Научная статья на тему 'УГЛЕРОДНЫЙ СЛЕД И РАЗВИТИЕ ЗЕЛЕНОЙ ЭКОНОМИКИ (НА ПРИМЕРЕ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ)'

УГЛЕРОДНЫЙ СЛЕД И РАЗВИТИЕ ЗЕЛЕНОЙ ЭКОНОМИКИ (НА ПРИМЕРЕ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
342
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГЛЕРОДНАЯ НЕЙТРАЛЬНОСТЬ / ПАРНИКОВЫЙ ЭФФЕКТ / УГЛЕРОДНЫЙ СЛЕД / ВЫБРОСЫ ОТ ПРОМЫШЛЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бездудная Анна Герольдовна, Кадырова Ольга Васильевна, Трейман Марина Геннадьевна

В исследовании представлены особенности влияния углеродного следа на эколого-экономическую обстановку в Китае. В настоящее время страна вносит значительный вклад в парниковый эффект за счет выбросов от энергетической отрасли, транспортных систем и промышленных предприятий. В статье представлены особенности этого влияния и их вклад в общее влияние страны на картину парникового эффекта. Китай является достаточно амбициозной страной и к 2060 году планирует достичь углеродной нейтральности. При этом в настоящее время Китай разработал систему снижения выбросов парниковых газов, основанную на механизме торговли квотами за выбросы. Данный механизм позволит стимулировать предприятия и организации Китая к эффективной организации природоохранной деятельности в части снижения эмиссии парниковых газов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бездудная Анна Герольдовна, Кадырова Ольга Васильевна, Трейман Марина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CARBON FOOTPRINT AND THE DEVELOPMENT OF A GREEN ECONOMY (CASE OF THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA)

The study presents the features of the impact of the carbon footprint on the ecological and economic situation in China. Currently, the country makes a significant contribution to the greenhouse effect due to emissions from the energy industry, transport systems and industrial enterprises. The article presents the features of this influence and their contribution to the overall impact of the country on the picture of the greenhouse effect. China is quite an ambitious country and plans to achieve carbon neutrality by 2060. At the same time, China has now developed a system for reducing greenhouse gas emissions based on an emissions trading mechanism. This mechanism will encourage enterprises and organizations in China to effectively organize environmental activities in terms of reducing greenhouse gas emissions.

Текст научной работы на тему «УГЛЕРОДНЫЙ СЛЕД И РАЗВИТИЕ ЗЕЛЕНОЙ ЭКОНОМИКИ (НА ПРИМЕРЕ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ)»

Бездудная А.Г., Кадырова О.В., Трейман М.Г.

УГЛЕРОДНЫЙ СЛЕД И РАЗВИТИЕ ЗЕЛЕНОЙ ЭКОНОМИКИ (НА ПРИМЕРЕ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ)

Аннотация. В исследовании представлены особенности влияния углеродного следа на эколого-экономическую обстановку в Китае. В настоящее время страна вносит значительный вклад в парниковый эффект за счет выбросов от энергетической отрасли, транспортных систем и промышленных предприятий. В статье представлены особенности этого влияния и их вклад в общее влияние страны на картину парникового эффекта. Китай является достаточно амбициозной страной и к 2060 году планирует достичь углеродной нейтральности. При этом в настоящее время Китай разработал систему снижения выбросов парниковых газов, основанную на механизме торговли квотами за выбросы. Данный механизм позволит стимулировать предприятия и организации Китая к эффективной организации природоохранной деятельности в части снижения эмиссии парниковых газов.

Ключевые слова. Углеродная нейтральность, парниковый эффект, углеродный след, выбросы от промышленных комплексов, энергетическая отрасль.

Bezdudnaya A.G., Kadyrova O.V., Treiman M.G.

CARBON FOOTPRINT AND THE DEVELOPMENT OF A GREEN ECONOMY (CASE OF THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA)

Abstract. The study presents the features of the impact of the carbon footprint on the ecological and economic situation in China. Currently, the country makes a significant contribution to the greenhouse effect due to emissions from the energy industry, transport systems and industrial enterprises. The article presents the features of this influence and their contribution to the overall impact of the country on the picture of the greenhouse effect. China is quite an ambitious country and plans to achieve carbon neutrality by 2060. At the same time, China has now developed a system for reducing greenhouse gas emissions based on an emissions trading mechanism. This mechanism will encourage enterprises and organizations in China to effectively organize environmental activities in terms of reducing greenhouse gas emissions.

