Научная статья на тему 'Уфимская епархия в 1799 – 1917 гг. : историография вопроса'

Уфимская епархия в 1799 – 1917 гг. : историография вопроса Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1182
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сергеев Ю. Н.

В статье раскрываются проблемы историографии истории Уфимской епархии. Автор пытается проанализировать как в историографии рассматривались в опросы численности, материального и юридического статуса различных категорий православного духовенства, роль духовного сословия в экономической, социальной и культурной жизни региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уфимская епархия в 1799 – 1917 гг. : историография вопроса»

раздел ИСТОРИЯ

УДК 281.93 ББК 86.372.24

УФИМСКАЯ ЕПАРХИЯ В 1799 - 1917 ГГ.: ИСТОРИОГРАФИЯ ВОПРОСА.

Сергеев Ю.Н.*

В статье раскрываются проблемы историографии истории Уфимской епархии. Автор пытается проанализировать как в историографии рассматривались вопросы численности, материального и юридического статуса различных категорий православного духовенства, роль духовного сословия в экономической, социальной и культурной жизни региона.

История России и Русской Православной Церкви неразделимы. Особенности развития государственноцерковных отношений постепенно привели к огосударствлению Церкви, бюрократизации ее управления. Церковная жизнь оказалась в тесной зависимости от политического курса правительства, его внутренней политики. Изменения государственной политики отражались на церковной администрации, духовенстве, всех структурных элементах Церкви. Неразрывная связь с государством и охранительная роль, которую отводило Церкви самодержавие, были причиной того, что в XVIII - начале ХХ вв. Церковь все чаще и чаще фигурирует в планах правительства в качестве одного из основных проводников и исполнителей многочисленных преобразований. Особенно это относится к сфере нравственного воспитания и начального народного образования.

В свою очередь, Церковь также реагировала на перемены, пытаясь адекватно ответить на изменения в общественно-политической и культурной жизни Российской империи. Однако инициативы духовенства контролировало, направляло или гасило государство. Особенно рельефно эта государственноцерковная политика прослеживается на уровне связки “губерния-епархия”. История Уфимской епархии синодального этапа развития позволяет проследить все нюансы государственно-церковных отношений с момента учреждения епархии до Октябрьского переворота 1917 г., радикально изменившего церковную политику правительства.

В краеведческой литературе XIX - ХХ вв. нет исследования, посвященного истории Уфимской епархии на всем протяжении XIX - начале ХХ вв. Однако отдельные аспекты темы изучались в отечественной историографии.

Самыми ранними из работ, касающимися данной тематики, явились географические описания Оренбургско-Уфимской губернии, составленные И. Жуковским в 1832 г. и В.М. Черемшанским в 1859 г.[1] В первой из них даны краткие сведения о количестве православных культовых зданий по уездам губернии. Второе описание более насыщенно.

В нем присутствуют статистические данные по следующим темам: численность духовенства различных конфессий в 1850 г., вероисповедальный состав населения губернии, численность сектантов по городам губернии.

Более точная статистика церквей, монастырей

и часовен Уфимской епархии приведена в двух работах Р.Г. Игнатьева[2]. Данные относятся к 60-м гг. XIX в. и отличаются обстоятельностью подсчета: применительно к каждой церкви. Исследователь называет дату постройки, инициаторов постройки, состав причта, материальное обеспечение приходского духовенства, наличие церковно-приходских школ и количество обучающихся в них учеников, наличие новокрещен и старообрядцев в приходе Перу. Р.Г. Игнатьева принадлежит и специальная брошюра о жизненном пути, одного из уфимских епископов 30-х гг. XIX в. - Михаила Доброва[3].

К работам Р.Г. Игнатьева примыкает статистическое исследование Е. Малова, посвященное крещеным татарам Поволжья и Приуралья[4]. Автор тщательно подсчитал поуездный состав крещенотатарского населения, в том числе и в Уфимской губернии.

В 60 - 90-х гг. XIX в. появился ряд публикаций, посвященных Уфимским архиереям. Наиболее крупными из них были две книги о жизненном пути архиепископа Никанора Бровковича и брошюра-биография епископа Дионисия Хитрова. Н. Красносельцев и А. Крылов показали в своих трудах архиепископа Никанора прежде всего как крупного религиозного философа и педагога системы высшего духовного образования[5]. И.П. Барсуков, автор брошюры о епископе Дионисии, сосредоточился на миссионерской деятельности своего героя в Якутии и Приуралье. Он сумел создать образ миссионера-аскета, влюбленного в свое дело, которое стало для него делом жизни. Вместе с тем, епископ Дионисий у Барсукова живой человек, остро переживающий личные драмы и “болеющий” за свою беззащитную паству. Письма епископа Дионисия к родным и друзьям, данные в приложении к брошюре, показывают именно таким этого архиерея-подвижника[6].

