Научная статья на тему 'УГЛЕРОДНЫЙ СЛЕД УНИВЕРСИТЕТА КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КЛИМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ'

УГЛЕРОДНЫЙ СЛЕД УНИВЕРСИТЕТА КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КЛИМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
45
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
климатическая грамотность / углеродный след / кампус / рейтинг российских вузов / прямые и косвенные выбросы / устойчивое развитие / стратегия углеродного регулирования / climate literacy / carbon footprint / campus / ranking of Russian universities / direct and indirect emissions / sustainable development / carbon management strategy

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Филимонова Ирина Викторовна, Савина Анжелика Ивановна, Кривошеева Ольга Игоревна, Гладких Кристина Дмитриевна

Особое место среди источников эмиссии парниковых газов, которые не попадают под обязательную углеродную отчетность, занимают университеты. Относясь к сфере услуг, они отличаются высокой долей косвенных выбросов парниковых газов в совокупном объеме эмиссии по сравнению с отраслями промышленности, где выбросы формируются непосредственно в циклах производства продукции. В статье представлены результаты расчета углеродного следа кампуса Новосибирского государственного университета (НГУ) – объем выбросов парниковых газов в 2021 г. составил 11,4 тыс. т, увеличившись на 20 % относительно предыдущего года. Авторами проанализированы показатели совокупных выбросов парниковых газов в расчете на 1 студента и 1 тыс. м2 площади, проведено сравнение полученных результатов с ведущими отечественными и зарубежными вузами. Обоснованы перспективные направления углеродного регулирования кампуса для сокращения углеродного следа, среди которых выделены меры по повышению энергоэффективности, перевод коммуникаций на альтернативные источники энергии, развитие программ по рециклингу отходов, формированию собственной транспортной стратегии и т.д. Исследование показало, что в России и мире наряду с методикой, рекомендованной МГЭИК, для оценки выбросов парниковых газов университетов широко применяются методические подходы, основанные на качественных показателях. Вместе с тем только количественный подход к расчету углеродного следа университета позволяет дать объективную оценку объема выбросов парниковых газов и разработать стратегию углеродного регулирования университета. Университеты играют большую роль в воспитательном процессе молодого поколения, формируют образ мышления и ответственности перед окружающим миром. Поэтому повышение климатической грамотности целесообразно проводить уже на начальной стадии формирования специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Филимонова Ирина Викторовна, Савина Анжелика Ивановна, Кривошеева Ольга Игоревна, Гладких Кристина Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIVERSITY CARBON FOOTPRINT AS A TOOL FOR IMPROVING CLIMATE LITERACY AMONG STUDENTS

Universities hold a unique position among sources of greenhouse gas emissions that are not subject to mandatory carbon reporting. In the service sector, they are characterized by a high proportion of indirect greenhouse gas emissions relative to total emissions, in contrast to industries where emissions primarily occur directly during product production cycles. This article presents the results of calculating the carbon footprint of the Novosibirsk State University (NSU) campus, revealing that the volume of greenhouse gas emissions in 2021 amounted to 11.4 thousand tons, representing a 20% increase compared to the previous year. The authors analyzed the indicators of total greenhouse gas emissions per student and per one thousand square meters of area, comparing these results with those of leading domestic and international universities. The study identifies promising directions for carbon regulation of the campus to reduce its carbon footprint. These include measures to improve energy efficiency, communications transition to alternative energy sources, waste recycling programs, and comprehensive transport strategies. The research indicates that both in Russia and globally, methodological approaches based on qualitative indicators are widely used to assess greenhouse gas emissions from universities, alongside the IPCC-recommended methodology. However, only a quantitative approach to calculating the university’s carbon footprint allows for an objective assessment of the volume of greenhouse gas emissions and the development of an effective carbon regulation strategy. Universities play a crucial role in the educational process of the younger generation, shaping their mindset and fostering a sense of responsibility towards the environment. Therefore, it is advisable to increase climate literacy at the early stages of specialist formation.

Текст научной работы на тему «УГЛЕРОДНЫЙ СЛЕД УНИВЕРСИТЕТА КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КЛИМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ»

Научная статья

Б01: 10.15593/2224-9354/2024.2.20 УДК 332.142.6

И.В. Филимонова, А.И. Савина, О.И. Кривошеева, К.Д. Гладких

УГЛЕРОДНЫЙ СЛЕД УНИВЕРСИТЕТА КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КЛИМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ

Особое место среди источников эмиссии парниковых газов, которые не попадают под обязательную углеродную отчетность, занимают университеты. Относясь к сфере услуг, они отличаются высокой долей косвенных выбросов парниковых газов в совокупном объеме эмиссии по сравнению с отраслями промышленности, где выбросы формируются непосредственно в циклах производства продукции. В статье представлены результаты расчета углеродного следа кампуса Новосибирского государственного университета (НГУ) - объем выбросов парниковых газов в 2021 г. составил 11,4 тыс. т, увеличившись на 20 % относительно предыдущего года. Авторами проанализированы показатели совокупных выбросов парниковых газов в расчете на 1 студента и 1 тыс. м2 площади, проведено сравнение полученных результатов с ведущими отечественными и зарубежными вузами. Обоснованы перспективные направления углеродного регулирования кампуса для сокращения углеродного следа, среди которых выделены меры по повышению энергоэффективности, перевод коммуникаций на альтернативные источники энергии, развитие программ по рециклингу отходов, формированию собственной транспортной стратегии и т.д. Исследование показало, что в России и мире наряду с методикой, рекомендованной МГЭИК, для оценки выбросов парниковых газов университетов широко применяются методические подходы, основанные на качественных показателях. Вместе с тем только количественный подход к расчету углеродного следа университета позволяет дать объективную оценку объема выбросов парниковых газов и разработать стратегию углеродного регулирования университета. Университеты играют большую роль в воспитательном процессе молодого поколения, формируют образ мышления и ответственности перед окружающим миром. Поэтому повышение климатической грамотности целесообразно проводить уже на начальной стадии формирования специалистов.

