баренцево и Карское моря — потенциальные запасы углеводородов 50-60 млн т условного топлива) и 1 млн км2 — Восточная Арктика (море Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское моря) [1, 2].

По данным Министерства природных ресурсов РФ, российский арктический шельф обладает колоссальными ресурсами газа, газового конденсата и нефти, составляющими не менее 90 млрд т условного топлива. При оценке данных бурения 120 скважин на пространстве российского шельфа от Кольского полуострова до Сахалина средний прирост потенциально извлекаемых ресурсов на одну скважину составляет 600 — 800 млн т углеводородов в пересчете на нефть, а в Западной Арктике даже 1,0 — 1,5 млрд т, что обеспечивает устойчивое развитие экономики России на многие десятилетия [3].

Обширная зона шельфа северных морей России с богатыми природными ресурсами вместе с биоресурсами 200-мильной экономической зоны создает предпосылки для долгосрочных структурных преобразований, ориентированных на промышленное освоение морской акватории Севера и Арктики.

На шельфовые акватории российского Севера приходится свыше 60 % от общих (суша-море) потенциальных ресурсов страны. Из них около 2/3 приурочены к Западно-Арктическим морям (Баренцево и Карское), почти 20 % — к морям Центральной и Восточной Арктики (Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и около 10 % — к Дальневосточным окраинным морям (Берингово и Охотское). Если же рассматривать только шель-фовые акватории, то в их общих углеводородных ресурсах доля морей Севера составляет около 85 %, в том числе по нефти с конденсатом — свыше 75 %, по газу — более 90 % [4].

В западном секторе российской Арктики открыта крупнейшая газонефтяная шельфовая провинция, в которой сосредоточено 70 % всех начальных извлекаемых ресурсов российского шельфа. Новые центры нефтегазодобычи могут быть созданы на базе трех крупных районов концентрированного нефтегазонакопления — Центрально-Баренцевского, Южно-Карского газоконденсатных и Печорского нефтегазоконденсатного. Широки перспективы выявления новых месторождений, так как на 62 % площадей Баренцева, Печорского и Карского морей не пробурено ни одной скважины. Даже при столь низкой геологической и геофизической изученности в этой акватории уже открыто 16 месторождений, в том числе такие уникальные, как Штокмановское газоконденсатное, Ленинградское и Русановское газовые, общие запасы газа в которых превышают 10 — 12 трлн м3.

Ресурсный потенциал и разведанные запасы Западно-Арктических шельфовых акваторий дают оптимальные предпосылки для интенсивного их освоения как по выявленным запасам углеводородов, так и по инвестиционной привлекательности. Однако рассматривать и оценивать их роль в развитии нефтегазовой отрасли надо дифференцированно с учетом финансовых возможностей, экспорта продукции и пр.

Важнейшим фактором, который может в XXI в. обеспечить дальнейшее развитие экономики арктического побережья России и прежде всего Европейского Севера и Западной Сибири, будет вовлечение в эксплуатацию нефтегазовых ресурсов Западной Арктической зоны Российской Федерации. Проведенными в последние 30 лет поисково-разведочные работами на шельфах Баренцева и Карского морей и суши Архангельской области и Республики Коми выявлена уникальная Баренцевоморская нефтегазоносная провинция и установлено акваториальное продолжение Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции. В этот период было выявлено 35 месторождений нефти, природного газа и конденсата, внесенных в баланс запасов полезных ископаемых Российской Федерации.

Ресурсная база российских морских шельфов составляет 100-120 млрд т углеводородов, причем значительная доля приходится на северные моря.

Суммарный объем ресурсов углеводородного сырья в акватории Западно-Арктических морей — Баренцева и Карского, составляет 2 852 млн т нефти (около 56 % от общего количества извлекаемых ресурсов) и 22 059 млрд м3 природного газа (около 37 % извлекаемых запасов) [5].

Прогнозируемые объемы добычи в этой акватории к 2020 г. могут составить по нефти 23 — 40 млн т, в основном за счет ресурсов Печорского моря и по газу — около 150 млрд м3 за счет ресурсов Баренцева и Карского морей. Суммарный объем извлеченных углеводородов в период 2006 — 2020 гг. оценивается в 180 — 275 млн т нефти и 890 млрд м3 газа.

