Литература
1. Агаджанян H.A., Пономарев В.В., Ермакова Н.В. Проблема здоровья студентов и перспективы развития // Образ жизни и здоровья студентов: материалы I Все-рос. науч. конф. - М., 1995. - С. 38-40.
2. Ахмерова С.Г., Курмаева Л.А., Левина И.М. и др. Характеристика гигиенических навыков студентов в процессе учебного курса по формированию здоровья // Гигиена и санитария. - 1996. - № 1. - С. 44-47.
3. Нефедовская Л.В. Состояние и проблемы здоровья студенческой молодежи / под ред. В.Ю. Альбицко-го. - М: Литтерра, 2007. - 192 с.
УДК 614.2:618
Моденова Туяна Чойнхоровна - главный врач муниципального автономного учреждения здравоохранения «Студенческая поликлиника». 670013, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, д. 72а, тел. 411273, тел/факс 410926, e-mail: [email protected]
Modonova Tuyana Choinkhorovna - chiefphysician, municipal autonomous institution of health care “Students polyclinic”. 670013,Ulan-Ude. St. Klyuchevskaya, d. 72a. tel. 411273, tel/fax 410926, e-mail: modont@ mail.ru
И.М. Дашанимаева
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖЕНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
ГОРОДСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ №3 г. ХГАН-УДЭ
В статье представлены результаты социологического опроса женского населения о качестве медицинской помощи, дана оценка деятельности врачей - гинекологов, акушерок, регистраторов. Статья будет полезной для организаторов здравоохранения первичного звена.
Ключевые слова: качество медицинской помощи, социологический опрос пациентов, доступность медицинской помощи.
1.М. ОанИаиппасуа
CONTENTMENT OF QUALITY OF MEDICAL SERVICES FOR FEMALE POPULATION IN CITY POLYCLINIC №3 OF ULAN-UDE
In the article the results ofsociological poll ofthe female population concerning quality of medical care are presented, the estimation of activity of doctors - gynecologists, midwifes, registrars has been given. The article will be useful for organizators of health care of primary link.
Keywords: quality of medical aid, sociological poll ofpatients, availability of medical aid.
Удовлетворение потребностей пациента, обладающего конституционным правом на охрану здоровья и получение гарантированной государством медицинской помощи надлежащего качества, сегодня является актуальной задачей деятельности лечащего врача. В результате реформирования здравоохранения должно быть достигнуто повышение доступности и качества медицинской помощи. С целью поиска необходимых мер по совершенствованию оказания медицинской помощи в городской поликлинике №3 регулярно проводится анкетирование пациентов. Для сбора материала была разработана специальная анкета, которая включала вопросы доступности, результативности лечения, профессиональной компетентности, оценки уровня оказания медицинской помощи, а также взаимодействия между пациентами и медицинским персоналом. Ранее в 2006-2007 гг. исследовались мнения пациентов участковых терапевтов и врачей общей практики, в 2008 г. - пациентов с участков семейных врачей. В 2009 г. проведено анкетирование пациен-
тов дневного стационара.
В 2010 г. студентами кафедры социальных технологий ВСГТУ с целью оценки качества медицинской помощи (КМП) проведено независимое анкетирование 100 пациентов, получающих медицинскую помощь в женской консультации.
В социологическом опросе участвовали женщины в возрасте от 18 до 30 лет - 80 ч., от 31 - 40 лет - 16, старше 40 лет - 4. На вопросы анкеты отвечали пациентки большей частью с высшим образованием (40%), с незаконченным высшим образованием - 26%, одна треть - со средним образованием. По социальному статусу респонденты распределились следующим образом - каждая четвертая женщина является домохозяйкой, каждая пятая - студенткой, 20% женщин трудятся в бюджетных организациях, 8% - в частных предприятиях. По семейному признаку оказалось, что 73% респонденток состоят в официальном браке, 14% проживают в гражданском браке. У 53% женщин нет детей. На момент анкетирования 35% пациенток состояли на диспансерном учете
И.М. Дашанимаева. Удовлетворенность женского населения качеством медицинского обслуживания городской поликлиники №3 г. Улан-Удэ
у гинеколога. Поводом для обращения в женскую консультацию для большинства (53%) явилась беременность, 35% обращались с профилактической целью, на медосмотр, 5% - по поводу остро-
го заболевания, 3% с хроническим заболеванием и 4% для оформления медицинских документов. Состояние здоровья оценили хорошим 47%, удовлетворительным - 43%, плохим - 2% и затруднились с оценкой - 8% опрошенных.
Рис. 1. Оценка состояния своего здоровья респондентами
График работы гинеколога удовлетворяет 78% женщин, чуть меньше (70%) устраивает график работы узких специалистов, 8% респондентов не устраивает график работы как гинекологических участков, так и врачей - специалистов. 15% женщин отметили проблемы с транспортной
доступностью, 74% не испытывают проблем с транспортом, так как живут в районе обслуживания поликлиникой. Четверть пациенток 1 раз в течение года пользовалась услугами дневного стационара, 15% пролечились в дневном стационаре дважды.
не лечились 2раза 59% 15%
1раз 26%
0
20
40
60
0 20 40 60 80 100 120
I да ■ ют □ затруди
Рис.2. Частота лечения в дневном стационаре в течение года
Рис. 3. Удовлетворенность графиком работы гинеколога и врачей-специалистов
Результаты социологического опроса показали, что значительная часть респондентов (75%) доверяет квалификации врача-гинеколога, не доверяют - 11%, остальные (14%) затруднились с ответом. Обратились впервые в женскую консульта-
цию 22%, такое же количество женщин отметили редкое посещение. Треть пациенток обращается к гинекологу 1 раз в год. Каждая четвертая женщина обращается в течение года от 2 до 5 раз.
