Научная статья на тему 'Уфимское губернское правление во второй половине XIX века'

Уфимское губернское правление во второй половине XIX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
424
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кантимирова Р.И.

В статье рассматриваются основные функции уфимского губернского правления, которое было образовано в 1865 году. Автор пришел к выводу, что губернское правление доводило до сведения подчиненных ему учреждений и чиновников законы; следило за тем, чтобы исполнялись распоряжения губернатора; выполняло функции полицейского надзора за всем населением губернии; руководило деятельностью полицейских учреждений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уфимское губернское правление во второй половине XIX века»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070

С 1970-х годов XX века обучение в начальных классах русско-казахских школ стало проводиться на казахском языке. Стали издаваться учебники по казахскому языку написанные на казахском языке. Были введены в казахский язык русская графика. Все это облегчило выпуски аналогичных учебников. С педагогической точки зрения учебники родного языка, подготовленные русской графикой, одновременно облегчило задачи освоения русского языка. Обладание грамотностью в русско-казахских школах в основном претворены в жизнь учебниками А.Г.Алекторова «Русско-казахская азбука», «К мудрости ступенька», «Казахская Алип-пе, Книга обучающая правописанию», «Букварь для киргизов». Эти буквари сыграли большую роль в овладении грамотности несколькими поколениями нашего народа. Особенно была велика роль учебников родного языка и хрестоматии. В создании таких учебников единственным образцом для подражания была очень ценная книга К.Д.Ушинского «Детский мир». В содержании хрестоматии включены учебные материалы для первого урока-беседы, устные и письменные упражнения, тексты для развития речи, стихи, рассказы, сказки и т.д. Эти материалы помогают учащимся овладеть знаниями, мастерством, нужными навыками и в то же время выполняют воспитательные функции, способствуя развитию мыслительной деятельности, формированию духовного мира, человеческих качеств и лучших чувств у детей. В русско-казахских школах пользовались учебниками И.Алтынсарина, А.Алекторова, Я.Лютина, «Казахской хрестоматией». Из вышеназванных учебников, чаще, чем у других, пользовались хрестоматиями И.Алтынсарина и А.Алекторова. 1984-90годов были созданы оригинальные учебники для первого класса -«Букварь» (Ш. Ауелбаева, М. Жубанова, М. Торежанова, З. Айтенова), «Букварь» (М. Жубанова).

Современный этап в жизни советского общества характеризуется возрастающим вниманием партии государства к воспитанию подрастающего поколения. Это одна из закономерностей процесса совершенствования системы общественных отношений в стране, необходимое условие преемственности поколений в социалистическом обществе. После развала Союза, приобретения независимости с начала 1990 годов началось новое время написания учебников. В первые годы независимости на повестку дня был поставлен вопрос подготовки отечественных учебников-оригиналов. Постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 сентября 1996 года рассмотрена программа по подготовке учебников и учебно-методических комплексов и их изданию. Названная программа является главным документом, регламентирующим стратегию и работу управленческих органов, научно-исследовательских, педагогических и авторских коллективов, издательств по рассмотрению учебников нового поколения, их изданию и дальнейшего внедрения в учебный процесс.

Список использованной литературы:

1. Жадрина М. И. Алтынсарин и вопросы современных учебников //Бастауыш мектеп. 2001. с.-10-12.

2. Байтурсынов А. Уроки языка. Алматы. //Ана тш 1992 г.50с.

3. Камаева С. «Отец Букваря» // Бастауыш мектеп.1998г. №10-11.

4. Есекешова М. «Вклад Т.Шонанова в развитие казахского алфавита» //Бастауыш мектеп. 1998г.№5. с.3-5.

© Б. А. Жусупбекова, 2015

УДК 433

Р.И. Кантимирова

К. и. н., доцент, Исторический факультет С Ф Башкирского государственного университета Г. Стерлитамак, Российская Федерация

УФИМСКОЕ ГУБЕРНСКОЕ ПРАВЛЕНИЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

Аннотация

В статье рассматриваются основные функции уфимского губернского правления, которое было образовано в 1865 году. Автор пришел к выводу, что губернское правление доводило до сведения подчиненных ему учреждений и чиновников законы; следило за тем, чтобы исполнялись распоряжения

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070

губернатора; выполняло функции полицейского надзора за всем населением губернии; руководило деятельностью полицейских учреждений.