Всего в акватории Баренцево-Карского шельфа выявлено 11 месторождений углеводородов, в том числе и месторождения уникальных по запасам газоконденсата — Штокмановское и Ледовое в Баренцевом море, Русановское и Ленинградское — в Карском море, три крупных газовых (Мурманское, Лунинское и Людловское в Баренцевом море), одно крупное нефтяное месторождение Приразломное и нефтегазо-конденсатное (Северо-Гуляевское) в Печорском море, два средних по запасам месторождения — Северо-Кильдинское газовое в Баренцевом море и Поморское газоконденсатное — в Печорском море.

Баренцево море имеет начальные суммарные ресурсы углеводородов в 25,7 млрд т условного

топлива без зоны спорной юрисдикции с Норвегией. Наибольший интерес здесь представляет газоконденсатное Штокмановское месторождение, имеющее запасы по сумме категорий С:+С2 (разведанные запасы) в 3,2 трлн м3 газа и конденсата ~ 22,5 млн т. Оптимальный вариант добычи природного газа определен в 50 млрд м3 в год с продолжительностью стабильной добычи газа в 20 лет и окупаемостью по расчетам ВНИПИморнефтегаза с начала добычи газа в 5 — 7 лет. Лицензия на это месторождение выдано ОАО «Росшельф», дочерней структуре Газпрома на бесконкурсной основе.

В Печорском море начальные суммарные запасы углеводородов составляют 9,77 млрд т. Запасы двух наиболее крупных месторождений — нефтяного Приразломное и Северо-Долгинское по категориям С:+С2 порядка 300 млн т условного топлива. Причем только на Приразломном месторождении извлекаемые запасы нефти составляют 74,5 млн т и растворимого газа — 2,33 млн т. Лицензия на разработку месторождения выдана ОАО «Росшельфу».

Карское море имеет начальные суммарные запасы 52 млрд т условного топлива. Здесь открыто два газовых месторождения: Русановское и Ленинградское — с суммарными запасами более 3 млрд м3 газа.

Разработка нефтегазоносных месторождений шельфа в Арктической зоне весьма трудоемка. Штокмановское месторождение расположено в центральной части Баренцева моря. Этаж газоносности составляет 518 м. Месторождение удалено от материка (Кольского полуострова) на 600 км, находится на глубине 300 — 320 м. Освоение его осложняется большими приливами, частыми штормами, дрейфующими льдами, что в целом создает трудности для разработки. Все это требует создания новой техники и технологии, новых конструктивных решений с учетом критериев, определяющих возможность освоения с надводных платформ или с применением подводных систем. Стоимость проекта освоения Штокмановского месторождения оценивается в 30 млрд долл. Реализация этого проекта, однако, в значительной мере зависит от активности внешних инвесторов Норвегии, Финляндии, США и российского Газпрома.

Можно утверждать, что в XXI в. Арктический шельф имеет огромные перспективы не только по нефти, но и по полиметаллам и марганцу, а также ряду других полезных ископаемых. Величина прогнозируемой извлекаемой ценности минерального сырья этой зоны, по определению академика Игоря Грамберга (ВНИИокеангеологии), превысит многие триллионы долларов. «В этом смысле, подчеркивает он, — Штокмановское месторож-

дение является особенно значимым. Во-первых, оно относится к категории гигантских. Во-вторых, именно его можно начинать осваивать уже сейчас: месторождение находится совсем рядом с теми регионами, которые обладают большим производственным потенциалом и вместе с тем остро нуждаются в газе как наиболее экономичном энергоносителе. В-третьих, сама разработка Штокмана даст мощный импульс развитию промышленности и социальной сферы приарктических областей России». И, кроме того, отмечает он, начало работ на шельфе покажет, что наша страна действительно рассматривает этот бассейн как зону своих стратегических интересов [6].