Ключевые слова: климатическая грамотность, углеродный след, кампус, рейтинг российских вузов, прямые и косвенные выбросы, устойчивое развитие, стратегия углеродного регулирования.

© Филимонова И.В., Савина А.И., Кривошеева О.И., Гладких К.Д., 2024 Филимонова Ирина Викторовна - д-р экон. наук, профессор, заведующая кафедрой политэкономии ФГАОУ ВО «Новосибирский национальный исследовательский государственный университет», заведующая Центром экономики недропользования нефти и газа ФГБУН «Институт нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А.Трофимука Сибирского отделения Российской академии наук», Новосибирск, е-таИ; [email protected].

Савина Анжелика Ивановна - канд. экон. наук, доцент кафедры менеджмента ФГАОУ ВО «Новосибирский национальный исследовательский государственный университет», ст. науч. сотрудник Отдела темпов и пропорций промышленного производства ФГБУН «Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской академии наук», Новосибирск, е-таУ; [email protected].

Кривошеева Ольга Игоревна - мл. науч. сотрудник Климатического центра ФГАОУ ВО «Новосибирский национальный исследовательский государственный университет», Новосибирск, е-ттаУ; [email protected].

Гладких Кристина Дмитриевна - студент ФГАОУ ВО «Новосибирский национальный исследовательский государственный университет», Новосибирск, е-ттаУ; [email protected].

В настоящее время выделяют большое разнообразие источников эмиссии парниковых газов (ПГ). Согласно Стратегии социально-экономического развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 г., утвержденной Постановлением Правительства РФ №3052-р от 29 октября 2021 г., планируется достичь углеродной нейтральности к 2060 г., а к 2050 г. нетто-выбросы парниковых газов сократятся на 60 % по сравнению с уровнем 2019 г. и на 80 % по сравнению с уровнем 1990 г. [1].

В результате развития методов оценивания объема выбросов парниковых газов сложилась многоуровневая система подходов. На уровне страны формируется Национальный доклад о кадастре антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов с 2006 г. Кадастр рассчитывается с учетом международных требований и процедур, описанных в руководящих принципах МГЭИК 2006 г. (Межправительственная группа экспертов по изменению климата) [2]. На уровне регионов проводится добровольная инвентаризация выбросов парниковых газов, которая позволяет оценить вклад каждого субъекта Российской Федерации и детализировать их выбросы до отдельных секторов экономики. Методика проведения инвентаризации ПГ на уровне региона позволяет установить связь между выбросами ПГ и экономическими процессами, но не дает возможности выявить конкретные предприятия, несущие «климатическую» ответственность. Поэтому следующий уровень развития методов к оценке эмиссии ПГ - предприятия [3].

В соответствии с международным руководством учета выбросов парниковых газов, Протоколом по парниковым газам (GHG), для их оценки со стороны субъекта эмиссии используют различные подходы в зависимости от сферы охвата (Scope) [4]. Охват 1 включает прямые выбросы из источников, принадлежащих субъекту или контролируемых им. В сферу охвата 2 входят косвенные выбросы, связанные с потреблением субъектом энергии из внешних источников, при этом энергия, которая генерируется на собственных мощностях, в этой категории не учитывается. Все прочие выбросы парниковых газов являются частью охвата 3. Согласно протоколу GHG, выбросы по охвату 3 необязательны для подсчета и декларирования.

Среди объектов, которые являются источниками выбросов парниковых газов, но не попадают под обязательную отчетность, особое место занимают университеты. Их особенностью является то, что они относятся к категории сферы услуг, в которой присутствует высокая доля косвенных выбросов ПГ, что существенно отличается от промышленных процессов, где выбросы могут формироваться непосредственно в циклах производства продукции. Таким образом, углеродный след университетов рассчитывается по охвату 1 (прямые выбросы ПГ) и по охвату 2 (косвенные выбросы ПГ).

Другой особенностью университетов является оценивание их деятельности с помощью различных рейтинговых методик. Так, для оценивания усилий по под-

держанию экологичности университетов в 2010 г. представлен всемирный рейтинг университетов, известный как UI Green Metric World University ranking [5], который был разработан университетом Индонезии. Рейтинг Green Metric составляется по набору показателей, выраженных в баллах по шести секторам: окружение и инфраструктура, энергия и изменение климата, отходы, вода, транспорт и образование. К положительным чертам данной методики можно отнести использование достаточно большого количества индикаторов (39), а к отрицательным -экспертный подход к их оцениванию, который может приводить к предвзятости.

В России преимущественно используют официальные методики расчета выбросов ПГ, а именно количественный подход к оценке объемов выбросов, а не экспертный подход. Но в то же время климатические процессы имеют глобальный характер, что обусловливает необходимость сопоставления результатов расчетов и апробирования различных методических подходов [6, 7].

Обзор литературы. По мнению ряда исследователей, университетам необходимо передавать знания и вводить устойчивость в образовательные и исследовательские программы, участвовать в продвижении климатических проблем общества. Это связано с постоянно растущей озабоченностью общества экологическими и климатическими вопросами, потребностью реагировать на происходящие изменения [8].

Согласно исследованиям, проведенным в США, школы и университеты являются третьим видом зданий по уровню энергоемкости. В Китае школы и университеты были определены вторыми потребителями электроэнергии в стране [9]. Большое внимание выбросам парниковых газов в университетах уделяется и в Великобритании. Так, Совет по финансированию высшего образования в Великобритании призывает университеты устанавливать целевые показатели по снижению выбросов [10].

Преимущества оценки выбросов от университетов исследователи видят в стимулировании общего развития, включая улучшение экологических показателей, повышение осведомленности членов общества и снижение затрат на содержание кампуса. Однако, несмотря на выделенные положительные черты, мероприятия по снижению выбросов ПГ от университетов часто являются фрагментарными и несистемными, что приводит к их неэффективности [11]. Более того, в большинстве стран отсутствуют официальные требования к оценке выбросов ПГ университетами, и существующая политика является добровольной, не подкрепленной финансовыми и юридическими обязательствами [12].