Keywords. Carbon neutrality, greenhouse effect, carbon footprint, emissions from industrial complexes, energy industry.

ГРНТИ 06.51.25

© Бездудная А.Г., Кадырова О.В., Трейман М.Г., 2022

Анна Герольдовна Бездудная - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента и инноваций Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Ольга Васильевна Кадырова - кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и инноваций Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Марина Геннадьевна Трейман - кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и инноваций Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с авторами (Трейман М.Г.): 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: +7 911 219-69-96. Е-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 14.01.2022.

Введение

В настоящее время учет и образование парниковых газов является одной из центральных проблем современности, так как парниковый эффект на сегодняшний день является глобальной проблемой человечества. Многие зарубежные страны давно заняты проблемами учета и расчетов парникового эффекта от отдельных видов деятельности. К основным видам деятельности, вносящим значительный вклад в парниковый эффект, относятся: транспортная сфера, а также промышленность и энергетика. Если рассматривать вклад стран в углеродный след, экспертами отмечается следующая тенденция в данном направлении: Китай образует 27% от глобальных выбросов, второе место занимают США с показателем 11%, на третьем месте находится Индия с показателем 6,6%, тогда как оставшиеся 6,4% выбросов парниковых газов образуют 27 стран, относящихся к Евросоюзу. Российская Федерация на сегодняшний день образует около 3,1% общемирового объема выбросов. Одним из важнейших источников образования парниковых газов являются угольные теплоэлектростанции. В 2018 году правительством Китая был введен запрет на строительство новых угольных ТЭС, но при этом уголь на сегодняшний день остается основным топливным ресурсом Китая [11].

Согласно нормативно-правовой базе контроля за углеродным следом, а именно Парижскому соглашению о климате, Китай обязался стать углеродно-нейтральной страной к 2060 году. Также важным аспектом является тот факт, что объемы производства промышленности в Китае на данный момент грандиозны, а учет парниковых газов ведется по производителю, а не по потребителю, хотя, согласно глобальным цепочкам поставок, изготовленная продукция далее поступает к потребителю и уже там образуются выбросы парниковых газов. В 2020 и 2019 году Китай вложил в развитие зеленой индустрии более 200 млрд долл. [14]. Важными проектами являются создание электромобилей, резкое сокращение использования углеродной энергетики с последующим переходом на альтернативные и чистые источники, а также развитие системы торговли квотами на загрязнение, сейчас в ряде городов уже запущены такие пилотные проекты.

В настоящее время наблюдается образование желтого смога из-за интенсивной работы энергетики и промышленного сектора Китая [2]. В последние годы правительство Китая максимально ужесточило законодательство в части загрязнения атмосферного воздуха: создана система штрафов за несанкционированное загрязнения, руководители организаций, осуществляющих несанкционированные выбросы, подвергаются аресту на 15 суток и административным взысканиям, данные о загрязнениях становятся публичными, также предприятия обязаны устанавливать автоматизированные приборы учета, при несоблюдении природоохранного законодательства у предприятий может быть конфисковано имущество. Но, несмотря на столь жесткие меры, на сегодняшний день проблема парниковых газов и смога в стране не решена [10], что видно из рисунка. Также существенным направлением по снижению выбросов парниковых газов является преобразование транспортной сферы, так как транспорт вносит 86% выбросов СОх в загрязнения воздуха по всему Китаю. Для решения этой проблемы развивается производство электрокаров и электромобилей [6].

