Научная статья на тему 'УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ КАЧЕСТВОМ И ДОСТУПНОСТЬЮ УСЛУГ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ'

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ КАЧЕСТВОМ И ДОСТУПНОСТЬЮ УСЛУГ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
160
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО И ДОСТУПНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / УПРАВЛЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ДОСТУПНОСТЬ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ / ДЕФИЦИТ ДОВЕРИЯ НАСЕЛЕНИЯ К МЕДИКАМ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лежебоков Андрей Александрович, Паслер Ольга Владимировна, Баштовая Анна Владимировна

Статья содержит результаты социологического опроса населения Ставропольского края о доступности и качестве медицинской помощи в регионе, проведенного в начале 2020 года. Анализ показал, что большинство жителей края в той или иной степени не удовлетворены работой поликлиник и больниц в месте своего проживания. При этом в общественном сознании сложился и воспроизводится дефицит доверия населения к медикам, а основные запросы, которые сегодня предъявляют жители к системе управления здравоохранением региона - модернизация системы оплаты труда медицинских работников и ее привязка к качеству их работы, ликвидация очередей в медицинских учреждениях, а также расширение спектра бесплатной медицинской помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лежебоков Андрей Александрович, Паслер Ольга Владимировна, Баштовая Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SATISFACTION OF THE POPULATION OF THE STAVROPOL TERRITORY WITH THE QUALITY AND AVAILABILITY OF HEALTH SERVICES

The article contains the results of a sociological survey of the population of the Stavropol Territory on the availability and quality of medical care in the region, conducted in early 2020. The analysis showed that the majority of residents of the region are more or less dissatisfied with the work of polyclinics and hospitals in their place of residence. At the same time, the public consciousness has developed and reproduces the lack of public confidence in doctors, and the main requests that residents today make to the health care management system in the region are the modernization of the system of remuneration for medical workers and its binding to the quality of their work, the elimination of queues in medical institutions, as well as the expansion of the range of free medical care.

Текст научной работы на тему «УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ КАЧЕСТВОМ И ДОСТУПНОСТЬЮ УСЛУГ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»

УДК 316.43

DOI 10.23672/j4984-3218-3159-z

Лежебоков Андрей Александрович

доктор социологических наук, профессор,

профессор кафедры социологии, Северо- Кав казски й федеральный университет [email protected]

Паслер Ольга Владимировна

кандидат политических наук, доцент,

доцент кафедры социологии, Северо-Кавказский федеральный университет [email protected]

Баштовая Анна Владимировна

студентка факультета среднего профессионального образования, Ставропольский государственный аграрный университет [email protected]

Andrey A. Lezhebokov

Doctor of Sociological Sciences, Professor,

Professor of the Department of Sociology, North Caucasus Federal University [email protected]

Olga V. Pasler

Candidate of Political Sciences, Associate Professor, Associate Professor of Sociology, North Caucasus Federal University [email protected]

Anna V. Bashtova

Student of the Secondary Faculty Vocational Education, Stavropol State Agrarian University [email protected]

Удовлетворенность населения

ставропольского края качеством и доступностью услуг в сфере здравоохранения

Satisfaction of the population

of the stavropol territory with the quality and availability of health services

Аннотация. Статья содержит результаты социологического опроса населения Ставропольского края о доступности и качестве медицинской помощи в регионе, проведенного в начале 2020 года. Анализ показал, что большинство жителей края в той или иной степени не удовлетворены работой поликлиник и больниц в месте своего проживания. При этом в общественном сознании сложился и воспроизводится дефицит доверия населения к медикам, а основные запросы, которые сегодня предъявляют жители к системе управления здравоохранением региона - модернизация системы оплаты труда медицинских работников и ее привязка к качеству их работы, ликвидация очередей в медицинских учреждениях, а также расширение спектра бесплатной медицинской помощи.

Ключевые слова: качество и доступность медицинской помощи; управление здравоохранением Ставропольского края; экономическая и территориальная доступность медицинских услуг; дефицит доверия населения к медикам.

Annotation. The article contains the results of a sociological survey of the population of the Stavropol Territory on the availability and quality of medical care in the region, conducted in early 2020. The analysis showed that the majority of residents of the region are more or less dissatisfied with the work of polyclinics and hospitals in their place of residence. At the same time, the public consciousness has developed and reproduces the lack of public confidence in doctors, and the main requests that residents today make to the health care management system in the region are the modernization of the system of remuneration for medical workers and its binding to the quality of their work, the elimination of queues in medical institutions, as well as the expansion of the range of free medical care.