Возможность достижения углеродной нейтральности высшими учебными заведениями исследователи также видят в разработке и реализации ряда мер, в том числе стратегии закупок энергоэффективных приборов и оборудования, стимулировании использования общественного транспорта в кампусе и других [13]. На практике в некоторых странах (например, в Австралии) создаются руководящие принципы и рекомендации, которые могли бы быть использованы

университетами, желающими достичь углеродной нейтральности в будущем [14]. Кроме того, в нескольких европейских университетах была внедрена система экологического менеджмента, которая является одним из инструментов решения проблемы устойчивого развития кампуса [8].

Данные. Новосибирский государственный университет (НГУ) один из крупнейших национальных исследовательских университетов России, в котором обучаются более 8600 студентов [15]. НГУ, являясь одним из передовых университетов страны, вносит свой вклад в реализацию государственных программ по снижению выбросов ПГ и развитию климатических проектов. Создано отдельное структурное подразделение Климатический центр НГУ, которое призвано разрабатывать технологии, способствующие достижению национальных целей по развитию низкоуглеродной экономики.

На данный момент инфраструктура НГУ состоит из кампуса НГУ, высшего колледжа информатики, физико-математической школы, базы учебно-геологической практики с инфраструктурными объектами (Республика Хакасия) и базы отдыха «Университетская» (табл. 1).

Таблица 1

Инфраструктура НГУ*

№ п/п Объект Площадь, тыс. м2

1 Главный корпус 13,9

2 Аудиторный корпус с библиотекой 6,4

3 Учебно-спортивный корпус 9,8

4 Корпус ректората с временными помещениями пребывания гостей и учебным корпусом 58

5 Медицинский научно-образовательный центр Института медицины и психологии 2,5

6 Общежития 62,5

Всего кампус НГУ 153,1

7 Высший колледж информатики 10,5

8 Здание физико-математической школы 5,9

* Составлено авторами по данным бухгалтерского учета.

Одним из приоритетных проектов развития Новосибирской области, реализуемых в рамках федерального проекта «Создание сети современных кампусов» национального проекта «Наука и университеты», - кампус мирового уровня НГУ. Строительство новых объектов, а именно учебного и досугового центров ФМШ, комплекса общежитий, учебно-научного центра Института медицины и психологии В. Зельмана, научно-исследовательского центра, корпуса для проектной работы студентов с библиотечным пространством нового типа увеличит выбросы парниковых газов, но все объекты строятся с использованием новых «зеленых» стандартов. Следуя мировому опыту, Россия разработала и утвердила в 2022 г. новый ГОСТ Р 70346-2022 «Зеленые» стандар-

ты [16], в котором используется балльная система оценки 37 обязательных «зеленых» критериев и 44 добровольных «зеленых» критериев. При достижении более 50 % от максимально возможных баллов с учетом всех обязательных критериев для соответствующего рейтингового значения объекту строительства присваивается статус «зеленого» и выдается «зеленый» сертификат.

Методы. В настоящее время используется широкий спектр методик для определения объема эмиссии парниковых газов учебными заведениями. Одним из наиболее часто используемых методов расчета углеродного следа университета является гибридная модель, включающая в себя две разные методики оценки: оценка жизненного цикла и расширенный анализ «затраты - выпуск». Таким образом, авторам удается объединить преимущества двух подходов и учесть особенности отдельно взятого университета [12]. Некоторые ученые прибегают к использованию более сложных моделей, например, таких как гармонизированная и гибридная модели [17,18].

Углеродный след университета в данной статье рассчитывался по охвату 1 и охвату 2 согласно алгоритму, представленному на рис. 1.

Прямые выбросы ПГ (охват 1)

Косвенные выбросы ПГ (охват 2)

Совокупные выбросы ПГ (охват 1+2)

Рис. 1. Алгоритм расчета углеродного следа университета (составлено авторами с использованием источника [4])

Объемы прямых выбросов ПГ (охват 1) оцениваются с помощью Методики количественного определения объемов выброса парниковых газов [19] и на основе фактических данных об объемах использованных энергетических ресурсов за период 2018-2021 гг. согласно бухгалтерским данным НГУ (табл. 2).

Таблица 2

Объемы использованных энергетических ресурсов в НГУ за 2018-2021 гг.*

Источники топлива Ед. изм. 2018 2019 2020 2021

Дрова м3 10,39 10,39 4,00 24,00

Уголь т 0,00 8,00 4,00 16,00

Нефтепродукты в том числе: м3 232,69 203,28 138,77 182,05

керосин м3 0,00 0,01 0,10 0,01

керосин авиационный м3 0,000 0,001 0,001 0,000

бензин автомобильный м3 102,88 82,87 40,99 58,96

топливо дизельное м3 129,81 120,40 97,68 123,09

Всего 243,08 221,67 146,77 222,05

*Составлено авторами по данным бухгалтерского учета НГУ.

В период 2018-2021 гг. в НГУ использовались три категории энергетических ресурсов: дрова, уголь и нефтепродукты. Дрова и уголь использовались только на базе отдыха «Университетская» и базе учебно-геологической практики. Нефтепродукты, в основном бензин автомобильный и дизельное топливо, сжигались при работе транспорта. А небольшие объемы керосина и авиационного керосина использовались в лабораториях для научно-исследовательских целей.

Прямые выбросы ПГ рассчитывались по формуле (1) с использованием данных о фактических объемах энергетических ресурсов (см. табл. 2), коэффициентов перевода в тонны условного топлива (т у.т.) и энергетические единицы и коэффициентов выбросов С02, указанных в методике количественного определения объемов выбросов парниковых газов и поглощений парниковых газов, утвержденной Приказом Минприроды России № 371 от 27.05.2022 [19].