Несколько подробнее остановимся на российской Арктической зоне, являющейся зоной стратегических, геополитических и экономических интересов государственной власти ввиду наличия здесь жизненно важных национальных интересов, связанных с экономической и национальной безопасностью страны, в том числе и роли Северного морского пути в ее развитии. К основным специфическим чертам российской Арктики как особого объекта государственного регулирования и поддержки относятся: экстремальные природно-климатические условия: крайняя уязвимость окружающей природной среды и необратимость ее нарушений; значительная доля коренных малочисленных народов Севера в общей численности населения, еще более возросшая в последнее время в связи с выездом отсюда тысяч переселенцев, а также полная зависимость современной социальной и экономической деятельности от поставок топлива, продовольствия, оборудования и других товаров промышленного и гражданского назначения по Северному морскому пути.

В настоящее время существенно возросла роль Арктики в экономической жизни страны и обеспечении ее геополитических интересов. Важное значение при этом отводится правовым и экономическим проблемам освоения природных ресурсов арктического шельфа. Минерально-сырьевые ресурсы арктического континентального шельфа представляют собой важную часть национального богатства. Возникающие при этом вопросы, прежде всего правового характера, требуют скорейшего решения на федеральном уровне.

Россия впервые заявила о своих правах на арктический сектор 20 сентября 1916 г. нотой Министерства иностранных дел, а 4 ноября 1924 г. в Нотификации Советского правительства о принадлежности Союзу ССР островов в Северном Ледовитом океане были подтверждены положения этого документа. 15 апреля 1926 г. вышло постановление ЦИК СССР «Об объявлении территорий

Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане», окончательно закрепившее на национальном уровне границы российского сектора Арктики. Однако сейчас на повестку дня вновь встал до конца не решенный на международном уровне вопрос определения границ арктических владений государств [5].

Важность проблемы делимитации морских границ, определения границ морского дна и континентального шельфа Российской Федерации была отражена в концепции Федеральной целевой программы «Мировой океан», утвержденной постановлением Правительства РФ от 10.08.1998 № 919, но до настоящего времени в ее реализации, особенно в части, касающейся арктического шельфа, положительных сдвигов не произошло. В России отсутствуют нормативные акты, устанавливающие так называемый «национальный арктический сектор» и не проявляется достаточной активности в решении проблемы делимитации границ.

Весь этот комплекс проблем, отражающих геополитическое значение для России арктической зоны, требует принятия необходимых мер по закреплению юрисдикции Российской Федерации на соответствующие участки арктического шельфа, находящиеся за пределами ее экономической зоны, и защите государственных интересов на сопредельном с экономической зоной Норвегии участке шельфа, зоне вокруг Шпицбергена и непосредственно на Шпицбергене. Необходима также разработка и принятие законов по правовому действию в пределах арктической зоны — законов, регулирующих владение и использование морских территорий, получение лицензий на добычу полезных ископаемых и ряда других законопроектов, обеспечивающих интенсивное освоение морских месторождений в пределах континентального шельфа России и установление правового регулирования экономической, социальной, природоохранной и других видов деятельности, в том числе согласованной оборонной и хозяйственной деятельности в Арктике.

Формирование и устойчивое функционирование нефтегазового комплекса в Мурманской и Архангельской областях, как и в целом в Ти-мано-Печорской нефтегазоносной провинции, взаимовыгодно для всех государств Баренцре-гиона и особенно Норвегии и Финляндии, и в значительной мере для российской стороны Баренцрегиона — Мурманской и Архангельской областей и Республики Карелия. Это основная сфера для привлечения зарубежных инвестиций на основе научно-технического сотрудничества с крупными западными нефтяными и строительными — диверсифицированными — компаниями:

Statoil, NORSK-HYDRO, SAGA, Barlindhaugh (Норвегия), NESTE и Kwarner Masa Y. (Финляндия) и др. Это и реальная возможность на основе такого сотрудничества с норвежскими компаниями для расширения акватории и возможности включения в нее так называемой «спорной зоны» — участка в районе западной границы арктического шельфа. В его пределах расположено так называемое «поднятие (свод) Федынского» с высокими перспективами газоносности. До настоящего времени действует объявленный еще в 1985 г. МИД СССР мораторий на проведение каких-либо геологоразведочных работ в этом районе несмотря на то, что в силу физико-географических условий района (круглогодично свободен ото льда, относительно небольшие глубины моря, удобство транспортировки) нефтегазовые месторождения этого участка шельфа наиболее перспективны для организации добычи [3].