Keywords: quality and accessibility of medical care; management of health care in the Stavropol Territory; economic and territorial accessibility of medical services; lack of public confidence in doctors.

Забота о здоровье населения является важнейшим условием устойчивого экономического роста. Следует считать, что здоровье нации -это показатель, отражающий качество жизни и успешность проводимых государством политических и социально-экономических реформ.

Изучение проблемы качества медицинских услуг в системе здравоохранения имеет междисциплинарный характер. Социологический срез изучения проблемы способен дополнить картину о положении дел в сфере здравоохранения. Тем более, что приоритетное право оценивать качество

и доступность медицинском помощи принадлежит получателям медицинских услуг, поскольку именно удовлетворенность пациентов является одной из важных составляющих результативности медицинской помощи.

С целью выяснения мнения населения Ставропольского края о доступности и качестве медицинской помощи в регионе в начале 2020 года было проведено социологическое исследование методом анкетирования в форме уличного опроса физических лиц старше 18 лет, постоянно проживающих на территории Ставропольского края. Объем выборочной совокупности 819 человек, из них 460 женщин и 359 мужчин.

Формирование выборочной совокупности происходило по принципу стратифицированной пропорциональной выборки с использованием метода случайно-бесповторного отбора респондентов и процедуры квотирования по гендерному и возрастному признакам в соответствии с половозрастной структурой населения Ставропольского края.

Для начала проанализируем, как оценивают жители Ставропольского края состояние своего здоровья (табл. 1).

Таблица 1

Как Вы оцениваете состояние своего здоровья? (%)

Как Вы оцениваете состояние своего здоровья? Всего Мужчины Женщины

Нормальное здоровье, пока не жалуюсь 40,3 20,4 20,2

Временами болею 30,5 13,1 17,1

Часто болею 10,4 4,4 6,1

Имею хроническое заболевание 13,4 5,4 8,1

Инвалид 3,5 1,3 2,3

Затрудняюсь ответить 1,3 0,7 0,6

Отказ от ответа 0,6 0,3 0,2

В целом, лишь 40,3 % опрошенных не жалуются на своё здоровье, 57,8 % жителей Ставропольского края имеют те или иные заболевания. Как видим, женщины на вербальном уровне оценивают своё здоровье чуть ниже, чем мужчины, что несколько отличается от официальной статистики смертности в крае.

За 2019 год статистика смертности населения трудоспособного возраста свидетельствует о том, что около 80 % всех умерших в трудоспособном возрасте приходится на мужское население, что негативно воздействует на рынок труда и увеличивает нагрузку на социальные фонды. В

Как часто Вам приходится пос

структуре причин смерти населения преобладают болезни системы кровообращения (54,8 %) и новообразования (14,9 %). [1, с. 18]

Существенная разница вербальных оценок мужчин своего здоровья и официальной статистики заболеваемости и смертности в крае, скорей всего, объясняется тем, что мужчины не так внимательно относятся к своему здоровью, склонны не замечать мелкие недомогания и обращаются в медицинские учреждения значительно реже, чем женщины. Это подтверждают и данные опроса (табл. 2).

Таблица 2

медицинские организации? (%)

Как часто Вам приходится посещать медицинские организации? Всего Мужчины Женщины

Еженедельно 3,0 1,8 4,2

Ежемесячно 13,2 10,5 15,9

Несколько раз в год 54,9 46,8 63,0

Один раз в несколько лет 23,1 32,6 13,6

Вообще не посещаю медицинские организации много лет 5,8 8,3 3,3

Значимым показателем, требующем оценки, является удаленность и транспортная доступность до ближайших медицинских учреждений (рис. 1).

В целом, для более 85 % опрошенных жителей Ставропольского края время, необходимое для того, чтобы добраться до ближайшего медицинского учреждения, составляет не более одного часа.

Важнейший фактор доступности медицинской помощи - уровень развития инфраструктуры системы здравоохранения и соответствующие возможности получения услуг в своем населенном пункте. По данным Министерства здравоохранения Ставропольского края, за последние 5 лет в

регионе увеличилось число больничных и поликлинических организаций, а вместе с этим, и число соответствующих медицинских коек [1, с. 31]. Что, безусловно, сглаживает неудачи реформы здравоохранения в России предыдущих лет, когда планировалось оптимизировать расходы на здравоохранение за счет закрытия неэффективных больниц.

Однако данные опроса показали, что проблема территориальной доступности далека от разрешения, особенно в отношении сельских жителей края. В начале 2020 года были недоступны государственные и муниципальные медицинские услуги в своем населенном пункте для 17,7 % горожан и 32,5 % сельчан.

