Научная статья на тему 'Из истории становления казахского букваря'

Из истории становления казахского букваря Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
672
264
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жусупбекова Б.А.

Целью данной статьи является рассмотрение основных этапов становления казахского букваря и их характеристика. Особое внимание уделено роли казахского букваря в процессе начального обучения и воспитания чувства патриотизма

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из истории становления казахского букваря»

УДК 336

Б.А. Жусупбекова

Магистрант, Институт истории Казанский (Приволжский) федеральный университет

г. Казань, РФ

ИЗ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ КАЗАХСКОГО БУКВАРЯ

Аннотация

Целью данной статьи является рассмотрение основных этапов становления казахского букваря и их характеристика. Особое внимание уделено роли казахского букваря в процессе начального обучения и воспитания чувства патриотизма.

Ключевые слова

Национальный букварь, грамотность, алфавит, воспитание. В развитии педагогической мысли для казахского народа вторая половина XIX века, является переломным моментом и ее вершиной. Это связано с тем, что именно в это время жили и творили такие корифеи отечественного просвещения, социально-политической и философской мысли, как Ш.Уалиханов, Абай Кунанбаев, И.Алтынсарин, которые внесли большой вклад в развитие казахского общества в целом. Общеизвестно, что гуманистические идеи и деятельность классиков эпохи просвещения в свое время послужило предпосылкой подъема на новый качественный уровень многие грани жизни и общества. Говоря об особой заслуге представителей первого поколения казахских просветителей и значимости их деятельности в формировании и развитии общенациональной культуры казахов, надо подчеркнуть личность И.Алтынсарина, поскольку он был первым профессиональным педагогом нового образца и нового времени, и ближе всех непосредственно занимался вопросами педагогики. Главные пути преодоления порочных проявлений своего времени, темноты и невежества И.Алтынсарин видел в просвещении подрастающего поколения, в познании окружающей среды и в развитии национального самосознания народа, что характеризует его просветительские мировоззренческие качества. Изданный в 1879 году И.Алтынсариным «Киргизская хрестоматия» была подготовлена в традиции хрестоматии тогдашних передовых русских педагогов и методистов, как К.Д.Ушинский, в них впервые были рассмотрены возможности обозначения казахских звуков русскими буквами, которые и были блестяще осуществлены с изданием этой же «хрестоматии». [1,с.10-12].

Велика заслуга А.Байтурсынова в области просвещения, в преодолении неграмотности в крае. Учебное пособие для начального образования учитывает возрастные особенности подопечных и соответствует требованиям - пожеланиям самих обучающихся детей. Педагог и ученый в нем широко использует захватывающих детей, формирующих в них умение мыслить и мечтать, развивать фантазию - образцы устного творчества народа начиная со сказок, до пословиц и поговорок, загадок и скороговорок. В предисловии к «Букварю» автор пишет в стихотворной форме посвящения для детей, содержание которого созвучно со знаменитым стихотворением И.Алтынсарина «Приходите, дети, учиться!». Дети! Это начало пути к мудрости, Приходите, пробуйте, дерзайте, Многие шли по этому пути, Неужели наш удел - упустить возможность, Мудрость - неугасающий свет, неисчислимое богатство. Так пойдемте и найдем!

«Учебного пособия» (о^у ^¥ралы) - Букваря (Элшпе), составленным А.Байтурсыновым, говорит о многом. В первоначальном варианте «Элшпе» дети сначала знакомятся с родственниками - близкими и дальними, с верхней одеждой, игрушками, названиями еды и напитков, частями тела, домашней утварью, посудой, животным миром, поверхностью земли, жизнью и творениями природы и т.д. В «Элшпе» - это период первоначального формирования грамотности. После этого предлагается для обучения новое учебное

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070

пособие «Алип-би» (Элш-би), т.е. альтернативное учебное пособие. В пособии учебные материалы усложняются, большое значение придается накоплению знаний учениками. Если в свое время создавая хрестоматию И.Алтынсарин впервые выработал методы познания литературы и ее обучения, то А.Байтурсынов создавая собственное учебное пособие (о^у к¥раль1), внедрил в отечественную практику понятия методики преподавания в начальных классах. По И.Алтынсарину преподавание предмета означает, в первую очередь умение расположить учебные материалы на уроках в оптимальной для преподавателя форме, порядок их передачи, совершенствования методов взаимопонимания и взаимодействия учеников и преподавателя [2, с.50].