Китай

12 1КК17

ю 4 * •

• •

6/ ч

/ / /* \ *\ ч \ 4:

4 \

1,68 о .Л 5,28 сша

# V- ^ • * 2 , 62 / /

Инлия

Российская Федерация

Рис. Выбросы СО2 по основным странам-загрязнителям, млрд тонн

Электроэнергетика и промышленность в Китае и углеродный след

По планам правительства Китая для снижения парникового эффекта на 1,5°С необходимо к 2045 году полностью вывести угольные электростанции из эксплуатации в Китае. Значительное количество выбросов приходится на промышленный комплекс, в частности, 15% выбросов СО2 приходится на промышленность по производству цемента, а 20% - на машиностроительную отрасль. За счет отходов образуется около 6% выбросов, в основном это метановые выбросы на свалках и полигонах. Пик выбросов от промышленного комплекса Китая ожидается на 2030 год и связан он напрямую с ростом промышленного производства, но при этом государственная политика Китая будет направлена на снижение выбросов, это заложено в цели национальной программы.

Важнейшим внутренним нормативно-правовым актом Китая является «Национальный план по борьбе с изменениями климата». Он регламентирует все виды народного хозяйства Китая по влиянию на рост парниковых газов. Он предусматривает снижение выбросов от ТЭЦ, изменение промышленных технологий с целью снижения углеродного следа, сокращение объемов использования традиционных видов топлива и переход на альтернативные источники энергии. В 2016 году был принят «Закон о предотвращении загрязнения атмосферы», основной целью которого является существенное сокращение и регулирование загрязнения атмосферного воздуха, а также общее улучшение состояния окружающей среды. В ближайшем 5-летнем плане Китая (2021-2025 гг.) приведены меры по сокращению парникового эффекта, в основном планируется серьезно ограничить 6 отраслей промышленности и всю транспортную сферу, а также перевести энергетическую отрасль полностью на альтернативные источники энергии, отказаться от угля как от основного топлива в Китае.

В целом страна стремится к углеродной нейтральности за счет собственных и международных инвестиций в новые виды деятельности. Основными возобновляемыми источниками энергии Китая являются ветряные турбины и солнечные батареи, так в 2018 году доля возобновляемых источников энергии в стране достигла 43%, что в 2 раза больше, чем в Европейских странах. Одним из наиболее проблемных аспектов в части образования парниковых газовая является логистический сектор.

Логистическая деятельность в Китайской Народной Республике

Китай обладает значительными производственными мощностями, но при этом в настоящее время существенными проблемами логистической деятельности Китая являются: существенные выбросы парниковых газов, образующихся от различных транспортных систем; хаотичная сеть логистических цепочек, отражающая неравномерное развитие экономики Китая. Сведения о крупных логистических компаниях Китая приведены в таблице 1.

В настоящее время правительством Китая разработаны следующие шаги для укрепления и развития логистической деятельности [5; 9; 13]:

• развитие внутренних грузоперевозок - создана специализированная государственная программа Eight State Regulations, в настоящее время также идет полноправное развитие 3 PL-провайдеров, что позволяет с оптимизмом смотреть на развитие китайского логистического рынка;

• инвестирование в морскую логистику Китая - за последние 5 лет было вложено более 360 млрд юаней. Одним из крупнейших и развитых мировых портов является Шанхай, который в настоящий момент полностью цифровизован. В Китае серьезно развиты контейнерные перевозки, порты ориентированы на развитие контейнерных терминалов. Отрицательным аспектом при этом является несбалансированность спроса и предложения в китайских портах;

• активно развивается железнодорожная инфраструктура Китая - в настоящее время это касается как пассажирских, так и грузовых перевозок, рост железнодорожных перевозок за 3 квартал 2021 года составил 8% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года;

• необходимость комплексного развития сети автомобильных перевозок (в настоящее время ведется поиск инструментов и механизмов развития) - позволяет осуществлять грузовые перевозки автомобильным транспортом, но в настоящий момент данный вид перевозок является дорогостоящим из-за его разрозненности;

• перенос производственных мощностей и основных цепочек поставок вглубь страны - связан с развитием речного и каботажного судоходства, данный подход позволил снизить себестоимость производства;

• создание единой налоговой и тарифной базы для частных и государственных логистических компаний на основе изменения нормативно-законодательной базы. В частности, будут разработаны субсидии и преференции для отдельных групп логистических компаний, также это позволит повысить их конкурентные преимущества.