Ключевые слова

Уфимская губерния, губернское правление, деятельность, функции.

Работа выполнена при финансовой поддержке гранта СФ БашГУ № В 15-40

Во главе местного управления Уфимской губернии во второй половине XIX века стоял губернатор, являвшийся главой местной администрации, официально признаваемый законами как «хозяин губернии». Губернатор управлял губернией с помощью коллегиального учреждения - губернского правления. Организация губернского правления регламентировалась «Учреждением для управления губернией», изданным в 1775 г. В нём подчёркивалось, что губернское правление «управляет в силу законов именем императорского величества всею губернией». Но, уже в первые годы после введения губернской реформы 1775 г. стала обнаруживаться тенденция губернаторов полностью подчинить себе членов губернского правления. Фактически с середины XIX в. основная роль в управлении губернией принадлежала губернатору, а губернское правление превратилось в своеобразную исполнительную канцелярию при губернаторе.

Уфимское губернское правление было учреждено в 1865 г. после разделения Оренбургской губернии. По количеству уездов и производимых дел оно принадлежало к третьему разряду, на содержание которого отводилось 30 670 руб. в год. 1 декабря 1865 г. по ходатайству губернатора Г.С. Аксакова уфимское губернское правление было отнесено ко второму разряду с содержанием в 31 570 руб. в год [3, л.4]. Уфимское губернское правление состояло из общего присутствия во главе с губернатором и канцелярии, руководимой вице-губернатором. В общее присутствие кроме губернатора входили вице-губернатор, советники, губернский врачебный инспектор, губернский инженер, губернский архитектор, асессор и другие. Губернское правление имело типографию, регистратуру, архив. При правлении состояли губернский землемер и чертёжная с особыми уездными землемерами [1, с.2].

Согласно указу от 8 июня 1865 г. «О новых правилах об устройстве губернского правления», в состав губернского правления вошли также врачебная управа, губернский комитет общественного здравия и губернский оспенный комитет. Все важнейшие дела, связанные с внутренней жизнью губернии, рассматривались губернатором. И обычно только после того, как им были сделаны распоряжения по основным вопросам, дела передавались в губернское правление для дальнейшего рассмотрения и последующего исполнения указаний губернатора. Законодательство определяло власть губернского правления как «судебно-полицейскую, распорядительную, исполнительную и понудительную» [7, с.467]. Губернское правление ведало всеми важнейшими вопросами жизнедеятельности губернии: доводило до сведения подчиненных ему учреждений и чиновников законы; следило за тем, чтобы исполнялись распоряжения губернатора; выполняло функции полицейского надзора за всем населением губернии. Контроль за деятельностью местных тюрем, надзор за судопроизводством, решение вопросов о переселении в другие губернии, руководство сбором налогов, принятие мер по охране от стихийных бедствий - все это также входило в обязанности губернского правления. Указ от 8 июня 1865 г. освобождал губернское правление от второстепенных административно-хозяйственных дел, которые передавались создаваемым земским учреждениям [3, с.2-3].

Дела, производимые в Уфимском губернском правлении, подразделялись на судебные и административные. Судебные дела решались постановлением общего присутствия губернского правления по большинству голосов. Административные дела губернского правления подразделялись на два разряда. К первому разряду относились дела, требующие предварительного обсуждения. Они вступали в силу после принятия присутствием постановления, которое утверждалось губернатором. Административные дела второго разряда разрешались властью губернатора и вице-губернатора. В случае несогласия губернатора с постановлениями общего присутствия, он мог предложить ему свое мнение. Вошедшее в законную силу постановление губернского правления не могло быть изменено никем кроме императора или правительствующего Сената. Губернское правление являлось и органом полицейского надзора. Основные дела его решались на заседаниях общего присутствия правления. В среднем в Уфимской губернии оно заседало 20 раз в месяц и заслушивало до 60 дел. Например, в январе 1880 г. на заседаниях присутствия

42

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070

губернского правления заслушивались дела о продаже земли, разбирались рапорты уездных исправников, рассматривались жалобы на медлительность чиновников полицейских управлений и т.п.