ЕС02Г = ¿(^ Х^С02,Лу X ^ X (1)

у=1

где ЕС0^ - выбросы С02 от стационарного сжигания топлива за период у, т

С02; - расход топлива у за период у, тыс. м3, т, т у.т. или ТДж; ЕЕСо2у,у -коэффициент выбросов С02 от сжигания топлива у за период у, т С02/ед.; 0¥уу - коэффициент окисления топлива у, доля; у - вид топлива, используемого для сжигания; п - количество видов топлива, используемых за период у.

Коэффициент окисления топлива (0^у,у) принимается для всех видов газообразного и жидкого топлива по умолчанию равным 1,0 (соответствует 100 % окислению топлива) независимо от применяемых процессов стационарного сжигания топлива, кроме сжигания углеводородных газов в факелах.

Полученные таким образом объемы прямых выбросов ПГ в НГУ представлены в табл. 3.

Таблица 3

Прямые выбросы ПГ в НГУ за 2018-2021 гг., т С0;

*

Источники топлива 2018 2019 2020 2021

Дрова 9,08 9,08 3,49 20,97

Уголь 0,00 17,03 8,51 34,06

Нефтепродукты в том числе: 0,72 0,63 0,43 0,56

керосин 0,00 0,00 0,00 0,00

керосин авиационный 0,00 0,00 0,00 0,00

бензин автомобильный 0,32 0,26 0,13 0,18

топливо дизельное 0,40 0,37 0,30 0,38

Всего 9,80 26,73 12,44 55,59

* Рассчитано авторами.

Прямые выбросы от сжигания дров и угля на базе отдыха «Университетская» и базе учебно-геологической практики в 2021 г. составили основную долю прямых выбросов ПГ, а именно 99 %.

Объемы косвенных выбросов парниковых газов (охват 2) оцениваются с помощью Методических указаний по количественному определению объема косвенных энергетических выбросов парниковых газов [20] и объемах использованной тепловой и электрической энергии за 2018-2021 гг. (табл. 4).

Таблица 4

Объемы использованной тепловой и электрической энергии в НГУ за 2018-2021 гг.*

Показатель Единица измерения 2018 2019 2020 2021

Количество приобретенной тепловой энергии Гкал 37 819,70 30 749,40 28 386,00 34 226,30

Количество приобретенной электрической энергии МВт ч 12 501,82 11 800,62 11 230,85 11 165,87

* Составлено авторами на основе данных бухгалтерии НГУ.

В Методике расчета объемов косвенных выбросов ПГ применяется региональный или рыночный методы. Для расчета косвенных выбросов ПГ о потребленной тепловой энергии используется только региональный метод, основанный на данных о потреблении топлива и об объемах отпущенной тепловой энергии от всех внешних генерирующих объектов, находящихся в региональной энергосистеме субъекта РФ. В Новосибирский государственный университет тепловая энергия поступает от тепловой станции ТС-1, находящейся в ведомстве ФГУП «Управление энергетики и водоснабжение», на сайте которой имеется информация о годовых отчетах организации [21]. Тепловая станция ТС-1 для производства тепловой энергии сжигает природный газ.

При наличии данных о потреблении тепловой энергии от конкретных внешних генерирующих объектов (ТЭЦ и/или котельных) используется формула

£-^Ог2, тепло.,,, = I (НСку X Е^, тепло, к,у Х10"3), (2)

к=1

тепло ку - объем косвенных энергетических выбросов С02, определенный

в соответствии с региональным методом при потреблении организацией тепловой энергии, полученной от конкретных внешних генерирующих объектов к за период времени у, т СО2; НСк - потребление организацией тепловой энергии, полученной от внешнего генерирующего объекта к за период времени у, Гкал; ЕР£0 тепло ку - региональный коэффициент косвенных энергетических

выбросов при отпуске тепловой энергии внешним генерирующим объектом к за период времени у, кг СО2/Гкал.

Региональный коэффициент косвенных энергетических выбросов СО2 рассчитывается по формуле

ЕЕ рег = Е п ЛЕС} А У Х ^С02, у )

С02, тепло, к, у ^-лп ' ^ '

Е к=1Н°к, У

ЕЕСр0г2 тепло к у - региональный коэффициент косвенных энергетических выбросов при отпуске тепловой энергии внешним генерирующим объектом к за период времени у, кг СО2/Гкал; ЕС. ку - потребление топлива у на отпуск тепловой энергии на генерирующем объекте к за период у, т у .т.; ЕЕС0^. у - коэффициент выбросов С02 от сжигания топливау для производства тепловой энергии за период у, кг СО2/т у.т.; Н°к - отпуск тепловой энергии на генерирующем

объекте к за период у, Гкал.

Для расчета косвенных выбросов парниковых газов о потребленной электрической энергии был использован рыночный метод:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Е рн = ^ (ЕЕ Х ЕЕ рн х10_3) +

С02,контракт, у / Л контракт - f, у С02, контракт - f, у '

/=1 (4)

+ Е( ЕСостат - к, у Х ЕЕСО2 ,остат-к, у Х 10 ),

Ер02 контракт у - объем косвенных энергетических выбросов С02, определенный

в соответствии с рыночным методом при потреблении организацией электрической энергии, полученной в соответствии с условиями договоров купли-продажи, договоров розничных рынков или сертификатов за период времени у, т СО2; ЕЕкавркт-^ у - рыночный коэффициент косвенных энергетических выбросов при потреблении электрической энергии, полученной в соответствии с договорами купли-продажи, договорами розничных рынков или сертификатами / кг СО2/МВтч; ЕСостат-ку - потребление организацией

незаявленного остатка электрической энергии, полученной из энергосистемы к за отчетный период времени у, МВтч; ЕЕСрО2 остат-к у - рыночный коэффициент косвенных энергетических выбросов от потребления незаявленного остатка электрической энергии, полученного от внешних генерирующих объектов, в энергосистеме к, кг СО2/МВтч.