Рис. 4. Частота обращения в женскую консультацию
др.меі
1%
платно
9% ведомс.
фактич.
-70/ прожив.
% 34%
10
20
30
пр
опис.
49%
40
50
Рис.5. Выбор места лечения
Право застрахованного лица в выборе врача определяет лечебное учреждение, где он предпочитает лечиться: 49% респондентов лечатся по месту прописки, 34% - по месту фактического проживания, 7% - в ведомственной поликлинике, 9% - в частной медицинской организации и 1% -в других учреждениях.
Большинство респондентов (65%) отметили, что им приходилось пользоваться платными медицинскими услугами.
Внимательное отношение по отношению к себе со стороны регистраторов отметили 74% ре-
спондентов, а каждая седьмая пациентка (14%) отмечает грубость с их стороны.
Работой акушерки удовлетворен 71% женщин, отрицательную оценку дали 6%, четверть опрошенных (23%) затруднилась с ответом.
Положительное отношение к себе со стороны врача отметили 57% респондентов, 17% констатировали равнодушное отношение со стороны врачебного персонала.
Рис.6. Оценка качества медицинской помощи пациентками женской консультации
И.П. Зундуева, В.М. Алексеева. Пути оптимизации лекарственного обеспечения в многопрофильной больнице скорой медицинской помощи
При оценке качества медицинской помощи, оказанной в женской консультации, 41% респондентов дал хорошую оценку, 41% - удовлетворительную, 7% - не довольны качеством и 11% затруднились с ответом.
Таким образом, анкетирование пациентов позволяет собрать и обобщить информацию, оценить состояние качества медицинской помощи и прийти от контроля к управлению с целью систематического улучшения КМП, конечной целью которого является обеспечение условий для реализации права граждан на получение медицинской помощи надлежащего объема и качества и улучшение качества жизни застрахованных граждан.
Приведенные результаты опроса подчеркивают, что заинтересованность руководителей и принятие эффективных управленческих решений должны влиять на удовлетворенность пациентов медицинской помощью в подведомственном учреждении, поэтому итоги анкетирования обязательно доводятся до сведения главных врачей.
Социологический мониторинг врачебной деятельности должен проводиться на постоянной основе и учитываться при подведении итогов работы лечебно-профилактических учреждений и планировании мероприятий по непрерывному улучшению качества медицинской помощи.
Литература
1. Денисов И.Н., Иванов А.И. Врач общей практики в системе первичной медико-санитарной помощи // Российский семейный врач. - 2000. - №1. - С. 6-13.
2. Жилкина Ю.А. Отдельные вопросы оказания платных медицинских услуг и обеспечения качества // Вопросы экспертизы медицинской помощи. - 2006. -№7. - С. 39-42.
3. Хабриев РУ, Серегина И.Ф. К результатам социологического исследования по оценке доступности и качества медицинской помощи населению // Вопросы экспертизы медицинской помощи. - 2007. - №1. -С. 5-20.
4. Коврик С.А. Удовлетворенность пациентов медицинским обслуживанием как индикатор качества медицинской помощи // Заместитель главного врача. -2008. - №1. - С. 66-68.
5. Евсюков Л.А. Трудовая мотивация и качество медицинской помощи // Вопросы экспертизы медицинской помощи. - 2008. - №10. - С. 25-26.
6. Бондарев Ю.А. Взаимодействие страховой медицинской организации, администрации районов и медицинских учреждений в создании и развитии системы управления качеством медицинской помощи // Заместитель главного врача. - 2009. - №10. - С. 64-70.
Дашанимаева Ирина Михайловна - кандидат медицинских наук, ст. преподаватель кафедры терапий 2 Бурятского государственного университета.
Dashanimaeva Irina Mikhailovna - candidate of medical sciences, senior lecturer, department of therapy 2, Buryat State University.
УДК 615.12: [614.21 : 614.88] И.П. Зундуева, B.M. Алексеева
ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В МНОГОПРОФИЛЬНОЙ БОЛЬНИЦЕ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
В статье представлены результаты социологического опроса пациентов, врачей и медицинских сестер многопрофильной больницы скорой помощи. Путем анкетирования получены ответы об организации лекарственного обеспечения стационара, что позволило определить пути его совершенствования.
Ключевые слова: лекарственное обеспечение, лекарственные средства, социологический опрос, медикаменты
I.P. Zundueva, V.M. Alekseeva THE WAYS OF OPTIMIZATION OF MEDICINES PROVISION IN MULTYDISCIPLINARY HOSPITAL OF FIRST MEDICAL AID
The article presents the results of a poll of patients, doctors and nurses in a multidisciplinary hospital of first aid. The responses concerning organization of hospital medicines provision have been got by use of questionnaire, that have allowed to define the ways of its improvement.
Keywords: provision of medicines, drugs, poll, medicines.
Одним из приоритетов государственной рового образа жизни и повышения доступности
политики в Концепции развития здравоохране- и качества медицинской помощи [2]. Важнейшим
ния до 2020 г. признано сохранение и укрепление социальным критерием доступности и качества
здоровья населения на основе формирования здо- медицинской помощи является степень удовлет-