С 90-х гг. XIX в. наметился целый пласт работ церковного краеведения, посвященных монастырям Уфимской епархии. Пионером в разработке данного вопроса стал иеромонах Дионисий, автор брошюры “Уфимский Успенский монастырь”, опубликованной в Уфе в 1898 г. Исследователь добросовестно собрал все оставшиеся в монастырском архиве документы XVII-XVIII вв. и впервые написал связанную историю Уфимского Успенского монастыря за XVШ-XIX вв. В брошюре приводятся имена всех известных к тому времени настоятелей (в том числе

*Сергеев Юрий Николаевич, доц., зав. каф. отеч. и зарубеж. истории БирГПИ

Вестник Башкирского университета.2005№4.

61

12 до закрытия монастыря в 1764 г.). Особенно полно описана монастырская история в XIX в., после восстановления обители в 1800 г.

Аналогичные брошюры были выпущены по истории Златоустовского Святотроицкого монастыря (В.Е. Боков), Владимирского Каменского женского монастыря (анонимный автор), Златоустовского Воскресенского единоверческого мужского монастыря (С.И. Матвеев)[7].

В самом конце XIX в. настало время выхода первых обобщающих трудов по истории Уфимской епархии. Работа И. Златоверховникова открыла ряд таких трудов. Это, скорее, историкостатистический справочник Уфимской епархии, чем монографическое исследование. Исследователь дает массу дат по истории епархии, преимущественно без комментариев, статистику приходов и материального обеспечения приходского духовенства по данным 1897 г. Сочинение Златоверховникова носит, во многом, компилятивный характер. Так, большая часть исторического материала по истории приходов и монастырей епархии, взята у Р.Г. Игнатьева. Исследователь неверно определяет дату учреждения Оренбургско-Уфимской епархии - 27 сентября 1799 г. (вместо 16 октября 1799 г.)[8]. Эта неверная дата вошла, впоследствии, во многие справочные издания.

В 1900 г. была напечатана небольшая (45с.) брошюра К. Херувимова, посвященная биографиям уфимских архиереев. Биографическим данным предшествует краткий исторический очерк состояния православия в Уфимском крае в период, предшествовавший учреждению в нем епархии. Труд К. Херувимова не оригинален, но фактологически точен. Единственной ошибкой является дата учреждения Оренбургско-Уфимской епархии (2. XI. 1799 г. по Херувимову)[9].

Вершиной дореволюционной историографии проблемы был фундаментальный двухтомный труд

Н. Чернавского “Оренбургская епархия в ее прошлом и настоящем”. Работа вышла двумя выпусками (Вып.

7. 1900 г. и Вып. 10. 1902 г.) трудов Оренбургской ученой архивной комиссии, членом которой Н. Чернавский состоял. Исследователь вводит в научный оборот гигантское количество архивных материалов, значительная часть которых считается к настоящему времени. Фактические данные, приводимые Н. Чернавским, тщательно выверены и максимально достоверны. Так, он впервые доказал неверность ранее предлагаемой даты учреждения Оренбургско-Уфимской епархии (27 сентября 1799 г.), заменив ее достоверной (16.Х. 1799 г.), незаслуженно забытой современными исследователями[10]. Работа А. Чернавского подробно проанализирована в статье Ю.С. Зобова, основные положения которой мы повторим[11]. Заслугой Н. Чернавского Ю.С. Зобов называет установление периодизации истории Оренбургской епархии: казанско-тобольский период (XVI - кон. XVIII вв.); “консисторианский” (1799

- 1859), “оренбургский” (с 1859 г.). Это была первая попытка периодизации истории епархии, и она была удачной (за исключением названия второго периода). Не вызывают возражений и такие тезисы Чернавского как определение христианизации в качестве неотъемлемой части внутренней политики правительства на окраинах государства, подчеркивание общности интересов духовной и светской властей в деле колонизации российских окраин. Главная заслуга Н. Чернавского, по Ю. Зобову, - тщательное составление жизнеописаний

архиереев Оренбургской епархии, объективное и беспристрастное суждение об их деятельности. Н. Чернавский сумел дать яркие и точные портретные зарисовки руководителей епархии, хотя иногда и увлекался подробным описанием в ущерб анализу исторических событий. Работа Н. Чернавского ценна при исследовании данной проблемы именно богатством детализированных фактов. Биографии епископов Уфы доведены им до конца 60-х гг. XIX в. (епископ Филарет Малишевский).