к=1

При потреблении организацией электрической энергии, полученной по договорам купли-продажи, договорам розничных рынков или сертификатами, необходимо использовать рыночные коэффициенты косвенных энергетических выбросов для конкретного производителя или поставщика электрической энергии. ОАО «Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии» с 2020 г. предоставляет данные о коэффициенте выбросов С02 кг/МВт^ч энергосистемы РФ по Первой синхронной зоне ЕЭС России, в которую входит и Новосибирская область [22]. Для расчета косвенных выбросов были использованы рассчитанные коэффициенты косвенных энергетических выбросов (табл. 5).

Таблица 5

Коэффициенты косвенных энергетических выбросов*

Показатель Единица измерения 2018 2019 2020 2021

Потребление природного газа на ТС-1 млн м3 110,2 103,0 104,7 125,0

Отпуск тепловой энергии на ТС-1 тыс. Гкал 1111,7 972,8 921,4 1016,0

ЕР Рег СО2, тепло, к, у кг СО2/Гкал 178 190 203 220

ЕР контракт- f, у кг СО2/МВгч 329* 329* 329 336

Примечание. В связи с отсутствием данных рыночный коэффициент косвенных энергетических выбросов за 2018 и 2019 гг. взят исходя из данных 2020 г. *Рассчитано и составлено авторами [3]

Итоговые косвенные выбросы парниковых газов в НГУ за период 20182021 гг. представлены в табл. 6. Наибольшую долю 66,8 % в 2021 г. занимают выбросы от потребленной тепловой энергии.

Таблица 6

Косвенные выбросы парниковых газов в НГУ за 2018-2021 гг., т СО2*

Показатель 2018 2019 2020 2021

Выбросы от потребленной тепловой энергии 6729,82 5844,42 5790,20 7559,05

Выбросы от потребленной электрической энергии 4113,10 3882,40 3694,95 3751,73

*Рассчитано авторами.

Результаты и обсуждение. Объем выбросов парниковых газов НГУ по охвату 1 и охвату 2 в 2021 г. составил 11,4 тыс. т, увеличившись на 20 % относительно предыдущего года. В 2019-2020 гг. наблюдались минимальные за рассматриваемый период времени выбросы парниковых газов НГУ в связи с использованием дистанционных форм обучения из-за ограничительных мер по СОУГО-19 (табл. 7).

Таблица 7

Совокупные выбросы парниковых газов в НГУ за 2018-2021 гг., т CO2*

Показатель 2018 2019 2020 2021

Прямые выбросы 9,80 26,73 12,44 55,59

Косвенные выбросы 10 842,91 9726,82 9485,15 11 310,79

Всего 10 852,71 9753,56 9497,59 11 366,37

*Рассчитано авторами.

Для сопоставления полученных оценок и использованной методики расчетов авторами исследованы показатели по некоторым рейтингам, например, рейтинг Green Metric. На первом месте в рейтинге среди российских вузов находится Российский университет дружбы народов (РУДН), который в 2021 г. представил на своем сайте первый отчет об устойчивом развитии [23]. Московский кампус РУДН включает в себя учебно-научные помещения общей площадью 200 тыс. м2 и жилой фонд общей площадью 140 тыс. м2.

Для корректного сопоставления выбросов парниковых газов РУДН и НГУ авторами был осуществлен расчет прямых и косвенных выбросов парниковых газов РУДН за 2020-2021 гг. с использованием коэффициентов по Международной системе СИ. Так, совокупные выбросы парниковых газов в РУДН Московский кампус по охвату 1 и охвату 2 составили 23 453 т СО2.

Среди усилий, предпринимаемых сотрудниками и студентами РУДН для уменьшения углеродного следа своего кампуса, можно выделить: рециклинг твердых коммунальных отходов (переработка и сжигание), благоустройство и озеленение территории «кампус» без машин, цифровизация процессов и переход на безбумажные технологии.

Для сопоставления объема выбросов парниковых газов НГУ с мировыми университетами, которые анонсировали свои программы устойчивого развития, были выбраны университет Тасмании и Университет Сюррея (Великобритания).

Университет Тасмании - четвертый старейший университет в Австралии, в котором обучается около 38 000 студентов и которой достиг углеродной нейтральности в 2017 г. [24]. С 2006 г. в университете Тасмании предпринимались меры для снижения выбросов парниковых газов, а именно: замена электродных котлов, дизельного топлива и сжиженного нефтяного газа на природный газ на различных объектах и модернизация систем управления; установка фотоэлектрической генерации на объектах; модернизация транспортной стратегии; закупка углеродно-нейтральной сертифицированной бумаги и сокращение использования офисной бумаги благодаря внедрению онлайн-решений; программа повторного использования отходов - онлайн-система для каталогизации и выставления заявок на многоразовую мебель и другие предметы; внедрение контейнеров для органических отходов и других отходов для вторичной переработки во всех кампусах.

Университет Сюррея (Великобритания) - один из лидирующих университетов Великобритании [25], который планирует достичь углеродной нейтральности к 2030 г. В университете обучаются 16 000 студентов. Совокупные выбросы парниковых газов по охвату 1 и 2 за 2019 г. составили 20 544 т СО2 экв. или в расчете на 1 студента 1,28 т СО2 экв. План по достижению углеродной нейтральности к 2030 г. включает в себя: производство возобновляемой энергии, а именно разработку солнечных панелей; внедрение светодиодного освещения, анализ работы систем управления зданием, программы поощрения более энергоэффективного поведения персонала и студентов, а также установку более эффективных двигателей и насосов.

Для корректного сравнения совокупных выбросов ПГ на 1 студента в рассмотренных университетах для НГУ были взяты данные по выбросам только кампуса НГУ без учета базы отдыха «Университетская», базы учебно-геологической практики, высшего колледжа информатики и здания физико-математической школы (табл. 8).

Таблица 8

Совокупные выбросы парниковых газов на 1 студента в университетах, т СО2 экв./студент*

Год Университет Тасмании Университет Сюррея Кампус НГУ РУДН Московский кампус

2018 0,74 - 1,40 -

2019 0,73 1,28 1,18 -

2020 0,61 - 1,05 0,70

2021 0,62 - 1,18 0,78

* Составлено и рассчитано авторами по данным [22-24].