Нефтегазовые ресурсы «спорной зоны» в незамерзающей части Баренцева моря сравнимы с ресурсами Печорского моря по сумме углеводородов.

В настоящее время есть все основания для выявления крупных нефтяных и газонефтяных месторождений в ее южной части на 3-х подготовленных к разведке структурах и одного конденсат-но-газового «уникума» в центральной части по возможным запасам сравнимого с суммарными на всех трех выявленных в российской части акватории. Достаточно отметить, что площадь центральной структуры свода Федынского, подготовленной к бурению еще в 1982 г. (до возникновения спорных отношений с Норвегией) в прогнозируемом контуре продуктивности как минимум в 2 раза превышает площадь структуры Штокмановского месторождения.

Заинтересованность в отработке нефтегазовых ресурсов шельфов Баренцева и Печорского морей и суши Архангельской области весьма высока как со стороны иностранных фирм, так и российских нефтяных и газовых компаний, о чем свидетельствуют две Международные конференции PETRARO в 1995 и 1996 гг. В этих взаимных интересах важно соблюсти требования устойчивого развития нефтегазового комплекса при соблюдении национальных интересов и экономической безопасности Российской Федерации. Причем развитие нефтегазодобычи в западном секторе Арктической зоны России возможно на полном самофинансировании за счет внешних инвестиций и кредитов и по комбинированной модели — в сочетании двух первых. Для России наиболее целесообразен второй сценарий, требующий государственной поддержки в решении общероссийских проблем.

Ресурсный потенциал и разведанные запасы Западно-Арктических шельфовых акваторий уже в первой четверти XXI в. могут оказывать существенное влияние на развитие нефтегазовой отрасли страны и экономику регионов, тяготеющих к этой зоне, а также на устойчивое состояние экономического и социального положения России. Это прежде всего вовлечение в эксплуатацию нефтегазовых ресурсов в акватории Печорского моря на уровне добычи нефти в прибрежной зоне в 8-10 млн т и природного газа 5-6 млрд м3, что может явиться важным фактором дальнейшего устойчивого развития Европейского Севера и всего СевероЗападного экономического района. Получение столь значительных объемов нефтегазопродуктов позволит не только обеспечить значительные поступления в региональные и местные бюджеты, но и значительно облегчит социально-экономическую напряженность в течение ближайших 10 лет, обеспечив постоянную занятость не менее 40 тыс. человек с созданием для них не менее 10 — 13 тыс. новых рабочих мест. Кроме этого активизируется деятельность добывающего сырьевого комплекса, машиностроения, транспорта, производственной и социальной инфраструктуры в других регионах европейской части России [7, 8].

Для обеспечения устойчивого экономического роста арктических регионов России необходима разработка стратегии развития хозяйственной деятельности во взаимосвязи с обеспеченностью функционирования арктической морской транспортной системы, какой является Северный морской путь в зоне Арктики. Требуется разработка механизма согласования нормативных и правовых документов по ее осуществлению, что будет способствовать ускорению и эффективности использования богатейших нефтегазовых ресурсов шельфа арктических морей и прибрежных месторождений с обеспечением стратегических и геополитических интересов страны.

По оценке вице-президента Российской академии транспорта Ф. Кацмана, эффективное функционирование Северного морского пути в качестве международного транспортного коридора, решающего задачи транспортировки грузов для обеспечения экономических потребностей северных и арктических районов России и транснациональных морских перевозок в соответствии с международными требованиями, возможно только при условии решения следующих неотложных проблем [3]:

— необходимо создать нормативно-правовую базу функционирования Северного морского пути как международного транспортного коридора, содержащую порядок допуска иностранных судов

на трассу и в порты магистрали, требования навигационной безопасности и т. п.;