Китай достиг значительного развития логистического сектора и в настоящее время логистические компании вносят значительный вклад в выбросы парниковых газов и формирование углеродного следа.

Торговля квотами за выбросы в городах Китая

Китай более 10 лет развивает углеродный рынок, руководство страны государственную политику направляет на поддержание и развитие тенденций углеродной нейтральности. Китай ставит себе одной из основных целей сокращение выбросов диоксида углерода на единицу ВВП на 65% к 2030 году, а использование возобновляемых источников энергии нарастить до 55% к 2030 г. Перестраивание энергетического сектора для Китая - ключевой путь к выполнению обязательств по сокращению углеродного следа и достижению углеродной нейтральности. 5 крупнейших энергетических компаний Китая ответственны на сегодня за 50% вклада в выбросы парниковых газов. При этом, Китай - мировой лидер по производству солнечных фотоэлектрических модулей (занимает более 70% рынка) [7].

Таблица 1

Крупнейшие логистические компании Китайской Народной Республики

Наименование Выручка, млрд юаней Особенности деятельности

China Ocean Shipping Group Company 221,21 Занимается морскими перевозками, основной офис - в Шанхае, крупнейший контейнерный оператор, имеет собственные судоверфи и дополнительно оказывает финансовые и ИТ-услуги. Развивает инновации - блокчейн в сфере морских перевозок грузов

Xiamen Xiangyu Group 140,4 Управление цепочками поставок в зоне аэропорта Гаоци и портом Сямынь, обеспечивает закупочную деятельность и оказывает комплексные логистические услуги. В его составе - более 360 предприятий

S.F. Express 89,68 Компания занимается курьерской доставкой, в 2019 году инвестировала в инновационную технологию Feng Chao Technology - логистическую сеть информации, позволяющую прогнозировать потребительский спрос на продукцию и обеспечивать и организовывать быстрые поставки. Компания владеет собственной платформой онлайн торговли

SINOTRANS & CSC Holdings 77,31 Географический охват компании - все регионы Китая и 5 континентов мира. Данное предприятие относится к серии 5А и является комплексным. В собственности компании находится 69 таможенных складов, 59 контейнерных площадок, 77 железнодорожных веток и более 1200 единиц погрузочного оборудования. Клиенты компании получают информации о передвижениях и местоположении груза ежедневно

JD Logistics 39,18 Логистическое подразделение крупнейшего интернет-магазина в Китае, осуществляет доставку покупок. Имеет в своем составе 28 объектов интеллектуального логистического парка, обеспечивает складирование товаров, а также сдает склады в аутсорсинг, развивает В2В и процесс краудсорсинга. Максимально автоматизирует и цифровизирует логистические процессы, например, осуществляет доставку в труднодоступные районы с помощью дронов

China Materials Storage and Transportation Group 38,87 Занимается складской логистикой и морской логистикой. Корпорация имеет 100 дочерних компаний, совокупная площадь терминалов компании составляет более 3 млн м2. Компания более 20 лет на рынке, она создала стабильную сеть обслуживания в Восточном, Северном, Южном и Юго-Западном Китае

China Railway Material Company 30,19 Компания относится к естественным монополиям и подчиняется Министерству транспорта и железных дорог Китая, имеет более 100 структурных филиалов и специализируется на обслуживании железнодорожного транспорта, построении и развитии транспортной инфраструктуры

Окончание табл. 1

Наименование Выручка, млрд юаней Особенности деятельности

YTO Express Group 27,47 Осуществляет полный комплекс логистических услуг, но упор сделан на экспресс-доставке. Занимается отправкой мелких и средних почтовых грузов, а также экспедиторскими услугами

SAIC Anji Logistics 25,08 Занимается транспортной, портовой и экспресс-логистикой. Филиалы компании работают в 562 городах, компания составляет интегрированную цепочку поставок, так как занимается различными видами логистики и оказанием услуг

Deppon Logistics 23,03 Осуществляет автомобильную доставку и складские услуги, осуществляет международные маршруты в Японию, Таиланд, Вьетнам, Малайзию

В 2011 году был создан национальный план по развитию углеродного рынка, в рамках которого правительство Китая ввело программу по перераспределению квот на выбросы, а в 2013 году были созданы пилотные проекты по реализации данной программы. Запуск системы торговли квотами планируется осуществить 01.02.2021 г., а в полном объеме система запустится в 2025 году [8]. Изначально планируется урегулировать деятельность в сфере образования парниковых газов в энергетической деятельности, а затем распространить этот опыт на другие производственные области: химическую и нефтехимическую промышленность, машиностроение и цветную металлургию, гражданскую авиацию и тяжелое машиностроение.