Поскольку большая доля выбросов парниковых газов относится к косвенным выбросам ПГ в связи с уникальностью объекта оценки, то также рассчитан показатель совокупных выбросов парниковых газов на 1 тыс. м2 в НГУ и РУДН за 2021 г.: для кампуса НГУ этот показатель составил 74,29, а для Московского кампуса РУДН - 68,98 т СО2/ тыс. м2.

Анализ рассчитанных показателей совокупных выбросов на 1 студента и на 1 тыс. м2 показал, что в кампусе НГУ совокупные выбросы ПГ на 1 студента по сравнению с Московским кампусом РУДН больше на 51,3 %, а на 1 тыс. м2 на 7,7 %. При этом если сравнить соотношение общей площади зданий кампуса на 1 студента, то в Московском кампусе РУДН этот показатель равен 13 м2, а в кампусе НГУ 17,8 м2, что больше на 37 %.

Таким образом, рассчитанный углеродный след кампуса НГУ и анализ агрегированных показателей, а также изучение российского и мирового опыта показали, что НГУ необходимо усилить меры по сокращению углеродного следа, а именно:

• проанализировать инфраструктуру кампуса с точки зрения энергоэффективности для уменьшения косвенных выбросов парниковых газов, связанных с использованием тепловой и электрической энергии, зданий как старой, так и новой постройки;

• перевести коммуникации или их часть на питание от альтернативных источников энергии (солнечные панели, аккумуляторы и т.д.);

• продолжить внедрение программ по цифровизации процессов и перехода на безбумажные технологии;

• разработать и внедрить программу действий по органическим и перерабатываемым отходам, а также по рециклингу твердых коммунальных отходов;

• разработать транспортную стратегию, а именно проанализировать и оценить возможность замены университетского автопарка на автомобили с меньшей эмиссией парниковых газов;

• продолжить проведение просветительских мероприятий, направленных на изменение отношения людей к проблеме изменения климата и их личного вклада в этот процесс (разумное потребление, использование экологически чистых видов транспорта);

• усилить работу по развитию исследований в университете, направленных на увеличение поглощающей способности окружающей экосистемы;

• организовать постоянную работу по мониторингу и анализу выбросов парниковых газов на территории кампуса НГУ.

Заключение. Исследование показало, что в России и мире наряду с официальными методиками применяются также разнообразные методические подходы для оценки выбросов парниковых газов университетами, основанные как на расчете количественных показателей, так и составлении рейтингов с учетом качественных показателей. Сравнение этих методик показало, что количественный подход к расчету углеродного следа университета позволяет дать объективную оценку объема выбросов парниковых газов и разработать стратегию углеродного регулирования университета. Университеты играют большую роль в воспитательном процессе молодого поколения, формируют образ мышления и ответственности перед окружающим миром, поэтому повышение климатической грамотности целесообразно проводить уже на начальной стадии формирования специалистов.

Список литературы

1. Об утверждении стратегии социально-экономического развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 29 октября 2021 года № 3052-о. -URL: https://static.government.ru/media/files/ADKkCzp3fWO32e2yA0BhtIpyzWfH aiUa.pdf (дата обращения: 15.06.2023).

2. Руководящие принципы национальных инвентаризаций парниковых газов МГЭИК, 2006 г. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.ipcc-nggip.iges.or.jp/public/2OO6gl/russian/pdf/O_Overview/VO_O_Cover.pdf (дата обращения: 14.06.2023).

3. Об ограничении выбросов парниковых газов: Федер. закон от 02.07.2021 г. № 296-ФЗ [Электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_388992/e7f6bc187c789370b92561f24285ca72735da6a4/ (дата обращения: 17.06.2023).

4. Всемирный институт ресурсов совместно со Всемирным советом бизнеса по устойчивому развитию создали протокол о парниковом газе (GHG Protocol) [Электронный ресурс]. - URL: https://ghgprotocol.org/sites/default/ files/standards/ghg_project_accounting.pdf (дата обращения: 25.06.2023).

5. Методология [Электронный ресурс] // Рейтинг UI GreenMetric. - URL: https://greenmetric.ui.ac.id/about/methodology (дата обращения: 25.06.2023).

6. Development of energy demand and carbon emission dataset for Nile University of Nigeria / T.A. Zarma [et al.] // Data in Brief. - 2023. - Vol. 49. - P. 109-347.

7. Wang, J.C. Analysis of energy use intensity and greenhouse gas emissions for universities in Taiwan / J.C. Wang // Journal of Cleaner Production. - 2019. -Vol. 241. - P. 1-15.

8. Measuring carbon performance in a UK University through a consumption-based carbon footprint: De Montfort University case study / L. Ozawa-Meida [et al.] // Journal of Cleaner Production. - 2013. - Vol. 56. - P. 185-198.

9. Aghamolaei, R. Strategies towards reducing carbon emission in university campuses: A comprehensive review of both global and local scales / R. Aghamolaei, M. Fallahpour // Journal of Building Engineering. - 2023. - Vol. 76. - P. 107183.

10. Evaluation of greenhouse gas emissions and proposals for their reduction at a university campus in Chile / L. Vasquez [et al.] // Journal of Cleaner Production. -2015. - Vol. 108. - P. 924-930.

11. Achieving sustainability and carbon neutrality in higher education institutions: a review / G. Sen [et al.] // Sustainability. - 2021. - Vol. 14, № 1. - P. 222.

12. Eskelinen, M. Hiilineutraali UEF 2025: Raportti vuoden 2019 hii-lijalanjaljesta / M. Eskelinen // University of Eastern Finland. - 2021. - P. 137.

13. Townsend, J. Exploring the applications of carbon footprinting towards sustainability at a UK university: reporting and decision making / J. Townsend, J. Barrett // Journal of Cleaner Production. - 2015. - Vol. 107. - P. 164-176.

14. Investigating the Carbon Footprint of a University - The case of NTNU / H.N. Larsen [et al.] // Journal of Cleaner Production. - 2013. - Vol. 48. - P. 39-47.