В соответствии с законом, все постановления губернского правления входили в силу только после того, как их утверждал губернатор. В Уфимской губернии встречались случаи несогласия членов губернского правления с губернатором. По мнению сенатора М.Е.Ковалевского, ревизировавшего Уфимскую губернию в 1880 - 1881 гг., такое положение объяснялось тем, что уфимские губернаторы вообще «не пользовались значением в губернии» [6, л.22-23]. Вместе с тем, М.Е.Ковалевский утверждал, что уфимское губернское правление находилось в упадке «вследствие его полной зависимости от губернатора и отсутствия точного разграничения предметов ведомства губернатора и губернского правления» [4, с.16]. Анализ прохождения документации в губернском правлении показывает, что поступающие прошения, ходатайства и жалобы сплошь и рядом не рассматривались из года в год по несколько лет, а иногда и десятилетий. Например, в уфимском губернском правлении из 3 834 дел, значащихся по описаниям распорядительных отделений в 1880 г., лишь незначительное число поступило в 1879 г. Все остальные дела велись ещё с момента образования губернии. Также к январю 1869 г. в присутственных местах Уфимской губернии оставалось 3 469 нерассмотренных бумаг и 5 331 нерешённых дел [9, л.20]. К 1900 г. осталось 2 786 нерешённых дел по административному и судебному отделениям. В течение 1900 г. поступило ещё 3 308 новых дел. В результате, в течение 1900 г. было решено только 5 252 дела и остались на следующий год 842 дела. [5, с.2-3]. Ежегодно в губернском правлении принимались десятки постановлений о прекращении дел, срок исполнения которых истёк. Только в 1880 г. было принято около 100 постановлений общего присутствия, согласно которым старые дела закрывались из-за невозможности решить их, вследствие «истечения долгого времени». В основном оперативно решались дела, зависящие непосредственно от губернского правления: относительно службы лиц, по составлению и доставке сведений, требуемых министерствами. Дела, разрешение которых зависело не только от губернского правления, но и от других учреждений, решались крайне медленно. Медлительность в исполнении делопроизводства объяснялась, в частности тем, что одни и те же дела нередко решались одновременно в губернском правлении и в канцелярии губернатора. Большое количество дел, канцелярская волокита с обилием всевозможных бумаг, которые плодились во всех губернских учреждениях, всё это тормозило должное исполнение чиновниками своих обязанностей. По свидетельству современников, каждая деловая бумага фиксировалась в шести книгах и переходила из рук в руки около 20 раз, а губернатор подписывал в среднем до 70 документов ежедневно [2, с. 262]. Таким образом, уфимское губернское правление доводило до сведения подчиненных ему учреждений и чиновников законы; следило за тем, чтобы исполнялись распоряжения губернатора; выполняло функции полицейского надзора за всем населением губернии; руководило деятельностью полицейских учреждений.

Список использованной литературы

1. Адрес-календарь Уфимской губернии на 1873 год. Уфа,1874.

2. Блинов И. Губернаторы: Историко-юридический очерк. СПб.:Тип.К. Л. Пентковского, 1905 г. - 311с.

3. ГАОО. Ф.6. Оп.6. Д. 13974.

4. Ковалевский М.Е. Результаты ревизии губернских и уездных учреждений от 2 сентября 1880 и 19 января 1881 гг. Правительственные крестьянские учреждения.- СПб., 1885. - 120 с.

5. Обзор Уфимской губернии за 1900 г. Уфа,1901.

6. РГИА. Ф.1282. Оп.2. Д.9.

7.СЗ. К.1. Т.2. С.467.

8. ЦИА РБ. Ф.9. Оп.1. Д.1677.