Министерство экологии и окружающей среды определило перечень парниковых газов, подпадающих под действие проекта по торговле квотами на выбросы. Центром данного проекта изначально является Шанхай, а Шанхайская торговая биржа стала основным объектом реализации квот на загрязнения, на базе биржи было создано Национальное агентство по торговле выбросами. В г. Ухань эти функции будет выполнять национальное агентство по торговле выбросами, при этом агентство будет фиксировать выбросы и устанавливать плату за квоты и предоставлять услуги по расчетам и определению квот. По национальному плану внедрение данной системы позволит покрыть 1/7 выбросов [1].

Данная система в настоящее время касается только СО2-эквивалента без включения других типов парниковых газов. Квоты на выбросы определяются для каждого производства бесплатно, только их превышение оплачивается. К оплачиваемым квотам будет относиться лишь 20%, поэтому снижение негативного воздействия станет реальной необходимой компонентой для эффективного развития промышленного комплекса Китая. Цены на дополнительные квоты будут лежать в диапазоне 35-50 юаней за тонну выбросов, по квотам будут разрешены различные типы сделок, в том числе прямая торговля и аукционы, а также заключение различных типов контрактов. При отказе от участия в данной программе будут предусмотрены штрафные санкции и иные меры воздействия, например, отказ от покупки квот будет облагаться штрафными санкциями в размере 2,89-4,35 тыс. долл. США, а также последует лишение бесплатных объемов квот на следующий год [4].

Таблица 2

Описание региональных пилотных проектов [3]

Город Отрасли, задействованные в перераспределении квот Выбросы, % Принципы распределения Цена СО2-эквивалента, за тонну

Пекин Стационарные установки, которые осуществляют выбросы более 10 млрд тонн и более за весь период работы 40 Годовые квоты устанавливаются на новые и введенные в эксплуатацию объекты 11,37

Шанхай Промышленные комплексы, которые осуществляют выбросы более 20 млрд тонн СО2-эквивалента 57 Квоты устанавливаются бесплатно, на 3 года 5,86

Окончание табл. 2

Город Отрасли, задействованные в перераспределении квот Выбросы, % Принципы распределения Цена СО2-эквивалента, за тонну

Тянь-цзинь Промышленный комплекс и строительные объекты с объемом выбросов 20 млрд тонн СО2-эквивалента 55 Квоты для энергетики распределяются на основе бенчаркинга, квоты для промышленного комплекса - на основе историчности выбросов 5,86

Чунцин Касается металлургии, электроэнергетики, химической промышленности, легкой промышленности и машиностроения 50 Квоты распределяются на 3 года и устанавливаются на конкурсной основе 1,41

Гуандун Секторы с выбросами более 20 млрд тонн СО2-эквивалента 60 Часть квот распределяется бесплатно, основа для распределения -историчность выбросов 3,36

Хубэй 12 секторов, потребление которых составило не менее 60 тыс. тонн угля 45 Распределение осуществляется по статистике выбросов 4,64

Шэнь-чжэнь 800 крупнейших компаний промышленного комплекса и 400 компаний теплоэнергетики 40 Квоты устанавливаются на 3 года и единовременно 1,98

Фуцзянь Электроэнергетика, машиностроение, строительная отрасль и металлургия 60 Основные критерии установления квот: по бенчмаркингу и по историческому распределению объемов выбросов 2,35

С 2013-2016 гг. пилотные проекты были запущены в городах Шанхай, Шэньчжэнь, Шаньдун, Ху-бэй, Шаньси. Программы по городам распределены по покрытию предприятий. По распределению квот лидирует город Гуандун, на него приходится более 50% агрегированных квот для всех 7-ми провинций [12]. Описание региональных пилотных проектов приведено в таблице 2.