15. НГУ в цифрах [Электронный ресурс] // Новосиб. гос. ун-т. - URL: https://www.nsu.ru/n/university/index.php?sphrase_id=1766704 (дата обращения: 17.06.2023).

16. ГОСТ Р 70346-2022. «Зеленые» стандарты. - URL: http://docs.cntd.ru/ document/1200193111 (дата обращения: 29.06.2023).

17. Gómez, N. Carbon footprint of a university in a multiregional model: the case of the University of Castilla-La Mancha / N. Gómez, M.Á. Cadarso, F. Monsalve // Journal of Cleaner Production. - 2016. - Vol. 138. - P. 119-130.

18. Implementation of the harmonised model for carbon footprint calculation on example of the energy institute in Croatia / Z. Juric [et. а!.] // Journal of Sustainable Development of Energy, Water and Environment Systems. - 2019. - Vol. 7. -№ 2. - P.368-384.

19. Об утверждении методик количественного определения объемов выбросов парниковых газов и поглощений парниковых газов [Электронный ресурс]: Приказ Минприроды России № 371 от 27.05.2022. - URL: http://pub-lication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207290034?index=1 (дата обращения: 20.06.2023).

20. Об утверждении методических указаний по количественному определению объема косвенных энергетических выбросов парниковых газов [Электронный ресурс]: Приказ Минприроды России от 29.06.2017 г № 330. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201710230028?ysclid=lgvxetn zru432991376 (дата обращения: 15.06.2023).

21. Годовые отчеты ФГУП «Управление энергетики и водоснабжения» за 2018-2021 гг. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.uev.ru (дата обращения: 29.06.2023).

22. Коэффициенты выбросов диоксида углерода по Первой синхронной зоне ЕЭС России [Электронный ресурс]. - URL: https://www.atsenergo.ru/ results/co2 (дата обращения: 29.06.2023).

23. Экологическая политика [Электронный ресурс] / РУДН. - URL: https://www.rudn.ru/about/ekologicheskaya-politika (дата обращения: 03.07.2023).

24. Сайт университета Тасмании. - URL: https://www.utas.edu.au/about/ news-and-stories/articles/2022/1213-were-a-certified-carbon-neutral-uni (дата обращения: 03.07.2023).

25. The Road to Net Zero: A Case Study of Innovative Technologies and Policy Changes Used at a Medium-Sized University to Achieve Czero by 2030 / C. O'Flynn, V. Seymour, J. Crawshaw, T. Parrott, C. Reeby, S.R.P. Silva. - URL: https://www.mdpi.com/2071-1050/13/17/9954 (accessed 03 July 2023).

References

1. Ob utverzhdenii strategii sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia Rossii s nizkim urovnem vybrosov parnikovykh gazov do 2050 goda [On approval of the strategy for Russian socio-economic development with low greenhouse gas emissions until 2050]. Order of the RF Government dated 29.10.2021 No. 3052-o, avail-

able at: https://static.government.ru/media/files/ADKkCzp3fWO32e2yA0BhtIpyzW fHaiUa.pdf (accessed 15.06.2023).

2. Rukovodiashchie printsipy natsional'nykh inventarizatsii parnikovykh gazov MGEIK, 2006 g. [2006 IPCC Guidelines for National Greenhouse Gas Inventories]. Available at: https://www.ipcc-nggip.iges.or.jp/public/2006gl/russian/pdf/0_0verview/ V0_0_Cover.pdf (accessed 14.06.2023).

3. Ob ogranichenii vybrosov parnikovykh gazov [On limiting greenhouse gas emissions]. Federal Law dated 02.07.2021 No. 296-FZ, available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_388992/e7f6bc187c789370b9 2561f24285ca72735da6a4/ (accessed 17.06.2023).

4. The World Resources Institute, together with the World Business Council for Sustainable Development, created the Greenhouse Gas Protocol (GHG Protocol). Available at: https://ghgprotocol.org/sites/default/files/standards/ghg_project_ accounting.pdf (accessed 25.06.2023).

5. Metodologiia [Methodology]. Available at: https://greenmetric.ui.ac.id/ about/methodology (accessed 25.06.2023).

6. Zarma T.A. et al. Development of energy demand and carbon emission dataset for Nile University of Nigeria. Data in Brief, 2023, vol. 49, pp. 109-347.

7. Wang J.C. Analysis of energy use intensity and greenhouse gas emissions for universities in Taiwan. Journal of Cleaner Production, 2019, vol. 241, pp. 1-15.

8. Ozawa-Meida L. et al. Measuring carbon performance in a UK University through a consumption-based carbon footprint: De Montfort University case study. Journal of Cleaner Production, 2013, vol. 56, pp. 185-198.

9. Aghamolaei R., Fallahpour M. Strategies towards reducing carbon emission in university campuses: A comprehensive review of both global and local scales. Journal of Building Engineering, 2023, vol. 76, pp. 107183.

10. Vâsquez L. et al. Evaluation of greenhouse gas emissions and proposals for their reduction at a university campus in Chile. Journal of Cleaner Production, 2015, vol. 108, pp. 924-930.

11. Sen G. et al. Achieving sustainability and carbon neutrality in higher education institutions: A review. Sustainability, 2021, vol. 14, no. 1, pp. 222.

12. Eskelinen M. Hiilineutraali UEF 2025: Raportti vuoden 2019 hiilijalanjâljestâ. University of Eastern Finland, 2021, 137 p.

13. Townsend J., Barrett J. Exploring the applications of carbon footprinting towards sustainability at a UK university: Reporting and decision making. Journal of Cleaner Production, 2015, vol. 107, pp. 164-176.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Larsen H.N. et al. Investigating the Carbon Footprint of a University - The case of NTNU. Journal of Cleaner Production, 2013, vol. 48, pp. 39-47.

15. NGU v tsifrakh [Novosibirsk State University in numbers]. Available at: https://www.nsu.ru/n/university/index.php?sphrase_id=1766704 (accessed 17.06.2023).