В 1920-40 годы двадцатого столетия казахская интеллигенция занимается вопросами написания казахских учебников. В этот период на свет выходят учебники А.Байтурсынова, Х.Досмухамбетова, М.Дулатова, М.Жумабаева, Ж.Аймауытова, Н.Кулжановой и других представителей казахской интеллигенции. Особенность данных учебников - соответствие написанных учебников научно-дидактическим принципам с учетом национальных особенностей.

Одним из первых казахских учебников, направленных на создание букваря как звуковой системы, является «Книга казахского букваря» (Каза^ша элшпе ютабы) К.Сергалина. Здесь осваивание звука, буквы, слога связываются повседневным речевым опытом. В 1929 году в связи с переходом на латинскую графику наблюдаются подвижки в деле издания учебников на родном языке. Одна из них выпущенная Г.Мусреповым и А.Байдильдиным - «Букварь казахского воина» (Кызыл эскер элшпеи). Кроме того в изданных 1925 -1930 годы букварях Г. Мусрепова (1930), У.Турманжанова и Ш.Сарыбаева (1931),Б.Майлина (1931), А.Алиева (1934) и т.д вновь наметилась тенденция преобладания звукового метода. В этих букварях хотя основательно не была решена порядковое расположение букв, но заметно, что некоторые авторы придерживались дидактических принципов [3].

Существенный вклад в совершенствование делу подготовок учебников букварей внес Т.Шонанов, который со своими учебниками способствовал налаживанию системы начального образования страны в новых условиях и создании стабильной образовательной базы в целом. В учебнике стоит обратить внимание на множество отдельных набросков, выражающих определенные слова и сюжетные рисунки, заставляющих детей думать. В этом же ключе приводятся множество пословиц-поговорок различного содержания, слова призывающие соблюдения чистоты, выполнения гигиенических требований. Например, в главе «Береги книгу» есть положение-требование - «Книга - друг человека!», «Не рви, не пачкай книгу!», «Не умеющим читать - читай вслух!». В главе «Береги здоровье» есть запреты и правила, как «Не целуй в рот, не позволяй целовать в губы», «Не кушай с одним человеком с одной ложкой и тарелки!» Здесь большое значение придается воспитательному воздействию слова. Вместе с этим в «Букваре» приводятся образцы объявления, короткие рассказы, название месяцев, дней и года. Говорится о календаре погоды и излагается порядок ее зополнения. В содержании букваря имеются отрывки из произведений И.Жансугурова, С.Сейфуллина, С.Муканова, А.Конратбаева[4].

В 1930-40 годы ХХ века меняется структурное содержание учебников. В них затушевывались национальные особенности, устанавливался социалистический уклад жизни. В данный период учебники приобрели монографическое описание. При этом усилилась научная направленность в написании учебников, при этом методические и вспомогательные методы были оставлены без изменения. В особенности это наблюдается в учебниках по математике. Не были учтены образовательный уровень, степень усвоения учениками материала, их уровень, воспитательные принципы основывались на коммунистической идее .

В 1950-60 годов начинается практическая работа по перестройке содержания в средней школе. Были созданы оригинальные пробное учебники для первого класса - «Букварь» (С. Кенесбаева, Н. Миржанова, А. Байдильдинова, Г. Бегалиева ), «Букварь» (З. Айтенова, М. Жубанова, М. Турежанов) , «Грамматика для 1 класса» (Р. Амиров, А. Бакирова) , «Родная речь» (З. Бисенбаев, Т. Кордабаев) , «Букварь» на русском языке (Р. Д. Есенжолова, И.И. Хмелевский) , которые проходили экспериментальную проверку в двухстах школах республики. В ходе апробации учебников изучалось, как авторы решили следующие дидактические задачи: посильны ли учебные материалы, соответствует ли их объем и сложность возрастным особенностям первоклассников и уровню их умственных способностей и познавательных интересов учащихся, каково связь учебных материалов с жизнью и практикой коммунистического строительства, каков методический

аппарата учебников, разнообразны ли упражнения материала, удачен ли иллюстративный материал.