Рисунок 1 - Удаленность и транспортная доступность ближайших медицинских учреждений в оценках жителей Ставропольского края

По данным исследования, как минимум каждому третьему жителю края, обратившемуся в медицинское учреждение, приходилось платить за те или иные услуги. Больше всего платных услуг оказывают на приеме у частного врача (66,2 %), в больнице или в специализированном медицинском учреждении (60,1 %), меньше всего - в поликлинике, медпункте по месту жительства (33,1 %). Это достаточно тревожная информация, которую должны учитывать в работе органы здравоохранения на всех уровнях. Бесплатная медицина сегодня становится скорее исключением, чем гарантией для каждого. Невозможность получить

бесплатно необходимую медицинскую помощь сужает границы доступности медицины для малообеспеченных категорий граждан.

Медицинское учреждение - важный социально-значимый объект, который должен быть доступен для всех, включая людей с ограничениями. В этой связи респондентам был задан вопрос: «Какие условия доступности для лиц с ограниченными возможностями имелись в медицинской организации, которую Вы посещали в последний раз?». Были получены следующие результаты (рис. 2).

Рисунок 2 - «Какие условия доступности для лиц с ограниченными возможностями имелись в медицинской организации, которую Вы посещали в последний раз?»

Таким образом, доступность медицинских учреждений для лиц с ограниченными возможностями обеспечена в Ставропольском крае не полностью. Большинство респондентов отметили наличие специальных условий для инвалидов лишь у

входной группы (пандусы, поручни и парковки), внутри помещений уровень соответствующей оснащённости значительно ниже и практически незаметен для посетителей. Положительным моментом является то, что новые медицинские

учреждения в крае строятся с учетом требований доступности для лиц с ограниченными возможностями.

Высокая смертность не может не предъявлять повышенные требования к работе всей системы здравоохранения края. Как же оценивают деятельность медицинских учреждений жители Ставропольского края?

Большинство адресных респондентов в той или иной степени не удовлетворены работой поликлиник и больниц в месте своего проживания (рис. 3).

При этом, оценивая изменения, происшедшие в отрасли медицины за последний год, относительное большинство опрошенных выбрали нейтральную позицию - «в чем-то улучшилось, в чем-то ухудшилось» (рис. 4).

Рисунок 3 - Удовлетворенность респондентов работой медицинских учреждений (%)

Рисунок 4 - Оценка респондентами характера изменений в сфере медицины (%)

Более половины взрослого населения края уверены в том, что профессиональный уровень большинства врачей Ставрополья ниже, чем требуется (57,8 %), а 65,7 % жителей региона считают, что врачи больше заботятся о своих доходах, чем о пациентах. Полученные результаты позволяют оценить уровень доверия граждан к медикам в целом как крайне низкий. В Ставропольском крае, как и в стране, в целом, сложился и воспроизводится дефицит доверия населения к медикам. Это отличает Россию от других стран и является, возможно, наиболее серьезным современным вызовом системе здравоохранения.

Медицинская помощь в идеальных обстоятельствах должна сочетать в себе высокое качество предоставляемых услуг и территориальную доступность для пациентов. К сожалению, в

сегодняшних реалиях осуществить наилучшее сочетание обеих этих характеристик не всегда удается. Возникает дилемма: мероприятия, обеспечивающие повышение качества медицинской помощи, в целом ряде случаев могут приводить к некоторому ухудшению ее территориальной доступности. В связи с этим важно выяснить отношение жителей Ставропольского края к этой дилемме. Чему - улучшению качества или сохранению территориальной доступности медицинской помощи население региона отдает предпочтение?

Следуя этой логике, в ходе исследования респондентам было предложено определить свое предпочтение по отношению к следующим альтернативам:

1) получить любую медицинскую помощь, пусть не самую качественную, но в обычном медицинском учреждении, расположенном близко к дому («доступность»);

2) получить самую хорошую медицинскую помощь в крупном медицинском центре, расположенном в другом районе города или другом населенном пункте («качество») [2, с. 12-13].

56 % опрошенных жителей Ставропольского края высказались в пользу качества медицинской помощи, даже в случае, если ради нее придется ехать в другой район или населенный пункт. Для 40% респондентов оказалась важнее

территориальная доступность, и 4% участников опроса затруднились с ответом. По данному вопросу наблюдаются существенные различия между социально-демографическими группами (рис. 5).