Работа выполнена при финансовой поддержке гранта СФ БашГУ № В 15-40

© Р.И Кантимирова ,2015

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070

УДК 94947):33(091)

Е.С. Косых

К.и.н., доцент

Юридический факультет, Стерлитамакский филиал Башкирский государственный университет, г. Стерлитамак, РФ

ЛЕСЛИ УРКВАРТ И ЕГО СОВЕТСКАЯ КОНЦЕССИЯ

Аннотация

В статье рассматривается попытка британского предпринимателя Л. Уркварта получить в концессию в 1921-1922 гг. свои национализированные предприятия в России. Попытка была неудачной вследствие политических разногласий и реституционного характера концессионного предложения.

Ключевые слова

Концессия, иностранный капитал, концессионный договор, реституция

До октября 1917 г. иностранный капитал в форме концессий был одной из важных составляющих российской экономики. Концессией называлась передача на исключительную разработку и пользование частным владельцам, в том числе и иностранным, каких-либо объектов, находившихся в государственной собственности, или видов деятельности (торговля, добыча полезных ископаемых, эксплуатация железных дорог и др.). После революции все иностранные предприятия были национализированы. Но уже в первые месяцы существования советской власти насущные задачи экономики заставили пойти на компромисс. Концессии предлагались западным странам как уступка за сепаратный выход из войны, национализацию иностранной собственности и аннулирование дореволюционных долгов. 23 ноября 1920 г. был принят «Декрет об общих экономических и юридических условиях концессий» [3].

Все первые предложения о концессиях вызывали самую живую полемику в печати [8]. Значительное внимание было уделено концессии британского предпринимателя Лесли Уркварта. Уркварт больше половины жизни провел в России, он свободно владел русским языком. На предприятиях в России Уркварта называли Лесли Андреевич. В 1908-1917 гг. его корпорация «Руссо-Азиатик Консолидэйтед Лимитед» контролировала крупнейшие медные, цинковые и железно-рудные рудники на Урале, в Казахстане и в Восточной Сибири. На этих рудниках, общей площадью свыше 1 млн га, также добывались серебро и свинец (60% от общего производства этих металлов в России).

После революции все заводы Уркварта были национализированы. Претензии группы Уркварта в Советской России составляли 56 млн. ф. ст. Требования о компенсации были отвергнуты. В 1921 г. после подписания англо-советского торгового договора Уркварт попытался получить четыре своих завода в концессию. Л.Б. Красин, руководитель советской делегации в Англии, пригласил его в Москву. При одобрительном согласии Ленина переговоры продолжились, но ни одна сторона не шла на уступки по вопросу об арбитраже. Уркварт настаивал, чтобы председателем арбитражной комиссии было нейтральное лицо, советская сторона соглашалась только на советского гражданина [2]. В середине октября 1921 г. Уркварт заявил о прекращении переговоров.

В 1922 г. Уркварт участвовал на Генуэзской и Гаагской конференциях в качестве председателя Ассоциации британских кредиторов в России. Гаагская конференция по его предложению приняла резолюцию, в соответствии с которой запрещалось приобретать в «России имущество, ранее принадлежавшее иностранным подданным и конфискованное после 1.11.1917...» [4] Но сам Уркварт вскоре нарушил резолюцию Гаагской конференции.

Летом 1922 г. по инициативе Красина переговоры с Урквартом возобновились. 9 сентября 1922 г. был подписан предварительный концессионный договор на 99 лет. Лондонская «Таймс» писала: «Советское правительство обязуется компенсировать обществу понесенные им убытки, начиная с 1917 г.» [9, с. 335]. Мог быть создан прецедент, по которому долгосрочные концессии предоставлялись в случае отказа от претензий на компенсацию. По вопросу об арбитраже стороны пришли к компромиссу. Из пяти арбитров по два назначала каждая сторона, а пятый, председательствующий, определялся по согласию четырех других из шести кандидатов, предложенных советской стороной «из числа известных во всем мире или Европе ученых, юристов, инженеров или политических деятелей» [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.