40

С 1970-х годов XX века обучение в начальных классах русско-казахских школ стало проводиться на казахском языке. Стали издаваться учебники по казахскому языку написанные на казахском языке. Были введены в казахский язык русская графика. Все это облегчило выпуски аналогичных учебников. С педагогической точки зрения учебники родного языка, подготовленные русской графикой, одновременно облегчило задачи освоения русского языка. Обладание грамотностью в русско-казахских школах в основном претворены в жизнь учебниками А.Г.Алекторова «Русско-казахская азбука», «К мудрости ступенька», «Казахская Алип-пе, Книга обучающая правописанию», «Букварь для киргизов». Эти буквари сыграли большую роль в овладении грамотности несколькими поколениями нашего народа. Особенно была велика роль учебников родного языка и хрестоматии. В создании таких учебников единственным образцом для подражания была очень ценная книга К.Д.Ушинского «Детский мир». В содержании хрестоматии включены учебные материалы для первого урока-беседы, устные и письменные упражнения, тексты для развития речи, стихи, рассказы, сказки и т.д. Эти материалы помогают учащимся овладеть знаниями, мастерством, нужными навыками и в то же время выполняют воспитательные функции, способствуя развитию мыслительной деятельности, формированию духовного мира, человеческих качеств и лучших чувств у детей. В русско-казахских школах пользовались учебниками И.Алтынсарина, А.Алекторова, Я.Лютина, «Казахской хрестоматией». Из вышеназванных учебников, чаще, чем у других, пользовались хрестоматиями И.Алтынсарина и А.Алекторова. 1984-90годов были созданы оригинальные учебники для первого класса -«Букварь» (Ш. Ауелбаева, М. Жубанова, М. Торежанова, З. Айтенова), «Букварь» (М. Жубанова).

Современный этап в жизни советского общества характеризуется возрастающим вниманием партии государства к воспитанию подрастающего поколения. Это одна из закономерностей процесса совершенствования системы общественных отношений в стране, необходимое условие преемственности поколений в социалистическом обществе. После развала Союза, приобретения независимости с начала 1990 годов началось новое время написания учебников. В первые годы независимости на повестку дня был поставлен вопрос подготовки отечественных учебников-оригиналов. Постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 сентября 1996 года рассмотрена программа по подготовке учебников и учебно-методических комплексов и их изданию. Названная программа является главным документом, регламентирующим стратегию и работу управленческих органов, научно-исследовательских, педагогических и авторских коллективов, издательств по рассмотрению учебников нового поколения, их изданию и дальнейшего внедрения в учебный процесс.

Список использованной литературы:

1. Жадрина М. И. Алтынсарин и вопросы современных учебников //Бастауыш мектеп. 2001. с.-10-12.

2. Байтурсынов А. Уроки языка. Алматы. //Ана тш 1992 г.50с.

3. Камаева С. «Отец Букваря» // Бастауыш мектеп.1998г. №10-11.

4. Есекешова М. «Вклад Т.Шонанова в развитие казахского алфавита» //Бастауыш мектеп. 1998г.№5. с.3-5.

© Б. А. Жусупбекова, 2015

УДК 433

Р.И. Кантимирова

К. и. н., доцент, Исторический факультет С Ф Башкирского государственного университета Г. Стерлитамак, Российская Федерация

УФИМСКОЕ ГУБЕРНСКОЕ ПРАВЛЕНИЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

Аннотация

В статье рассматриваются основные функции уфимского губернского правления, которое было образовано в 1865 году. Автор пришел к выводу, что губернское правление доводило до сведения подчиненных ему учреждений и чиновников законы; следило за тем, чтобы исполнялись распоряжения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.