После работы Н. Чернавского, каких-либо крупных работ по истории епархии не создавалось. Из работ общего, справочного характера, можно отметить второй том монографического исследования И. Покровского о русских епархиях XVI - XIX вв.[12] и “Православный полный богословский энциклопедический словарь”, вышедший в 1913 г. в двух томах и содержащий ряд статей по истории Уфимской епархии, наиболее известных монастырях и архиереях епархии[13]. Так в первом томе словаря помещены биографические статьи об уфимских архиереях: Августине Сахарове,

Антоние Храповицком, Дионисие Хитрове, Иустине Полянском, Аркадии Федорове. Второй том содержит биографии Никанора Бровковича, Нафанаила Троицкого, Петра Екатериновского, Христофора Смирнова, статьи “Уфимская епархия”, “Оренбургская епархия”, “Уфимский Успенский монастырь”, “Уфимский Благовещенский женский монастырь”. Биографические статьи очень отрывочны и неполны, статьи о епархиях содержат статистику храмов и монастырей, численность духовенства, перечень архиереев с годами управления епархией, даты основания епархий. Статистические данные ограничены 1911 - 1912 гг.

В советский период истории тематика была запретной. Если православие эпохи феодализма хоть как-то упоминалось в региональном краеведении (сюжеты о христианизации, монастырском землевладении), вся история Уфимской епархии XIX

- начала ХХ вв. вообще выпала из сферы научных интересов исследователей. Достаточно упомянуть тот факт, что в таком серьезном исследовании, как “Очерки по истории Башкирской АССР” (Уфа, 1959. Т. 1. Ч. 2.) вся история православия в XIX в. сведена к констатации факта наличия в г. Уфе духовной семинарии и системы церковно-приходских школ в губернии.

Первые данные об учреждении Уфимско-Оренбургской епархии в советской краеведческой историографии появились лишь в 70-е гг. ХХ в., в коллективном труде по истории г. Уфы[14]. Там же рассказывалось и о двух уфимских монастырях. Следующий аспект проблемы - вопрос о материальном обеспечении сельского приходского духовенства Южного Урала в первой половине

XIX в. был частично затронут в монографическом исследовании Ю.М. Тарасова[15]. 90-е гг. ХХ в. дали значительное количество работ, касавшихся различных аспектов изучаемой темы. В 1991 г. вышло монографическое исследование М.Л. Зеленогорского о жизни и деятельности Уфимского архиерея Андрея Ухтомского (управлял Уфимской кафедрой в 1913 - 1920 гг.)[16]. В 1993 г. выходит неординарное исследование о судьбе татар-крещен, в том числе и проживающих на территории Уфимской губернии[17]. В том же году коллектив сотрудников ЦГИА РБ во главе с О.В. Васильевой и В.В. Латыповой выпустил коллективный труд “Дорога к храму: История религиозных учреждений

62

раздел ИСТОРИЯ

г. Уфы”. Две трети книги посвящены православным церквам и монастырям г. Уфы. Есть в книге и раздел названный “Из истории уфимской епархии”. Несмотря на ряд фактологических ошибок, раздел явился первой попыткой создания очерка истории Уфимской епархии в посткоммунистическом краеведении. В 1994 г. выходит монографическое исследование М.Н. Фархшатова, посвященное народному образованию в Башкирии во второй половине XIX в. В данной работе значительное место уделено системе церковно-приходских школ и духовных заведений. Исследователь вводит в научный оборот целые пласты новых фактов, дает динамику системы духовных учебных заведений в губернии[18]. Статья И.Г. Васильевой анализирует характер взаимоотношений православной иерархии со старообрядчеством епархии в конце XIX - начале

ХХ вв.