Так, для людей пенсионного возраста фактор территориальной близости медицинского учреждения от места их проживания оказался важнее качества (49 % против 44 %). В свою очередь, для молодежи в возрасте 18-24 лет повышенную важность обретает именно качество медицинских услуг (65 %). Такие предпочтения вполне объяснимы и связаны с факторами мобильности данных категорий населения.

Рисунок 5 - Наибольшие расхождения в предпочтениях качество уэ доступность у респондентов разных социально-демографических групп (%)

Зафиксирована также корреляция предпочтений в зависимости от уровня образования опрошенных и их материального положения. Люди с высшим образованием из двух альтернатив в основном предпочитают качество (64 %), в то время как респонденты с уровнем образованием ниже среднего высказываются за доступность (49 %).

Высокообеспеченные и среднеобеспеченные респонденты предпочитают качество территориальной доступности (67 %), в то время, как среди низко обеспеченного и необеспеченного населения предпочтительнее доступность (47 %). Возможными причинами таких расхождений является прямая связь, существующая между фактором территориальной доступности с экономической доступностью, т.к. перемещение на большие расстояния с целью получения медицинской помощи связано с материальными затратами. Кроме того, укоренившаяся в российском сознании практика, что качественная медицина не может быть бесплатной, влияет на выбор бедных категорий респондентов.

Наиболее острыми проблемами в сфере здравоохранения, по мнению респондентов, являются: квалификация врачей (34,1 %); очереди в поликлиниках (31,9 %); отношение к пациентам

(29,7 %).

Относительное большинство опрошенных считают, что повлиять на решение этих проблем могут, прежде всего, федеральные власти (36,9 %), Меньшее количество респондентов (26,3 %) видят акторами такого влияния краевые власти и еще меньшее (16,2 %) - местные власти.

На заключительный вопрос анкеты: «Какие меры, на Ваш взгляд, могут улучшить качество медицинских услуг в Ставропольском крае?» были получены следующие результаты (рис. 6). Респонденты могли выбрать до трех ответов из перечня, либо предложить свои меры.

Данные опроса показывают, что население Ставропольского края озабочено низкими заработными платами медиков, которые не соответствуют социальной значимости их работы, что порождает, в свою очередь, проблему коррупции в сфере здравоохранения, поэтому запрос на модернизацию системы оплаты труда медицинских работников и ее привязку к качеству их работы формулируют 42,9 % жителей Ставропольского края. Чуть меньше участников опроса (39,0 %) уверены, что улучшение качества медицинской помощи возможно путем преодоления дефицита кадров по основным медицинским специальностям за счет увеличения бюджетных мест в вузах и перехода на целевое обучение. 37,4 % опрошенных настаивают на улучшении оснащённости медучреждений и бригад скорой помощи. Около трети респондентов среди действенных мер по повышению качества мед.услуг считают усилен и е контроля за компетентностью врачей (35,2 %) и введение персональной ответственности руководителей медучреждений и врача за качество лечения (33,4 %), еще 26,5 % выступают за усиление контроля государственных органов за работой медучреждений, 15,1 % опрошенных перекладывают эту функцию на плечи страховых организаций.

Рисунок 6 - «Какие меры, на Ваш взгляд, могут улучшить качество медицинских услуг

в Ставропольском крае?» (%)

Рассмотрев результаты исследования, можно сделать вывод о том, что система здравоохранения Ставропольского края на современном этапе сталкивается с влиянием множества факторов: возросшими ожиданиями и потребностями населения, недостаточностью бюджетного финансирования, территориальными различиями в обеспеченности медицинскими кадрами и специали-

зированной инфраструктурой, что обусловливает возникновение проблем с доступностью и качеством медицинской помощи в регионе. Эти и многие другие проблемы определяют необходимость поиска новых механизмов управления качеством и доступностью медицинской помощи на всех уровнях власти.

Литература:

Literature:

1. Ставропольский край в цифрах. 2020: крат. стат. сб. Северо-Кавказстат. Ставрополь, 2020. 88 с.

2. Кочкина Н.Н. Доступность и качество медицинской помощи в оценках населения: препринт WP8/2015/03 / Н.Н. Кочкина, М.Д. Красильникова, С.В. Шишкин. М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. 56 с.

1. Stavropol Territory in numbers. 2020: krat. stat. sb. North-Caucasian. Stavropol, 2020. 88 p.

2. Kochkina N.N. Accessibility and quality of medical care in population assessments: preprint WP8 / 2015/03 / N.N. Kochkina, M.D. Krasilnikova, S.V. Shishkin. M. : Publishing House of the Higher School of Economics, 2015. 56 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.