16. GOST R 70346-2022. "Zelenye" standarty [GOST R 70346-2022. "Green" standards]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/1200193111 (accessed 29.06.2023).

17. Gómez N., Cadarso M.Á., Monsalve F. Carbon footprint of a university in a multiregional model: The case of the University of Castilla-La Mancha. Journal of Cleaner Production, 2016, vol. 138, pp. 119-130.

18. Juric Z. et al. Implementation of the harmonised model for carbon footprint calculation on example of the energy institute in Croatia. Journal of Sustainable Development of Energy, Water and Environment Systems, 2019, vol. 7, no. 2, pp. 368-384.

19. Ob utverzhdenii metodik kolichestvennogo opredeleniia ob"emov vybrosov parnikovykh gazov i pogloshchenii parnikovykh gazov [On approval of methods for quantitative determination of greenhouse gas emissions and absorption]. Order of the RF Ministry of Natural Resources dated 27.05.2022 No. 371, available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207290034?index=1 (accessed 20.06.2023).

20. Ob utverzhdenii metodicheskikh ukazanii po kolichestvennomu opredeleniiu ob"ema kosvennykh energeticheskikh vybrosov parnikovykh gazov [On approval of guidelines to quantify the volume of indirect energy emissions of greenhouse gases]. Order of the RF Ministry of Natural Resources dated 29.06.2017 No. 330, available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201 710230028?ysclid=lgvxetnzru432991376 (accessed 15.06.2023).

21. Godovye otchety FGUP "Upravlenie energetiki i vodosnabzheniia" za 2018-2021 gg. [Annual reports of the Federal State Unitary Enterprise "Department of Energy and Water Supply" for 2018-2021]. Available at: http://www.uev.ru (accessed 29.06.2023).

22. Koeffitsienty vybrosov dioksida ugleroda po Pervoi sinkhronnoi zone EES Rossii [Carbon dioxide emission factors for the First synchronous zone of the UES of Russia]. Available at: https://www.atsenergo.ru/results/co2 (accessed 29.06.2023).

23. Ekologicheskaia politika [Environmental policy]. Available at: https:// www.rudn.ru/about/ekologicheskaya-politika (accessed 03.07.2023).

24. Sait universiteta Tasmanii [University of Tasmania website]. Available at: https://www.utas.edu.au/about/news-and-stories/articles/2022/1213-were-a-certified-carbon-neutral-uni (accessed 03.07.2023).

25. O'Flynn C., Seymour V., Crawshaw J., Parrott T., Reeby C., Silva S.R.P. The road to net zero: A case study of innovative technologies and policy changes used at a medium-sized university to achieve czero by 2030. Available at: https://www.mdpi.com/2071-1050/13/17/9954 (accessed 03.07.2023).

Оригинальность 77

Поступила 16.01.2024 Одобрена 05.02.2024 Принята к публикации 27.05.2024

I.V. Filiminova, A.I. Savina, O.I. Krivosheeva, K.D. Gladkikh

UNIVERSITY CARBON FOOTPRINT AS A TOOL FOR IMPROVING CLIMATE LITERACY AMONG STUDENTS

Universities hold a unique position among sources of greenhouse gas emissions that are not subject to mandatory carbon reporting. In the service sector, they are characterized by a high proportion of indirect greenhouse gas emissions relative to total emissions, in contrast to industries where emissions primarily occur directly during product production cycles. This article presents the results of calculating the carbon footprint of the Novosibirsk State University (NSU) campus, revealing that the volume of greenhouse gas emissions in 2021 amounted to 11.4 thousand tons, representing a 20% increase compared to the previous year. The authors analyzed the indicators of total greenhouse gas emissions per student and per one thousand square meters of area, comparing these results with those of leading domestic and international universities. The study identifies promising directions for carbon regulation of the campus to reduce its carbon footprint. These include measures to improve energy efficiency, communications transition to alternative energy sources, waste recycling programs, and comprehensive transport strategies. The research indicates that both in Russia and globally, methodological approaches based on qualitative indicators are widely used to assess greenhouse gas emissions from universities, alongside the IPCC-recommended methodology. However, only a quantitative approach to calculating the university's carbon footprint allows for an objective assessment of the volume of greenhouse gas emissions and the development of an effective carbon regulation strategy. Universities play a crucial role in the educational process of the younger generation, shaping their mindset and fostering a sense of responsibility towards the environment. Therefore, it is advisable to increase climate literacy at the early stages of specialist formation.

Keywords: climate literacy, carbon footprint, campus, ranking of Russian universities, direct and indirect emissions, sustainable development, carbon management strategy.

Irina V. Filimonova - Doctor of Economics, Professor, Head of the School of Political Economy, Novosibirsk State University, Head of the Center for the Economic Sciences of Subsurface Use of Oil and Gas, Trofimuk Institute of Petroleum Geology and Geophysics, Novosibirsk, е-mail: [email protected].

Anzhelika I. Savina - Cand. Sc. (Economics), Associate Professor, School of Management, Novosibirsk State University, Senior Researcher, Department of Rates and Proportions of Industrial Production, Institute of Economics and Industrial Engineering of SB RAS, Novosibirsk, е-mail: [email protected].

Olga I. Krivosheeva - Junior Researcher, Climate Center, Novosibirsk State University, Novosibirsk, е-mail: [email protected].

Kristina D. Gladkikh - Undergraduate Student, Novosibirsk State University, е-mail: k.gladkikh@ g.nsu.ru.

Received 16.01.2024 Accepted 05.02.2024 Published 27.05.2024

Финансирование. Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-18-00424.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Вклад авторов равноценен.

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Углеродный след университета как инструмент повышения климатической грамотности студентов / И.В. Филимонова, А.И. Савина, О.И. Кривошеева, К.Д. Гладких // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. - 2024. - № 2. - С. 285-301.

Please cite this article in English as:

Filiminova I.V., Savina A.I., Krivosheeva O.I., Gladkikh K.D. University carbon footprint as a tool for improving climate literacy among students. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2024, no. 2, pp. 285-301 {In Russ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.