— для обеспечения круглогодичного навигационного цикла всех трасс Северного морского пути независимо от сезонов и степени ледовитости необходимо обновить и увеличить парк ледоколов. В настоящее время магистраль обслуживает 6 атомных ледоколов. Вскоре, после списания «Арктики», их останется 5. По самым элементарным подсчетам, ледокольный парк следует как минимум удвоить;

— представляется необходимым принять неотложные меры по обеспечению навигационной, в том числе гидрографической, безопасности по всей трассе с осуществлением промеров, установкой необходимых гидрографических знаков и т. п.;

— требуется комплекс мероприятий, обеспечивающих решение социально-экономических проблем, в частности, окончательное решение проблемы «Северный завоз», уйдя от принципа выживания и перейдя на принцип удовлетворения нормальных потребностей населения;

— среди актуальных вопросов, требующих решения, — кадровое обеспечение функционирования магистрали. В частности, подготовка в необходимом количестве судоводителей, специально ориентированных на работу в Арктике на ледоколах, гидрографов, метеорологов, океанологов и других специалистов;

— промышленное освоение Арктики, в первую очередь повышение интенсивности нефтегазодобычи и перевозок углеводородных грузов, требует обратить особое внимание на экологическую защиту Севера. В зонах «Норильского», «Северный никель» и других комбинатов в атмосферу выбрасываются тысячи тонн диоксида серы и других вредных веществ, создающих недопустимые перегрузки на все компоненты природы, выводя из оборота полезные территории (пастбища и др.);

— создание по всей трассе Северного морского пути условий для сервисного обслуживания международного транспортного коридора, т. е. грузовых терминалов, логистических центров, центров связи и т. д.;

— разработать концепцию, а затем и федеральную программу по развитию Северного морского пути как международной транспортной магистрали. Особое внимание должно быть уделено факторам, обеспечивающим благоприятные условия транспортировки грузов. Приоритетными должны быть таможенное обслуживание, тарифы, портовые сборы, обеспечение сохранности грузов, безопасность движения судов и др.

Объем грузоперевозок по Северному морскому пути связан с транспортировкой добычи углеводородов на арктическом шельфе. При добыче в стране

320-350 млн т нефти в год на экспорт отправляется порядка 220 млн т, причем значительная часть морским путем. К 2010 г. добыча нефти может достигнуть 510 млн т, а экспорт—295 млн т. В этой связи возможный дефицит экспортных мощностей может ограничить рост добычи. Поэтому интерес к Северному морскому пути проявляют крупные отечественные добывающие компании, прогнозирующие разработку нефтегазовых месторождений в арктической зоне России. Наращивать морские перевозки на Севере предполагается прежде всего за счет освоения нефтяных месторождений Тимано-Печорского бассейна и газовых месторождений Ямала. Их потенциал оценивается в 8 — 10 млн т экспортных грузов в год. Активная роль в транспортировке углеводородов принадлежит Мурманскому арктическому пароходству.

Перевалка нефти через Мурманский порт выросла в первом полугодии 2004 г. и составила около 4 млн т, загрузив четверть нефтеналивных мощностей порта. Установка в конце 2003 г. плавучего нефтеперегрузочного комплекса Роснефти — танкера «Белокаменка» (грузоподъемностью 360 тыс. т) на рейде в Кольском заливе позволила быстро увеличить экспорт нефти через этот незамерзающий Баренцевоморский порт [9].

С января по август 2004 г. Роснефть, используя выстроенную схему транспортировки — трубопровод «Транснефти» — доставка по железной дороге до порта Архангельск — перевозка малыми танкерами в Мурманск — перегрузка на рейде на большегрузные танкеры, отправила в страны Европы и США около 3,2 млн т нефти (в том числе более 2 млн т — с Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции). Таким образом, обеспечивается поставка сырья по замкнутому циклу — от скважины до танкера и далее до потребителя.

К 2006 г. Роснефть намерена довести перевалку через Мурманск до 7 млн т тимано-печорской нефти и нефти с шельфового месторождения При-разломное, разработку которого планирует начать в 2005 г. компания «Севморнефтегаз» (дочернее предприятие Роснефти и Газпрома). Планируется в ближайшие годы перекачка через танкер «Белокаменка» до 11 млн т нефти, что составляет 8 — 9 % от общего объема экспорта российской нефти.