Таким образом, в Китайской народной республике в настоящее время пилотный проект по внедрению торговли квот на выбросы парниковых газов внедряется в полном объеме,данный механизм будет являться стимулирующим для энергетической сферы и промышленного комплекса для снижения объемов парниковых газов. Также в дальнейшем необходимо предусмотреть включение в данную программу логистических компаний, особенно в транспортной сфере. Заключение

Обобщая вышеприведенное исследование можно сделать следующие выводы:

• Китайская Народная Республика вносит существенный вклад в загрязнение окружающей природной среды, в частности в энергетической сфере (за счет использования традиционного топлива -угля) и промышленного комплекса, но страна стремится к снижению эмиссии парниковых газов, и правительство разрабатывает долгосрочные планы по этому снижению;

• значительный вклад в парниковый эффект вносят транспортные системы, в Китае большое количество крупных логистических компаний, которые занимаются всеми видами логистики, в том числе и транспортной, и выбросы от ее деятельности до сих пор существенны;

• в настоящее время Китай применяет стимулирующие технологии по снижению выбросов парниковых газов в энергетическом, строительном секторе и крупных отраслях промышленности, что позволит снизить в итоге общий объем выбросов СО2-эквивалента. Данные механизмы апробируются на конкретных крупных городах Китая. Необходимо, чтобы в дальнейшем эти разработки затронули и логистическую сферу.

ЛИТЕРАТУРА

1. АлферовА.М., БлиновВ.Г., ГитарскийМ.Л. Мониторинг потоков парниковых газов в природных экосистемах. Саратов: Амирит, 2017. 279 с.

2. Альбеков А. У., МатишовГ.Г. Зеленая экономика. Модернизация социально-экономической системы Юга России. Ростов-на-Дону: РГЭУ (РИНХ), 2017. 275 с.

3. Ануфриев В.П., Гудим Ю.В., Каминов А.А. Устойчивое развитие. Энергоэффективность. Зеленая экономика. М.: ИНФРА-М, 2021. 200 с.

4. Багиров А.Т., Сафонов Г.В. Энергобезопасность и климат: глобальные вызовы для России. М.: ТЕИС, 2010. 302 с.

5. Дарижапов Б.Д., Дарижапова М.Н. Эколого-экономический мониторинг парниковых газов: обзор зарубежных азиатских межотраслевых моделей и российские перспективы. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2012. 143 с.

6. Зибарев А.Г., Саксонов С.В., Розенберг Г.С. Институт экологии Волжского бассейна РАН и город Тольятти. Экологические инновации для устойчивого развития города: аналитический доклад. Тольятти: Кассандра,

2012. 87 с.

7. Зомонова Э.М. Стратегия перехода к «зеленой» экономике: опыт и методы измерения: аналитический обзор. Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2015. 283 с.

8. Карнацевич И.В. Глобальный климат не меняется. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2017. 74 с.

9. Коробова О. С. Теоретические аспекты использования потенциала снижения парниковых газов в углепромышленных регионах М.: Российский ун-т дружбы народов, 2012. 86 с.

10. Липина С.А., Агапова Е.В., Липина А.В. Зелёная экономика. Глобальное развитие. М.: Проспект, 2016. 232 с.

11. Пархоменко В.П., Кондаков М.Б. Моделирование влияния сильных внешний воздействий на глобальный и региональный климат. М.: Вычислительный центр им. А.А. Дородницына Российской академии наук, 2012. 28 с.

12. Порфирьев Б.Н. «Зеленая» экономика: реалии, перспективы и пределы роста. М.: Московский Центр Карнеги,

2013. 31 с.

13. Трубилин А.И., Гайдук В.И., Комлацкий Г.В., Секерин В.Д. «Зеленая экономика» региона: проблемы и перспективы развития. Краснодар: КубГАУ, 2019. 137 с.

14. Фюкс Р. Зеленая революция: экономический рост без ущерба для экологии. М.: АНФ, 2016. 328 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.