В 1996 г. вышла из печати энциклопедия “Башкортостан”, содержащая более двух десятков статей по региональному православию. Авторы

статей (О.В. Васильева, В.В. Латыпова, Н.П. Зимина, В.В. Мохов, Ю.Н. Сергеев) на основе новонайденных архивных и забытых опубликованных фактов дали подборку персоналий наиболее известных деятелей южно-уральского православия: архиереев, настоятелей монастырей, священников, церковных историков. В энциклопедии были опубликованы и статьи обобщающего характера: “Христианизация”, “Монастыри”, “Православие”, “Старообрядчество”, “Духовенство православное”, “Церкви”, “Часовни”, “Иконы” и т.д. Весь комплекс опубликованных статей является хорошей базой для создания целой серии специальных трудов по различным проблемам южноуральского православия.

Из авторов второй половины 90-х гг. ХХ в. активно разрабатывающих проблемы истории православия на южном Урале в XIX - начале ХХ вв. можно назвать М.И. Роднова, А.И. Конюченко, Ю.Н. Сергеева, О.В. Васильеву, М.Н. Ефименко и многих других[19].

ЛИТЕРАТУРА

1. Жуковский И. Краткое географическое и статистическое описание Оренбургской губернии составлено в 1832 г. Уфа, 1880; Черемшанский В.М. Описание Оренбургской губернии в хозяйственном, статистическом, этнографическом отношении. Уфа, 1859.

2. Игнатьев Р.Г. Сведения о церквах Уфимской губернии // Памятная книжка Уфимской губернии. Уфа, 1873. С. 32-59; Монастыри Уфимской епархии. Там же. С. 28-30.

3. Малов Е. Статистические сведения о крещенных татарах Казанской и некоторых других епархий в Волжском бассейне // Ученые записки Казанского Университета. Вып. 4. 1866. С. 321-387.

4. Игнатьев Р.Г. Преосвященный Михаил, епископ Оренбургский и Уфимский. М., 1898.

5. Красносельцев Н. Архиепископ Никанор и его учебно-литературная деятельность. Одесса, 1893; Крылов А. Архиепископ Никанор как педагог. Кишинев, 1900.

6. Барсуков И.П. Памяти Дионисия, епископа Уфимского. С-Пб., 1902.

7. Боков В.Е. Описание Златоустовского Святотроицкого монастыря. Уфа, 1904; Владимирский Каменский женский монастырь. Уфа, 1904; Матвеев С.Ч. Краткая история Златоустовского Воскресенского единоверческого мужского монастыря Уфимской губернии. Уфа, 1913.

8. Златоверховников И. Уфимская епархия: географический, этнографический, административно-исторический и статистический очерк. Уфа, 1899. С. 44.

9. Херувимов К. Краткая историческая записка о просветительской и административной деятельности Уфимских архипастырей за 100 лет существования Уфимской епархии: 1800 - 1900. Уфа, 1900.

10. Чернавский Н. Оренбургская епархия... Вып. 7. С. 186.

11. Зобов Ю.С. Становление историографии христианства в Оренбургском крае // Христианство и ислам на рубеже веков. Оренбург, 1998. С. 123-129.

12. Покровский Ч. Русские епархии в XVI - XIX вв., их открытие, состав и пределы. Казань, 1913. Т. 2.

13. Оба тома изданы в С-Пб. (репринт М., 1992 г.).

14. История Уфы. Уфа, 1974. (переиздание - 1981 г.).

15. Тарасов Ю.М. Русская крестьянская колонизация Южного Урала во вт. пол. XVIII - сер. XIX вв. М., 1984.

16. Зеленогорский М.Л. Жизнь и деятельность архиепископа Андрея (князя Ухтомского). М., 1991.

17. Глухов-Нагайбек М. Судьба гвардейцев Сеюмбеки. Казань, 1993.

18. Фархшатов М.Н. Народное образование в Башкирии в пореформенный период 60 - 90-е гг. XIX в. М., 1994.

19. Роднов М.И., Васильева О.В. Храм в Архангельском. Уфа, 1999; Конюченко А.И. Особенности церковноадминистративного устройства Оренбургской епархии (вт. половина XIX - начала ХХ вв.) // Россия и Восток: проблемы взаимодействия. Челябинск, 1995. С. 45-48; Сергеев Ю.Н. Православная церковь в Башкортостане (вт. половина XVI - пер. половина XIX вв.). Уфа, 1996; Религии в Башкортостане: история и современность. Уфа, 1999 (сб. тезисов); Христианство и ислам на рубеже веков. Оренбург, 1998 (сб. материалов).

Поступила в редакцию 23.09.04.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.