Осуществление масштабных проектов хозяйственного освоения Арктической зоны, эффективного использования природных ресурсов, социально-экономического развития районов Арктики, реформирования и конверсии предприятий военно-промышленного комплекса в этой зоне, возрождения и комплексного развития Северного морского пути определяют необходимость проведения экономических и социальных исследований по разработке стратегии экономического развития Арктической

зоны России в условиях новой экономической политики. Требуется исследование проблем формирования арктических грузопотоков, этапов развития арктической транспортной системы, развития рынка транспортных услуг и перспектив использования Северного морского пути на коммерческой основе, обеспечивающей его самоокупаемость и рост коммерческой эффективности. Важным направлением является также исследование проблем интеграции Северного морского пути в мировую транспортную систему и основ государственного регулирования хозяйственной деятельности во взаимосвязи с оборонной деятельностью [7].

Важнейшим фактором активной деятельности грузоотправителей как российских, так и зарубежных является обеспечение гарантированной и экономической эффективности перевозки грузов в минимальные сроки. Развитие рынка транспортных услуг на Северном морском пути может быть обеспечено снижением транспортных затрат, повышением надежности и своевременности завоза, совершенствованием транспортных средств, поддержкой товаропроизводителей и перевозчиков. Весь этот комплекс транспортных услуг может быть достигнут при разработке и внедрении единой транспортной системы арктической зоны России, обеспечивающей выбор оптимальной схемы доставки грузов; развитием деятельности экспедиторских фирм; проведением антимонопольных мероприятий путем организации конкурсов на поставку и завоз грузов и внедрением информационной системы по транспортным услугам на Северном морском пути.

В целях модифицирования транспортной системы арктических районов страны в соответствии с новыми экономическими задачами и масштабами деятельности, новой системой экономических и производственных отношений, складывающихся в стране, необходима разработка и формирование новой структуры, формы управления и функционирования Северного морского пути как единой национальной транспортной магистрали в рамках промышленно-финансовой группы, в виде Российского акционерного общества, с контрольным пакетом акций в руках государства. В рамках этой

группы наряду с морскими пароходствами и портами, должны также участвовать судостроительные, судоремонтные и машиностроительные заводы, авиапредприятия, гидрогеологические и гидрометеорологические предприятия и другие, заинтересованные в формировании и эксплуатации этой морской трассы, организации и предприятия.

Литература

1. Патин С. А. Экономические проблемы освоения нефтегазовых ресурсов морского шельфа. — М.: ВНИРО, 1997. - 349 с.

2. Конык О. А. Концепция развития горнорудной промышленности Республики Коми на период 2001-2020 гг. / Стратегия комплексного изучения, освоения и эффективного использования энергетических и минерально-сырьевых ресурсов Европейского Севера России // Вестник Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук, вып. 19. - Сыктывкар. - 2002. - С. 25 - 37.

3. Голубчиков С. Арктический шельф — будущее России // Энергия. — 2000. — № 11.

4. Российская Арктика. Справочник для государственных служащих. — М.: Дрофа, 2001. — 344 с.

5. Назаров В. И., Калист Л. В. Экономический потенциал углеводородных ресурсов арктического шельфа и проблемы его освоения // Материалы Международной конференции «Нефть и газ Арктического шельфа — 2004». — Мурманск, 2004, 17 — 19 ноября.

6. Грамберг И. С. Альтернативы шельфу нет // Эксперт. — 1999. — № 5. — С. 11.

7. Спиридонов Ю. А. Россия не должна стать сырьевым придатком Европы // Регион. — 1998. — № 11. — С. 57 — 62.

8. Лаженцев В. Н. Энергетические и минерально-сырьевые ресурсы Европейского Севера России как объект комплексных региональных исследований. Экономическая наука современной России № 1 (8). Экспресс выпуск. — М, 2002. — С. 57 — 62.

9. Денисенко Б. Северный морской путь // Энергия. — 2000. — № 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.